Сам В. В. Стасов сообщает, что написан этот портрет в мае, в два праздничных дня. Портрет поступил в Русский музей в 1918 году от А. Д. Стасова, племянника изображенного, Петроград ранее – собрание Д. В. Стасова, Санкт-Петербург. Репродукция портрета русского архитектора Василия Петровича Стасова (1769-1848) работы неизвестного художника.
Она же первым планом выражена в портрете В. В. Стасова. Отзывы читателей о книге Портрет Мусоргского, автор: Владимир Стасов. Строго выдержанный серый тон портрета, но данный в богатейших нюансах, от почти черного до серебристо-белого, характеризует благородную натуру Стасова.
Здесь, в номере, художник пишет шедевральный «Портрет В. В. Стасова».
На гербе Стасовых нарисованы рука в латах и якорь – знаки верности и надежды. Портрет исполнен широкими, хорошо лепящими форму и вместе с тем легкими «струящимися» мазками в превосходно сгармонированной серебристой гамме. В результате Репину и Стасову пришлось остановиться в одной из местных гостиниц. Из них наиболее содержательными по характеристике, наиболее «портретными» в собственном смысле слова являются самый ранний (1873) изображающий критика сидящим с закинутой несколько вверх головой в профиль и портрет 1883 года, так называемый «дрезденский». Среди его учеников, . Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ.
Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. И эти два дня он с невероятным терпением, любезно и весело сидел по 5 часов в день, а может быть и больше. Но это не мешает художнику, создавая портрет Стасова, основные акценты расставить на такие черты характера, которые создают репутацию «идейного вождя» русского реализма, бескомпромиссного противника «искусства для искусства».
Стасов здесь также изображен на светлом фоне, четко рисуясь очень выразительным и характерным силуэтом головы и туловища. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Вместе они боролись против академизма и оторванности искусства от реальной жизни. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, часто посещал русских художников и архитекторов, проживавших в Италии— Александра Брюллова, Сергея Иванова, Воробьева и Айвазовского.
Позже участники этого кружка — Милий Балакирев, Модест Мусоргский, Александр Бородин, Николай Римский-Корсаков и Цезарь Кюи — создали художественное объединение композиторов «Могучая кучка», название которому дал Стасов. С 1847 по 1848 годы он опубликовал около 20статей. Стасов поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, A. H. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. Известны пять живописных портретов Стасова, не считая многих рисунков.
Антокольском и др. «Искусство», 1946, стр. По его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей.
Стасов свободно владел шестью языками. Среди его учеников, . Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете.
Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Басина, Ф. А.
Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Следует заметить, что художник писал Владимира Васильевича неоднократно.
– 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876).
Появление его на выставках всегда сопровождалось шепотом в устах присутствующих. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы). Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета — так он жизнен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского. Репине, И. H. Оставил большое эпистолярное наследие. В своих воспоминаниях он отзывается о нем, как о человеке «рожденном для искусств», называет его «рыцарем в благороднейшем смысле слова».
И голос у него был богатырский – громовый. Автор материалов – Наталья Дмитриевна СоколоваОбщие замечанияМузейная экскурсия по теме «Портрет», предназначенная для учащихся 4–5-х классов общеобразовательной школы, – одна из составляющих экскурсионного цикла «Жанры изобразительного искусства». Репин не мог не изобразить своего друга и наставника, вот таким образом создал несколько полотен, которые показывают эту личность в разных жизненных ситуациях. В 1854-м году ему удалось вернуться в Санкт-Петербург.
Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Но, так называемый, «дрезденский портрет», по мнению искусствоведов, считается превосходным и точно передающим характер этого выдающегося человека. В конце 1856 года директор Публичной библиотеки в Петербурге М. А. Корф предложил Стасову работу в качестве своего помощника, а именно— для собирания материалов по истории жизни и царствования Николая I. Стасов активно поддерживал движение Передвижников и выступал против безальтернативного господства академического искусства.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. писал много раз. Е. Репин и В. В. Стасов.
Переписка с П. М. Третьяковым». 154–155). Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Его критические статьи и монографии о ныне знаменитейших представителях русского искусства (Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, И. Е. Репин, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, К. П. Брюллов и пр. ), а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес.
Из письма Репина мы узнаем, в каких удачных условиях создавался портрет, как радостно работал художник, несмотря на большое напряжение. Репина и Стасова связывала многолетняя дружба. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Е. Репин и В. В. Стасов. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Переписка с П. М. Третьяковым». Долгие годы Репин был в тесной дружбе со Стасовым.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Только стоит взглянуть на черты лица, чтобы понять его истинную натуру.
В одном из своих писем Владимир Васильевич описал это событие: «. Ге, M. M. Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок.
«Искусство», 1948, стр. Например, о картине «крестный ход», Стасов писал: «все сами добровольно идут и жарятся на солнце, так как они великое, душевное дело справляют, несут чудотворную икону. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). Чтобы не терять понапрасну время, художник предложил другу написать его портрет.
Он все время находился под вдохновением от своей творческой работы, а потому быстро сформировал идеологию кружка, который позже станет известным под названием «Могучая кучка». Человек огромной эрудиции, Стасов просто поражал разносторонностью своих интересов. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. 47).
всего портрет писали 14 часов, может быть с небольшим. В 1860-х годах Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Вдруг пройти молчанием такого слона. Крамского, в Академии художеств у П. В. Он также известен как оппонент музыкального критика (и бывшего своего друга) А. Н. Серова в обсуждении достоинств двух опер М. И. Глинки Стасов был исследователем и пропагандистом творчества композитора. Как это случилось.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. И. Суриков. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Изучение жанров живописи их специфики и содержания необходимо для постижения художественно-образного языка искусства и по этой причине данный цикл является важной частью музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей. », реализуемой Русским музеем. Цель экскурсии – дать представление о живописном портрете, о его содержании и художественных средствах. Задачи экскурсии имеют как познавательный (расширение представления о жанровой специфике изобразительного искусства), так и развивающий характер.
Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок. Одним из первых Владимир Васильевичначал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия русских художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, Даргомыжского, A. H. Серова, Мусоргского). А он так весело шутил и веселил меня». Сходство черт лица и выражение поразительны.
47). Многие прятались в такие моменты, в надежде, что взгляд Стасова не остановится на нем. Весной 1883 года они вместе отправились в путешествие по Европе.
Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. «Искусство», 1948, стр. А художники придумали для Стасова новый герб – нарисовали шпору и зажигательное стекло. В статьях и речах он горячо отстаивал их искусство.
Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Он также известен как оппонент музыкального критика (и бывшего своего друга) А. Н. Серова в обсуждении достоинств двух опер М. И. Глинки Стасов был исследователем и пропагандистом творчества композитора. Его образ исполнен большого благородства, внутренней силы и вдохновения. Костюм же мой был, для удобства, такой: преспокойно одно только пальто, а снизу ночная рубашка, даже на груди немножко раскрывается (чего я не знал даже, а Репин нарочно не сказал для того, чтобы я не вздумал поправиться). В мае 1854 года В. В. Стасов вернулся в Петербург.
Таким образом, показ выразительного контура ограничен лишь головой и плечами. Письма». Стасов происходил из старинного рода.
Вдруг пройти молчанием такого слона. Среди них наиболее значимыми для достижения педагогической цели экскурсии являются следующие:- развивать наблюдательность по отношению к внутреннему миру человека, его мыслям и переживаниям- показать яркость и разнообразие человеческих эмоций на примере их отражения в искусстве- сформировать интерес к внутреннему миру человека, показать ценность личностной индивидуальности- дать представление о содержании художественного портрета и о процессе работы художника над живописным портретом- показать роль живописных средств (цвет, композиция, красочная фактура и т. д. ) в работе художника над портретным образом. Бруни и Т. А. 154–155). «Искусство», 1946, стр. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова.
63). Чувство любви и благодарности к другу и идейному руководителю вдохновляло Репина. Погода была превосходная и Вл. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро.
Стасов участвовал в создании сообщества композиторов «Могучая кучка» и поддерживал движение художников-передвижников. В 1860-х годах Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. А чем этот человек был так доволен.
изобразил в нем Стасова уже в пожилом возрасте (59 лет), умудренным житейским опытом мыслителем. Сходны и композиционные решения. Как это случилось. В этом же году Стасов был приглашен издателем Отечественных записок Краевским к сотрудничеству в отдел иностранной литературы. Это очень нужно, очень важно. 63).
Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Он великодушно согласился позировать. Его статьи популяризировали идеи демократической культуры и объясняли искусство массам.
В мае 1854 года В. В. Стасов вернулся в Петербург. Неффа (1864-1871). «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Его критические статьи и монографии о ныне знаменитейших представителях русского искусства (Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, И. Е. Репин, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, К. П. Брюллов и пр. ) а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Охотно и много Репин пишет о пылком темпераменте и возвышенной душе Стасова.
Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. В своих воспоминаниях Репин говорит, что Стасова боялись многие критики.
И. Суриков. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиЛекцииПерсоныКритикПерсонаВладимир СтасовГоды жизни: 14 января 1824 — 23 октября 1906Страна рождения: РоссияСфера деятельности: КритикВладимир Стасов — музыкальный и художественный критик. Случилось так, что друзья попали в Дрезден на праздник, когда там были закрыты галереи.
Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Я счастлив, что видел эту сцену. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е.
Владимир Васильевич был для художников-передвижников верный и надежный друг. Письма». По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал.
Крамском, H. H. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии.