Судьбы детей Репина сложились по-разному. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Правда, материал этот в своей значительной части до сих пор не только не издан, но и не учтен. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
По общему характеру своего решения этот портрет примыкает к портрету МусоргскогоПортрет композитора М. П. Мусоргского. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. «Никогда я не забуду, как я был поражен Государственным советом, этой гигантской штукой, решившей сто задач соединения вместе бесконечно сложного материала и с каким чудным успехом и удачей, — писал Стасов даже три года спустя после появления этой картины. — Да, не забуду» (IV, 124).
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Его образ исполнен большого благородства, внутренней силы и вдохновения. Они объяснили: Владимир Васильевич будто шпорой подгоняет искусство вперед и обладает удивительным даром зажигать других. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Хронологию же всех событий и фактов, о которых повествует мемуарист, пришлось наново устанавливать автору настоящей статьи (ему же принадлежат комментарии к тексту воспоминаний).
Это словно бесконечные нечаянные вариации все на одну и ту же тему. Кажется, слышишь, что они говорили и думали, видишь, что они приказывали и делали: в рафаэлевском Риме — папы и кардиналы, в рубенсовской Фландрии — магнаты и ученые, в веласкесовской Испании — короли, министры, шуты, карлы, наемные генералы-звери, в тинтореттовской и веронезовской Венеции — сенаторы инквизиторы и штатские разношерстные палачи. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Одни слушают со вниманием доклад, другие глядят с любопытством и интересом, еще иные записывают или справляются у молодых делопроизводителей, — но все глубоко заняты своим делом. Л. Н. Толстого». В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Неффа (1864-1871). Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Стасов ставил перед собой трудную задачу. Я видел тут несколько и других подобных же chefs d39oeuvre39ов.
А именно, что его натура по преимуществу клонит его к изображению сюжетов хоровых, т. е. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Воспоминания о Стасове, написанные Репиным в 1933 г., отнюдь не затерялись. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Как хотелось бы изобразить это.
Несмотря на свой своенравный характер В. В. Стасов оставался на протяжении многих лет одним из немногих критиков, которые по достоинству могли оценить произведения живописи, прежде всего русских художников. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника».
Известны пять живописных портретов Стасова, не считая многих рисунков. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Я вместе и боялся и надеялся.
Только стоит взглянуть на черты лица, чтобы понять его истинную натуру. Владимир Васильевич был для художников-передвижников верный и надежный друг. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. » (IV, 55).
В одном из своих писем Владимир Васильевич описал это событие: «. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Из них наиболее содержательными по характеристике, наиболее «портретными» в собственном смысле слова являются самый ранний (1873) изображающий критика сидящим с закинутой несколько вверх головой в профиль и портрет 1883 года, так называемый «дрезденский». Долгие годы Репин был в тесной дружбе со Стасовым. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Некоторые же неправильные даты заменены нами в тексте публикуемых воспоминаний уже исправленными (новые даты заключены в угловые скобки). На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
М. Бунакову. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Впрочем, на время. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором. Я вместе и боялся и надеялся. Если где-нибудь она и была, то всячески — это необыкновенная редкость и исключительность.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Америка—Франция—Россия.
Талантливо он видел, талантливо он и воспроизводил. Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Данное определение существа образов картины остается неизменным. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Среди его учеников, . Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. И тут же пояснял: «Смерть хочется, смерть руки чешутся. » (IV, 55). Их рукопись сохранялась у В. Д. Комаровой. И тут же пояснял: «Смерть хочется, смерть руки чешутся.
И голос у него был богатырский – громовый. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. «Имею ли я (или кто бы то ни было) писать публично про эту вашу вещь. По мысли Стасова, в этой картине должны были «явиться русские великие деятели и освободители, начиная с Радищева» (IV, 103). В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Картину «Освобождающаяся Русь» Стасов разумел как «великолепный pendant» произведению «Заседание Государственного совета», как «собрание антигенералов, людей в сюртуках, рогожах и поддевках, без самомалейших знаков постыдного отличия, но зато благодетелей ныне, присно и во веки веков своего отечества, драгоценных яхонтов и сапфиров рода человеческого — значит, вместе с тем и мучеников своего времени» (IV, 124, 125). Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
А художники придумали для Стасова новый герб – нарисовали шпору и зажигательное стекло. Таким образом, показ выразительного контура ограничен лишь головой и плечами. Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем. Цель экскурсии – дать представление о живописном портрете, о его содержании и художественных средствах. Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер. «Бурлаки», «Славянские музыканты», два «Крестных хода», «Запорожцы», «Собрание волостных старшин», наконец, нынешнее «Заседание Государственного совета»— все эти высокозамечательные его картины всего более и сильнее выразили потребность, наклонность и способность Репина с великим дарованием создавать такие картины, где на сцене изображено много разнородных личностей. Едва не каждый день появлялся на Первой передвижной известный критик Владимир Васильевич Стасов. Под репинским пером Стасов встает как живой. Но что же такого важного выигрывалось от того, что зала — круглая.
Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Беспокоиться о Мусоргском Стасов мог, находясь в Париже, не в 1883 г., а в 1875 г. Как свидетельствуют подлинные письма Репина за 1873 г., все его восторженные замечания о художнике Анри Реньо, погибшем на баррикадах Парижской Коммуны, были сделаны именно в тот период, когда он жил пенсионером в Париже, т. е. в 1873, а вовсе не в 1883 г. Немало в записях Репина и мелких ошибок. Как трудно, как трудно. Появление его на выставках всегда сопровождалось шепотом в устах присутствующих. Для исполнения разных подробностей и аксессуаров картины (кресел, столов, архитектуры залы, ковров, люстр и т. д. ) Репин взял себе на помощь двух из числа значительнейших своих учеников, гг. Репину не терпелось поработать и он, усадив Стасова позировать, за два дня написал портрет.
Оставил большое эпистолярное наследие. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Всего более поразил меня тогда портрет-этюд великого князя Владимира Александровича, написанный на отдельном холсте и исполненный с такой необычайною жизненностью и правдой и в таких блестящих красках, что будет, наверное, одним из высших сокровищ и драгоценностей того музея, где будет когда-нибудь находиться. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Следует заметить, что художник писал Владимира Васильевича неоднократно. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. На гербе Стасовых нарисованы рука в латах и якорь – знаки верности и надежды. Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Так, три года спустя заседание Государственного совета изображенное Репиным, Стасов вновь характеризует как «собрание подлецов — генералов, мерзавцев, злодеев, членовредителей отечества, бесстыдных изобретателей мерзости и преступлений, торжествующего зла и безумия» (IV, 123).
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Успешное завершение картины «Заседание Государственного совета» дало Стасову повод предложить Репину тему иного коллективного портрета — «Освобождающаяся Русь». Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Репин и Стасов — благодарная тема, ожидающая своего исследователя. Портрет исполнен широкими, хорошо лепящими форму и вместе с тем легкими «струящимися» мазками в превосходно сгармонированной серебристой гамме. Никакая внешняя красота и сановитость, никакое фальшивое благородство не закроют душевног. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Стасов восхищен замечательной композиционной стройностью этой «галереи портретов, но вместе с тем и типов», в которых «правда и реальность» отражены настолько, что по лицам портретируемых можно читать «историю и летопись». – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Талантливо он видел, талантливо он и воспроизводил. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Принимал участие в выставках общества Мир искусства.
Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». И тут же монотонность, бесконечные повторения — как он их избежит, как их победит. Например, о картине «крестный ход», Стасов писал: «все сами добровольно идут и жарятся на солнце, так как они великое, душевное дело справляют, несут чудотворную икону.
Для создания образа писаря Репин пригласил историка Дмитрия Яворницкого, атамана Серко согласился воплотить генерал Драгомиров. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53.
В картине Репина Стасов увидел коллективный портрет «завзятых негодяев, подлецов, насильников и злодеев или же идиотов послушных и дураков покорных», — так, по его мнению, художнику удалось выразить в своем произведении отношение к изображаемому явлению — «приговор» (письмо Стасова Репину от 7 июня 1903 года, IV, 52). Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Подобными потоками света из окон являлись уже некоторые портреты.
изобразил в нем Стасова уже в пожилом возрасте (59 лет), умудренным житейским опытом мыслителем. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Этого Стасов в значительной мере достигает сопоставлением картины «Государственный совет» с произведениями западноевропейских художников, с теми портретами («папы и кардиналы», «короли и министры», «наемные генералы-звери», «инквизиторы и штатские разношерстные палачи»), в которых выражены «все таинства горячих симпатий и холодных варварств» портретируемых. Погода была превосходная и Вл. И по оригинальной и по необыкновенно простой и естественной, без всяких выдумок и фантазий группировке и по правде выражений, поз и движений и по колориту, по освещению (даром, что Жерве — ближайший ученик знаменитого Мане), наконец и по всему созданию, новая картина Репина выше этих и многих других, подобных же им новейших европейских картин этой категории.
Это сущая галерея портретов, но вместе и типов. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Вот таким образом она оказалась среди разного хлама в разрозненной части архива. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Репина и Стасова связывала многолетняя дружба.
Стасов ставил перед собой трудную задачу. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Но это не мешает художнику, создавая портрет Стасова, основные акценты расставить на такие черты характера, которые создают репутацию «идейного вождя» русского реализма, бескомпромиссного противника «искусства для искусства». Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Общение с прежними друзьями было только заочным. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Сюда относятся, например, очень прославленные при их появлении картины француза Жерве: «Основатели парижской газеты La Republique Franeaise, жюри парижской художественной выставки», «Шарко в больнице» или датчанина Кройера: «Заседание парижского комитета французского отдела выставки в Копенгагене», «Заседание копенгагенской Академии наук» и т. д. Если где-нибудь она и была, то всячески — это необыкновенная редкость и исключительность. Стасов здесь также изображен на светлом фоне, четко рисуясь очень выразительным и характерным силуэтом головы и туловища. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Как, что. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. С полным основанием В. Д. Комарова, близко знавшая Владимира Васильевича со времени своего детства (с конца 1860-х гг. ) и написавшая его биографию, считала, что воспоминания Репина изображают Стасова по существу чрезвычайно ярко, верно и точно. Как трудно, как трудно. Автор материалов – Наталья Дмитриевна СоколоваОбщие замечанияМузейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства». Он это чудно и выполнил.
Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Естественно, что такой порядок работы отнюдь не способствовал композиционной стройности воспоминаний. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Что вы везде тут увидите. Такая тема, кажется, не представлялась до сих пор ни одному живописцу. Чувство любви и благодарности к другу и идейному руководителю вдохновляло Репина. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Он великодушно согласился позировать. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». По бокам ее следовало бы «поместить четыре-пять маленьких где сцену каторги, где сцену Сибири и тундры, где сцену тюрьмы и крепости (Шлиссельбургской, Петропавловской), где сцену пропаганды, то среди интеллигентного общества, то среди рабочих, то среди народа» (IV, 107).
Однако этим источником до самого последнего времени исследователи почти не пользовались. Он это чудно и выполнил. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Работа над новонайденной рукописью требовала большой осторожности.
Случилось так, что друзья попали в Дрезден на праздник, когда там были закрыты галереи. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Неточности хронологические в этих воспоминаниях особенно часты. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. — Нет, этого я не думаю.
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Многие прятались в такие моменты, в надежде, что взгляд Стасова не остановится на нем.
Для исполнения разных подробностей и аксессуаров картины (кресел, столов, архитектуры залы, ковров, люстр и т. д. ) Репин взял себе на помощь двух из числа значительнейших своих учеников, гг. изображены все только горожане, мещане, купцы, доктора, регенты (управляющие) больниц и богаделен, директоры разных приютов, стрелковых обществ. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. В своих воспоминаниях он отзывается о нем, как о человеке «рожденном для искусств», называет его «рыцарем в благороднейшем смысле слова». Она ушла из жизни в 1931 году55.
Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
И опять пестрота красок, как он с нею сладит. Именно благодаря этим новонайденным материалам, а также благодаря путевому дневнику Стасова, нам удалось не только установить с абсолютной точностью весь итинерарий совместного путешествия Репина и Стасова по Западной Европе в 1883 г., но и в специальной работе, посвященной этой теме и печатаемой ниже, мы подробно осветили основные этапы этого путешествия, попутно отметив все ошибки в той части репинских воспоминаний, которая посвящена этому периоду его биографии. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Образцовый тип ума.
Кустодиева и Куликова и, конечно, это немало способствовало ускорению окончания работы. Но, так называемый, «дрезденский портрет», по мнению искусствоведов, считается превосходным и точно передающим характер этого выдающегося человека.
Сходны и композиционные решения. Как, что. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Рукопись репинских воспоминаний не имела подписи автора и состояла из отдельных листков.
А чем этот человек был так доволен. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Охотно и много Репин пишет о пылком темпераменте и возвышенной душе Стасова. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. А он так весело шутил и веселил меня».
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Подобными потоками света из окон являлись уже некоторые портреты. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Басина, Ф. А. «Имею ли я (или кто бы то ни было) писать публично про эту вашу вещь. »— запрашивал Стасов Репина 25 октября 1903 года. Репин дважды подавал прошения об отставке. В своих воспоминаниях Репин говорит, что Стасова боялись многие критики.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Почти весь XVII век голландской живописи был наполнен картинами, где изображены «сообщества» не высших, аристократических, а средних и низших демократических классов голландского народа, соединившихся или собравшихся вместе для какой-нибудь общей, специальной цели.
Я видел тут несколько и других подобных же chefs doeuvreов. Весной 1883 года они вместе отправились в путешествие по Европе. Чтобы не терять понапрасну время, художник предложил другу написать его портрет. И опять пестрота красок, как он с нею сладит.
По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Они представлены в своих широкополых шляпах и шарфах, в своих кружевных или плоеных огромных воротниках, со знаменами, алебардами, копьями, то с рюмками и бокалами вина, то с полными парадной едой блюдами, на их обедах, совещаниях, медицинских лекциях, победных торжествах в память освобождения от ненавистного испанского ига все это перед нами народ мыслящий, живо и глубоко чувствующий, энергично действующий, полный силы, уверенности в себе, надежд и упований.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Такая тема, кажется, не представлялась до сих пор ни одному живописцу.
Бруни и Т. А. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Стасов происходил из старинного рода. Конечно, ограничиваться такого рода редакторской работой здесь никак нельзя было. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В этом бумажном хламе рукопись и была обнаружена нами собирать ее пришлось по отдельным листам. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты.
Там, у знаменитых прежних живописцев, уже на сцене торжество и ликование, победа и радость у нас же (в картинах нынешнего живого Репина) еще никакого ликования покуда нет все только лапти и бедные зипуны иногда лохмотья и отрепья иногда лишь сюртуки и кафтаны, все только труд и труд, подчиненность и зависимость иногда предрассудки иногда искусство («Славянские музыканты»), — но все-таки в общем все главное состоит и у него в народе, все идет от него и к нему. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В статьях и речах он горячо отстаивал их искусство.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Третьяков»109. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В результате Репину и Стасову пришлось остановиться в одной из местных гостиниц.
Это очень нужно, очень важно. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Стасов с нескрываемой враждебностью относился к религиозным воззрениям Толстого, — как и ко всякой религии вообще, — тем не менее Толстой отдавал должное его замечательному уму. Это словно бесконечные нечаянные вариации все на одну и ту же тему. Конечно, Россия XIX и XX века совсем не то, что Голландия XVII, все здесь иное.
всего портрет писали 14 часов, может быть с небольшим. Кустодиева и Куликова и, конечно, это немало способствовало ускорению окончания работы. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца.
Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Крамского, в Академии художеств у П. В. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Произведение Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его утверждения»— реалистическая изумительная по силе художественной выразительности картина.
Это совсем ново, — записал Толстой 8 января 1900 г. в своем дневнике. Этого Стасов в значительной мере достигает сопоставлением картины «Государственный совет» с произведениями западноевропейских художников, с теми портретами («папы и кардиналы», «короли и министры», «наемные генералы-звери», «инквизиторы и штатские разношерстные палачи»), в которых выражены «все таинства горячих симпатий и холодных варварств» портретируемых. Под обаянием незаурядной личности Стасова находился и Л. Н. Толстой, который мечтал даже увековечить его: Сейчас простился и уехал Стасов.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
И тут же монотонность, бесконечные повторения — как он их избежит, как их победит. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Костюм же мой был, для удобства, такой: преспокойно одно только пальто, а снизу ночная рубашка, даже на груди немножко раскрывается (чего я не знал даже, а Репин нарочно не сказал для того, чтобы я не вздумал поправиться). Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Но что же такого важного выигрывалось от того, что зала — круглая. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В конце одного из своих «Севастопольских рассказов» Лев Толстой говорит: «Герой моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен — правда». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». »— запрашивал Стасов Репина 25 октября 1903 года. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.