– Создать портрет современника, такую фотографию, которая смогла бы отобразить все происходящее вокруг нас в самом человеке. Владимир Соколов: В Доме фотографии открылась выставка художественного портрета «Портрет современника».
Репин же считал, что все должны знать в лицо одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи и все же уговорил его на портрет. Тогда я и купил первый свой зеркальный фотоаппарат. Среди фотографий нет ни официального парадного портрета, ни гламура, ни рекламных снимков.
Опыт такого обучения был печален: я получил огромное количество вдохновения, но никаких знаний, которые можно было бы применить на собственной практике. Одиночные снимки и серии. Здесь вы видите фотографии различных жанров. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически».
Более 100 фотографий. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Разные способы обработки и подачи.
Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Снимал все, что попадется, на обычную мыльницу.
С каждым днем я узнаю что-то новое и понимаю, что это бездонный колодец, «черпать, не вычерпать». Современники говорили, что в жизни Третьяков был таким же скромным и крайне сдержанным, каким изобразил его Репин. В своих фотографиях автор использует приемы «арт фотоколлаж», «старинная голливудская фотография», стилизация «под графику», «old photo», различные варианты тонирования и погружение в слои черно-белого монохрома. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным.
Почему такое со мной происходило. Правда, первые полтора года кадры были не лучше, чем раньше.
Репин отправился к Мусоргскому в больницу и в течение 4-х дней создал портрет, который стал настоящим шедевром. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Вот уже 4 года это дело «не отпускает» меня. Это было ненастное время с осени 2008 по зиму 2010 годов. Я согласен с вами — портрет неудачен»». Современники называли портрет удачным и узнавали в нем скромного одухотворенного Третьякова — такого, каким он был в жизни.
Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился. Через 10 дней после этого композитор скончался. – За эти полтора года я посетил два мастер-класса. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца».
Впрочем при отборе фотографий для этой выставки авторами не были поставлены жесткие рамки. Разные стили и подходы. Общее здесь – живые люди на снимках.
Портрет – очень многогранный жанр в искусстве фотографии. Вслед за своим выдающимся земляком ребята пытаются проникнуть в тайну портретного мастерства, не просто запечатлеть в своих работах облик человека, но и насытить его внутренним содержанием, настроением индивидуальностью. Портреты, выполненные акварелью, гуашью, пастелью, простыми и цветными карандашами, получились эмоциональные и яркие, порой неожиданные. В фотографию пришла довольно поздно, в 34 года, это было в 2009 году.