Картина Ильи Репина Портрет художника В. И. Сурикова: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника. Купить картину или постер "Портрет художника В. И. Сурикова", художника Ильи Репина вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». С той же свободой и безупречным видением цвета написана и «Девушка, освещенная солнцем»: светлая блуза с цветами тенями, нежно-зеленоватыми и перламутровыми рефлексами листвы, голубые отсветы юбки на руках. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Герой произведений – русский народ. С Меншиковым трое его детей.
Ни одной мастерской за всю свою жизнь он не имел. В «Портрете С. М. Боткиной» (1899) Серов любуется смелым и изысканным контрастом желтого платья, синей обивки дивана и потемневшей позолоты в то же время зоркость реалиста подсказала ему своеобразную композицию этого парадного портрета, в котором фигура сдвинута на край дивана, «чтобы подчеркнуть одинокость этой модной картинки, ее расфуфыренность и нелепость мебели». «Бурлаки на Волге» выдвинули автора в первые ряды лучших русских живописцев. Именно действуют, предопределяя исход того или иного исторического события.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Многогранность творческого дарования Репина неисчерпаема. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. В 1879 году в Петербурге вышел первый номер «Народной воли» -- нелегального органа русского революционного народничества. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. В лице Репина русский реализм вступал в пору зрелости и высокого расцвета. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Неоднократно Крамской обращался к такой форме картины, в кот. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Портрет производит яркое и сильное впечатление.
Они создали свой, особый тип портретного изобр. Эти художники создали целую галерею образов своих выдающихся современников. через индивидуальное, присущее только модели, передано нечто, всеобщее, характерное для всех лучших людей эпохи «портрет Л. Н. Толстого» (1873) и «Н. А. Некрасова» (1877 ГТГ). Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
62, 5 x 54 см. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Ист живопись, портрет. В этом методе живописного построения картины Рембрандту не было и нет равных (один лишь только итальянец Караваджо может соперничать с ним по мастерству использования светотени). Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Небо, вода, песок -- и одиннадцать людей, труд которых ценится ниже лошадиного и, конечно, паровой тяги (вдали, на горизонте, -- дымок парохода). Художество нужно, да, да, художество».
а из сторон не выходит победительницей. Третьяков»109. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Сейчас «Последняя исповедь» известна лишь немногим, полузабыт и Минский, а картина Репина осталась жить как одно из самых волнующих произведений художника. Художник создал впечатляющий жизненный образ.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Убедившись, что слушателям очередная история действительно интересна, Репин записывал её, сохраняя разговорную интонацию отсюда— сказовая стилистика его книги200. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Битва в разгаре. Общение с прежними друзьями было только заочным. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. По своему сюжету «Бурлаки на Волге» -- это жанровая картина, написанная тщательно, со многими деталями и подробностями. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Ещё одной значимой особенностью Сурикова было то, что окончательное решение всей картины создавалась только в момент работы над ней, то есть финальный замысел созревал не ранее, чем художник непосредственно начинал работать с натурой. «Я хочу, хочу отрадного. », писал он двадцатилетним юношей.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. столько вообще неколоритных живописцев. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным.
Наиболее крупным и значительным из них является «Крестный ход в Курской губернии» (1880 -- 1883). Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. С помощью верно подмеченных жестов, поз, выражений лиц мастер дает социальную и духовную характеристику портретируемых. Толстого, В. М. Невозможно было вообразить «более живописной и более тенденциозной картины. » – как писал он впоследствии К радости моей, весь страх мой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Творческое наследие И. Е.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Баталист. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Эти портреты очень разные. В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина). Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Крамским.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В его глазах читается печаль, тоска. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Так в России появилось понятие однофигурного «социального портрета» – картины с единственным действующим лицом и острозлободневной тематикой. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
Ведь эта бурлацкая «партия» будет сниться потом во сне, через пятнадцать лет вспомнится. ». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. Крамской И. Егопортреты – портреты-обобщение, в кот.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. Иногда работа над портретом шла быстро и сравнительно легко, порой требовала много времени, напряжения сил и всегда полной самоотдачи. Репин дважды подавал прошения об отставке. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные.
Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Волошинский портрет очень точен. Зайдет солнце и снова взойдет, а битва еще не кончится, но исход ее предрешен.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Они словно противопоставлены друг другу. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
«Строгая жизнь», – отзовется Репин о суриковских квартирах. В конечном итоге Репин должен был написать ее, как написал «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходку» и другие свои картины, посвященные революционно-освободительному движению 1870 -- 1880-х годов.
Возница с трудом пробивает путь через запрудившую улицу плотную толпу. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Окружающим часто приходилось слышать от него жалобы на бедность фантазии. Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Как художник, существовавший лишь своим трудом, Серов, по словам его ученика, со временем поступает в «общее пользование», принимает заказы от «всяких людей».
При том, что Иванова волновали идеалы христианства, а Сурикова -- события национальной истории их роднит интерес к решающим поворотам истории, стремление исследовать и отобразить средствами искусства сущность исторического процесса и его движущих сил. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Она ушла из жизни в 1931 году55. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. «Крестьянин с уздечкой» (1883). «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы», -- говорил Суриков.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Одаренность Серова проявилась рано. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Коровина», написанного в 1891 году и до «К. Репину принадлежат замечательные воспоминания-мемуары «Далекое близкое».
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». До Смутного времени владел кремлевским двором Василий Петрович Морозов, человек прямой и честный, ставший под знамена Пожарского доверенным его помощником и соратником, не таивший своего голоса в Боярской думе, куда вошел при первом из Романовых.
Пара ломаных стульев с дырявыми соломенными сиденьями.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. С Суриковым мне всегда было интересно и весело. В 1891 году Суриков, окончив сцену из современного ему сибирского быта «Взятие снежного городка», приступает к осуществлению сокровенного замысла -- картины «Покорение Сибири Ермаком». Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Художник иной эпохи, Суриков ищет решения «проклятых» вопросов не в философии евангельских легенд, а в самой жизни.
Вот лохмотья. Но однажды, встретившись со мною в коридоре Академии художеств, он взглянул мне так холодно в упор, что я сразу охладел к нему.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству. Суриковы -- старинный казачий род. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Нерасторжимое единство идеи и образов картины, сюжета и композиции, колорита и всех других выразительных средств ставит «Боярыню Морозову» в число шедевров русской реалистической живописи. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу.
Василий Иванович Суриков (1848-1916) Внес выдающийся вклад в развитие исторического жанра живописи. В основе его -- глубоко эстетическое отношение к жизни. Иванова, но В. Суриков решает ее на ином материале и ином уровне. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Какого еще Вам свидетельства.
Серов говорил, что «нужно, чтобы сквозь новое сквозило хорошее старое». Художник не выдумал своего героя. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. Похоже. Чистый, не замутненный примесями цвет сливается в гармонию, в которой слышатся и сильные, точно расставленные красочные акценты, живая игра ярких солнечных пятен и глубоких теней и вариации колористических тем. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Стасов. Но был один художник, преданно любимый Суриковым, -- Александр Иванов. Должны были. Репина является неотъемлемой частью русской духовной и художественной культуры.
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Воспитание венценосцев – дело непростое.
Большие исторические полотна. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Он плакал, рассказывая о смерти своей жены, слегка положив руку на мое плечо.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Но этот портрет был абсолютно новым явлением в русском живописном искусстве. Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». «Отказ от исповеди» он подарил поэту Н. Минскому, написавшему поэму. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Перовым и И. Н. Но картина Репина -- не живописная иллюстрация к поэме. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов.
И, наконец, цвет, его гармония и диссонансы, контрасты и оттенки. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Но таких мало, большинство народа исполнено искреннего сочувствия к бунтовщице.
Жил в Италии и Франции (1873–1876). Атмосферой картины стали смех, удаль, уверенность, отвага – главные качества воинов Запорожского казачества. Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Героиня портрета Софья Августовна Кропоткина (Шаре), сестра художника.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Морозова (1902). Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет. «Полесовщика» (1874, ГТГ). Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
«Не мог же я, -- добавляет художник, -- писать этот портрет с любовью и нежностью». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично.
Сундук. Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода. Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица. Успешно разрабатывал форму психологического портрета в скульптуре. «Сходство.
Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Этого еще недостаточно. Дружинники не суетятся, нет ни лихой бравады, ни показной храбрости, тем более нет страха.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Искусство Серова -- это единство и гармония этих двух начал. Художественное исследование исторических противоборств приводит Сурикова к его творческой вершине -- «Боярыне Морозовой». Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. К цвету Серов относится и очень бережно, как к самому драгоценному дару природы и щедро, расточительно. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Илья Репин. Интересны образы людей из народа, созданные мастером, – это не только яркие личности, но и социальные типажи того вр. Сам художник говорил: «Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства она же дала мне и дух и силу и здоровье». Удивительно, как в, казалось бы, обезличенной тяжелым трудом серой толпе художник выявил индивидуальные черты каждого из бурлаков, наделил их характером, судьбой, прочитывающейся в изможденных годами невзгод лицах.
Идея произведения выступает в картине Сурикова не в роли «режиссера», по воле которого действующие лица образуют заранее предрешенную мизансцену, а в образах предельно достоверных и убедительных, живущих и действующих словно независимо от художника. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). «Портрет М. П. Мусоргского» (1881), написанный незадолго до смерти композитора. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». И те и другие были правы ибо это был художник, живший интересами своего времени, крепко связанный с художественной культурой прошлого и устремленный к будущему.
Ему было свойственно глубокое проникновение в существо предметов и явлений. Холод.
Творчество Репина 1870-1900-х являлось знаковым для современников и стало иллюстрацией этого времени для потомков. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Вся центральная часть написана самим Репиным. Холст, масло.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Письмо турецкого султана запорожцам Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться. Художник не писал их на заказ. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Морозова (1868), И. И. Он выступал (за искусство, «просвещенное светом разума». Моделями ему всегда служили родные или близко знакомые люди. Легендарный поход Ермака всегда занимал воображение художника, немало способствовали этому старинные сибирские песни, сказания, которые он знал с детства.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Именно стилистическая близость Репина к одному из родоначальников импрессионизма позволила устроителям выставки «Импрессионизм. Наступает кабала портретиста, кабала до самой смерти. Далеко не всегда Серову доводилось писать такие модели. М. Бунакову.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Не менее очевидны и различия между ними. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Рококо- неправильная раковина, всё ассимитрично. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Он пробовал себя не только в живописи, но и в других видах изобразительного искусства. -- говорил он. -- Конечно, это нужно, это необходимо, но этого недостаточно. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Он был крупнейшим в Европе мастером рисунка и офорта. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Милославских при дворе множество, дружных, во всем согласных, на выручку скорых. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162.
Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Если дело ограничивалось сходством, то художник раздраженно называл работу «Портрет Портретычем». Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Свистят стрелы, гремят выстрелы -- есть уже и раненые и убитые.
Недалекий их предок Григорий Васильевич получил боярство в последние годы правления Грозного. Решил Василий Суриков учиться в Академии художеств – добрался до Петербурга. Классицизм (от лат.
«Судья теперь мужик», (утверждал художник- демократ Репин и требовал от искусства беззаветного служения интересам народа. Портрет Н. Лескова, углубленный и трагически напряженный, о котором сын писателя сказал, что «безупречное, до жути острое сходство потрясает». Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле.
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Во всем, что изображал, он позволял себе только сопереживание и эмоциональную объективность.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Мир борцов за свободу, революционеров, вступивших в схватку, с царизмом, предстает в картинах «Не ждали», «Отказ от исповеди перед казнью», «Арест пропагандиста», «Сходка революционеров».
Прежде всего — это прекрасные этюды к историческим полотнам и "Снежному городку". Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Портретов кисти В. Серова много, около двухсот.
Пожилой, с круглой сутулой спиной, грузный, уже привыкший к своей жуткой обязанности -- провожать на смерть приговоренных к казни: последняя исповедь, раскаяние, примирение с богом. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие. Но Серов умел увлекаться образной и психологической характеристикой, живописно-пластической задачей, которая кроется в каждой работе. Скупо запачканная красками палитра. Поставленная перед художником задача была очень трудной. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Так случилось и с портретом московского купца и промышленника М. А. -- Только читая историю, понимаешь настоящее».
Значительно искусство Сурикова-портретиста. Нужно что-то еще. Гоголя, Л. Н. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Художники Рококо: Ватто, Буше, Фрагонар Рококо в России только в архитектуре.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56.
Таковы "Неизвестная" (1883), "Неутешное горе" (1884, ГТГ). Так выполнены известные портреты художников А. И. Много работал в графике, в том числе как иллюстратор творчества Н. В.
Традиции портретной живописи Ге были подхвачены В. Г. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». «Портрет художника В. И. Сурикова» (1877).
Нельзя не подумать, что должен, действительно должен народу. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Сняв за пять с половиной рублей комнату в мансарде и перейдя на режим жёсткой экономии, он устроился в вечернюю рисовальную школу, где вскоре был признан лучшим учеником.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Максимилиан Волошин писал, что «в творчестве и личности Василия Ивановича Сурикова русская жизнь осуществила изумительный парадокс: к нам в двадцатый век она привела художника, детство и юность которого прошли в XVI и в XVII веках русской истории». Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Работа шла ежедневно: только для «Девушки, освещенной солнцем» потребовалось не менее 90 сеансов. В его взгляде осуждение и тревога.
Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале 18 века и распространившийся по всей Европе. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. «Репин неисчерпаем» – так говорил о нем его друг и художественный критик В. В.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. К тому же Сицкие продолжали родниться с Романовыми. День был погожий, погода солнечная – пароход весело шел по Неве.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Таким синтезом исканий художника стал портрет великой драматической актрисы Марии Николаевны Ермоловой (1905). В числе этих портретов встречаются и интимные портреты, например овальный портрет Е. П. Олив (1909), захватывающий изяществом формы и рисунка, утонченными вариациями серо-голубоватых тонов. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. «Каждый портрет для меня целая болезнь», --признавался художник. Реалистическая направленность и своеобразие его творческого метода заключались в синтезе исторической правды и художественного вымысла.
Самое сильное и интенсивное пятно -- лицо актрисы. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Художник был несправедлив к себе: его «мало» включало несовместимость со всякой неправдой и цинизмом, приспособленчеством, сделками с совестью, выспренними декларациями, «романтическим» позерством и богемой -- этим «мещанством навыворот».
Но дело не в бедности фантазии художника, а в том, что по характеру своего дарования он не мог писать «от себя», по воображению, не мог увлечься придуманным – только многокрасочная жизнь, яркие события и человеческие характеры рождали в нем творческое горение. Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Крит реализм. Но именно этот «аполитичный» художник в годы первой русской революции писал портрет Максима Горького, рисовал карикатуры на царя и его приспешников, писал композиции «Солдатушки, бравы ребятушки. » и «Похороны Баумана», в знак протеста против расстрела 9-го января вышел из Академии художеств, отказался от должности преподавателя Московского училища живописи, ваяния и зодчества, когда его руководство не разрешило «политически неблагонадежной» А. Голубкиной работать в мастерской училища. Кошелева (1866) все – в ГРМ. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Глубоко раскрыты характеры в "Портрете доктора А. Д. Езерского" (1911, частное собрание), "Портрете человека с больной рукой" (1913, ГРМ), "Автопортретах" (1913, ГТГ 1915, ГРМ) Он выполнил более 30 живописных и акварельных портретов. Это сделано мастерски. Не случайно эта картина пользовалась такой популярностью в среде русских революционеров. Еще секунда и новая строка послания будет придумана. «Все здесь было до такой степени настоящим, что решительно сбивало с толку, -- писал И. Грабарь. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Все равно добились Романовы власти, а добившись, не забыли и пострадавшей за них родни.
Репин провел всего 4 сеанса в госпитале, где Мусоргский находился на лечении. Поэма Минского была не причиной, но лишь поводом к созданию «Отказа от исповеди».
В этот период в портретном жанре большим успехом у демократически настроенной публики пользовался портрет-тип, на котором модель получала не только психологическую оценку, но и рассматривалась с точки зрения ее места в обществе. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Как писал один из исследователей, «живопись обусловлена характеристикой, характеристика достигнута живописью». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Я как-то написал об этом Репину. Глубокий психологизм, т. е. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). В разные годы в мастерской Репина занимались такие художники, как Филипп Малявин, Дмитрий Кардовский, Борис Кустодиев, Анна Остроумова-Лебедева, Дмитрий Щербиновский, Иван Билибин, Николай Фешин и другие156.
Стиль Рококо был весьма популярен в Центральной Европе вплоть до конца 18 века, тогда как во Франции и других западных странах интерес к нему ослабел уже в 1860-х гг. Возрождая традиции русской живописи XVIII века, художник в последние годы жизни создает тип импозантного парадного портрета-картины «большого стиля», настойчиво ищет выразительности цельных и плавных линий», разнообразных и содержательных композиционных решений, включавших нередко сложную обстановку интерьеров, отражения в зеркалах и так далее. Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Нравственная оценка событий и человека – основной нерв искусства мастера. Глаза ясные и добрые. Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. Особое место в тв-ве Крамского занимают образы крестьян. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Удивительно красивы женские образы в его портретных произведениях. Мир нужды, бесправия и гнета -- такой была Российская империя и такой показал ее художник в картинах «Бурлаки на Волге», «Проводы новобранцев», «Крестный ход в Курской губернии» и других. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Если окружающая ее толпа сверкает и переливается глубокими и сочными тонами темно-красных, синих, розовых и желтых одежд, то Морозова одета в черную шубу, особенно четко выделяющуюся на фоне яркой толпы и серебристого тумана зимнего утра. Эта большая историческая и нравственная проблема занимала в свое время Ал.
Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Скептически настроен и казак в оранжевом, выглядывающий из-под руки хохочущего казака в центре. Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. А картины кажутся созданными, что называется, на одном дыхании.
Государственная Третьяковская Галерея, Москва, Россия Илья Репин так отзывался о Василии Сурикове: «Я был уже на выезде за границу, когда Суриков стал выдвигаться и готовился быть «конкурентом». В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. О себе он говорил так: «У меня мало принципов, но зато они во мне крепко внедрились». Л. Н. Толстого». Поленов получил за «Христа и грешницу» двадцать четыре тысячи рублей.
Кстати, сам Фальконе был управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Центральная группа словно недовольна своей ролью. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Серов всегда и прежде всего портретист и в «Девочке с персиками» его влекла к себе живая и непосредственная девочка-подросток с густыми каштановыми волосами, смуглым румянцем и темными, по-детски чистыми и ясными глазами, в «Девушке, освещенной солнцем» -- задумчивая девушка, за спокойствием которой угадывается богатая внутренняя жизнь. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Ни один из них не кричит с картины зрителю: «Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу. » И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику».
Султан турецкий Мехмед IV. Морозова, конечно, главный герой картины, но и другие -- отнюдь не второстепенные. как бы соприкасались два жанра – портретный и бытовой. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В нем был напечатан отрывок из стихотворной драмы под названием «Последняя исповедь» с подзаголовком «Посвящается казненным». Замечательные портреты-типы были написаны И. Е.
Исторический жанр в живописи всегда был и остается очень важным. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Чистякова (1861), Н. А. Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты, человеческие типы. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Гаршина. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Знакомство это состоялось только в 1877 году в Москве. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин был величайшим реалистом. Словом, более близких отношений у меня не было ни с одним товарищем».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. И все это на дивном фоне великих шедевров (конечно, в воображении. ), которые окружали нас излюбленные, бессмертные, вечные. «Впечатление от картины, -- писал И. Репин, -- столь неожиданно и могуче, что даже не приходит на ум разбирать эту копошащуюся массу со стороны техники, красок, рисунка». В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Репиным, сумевшим очень точно передать неповторимую индивидуальность каждого человека.
Он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике (с применением соуса, белил итальянского карандаша). Желтый янтарь песка, глубокая синь воды, простор неба -- и бурлацкая ватага в серых, грязных, рваных лохмотьях, насквозь пропитанных соленым потом, в прогнивших онучах или развалившихся лаптях. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. «Прошло свыше шестидесяти лет с тех пор, как написан портрет, -- писал И. Грабарь.
Узкоисторическая тема церковного раскола XVII века вырастает в тему героев, увлекающих массы своим примером и народа как силы истории. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Суриков за «Морозову» ограничился пятнадцатью. «В нем был не столько художник, сколько искатель истины», -- утверждал К. Коровин.
Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. Валентин Серов был одарен сверх меры.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Вот таким образом музыкант изображен в больничном халате, в расстегнутой рубашке, с взлохмаченными волосами. Америка—Франция—Россия. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке. Никогда не обличал, не выносил приговоров и не ставил оценок.
Существует несколько портретов А. И. Емельяновой. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Вся обстановка, естественная и непринужденная атмосфера, построенные на диагоналях и асимметрии динамичные композиции, рисунок, колорит работают на главное. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Впрочем, сходство -- одно, но не главное качество полотен Серова. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Большое место в творчестве Серова принадлежит светским женским портретам. Были моменты, когда он даже плакал (человек сентиментальный сказал бы: «на моей груди»). Я уже тогда написал «Бурлаков» и «Дочь Иаира» и явно демонстративный взгляд мне, столь известному тогда не только в академическом коридоре, но и дальше его, показался обидным. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм. Русский классицизм в литературе представлен Денисом Ивановичем Фонвизиным (1745-1792), Гаврилой Романовичем Державиным (1743-1816), Александром Петровичем Сумароковым (1717-1777) в архитектуре – Василием Ивановичем Баженовым (1738-1799), Матвеем Федоровичем Казаковым (1738-1812) в живописи – Антоном Павловичем Лосенка (1737-1773), Карлом Павловичем Брюлловым (1799-1852), Федором Антоновичем Бруни (1799-1875) и Александром Андреевичем Ивановым (1806-1858) – авторами соответственно таких известных полотен, как "Взятие Казани", "Последний день Помпеи", "Медный змий" и "Явление Христа народу".
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Рядом шествует остальная городская знать: военный в мундире, купец с золотой цепью на животе и высокое духовенство. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». «Франческо Таманьо» -- словно вспышка бурного, огненного темперамента, пронизывающего и образ итальянского «короля певцов», его горделивую осанку с поднятой головой и горячий красновато-коричневый колорит и сам мазок, нервный, торопливый, энергичный.
Рассмотрим "ближний круг". Художник новой эпохи, он открыл историю русского рисунка XX века. Перед ним тюремный священник с крестом в руках.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Послушался его совета переехать в Москву, начать с заказа для храма Христа Спасителя, а там заниматься одной исторической живописью. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). «Нет ничего интереснее истории, -- говорил Суриков. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Репин не забыл того впечатления, которое произвела на него «Последняя исповедь». Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.
Одни называли его традиционалистом, для которого превыше всего правда жизни и испытанные временем принципы реализма другие -- новатором, отвергавшим рутину, косность, устаревшие каноны. Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица отвергает он последнюю исповедь. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Приблизились.
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах "Меншиков в Березове" (1883) и "Боярыня Феодосия Морозова" (1887 обе картины в Третьяковской галерее), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о далекой сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца Александра Даниловича Меншикова и об увозе в острог верховой дворцовой боярыни и старообрядческой подвижницы Феодосии Прокопьевны Морозовой. Внимание художника тяготит их. Под влиянием рационалистической философии великого французского мыслителя Рене Декарта (1596-1650) принципы классицизма утверждаются во всех видах искусства. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
В. Суриков (1848-1916). Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Картины эти -- не иллюстрации к русской истории. Когда составители письма обратились к Репину с предложением поставить под текстом свою подпись, тот отказался, заметив, что великий князь не мог предвидеть, как развернутся события160. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Да и брат Глеб не оплошал – жену взял с соседнего кремлевского двора князей Сицких.