В галерее имеются два портрета П. М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И. Е Репина. Но самый известный портрет Третьякова был написан И. Е Репиным в 1883 году. Мне показалось символичным, что выставку открывает полотно И. Е. Репина «Портрет П. М. Третьякова».
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Способная пианистка, она чутко понимала музыку и это передалось ее дочерям. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Достоевского (1872), А. Н.
Некоторые из них тяготели к охранительно-консервативному лагерю. Сурикова «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» произведения И. Е. Анненковым.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. Когда И. Н. Для своей галереи Третьяков заказывал художникам портреты, приобретал их с выставок, разыскивал или, по его выражению, «добывал», выменивал, покупал в частных коллекциях и антикварных магазинах, вел переговоры с родственниками и близкими людьми, хранившими изображения интересовавших его деятелей. Портреты «соборян», как их часто именуют специалисты, представляют собой участников своего рода петровского «братства» в военных действиях, в государственных делах и в царских шуточных затеях и развлечениях.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Каминский. Центральная группа словно недовольна своей ролью. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Нередко задается вопрос, сколько произведений насчитывает портретная галерея Третьякова.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Это портреты А. Н. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Но бывали случаи, когда приходилось заказывать и приобретать сразу несколько живописных портретов одного лица. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Скупой на слова, Третьяков оставил несколько точных определений своего «детища». Л. Н. Толстого». Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Его нельзя поставить в ряд с портретами Пирогова, Рубинштейна, Дельвига.
Строгих правил или канона не существовало.
Своего рода прообразом галереи Третьякова может считаться портретная серия, получившая название «Преображенской», которая была создана анонимными авторами. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. «Преображенская» серия, задуманная Петром I, объединяла, быть может, впервые в русском искусстве соратников и единомышленников. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Еще секунда и новая строка послания будет придумана. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Тургенева31, в которых, по свидетельству А. П. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Майкова (1871), А. Ф. Третьяков с упоением участвовал в сложении портретного образа, который должен был отвечать его представлениям. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Руки, скрещенные на груди, ярко выделяются на фоне черного сюртука. Они, бесспорно, входят в «большую» историю русского искусства. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Если ранее, как отмечает наблюдательный современник, портреты в галерее Третьякова были «скучены и внизу и наверху», то теперь «развешены по мастерам» «в хронологическом порядке», обращая внимание публики на «манеру художника» 6. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза.
Островского (1871), В. И. Летом 1873 г. Крамской с семьей живет на даче в Козловке-Засеке, возле Тулы. Саврасова, «Больной музыкант» М. П. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Крамскому удалось его уговорить. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Она ушла из жизни в 1931 году55. Ряд портретов удался легко и сразу, но целый блок портретов так и не был реализован. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. И живопись этого этюда находили непонятной. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. В 1860-е годы Третьяков приобрел картины «Привал арестантов» В. И. Аксенова, автора популярных романсов композитора А. А.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Обличительный пафос предполагался в первом замысле картины: процессия должна была двигаться параллельно променаду нарядных дачников, но от такого лобового хода Репина отговорил его друг – пейзажист Федор Васильев. Даргомыжского11.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Павел Михайлович Третьяков писал жене: «Искренно от всей души благодарю Бога и тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья. » Через много лет, вспоминая об этих днях, старшая из дочерей Вера Павловна напишет в своих воспоминаниях: «Если детство может действительно быть счастливым, то мое детство было таковым. Крамского, с которым особенно сблизился в 1876 году. Портрет П. М. Третьякова (1883) не считается особо удачным. Об этом достаточно сказано в литературе.
Рубинштейн, И. Е. Глаза ясные и добрые. В 1885 году к дому в Лаврушинском пристраивается еще 7 залов.
Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Любопытное, на первый взгляд, совпадение. Ге и другие. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Хорошо известна история с несколькими заказами портрета И. С.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова 1844–1899) была человеком неординарным. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок.
Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Работа затянулась на несколько лет, так как без натуры Крамской работать не мог, а он, обуреваемый творческими планами, часто уезжал. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. Клодта, «Бабушкины сны» В. М. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Наоборот, картина оставляет впечатление нелицеприятною, острого обличения истинной сущности правящей верхушки предреволюционной России. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Среди названных имен – идеолог славянофильской доктрины М. П. Островского, актера Малого театра в Москве, затем Александринского в Петербурге. Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина. У него было 6 детей.
При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику.
Он требовал большего. Третьяков высоко ценил талант И. Н. В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Браз.
Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича» Н. Н. Горбунова – писателя, близкого кругу «молодой редакции» журнала «Москвитянин» и А. Н. Залы сообщались с жилыми помещениями. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью.
Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Репин, И. Н. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128.
В Галерее работает детская студия. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. В галерее появляются картины В. Д. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Все портреты схожи по размеру, у них общий композиционный принцип: «соборяне» изображены по пояс, на нейтральных фонах, на портретах присутствуют пояснительные надписи.
По выражению Павла Михайловича, его галерею составляют портреты «русских писателей, композиторов и вообще деятелей по художественной и ученой части» 1. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Тут и пришел на помощь Савицкий. У Третьякова было несколько графических портретов М. И.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В их доме бывали художники, писатели, музыканты, в том числе И. С. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Третьяков не был первым устроителем портретной галереи выдающихся русских деятелей. Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен) и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Собиратель хотел видеть портрет в натуральную величину изображающий «Горбунова на сцене рассказывающим» 28.
И. Глинка в период сочинения оперы «Руслан и Людмила» (1887). Желая иметь «достойный» портрет писателя, Третьяков пытался заказывать его многим живописцам: В. П. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Но сделать портрет по материалам и воображению было нелегко. Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Царь Иван Грозный и сын его Иван» работы В. М. В самом деле, портреты писателей и поэтов превосходят по количеству все остальные.
К числу удачных работ Репина надо отнести картину «М. Примером поведения для современников стал новый «мыслящий человек», который ставит разум и пользу выше устаревших авторитетов. Глинки (1869), И. А. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Писано на балконе в общественном Коммерческом саду. Якоби, «Вид в окрестностях Ораниенбаума» А. К. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Будучи большим ценителем музыки (за один месяц собиратель мог посетить до 20 концертных и оперных представлений), Третьяков с неусыпным вниманием относился к формированию в галерее блока портретов музыкантов и композиторов, чье творчество, по-видимому, он находил самобытным. собрание мое, картин русской школы и портретов (выделено автором – Т. Ю. )» 2.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». И. Репин. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Ге, 1867), высланного Николаем I навсегда из России поэта-гражданина Н. А. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Начатые работы порой могли и не иметь продолжения. Поленова, И. И. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Верещагину, И. П. Простая черная одежда, сливаясь с таким же черным креслом, визуально увеличивает фигуру героя. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Одним из членов Славянского комитета был М. Н. «Аксаков был художник в душе – наставлял он Крамского, – страстно любил природу, литературу, музыку, театр сохранил до старости любовь ко всему этому любил и умел пользоваться всем, что дает нам мир Божий, пользоваться без вреда ближним и потому мог до старости сохранить ясное, покойное и довольное расположение духа» 14. Даргомыжского (1869), Ф. И.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. И. Репин. П. М.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В его словах прочитывается осознание следующего этапа собирательской политики, констатация нового понимания задач и нового качества коллекции, в задачи которой входит представление, прежде всего истории русского искусства. Посещает Льва Толстого в Ясной Поляне, но тот продолжает отказываться от позирования. 16 декабря 1998 года, в день 100-летия со дня смерти П. М. Перова, которому писал в октябре 1860 года: «Берегите себя для службы искусству и для Ваших друзей». Третьяков пытался действовать через Фета, рассчитывая на его дружбу с Толстым, но получил отказ: «Насчет портрета я прямо говорил и говорю: нет Есть какое-то чувство, сильнее рассуждения, которое мне говорит, что это не годится».
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Павел Михайлович женился поздно, в 1865 г., но был очень счастлив в семье. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
В семье все любили друг друга. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Якоби, «Последняя весна» М. П. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Константин Коровин». Через 10 дней после этого композитор скончался. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Дружинин, сторонник теории «искусства для искусства», объявил Пушкина идеалом истинного художника, назвав труд Анненкова «первым памятником великому писателю от потомства», при этом рьяно нападал на литературу «гоголевского» направления. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. ». Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Едва ли случаен заказ портрета И. Ф. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Д. И.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Он и изображен сосредоточенным, глубоко задумавшимся, ушедшим в себя. Его галерея имела «предшественников» не только в европейском, но и в русском искусстве. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Салтыкова-Щедрина.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Крамской, В. М. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим.
Критик «Отечественных записок» отказался признать Пушкина национальным поэтом – и его обвинили в «плевании на могилу Пушкина» 16. Сближению способствовали и общие художественные взгляды и убеждение в общественной, гражданской миссии искусства. Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Третьяков обговаривал тип портрета (поколенный или погрудный, с руками или без рук, фон – нейтральный или иной). Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Васнецов, В. Г.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. «Историко-хронологический» и «монографический» принцип развески картин в экспозиции 1882 года отвечал заявленному тезису о собирании русского искусства в его развитии. «Мое личное мнение то, что в живописном искусстве нельзя не признать главным самую живопись» 7, – сделал важное заявление Третьяков. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. И выделил это задумчивым выражением глаз, спокойствием, граничащим с умением достигать цели и знанием своего дела. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Павел Михайлович Третьяков родился в 1832 г. и был первенцем. Репин дважды подавал прошения об отставке.
Она запечатлела участников так называемого «Всепьянейшего сумасброднейшего собора всешутейшего князь-папы», возникшего на рубеже 1680 – 1690-х годов по инициативе Петра I. Такое сопоставление может кому-то показаться излишне натянутым. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Крамской работал над портретом Л. Н. Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. Мягкости образу Третьякова придает лишь тот факт, что он позволил себе немного облокотиться на мягкую спинку стула, на котором он сидит. В перечислительном ряду выдающихся портретов абсолютно справедливо упоминание имени Ф. М. Модели изображались в основном сидящими, форма одежды – свободная, лишенная орденов, медалей, всякой официальности.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Маркиной, явно противостояла традиционным портретным галереям Рюриковичей и Романовых, в которых героями почитались «первые персоны» соответственно их высокому государственному статусу. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Они выдвигали нравственные требования, внося «этический критерий» в политическую жизнь и программу Славянского комитета: идея национальной политики сводилась для них к тому, что Россия должна решать свои задачи в Европе, опираясь на славянство ибо российская внешняя политика в отношении славян является бескорыстной в отличие от других европейских держав.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Пополнение фондов происходит также благодаря Обществу друзей Третьяковской галереи, образованному в 1995 году. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Васнецова, И. С. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое.
Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. «Складывая» национальный портрет, он отдает первенствующую роль и предпочтение литераторам, определяющим нравственные ориентиры нации. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Чуть позже Третьяков признался, что полностью согласен с Репиным8 в его равнодушии «к благим намерениям» в искусстве, что «в деле живописного искусства» ключевым оказывается сама живопись, а сам Павел Михайлович готов «восхищаться всяким пустяком, художественно написанным иначе и не может быть для тех, кто любит собственно живописное искусство. » 9. Вяземского (1874) и других деятелей культуры.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. «Портрет А. П. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского».
Келером-Вилианди в 1870 году. Пушкину в Москве (открыт в 1880 году). Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Но не это главное.
Лишь в 1873 году И. Н. «Портреты, находящиеся у Вас теперь, между картинами имеют характер случайный, они не составляют систематической коллекции русских деятелей, – писал Репин собирателю, – но за немногими исключениями представляют лиц, дорогих нации, ее лучших сынов, принесших положительную пользу своей бескорыстной деятельностью, на пользу и процветание родной земли, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» 13. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. Гончарова (1869), А. Н.
Заказы портретов становятся единичными. Третьякова. Он не мог не сознавать необходимости попадания того или иного деятеля в «круг избранных», «людей, дорогих нации», выдающихся деятелей эпохи, принятых как интеллектуальной элитой, так и публикой, зрительской аудиторией, ради которой строился и создавался его музей национального искусства. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Клодта. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Красивое, правильное русское лицо обрамлено бородой, как носили в 80-х годах. Рассмотрим "ближний круг". Характерен жест рук, выражающий собранность, даже некоторую замкну- I тость характера. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери.
Америка—Франция—Россия. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Катков22, портрет которого безуспешно пытался заказать П. М. Толстого в 1873 году, писатель уже издал «Войну и мир» и приступил к созданию «Анны Карениной». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Соколова, «Разносчик» В. И. Келеру-Вилианди, А. Г.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Третьяков заказывает для своей портретной галереи целый ряд портретов, по определению Г. Ю. В его глазах читается печаль, тоска. Ему небезразлично, как будет изображен тот или иной персонаж (на воздухе или в интерьере), какими должны быть аксессуары, его окружающие, в чем будет одет изображаемый.
Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы». Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Кроме того, в эти годы у Репина была уйма работы. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Писемского (1869), М. П. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Крамского, «Сосновый бор» И. И. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Левитана, А. М. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Высоко ценил Павел Михайлович творчество В. Г.
Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Сходство черт лица и выражение поразительны. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Репину, К. Ф. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда.
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Толстого (1874), П. А.
Добавим от себя, что тогда же были заказаны (но не всегда осуществлены или осуществлены позже) портреты М. И. Однако нужно отчетливо представлять, что собиратель самостоятельно производил выбор портретируемых, а его современники далеко не всегда были единодушны в признании роли тех или иных представителей русской культуры, которых сегодня мы упоминаем в ряду «лиц, дорогих нации». На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Васнецова «После побоища Игоря Святославовича с половцами», И. И. Горавскому, В. Г. Перову, И. Е. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Стернина, «довольно специфического состава» 21. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. В письмах он оценивает, критикует, требует и ищет новое. В 1870-е годы в собрании Третьякова появляются картины «Христос в пустыне» И. Н. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Думается, сама модель вызывала эту несколько суховатую строгую манеру. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.
Случались промедления: вторгались жизненные обстоятельства, мешала краткость светового дня в зимнем Петербурге и нехватка ясных дней, препятствовала занятость тех или иных людей (их отъезд из России) и даже душевное состояние и личные качества портретируемого. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Одним из первых был заказан живописный портрет А. С.
Худякова. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Глинки12. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Исследователю важно подчеркнуть, что никто из названных писателей не принадлежал к «новым людям», которых выбрало себе радикальное крыло русского демократического движения 1860-х годов. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями.
Шишкина, «Грачи прилетели» А. К. Его высоко ценили Достоевский и Тургенев, Островский и Мусоргский. Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Немного позднее он приобрел полотна «Сбор вишен» И. И. Писарев сделал попытку «свергнуть с пьедестала» Пушкина и добился успеха в решительной борьбе против эстетики, что привело к восстанию против навязанных авторитетов и к попытке заставить публику пересмотреть традиционные ценности.
Фон – стены любимой им галереи картин. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. 1898). Третьяков дальнейший вектор развития галереи. А. В.
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.
М. Бунакову. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Третьяков уделяет большое внимание исторической достоверности портретов, которые создавались посмертно, разрабатывая вместе с художниками многие подробности и важные детали будущего изображения – его волнует сходство не только физиогномическое, но прежде всего «творческого лица». Названные модели тяготели к почвенничеству: к кругу писателей-самобытников историков, филологов, музыкантов интересы которых обращены к «своей почве», к народным и национальным началам, к изучению древней русской культуры и фольклора.
Даля (1871), Ф. М. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Крамского «Неутешное горе», Н. А.
Они словно противопоставлены друг другу. Названные модели, бесспорно, являются национальными героями эпохи. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Погодин, а после его смерти – И. С. Павел Михайлович много работал: большую часть времени отнимали торгово-промышленные дела — управление Костромской льнопрядильной фабрикой, магазины и другие, а все оставшееся время посвящалось галерее (посещение выставок, художников, строительные работы в галерее, развеска, составление каталога и т. п. ).
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Серова (1870), А. С. Погодина (1872) и других. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Нам не известны годы приобретения графических портретов русских гитаристов А. О. Ярошенко «Всюду жизнь» и другие.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища. Крамскому (последние два – отказались).
Репина писать портрет известного «ретрограда» Каткова, «клеймившего позором всякое свободное слово» 24. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься о новой перестройке. Гончарова – Т. Ю. /не так замечательна. » 4. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Погодин, наряду с ним Ф. И. О том, что у него уже тогда возникла идея создания музея русской живописи, говорит его первое завещание 1860 года, в котором он просит брата и сестер исполнить его просьбу: «Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи». На написании отдельных портретов Третьяков настаивал годами. В стенах музея регулярно проходят музыкальные вечера, научные конференции.
С ним Павел Михайлович встречался, был знаком и ни один портрет не удовлетворял его вполне» 32. И даже в позе Третьякова есть отголоски особенности этой личности. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Размер портрета обычно приближен к натуре. Тютчева (1873), А. К. Чернышевским критики-публицисты, утилитаристы, ссылаясь на В. Г. Максимова и другие.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Во всех материалах о Третьяковской галерее датой ее основания называется 1856 год – именно тогда П. М. Третьяков приобрел две первые картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Дочерям он дал прекрасное домашнее образование. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. В коллекцию попадали и достаточно «средние» по уровню портреты, о чем собиратель искренне сожалел, однако всякий раз поступал по-разному.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Портретная галерея формировалась на протяжении почти тридцати лет: первая серия заказов исполненных специально для галереи «лучших людей», последовала в 1869 году, а последний портрет приобретен в год смерти собирателя (И. Э. А произошло это так. Серова исполненного И. П. На этот факт уже обращали внимание исследователи25.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Руководил строительными работами муж одной из сестер Третьякова, архитектор А. С. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
Возглавляемые Н. Г. Ведь об освобождении узников родных оповещали. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Это было еще в 1880 году. Шишкина «Утро в сосновом лесу», И. Н.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Портрет не был исполнен. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Пушкина обличали также и с позиций православия, утверждая, что он находился под влиянием ложных атеистических, эгоистических и безнравственных европейских ценностей, тем самым продолжая служить делу, начатому Петром I. К 1872 году «литературные страсти» улеглись и была объявлена всероссийская подписка на первый памятник А. С. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. С тех пор началась дружба семьями. П. М. Третьяков был очень скромным, сдержанным человеком. Перов, В. Д. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Некрасова сатирика М. Е. В его взгляде осуждение и тревога. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. «. Я задался собрать русскую школу, как она есть в последовательном ее ходе» 5, – так обозначил в 1879 году П. М. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Во второй половине 1880-х годов Третьяков обеспокоен отсутствием в коллекции многих имен – причем акцент с писателей сменился в сторону художников: «Нахожу достаточным иметь один портрет, удовлетворяющий меня да и вообще достаточно иметь по одному портрету желаемого лица, так как многие (из публики) находят, что и теперь в собрании портретов слишком много, а между тем у меня многих еще нет: нет Вашего большого портрета /Крамского – Т. Ю. /, нет Репина, Маковского, В. Верещагина, Прянишникова, Ярошенко, Каткова (никто не хотел написать его) и еще кого-нибудь – вдруг не припомню» 10. «В 1883 году в Харькове портрет хористки. Аксаков. Никакого подчеркивания государственных заслуг человека, намеков на профессиональную принадлежность первостепенная задача для портретиста – найти и выразить «движущую идею личности», ее высшую сферу, которая проявляется не в талантах, уме и даже не в характере, сколько во внутреннем потенциале человека, устремленном к «всеобщему благу».
Остроухова. Модели оправдывались, выдвигая самые разные причины – отсутствие «хорошего расположения духа или по крайней мере спокойствия», «непритворную» скромность и «убеждение, что деятельность моя /И. А. И. Репин. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя.
Сихры и С. Н. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В 1860-е годы были приобретены работы Перова: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Тройка» и «Дилетант» в дальнейшем Третьяков продолжает приобретать картины Перова, заказывает ему портреты, активно участвует в организации посмертной выставки произведений художника.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Продолжается пополнение музея художественными произведениями. Белинского, «первого и самого главного» литературного критика XIX столетия, заявившего, с одной стороны, о главенствующем положении Пушкина в качестве национального поэта, а с другой – критически относившегося к «содержанию» в произведениях поэта. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Была приобретена Третьяковым также Туркестанская серия картин В. Верещагина по очень высокой цене. Вся центральная часть написана самим Репиным. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями.
Говоря о систематической коллекции, быть может, Репин имел в виду коллекцию В. А. Находясь в восторге от только что прослушанной новой оперы «Вражья сила» композитора А. Н. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Белинского, провозгласили превосходство гоголевского, сатирического направления над «пушкинским». «Как так. » Очень просто, я, разумеется, не напишу и никто из моих современников, но лет через тридцать, сорок, пятьдесят он будет написан и тогда останется только пожалеть, что портрет не был сделан своевременно. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Однако не отрицали при этом многих европейских ценностей и достижений. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Внимание художника тяготит их.
Третьяков»109. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. «Портрета В. М.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Таким образом и современники заметили перемены, произошедшие в галерее Третьякова: движение от портретной «соборности» к конкретной личности. В его собрание входили портреты представителей царской династии, военачальников, влиятельных чиновников, писателей, художников, ученых. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. На этом мы расстались и порешили начать сеансы завтра». Чехова». Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Гуну, И. Н. Черная одежда Третьякова также контрастирует с позолотой рам, обрамляющих картины.
За ними – толпа церковников и мещан, во главе которых над пустым киотом из-под чудотворной иконы со смиренным благоговением склонились две женщины. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Чайковский, А. Г. Тургенев, П. И. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231.
Столкновение различных группировок в пресловутой полемике 1850 – 1860-х годов в значительной мере предопределила «двойственность позиции» В. Г. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Вот таким образом, можно предположить, что художник, когда писал портрет, ориентировался не только на внешнее сходство, но и на значимость некоторых выдающихся черт характера коллекционера. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Перовым в 1872 году выпустившего в свет романы «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Бесы» политического эмигранта А. И.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Репин же, напротив, считал, что все должны знать Третьякова как одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи. Достоевского, к моменту исполнения портрета В. Г. Третьяков всякий раз радовался верному выбору. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Третьяков не хотел, чтобы портреты исполнялись одним живописцем, «одной кистью», вот таким образом к заказам старался привлекать самых разных художников – от известных, уже получивших признание, до малоопытных и начинающих живописцев, стимулируя таким образом новые начинания и предоставляя возможность проявить свой талант малоизвестным и молодым художникам. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Именно в этот период, с конца 1860-х годов, П. М. Впрочем, так ли. Все они так или иначе разделяли основные положения славянофильской доктрины, полагая, что «Европа идет по ложному пути», обличали ее за буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Тонкие, длинные пальцы характеризуют коллекционера как аристократа с утонченной натурой. Были годы чрезвычайно «урожайные».
Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Алябьева или А. Л. По свидетельству современников, портрет отличался безусловным глубоким сходством. Напротив, оно развивалось неровно, задуманное Третьяковым растягивалось во времени, шло, так сказать, «скачками».
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. А в 1887 он заказал Репину живописный портрет композитора «в период сочинения им оперы «Руслан и Людмила», любимой оперы собирателя. Но сама идея создания портретной галереи «соборян», по мнению известного исследователя Л. А.
В это время Третьяков становится искренним сторонником только что возникшего Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), он оказывает материальную и моральную поддержку художникам-передвижникам. Портрет производит яркое и сильное впечатление. Серов еще не писал в это время портретов.