Портреты Стрепетовой писали И. Е. Репин, В. М. Васнецов, Н. А. Ярошенко.
Зрителям пришлась по душе ее экзальтированность, ее актерский максимализм. Дальнейший шаг на пути овладения формой. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Был в собрании О. Д. Левенфельда в Москве. Крамского и Н. Н. приложение 13). Одной из самых любимых и важных для нее ролей была Катерина из Грозы Островского.
Стрепетова представлена здесь как человек демократического круга, прогрессивных убеждений. До революции был в собрании М. П. Рябушинского настоящееегоместонахождениенеизвестно. Последнее качество присуще и портретам Стрепетовой, Стасова (1883), Льва Толстого (1887). Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Ответ был полным любви и прощения. Это вы сами.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Портрет написан Репиным в больничной палате и, по свидетельству Стасова, «сходство черт лица и выражение поразительны» Алпатов Л. В. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. 87. В.
Поражение влекло за собой меньше горьких разочарований, чем победа.
Это лучше всех ваших академических работ. Сам Репин назвал картину «В операционном зале». «Рубинштейн», наряду с «Пироговым» — одна из вершин репинского искусства. ЭтооднаизлучшихвещейРепина 1910-х годов.
Н. и С. А. Толстые (II, стр. В этом его сильная и слабая стороны и в этом отношении он является уникальным.
На столе книги и серая шляпка. 14. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы.
В 1890 г. она умирала от туберкулеза легких. В противоположность тому, этот писан в совсем ином плане, энергично, плотно, материально. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. МертвыйФ. В своем произведении Репин не отказывается от портретного сходства: «. Все, что он привез из Парижа, вызвало недоумение в кругу его ближайших друзей-художников и неодобрение его главного покровителя, горячего защитника и друга Стасова. Одна из наиболее блестящих по живописи вещей Третьяковской галереи, купленная на XII Передвижной выставке 1884 г., где портрет значился в каталоге как «этюд».
127. Писан перед тем, как приступить к большому заказному портрету того же лица. 17.
Чуковскому. На желтый цветлица обращалвниманиеРепина уже П. М. Третьяков, считавший портрет крайне неудачным, но все жеповесившийего у себя в Галерее. К концу 1870-х годов упавшая было слава Тургенева снова возросла и Третьяков, собиравший не только картины знаменитых русских художников, но и портреты знаменитых русских деятелей на самых разнообразных поприщах, не мог отказаться от соблазна обогатить свое собрание новым портретом такой всесветной знаменитости, как Тургенев, хотя в Галерее давно уже висел тургеневский портрет работы Перова (1872). и я убийственно страдал. 16. Читающая девушка, 1870.
Чем была неудовлетворена Софья Андреевна. Это было сказано по поводу моих же грехов. 9), 1882. Одному из исследователей творчества Ярошенко золотые браслеты на ее руках напомнили кандалы. Репин особенно высоко ставил как раз этот рембрандтовский шедевр и едва ли можно сомневаться в том, что «Ян Собесский» подсказал художнику и общую концепцию«Протодиакона»:нетолькотакой же посох в руке, но и вся жирная кладка живописи — трактовка фона, рук и самого лица — говорят о том, что летние посещения РепинымЭрмитажа не прошли даром для его чугуевско-го периода. Уже на живописи «Еврея на молитве» и портрета Овденко лежала печать луврских прогулок Репина в «Протодиаконе», кроме влияния Рембрандта, сказавшегося некогда и на миниатюрном портрете матери 1872 г., мы видим нечто такое, чего ранее у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры.
Освещен слева сзади и с правой стороны рефлексы от других окон. 183-184. Перед нами женщина с бледным и несколько суровым лицом в строгом черном платье. 39.
К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена. Но вскоре у Репина произойдет решительный перелом во взглядах на задачи и, главное, «возможности» живописи. В это время появляется нетипичный для художника портрет старшей дочери Веры, написанный на природе – «Осенний букет». Аналогичные появятся лишь позднее, лет через57.
От нечего делать он зачастил в Эрмитаж, где усердно копировал Рембрандта. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Как он добродушно, чисто по-детски, хохотал, слушая рассказы Бурлака после серьезных разговоров на высокие темы. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Бородинобычностоял, опершисьоколонну. И тут – «куда, куда девалась ее красота. Сидитнажердочке, залитаяярким солнечным светом и щурит от солнца глаза.
«АфанасийАфанасьевичговорилгромким басом и как серьезный помещик привык повелеватьиприказывать. », — писалРепинК. И. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Электронное периодическое издание «Э Вести» (E Vesti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 26. 06. 2015. И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. 12.
Руки, всегда особенно много говорящие уРепина, здесьисключительновыразительны. Репин вернулся на прежние позиции. Именно в Самаре Стрепетова выступила в ролях, где проявилась ее индивидуальность: Верочка (Ребенок Боборыкина), Лиза (Горе от ума А. С. Грибоедова), Дуня (Не в свои сани не садись А. Н. Островского), Лизаветта (Горькая судьбина Писемского).
2015-2017 Э Вести. 9 —16). Написанпоистиневдохновенно, безкаких бы то ни было оглядок на искусство прежнихэпохилисовременноеРепину, на чужое илиегособственное, сединственноймыслью передатьнахолстечертылюбимогодругаи гениальногокомпозитора. «Мусоргским»от крываетсядлиннаясерияпервоклассныхрепинских портретов80-х годов, которых одних былобыдостаточно, чтобыобессмертитьего имя.
Восторженно отзывался о портрете Крамской. приложение 11). Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850 – 1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. Эта слегка вскинутая вверх головапрекраснохарактеризованаонаобращала на себявсеобщеевниманиенаIIIПередвижной выставке 1874 г., первой Передвижной, на которой принял участие Репин, находившийся в то время в Париже. Портрет Стасова, прекрасный по форме, несколько черноват по живописи, что объясняется продолжавшимся в течение всего 1871 и в начале 1872 г. увлечением Рембрандтом. Поколенный портрет исполненный в типичной репинской технике — углем по масляному холсту.
Однозначного ответа тут быть не может. Над головой Репин очень долго работал и она далась ему нелегко, почему несколько тяжела в живописи, по сравнению с блестяще написанной обстановкой и одеждой — кителем, военной на красной подкладке шинелью и брюками, с широкими генеральскими лампасами: Кюи был генералом от фортификации. Явно симпатизируя Стрепетовой, художникиреалисты ничуть не идеализируют ее внешность.
Николай Николаевич Страхов мне удался, потом рисовал я с Арсения Ивановича Введенского и еще несколько портретов. «Трудовик» и «Трудовичиха» (II, стр. «АфанасийАфанасьевичсадился близко, у меня за плечами и громко, наставительно и авторитетно говорил мне: я Вам советую правую руку отвести правее иначе, смотрите, — ведьувасполучаетсяракурсчтовы с ним делать будете. » 12. Рациональное объяснение искусства актрисы находили только в сравнительных аналогиях. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Куликовым, 1901-03, Русский музей).
Ге. С. 126. и Крамской И. Н. — сказал Крамской. Ясно видно, как многому научился Репин за два года жизни и работы в Париже. Он сделал с него тут же тот прекрасный рисунок, которыйизвестенпоостроуховскому собранию (с 1930 г. вТретьяковскойгалерее).
В обоих случаях изображается душевная драма женщины. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками.
В то же время анонимный рецензент «СанктПетербургских ведомостей» назвал эту работу «довольно неудачной». Крамскому от 13 января 1878 года // Репин И. Е. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. И все же на живописи «Еврея на молитве» тяготеет еще гипноз «галерейного тона», сковывавший свободу индивидуального творчества и мешавший пониманию и принятию совершившегося тогда великого переворота во французской живописи. В 1890-е гг.
Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Портреты Васи Репина, Хлобощина и Шевцовой уже в1860-х годах, в ученический период Репина, обнаруживают черту, особенно типичную для всего егопортретногоискусствавдальнейшем, — постоянныепоиски, «каквзять» на холсте данного человека, «как дать» его в наиболее ему прису-щем и характерном движении. Задача верхнего света, сложная и трудная, разрешена здесь прекрасно именно верхний свет помогнесколькосмягчитьизлишнююматериальность костюма, получившего благодаря ему некоторую обобщенность складок, уничтожающую фотографичность. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Наиболее известными из них стали работы И. Н. иоконченв1883г.
К сильнейшим средствам ее принадлежал проникновенный голос. В самом ее характере выделяются те черты, которые свойственны были большинству передовых женщин той эпохи. 132. В. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
195. «С черным вороном», 1901. Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Зная их (родительский) взгляд на такой образ жизни, я заранее объявляю ей обо всем этом и, если она желает, я не буду даже называться ее фамилией. Написанный в конце мая 1891 г., через год после «Кюи», этот портрет, при всем композиционном великолепии концепции и изумительной даже дляРепина характеристике, являет пример несомненного перехода порога реализма в сторону холодного объективизма: одной ногой автор уже перешагнул этот порог и ступил на почву натурализма, другими словами, на платформу иллюзорности дляиллюзорности. Но, перейдя опаснуюгрань, Репинне сжегсвоих живописных кораблей и, скорее, портреты нарочито объективные были исключением из общего правила, нежели обратно он продолжал одновременно увлекаться и задачами чисто живописного порядка. остановился на Стрепетовой не случайно. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой.
На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Но этотслабый во всех отношенияхпортрет — случайное иодинокое явление в живописи Репина конца 70-х годов. Картина в 1935 г. перешла в собрание Е. В. Гельцер, в Москве. Портрет этот находится в собрании И. И. Бродского, в Ленинграде. Боковое освещение с контрастами освещенных и затененных частей лица «по-рембрандтовски» эмоционально-выразительно.
И. Е. Забелин, археолог. приложение 10). Портрет принадлежал проф. В.
И только уже года через два Лев Николаевич Толстой вывел меня на чистый воздух». Портрет во всех отношениях немощен, являя признаки бесспорного упадка. «Портрет Тургенева действительно слаб, — отвечает он ему 5 марта 1884 г., — но ваш портрет меня удовлетворяет и многие художники его хвалят». 110. Е.
Вкаталоге выставки, по цензурным условиям, фамилииСютаеванельзябылопоместить, и портретбыл названпросто«этюдом». Около 1 декабря 1884 г. в Третьяковской галерее былЛев Толстой. Кустодиевым и И. С. В 1878 г. Тургенев приехал в Москву и Репину, встретившемуся с ним в Абрамцеве, удалось уговорить писателя дать ему еще несколько портретных сеансов. Взят смело для своего времени, с энергичным поворотом головы вправо от зрителя.
Нет чего-то, что С. А. считала самым важным и самым нужным в облике Толстого. «Мужичок из робких», 1877. 21. Зайцева в Полтаве, затем у А. М.
Репин находит себя только к началу 1877 г. 31. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. Метко и зло характеризован.
Только в эскизных работах его мазки хаотичны и порывисты. С приёмными родителями девочке определённо повезло. Как сказал писатель А. Плещеев: «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет». По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет».
Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. Это — единственный портрет «стриженого Репина». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Участник. Справана фоне цветы. 7). 91. Г.
Руки очень нравились самому Тургеневу. Искусство. Рубинштейн избалованный всесветной славой и капризный, позировал из рук вон плохо: засыпал, беспрерывно двигался, ни минуты не сидел спокойно. 55), 1888. Увлечение эрмитажными картинами, несомненно, сказалось и на конкурсной программе — «Воскрешение дочери Иаира» — и даже на желтом колорите «Бурлаков».
Среди его учеников, . А свеча становилась ниже и тени менялись. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Репин и Ярошенко были в своем творчестве поэтами и гражданами. Возвращается в Россию летом 1876 года.
После развода с первой женой, Верой Шевцовой, с Репиным остались старшие дети. Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой.
Его портрет имел большой успех». Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. В ее задумчивом и скорбном облике современники видели выражение той «печали не о своем горе», о щемящей душу выразительности которого писал Г. Успенский в связи с подобными образами. Точно обозначил ее границы Островский, знаток законов сцены: «Как природный талант это явление редкое, феноменальное, но сфера, в которой ее талант может проявляться с особенным блеском, чрезвычайно узка Болезненная, бедная физическими силами, неправильно сложенная, она из сценических средств имеет только гибкий, послушный голос и дивной выразительности глаза. 114. К. Гр.
К тому же и погода благоприятствовала работе. Своеобразная «влюбленность» в образ помогает каждому портретисту проделать кропотливую работу над картиной. Н. Н. Ге, художник.
46. Он так же хорош по форме, как и по живописи. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (её отец, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения).
Достаточно сказать, что «Протодиакон» — первый настоящий Репин, Репин будущих картин. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Образования не получила. Переписка. А такой именно «Третьяков» не выходил, «не задавался», по любимому выражению Репина.
Учился у И. К. Одна из лучших работ Репина – портрет артистки Стрепетовой (1882). в Цветковской галерее. Репина И. Н. Пелагею пригласили на лето в Саратов и она решила отправиться со Стрельским.
Портрет Соловьева написан в один присест, в Москве, куда Репин приезжал в связи с ранением его картины «Иван Грозный и сын его Иван». В начале XIX в. декабрист А. Одоевский, выходя на площадь, где должно было произойти восстание, воскликнул: «Умрем, братцы, ах, как славно мы умрем. » Смерть привлекала романтика даже больше, чем победа. – 60 с. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и признает его мастером, даже полушутя-полусерьезно станет ему подражать, чему примером может служить изумительный этюд, написанныйим с трехлетнейдочурки.
262. И. С. Остроухое, художник, коллекционер, музейный деятель (II, стр. Последнее отдавало пошлостью. А. Г. Рубинштейн, пианист и композитор (II, стр.
Тип портрета, писанного исключительно из-заошеломившего авторапрекрасного живописного впечатления. Репинписал его издали, не на сильном свету, а в глуби не мастерской, где игра света и теней наряднее итоньше. Ужепослепервогосеансапортрет был вобщемготов. Стасовпришел от него в неистовый восторг, рекомендуя Третьякову немедленно приобрестиегодлягалереи. Начатый в конце 1887 г., портрет был дописан только в 1888 г., когда его и купил Третьяков. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Обстановка богатого дома с мещанским вкусомпортрет писан на месте. «Сютаев» уже был куплен 13.
В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Играть приходилось все, в основном, оперетки и водевили. Волкова в Санкт-Петербурге, в Рисовальной школе Общества Поощрения художеств у (1864-1865), вольнослушатель Императорской Академии художеств (с 1867). Старуха, по рассказам старожилов, была разительно похожа. Вместе со своими сёстрами и братьями служила в крепостном театре Д. Д. Шепелева (отец Елизаветы Ивановны, Иван Кочетов, был управляющим его выксунского имения), а сама она пела в опере. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни. Я. Страхов, писатель (II, стр. 54), 1888.
Авторская оценка личности знаменитой актрисы здесь тщательно продумана и взвешена. – М. Л., 1949. В нем, во всяком случае, больше надрыва, чем в портрете той же актрисы в роли «Лизаветы». 14 ПисьмокРепину от 28 февраля1884 г. -Там же, стр. Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике.
Буря, бушевавшая в жизни и умах, XIX в. отразилась как в зеркале в портретах Репина. Ф. Д. Хлобощин, архитек, 1868. И как это сделано в портрете Мусоргского.
Приехавшая в Россию страстная почитательница музыки «могучей кучки», Аржанто променяла вскоре Францию на Россию, став жизненной подругой Цезаря Кюи, другом и покровительницей кучкистов. 255. В. 36.
Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Тургенев позировал ему в Теплом переулке, а затем еще несколько раз в квартире своего дяди Ив. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего. 87), 1891. два образа: Стрепетовой и самого Репина.
Вот таким образом портрет полон жизни. 95). Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. 107. Я. 37. Были в собрании Н. Д. Ермакова, ныне в Русском музее. Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой.
На другой же день она вновь отдавалась делу с таким же самопожертвованием". Первый сейчас в Третьяковской галерее, второй — во Владивостокском музее. На художнике куртка, без воротника. Там у нее родилась дочка Маша.
Репин не согласен: он считает портрет удачным. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. По моему мнению, в выражении Ивана Сергеевича соединяются: ум, добродушие и юмор, а колорит, несмотря на смуглость, производит впечатление постоянно светлое. По словам писателя А. Плещеева, Стрепетова «играла, как Толстой говорит, как Репин пишет».
Вскоре они расстались. 115. М. О. Поколенный. "Я написала матери, – рассказывала Стрепетова в своих мемуарах, – что я уж не та, что прежде, я люблю (такого-то) и сошлась с ним. Мерси дАржанто (II, стр. Цветы в руках молодой Репины выглядят символично: жизненный расцвет, молодость, красота. 56. А. Написан в два сеанса на небольшой дощечке.
Лучший репинский женский портрет. Вот таким образом же он и изображает ее с распущенными волосами, так сказать, не в «портретном» виде. В. А. Серов (II, стр. 73. Е. «Как.
Потом он взял новый холст и начал тот портрет, которыйнаходилсявТретьяковской галерее. Портрет приковывает зрителя своей одухотворенностью. передал в лице Стрепетовой с присущей ему пластической силой. Написан портрет вдохновенно. П. Бородин, химик и композитор (II, стр.
Несколько проигрывая, может быть, в эмоциональной «заразительности», столь свойственной созданию Репина, образ обретает черты духовной сосредоточенности и предельной достоверности. Все же нечто от прежней рыжеватости еще сохранилось в живописи портрета, который не мог быть по правилам передвижников на этот раз выставлен, так как уже был на одной из предыдущих выставок, хотя и недолгое время. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками. Впервые Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. 60.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Труд — вот что определяет и украшает человека. Подпись и дата на портрете сделаны художником в 90-х годах.
Он очень красив по цветовой гамме, решенной лучше, чем в «Пирогове». 62. Красочная кладка Репина отличается здесь невиданной прежде плотностью и уверенностью. 98. Франц Лист, композитор и пианист, 1887. «Пирогов» – одна из вдохновеннейших работ Репина, поражающая экспрессией, темпераментностью живописи, силой выражения интеллектуальной жизни. Обратим внимание на движение пятен краски. Но взгляните только на его стеклянный, неподвижно упершийся глаз, переданный с изумительным совершенством и вас обдаст холодом. »Стасов понимал данное автором название портрета в таком же примерно смысле, в каком позднее Чехов назвал героиню своего известного рассказа «беззащитным существом». Написан на хутореГе, всентябре1880 г., когда Репин заехал к нему с Днепровских порогов, где писал этюдыдля«Запорожцев». Портретвзят правдиво и жизненно, в непринужденной позе: Ге сидит, отвалившись в кресле назад и запрокинув голову, которая дана в ракурсе.
Ясные удары кисти в своей подвижности и непосредственности (во многих местах просвечивает фактура холста) всюду выражают одухотворенность, создают, лепят, являют внутреннюю жизнь. Знаменитый портрет Третьяковской галереи, написанный в три сеанса 13 — 15 августа 1887 г, в «Ясной Поляне», как о том свидетельствует подпись Репина. 59), 1890. — И. Г. ) посидеть мне смирно. Рисунок уверенный, лепка твердая. Изображен по пояс в фас, несколько откинувшимся назад.
Микешин, художник и скульптор, (II, стр. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. Илья Ефимович Репин был довольно компанейским и общительным человеком. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
77. П. Ц. А. Кюи, композитор (II, стр. Но Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. 22. Большой эффектный портрет на холсте, углем. В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картин равных произведениям 1870-80-х гг.
М. Фофанов, поэт (II, стр. В таких случаях я — несчастный, неутешный страдалец. Будучи человеком прямодушным, она отправила письмо родным. Было от чего прийти в отчаяние.
Репинначалегоспервавповоротевправо, близкомкпрофилю, ибросил, недоведядо конца. Спасович написан по заказу Совета присяжных поверенных в СПБ. 47. 100. М. Гаршин, писатель, 1884. Однаиз вершин всего репинского творчества. Хорошо написана голова и рука.
228—229. Рисунок уверенный, лепка твердая. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н.
Он постоянно менявший подруг. Подобной портретной концепции русская живопись до того не знала. Портрет был первоначально задуманкак большой декоративно взятый рисунок углем и толькопоокончанииегоРепинрешилего «раскрасить», чем, поегособственномупризнанию, только погубил удачную вещь. 195). В. А. Репина, заснувшая в кресле (II, стр. 21), 1882. Знаменитоепроизведение неувядаемой пластической силы и высокого мастерства.
Очень слабо нарисованы руки. 225. Л. Академический сторож Ефимов, 1871.
Это был только сырой, черновой материал, который в дальнейшем переплавлялся, перерабатывался до неузнаваемости в творческой лаборатории живописца. Стрепетова была сама трагедия это чувствуешь, глядя на репинский этюд. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Пелагея Стренетова была по-настоящему народной актрисой. 261. Портрет-этюд, написанный в свободной живописной манере, выработанной Репиным послеписанияэтюдовнавоздухедля «Бурлаков», когда он сразу значительно повысил свое живописное мастерство.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. 20. Асимметрично посаженные глаза, сдвинутая переносица, приоткрытый асимметричный рот. Ей не было еще и пятнадцати, когда она стала профессиональной артисткой. Портрет молодойженщины, вфантастическомкостюме, убранном крупными цветами, с распущеннымиволосами, украшеннымитакимижецветами. Вправойрукедержитворона, привязанного шнуромкеепоясу. Написан небеззадней мыслибытьнавысоте «модернизма», завезенного в Россию на рубеже двух столетий и особенно культивировавшегося в стенах Академии в начале1900-х годов. Очень занятна постановка глаз, построенных по-монгольски. А. Д. Третьякова, мать П. М. Третьякова.
Она вышла из народа и всем своим творчеством в народ стремилась. Переломным стал для нее год, когда удалось поступить на самарскую сцену. Вот таким образом ее сценические творения оказывали мощнейшее воздействие на публику.
Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. С. А. Репина, жена брата художника В. Е. Репина, вкостюмемонахини, 1878. Портрет-этюд, написанныйвсвободнойши- рокой манере. Внем хорошо угаданоотношениебелого лица к черной одежде и платку, благодаря чемулицогоритисветитсяизглубиныфона. – это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. «Поэтом можешь ты не быть, – писал Н. А. Некрасов, – но гражданином быть обязан». В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. 113. А.
Но до чего же все живое. Но Репин именно этого хотел и в этом смысле портрет его — гигантское достижение, рядом с которым «Кардинал Лавижери» Бонна — лишь робкая и неудавшаяся попытка достичь того же. — Вы старались от души передать, что видели, увлеклись бессознательно многими тонкостями натуры и вышло удивительно верно и интересно делали, как видели и вышло оригинально». Репин тонко воплотил сложную, богатую и страстную натуру артистки.
Получился художественный образ чрезвычайной силы и мастерства. Портрет был выставлен на XVII Передвижной 1889 г., вместе с портретамиГлазунова и Щепкина. 53), 1888. — Да это превосходно.
Левенфельдом, в Москве, в собрании которого и находился до революции.
Затем в 1881 году он изобразил ее в роли Лизаветы в пьесе Писемского «Горькая судьбина». Этюд красив по живописииизященпо фактуре.
Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887). И манера и жест руки и глаза, – словом, весь тут, говорили они. ». 145), 1913. Писан в Чугуеве одновременно с «Протодиаконом» и нижеследующим портретом. Писался в том же 1890 г., что и предыдущий. Стрепетовой.
Ясная лепка выпуклого лба подчеркнута четкими прядями волос, как будто влажных, прилипших ко лбу, лежащих плотно на форме. -— И. Г. ), они много смеялись». Крамской говорил, что новый Репин пишет словно в какой-то ярости и что никому из русских художников не написать так, как написан «Протодиакон». Получив известие о «бегстве» Толстого из Ясной Поляны, о последовавшей вслед за тем его смерти на станции Остапово и прочитав газетные статьи и заметки, в которых между строк проскальзывало желание всю вину за смерть Толстого свалить на Софью Андреевну, Репин возненавидел «злого гения» Толстого и тут же решил на картине поссорить его с женой: он отвернул голову Льва Николаевича влево, заставив его смотреть хмуро и озабоченно в сторону (II, стр. В молодые и зрелые годы он трепетно следует реализму, применяя классическую портретную технику светотени – контраст темного глубокого фона и акцентируемое светлое лицо.
Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то». В. Чижов, 1877. «Еврей на молитве» — столько же картина, сколько и первоклассный портрет, мастерский по выполнению и тонкий по характеристике.
ныне в пражской Национальной галерее. Это прежде всего бешеный темперамент его новой живописи, впервые сказавшийся именно здесь. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Мазки кладутся на холст решительно, с кажущейся небрежностью, но всегда точно. Прекрасно передана глубокая и страстная натура актрисы драматического жанра. 28.
Ходила публика — праздник — и кто-то хвалил. Был приобретен в 1913 г. О. Д. Протодиакон, 1877. Портретчугуевскогособорногодиакона. Несмотря нато, что«Протодиакон» — прославленная картина, она всежепортрет, нопортрет, выросший до картины, как портрет так называемого «Яна Собесского» Рембрандта (на самом деле автопортрет его)вырос до одной из знаменитейших в мире картин.
Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. Репин обращается кчувствам зрителя, он стремится «заразить» его своим сочувствием и симпатией к прекрасному человеку, к великой артистке. Она бросала открытый вызов силам, погубившим Катерину. Еще одна из лучших работ Репина – портрет артистки Стрепетовой (см. Третьяков так же считал Репина одним1 изсвоих ближайших друзей. ВсеэтонепозволялоРепинутолько отделаться, «отписаться» портретом, хотя и неплохим, достаточносхожим, ностоящимне вполне на высоте поставленной задачи.
Художник ведет рассказ о Стрепетовой обстоятельно, уважительно и тактично. 90), 1893. Д. Боткина, жена коллекционера Д. П. Боткина, братаженыФета, МарииПетровны. Это те цвета, в которых писан весь портрет. Ее взросление происходило на самых различных провинциальных подмостках России.
54. Ефим Васильевич Репин, отецхудожника, 1879. Портретглавнымобразомписанный из-за живописностиобщеговпечатленияиколоритностицветовыхотношений. Хотяпри взгляде на данный портрет снова вспоминается Рембрандт, но здесь нет уже и следа былого «галерейного тона». 3. 147. Автопортрет в куртке (II, стр.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Желая изобразить «Трудовика» и «Трудовичиху», Репин написал портрет с одного плотника, работавшего в Куокка-ла, а в качестве его жены взял кухарку генерала Стаценко, жившего в Куоккала. Родилась 4 (. ) октября 1850 в Нижнем Новгороде в семье театрального парикмахера, удочерившей «подкидыша» и давшей ей свою фамилию. И. Введенский, критик 1888. Рассматриваемый портрет писан в поисках художником образа для картины «В одиночном заключении». 128. О. С. Гейнс, женавоенногоинженера, 1890. Портрет был написан зимою 1883 — 1884 г., при лампе, почему вышел слишком желтым и красным, что автору, да и другим художникам особенно бросалось в глаза на XII Передвижной выставке 1884 г. Репин снял портрет с выставки и он не попал в каталог, но видевший егоТретьяковжестокораскритиковалегов письмекРепину. Последнийтотчас жеответил, что и сам согласен с этой оценкой:«Мясоедоваянамеренпереписатьднем, онрыжеват весь» 16.
Она была закончена только в 1891 году. Благодарная казанская публика боготворила Стрепетову. Ф. Писемский, писатель, 1880.
37), 1884. А это бывает. Писан в 1894 г. в Неаполе. Репин остриг свои длинные волосы, что значительно изменило его обычный вид. Красочный слой составляет здесь нечто движущееся, волнующееся, полное жизни.
Суворин. В семь лет она впервые вышла на сцену. Сравним две работы Ильи Ефимовича, получившие свое развитие в «Крестном ходе» и других произведениях художника, – «Протодиакон» и «Мужичок из робких». Писан в октябре 1877 г. в «неряшливой», с точки зрения московскиххудожниковтоговремени, манере«Протодиакона», но его живопись говорит уже о том, что «музейная пелена» окончательно спала с глаз Репина. 75. В. По живописи они довольно слабы и черноваты.
Это одно из самых красивых по колориту произведений Репина. Так, например, у меня с П. М.
Она говорит с вами. 17), 1881. Портрет писан в Красном селе на той же шевцовской даче и носит этюдный характер. Написан быстро. Г. Мясоедов, художник инициатор организацииТовариществапередвижныхвыставок (II, стр. В обоих случаях изображается душевная драма женщины. Л. Н. Толстой, писатель (II, стр.
«Трудовиками» называли себя члены думской партии 1907 г., примыкавшие к эсерам. Прекрасно передана глубокая и страстная натура актрисы драматического жанра. Писано прямо с натуры, на даче в Мартышкине, под Петербургом. Внизу, в неясных контурах и формах — «пляска смерти». Пела в опере. Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какойто». Поскольку следы творческих усилий художника никак не скрыты, в картине словно сосуществуют. Тогда-то вошли в моду лилияивсякиефантастическиеодеяния. Эта репинская дань «модерну» наложила на ряд его вещей того времени печать пустоты и дешевки, а временами даже и прямой пошлости.
Влияние Л. Н. Портрет, в котором Репин осуществил заветную мысль, лелеявшуюся им с 1910 г., — писать портреты только в один сеанс. 206), 1907.
Он так описывает свои первые опыты в портретном искусстве: «Я отводил душу в рисовании и однажды вечером, когда маменьки не было дома, попросил Доняшу (двоюродная сестра Репина. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. Колорит выдержан в общей теплой, даже «горячей» цветовой гамме. Как бы ни были портреты отличны друг от друга, в них много общего.
Стрепетова как будто дышит. Перед нами не просто больной, а большой и яркий интеллект, находящийся во власти недуга. «Ян Собесский» был только трамплином, с которого Репин совершил свой изумительный скачок в русской живописи, столь переполошивший всех художников, взволновавший русское культурное общество конца 70-х и начала 80-х годов и особенно глубоко задевший правдивого в делах искусства портретиста-профессионалаКрамского. Это новое заключается не только в невиданной до того чисто репинской тематике, открывающейся «Протодиаконом», но и в самой живописи, ее установках и характере. 40). Живопись, скульптура, графика, архитектура: Изд.
Портрет не удался ни в композиции, скучной, случайной, никак неорганизованной и Репина недостойной, ни по живописи, монотонной, хотя и сильной чувством рельефа и иллюзорностью впечатления, повышающегося контрастом черного и белого. Лучшие произведения 1890-1900-х гг.
часто сталипоявлятьсянарусских выставках. Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Вот это замечательное умение превратить индивидуальное в типичное, в характерное социальное явление, вскрыть в Иване Уланове то, что составляет сущность, «экстракт» русских дьяконов, дало возможность Репину создать не портрет, а картину. Вот что он писал по поводу этогопортрета и некоторых других, затеянных углем, К. И. Чуковскому в 1922 г. «Затеял я однажды серию портретов писателей — черным (дело было зимой).
Но Третьяков, не допускавший, чтобы портрет можно было так мало отделывать и заканчивать, как этот, был, конечно, неправ, настаивая на том, что это «не портрет». Потому произведение и нуждается в долгом и внимательном разглядывании, в умном и доброжелательном зрителе.
Но вот портрет окончен. Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. Своеобразие и темперамент натуры ученого захватили Репина. Через 11 дней после последнего сеанса она умерла.
Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Портрет был. Чем же объясняет художник свою неудачу. Жемчужина Третьяковской галереи -Портрет П. А.
Ярошенко же прежде всего обращается к разуму публики. Он пишет только то, что видит, без «оглядки назад». «Мужичок из робких», тоже не просто этюд, это картина русского пришибленного, загнанного крестьянства пореформенной России с ее гнетом двойной эксплуатации (см. Среди его учеников, . Ведь какой взгляд.
И как раз в 1913 г. таких блестящих портретов он дал еще несколько. -- 543 с. В данном случае художник поставил себе сложную цель – выразить то, что сохранилось от замечательного музыканта и композитора – автора опер «Борис Годунов», «Хованщина», что жило еще в этом подкошенном неизлечимой, смертельной болезнью человеке. А. Стрепетова, драматическая актриса (//, стр.
Портрет, начатый в Москве, был окончен уже в Петербурге. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях.
180), 1913. " Стрепетова поехала вместе с избранником в Саратов, а оттуда в Казань. В двадцать один год Пелагея Стрепетова влюбилась в местного обольстителя.
Он был написан с натуры, вот таким образом видно, что мазки наносились поспешно. Он только намечен, но намечен могучей рукой мастера-гиганта.
С 7 лет выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях. 79. П. М. Третъяков, основательТретьяковскойгалереи (I, стр. 243). Портретначатв 1882г. «Толстой сидит абсолютно живой, серьезный и задумчивый.
После «Стрекозы» Репин в течениецелогогодапочтинепишетпортретов сперва «Грозный», а затем «Волостные старшины» поглощали все его силы и время, не остававшееся для портретов, если не считать портретных этюдов к «Старшинам». 141. Н. А. Римский-Корсаков, композитор (II, стр. 93), 1895. Данныйпортретестьтот крайний, конечный пункт на пути к иллюзорности, докоторогодошелРепин. Дальше идти было некуда тут достигнуто все, к чему он стремился: на настоящем диване, обитом настоящимперсидскимковром, опираясьнатакую же подушку, отороченную малиновым атласом, сидит доиллюзииживойчеловек. Дообмана живая голова обращена в три четверти вправо, вповороте, близком к профилю. 101. «Пахарь» (II, стр. Так понимал своего протодьякона художник и таким он изобразил его. Члены «могучей кучки» любили стоять во времяконцертоввДворянскомсобрании, сзади среднего прохода, недалеко от входной двери, уколонн. Этатрадицияудержаласьуоставшихсявживых«кучкистов»до19С0-Х годов.
И главным носителем внутренней драмы становится живописное построение портрета. В. Павлов, хирург, в операционном зале, 1888. Так как Николай Николаевич Страхов позировал аккуратно, охотно и сам был так интересен, то я захотел портрет раскрасить (уже совсем законченный удачный портрет).
Верно построенные, слегка по-монгольскипоставленные глазаобнаруживаютосновательноезнакомство с теорией и практикой «перспективногостроенияголовы», культивировавшегосяв Академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. 32. 88. «Стрекоза». ПортретВ. И. Репиной (II, стр. Третьяков писал по поводу него Репину: «Стрепетова очень хороша это тип, но не портрет» 14. Это небольшое красное пятно воспринимается как выражение, как намек на горячность натуры.
В эти годы роль Катерины в ее исполнении наполнялась особым смыслом. Среди его учеников, . Н. Герард, юрист (II, стр. И вот тут вспоминаю афоризм Тургенева: «Хорошее — враг лучшего».
Толстой босой» или же «Л. Н. и др. 207). 108. А. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. Портрет был на выставке Репина и Шишкина в 1891 г. 126. По мнению Крамского, холст, созданный Ярошенко, это не столько портрет, сколько «мысль художника, написанная по поводу Стрепетовой». Впрочем, вряд ли правильно противопоставлять два произведения, созданных почти одновременно художникамиединомышленниками, ведущими мастерами Товарищества передвижных выставок.
Она стала своего рода эталоном для юной Стрепетовой, которая повзрослев, стала продолжательницей, созданной Никулиной традиции сочувственного, поэтичного изображения русской женщины, мечтающей и любящей, страдающей, а также отстаивающей свою любовь. 47). Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». – М, Просвещение, 1969. Робость его на самом деле только кажущаяся. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
84. 71. «Отдых». Среди его учеников, . В свое время, на XXXVI Передвижной 1908 г., они обратили на себя всеобщее внимание, но более своим сюжетом или, вернее интригующим названием «портреты мужа и жены трудовиков», нежели своими художественными достоинствами.
61). Характерно, что в известном портретеПортрет актрисы Пелагеи Антипьевны Стрепетовой.
Ильича Маслова, у которого он постоянно останавливался и где Тургенев, во время жестоких приступов подагры, «завернувши пледом ноги, вылеживал свой срок, принимая всю образованную и боготворящую его интеллигентную Москву». Был в1894 г. на выставке в Академии художеств. Среди его учеников, .
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. В противоположность предыдущему этот портрет писан долго. Старший друг Репина, художник И. Крамской, так описывал ход его работы над картинами: «Он точно вдруг осердится, распалится всей душой, схватит палитру и кисти и почнет писать по холсту словно в ярости какой-то». Вряд ли кто-нибудь согласится ныне с такой оценкой одной из лучших работ Ярошенко. 215), 1907.
Он до жуткости похож и до жуткости живой. В семь лет она впервые вышла на сцену. Дни сомнений и шатаний, дни мучительных прогулок по Эрмитажу, с целью выйти из творческого тупика, в который Репин попал после «Бурлаков», бесследно миновали. XIX в. был эпохой «бури и натиска».
М. П. Мусоргский, композитор (II, стр. Бывают судьбы, поражающие воображение необычностью и внутренней завершенностью, – такова жизнь Пелагеи Антипьевны Стрепетовой (1850–1903), трудная и яркая, полная драматических поворотов. 234. Д. И. Менделеев, знаменитыйхимик, 1907. Писанпофотографическимматериалам, после смерти Менделеева.
Репин писал об этом в письме Крамскому: «А тип преинтересный. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Они часто проводили совместно время в усадьбе Здравнево. 140. В. Сейчас в Толстовском музее в Москве. Д. Спасович, юрист (II, стр.
Мне везловславе» 20. В. В. Стасов, художественный критик, апрель 1873. В это именно время, когда она уже не вставала с дивана, ее увидел Репин. 217), 1901. Вот таким образом оба образа воспринимаются как собирательные.