Хорошо написана голова и рука. Написан портрет вдохновенно. Прекрасно передана глубокая и страстная натура актрисы драматического жанра. Однозначного ответа тут быть не может. Было от чего прийти в отчаяние.
С. 126. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Еще одна из лучших работ Репина – портрет артистки Стрепетовой (см. Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка.
Возвращается в Россию летом 1876 года. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Чуковскому. Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. В. фон Битнер издатель, 1912. Эскиз погрудного портрета, изображающегоБитнера за письменным столом, который закрывает фигуру ниже груди. 7). Последнее качество присуще и портретам Стрепетовой, Стасова (1883), Льва Толстого (1887).
88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. МертвыйФ. Электронное периодическое издание «Э Вести» (E Vesti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 26. 06. 2015.
А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр. Поколенный. Буря, бушевавшая в жизни и умах, XIX в. отразилась как в зеркале в портретах Репина. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят». Затем в 1881 году он изобразил ее в роли Лизаветы в пьесе Писемского «Горькая судьбина». Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти».
Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. Репин обращается кчувствам зрителя, он стремится «заразить» его своим сочувствием и симпатией к прекрасному человеку, к великой артистке. Зайдя рано утром в ноябре 1877 г. к известному финансисту славянофилуЧижову, Репин засталего мертвым в кресле у стола, на котором горели еще две свечи. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла. Сходство черт лица и выражение поразительны. 110. Е.
Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью. Ответ был полным любви и прощения. На художнике куртка, без воротника. И. Е. Забелин, археолог.
Влияние Л. Н. Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888. Прекрасно передана глубокая и страстная натура актрисы драматического жанра. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). Потому произведение и нуждается в долгом и внимательном разглядывании, в умном и доброжелательном зрителе.
В семь лет она впервые вышла на сцену. Художник не пожелал быть сторонним наблюдателем, он открытовыразил восторг силой духа Стрепетовой, ее талантливостью, красотой помыслов. Портрет кисти Ярошенко создавался почти одновременно с репинским: впервые зрители увидели эту работу на XII Передвижной художественной выставке в 1884 году. Отклики на него были весьма разноречивыми. Ф. Писемский, писатель, 1880. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12.
В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. 17), 1881. «Мужичок из робких», 1877. Написан в два сеанса на небольшой дощечке.
Микешин, художник и скульптор, (II, стр. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». В то же время анонимный рецензент «СанктПетербургских ведомостей» назвал эту работу «довольно неудачной». 12. Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах.
113. А. И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона.
На другой же день она вновь отдавалась делу с таким же самопожертвованием". Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении. Полина уже в детстве решила, что станет актрисой.
Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. Зная их (родительский) взгляд на такой образ жизни, я заранее объявляю ей обо всем этом и, если она желает, я не буду даже называться ее фамилией. остановился на Стрепетовой не случайно.
«Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. Волкова в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у (1864-1865), вольнослушатель Императорской Академии художеств (с 1867). Исполнена не с натуры, в Ясной Поляне, а в мастерской в Петербурге, по рисункам и наброскам, сделанным на месте. Чем была неудовлетворена Софья Андреевна. Среди его учеников, .
Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка. Лучший репинский женский портрет. Среди его учеников, . в Цветковской галерее.
61). В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства. 9), 1882. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (отец Елизаветы Ивановны, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения), а сама она пела в опере. Ее взросление происходило на самых различных провинциальных подмостках России. Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина.
59), 1890. 21. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз.
Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. Бородинобычностоял, опершисьоколонну. Он написан мастерски и хорошо организованвкомпозиции, в которойблестяще написанная книжная полка в левой верхней части имеет справа внизу противовес в световой и цветовой игре отблесков полированного стула, а кисть правой вытянутойнастоле рукиуравновешенаскистьюлевой, опирающейся на спинку стула. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (её отец, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения).
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. 180), 1913. " Стрепетова поехала вместе с избранником в Саратов, а оттуда в Казань. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
приложение 13). Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин.
Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности. В. А. Серов (II, стр. Участник. С приёмными родителями девочке определённо повезло. И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего». В это время появляется нетипичный для художника портрет старшей дочери Веры, написанный на природе – «Осенний букет». Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза.
Рисунок уверенный, лепка твердая. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны.
С 7 лет выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях. «Мужичок из робких», тоже не просто этюд, это картина русского пришибленного, загнанного крестьянства пореформенной России с ее гнетом двойной эксплуатации (см. Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов.
– М, Просвещение, 1969. Портрет писан в Красном селе на той же шевцовской даче и носит этюдный характер. Написан быстро. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье.
Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Тут больше любви к делу, — пояснил он. 62.
По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет».
206), 1907. М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет».
Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом. Крамскому от 13 января 1878 года // Репин И. Е. «Пирогов» – одна из вдохновеннейших работ Репина, поражающая экспрессией, темпераментностью живописи, силой выражения интеллектуальной жизни. 262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр. Вряд ли кто-нибудь согласится ныне с такой оценкой одной из лучших работ Ярошенко. Толстого Репин писал не один раз. Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого.
114. К. Позже, уже в преклонном возрасте, он отходит от классических канонов – светлеет фон, а мазки больше похожи на те, которые мы видели в набросках, есть доля экспрессии. 132. В. Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. Возможно, что портрет потемнел в течение 33 лет, когдаонвиселвтемнойкомнатеквартиры Куинджи. Д. Спасович, юрист (II, стр.
Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850–1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. Во время путешествия по Испании Стасов часто напоминал Репину, что здесь-то он должен обязательно написать красавицу. Куликовым, 1901-03, Русский музей). и др. А это бывает.
Это те цвета, в которых писан весь портрет. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой. Боковое освещение с контрастами освещенных и затененных частей лица «по-рембрандтовски» эмоционально-выразительно.
К тому же и погода благоприятствовала работе. 183-184. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н.
73. Е. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. М. Фофанов, поэт (II, стр.
91. Г. И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. Труд — вот что определяет и украшает человека. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Он пришел в себя, только приехав осенью в Чугуев, в свой родной дом, с твердой решимостью надолго здесь обосноваться.
Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена. два образа: Стрепетовой и самого Репина. Дался художнику легко, насколько можно судить по его живописи, для Репина необычно тонкой, во многих местах не закрывающей холста.
128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично.
И тут – «куда, куда девалась ее красота. 47). Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. Писан в 1894 г. в Неаполе.
255. В. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот — Павлу Третьякову. 20. Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888. Своеобразие и темперамент натуры ученого захватили Репина. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. А. И. Куинджи, художник. ПисанвПетербурге, в том же октябре 1877 г. ВосторженноеписьмоКрамского, посланноеимРепинув тот же день, когда, зайдя к Куинджи, он его увидел, говоритотомуспехе, какойпортрет встретилвсредепетербургскиххудожников. «Как.
46. "Я написала матери, – рассказывала Стрепетова в своих мемуарах, – что я уж не та, что прежде, я люблю (такого-то) и сошлась с ним. 14.
87), 1891. -- 543 с. В данном случае художник поставил себе сложную цель – выразить то, что сохранилось от замечательного музыканта и композитора – автора опер «Борис Годунов», «Хованщина», что жило еще в этом подкошенном неизлечимой, смертельной болезнью человеке. Репин вернулся на прежние позиции. Именно в Самаре Стрепетова выступила в ролях, где проявилась ее индивидуальность: Верочка (Ребенок Боборыкина), Лиза (Горе от ума А. С. Грибоедова), Дуня (Не в свои сани не садись А. Н. Островского), Лизаветта (Горькая судьбина Писемского).
А свеча становилась ниже и тени менялись. Терпеть и молчать Стрепетова не умела, а потому нервные срывы и бурные ссоры становились всеобщим достоянием. 217), 1901. Мерси дАржанто (II, стр. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. 107. Я. 36. Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта.
Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего.
Характерно, что в известном портретеПортрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой. Она была закончена только в 1891 году. Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. 60.
228—229. Сравним две работы Ильи Ефимовича, получившие свое развитие в «Крестном ходе» и других произведениях художника, – «Протодиакон» и «Мужичок из робких». Там у нее родилась дочка Маша. 32. Писался в том же 1890 г., что и предыдущий.
90), 1893. И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. Она была закончена только в 1891 году. Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. 47. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Вот таким образом ее сценические творения оказывали мощнейшее воздействие на публику.
Он до жуткости похож и до жуткости живой. Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями он ни прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Рисунок уверенный, лепка твердая.
Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством.
Вот таким образом портрет полон жизни. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго. Кустодиевым и И. С. Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то». На столе книги и серая шляпка.
Детство провела в Нижнем Новгороде. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». В обоих случаях изображается душевная драма женщины. Но интересно, что в пылу полемики безвестный петербургский журналист указал на важную особенность полотна: художник написал здесь не Стрепетову-актрису, а скорее Стрепетову-личность.
Пела в опере. Портрет написан с такой живостью, что прищуренный глаз Пирогова кажется особо пристально вглядывающимся в стоящего перед ним, а растрепанную бородку явно только что щипали по привычке руки. 37), 1884. 39. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). Был приобретен в 1913 г. О. Д.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Точно обозначил ее границы Островский, знаток законов сцены: «Как природный талант это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка Болезненная, бедная физическими силами, неправильно сложенная, она из сценических средств имеет только гибкий, послушный голос и дивной выразительности глаза. 108. А.
215), 1907. Репин не мог без слез вспоминать об этих сеансах с ней, такой хрупкой и бесконечно обаятельной в своей обреченности. Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14. Рассматриваемый портрет писан в поисках художником образа для картины «В одиночном заключении». Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя.
В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю. Цветы в руках молодой Репины выглядят символично: жизненный расцвет, молодость, красота. часто сталипоявлятьсянарусских выставках. Метко и зло характеризован.
Среди его учеников, . Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд».
Своеобразная «влюбленность» в образ помогает каждому портретисту проделать кропотливую работу над картиной. Поначалу он отказался позировать с затылка. А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова. Она бросала открытый вызов силам, погубившим Катерину. Оно вновь заставляет вспомнить уже знакомое нам репинское желание испытать русскую пореформенную действительность, ее людей масштабом античного мифа, цельностью языческого мотива.
При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Ощущается тот стремительный ритм, в котором двигалась кисть художника: широко и размашисто прописан фон, нервными белильными мазочками вылеплен воротник. Суворин.
37. А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина. Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16. Портрет написан Репиным в больничной палате и, по свидетельству Стасова, «сходство черт лица и выражение поразительны» Алпатов Л. В.
Он был написан в течение трех дней -- с 13 по 15 августа. Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала. После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам».
Сам Репин назвал картину «В операционном зале». В своем произведении Репин не отказывается от портретного сходства: «. 98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. «Поэтом можешь ты не быть, – писал Н. А. Некрасов, – но гражданином быть обязан».
Репин не согласен: он считает портрет удачным. Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. «Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый.
В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным. От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н.
95). Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде. 55), 1888.
Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи. Одной из самых любимых и важных для нее ролей была Катерина из Грозы Островского. Поражение влекло за собой меньше горьких разочарований, чем победа.
Благодарная казанская публика боготворила Стрепетову. Но Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Все творчество Репина пронизано глубочайшим демократизмом, величайшими симпатиями к трудовому народу и его заступникам — представителям труда духовного. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868.
Приёмная мать, Елизавета Ивановна, была актрисой, обладательницей сопрано. В 1890-е гг. Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. 195. «С черным вороном», 1901.
Робость его на самом деле только кажущаяся. И. Введенский, критик 1888. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Ведь какой взгляд.
Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. В его семье она и была воспитана.
Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. 56. А. Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже.
В начале XIX в. декабрист А. Одоевский, выходя на площадь, где должно было произойти восстание, воскликнул: «Умрем, братцы, ах, как славно мы умрем. » Смерть привлекала романтика даже больше, чем победа. и Крамской И. Н. 3. 100. Портрет, в котором Репин осуществил заветную мысль, лелеявшуюся им с 1910 г., — писать портреты только в один сеанс. Искусство. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка.
Ге. По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». Чем же объясняет художник свою неудачу. Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее.
Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости. И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. 17. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд.
Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка. 145), 1913. Н. Герард, юрист (II, стр. Вот это замечательное умение превратить индивидуальное в типичное, в характерное социальное явление, вскрыть в Иване Уланове то, что составляет сущность, «экстракт» русских дьяконов, дало возможность Репину создать не портрет, а картину. Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица.
Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. 127. Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. -— И. Г. ), они много смеялись».
16. Читающая девушка, 1870. 115. М. О. приложение 11). Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. Перед нами не просто больной, а большой и яркий интеллект, находящийся во власти недуга.
Такой обобщенности и связанной с нею упрощенности форм не приобрела, однако, голова, наименее свободно трактованная часть портрета. Родилась 4 (. ) октября 1850 в Нижнем Новгороде в семье театрального парикмахера, удочерившей «подкидыша» и давшей ей свою фамилию. 54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона». Только в эскизных работах его мазки хаотичны и порывисты.
Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Будучи человеком прямодушным, она отправила письмо родным. В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких. И манера и жест руки и глаза, – словом, весь тут, говорили они. ». Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции.
Образования не получила. Справана фоне цветы. Репин писал об этом в письме Крамскому: «А тип преинтересный. Гр. Репина И. Н.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Так, например, у меня с П. М.
И это не только благодаря глубокой психологической характеристике. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин. Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад».
Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». 2015-2017 Э Вести. Она стала своего рода эталоном для юной Стрепетовой, которая повзрослев, стала продолжательницей, созданной Никулиной традиции сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей, а также отстаивающей свою любовь. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни.
И как это сделано в портрете Мусоргского. Играть приходилось все, в основном, оперетки и водевили. Первый портретировал писателя в 1873 году, то есть почти за пятнадцать лет до упомянутой репинской картины, второй – в 1884-м – всего за три года до ее появления. 77. П.
Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873. В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин.
Зрителям пришлась по душе ее экзальтированность, ее актерский максимализм. «Сютаев» уже был куплен 13. Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой). 53), 1888.
Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад. Они не мирились с окружающим их злом, свято веруя – свидетельство тому портреты Стрепетовой – в красоту человеческого духа.
Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности. Это — единственный портрет «стриженого Репина». В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Среди его учеников, . Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». Академический сторож Ефимов, 1871. В ее задумчивом и скорбном облике современники видели выражение той «печали не о своем горе», о щемящей душу выразительности которого писал Г. Успенский в связи с подобными образами.
Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой -- все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). 84. Толстой босой» или же «Л. Н. Мне везловславе» 20. Был в1894 г. на выставке в Академии художеств.
Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта. А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр. Так понимал своего протодьякона художник и таким он изобразил его.
В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Как сказал писатель А. Плещеев: «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет».
Этот момент расширяет характеристику образа -- глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). Явно симпатизируя Стрепетовой, художникиреалисты ничуть не идеализируют ее внешность. Вскоре они расстались. Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны. Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван».
Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. Этими двумя портретами открылась значительнаясерия крупных портретов, исполненных углемна холстеи имеющих не подготовительное, а самодовлеющее значение. Эти портреты — одниизвысшихдостижений репинского искусства вообще. Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту. «Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам. Учился у И. К. Несмотря на миниатюрность, трактованоченьсмело, энергичноишироко. Во всей манере есть нечто от импрессионистов, вернее от пост-импрессионистов и даже от Монтичелли.
Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какойто». Поскольку следы творческих усилий художника никак не скрыты, в картине словно сосуществуют. Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Сейчас в Толстовском музее в Москве.
ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. В обоих случаях изображается душевная драма женщины. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство.
225. Л. Но за всем этим очень явственно проступает иное. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850 – 1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. 140. В. Это вы сами.
Это небольшое красное пятно воспринимается как выражение, как намек на горячность натуры. «АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И. Дальнейший шаг на пути овладения формой. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном.
Портрет принадлежал проф. В. Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры. 75. В.
Руки очень нравились самому Тургеневу. Он был написан с натуры, вот таким образом видно, что мазки наносились поспешно. 101. «Пахарь» (II, стр.
Пелагею пригласили на лето в Саратов и она решила отправиться со Стрельским. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа.
И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета.
Этюд красив по живописииизященпо фактуре. 28. Это было сказано по поводу моих же грехов. Одна из лучших работ Репина – портрет артистки Стрепетовой (1882). В семь лет она впервые вышла на сцену.
К сильнейшим средствам ее принадлежал проникновенный голос. ныне в пражской Национальной галерее. Его портрет имел большой успех».
Они часто проводили совместно время в усадьбе Здравнево. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Переломным стал для нее год, когда удалось поступить на самарскую сцену. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой.
В семь лет она впервые вышла на сцену. 195). Благодаря этой фронтальности головы характерный орлиный нос Тенишевой приобрел не свойственную ему форму, что значительно уменьшает сходство, почему Репин оставил его незаконченным. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет). Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь.
Репин и Ярошенко были в своем творчестве поэтами и гражданами. Нет ничего надуманнокрасивого и в колорите работ, даже живопись Репина– широкая, виртуозная очень правдива. Русский реализм основывался не только на честном отношении к натуре, но и прежде всего на честном отношении к жизни. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр. Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов.
Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. В эти годы роль Катерины в ее исполнении наполнялась особым смыслом. 79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Трактован в живописной манереиявляется одним из лучших репинских портретов на рубеже 70-х и 80-х годов. Илья Ефимович Репин был довольно компанейским и общительным человеком. Н. Н. Ге, художник.
Репин тонко воплотил сложную, богатую и страстную натуру артистки. Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то». Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр. Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов.
Стрепетова представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений. Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Очень хороши сразу верно взятый оливково-зеленый тон драпировки на фоне и темно-красный тон платья. Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой. Вот таким образом оба образа воспринимаются как собирательные. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
Пришлось пойти на хитрость. Он постоянно менявший подруг. Ярошенко же прежде всего обращается к разуму публики. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Портрет Введенского очень жизненен, как жизненны и убедительны и все другие, последовавшие за двумя первыми. Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом».
иоконченв1883г. — Да это превосходно. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль.
В. Чижов, 1877. Вот таким образом же он и изображает ее с распущенными волосами, так сказать, не в «портретном» виде. После развода с первой женой, Верой Шевцовой, с Репиным остались старшие дети.
Последнее отдавало пошлостью. В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. Наиболее известными из них стали работы И. Н. Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850-1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично.
XIX в. был эпохой «бури и натиска». 87. В. Н. и С. А. Толстые (II, стр. Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887).
71. «Отдых». Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина».
Портрет был. Большой эффектный портрет на холсте, углем. Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина. — сказал Крамской. Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе.
Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид. 9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Получился художественный образ чрезвычайной силы и мастерства.
Очень слабо нарисованы руки. Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста.
Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. Переписка. Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков».
Рациональное объяснение искусства актрисы находили только в сравнительных аналогиях. П. Бородин, химик и композитор (II, стр. «Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. Но вот портрет окончен. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества.
Третьяковым, стало ясно, что русская портретная живопись в лице И. Репина получила блестящее продолжение. передал в лице Стрепетовой с присущей ему пластической силой. Он так же хорош по форме, как и по живописи. Восторженно отзывался о портрете Крамской. «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства.
и я убийственно страдал. Живопись, скульптура, графика, архитектура: Изд. В двадцать один год Пелагея Стрепетова влюбилась в местного обольстителя. Она вышла из народа и всем своим творчеством в народ стремилась. 207).
147. Автопортрет в куртке (II, стр. Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена. По живописи они довольно слабы и черноваты.
Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой. Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Зайцева в Полтаве, затем у А. М. По мнению Крамского, холст, созданный Ярошенко, это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой». Впрочем, вряд ли правильно противопоставлять два произведения, созданных почти одновременно художникамиединомышленниками, ведущими мастерами Товарищества передвижных выставок.
Крамского и Н. Н. 22. – М. Л., 1949. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
40). 261. приложение 10). Это лучше всех ваших академических работ. Картина имеет 3 списка (не считая этюда).
Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее). И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи. Пелагея Стренетова была по-настоящему народной актрисой.