Их дружба сослужила и большую службу для русского искусства – Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям маслом – и акварелью и пером и карандашом кроме того, Репин вылепил три бюста Льва Николаевича. Так вот, за два года до скандальной выставки И. Е. Репин выставил у передвижников портрет Л. Н. Толстого, причем изобразил великого писателя босиком. Репин создал 12 портретов, 25 рисунков, 8 зарисовок членов семьи Толстого и 17 иллюстраций к толстовским произведениям, создал 3 бюста писателя. Репин много раз писал портреты Толстого.
Но к созданию образа Толстого Репин еще долго не приступал, он все изучал Льва Николаевича, присматривался к нему и лишь в 1887 году написал первый портрет писателя.
Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. И это отношение к философии Льва Николаевича осталось у Репина навсегда. Сколько было разнообразных людей, впечатлений и мыслей.
А 1906 году он нарисовал портрет углем. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Сухотиной-Толстой.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей. – писал Репин Стасову. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия.
Пусть он несет божественный огонь этим утлым, омертвелым существам. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Их надо осветить, пробудить от прозябания.
Илья Ефимович Репин был дружен со Львом Николаевичем Толстым и часто посещал его в имении писателя "Ясная поляна". Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. В ней чувствуется что-то властное и энергичное.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Цвета полотна очень сдержанны. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Конечно, я картину эту окончу после, уж слишком много работаю над ней, много собрано материала, жаль бросать.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Общение с прежними друзьями было только заочным.
В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Влияние сильной, гениальной личности таково, что решительно не находишь возражений.
Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. А более всего ему понравились малороссийские «досвитки», – помните, которую Вы и смотреть не стали, а он ее удостоил названием картины, прочие – этюды только. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Толстой босой» или же «Л. Н. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Среди них – выдающиеся работы И. Н. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Черткова, Ю. И.
Казалось, она спит. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик. Он идет прямо к матери. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.
Погрязнуть с ними навсегда – жертва. Ге. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Выдающийся подбородок. П. М. Третьяков был обрадован, но озабочен поездкой Репина в Ясную Поляну. Работ очень много.
Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
Оболенский и др. Спуститься на минуту в эту тьму и сказать: я с вами – лицемерие. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». У меня в руках был альбомчик и я, не теряя времени.
Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Игумнова, П. И. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Публике картина понравилась.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Главное, я никак не могу помириться с его отрицанием культуры. Стасов присылает ему все, что он просит. На автопортрете, выполненном в 1877 году, Илья Ефимович выглядит измождённым по мнению исследователей, болезненность, которую кисть художника не сумела скрыть, — это следствие малярии, перенесённой Репиным сразу по прибытии в Москву.
Остен-Сакен, А. А. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. И все это только аксессуар, только фон для главной фигуры. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. кто может, пусть следует благородному Прометею.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы.
Черткова, М. А. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Толстого, брата писателя, тетушек А. И.
Репин встречал их по средам. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. Уже тогда в коллекции музея находились значительные художественные ценности, которые и сейчас составляют гордость музея. Очертание всего рта было классически прекрасно.
Наиболее известными из них стали работы И. Н. Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Башилова, С. Н. М. Бунакову.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Толстого. У него самая большая серия портретов писателя. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Репин очень высоко ценил портрет Толстого исполненный Крамским. Но вскоре художник понял, что Толстой был неправ в своей оценке.
Кроме того – у них 23 внука. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Выражение победы духа над страстями».
Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. Он писал дочери Толстого Татьяне Львовне: «Как мне хорошо жилось в Ясной Поляне. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. История создания такова.
Этой картиной художник очень дорожил и горячо защищал ее идею в спорах. Стаховичей. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Очень много зарисовок ко всем картинам. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. И. Н.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Это барельефы и силуэты Ф. П. Крамского и Н. Н.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Портрет в черной блузе проповедника» 1 – так писал Репин о Льве Толстом и о его портрете. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Картина строга и проста. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
Года три уже у меня была мысль: когда Вы поедете на юг к себе на родину. ну и народец же. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив».
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу. Я глубоко чту и уважаю Толстого, но философия его для меня темна и полна противоречий».
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Лучшие произведения 1890-1900-х гг. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю. Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка.
Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Где тут писать, голова кругом идет от их гаму и шуму. Крамского, И. Е. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Виден стол с исписанными листами бумаги, сосредоточенное лицо и руки писателя. «Не молчать перед правдой царицею». Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Бирюков, Н. Л. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. И, действительно, он работал до упаду.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Кустодиевым и И. С. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Куликовым, 1901-03, Русский музей).
Этюд получился превосходный. Она ушла из жизни в 1931 году55. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. «Не молчать перед правдой царицею». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Пастернака, М. С. Л. Н. Толстого».
Он погружён в работу и ничего не замечает. Очень известна работа Н. Н. Америка—Франция—Россия. Эта поездка была очень плодотворна и много значила для самого художника. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Все кажется неотразимо, как сама истина. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В комнате сумрак. Репину удалось передать в облике Толстого величие гения. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Репину, однако, удалось передать величие Толстого иными средствами.
Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Ге 1884 года, на которой классик изображен самозабвенно пишущим: он не позирует, он работает. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами.
Репин лично хлопотал о том, чтобы юноша был зачислен на курс профессора Павла Чистякова, которого ценил не только как мастера живописи, но как и тонкого, умного педагога79. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Это письмо подводит итог коренным противоречиям во взглядах Толстого и Репина. Как только он творит без тенденции, он велик, несравненен. Выдающийся подбородок. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. «Работаем до упаду. » – писал Репин Стасову из Ясной Поляны.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Репин дважды подавал прошения об отставке. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. В 1891 году Репин вылепил и бюст Льва Николаевича.
Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого – Сергеем, Ильей и Татьяной. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Репин не отказался от предложенной темы, но и не согласился с ней. Их постоянные беседы об искусстве оплодотворяли творческую мысль того и другого. В эту минуту в комнату вошел Христос. Репина, Н. Н.
Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Выражение победы духа над страстями». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Уже через несколько дней Репин с любовью возобновил работу над «Запорожцами» и сообщил об этом в письме к В. В. Стасову: «. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
М. В. Я дорого бы дал теперь за картинку из жизни Пушкина, Гоголя, Лермонтова и др. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Я все изучал их, вспоминал и наслаждался красивая картинка выходит». Чем же объясняет художник свою неудачу. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Он не знал еще, какой именно портрет Толстого сделал Репин. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Встав в литературных работах на скользкую почву тенденции, Толстой быстро пойдет под гору. Посетив в первый раз мастерскую Репина, Толстой высказал свое мнение по поводу некоторых репинских картин. И вот уже перед нами не царь, а отец. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В жаркий полдень по широкой пыльной дороге торжественно и чинно вслед за иконой движется многолюдная процессия. Репин считал сам эту картину красивой.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. По ночам же – до 3-х час.
Третьяков»109. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Со своей веревочной сбруей и палочной сохой Лев Николаевич мне жалок.
Какая же любовь к этим существам может смириться с такой юдолью. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. ловлю чертами момент прохождения мимо меня всего кортежа. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). Салтанова, И. Я. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Толстой лежит в уютном месте, под деревьями в тени, на своем синем халате, укрывшись белым. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Так ли это – судить зрителям. Гинцбурга, П. П. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Но Крамскому удалось убедить писателя. Много учился на написании портретов близких и друзей.
Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Комната небогатой интеллигентной семьи. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Репин вернулся на прежние позиции. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз. Репин пишет: «В один жаркий августовский день, в самую припеку. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее.
Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Ге. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Не доносчик ли. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Работал весь день, не замечая времени. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Портрет написан в Ясной Поляне, по обыкновению быстро, в три сеанса (13-15 августа). Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Нет. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». –.
Леонид Пастернак много рисовал писателя. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
«В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Толстого, Д. Н. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. что «Крейцерова соната» – признак упадка в духовном мире Толстого. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
«Чувство огромного влияния на Россию своими произведениями подняло его активность и вселило веру в возможность перевернуть жизнь к лучшему. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Да, много я передумал после него и мне кажется, что даже кругозор мой несколько расширился и просветлел». Так, он пишет Стасову: «Меня он очень хвалил и одобрял. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Репин поначалу беспрекословно принял эти замечания, согласился с ними. Весь день поглощена она этим. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Все заняты. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127.
«Ужасно жаль, – писал он художнику в августе 1887 года, – что я не знал, что Вы отправлялись к Льву Николаевичу, так жаль, что и сказать нельзя и вот почему. Берег Волги. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. На картине Репина «Портрет Толстого» великий русский писатель изображен сидя в кресле, только что оторвавшись от чтения книги и, кажется, все еще пребывая в раздумьях, вызванных прочитанным. Убийство свершилось. Лев Николаевич собирался вспахать поле вдовы.
Репин и Н. Н. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году.
Ге, Л. О. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Из его полотен 1891 года нужно отметить портрет Толстого в кабинете, затем картину «Толстой на отдыхе» и большой портрет, во весь рост, в лесу. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. и С. А. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. За окном летний день. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника. Портрет как бы получает вечное, вневременное звучание. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Большая удача сопровождала художника при обращении к произведениям Гоголя— психологический аспект гоголевских творений передан Репиным выразительно и метко184. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Репин так писал о замысле этой картины: «Я все утро жил в Ясной Поляне, в лесу. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном.
Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. В 1890-е гг. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Да где тут раздумывать, пусть это будет и глумная картина, а все-таки напишу, не могу». Очертание всего рта было классически прекрасно. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
–. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Чертков, А. К. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Так, например, у меня с П. М. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Мы не видим ее лица, не видим, какими глазами смотрит она на сына, но вся ее фигура в черном платье, рука, слегка опирающаяся на кресло, говорит о том, что она узнала сына, что она в душе всегда ждала его. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Непротивление злу, помощь нуждающимся в виде пахоты, тачания сапог у Толстого и решительное, твердое убеждение Репина, что помощь заключается не в этом, а в том, чтобы подымать их до себя иначе говоря, заниматься большим, нужным и единственно правильным делом – пробуждать людей, просвещать их, чтобы они поняли, что так дальше жить нельзя, – таковы убеждения Репина московского периода его жизни. Его портрет имел большой успех». Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Характерной особенностью портретного творчества Л. Пастернака (а создал он много портретов своих современников: М. Горького, Ф. Шаляпина, С. Рахманинова, А. Скрябина и др. ) была потребность постоянно делать наброски в альбомах.
Борец. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). С И. Е. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Подымать до себя, давать жизнь – вот подвиг». И тут – «куда, куда девалась ее красота.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Подымать. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Нет. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Чертовский народ. Как живописно местами трогали его сквозь ветви солнечные пятна света. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Художнику Л. О. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На досвитках»). Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. Вегетарианцем стал и сам Репин. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.