Суриков создал не парадный портрет, а скорее документальную иллюстрацию, на которой царь трудится наравне со своими подданными. Таким образом себя, как натуру художник частенько ставил на первое место, не желая отвлекать родственников для нелегкого а порой длительного и утомительного позирования и тем более, портрет Суриков мог писать в любое задуманное им время. Он создал ряд самостоятельных портретов, простых по композиции, но сильных и целостных по красочной лепке – П. Ф. Сурикова (мать художника, 1887).
Чтобы понять особенности суриковоких портретов, нужно сравнить их с произведениями других художников-портретистов его времени. Это народное представление о красоте и осуществил Суриков в портрете Рачковской. В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Василий Суриков писал замечательные портреты, пейзажи, натюрмортные и интерьерные композиции имеющие и вполне самоценный эстетический смысл. «как в былине поется» — вот это и может служить ключом к истолкованию тех задач, которые ставил себе Суриков, создавая портрет «Сибирской красавицы».
Портреты на заказ не вдохновляли художника, поэтому Суриков отказывался от такой работы. Кто то мог бы сказать, ну зачем столько много автопортретов, не уж то Суриков так себя любил. В более свободные периоды своей творческой жизни, Суриков писал портреты и очень часто обращался к написанию автопортретов, коих он написал за свою историю множество. Из «хрустально-чистого родника» народного искусства Суриков черпал уверенность в своей правоте и тогда, когда, закончив «Взятие снежного городка», начал работать над портретом «Сибирской красавицы» и другими женскими портретами, написанными им во время пребывания в Красноярске.
Великий живописный дар Сурикова и его пытливая ищущая мысль придают этим портретам острое своеобразие. Кроме того, Суриков был потрясающим портретистом. В сибирских портретах чувствуется тот опыт, который приобрел Суриков изучая натуру, народные типы, лица сибирских женщин во время работы над «бытовой» картиной. Вся суть писания портретов это было не главным для Сурикова, можно так сказать он даже не любил выставлять портреты на публику, главная цель художника Сурикова это исторические произведения, где в мощной силе красок он раскрывает себя как уникального мастера и общество высоко оценивает его труды.
Обращаясь от произведений Ге, Крамского, Репина и Серова к «Сибирской красавице», к «Горожанке», к любому из портретов, написанных Суриковым, мы не можем не оценить тонкого замечания, сделанного советским художником Б. В. Иогансоном: «Портреты Репина — это эпоха, даже эпоха, разделенная на десятилетия. Захватив в ходе переворота власть, он совершал набеги на соседние русские княжества. Прекрасно и подробно расписана разномастная толпа зрителей.
Здесь он выступает предтечей новых течений в искусстве. Тут и остяки и вогулы и сами татары. Исход битвы предрешен. «Я написал много этюдов все лица характерные.
В его наследии портретам принадлежит сравнительно скромное место. Биография Сурикова говорит нам о том, что его учителями были как не слишком одаренные художники (зато неплохие педагоги), как Павел Чистяков, так и известные мастера, как Врубель и Серов. Всем этим трем «хоровым картинам» (как называл такого рода многофигурные сцены Стасов) не уступает и Взятие снежного городка (1891, Русский музей), посвященное уже целиком современной народной жизни – масленичной игре, представленной как веселая и в то же время сокрушительно-грозная стихия. В 1888 году великий русский художник испытал одно из своих самых тяжёлых потрясений.
Сам Суриков не считал себя портретистом. 000 рублей) и «Боярыню Морозову» (15. 000). Немало добрых казаков полегло у Ермака в пути и в битвах. Народная толпа шумит, волнуется, громко выражая свои чувства, свое глубокое горе. дай хоть корочку, не мне – сестре, видишь – помирает. Но главный доход (десять рублей в месяц) приносила сдача квартирантам второго этажа, сами Суриковы размещались на первом этаже.
Трещали трещотки, кричали люди иногда стреляли из ружей холостыми зарядами. На деле же там были построены два корабля, на которых царь отправился к Онежскому заливу. В 1874 году Суриков написал первую историческую картину — «Княжий суд», а год спустя дипломное полотно «Апостол Павел объясняет догмат веры в присутствии царя Агриппы и сестры его Береники», выдержанные в академических канонах. Мы смотрим на них, подчиняясь внушениям художника и бред его кажется вещим. Много раз бросались татары в бой с казаками и много раз терпели поражение.
Другой предок Сурикова служил сотником в Туруханске. Слюдяное заиндевелое оконце. Скупо пробивается свет. Многих такой подход шокировал. Стрельцы погружены в себя, будто окаменели.
Последующие «хоровые» полотна (Покорение Сибири Ермаком, 1895 Переход Суворова через Альпы, 1899 Степан Разин, 1903–1907 все в Русском музее) уже представляют определенного рода спад. Работа над этой картиной растянулась на несколько лет. Картины Василия Сурикова этого периода тоже относятся к исторической тематике.
пенятся холодные воды Иртыша, приняв в себя месиво человеческих тел. Стремясь добиться максимальной убедительности образного действа, в поздних вещах Суриков уменьшает число фигур, параллельно усиливая выразительность красочной фактуры (Посещение царевной женского монастыря, 1912, Третьяковская галерея Благовещение, 1914, Художественная галерея, Красноярск). Правда исторической панорамы становится откровением. Суриков был похоронен рядом с женой на Ваганьковском кладбище. Екатерина I, жена Петра, царствовала всего лишь полтора года. Они также попались на глаза губернатору края – Замятину.
Перед смертью она подписала продиктованный Меншиковым указ о престолонаследии – российским императором объявлялся 12-летний сын казненного Петром царевича Алексея Петр II с предписанием ему по достижении абсолютнолетия жениться на одной из дочерей Меншикова – Марии или Александре. Рядом столбы с плитами, на них выбивали текст приговора с указанием преступления. Каждого персонажа (а их были десятки и сотни) он писал с натуры, очень внимательно относясь к выбору натурщиков, особенно для главных персонажей (Морозова, Суворов, Разин).
Он «поспевал всюду, не давая покоя никому», — так говорили о Петре I. Свою первую историческую картину Василий Суриков посвятил событиям 1698 года, когда стрелецкие полки подняли восстание, желая посадить на престол вместо Петра I его старшую сестру, царевну Софью. Солдатам, кажется, нет конца. С падением Меншикова иностранцы захватили при дворе небывалую власть.
А в 1869 году вновь попробовал стать студентом Академии. Лицо человеческое, глядящие глаза – зеркало души, «мысль человека и мысль о человеке» (по выражению Б. Асафьева)– в этом самобытная сила русского искусства, да и нужно ли удивляться, что так оно было в стране Толстого и Достоевского. Еле уговорил позировать, сидя на снегу. Взгляд ее выражает величавое спокойствие и вместе с тем какую-то затаенную грусть.
Но неясны пути крестьянской революции. Вот нищенка, соболезнующая страданиям Морозовой, преклонила перед ней колени. Знамя это – подлинно историческое оно писалось Суриковым с экспоната Оружейной палаты. Играющие делились на две партии: нападающие на крепость и защитники. Обреченными выглядят в этой избушке дети Меншикова.
Свой дар выдающегося живописца-историка Суриков подтвердил в полотнах Меншиков в Березове (1883) и Боярыня Морозова (1887 обе картины – там же), тоже своего рода сложных и в то же время впечатляюще-целостных визуальных романах – о сибирской ссылке некогда могущественного петровского царедворца и об увозе в острог старообрядческой подвижницы. Како крестишься и како молитву творишь. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова.
Принц Густав Шведский предпочел ей свою любовницу и не захотел менять веру. Для работы над «густонаселенной» картиной пригодились все этюды, сделанные художником во время поездок по Сибири и по Дону. И вот таким образом беспримерный переход через Альпы был совершён и русская армия была спасена. Хмурое небо нависает над Красной площадью.
В картине Суриков добился исключительной экспрессии и значительности лица Морозовой. Свободолюбивого художника тяготил постоянный контроль со стороны заказчиков и получив за «Вселенские соборы» огромные по тому времени деньги – 10. 000 рублей, он впоследствии больше на заказ никогда не работал. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина. То же самое у Серова. Дым выстрелов разграничивает толпу сражающихся на два лагеря.
Исследователи биография Сурикова пишут о том, что он в 1877 году переехал жить в Москву. Боярыня Морозова отказалась от участия в мероприятиях царского двора, заявила о себе как о стороннице «старой веры». На полученные от Третьякова деньги художник также смог обеспечить себе относительную финансовую независимость. При изучении истории он обнаружил, что ему близки и понятны герои русского XVII века. Так же смелы и суриковские стрельцы.
Церковь раскололась. Кафтаны стрельцов — и новенькие европейские наряды приближенных Петра.
А. Жукова пишет: «Хмурый на головном струге сидит Разин. После смерти отца мальчик подрабатывал писарем в канцелярии, но рисовал в часы досуга. Феодосия Прокопьевна Морозова не приняла церковную реформу, начатую патриархом Никоном, примкнула к старообрядцам (они защищали принятое до реформы нанесение крестного знамения двумя перстами и ряд других традиций), привечала их в своём доме, переписывалась с протопопом Аввакумом, который отозвался о ней: «Персты твои тонкостны, очи твои молниеносны, кидаешься ты на врага, аки лев». Но и этому браку не суждено было осуществиться: принц внезапно скончался. Разбежалось Кучумово войско, а Кучум скрылся в Барабинской степи. Тяжкую думу думает атаман.
Среди первых картин художника были и портреты его благодетелей. Шелковый платок окутывает ее голову и плечи. Но никак не удавался главный образ – самой боярыни. О широте его взглядов свидетельствует и дружба с поэтом-символистом М. А. Волошиным, создавшим яркий очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в журнале «Аполлон» в 1916).
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. В центре картины стрельцы, восставшие против Петра и ведомые теперь на казнь. Работа продолжалась около двух лет. Вместо пышных театрализованных сцен на зрителя взирала беспощадная реальность прошлого. Однако поступить в Академию Суриков не смог.
Это вызвало ряд стрелецких бунтов, жестоко подавленных Петром. На эту идею его натолкнула тесная крестьянская изба. Вглядываясь в портрет «Сибирской красавицы», мы забываем, что перед нами «отдельная личность».
Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Суриков писал ее кусками, выискивая натурщиков и нужные предметы. В дождливые дни он находился с семьей у станции Люблино.
При этом правда найденных в натуре деталей и типажей (каждый такой типаж – вроде стрельца с молитвенной свечой в руке – становился для художника предметом истовых поисков) лишь укрепляет «древний дух» образа (подмеченный И. Н. Крамским в письме к В. В. Стасову, 1884). «Покорение Сибири» стало первой картиной, которую Суриков писал в мастерской, расположенной в Историческом музее. У ворот ставили снеговые пушки, позади ворот – угощение из снега. Направо, на переднем плане, стремительно летит вниз солдат.
Все это обливалось водой. Суриков с упоением работал над «Боярыней Морозовой», а затем решил отправиться со всей семьёй на родину, показать жене и дочкам Сибирь, Красноярск и своих родных. Кидаешься ты на врагов, как лев». В углу иконы, зажженные лампады. Но консервативным преподавателям она не понравилась и золотой медали Суриков не получил.
Суриков глянул на нее и понял, что сейчас все получится. Проникнутая атмосферой праздника, эта картина стала исключением в творчестве Сурикова. – так рассказывала Сурикову в детстве его тетка Ольга Матвеевна. Биография Сурикова и будет представлена ниже. В детстве Суриков не раз наблюдал казни на Острожной площади (она была между домом Суриковых и уездным училищем, где сейчас стадион «Локомотив») и впоследствии вспоминал: «Какие люди были, сто плетей выдерживали, не крикнув». И движение струга, как движение самой русской истории, завораживает зрителя».
Напротив толпы бунтовщиков — разгневанный Петр I. Вся картина построена на противопоставлениях: старая, уходящая в прошлое Русь — и новый мир, который строил царь. «Пишу татар. Они должны были поселиться в других городах, платить подати и выполнять различные повинности.
Но интересовало её в жизни не это, а вопросы веры. Эта ненависть и привела их к бунту и до сих пор они находятся во власти этих чувств. Поднятые весла за его спиной – как крылья. Не раз за долгую историю под знаменем Спаса ходили в бой русские полки (в частности, в битве на Куликовом поле). Перед нами не просто женский портрет, а как бы историческое обобщение. Своими белыми рубахами и огоньками свечей они резко выделяются из всей массы народа.
Первая большая картина молодого Сурикова, как громом поразившая публику — «Утро стрелецкой казни». Едва не был заключен брак с Иоганном Шлезвиг-Гольштейнским: он согласился на все условия, понравился как невесте и Борису Годунову. Это известная с семнадцатого века семья. Эти люди готовы претерпеть жестокие муки и смерть ради того, что они считали правдой.
Когда об этом стало известно царю, ог приказал послать к ней увещателей. Умирает его жена. Переезд в одну из башен Исторического музея оказался как нельзя кстати. Мать с сыном и остальными детьми возвращается в Красноярск. Чиновник подал прошение в Императорскую Академию художеств о принятии юноши.
После смерти отца, Сурикову пришлось работать писцом. Полотно «Утро Стрелецкой казни» было показано на выставке передвижников весной 1881 года и тотчас же куплено Павлом Третьяковым.
Как-то брат посоветовал ему написать картину Взятие снежного городка. Его картины грандиозны не только по замыслу, но и по размеру («Боярыня Морозова» 3х6 метров, «Переход Суворова» — 5х4). Сюжеты, связанные с именем Петра I, Суриков писал со студенческих времен. Героиня портрета Софья Августовна Кропоткина (Шаре), сестра художника. Места эти царь Иван Грозный пожаловал крупным промышленникам – купцам Строгановым.
Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Каждый персонаж оценивает боярыню по-своему. Около Суворова немолодой солдат – в походе он всегда рядом со своим полководцем. И абсолютно случайно приехала с Урала начетчица Анастасия Михайловна. Его интерес к этой теме был не случаен.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым. Король Германии Рудольф II не пожелал жить в России. Для нас могущество Сурикова как исторического живописца подчас заслоняет его портретное мастерство мы забываем, что оно лежит и в основе его исторических картин, где все лица найдены «на натуре».
Портрет Сурикова — это столетия назад и сегодняшний день». Художник оставил занятия живописью и отправился на родину, в Сибирь, где прожил целый год. В 1876–1877 создал эскизы на тему четырех вселенских соборов для украшения храма Христа Спасителя (ныне – в Русском музее).
Дочь Бориса Годунова, внучку Малюты Скуратова, шесть раз пытались выдать замуж. И получилось именно то, что он хотел. Перепелкина. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой.
Тем не менее еще долгие годы Суриков не имел приличной мастерской, а работал в небольших комнатах. Высоко ценил творчество Сурикова П. М. Петр задумал ликвидировать стрелецкое войско ради формирования более современной и боеспособной регулярной армии.
В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Некоторые получились сразу, а некоторых художник искал долго, переписывал и снова искал. После продажи «Меншикова» Суриков с семьёй отправился за границу, эта поездка оказала благотворное влияние на Елизавету Августовну. Биография Сурикова неотъемлема от истории России. Спокойно лежит на барабане рука барабанщика. По возвращении на родину Суриков приступил к созданию нового исторического полотна «Боярыня Морозова», посвященного трагическому эпизоду русской истории — расколу русской Церкви в середине XVII века.
Он верил в своих солдат, а солдаты верили в своего гениального полководца. Он подумал о сильном человеке, взлетевшем на вершину власти и все утратившем. Восстание было подавлено, заговорщиков ссылали или казнили. Следующая картина была написана только в 1891 году, это была Взятие снежного городка. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н. В. Гребнева. Но именно так навсегда вошел в историю искусства этот художник.
Лучшие люди крестьянской России идут за Разиным бить бояр, дворян и приказных, «учинив так, чтобы всяк всякому был равен», уже песни о Разине поют. В 1914-15 годах художник начал болеть и переехал на лечение в Крым. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Благодаря незаурядности своей натуры поднялся до высот управления государством. Казалось, Меншиков достиг вершин могущества.
Одновременно с «Меньшиковым в Березове» художник начал делать эскизы «Боярыни Морозовой». Этот статус он сохранял за собой до конца жизни. Дознание шло девять лет. Однако противникам его удалось взять верх. Приготовления к казни закончены.
Его предки пришли в Сибирь вместе с ее первым покорителем, Ермаком. В честь двоюродного деда живописца был назван Атаманский остров на Енисее. Он рисует такую сильную личность, как Емельян Пугачев, перед казнью, в клетке. После смерти Бориса Годунова ни о каких союзах речи не шло. Вся семья сгрудилась вокруг стола в трагической безысходности.
Они убегали на окраины России, скрывались в глухих лесах, в болотах. Разбита на Каспии флотилия персидского шаха. Но обстоятельства оказались сильнее его. Но Смута добралась и туда. На картине «Покорение Сибири» запечатлен драматический момент сражения ермаковцев с воинством хана Кучума.
Судорожно порывается стащить с головы шапку при виде несчастной страдалицы истовый старик. Писал этюды, зарисовывал одежду, вооружение, кольчуги. Саша Суриков родился в 1856 г. в Сухом Бузиме, а в 1859 г. умер Иван Васильевич.
Меншиков сидит у стола. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».
Первое большое историческое полотно Сурикова. Другая боярышня в голубой шубке с печальным и строгим лицом низко кланяется Морозовой. В то время Спиридонову было 82 года.
Лжедмитрий удерживал Ксению Годунову около полугода, а после сослал в монастырь. Над каждой своей большой картиной Суриков работал по несколько лет. Но буквально через год отец художника скоропостижно умирает от туберкулеза. В. Суриков. Боярышня со скрещенными руками потрясена чувством жалости к раскольнице. Низкая бревенчатая изба.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. Так совпало, что именно в эти дни отмечалось 300-летие покорения Сибири. Москва, XVII век.
А где не пройдёт олень, всё равно пройдёт русский солдат». Готовую картину художник представлял на выставке передвижников (он сам был долгое время членом Товарищества передвижных художественных выставок), продавал и на деньги, полученные за большую картину, мог жить несколько лет (всего таких картин им за всю его творческую карьеру было продано семь). В 1880–1890-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. Еще одно большое историческое полотно. Нашел тип для Ермака», — писал Василий Суриков в одном из писем. Сидят они в яме, цепями прикованные.
Его могучая, но теперь вся как-то обмякшая фигура, его заплетающиеся ноги и так очень красноречиво передают его душевное состояние. Окрыленный успехом, художник немедленно приступил к работе над новой картиной — «Меншиков в Березове» (1883). А струг величаво плывет по широкой Волге, «добрыми молодцами изусаженный». Суриков изобразил в картине момент перед казнью. Корабли преодолели по суше целых 160 верст (около 170 км).
Но большая часть людей глядит на боярыню с сочувствием. Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова была ярой последовательницей протопопа Аввакума. Через год после этого он женился на Елизавете Шаре, внучке декабриста Свистунова. Суриков изобразил заседания первых четырёх Вселенских соборов. Он знаменит также своими портретами. Вот боярыня и просит его:Миленький.
Две картины приобрёл у Сурикова царь (за «Покорение Сибири Ермаком» он заплатил 40. 000 рублей). Страсти разгорались. Каждый из этих художников по-своему ставил и по-своему решал задачи портрета. Суриков подхватил эту мысль. На слове «отдельной» следовало бы сделать ударение.
В 1910 году художник путешествует по Испании. Уже в студенческие годы проявил себя как мастер историко-ассоциативных образов (романтичный пейзаж Вид памятника Петру I в Петербурге, 1870, Русский музей, Петербург). Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. Всё это Суриков осознал, побывав в Петербурге и Москве. Это был его родной дед. Но его преследовали сердечные расстройства.
Московский период жизни сделался поворотным в жизни живописца. Свой собственный стиль Суриков обрел лишь после переезда в Москву в 1876 году. Затем были работы — Покорение Сибири Ермаком, Степан Разин.
В последнем случае мастер всецело примыкает к стилю модерн в его религиозном варианте. Она оказалась так велика, что работать дома, как прежде, было уже невозможно. В 1895 году «Взятие Сибири» представляли на выставке передвижников.
Иногда персонаж находился случайно. Он давал ему копировать работы старых мастеров. Патриарх Никон тогда провел церковные реформы, которые привели к расколу в церкви. В своей поздней картине «Переход Суворова через Альпы в 1799 году» художник изобразил великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Третьяков, который приобрёл за большие деньги несколько картин художника, включая «Утро стрелецкой казни» (8.
Ермак на полотне изображен в самой гуще битвы, плечом к плечу со своими соратниками. Дело Петра он пытался продолжать и после его смерти. Она тоже была родом из казачьей станицы. Но над Годуновой словно довлел какой-то рок: всякий раз матримониальные планы срывались.
В 1887 году художника постигло большое личное горе — он потерял жену. В 1884 – 1887 гг. В трагизме воскрешенной эпохи раскрывается загадочная, трагичная глубина народной души». И нелепым выглядит в этой темной избенке богатый парчовый наряд Александры, что еще более подчеркивает трагическую безысходность происходящего. А возле ямы страж ходит.
6 марта 1916 года великого русского художника не стало. Его похоронили рядом с женой на Ваганьковском кладбище. И уже двое преображенцев, подхватив под руки, повели к виселице первого стрельца.
Остальные стрельцы ожидают своей очереди. Защитники, с трещотками, хворостинами, метлами в руках, отгоняли, пугали лошадей. Главная героиня полотна — боярыня Федосия Морозова. Пришел ответ, что его могут зачислить без выплаты стипендии.
Восторженной улыбкой встречает его слова молодой солдат. В этом городе родился будущий художник. Воспитатель Остерман сумел восстановить молодого императора против Меншикова. Биография Сурикова как художника решилась в этот момент. Сюжет картины относится к эпохе царя Алексея Михайловича. Вот старик, георгиевский кавалер, с суровым и решительным лицом, осеняет крестом лоб, перед тем, как ринуться в пропасть. В холоде, в голоде, в язвах и паразитах, рубищами прикрытые.
Обычно в портрете дается изображение, употребляя слова Сурикова, «отдельной личности». Тогда все сбивалось в кучу. К петровским временам художник Василий Суриков обращается и в 1881 году. Все получалось не то, не так. Из-за масштаба полотна нельзя было даже оценить колористическое решение. Ее сослали в Боровский острог, где она скончалась.
Он так и не смог исцелиться и умер в Москве в марте 1916 года. Городок – старинная народная игра. Чтобы завоевать крепость, нужно было застать шведов врасплох. А вот горестно задумалась старуха в узорном платке.
Их предавали анафеме – церковному проклятию, ссылали, сжигали на кострах. Василий Суриков (1848-1916) – русский художник известный своими выдающимися картинами исторического жанра. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»5.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Раскольников стали преследовать. В последующие годы художник написал еще несколько масштабных полотен — «Покорение Сибири Ермаком» (1895), написанное с убедительностью очевидца, озорной и дерзкий «Переход Суворова через Альпы» (1899), былинный и напевный «Степан Разин» (1910).
— Илья Ефимович Репин о художнике:«С Суриковым мне всегда было интересно и весело. С детства Федосья Прокопьевна была набожна и придерживалась старой веры. Здесь, так же как и в «Сибирской красавице», задачей Сурикова было не раскрытие личной судьбы изображенной им «горожанки», а создание собирательного образа простой русской женщины.
Но Суворов сказал: «Где пройдёт олень, там пройдёт русский солдат. Он пошел учиться в Художественную школу, которую окончил за три месяца. И вся эта лавина людей неудержимо летит вниз по обрыву. Обеими руками он схватился за шапку и не выпускает из рук ружья.
Написал порядочное количество. Небольшую пенсию (около трёх рублей в месяц) получала Прасковья Фёдоровна как вдова чиновника. От деревни Нюхчи до села Повенец на Онежском озере фрегаты «Святой Дух» и «Курьер» тащили по Государевой дороге, которую прокладывали через леса и болота.
Без всякого заказа и чьей-либо материальной помощи Суриков приступил к созданию большого исторического полотна «Утро стрелецкой казни» (1881), ставшего первым в ряду картин, прославивших его имя и определившим основное направление его дальнейшего творчества: изображение русского народа в драматические минуты его истории. Сумятица, царящая в их рядах, не мешает им с ожесточенным упорством сражаться с казаками. Ехать нужно было долго, около полутора месяцев. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Известно, что художник происходил из казачьего рода. Там он внезапно задумался о ссылке князя Меньшикова.
– допрашивали ее увещатели. Завязалась битва великая и в этой битве атаман Ермак победил хана Кучума. В 1670 году Морозова тайно постриглась в монахини. Там Василий оканчивает приходскую школу и поступает в уездное училище. К Петру подходит с докладом офицер Преображенского полка, ожидая распоряжения начать казнь.
Действие разворачивается на фоне сурового сибирского пейзажа. В поздние годы старый художник написал ряд лучших своих портретов (Автопортрет, 1913, Третьяковская галерея и др. ). К таинственной затворнической жизни аристократок высшего сословия художник обращается в «Посещении царевной женского монастыря». Увы, эта история так и не стала картиной, оставшись лишь в эскизах. Национальные интересы России были принесены в жертву честолюбивым планам сменявших друг друга временщиков.
Как и в прошлых картинах, все образы здесь написаны с натуры. Около двух тысяч стрельцов расстались с жизнью, тела хоронили у дорог, ведущих из Москвы. За несколько лет, что он предавалcя горю, он написал лишь одну картину — Исцеление слепорожденного. Красочная выразительность деталей сочетается с виртуозностью общей режиссуры. Таково было его желание правды, а не виртуозной фантастики. Александр Меншиков был в прошлом разносчиком пирогов, слугой Лефорта, а затем, волею случая, познакомился с молодым Петром, стал его камердинером, сумел завоевать его расположение.
Страж-то корку-то бросить боится – царь не велел их кормить. Гармонирует картина с пейзажем, светом и архитектурными деталями. Он часто покупал картины мастера. Переезд молодого художника в Москву, впечатления от старинной архитектуры «первопрестольной» сыграли важную роль в формировании его первого шедевра Утро стрелецкой казни, завершенного в 1881 (Третьяковская галерея, Москва).
В те годы Нотебург служил воротами из Ладожского озера в Неву и Балтийское море. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Как одному из лучших учеников, Академия дала Сурикову возможность получить заказ от казны — четыре масштабных картины (примерно 4х4 метра каждая) для грандиозного Храма Христа Спасителя в Москве.
Выделяются они и своим душевным состоянием. Хохочет купец, ухмыляется священник в шубе с лисьим воротником (во время церковного раскола ожесточение с обеих сторон доходило до крайностей, что стало большой трагедией для русского народа), сурово смотрит учёный монах, глумится возница. А спустя два года поехал на Дон, чтобы познакомиться с местными казаками.
По ледяным скатам, подобно лавине, низвергаются в пропасть суворовские чудо-богатыри. После окончания картины «Утро стрелецкой казни» (1881 г. ) Суриков пишет картину «Меншиков в Берёзове», где показывает некогда всесильного светлейшего князя Александра Меншикова в сибирской ссылке с семьёй. Прасковья Фёдоровна с тремя детьми перебирается обратно в Красноярск. Ни лишения, ни пытки не заставили Морозову переменить взгляды. Страж, глядючи на нее, сам-то плачет да и отвечает:Не приказано, боярыня-матушка.
Его работы видели сотрудники. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону, Волге, в Крыму. Вскоре после окончания Академии художеств Суриков женился, а затем переехал жить в Москву. И все это происходит на фоне могучего и зловещего пейзажа Москвы.
Василий Иванович Суриков не относился к людям, которые привыкли отступать. Трагическая история Ксении Годуновой — словно готовый сюжет для исторического блокбастера. Именно в это время Василий Иванович Суриков создает одну из своих самых значительных картин – «Утро стрелецкой казни». Пленный перс тоскует напротив атамана.
На этот раз его попытка завершилась успешно. В 1870 году появилось его первое произведение, ставшее известным: «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Одной из главных картин Сурикова явилась «Боярыня Морозова». В 1891 году он написал новую большую картину, на этот раз не на исторический, а на современный сюжет — «Взятие снежного городка». В одном персонаже он узнавал деда, в другом дядю, в третьем соседа или знакомого. Родился в Красноярске 12 (24) января 1848 в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода.
А когда осталось их немногим более пятисот человек, порешил Ермак идти на Иртыш к столице хана Кучума – к городу Искер.