Во второй половине 70-х годов XIX века Илья Ефимович Репин создал целую галерею портретов знаменитых деятелей русской культуры, не обошел он своим вниманием и выдающегося художника Ивана Ивановича Шишкина. Именно тогда Репин обратился к созданию портрета И. И. Шишкина.
Шишкин примкнул к Товариществу передвижных выставок, сблизившись с И. Н. Легкие тени скользят по коре, падают на землю. Пейзаж носит пространственный характер.
Этюды Шишкина и Саврасова, каждый из которых тяготеет к строгой предметности и жизненности изображения, выявляют обнаруживающееся между ними различие. Недаром на одном из эскизов художника мы находим такую запись: Раздолье, простор, угодье. Последователь Крамского, убежденный сторонник просветительской идейно-художественной программы передвижников, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь, он в 1896 году с гордостью писал: Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки. О следствии моего представления я вас извещу — не знаю порадует ли меня или опечалит». Прекрасно написана поляна справа с побуревшей от солнца травой, сухой почвой и насыщенной по цвету молодой порослью. Папоротники в его произведении служат частью сложного растительного мира.
Тут и пришел на помощь Савицкий. Братцево (1866), который благодаря его завершенности и содержательности можно рассматривать как первый вариант картины 1869 года Полдень. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Крамской сообщал Репину: Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннему своему достоинству располагаются на выставке. Присущая Шишкину основательность, сказывающаяся в глубоком постижении свойств натуры, проявлялась также в создании картин (которым всегда предшествовала вдумчивая подготовительная работа) и даже в скрупулезном внимании к технологии живописи. Скромные цветы, поднявшие над травой свои белые чашечки, освещенный солнцем луг – таков мотив одного из лучших офортов мастера На лесной меже (1878). Однако, несмотря на все достоинства картины, современники отдали предпочтение другому произведению Шишкина Туман (местонахождение неизвестно), экспонировавшемуся одновременно с ней на восемнадцатой передвижной выставке.
Решенный в условном коричневом тоне этюд тем не менее отличается большей свободой, уверенностью исполнения, чем другие известные нам произведения Шишкина тех лет. Теплый свет проникает сквозь зелень ветвей. Их объединяют горячая любовь к природе и стремление к ее правдивому истолкованию. Кряжистый, как вековечное древо, «человек-школа», автор эпической «Ржи», готовый – и это творчески воплощает в своем образе Крамской – создать «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Корабельную рощу» – все те картины, которые и для сегодняшнего зрителя прежде всего и есть Шишкин.
Некоторые отголоски романтизма ощущаются и в рисунке Разливы рек, подобные морям (1891) исполненном к стихотворению Лермонтова Отчизна. Родился в Елабуге 13 (25) января 1832 в семье И. В. Шишкина – купца, а также археолога и краеведа. Именно в восьмидесятые годы как никогда окрепла вера передвижников в народ. Дорожа вещественностью изображения, он обходится и без таких пленэрных приемов, как растворение контуров и форм в воздушной среде по мере удаления предметов. Знаменитые строки стихотворения Н. А. Некрасова – Будь гражданин. Богато нюансирован цвет. Трудно назвать более известную работу Шишкина.
Свой вклад в формирование демократической национальной пейзажной живописи внес и Шишкин. Выделяются такие работы углем, как, например, У ручья (1883). Не принять и не усвоить их – значит предаться сну и неподвижности и застою1.
В самой натуре Шишкин ищет такие мотивы, которые позволили бы раскрыть ее в объективной значимости и старается воспроизвести их на уровне картинной завершенности, о чем со всей наглядностью можно судить по другому этюду той же серии – Вид на острове Валааме (1858). Известно большое количество сделанных художником пробных оттисков. Он критикует их за бездушный, сухой рисунок. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний.
В этом контексте просто невозможно не вспомнить о проекте «Выбор народа», который в 1995 году начали художники соц-артисты Виталий Комар и Александр Меламид. В 1872 году из-под его кисти вышли два больших полотна Сосновый бор. Правда, трактует он его спокойно и сдержанно.
Есть нечто общее между данной картиной и Лесным пейзажем (1857) одного из основателей так называемой дюссельдорфской школы живописи, представителя немецкого академического романтизма К. Ф. Лессинга. Работы Калама рекомендовались в учебных классах Академии как образец для подражания. Большой пластичности и вместе с тем ощущения световоздушной среды Шишкин добивается и в картине Дубы (1887). В картине нет ни одного куска, написанного равнодушной, привычно умелой рукой.
Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Отсюда та приподнятость, то жизнеутверждающее начало, которыми пронизаны такие произведения, как Запорожцы (1880 – 1891) И. Е. Репина, Взятие снежного городка (1891) В. И. Сурикова, Крючник (1883) К. А. Савицкого, Косцы (1887) Г. Г. Мясоедова. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Ф. Диде и А. Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа»— картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Этот своеобразный лесной интерьер отличается непривычными размерами: он написан на огромном полотне.
Перед зрителем предстает образ величавого, могучего русского леса. Художник их штудировал прямо в лесу. Необходимо отметить и другую черту: лес в его картинах не подавляет человека.
Это одно из самых совершенных произведений художника. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Чуть поодаль у воды – устоявшая перед бурей крепкая старая ель.
Но можно ли рассматривать данный пейзаж как один из этапов на пути преодоления им черт академической условности и романтизма, как полагает один из исследователей творчества художника. Вдали – пронизанное теплым светом, словно манящее к себе пространство бора. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Посвященные обыденной русской природе, неразрывно слитой с жизнью крестьян, картины Рубка леса и Вид из окрестностей села Поречье сходны по своей идейной сущности.
Правая, к сожалению, была утеряна, но увидеть работу целиком все-таки можно, благодаря еще одному уникальному экспонату Третьяковки. Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Густые кроны бросают на них тень.
Но его, видимо, привлекал не позднеромантический Калам, а тот не лишенный трезвости мастер, который нам известен по альбому рисунков Etudes progressives de peysage1 изданному в Париже в сороковых – пятидесятых годах и по картине из собрания Государственного Эрмитажа Пейзаж с дубами (1859). Только в глубине луч солнца осветил полянку, слегка окрасив ее в розоватый тон.
Как «пенсионер» Академии жил в 1862–1865 в Германии и Швейцарии, где посещал мастерскую Р. Коллера в Цюрихе испытал влияние романтических пейзажей А. Калама. Но в 1834 году из-за финансовых проблем коллекцию пришлось продать — и картина «Мужчина и колыбель» попала в Третьяковскую галерею: не вся, а только ее левая половина. К началу семидесятых годов, по-видимому, относится и картина Ивы, освещенные солнцем.
К наиболее значительным листам относится рисунок Крымские орешины (1884) исполненный в той же технике угля. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. По сравнению с очень уверенно написанным, крепким по рисунку, натурным Тевтобургским лесом (1865) Шишкина, в котором главное внимание сосредоточено на стволах двух центральных деревьев, резко рисующихся на светлом фоне, на их огромных темных сучьях и переплетающихся ветвях, образующих шатер зелени, впечатляющий своим размахом Пейзаж Каменева (явившийся, по-видимому, результатом работы художника в Тевтобургском лесу) выделяется оригинальностью замысла и картинностью созданного образа. Небезынтересно сопоставить это произведение с этюдом Вид в швейцарских Альпах (гора Малый Рухен) (1862) А. К. Саврасова, посетившего ту же страну за несколько месяцев до Шишкина. Интересно, что cамого дорогого из «классиков» Валентина Серова (14, 5 млн) россияне поместили на шестое по известности место. Шишкин явно ищет мотивы, достойные картины.
Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Шишкин безукоризненно разбирался в лесной флоре, в рисунках своих учеников замечал малейшие ошибки — то не так изображена кора березы, то сосна похожа на бутафорскую. Об умонастроении лучшей части этой молодежи можно судить по находящейся среди архивных материалов Шишкина рукописи-черновику статьи Художники и студенты. Но уже в следующем году он снова возвращается к проблеме сиюминутного состояния природы в картине Дождь в дубовом лесу (1891).
Картина Хвойный лес.
Само название картины, казалось бы, должно настраивать на грустный лад. В 1873 году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею картину «Лесная глушь». Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. И Шишкин не останавливался на достигнутом. Недаром, говоря о Манесе, Шишкин вспоминает старых больших мастеров.
Здесь в то время разместилась шестая выставка передвижников, на которой экспонировались такие выдающиеся полотна, как Протодьякон И. Е. Репина, Кочегар и Заключенный Н. А. Ярошенко, Встреча иконы К. А. Савицкого, Вечер на Украине А. И. Куинджи. Картина Корабельная роща (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Третьяков, как пишет в своих воспоминаниях Н. А. Мудрогель «Пятьдесят восемь лет в Третьяковской галерее», тут же потребовал себе французского скипидара и стер подпись. А может, дружелюбный, веселого нрава Шишкин знал, что Савицкий полотно не испортит.
И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. В нем в какой-то мере развивается мотив пейзажа Полдень. Он относил его к категории художников объективных, которые особенно деятельны тогда, когда заняты формой и глаза ее видят2. Первая (1891) носила ретроспективный характер: свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника, его поиски являлись замечательной школой работы с натуры.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. В едином серовато-зеленоватом тоне исполнена картина Дебри (1881).
Среди них выделяется Лесное кладбище (1893) – произведение большой поэтической выразительности. Ведь об освобождении узников родных оповещали.
Она играет важную роль в гравюре Ночь, построенной на контрастах светотени. С несомненным артистизмом в тонких градациях зеленого цвета исполнен этюд Опушка лиственного леса (1895). То, что художник, создавая картину, основывался на живых, конкретных впечатлениях, сообщает ей особую убедительность. Картина «Утро в сосновом лесу» была приобретена Павлом Михайловичем Третьяковым в 1889 году. 8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина Лесное царство.
Великолепные стройные сосны даны во всей своей пластической красоте. И в природе Крыма Шишкин находит созвучные своей душе мотивы – эпически величавые, жизнеутверждающие, простые. Судьба ее в настоящее время неизвестна.
Таким же своего рода этапным произведением, как была для Шишкина Рубка леса, явилась в тот период для Л. Л. Каменева картина Вид из окрестностей села Поречье (1869). Узорчатые листья то вспыхивают на солнце, то погружаются в полутень. Первое было написано под впечатлением елабужской природы, второе под Петербургом в лужских лесах. Окрестности Москвы.
Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Отобразить ее без прикрас, рассказать о ней правдиво, ясно стремился и Шишкин. Уехав в Петербург, он непрерывно переписывался с А. Н. Мокрицким, с товарищами-москвичами. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Переброшенная через него изгородь говорит о близком присутствии человека.
Тут есть и настоящая сельская природа в ее естественном виде и мягкая поэтичность. Упавшее дерево, помеченный 6 августа 1878 года. Он не уступал им в значительности содержания и в уровне исполнения. 1.
Художник как бы вводит зрителя внутрь глухого северного леса, позволяя ощутить его жизнь. Среди долины ровныя. И вместе с тем произведение не носит камерного характера. Пейзаж насыщен подробностями, придающими ему известную занимательность. На многих его картинах присутствуют животные и птицы: «Болото, журавли», «Вид в окрестностях Петербурга», «Сосновый бор, Мачтовый лес», «Лесная глушь».
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Впереди художника ждали новые достижения. Как соавтор Савицкий поставил на полотне и свою подпись.
Полный вариант работы Якимова обнаружился в альбоме «Собрание отличных произведений российских художников и любопытных отечественных древностей», где собраны рисунки с большей части картин, входивших в коллекцию Свиньина. В то же время многие работы западных мастеров Шишкин не принимает. Художник привычно обрезает краем холста верхушки деревьев.
Лучшим в этой группе произведений можно считать Ручей в лесу. История умалчивает, когда именно Гейс (Эйнем отошел от дел еще в 1876 году) договорился с Третьяковым и получил разрешение размещать на обертках репродукции картин из коллекции братьев Третьяковых.
В этот период Шишкин активно занимается живописью, а также гравировкой так называемой «царской водкой». В утверждении важной роли передвижнического пейзажа огромная заслуга принадлежит Шишкину. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Высказывания молодого художника отличаются независимостью, порой резкой прямолинейностью. Шишкин тонко чувствует особенности и красоту графического языка. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Глубокий мрак черного бора в глубине усиливает ощущение дикого, нетронутого места. Серебристый пруд, окруженный разно-лиственными деревьями, дремлет под знойными лучами. В любом случае, как-то Шишкин пригласил Савицкого в мастерскую посмотреть, какую он «отмахал штуковину». Член-учредитель «Товарищества передвижников» (с 1870). Сосны организуют картинное пространство, помогают его восприятию и вместе с тем усиливают ощущение могущественной силы природы. Судя по описанию оказавшегося в Чехословакии пейзажа, задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины Утро в сосновом лесу, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. А их было немало. Этот прием усиливает ощущение широты пейзажного образа.
Одним словом, когда говорят, что конфете «Мишка косолапый» больше ста лет, это правда. Рекламе, как двигателю торговли, отдавалось должное. Этот прием будет характерен для него и в позднее время. Этюд Полдень.
Шишкин здесь большой мастер, но мастер, находящийся в известной мере под чужим влиянием. Облик модели становится активным выразителем характера, его «вместилищем». После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Оттого многие его пейзажи носят не только спокойный, но и торжественный характер. Как известно, он учился у швейцарского анималиста Рудольфа Коллера. Ее можно рассматривать как итог трехлетних занятий в училище. Отсюда так безукоризненны были впоследствии движения его острой граверной иглы.
Прорисовывает корни поваленной сосны. Пятна солнечного света способствуют ритмичности построения и вносят бодрую, жизнеутверждающую ноту в эту картину разрушения. Ничто не ускользнуло от взора внимательного и пытливого художника. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Крамской подчеркивал, что натура является стихией художника, той живительной и питательной средой, благодаря которой полностью раскрывается его дарование. Подробная разработка отдельных растительных форм сочетается здесь с передачей объемности пышных, сливающихся в крупные массы крон. К ним относятся Уголок заросшего сада.
Свободно располагая их на лесной поляне, он в то же время выделяет самые крупные из них. Этот большой тональный рисунок-картина отличается исключительной цельностью и насыщенностью художественного образа, хотя в нем недостает той живой непосредственности, легкости и своего рода трепетности, которые свойственны лучшим натурным графическим работам мастера. В сентябре 1864 года Шишкин поселился в Дюссельдорфе. Это ощущение усиливают далекие, смыкающиеся с горизонтом светлые поля, которые простираются и в ширь.
В то же время мотив ржаного поля со снопами и высоким небом, простирающимся над ним, созвучен ранней картине Шишкина Жатва. Уже в первый год его пребывания в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».
Уже первая передвижная выставка, состоявшаяся в 1871 – 1872 годах, поразила современников содержательностью и высоким уровнем исполнения представленных на ней работ. Однако нельзя не вспомнить высказывания А. Т. Комаровой в связи с новой поездкой Шишкина в Париж в 1878 году о том, что он высоко ставил пейзажи Ж. Дюпре, Ш. Добиньи, К. Коро и в особенности Т. Руссо. Крамским. Этот наивный, подражательный лунный пейзаж исполнен в традициях академического романтизма.
В 1886 году сам художник выпустил в свет альбом своих избранных гравюр в числе 25. В 1861 году он на все лето уезжает в Елабугу, где много работает с натуры. В нем все, как в натуре, но все введено в строгую систему пространственных отношений.
Но детали не нарушают целостности общего впечатления.
Это светлая, гостеприимная дорога, зовущая и манящая вдаль. Художник словно живет одной жизнью с изображенной им природой. Да и в эскизах к картине «Утро» медведи присутствуют.
Ему были далеки искания молодого К. А. Коровина, талантливейшего ученика Поленова. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. В картине 1867 года В церковной ограде.
Этот исполненный мягкого поэтического чувства пейзаж входил в ценнейшую коллекцию И. С. Зильберштейна, переданную им государству. Произведения, созданные им в подобной комбинированной технике (карандаш, уголь, соус, тушь, мел, белила), особенно живописны и по-своему поэтичны. Это смело, ново, колоритно и в то же время правдиво1.
На ней мы видим дикое место с буйной растительностью среди скал и в расщелинах камней. По сравнению с этюдом сосны исполненным в 1855 году, пейзаж Сосна на Валааме, написанный тремя годами позже, свидетельствует, насколько за это время возросли творческие возможности Шишкина. В ней имеются картины: «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес» и «Утро в сосновом лесу» и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков.
Композиционной доминантой является группа деревьев в центре. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Так неуверенно и робко писал Иван Шишкин.
Так на фабрике «Эйнем» среди прочего выпускались серий конфет в 12 и 14 картинах: «Клады земли и моря», «Средства передвижения», «Типы народов земного шара», «Русские художники и их картины» На одной стороне обертки покупатель видел картинку, на другой мог почесть краткую энциклопедического плана статью. Сильный, простой, величавый образ Шишкина великолепно передан его умным и чутким другом. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. В связи с картиной Шишкина Сосновый лес (1885), прекрасно передающей суровость хвойной чащи, царящий в ней сумрак, безукоризненной по рисунку, по трактовке формы, но недостаточно выразительной по колориту, Крамской отмечал в письме А. С. Суворину более тонко развитое, чем у старых мастеров, в том числе и у Шишкина, живописное видение натуры у художников молодого поколения1. Здесь он работал самостоятельно и прожил до окончания срока пенсионерства. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Недаром его называли швейцарским Поттером.
На рубеже восьмидесятых – девяностых годов Шишкин обратился к сравнительно редкой для него теме зимнего оцепенения природы и написал большую картину Зима (1890), поставив в ней трудную задачу передачи чуть заметных рефлексов и почти монохромной живописи. Лучшей вещи он не писал1. Конкретность и жизненность образа сочетаются в ней с обыденностью мотива.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Здесь тот же прием трактовки зелени – почти намеком, быстрым сильным косым штрихом. Утренний туман врасплох застал резвящихся медвежат. Здесь нет того, что составляет главную суть образа – ощущения глубины. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (1852—1856).
Несмотря на обилие деталей в трактовке образа нет измельченности. В картине Лесная глушь все просто и вместе с тем необычно. Солнечный день (1895) – тоже одна из удачных работ Шишкина позднего времени, когда он достигает поразительной виртуозности в передаче форм, не прибегая к дробной выписанности деталей.
Любовное в сочетании с аналитическим отношение к натуре проявляется прежде всего в этюдной работе Шишкина. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом.
Новое десятилетие в творчестве Шишкина открывает пейзаж Ручей в лесу (На косогоре). Подтверждением тому служат не только данная и ряд других близких ей картин, но и множество превосходных графических листов с изображением неба, облаков, которые в дальнейшем именно в графике будут постоянно интересовать Шишкина (но, конечно, это не то взволнованное проникновение в жизнь неба, которое мы находим у Ф. А. Васильева). Пейзаж был написан Шишкиным во время совместной поездки на Валаам с юным Ф. А. Васильевым. Мерикюль (1894) – тихий, словно погруженный в летнюю дрему лесной уголок с извилистым ручьем (мотив, часто встречающийся у Шишкина), вдоль которого разрослись высокие липы.
Шишкин был прирожденным рисовальщиком, тяготеющим к линии, к открытому штриху. Внизу, за утесом, уходит вдаль лесной массив, сливающийся с туманом. К приходу в училище Шишкин был полон отвлеченно-романтических представлений. Обращение к поэзии Лермонтова снова возродило у Шишкина элементы романтизма.
Написанные в Мюнхене без предварительной натурной работы четыре картины не удовлетворяют его.
Это вообще не только самый крупный раздел творчества художника, но, думается и особенно им любимый. Взяв за основу известное стихотворение А. Ф. Мерзлякова Одиночество (Могучий дуб развесистый один у всех в глазах, один, один, бедняжечка, как рекрут на часах), художник трансформирует его в мажорном плане. Прямо перед зрителем высятся огромные, крепкие, дуплистые стволы. Необычен даже сам ее мотив: насыщенная испаряющейся влагой труднодоступная чаща, куда еле проникает свет.
В Московский публичный музей поступили, по завещанию К. Солдатенкова, картина «Вид в окрестностях Москвы» и один рисунок. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Рожь. Дубы, как и сосны, в его представлении стали своего рода символом, метафорой этой мощи. Порывы ветра словно доносят шум их ветвей.
». Дремучая, озаренная холодным светом чаща с седыми елями.
Но этот мотив возведен теперь в степень величественной поэмы о России. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Горная равнина тянется вдаль, что в сочетании с незаполненным участком каменистой почвы на переднем плане и высоким небом дает ощущение широкого, по-своему сурового простора. Творчеству Аксакова, как и Шишкина, не присущи вымысел, фантазия. Умение избежать нарочитой красивости особенно сказывается в работе Саврасова, поскольку художник не побоялся выбрать весьма распространенный на Западе (эффектный сам по себе, часто используемый Каламом) натурный мотив. Тема Шишкин в Петербурге неисчерпаема по богатству и разнообразию материала. Вокруг «Утра в сосновом лесу» немало мифов, еще больше критических замечаний.
Причем достоверность образа сочетается здесь с широким обобщением и типизацией. Шишкин удивлял коллег по цеху блистательными полотнами. Поездка на родину дала Шишкину тему другой его значительной картины Лесные дали (1884), красивой по соотношениям голубых, зеленоватых, голубовато-серых тонов. Во всем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. В первом – графическом (1869, Государственный Русский музей) – портрете преобладает тот момент зоркой фиксации облика, который в ранних работах порой выдает ретушерское прошлое художника, хотя значительность и сила характера модели находят свое место и в этом образе.
Природа для Шишкина – неиссякаемый источник познания. Элегическим настроением пронизана картина Вечерняя заря (1895). Можно ли говорить о некотором влиянии его на Шишкина и в этом плане. Есть другая версия, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу» (1888), написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», под впечатлением от поездки в вологодские леса. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них.
Взять, к примеру, эстамп В Сестрорецке: штрихи густые, энергичные, звучные в средней части листа, вверху переходят в нежные, прозрачные, как паутина. Мери-Хови. Процесс отбора идет даже на этой стадии. Заход солнца (1874) и в картине Первый снег (1875).
Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Но в самом понимании этого факта был уже залог дальнейшего развития. 31 января 1856 года датировано письмо Ивана Шишкина, в котором он просит у «любезных Тятиньки и Маминьки» родительского благословения: «Завтра пойду к профессору, к которому должен поступать и принесу ему свои рисунки и работы и свидетельство из Московского училища о моих успехах и о прочем.
В ней присутствуют все признаки использования определенных академических требований. Кстати, виртуозно исполненный в том же году А. К. Саврасовым (ставшим уже руководителем пейзажного класса московского училища) рисунок Старый дуб у обрыва над рекой, близкий шишкинскому по мотиву, по картинности композиции, по академическому приему высветления листвы, представляется более романтическим. Стремясь к воздушности, он не отказывается от предметности и материальности изображения.
Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Впоследствии он признавался, что в период обучения не раз поругивал Калямку. В окрестностях Москвы, как раз и стало родное русской душе золотое раздолье. Вторая половина восьмидесятых годов стала для Шишкина временем особенно высокого творческого подъема. Видимо, одной из них, позднее доработанной художником, является сравнительно недавно вошедший в собрание Государственного Русского музея Пейзаж со стадом коров (1864).
Знаменательна стала она и для развития пейзажа. Домотканово (1888). Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
Достаточно будет упомянуть о шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. На некоторых мы находим такого рода надписи: хорошо, эта, писать непременно, важнец. Производство быстро набирало обороты. Шишкин создает много картин, в сюжетах которых он по-прежнему обращается преимущественно к жизни русского леса, русских лугов и полей, впрочем, затрагивая и такие мотивы, как морское побережье Балтики.
О пейзажах Шишкина той поры Крамской отзывался словами, которыми можно определить и портрет его кисти: прекрасно, «ученым образом», но без «тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе». 60. ). Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, неизменно поощрял в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Его восхищение природой с годами не притупляется. Ее Шишкин старался писать по возможности быстро, без переделок, но в случае их необходимости давал хорошо высыхать краскам.
Эпический строй многих пейзажей Шишкина семидесятых годов далеко еще не определился.
Представление о самом популярном художнике у обычных россиян не совпадает с таковым у тех, кто искусство покупает. Разрабатывая тему облаков, Шишкин воплощает ее и в большом станковом рисунке Облака. Помимо этого искусствоведы выяснили, что «Портрет хористки» был выполнен в определенной художественной манере — a la prima. Колорит здесь играет решающую роль. В том же году была создана близкая ей по духу Оттепель Ф. А. Васильева.
Внимательное штудирование натуры заметно и в этюде Камни в лесу. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербурге кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Вот таким образом остается только гадать, почему Иван Иванович уступил кисть Савицкому.
Сколько в нем энергии, молодости и как сильно он все еще идет вперед.
Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне— Гатчинский район Ленинградской области). Картина имеет чрезвычайно внушительный вид, здоровая, крепкая и даже колоритная. Их он стремился передать как можно конкретнее.
Характерные мотивы Валаама переданы во всем их своеобразии. Он и не подозревал, что полвека спустя будет назван народным, «царем леса», выдающимся художником своего времени, национальным сокровищем русского искусства.
Поразительно не только чувство формы, но и фактуры песчаной почвы, мягкой травы, жесткого кустарника. Ему принадлежал так называемый «Русский музеум» — коллекция живописи, скульптуры и антиквариата. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Опытный, зоркий глаз художника подмечает скрытую в самой природе гармонию. Впоследствии оттиски с досок, служившие для этого альбома, подправленные и несколько переделанные, были изданы Марксом (с прибавкой нескольких других офортов) в виде нового альбома. Для ранней живописи художника (Вид на острове Валааме, 1858, Музей русского искусства, Киев) характерна еще некоторая дробность композиционных и цветовых решений. Часто они сразу же начинают играть роль эскиза.
Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Как всегда неторопливо рассказывает он о жизни этого леса в погожий летний день. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Вдали он извивается, открывая заманчивую перспективу2.
С его именем связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия. Тем не менее выбираемые им за границей мотивы – внутренность горных буковых лесов, лесные дорожки с идущими по ним крестьянами и небольшими стадами, огромные дубы с раскидистыми кронами близки пейзажам художников дюссельдорфской школы, так же как и академические приемы построения картины, распределения светотени, введение декоративности и романтической приподнятости. Он кропотливо изучает натуру. Упорная натурная работа, развивающееся на ее основе чувство цвета, опыт более молодых живописцев и в первую очередь В. Д. Поленова, направившего русскую пейзажную живопись по пути освоения пленэра, – все это влияло на развитие творчества Шишкина.
Характерно, что первоначальный натурный рисунок становится и эскизом картины. К фамилии Шишкина добавилась фамилия Константина Савицкого. После вступления в действие нового устава академии, в 1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, но по различным обстоятельствам исполнял эту должность недолго. Автор словно утверждает значительность темы. Каждая линия, каждый росчерк карандаша бережно и точно выявляют натуру и в то же время рисунок исполнен с такой свободой и легкостью, которые сродни творческому вдохновению.
Стволы, как морщинистые лица стариков, повествуют о долгих прожитых годах. А лидирующий в инвестиционном списке Казимир Малевич (60 млн, он помещен на второе место, но первое у экспертов «Артинвестмента» занимает Марк Ротко, кроме места рождения с Российской империей ничем не связанный) едва смог попасть в первую десятку по популярности (девятое место). Все они были написаны под Петербургом.
В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». В глубине – уходящие в черноту леса стройные ряды деревьев. В последнее десятилетие своей жизни художник полон удивительной творческой силы.
Мери-Хови по финляндской железной дороге (1889, 90. ), Молодые сосенки у песчаного обрыва. Такие полотна, как Ручей в лесу (На косогоре) (1880), Заповедник. Московское училище (возникшее из Натурного класса, организованного в 1832 году) в ту пору уже достаточно окрепло и приобрело свое лицо. На всем словно лежит серый налет.
В тройку авторов, чьи работы вспомнили опрошенные, вошли те же Шишкин (26) и Репин (16). Родная природа оказалась для обоих тем врачующим простором, о котором писал Н. А. Некрасов. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Удивительный старик этот Шишкин. В девяностые годы были организованы две выставки работ Шишкина.
Жил преимущественно в Петербурге. Этот портрет-картина был своеобразной повестью о пейзажисте и некоторое прозаическое многословие ее внутренне соотнесено с методом самого Шишкина – автора прекрасной, хотя и несколько суховатой картины «Лесная глушь», уже ушедшего от натуралистической манеры ранних работ, но еще не освоившего язык мощного эпического звучания. Видимо, Туман в сосновом лесу, с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехословакии), породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
В пейзаже явственно звучат необычные для Шишкина лирические ноты. Их чешуйчатая кора написана с использованием многих цветов. Некоторое из его произведений – та же Рожь, Среди долины ровныя (начальная строка песни на слова А. Ф. Мерзлякова 1883, Музей русского искусства, Киев), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) – закономерно воспринимаются как романтико-символические образы России. О графическом мастерстве Шишкина можно судить по рисунку Дубки под Сестрорецком (1857).
Некоторую аналогию можно было бы провести лишь с заграничными работами Шишкина, в частности, его этюдом Дубы (1864), где налицо в какой-то мере сходная концепция пейзажного образа. Выбранная им точка зрения (несколько снизу вверх) усиливает ощущение грандиозности уходящих ввысь деревьев. Особое внимание привлекает стоящая слева сосна с частично отпавшей корой изображая которую художник, по-видимому использовал прекрасный живописный этюд Кора на сухом стволе (1889 – 1890). Регулярно посещая артельные четверги, Шишкин вскоре был замечен и оценен как выдающийся мастер. Все сковано морозом и погружено в тень.
В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт и Л. Л. Каменев не достигли такого художественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовым возглавил передвижническую школу пейзажа. Это поистине поэтическая проза (причем у Аксакова превалирует лирическое начало). Пожалуй, только Саврасов в картине Дорога в лесу (1871), менее замеченной современниками рядом с его шедевром Грачи прилетели, создал яркий образ лесной природы.
Они свидетельствовали о разнообразии замыслов, об исключительной зоркости глаза художника, не только остававшегося на том высоком уровне мастерства, которого он уже достиг, но и продолжавшего совершенствоваться в непрестанном изучении натуры. В этой более поздней авторской ремарке раскрывается суть созданного образа. 1891 год оказался чрезвычайно плодотворным для Шишкина.
Сныть-трава (1884), Лес (Шмецк близ Нарвы), У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы) (оба 1888 г. ), На песчаном грунте. Каждый персонаж переживает что-то своё.
Мачтовый лес в Вятской губернии и Лесная глушь. Радостный, ликующий расцвет природы – так можно было бы выразить идею этого монументального произведения. Многие рисунки он очерчивает (как было и в период ученья), чтобы лучше примериться к картине, на многие наносит масштабную сетку для перенесения на следующий эскиз или на полотно. В училище сразу определилось влечение Шишкина к пейзажу. Разнообразно проложенными мазками передано ощущение легкости листвы.
Пейзаж этот тоже глубоко поэтичен и так же, как и предыдущий, пронизан эпическим дыханием. Вместе с тем Шишкина никогда не покидало чувство любви к Москве. Вот таким образом так художественно совершенны этюды мастера, будь то укромный уголок природы или законченная пейзажная композиция (Пруд в старом парке, 1890-е гг. ). Все полно жизни. Картина В чаще леса (1871) Л. Ф. Лагорио, казалось бы, близкая по мотиву произведению Шишкина, по сути носит традиционно-академический характер.
Правда называлась она иначе — «Медвежье семейство в лесу». С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Вариант того же мотива мы находим в картине Омского музея изобразительных искусств Старые липы (1894). Тесное общение с природой вызывает в нем желание как можно достовернее ее запечатлеть.
Вместе с ними во весь голос заявляет о себе и Шишкин. В 1883 году художник создает одну из самых впечатляющих своих картин Среди долины ровныя. Заглаженная фактура, локальный цвет придают ему архаичность. В композиционном решении видно стремление к ясной завершенности художественного образа.
Примером суховатой академической живописи является и пейзаж П. П. Джогина Дорога в лесу. Но тогда странно выглядит ошибка в датах: до попытки стрельцов вернуть Софью на трон она провела в монастыре не год, как сказано в заглавии, но девять лет. «Утро в сосновом лесу» изначально не было «Утром»: называлась картина «Медвежье семейство в лесу», а самих мишек на ней было всего двое.
Шишкин же был пока что на пути к этому. Мери-Хови по финляндской железной дороге (1890) и целый ряд других. Такие полотна, как «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Красоту живописи Шишкин ценил не саму по себе.
Главной темой исполненного Шишкиным этюда Полдень. Но ни старый наставник, ни тем более С. М. Воробьев не могли ему помочь. Рецепту то уж точно.
Картина написана, как всегда у Шишкина, крепко, уверенно. В том же году возникает один из наиболее солнечных пейзажей Шишкина Мордвиновские дубы. Это вовсе не значит, что Шишкин не сумел бы этого сделать сам.
Кажется почти осязаемой пластика ее любовно написанного смолистого ствола. В период занятий в училище взгляды Шишкина приобретают большую определенность и четкость. Она находилась ранее в США, а в 1986 году оказалась на аукционе в Лондоне. Божия Благодать.
Шишкин знал русскую природу «ученым образом» (И. Знание природы ученым образом (слова того же Крамского) отнюдь не исчерпывает существа его искусства, в котором с годами все сильнее сказывалось стремление к обобщениям, возрастал эмоциональный фактор. Весь уклад жизни училища был менее казенным, чем установившийся в Академии художеств. Что может быть лучше природы – отмечает он там же2.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище2. Их знакомство, важное для обоих, произошло, по-видимому, в конце 1866 года.
И даже среди них выделялся пейзаж Шишкина Рожь. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман в сосновом лесу. Художник достигает здесь еще большей мягкости и богатства тональных оттенков.
Шишкин мало что мог почерпнуть у такого наставника.
В отличие от И. И. Левитана, обратившегося к подобному же мотиву в картине Папоротники в бору (1895), Шишкин сосредоточил внимание не столько на листьях, сколько на всем лесном пейзаже в целом и прежде всего на стволах сосен, выступающих среди густой растительности. Среди русских пейзажистов Шишкину, бесспорно, принадлежит место самого сильного художника. Богатство и разнообразие растительных форм увлекают Шишкина с первых же шагов в искусстве.
Мери-Хови (1889), созданный в излюбленной художником местности близ станции Куоккала. Валаам (1858, 59. По монументальной выразительности он сопоставим с портретом Л. Н. Толстого.
Первое место занимает Шишкина Рожь1. Возвращается в Россию летом 1876 года. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Но, как всегда, скорее более рисунок, чем живопись. Стройная теория «Коровин — предтеча русского импрессионизма» была беспощадно разрушена объективными технико-технологическим исследованиями. Ее лирико-эпический строй характерен для творчества Шишкина поздних лет.
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Коровин начал использовать эту технику только в конце 1880-х годов. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Впрочем, так ли.
«Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. О тех годах очень хорошо сказал известный революционер-демократ Н. В. Шелгунов. Одно из них – Сосна. Таковы Швейцарский пейзаж (1866) – вариант картины Вид в окрестностях Дюссельдорфа или, например, пейзаж В роще (1869) – более светлый по колориту и чуть более пространственный, чем его ранний вариант 1865 года. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина.
Они давали богатый натурный материал. Приобретя вместе с этой последней наградой право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 году в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем в 1863 году перебрался в Цюрих, где под руководством профессора Р. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Сейчас эти мечты стали явью. И всем этим, то есть особенным вниманием к работе Шишкина, как оказалось, мы обязаны скандалу и сладостям. В нем есть продуманная, но не бросающаяся в глаза организованность.
Впечатление глубокого покоя не нарушают ни два медведя у дерева с ульем, ни ястреб в небе. Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). При кажущейся хаотичности композиционное решение полотна очень продумано. Взору открываются огромные массивы лесов.
Художник рисует Шишкина выходящим писать свои пейзажи с натуры. Характеризуя своим портретом переходный момент в творчестве Шишкина. Для создания этого образа Верещагин изображает и фон и зонтик и палку, на которую оперся Шишкин и даже этюдник. Шишкин одет в пальто и обут в сапоги с высоким голенищем. Он стоит на поляне и вокруг него прорастает трава. Взгляд Шишкина устремлен вдаль, он ищет место для своего пейзажа. Опершись на палку в центре картины, Шишкин притягивает взгляд зрителей, не сразу замечаешь, что за его фигурой изображен знаменитый «шишкинский» лес. Крамской изображает Шишкина, на мой взгляд, как мудреца или странника, а может и романтика в поисках вдохновения. Его мудрый взгляд, тяжёлые плечи, все говорит о высоком статусе его личности. Ведь никто другой по моему мнению не изображал в своих пейзажах родные просторы, богатые поля, поэзию ручейков. Он носит имя величайшего пейзажиста, заслежено. Его картины манят нас своей добротой и реалистичностью. Крамской, создавая портрет, не подозревал наверно, что сможет так точно передать внутренний мир Шишкина, что мы проникнемся любовью и вспомним о чем же его картины. Там-то блестящий жанрист Савицкий с позволения Шишкина написал медведей. Рисунок с самого начала стал для него важнейшим средством изучения натуры. Кажется, художник не пишет, а свободно лепит его кистью. Русский музей владеет картинами: «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» и «Поляна», пятью этюдами и двумя рисунками.
Но на самих этикетках серии «Русские художники» находим дату: 1896 год. Чувствуются глубина оврага, глушь.
Сосновый бор (1881), Сосновый лес (1885), В сосновом лесу (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Думается, что можно. Естественна вот таким образом его дружба с В. Г. Перовым, который подарил ему эскиз своей самой смелой по силе обличения картины шестидесятых годов Сельский крестный ход на Пасхе. Продукция получала призы и награды на выставках.
За полотно «Лесная глушь» Академия присвоила Шишкину в 1873 году звание профессора. Коллер незадолго до знакомства с Шишкиным вернулся из Франции. Воздух словно напоен теплом. На косогоре (1880). Замечание, очень важное для понимания сути творчества мастера.
Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Мы видим их, например, в пейзаже Сумерки. Среди всех произведений художника наиболее популярна картина «Утро в сосновом лесу». И в этом уже проявляется своеобразие художника. Однако тема леса звучит в этюде Шишкина богаче и ярче. Символизм иносказательность, социальный протест, развивающееся демократическое искусство.
Выписывает стоящий между вековыми стволами туман. Русский художник, наряду с А. К. Саврасовым – один из самых значительных пейзажистов-«передвижников». Здесь и следование конкретной натуре (которого, впрочем, требовала и Академия) и выбор подчеркнуто обыденного мотива, желание связать жизнь природы с повседневной жизнью крестьянина. Пожалуй, самым выдающимся результатом этой работы стал большой этюд Сосны, освещенные солнцем (1886) исполненный под Сестрорецком.
Весной 1863 года Шишкин отправляется в Цюрих, чтобы поступить в мастерскую Рудольфа Коллера, где намерен, в частности, поупражняться в изображении животных. Один из самых совершенных – Берег моря. Почти сразу после покупки картина была доставлена Третьякову. Она была закончена только в 1891 году. Это суховато написанное (как обычно у Клодта) произведение маловыразительно по живописи. А предприимчивые немцы изобретали новые способы привлечь внимание покупателей.
Они были богаты деталями, разнообразны подробностями, которые художник выписывал с точностью ювелира. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. В ней настойчиво звучит призыв к сближению с университетским студенчеством. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. В системе преподавания здесь намечалось преобладание реалистической линии. Это обусловило и дальнейшее уважительное отношение к нему и к его творчеству.
Однако малоинтересная в живописном плане, она утратила свойственную рисунку поэтичность. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
В рисунке Поля и рощи (1880-е гг. ) свободными линиями, мягкими светотеневыми переходами, достигнутыми едва заметной штриховкой, переданы неровности почвы и уходящее вдаль пространство полей, обобщенно трактована группа деревьев в центре, чуть намечена зелень на переднем плане и облака в небе. В прошлом сами новаторы, они теперь не признавали новаторства талантливой молодежи. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми.
Шишкин неоднократно ездил в Прибалтику.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Появилась даже не свойственная художнику декоративность, произошло неожиданное сближение с направлением, представленным в русском пейзаже А. И. Куинджи. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Иван Иванович Шишкин родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. К приезду в Петербург он оказался более подготовленным как рисовальщик. – один из самых пространственных пейзажей русской живописи.
Его образ органически слит с природой, навевающей элегическое, созерцательное настроение. Банальная красивость со всеми свойственными ей эффектными атрибутами абсолютно чужда его творчеству. Вероятно идея появилась после написания Шишкиным картины «Туман в сосновом лесу» (1888 год) или «Бурелом» (1888 год).
Моделируя их форму, художник буквально лепит ее, нанося мелкой кистью мазок за мазком, насыщает цветом, наполняет жизнью, пишет многослойно, пастозно, придавая большое значение и фактурному решению полотна. В Мерикюле создан, в частности, пейзаж Солнечный день. Два года назад, в Дюссельдорфе, они с Каменевым лишь мечтали о русском раздолье с золотой рожью.
В период творческой зрелости, в семидесятые и особенно в восьмидесятые годы, когда полностью сложилась его реалистическая концепция пейзажного образа, глубокая типизация и эпический размах становятся отличительными признаками лучших жизнеутверждающих полотен мастера. Наряду с такими разнообразными полотнами, как Сосны на берегу моря, На Севере диком. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине. Он суров, величествен, но доступен. Приблизиться к природе было его главной целью уже в ту пору. Они заказали соцопрос на тему «Какую картину хочет видеть большинство населения. », начав с американцев и русских, а потом написали эти картины.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Эта техника масляной живописи позволяла написать картину за один сеанс. За границей Шишкин с интересом знакомится с новым для него искусством.
От этого снег, толстым слоем лежащий на земле, на ветвях сосен, кажется еще голубее. Между тем помимо Сосен, освещенных солнцем и сочного по живописи, чрезвычайно выразительного пейзажа Дубы.
Братцево и созданный в том же году (недавно обнаруженный в Лондоне) пейзаж Сосновый лес, определили как бы две основные сюжетные линии в последующем творчестве художника. В окрестностях Москвы (1866 и 1869). Все это обусловило прекрасную сохранность его произведений. По письмам Шишкина видно, как усиливалось у него в эти годы резко отрицательное отношение к уродливым общественным явлениям, вырабатывались последовательно демократические взгляды, определившие всю направленность его творчества.
Первое время за границей Шишкин путешествует: он посещает Берлин, Дрезден, едет в Саксонскую Швейцарию и Прагу, знакомится с Богемией и, наконец, поселяется на зиму в Мюнхене. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств.
Ведь он частенько рисовал животных своему маленькому сыну Георгию (будущему художнику). Его творчество отвечало задачам новой реалистической школы живописи, развивающейся по пути все более глубокого проникновения в жизнь и поисков положительных идеалов. Завоевав право на заграничное пенсионерство, Шишкин не спешил покинуть родину. Натурные рисунки мастера (как и живописные этюды) почти всегда заключают элемент обобщения вместе с непосредственностью мотива.
В картине Сосновый бор Шишкин четко определил свою основную тему в искусстве. Уже один из ранних офортов Шишкина Ручей в лесу (1870) свидетельствует о прочности профессионального фундамента гравера, за которым стоит напряженная штудийная и творческая работа. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20)марта1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. Он носит романтический характер.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Из его класса вышла целая группа художников (среди них А. И. Мещерский, Ю. Ю. Клевер), в творчестве которых академические приемы сочетались с внешними эффектами, отличающими эпигонов романтизма. Окрестности Москвы.
Переезжая на летние месяцы из Петербурга на дачу – в семидесятых годах это были места под Лугой и станция Козловка-Засека близ Тулы (помимо нескольких поездок на родину), художник сразу же спешил в лес, глухими тропами шел в поисках свежих впечатлений и без устали писал по нескольку этюдов в день с уверенностью и энергией человека, наконец-то оказавшегося в своей стихии. Эту технику художник освоил еще за границей. В лучшей картине раннего периода самостоятельного творчества Шишкина Полдень. Спавшая до того времени мысль заколыхалась, дрогнула и начала работать2. Каждое из них вызывало интерес зрителей.
По прошествии нескольких лет Шишкин подарил Поленову один из своих лучших по живописи этюдов Сосновый лес (1889) исполненный близ Финского залива. Правда, судя по заграничным этюдам Шишкина, в частности, по пейзажу Буковый лес в Швейцарии (1863) исполненному в период занятий у Коллера, профессиональное мастерство молодого художника, несомненно, выросло, палитра стала светлее, рисунок крепче. В этюдах его талант проявился ярко и своеобразно. И все же каждое обращение к огромному художественному наследию Шишкина, чье новаторское выступление в семидесятых годах открывало новую эпоху в развитии пейзажного жанра, всегда интересно и поучительно.
Достаточно обратиться к ранней картине начинающего художника Жатва (1850-е гг. ), отмеченной простодушно-безмятежным созерцанием натуры и стремлением подчеркнуть гармоническое слияние человека и природы. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Органическое единство графически-линейного и живописного начал отличает этот мягкий пластический рисунок. И еще новое – приближенность изображения к зрителю.
Таков, например, подробно повествовательный рисунок Первый снег (1860), несущий следы венециановского непосредственного видения действительности. желтеющей ржи.
Мотив, близкий этюду Вид на острове Валааме, Шишкин разрабатывает и в пейзаже Государственного Русского музея Вид на острове Валааме (Местность Кукко) (1859, 60. ), почти идентичном картине, находившейся в Лондоне. С подлинно эпическим размахом трактован пейзаж в рисунке Водопад Пор-По-рог. Утверждение этого нового реалистического метода (на первых порах может быть даже несколько упрощенно понимаемого, как в картине Рубка леса) явилось важнейшей заслугой художника.
Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Пробудившаяся критическая мысль стала всеобщим достоянием1. Зритель словно ощущает мягкость мха, нежную хрупкость молодой поросли, прохладу чащи. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. Хотя подчас Шишкину и приписывали увлечение Каламом, последователем его он, разумеется, не стал в отличие от такого, например, приверженца швейцарского пейзажиста, как А. И. Мещерский, произведения которого, во многом условные и декоративные, Шишкин осуждал еще в годы академических занятий.
Мастер смело экспериментировал. Помимо нескольких этюдов, завершают эту серию две картины 1887 года. В рейтинге портала «Артинвестмент» Иван Айвазовский находится на 24-м месте (5, 34 млн), Иван Репин на 13-м (7, 43 млн), Иван Шишкин вообще где-то в третьем десятке (3, 3 млн).
Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Однако люди и животные в его работах всегда были редкостью. Вид на острове Валааме (1860). Прекрасно передано ощущение глухого дремучего бора.
Самой нежеланной стала абстракция с остроугольными геометрическими фигурами и преобладанием оранжевого цвета. Его называли «лесной богатырь-художник», «царь леса», «старик-лесовик», его могли сравнивать со «старой крепкой сосной, мохом поросшей», но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей. «Туман в сосновом лесу» имевший успех на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании) мог вызвать у Шишкина и Савицкого желание написать полотно, повторяющее мотив прославленной картины, но с включением жанровой сцены. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий.
Второе место занял Илья Репин (29), третье – Иван Айвазовский. Как никогда, возрастает роль света в его пейзажах, обогащается колористическое мастерство, само восприятие натуры становится более задушевным, что отвечало характерному для русского пейзажа того времени тяготению к лиризму. В том числе и поэтический пейзаж В лесу графини Мордвиновой. Изображена Кама близ Елабуги.
Возможно потому, что идея написать медведей родилась у Константина Апполоновича. В центре выделены освещенные солнцем мощные стволы вековых сосен.
В природе нет для него крупного или мелкого. Жизнеутверждающее произведение Шишкина созвучно мироощущению народа, связывающего с могуществом и богатством природы представление о счастии, довольстве человеческой жизни1. Для начинающего художника выставка явилась подлинным откровением.
Солнечный свет, озаряющий поляну с цветами, падающий на стволы, насыщающий зелень в глубине, внимательно прослеженные градации светотени, гармоничный колорит рождают ощущение ясного летнего дня. Ярко переданы богатырские формы гигантского дерева. В семидесятых годах Шишкин все серьезнее увлекается офортом.
Но выделяя в центре деревья, Шишкин не замыкает ими пространство. Её сюжет, возможно, был подсказан Шишкину К. А. Савицким. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В этом безжизненном полотне налицо не столько правда изображения, сколько правдоподобие.
Однако Шишкин стремился не просто к точной фиксации натуры, а к наиболее глубокому раскрытию жизни природы во всем богатстве ее растительных форм. Понятно вот таким образом желание многих русских пенсионеров-пейзажистов побывать в Дюссельдорфе. По истечении полугода занятий он покинул его мастерскую. В этом плане заслуживает особого внимания картина Рубка леса (1867), важная, может быть, даже не столько сама по себе, сколько теми чертами и тенденциями, которые в ней наметились. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Но в целом, если бы даже и можно было говорить об ассоциациях в дальнейшем творчестве Шишкина, связанных с Каламом (или, например, с представителем мюнхенской школы Моргенштерном), то только лишь в отношении отдельных сюжетов, а никак не в плане творческих исканий.
Крамской, по-видимому, не удовлетворенный до конца своей работой, долго ищет композицию, способную воплотить образ человека, который всю душу свою отдает родной природе изучив его «научным» – а для Крамского с его тяготением к науке это слово высокое – образом. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Срезая рамой верхушки деревьев (прием, часто встречающийся у Шишкина), он усиливает впечатление огромности деревьев, которым словно не хватает места на полотне. Сиверская (1883. ). По-новому, выразительно и поэтически содержательно разработана в картине светотень.
На переднем плане среди тянущихся вверх крохотных елочек появилось семейство грибов.
Так, В. В. Чуйко писал: Поразительнее всего его Туман. В 1882 году он пишет картину Дубки (местонахождение неизвестно), в 1885 году выполняет рисунок Побережье дубовой рощи Петра Великого в Сестрорецке, в 1886 году повторяет его почти без изменений в одноименной картине, наряду с которой создает и такое известное произведение, как В заповедной дубовой роще Петра Великого (в Сестрорецке) исполненное тишины и гармонии, подчеркнутых уравновешенной композицией, сдержанным колоритом и спокойно льющимся светом. Однако исполненное гармонии произведение вызывает скорее чувство спокойного умиротворения.
В окрестностях Москвы. Учащиеся часто копировали произведения А. Ахенбаха, которого высоко ценили и русские коллекционеры. В торжественном слиянии просторов земли и высокого сияющего неба ощущаются элементы эпического понимания образа.
Этот образ силача, поэта-романтика — и вместе созерцателя-мудреца — очень верно вскрывает его подлинную сущность, сущность художника-реалиста, правдиво отразившего все богатство русской природы». Особое значение имели для него натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он не раз наезжал), а также на острове Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы. 9 марта 1878 года распахнулись двери Общества поощрения художеств.
Павел Михайловича неожиданно для себя обнаружил некоторые изменения. Между тем характер леса в этой картине – глухой, дикий – ближе Бурелому, чем тому, который мы находим в пейзаже Смешанный лес (Шмецк близ Нарвы). Что касается Шишкина, то в его более обыденном по мотиву, однообразном по цвету, несколько плоскостном по сравнению с саврасовским этюде ощущается спокойное созерцание художника, который увлечен растительным миром и ищет в чуждой ему природе не живописного выражения оригинальной присущей ей красоты, а созвучия своему влечению к лесному пейзажу. Реклама фабрики «Эйнем» отвечала модным тенденциям, была стильной, передовой, она развлекала и даже просвещала.
По возвращении в Россию Шишкин оказывается на пороге нового этапа. Русское богатство.