Художник Илья Репин пишет портрет певца Федора Шаляпина в своей мастерской в Пенатах в феврале-марте 1914 года. Кушетка, стоявшая в мастерской Репина в «Пенатах», на которой сидел Шаляпин, позируя Репину для портрета, была названа «кушеткой Шаляпина». Валентин Серов и Александр Головин, Леонид Пастернак и Николай Богданов- Бельский, Константин Коровин и Борис Кустодиев, Илья Репин и Исаак Бродский создали обширную галерею шаляпинских портретов.
В его театре премьером стал Василий Дамаев, уроженец казацкой столицы, пастух. Репин показал картину на 34-й передвижной выставке, но публика не проявила к ней интереса. Какая силища, какая мощь. «На потолке был укреплен блок, через который была пропущена веревка с привешенным на ее конце грузом. Писал пейзажи американского Запада и итальянских городов, картины религиозного содержания («Распятие»), натюрморты.
Это красочно иллюстрированные альбомы «Театральный портрет конца XIX-начала XX века», авт. Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. На ногах модные ботинки на пуговках — серая замша и черный лак. Архивосточный деспот, завоеватель в дурном настроении. Как и некоторые из атрибутов использованных когда-то Репиным в своих картинах.
Репин ответил, что оно уже не существует: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен. были периодом самых близких и дружеских отношений между Репиным и Шаляпиным. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке64, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции65. Огромное полотно заполняет грозная фигура духа зла. В своей автобиографической книге «Маска и душа» знаменитый певец так рассказывает о своих встречах с художником: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей. Да она такая, может быть и существовала только в его воображении, объединившем его разрозненные впечатления в единое целое. Какими дарами награжден человек.
Хвалебные отзывы слышны крайне редко. И даже ученик Коровина – Б. В. Альбом «Константин Коровин» (М., 2001). Опера С. И. Зимина показывала свои спектакли в помещении Солодовниковского театра.
Артист поселился на Аптекарском острове, на Пермской улице, в доме 2. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее. Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — тщетно. В феврале 1914 г. Шаляпин отправился в санаторий, расположенный вблизи водопада Иматра, откуда он сообщал своей дочери Ирине Федоровне: «Пробуду здесь.
Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца. Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах.
Кустодиеву удалось передать изобразить на полотне биографию, сам творческий, по-национальному глубоко своеобразный дух Шаляпина исполнителя народных песен, волжанина, прошедшего большой путь от театриков и балаганов на провинциальных ярмарках до лучших оперных сцен мира. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме26. «Неизреченно дорогой и бесконечно обожаемый Федор Иванович. И то на компьютерах. Но этот удар судьбы не сломил сильного духом художника и он продолжал работать. На портрете надпись: «Ф. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость.
Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Об одной из их встреч рассказал художник М. Ф. Шемякин.
Наиболее живая часть натюрморта – букет цветов, написанный более плотно (пастозно), чем остальная часть картины. Ходить в них по снежным склонам трудно и Шаляпин опирается на дорогую трость. Художник вспоминал, что портрет был написан им с большим напряжением всего за одну ночь.
Может быть, сказался и возраст — Репину было уже семьдесят лет. В историческую, русскую его часть. В письме, адресованном в начале 1909 г. Остроухову, Репин делится своими впечатлениями от шаляпинского исполнения роли Олоферна: «Не так давно в «Олоферне» я слышал и видел Шаляпина. Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература»59.
Здесь состоялось его первое вокальное выступление. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища»525348. И хотя эпизод убийства сына не входил в играемую мною роль. Исполнил портреты многих знаменитостей музыкального и литературно-художественного мира: С. В. Рахманинова (1929), Т. Руффо в роли Гамлета (1930), М. И. Цветаевой (1933), К. А. Коровина (1933), П. П. Трубецкого (1933), карандашные рисунки М. А. Чехова в разных ролях (1932), артистов труппы Ballet Russe de Monte-Carlo Т. Тумановой, И. Вершининой, В. Немчиновой, Д. Ростова, дирижеров С. Кусевицкого и А. Тосканини, скрипачей Я. Хейфица и Ф. Крейслера, композиторов С. С. Прокофьева и И. Ф. Стравинского, пианистов А. Браиловского, В. Горовица, Вэна Клайберна и Б. Джаниса, балерин Г. С. Улановой, М. М. Плисецкой, Н. И. Бессмертновой, писателей К. Фаррера, Т. Драйзера и А. Труайя, авиаконструктора И. И. Сикорского, поэта Е. А. Евтушенко. Несмотря на то, что за окном плотная стена зелени, неба не видно – пространство ощущается.
Недаром Федор Шаляпин говорил:. Трехэтажный особняк с плоскими пилястрами, украшенными затейливыми капителями, с наличниками на окнах, строился по проекту известного архитектора В. А. Щуко (впоследствии дом надстроили двумя этажами). Весь его облик дышит радостью бытия, эта радость подчеркнута убранством стола, украшенного букетом роз, вазой с фруктами, хрустальным графином, высокой бутылкой с золотистым ликером и бокалом, в котором сверкает вино. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.
Твой, мол, портрет Шаляпина слаб, это литература». Репин, как видно из его телеграммы Шаляпину, ликовал, узнав о скором приезде артиста. Абсолютно подавленный ушел я из галереи.
Портрет Шаляпина вскоре был закончен. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. С тех пор тут музей, а картины Юрия – среди его экспонатов.
Художник, который основную свою задачу видит в цвете, в передаче колорита – так хорошо, с психологической оценкой пишет портреты, конечно, не может быть натуралистом, принципы которых заключаются в передаче натуры до мельчайших подробностей, передаче внешнего, а не внутреннего содержания. И когда понял, что все серьезно, его не разыгрывают, страшно испугался. «Ни на что на земле непохожий. Все же несколько прописав портрет, он показал его на сорок третьей выставке передвижников.
«Барином хочу я Вас написать, Федор Иванович», — говорит Репин. Но конечно и воздух и свет в картине создала не композиция, а колорит. От портрета Шаляпина на нем остались его собака Булька и подпись: дата с левой стороны: «Ил. Ръпин 1914». За исключением имущества, доставшегося его дочерям. А Семен Будённый после знакомства с Шаляпиным в вагоне и распития с ним бутылки шампанского вспоминал: «От его могучего баса, казалось, содрогался весь вагон».
Уже в следующих «Берегах». Личность певца, его внутренний и внешний облик, притягивали к себе его современников, выражавших впечатления в своих лучших работах — в мемуарной и художественной литературе, скульптуре, графике, живописи. И в ней работа Бориса Кустодиева занимает, пожалуй, самое первое и почетное место. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина.
Один из них – «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, находящийся в Третьяковской галерее. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей. Исключением не стал и Кустодиев, внесший свой вклад в целую галерею шаляпинских портретов. В Петрограде пресса начала писать о том, что знаменитые люди бедствуют, голодают испытывают ужас от звучащих вокруг их домов канонад.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета2324. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным. Жалко Илью Ефимова. «Зачем. » — смущаюсь я. «Иначе не могу себе Вас представить. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму.
Они обогащали человечество откровениями вечного, неисчерпаемого великолепного искусства»1. Там Зимин услышал ее и пригласил к себе в театр. В знаменитом «доме с башнями» архитектора А. Е. Белогруда жил Л. Н. Андреев, в доме – Ю. М. Юрьев. Работа над оперой «Вражья сила» шла, несмотря на сложнейшие условия войны и революции из за которых труппа театра значительно поредела, а новонабранную молодёжь приходилось учить элементарным основам актёрского мастерства и даже нотному письму. Общеизвестна связь образа Ивана Грозного, созданного Шаляпиным в опере «Псковитянка», с картиной Репина «Иван Грозный и сын его Иван».
Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе»362354533394628504749. Коровин писал портрет Шаляпина, уже пройдя большой творческий путь, найдя свой стиль, утвердив за собой право широкого «коровинского» письма. Невольными заложниками новой геополитической ситуации оказались многие русские имевшие дачи в Финляндии.
В конце 1912 г. Шаляпин и Репин встретились в Москве. Другой написан в 1911 году на французском курорте Виши и хранится в Русском музее. И сейчас же, как услышал пение этого феноменального юноши, сейчас же стал лепить его бюст. Сам артист до самой своей смерти не расставался с этой картиной и ценил ее выше всех других своих портретов — за широту, размах и «русский дух». Нельзя без волнения думать о величии нравственной сили, которая жила в этом человеке и которую иначе нельзя назвать, как героической и доблестной».
Картины Юрия Репина, как и его часть отцовского наследства, тогда тоже остались в Куоккале «Перепись» проведут петербургские исследователи Бродский и Меламуд. Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина523544454628394749. И, достав из кармана альбомчик, начал тут же, в вагоне, по памяти, набрасывать шаляпинский портрет». Человек передается как носитель определенных идей, а мир за его спиной как дополнительный компонент в раскрытии этих идей. Позади артиста и значительно ниже его ног в лакированных туфлях со светлыми гетрами, возле афиши, оповещающей о его концерте, проходят три человека- мужчина, заложивший руку за борт пальто и две девочки.
Точнее, дебют этот не состоялся. Молодая девушка задумчиво сидит, откинувшись на спинку кресла. Дальше сошлемся на материалы чешской прессы. Так оно и было в действительности.
Взгляните на знаменитых «Запорожцев» и сразу ее узнаете. да. Иогансон. Серов, Л. О.
В результате, на полотне отчетливо проступило лицо Шаляпина. Стоит, как вылитый, по несколько часов». После успешной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина приглашают на пробы в Мариинский театр и зачисляют в труппу на три года. его яркая Россия, звенящая бубенцами и масленой.
и поступь. Не сказать, чтобы художник старался польстить своей модели. Нестеров считал, что К. Коровин «срывает «цветы удовольствия», «работает, как бы играючи». кто бы мог подумать.
В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Впрочем, приехав в Питер, пойду к нему сам». Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро»16.
Потом появились русские покупатели Я был вместе с искусствоведами в одной частной московской галерее, чтобы взглянуть на эту картину, которую одна из исследователей когда-то описала как «плохо прорисованную и слабую по композиции». Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. После них будущий великий бас научился читать ноты и скоро попал в церковный хор.
Рядом— церковь, подпись Кустодиева, по его же признанию. Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. В феврале 1913 года Шаляпин из Берлина пишет Горькому, как сильно огорчен нападками на Репина в диспуте в Обществе художников-модернистов «Бубновый валет» : «Жалко Илью Ефимова. Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. И все они, кроме одного, начиная с самого раннего, летние, напоенные солнцем и светом. Редкая выносливость, поразительное терпение. Она произошла в годовщину смерти Серова на вечере в Московском обществе любителей художеств.
Он очень рад и будет писать с меня портрет». Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача»66. Так и пропал большой труд».
Далее селилась петербургская художественная интеллигенция. С кустодиевским портретом Шаляпин не расставался до самой смерти361. Шаляпин появился в первом часу ночи, был в ударе, провозглашал тосты, рассказывал забавные истории и под утро неожиданно для всех прочел монолог Городничего из гоголевского «Ревизора». Жалко, что нет старинной трубки.
Шаляпин был замечательным рисовальщиком и пробовал себя в живописи.
Еще одна из его работ, несколько лет назад лишь «мелькнула» дома: я про картину «Гопак», которую Репин писал в 1927 году. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился». Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Дворищина. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор.
Он даже отправил встречную телеграмму в театр с просьбой продублировать первую. Именно такой он изображает дочь на живописном портрете. Какая силища, какая мощь. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен».
Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны46. Я, действительно, был огорчен, но ни о каком третейском суде я не помышлял». Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И. Увлеченный творчеством артиста, Репин в докладе на съезде русских художников и в статье «Что такое искусство. » назвал его имя среди величайших гениев всех времен и народов: «Никогда не умрут в человечестве имена: Гомер, Фидиас, Иктинос, Апеллес, Данте, Брунелески, Рафаэль, Микельанджело, Тициан, Рембрандт, Шекспир, Бетховен, Гете, Шопен, Пушкин, Лев Толстой, Шаляпин и многие другие. Предстоящие цепенеют, со всеми одалисками.
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа. Это позволило Серову справиться с портретом за несколько сеансов.
Впрочем, приехав в Питер, пойду к нему сам». В «Пенатах» в одной из комнат стоял бюст Шаляпина работы П. П. Трубецкого. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет».
Главная ценность картины – ее живописность. Тяжелая болезнь позвоночника, начавшаяся в 1911 году, все более давала о себе знать. Весь его облик, дышащий радостью бытия, неотделим от яркого солнечного дна. Коровин, И. Е. Жду и буду ожидать всякий час. Торопился и церковный писарь, который допустил ошибку в спешке, написав в церковной книге «младенец Федор Шляпкин» исказив фамилию Шаляпина.
Недаром Федор Шаляпин говорил, «. Особенно близок Шаляпину был Константин Коровин. Здесь же были созданы и шесть портретов Шаляпина в ролях. Вельможа екатерининских времен.
В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. Через пять лет, в 1944-м, отцовская усадьба и стоявший рядом с ней дом Юрия, сгорят. Хотел послать ему телеграмму, да – по русскому разгильдяйству – не знаю адреса. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Зимин угадывал в начинающем актере талант.
Я не мог удовлетвориться моим неудавшимся портретом. Я давно обещал ему позировать. У ног певца — любимец, бульдог Ройка, а позади — дочери Марфа и Марина с личным секретарём певца Исаем Дворищиным. 1912 — 1914 гг.
Знаменитого артиста рисовали часто (В. А. А началась история в феврале 1914 года, когда Репин получил от Шаляпина сообщение, что тот готов приехать в «Пенаты» попозировать. Репин и передвижники были недовольны Коровиным, так как он не создавал ничего серьезного идейного, только «этюдики». Кустодиев скончался в 1927 году, а Шаляпин — в 1938-м. Любовь Коровина изображать «все, что вижу», без четко компоновки, верность натуре, давала повод некоторым современникам называть его натуралистом.
Певец оглядывает горы с высоты своего роста и прогуливается по улице в этот праздничный день в полной уверенности в том, что люди будут покорены его талантом, а сам он покорит этот город. Тонкий колорист, «Моцарт живописи», как назвал Коровина Б. В. Около камина.
На руках у Марины обезьянка. Федор Иванович восхищен Мухтаровой: «Голос поставлен великолепно, остается только поступить на сцену». Лев Толстой после прослушивания в исполнении Шаляпина народной песни «Ноченька» высказал свои впечатления: «Он поёт слишком громко. ». И. М. Гофман (М., 1981). А порой и просто удивительных совпадений. Сохранились многие его работы, в том числе и «Автопортрет». Л. А. Ефремова (М., 2005), «Портрет в России. Таков в его изображении Федор Шаляпин.
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Но король был так растроган, что певцу это сошло с рук. Фотография известна, не раз публиковалась, есть она и в «Пенатах». На фотографии Вера Мамонтова чуть старше, но все так же юна и непосредственна.
Е. А. Панкратова (Л., 1973), «Русский портрет конца XIX-начала XX века», авт. Сеансы позирования проходили в небольшой комнате, которая Кустодиеву служила мастерской. А чтобы ямы траншеи наполнились чистой водой, пробурили артезианскую скважину глубиной 72 метра. Обладал Шаляпин и литературным даром. Но в театре приняли условия русского баса.
Отлично помню и я юного гениального певца. Сотрудничал с журналом «Мир искусства», создал панно для Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде, писал декорации для Большого театра и Частной оперы С. И.
Прежде считалось, что Репин или уничтожил или «записал» не понравившийся ему холст с портретом Шаляпина. Помогли знакомые, которые посоветовали взять уроки у Дмитрия Усатова – в прошлом артиста императорских театров. М. В. В 1943–1970 рисовал портреты знаменитостей для обложек еженедельника «Time» (в общей сложности 413 обложек). Как и «Автопортрет» самого Ильи Ефимовича, последний, прижизненный, живописный, 1920 года. Здесь снова со всей яркостью выступают черты портрета-картины.
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана». Художник радовался, что наконец исполнится его давнишнее желание сделать портрет певца: «.
Шаляпин был достаточно влюбчивым человеком и до первого брака пережил несколько романов. Премьера «Вражьей силы» прошла 7 ноября 1920 года, по свидетельству сына Кустодиева, Кирилла, блестяще, да так, что «домой вернулся отец возбужденный, говорил, что Шаляпин — гений и что для истории необходимо написать его портрет»24. Его, мастера психологического анализа, обладавшего обостренным чувством драматического, умевшего проникнуть в глубины прошлого и чутко улавливать идейные запросы современности, привлекали в творчестве Шаляпина те же черты. В том же году, после затянувшихся на пять лет гастролей Шаляпина, советские власти запретили ему въезд на родину, да и лишили его звания народного артиста Республики, которое он получил первым ещё в 1918 году.
Его большая, удивительно легкая и ладная фигура купается в золотом сиянии. В следующие дни после спектакля, работая в мастерской, он время от времени произносил: «Что за великан. Шаляпин хорошо посажен, поза его удобна, но, создается впечатление, будто он сидит на диване, а не на непрочной, кажущейся детской под его широкой фигурой, табуретке (или стуле). Вера Васильевна Якунчикова (в замужестве Вульф) сфотографирована в той же позе и на фоне того же пейзажа на реке Клязьме, который мы видим на картине художника В лодке, но в другом ракурсе. Источник назвали «Колодец Посейдона».
Лучшие портреты К. Коровина появляются в 1900- годы. Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце. К. И. Чуковский вспоминал, что «Шаляпин приветствовал Репина с почтительной сыновней любовью». Вазочка с фруктами сливается с фоновым пейзажем в окне.
А скорее это даже не город, а «страна Кустодия» — место обитания и веселья русского народа. «Беседуя с Репиным, — пишет автор воспоминаний, — Шаляпин не спускает с него глаз, с глубоким уважением задает ему вопрос за вопросом». Венцом летописи жизни и творчества Ф. И. Шаляпина стал портрет, написанный Б. М. Кустодиевым.
История в другом. Чем нарушил этикет.
В январе 1913 г. картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван» зверски изрезал фанатик-сектант. Сегодня, кстати, этот колодец вновь заработал, как прежде. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Федор Шаляпин озирается, для него это незнакомый город. Все больше и больше распоясывается хулиган — эко чертово отродье.
Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Но наиболее известен хранящийся в Третьяковской галерее «Портрет Ф. И. Шаляпина» 1905 года, также в графическом исполнении. Также он пробовал себя и в скульптуре. Репины покинули «Пенаты» лишь в дни советско-финской войны в 1939-м, оставив в доме все, как было когда-то при Илье Ефимовиче. В собственном имении.
Возможно, художник экспериментировал прямо на холсте, накладывая один цвет за другим. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Считаю себя счастливцем жить вместе в одно время с дорогим Ильей Ефимовичем и принадлежать к его эпохе» («Нива», 1914, 29, с. 574). Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок. Способ объяснения ей в любви Федор Иванович придумал весьма остроумный.
такою аппетитною сочностью краски в неутомимом его изображении русских людей». В композиции картины Б. Кустодиев использовал прием, похожий на тот, что был в его Купчихе: высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. Сам он с трудом верил в благополучное завершение работы над портретом и даже не представлял своей профессиональной удачи, впоследствии поражавшей многих живописцев благодаря виртуозному мастерству и изумительному расчёту Кустодиева. Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена.
Недавно, в мае 2009 года и это перестало быть загадкой. Он был поражен русским басом и передал приглашение певцу зайти в королевскую ложу. Кустодиев высказал желание присутствовать на всех репетициях, для чего Шаляпин каждый раз доставал моторный грузовик, лично сносил художника в кресле с четвёртого этажа, усаживал в автомобиль и доставлял в театр, где сам же и вносил в ложу на руках.
Общественность начала сбор пожертвований. Кустодиев с большим интересом следил за репетициями на сцене, знакомился с происходящим на месте в постановочных, портных и костюмерных цехах. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха».
Потом в ресторане «Прага» состоялся банкет. Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Помните, я так долго позировал и старался делать «приятное» лицо. Увидеть этот портрет можно в альбоме «Валентин Серов» (М., 2008). В репинский юбилей.
Шаляпин был очень доволен портретом5, ценил его особенно и чрезвычайно высоко3622, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух»2. Репин сыграл большую роль в подготовке любимой партии Шаляпина: Ивана Грозного в опере «Псковитянка». Спустя много лет Шаляпин вспоминал: «Трудная это была задача для меня в то время, для актера, то есть пластического изображения типа, да еще такого, как Иван Грозный, всего прочитанного в книгах было недостаточно и вот где я воскликнул великое спасибо Илье Ефимовичу Репину. По подсчетам специалистов, существует более 300 различных изображений Ф. И. Шаляпина. Он пишет чаепития, гостиные ряды, трактиры. В 1900- годы появляются лучшие портреты Коровина.
В такой оценке творчества художника Воинову вторил и редактор сборника «Утренники» Долмат Лутохин, отметивший, что если кто и «царит на выставке — так это Кустодиев Как он знает и любит Россию. Но потом жизнь художника сложилась очень трудно. Наряду с «Вражьей силой» в том же году художник был занят созданием декораций к опере Римского-Корсакова «Царская невеста», которую ставил режиссёр Виктор Раппопорт с коллективом Большого театра в петроградском Народном доме. И. Шаляпину Б. Кустодиев 1921».
Все эти фигуры были введены в портрет по просьбе самого Шаляпина. Федору Шаляпину в младенчестве поменяли фамилию. Он также не ищет психологической составляющей портрета, что было свойственно В. Серову. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе»16. Как писал впоследствии Шаляпин, Кустодиев «быстро написал эскизы декораций и костюмов к Вражьей Силе». когда в Частной опере С. И. Мамонтова в Москве впервые вздумали дать «Псковитянку» Римского-Корсакова, по Мею, мне была вручена роль Ивана Грозного.
Отдельно и, вместе с тем, в едином строе картины, скомпонован натюрморт. Дирижер Евгений Евгеньевич Плотников чуток и внимателен к артисту. В эффектной, нарочито театральной позе стоит огромная, все подавляющая своими размерами фигура Ф. Шаляпина. У Коровина несет идею живопись – идею света, жизни, добра. Вот, например, бурка.
Вот и на картине он задумался, охватывая взглядом бурлящее народное гуляние. Выступая в Уфе в 17 лет в роли Стольника в опере Монюшко «Галька» Шаляпин упал на сцене – сел мимо стула. Внутренний мир портретного Шаляпина сложен— он кажется озабоченным, задумавшимся о чём-то своём, мысли артиста обращены куда-то в сторону на то, что не заметно стороннему наблюдателю, а может он просто удивляется текущему мимо празднику и думает не вернуться ли обратно, как в юности на ярмарке в Нижнем Новгороде, где «просторно, весело, разгульно текла жизнь великого торжища». Головин увидел Шаляпина в роли Ивана Грозного и с того момента был навсегда покорен голосом игрой и всем обликом гениального артиста. Ф. И. Шаляпин очень дорожил этим портретом: «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-либо видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве», – говорил Федор Иванович.
Но это было такое целое, которое позволило некоторым современникам говорить о некоем «городе Кустодиевске», сконцентрировавшем в себе все русское. Архивосточный деспот, завоеватель в дурном настроении. Как вспоминал Шаляпин, портрет Кустодиев «написал быстро». Хотя эпизод убийства не входил в играемую мною роль, однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была душой человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то, далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты.
И. Пружан, В. Князева (М., 1980), «Портрет в русской живописи», авт. Цепенеет весь театр, так глубоко и убийственно могуча хандра великого владыки». Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении. Как он лежал на софе.
Первоначальное название картины — «Новый город», в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу). По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века. Он переделал строчки в арии Гремина в «Евгении Онегине» и вместо положенных «Онегин, я скрывать не стану, безумно я люблю Татьяну» спел «Онегин, я клянусь на шпаге, безумно я люблю Торнаги». XX век (СПб., 2001), энциклопедия «Шедевры русского портрета», авт. Трудная это была задача для меня в то время.
Коровин уехал на юг Франции в Виши лечиться, позже приехал туда же Шаляпин. Говорят, что тот приезд Шаляпина сопровождался большим шумом. Его «Портрет художника И. Я.
Певец всем своим обликом показывает, что не бедствует, что он этакий «нэпман», олицетворение ленинской «новой экономической политики», нацеленной на введение элементов капитализма в советскую экономику для восстановления страны из руин гражданской войны. Больше всего его поразили мальчики — его ровесники, певшие по нотам. Дни, когда Федор Иванович позировал художнику, были незабываемыми для Головина. Вершиной творчества художника является «Портрет Федора Шаляпина».
Репин и др. ), так что создалась целая галерея шаляпинских портретов. Сделалось очень больно и стыдно. В 1920 году благодаря Шаляпину Кустодиев так дважды посетил Мариинский театр, где увидел оперу Глюка «Орфей и Эвридика», а также спектакль из трёх одноактных балетов — «Павильон Армиды», «Карнавал» и «Шопениана»25. Вершиной творчества художника является Портрет Федора Шаляпина. Иогансон, столь ценивший учителя, пишет: «Он обещал поразительно много и, в конце концов, не оправдал ожиданий» 1.
А «Пенаты» восстановят к 1962 году. Первоначальное название картины – Новый город, в который приехал на гастроли знаменитый артист (об этом возвещает афиша внизу).
На первом представлении Кустодиев сидел в директорской ложе и радовался. Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет. Скорее всего, он прекрасно понимал свою задачу – сохранить наиболее точный образ мастера, в котором отразились бы самых характерные особенности модели.
А потом отправимся в Хельсинки. Не закончив Саратовскую консерваторию, Фатьма приехала в Москву и выступила в артистическом клубе «Алатр». Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека.
Дирижёр сел в гостиной за рояль, под аккомпанемент которого Шаляпин спел почти все арии оперы «Вражьей силы». В отличие от живописного прообраза, шаляпинский Варлаам не «огнедышащая гора», а, как описал его артист, одутловатый, малокровный, с сизо-красным носом и всклокоченной седой бородой, расходящейся на конце штопором. Мамонтова.
Шаляпин получает партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно» и он надолго остается без ролей. Написав портрет, Коровин продал его коллекционеру М. И. В этих портретах художник сумел передать жизнелюбие артиста, умевшего так же полно и самозабвенно отдаваться радостям жизни, как и творчеству. Коровин ценился далеко не всегда. Изображение оказалось скрыто под портретом мадам Ревуар, написанным поверх первого. Целиком его Борису Кустодиеву так и не удалось увидеть в нужном отдалении.
Константин Алексеевич Коровин блестящий художник – станковист и декоратор. На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции2251. Таким образом портрет был написан дважды — в 1921 и 1922 годах4947.
В нем Репин с искренностью великого художника говорит о своей любви к Шаляпину. Все прислушивались к идущему между ними разговору об искусстве. Я полон восторга и восхищения до небес Досифеем. Над его работами – «мазней», смеялись известна карикатура В. Боровкова «Художник К. Коровин пишет сапогом картину» (1902).
Абсолютно подавленный я ушел из галереи. Это портреты артиста в жизни. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды. На ногах модные ботинки на пуговках – серая замша и черный лак.
С Шаляпиным у Кустодиева установились добрые отношения14. Самое красноречивое свидетельство творческой близости Ф. Шаляпина и В. Серова – двадцать одна работа художника: портреты и зарисовки друга-артиста в ролях, эскизы костюмов и грима.
А вчера.
Федор Шаляпин вскоре уехал за границу и увез портрет с собой. Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался5142416. Серов изобразил открытое лицо певца.
И не только композицию. Картину, ставшую одной из частей его «украинского» цикла, в который, кстати, вошли и знаменитые «Запорожцы» Так вот, «Гопак» по наследству перешел когда-то Вере Репиной, а после ее смерти в 1948 году достался финскому коллекционеру. Преданно смотрит на хозяина белый породистый мопс Ройка. Когда через несколько лет К. И. Чуковский спросил Репина о ней, художник с горечью ответил: «Мой портрет Шаляпина уже давно погублен.
однако душа Грозного (несмотря на все зверства им творимые), как мне именно и хотелось, представлена была Душой Человеческой, т. е. под толщею деспотизма и зверства, там где-то далеко-далеко в глубине, я увидел теплющуюся искру любви и доброты. По словам художника, Шаляпин «удивительно умеет позировать. А среди посетителей неожиданно оказался известный фотограф, Карл Булла. К нему существовал этюд, написанный в одно время с портретом. Посмотрев спектакль, Александр Блок, поражённый силой художественного обобщения, записал в своём дневнике, что «Шаляпин в Еремке («Вражья сила» Серова) достигает изображения пьяной наглости, хитрости, себе на уме, кровавости, ужаса русского кузнеца.
Через четыре года Головин пишет второго шаляпинского Мефистофеля в опере А. Бойто (1909 г. ). Здесь фигура духа также дышит жуткой, сверхчеловеческой мощью. На третьем этаже дома у Шаляпина снимали квартиры знаменитый ученый, знаток Средней Азии и Памира Г. Е. Грум-Гржимайло и известный эпидемиолог, в будущем академик, Д. К. Заболотный. Несмотря на такую характеристику, «Гопак» вновь отправился за рубеж, теперь в Англию. Вдали видны постройки старинного русского городка, навеянные Кустодиеву прежними его живописными циклами пейзажей Костромы и Кинешмы 1910-х годов, а также декорациями к «Вражьей силе». Теперь этот бюст стоит у меня, отлитый из бронзы и страшно похож и по сие время».
Предстоящие цепенеют со всеми одалисками. Первый из них – в роли Мефистофеля в опере Гуно (1905 г. ). Портрет Шаляпина, а также портрет его супруги вместе с некоторыми другими работами Кустодиев показал на выставке объединения «Мир искусства», открывшейся 14 мая 1922 года в Аничковом дворце58.
Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол». И такая осанка. В подобный же треугольник можно вписать и саму фигуру Шаляпина. Об этом говорят страницы шаляпинских мемуаров и последние письма Репина. Да и комната кажется небольшой и Шаляпину в ней тесновато. Шаляпин даже брал портрет с собой в разъезды14.
Как писал Шаляпин, «недолго мне пришлось любовно глядеть на этого удивительного человека. А вот почти 24 живописных работы лучших русских художников из коллекции самого Ильи Ефимовича, подаренных им когда-то Финляндии и хранящихся сейчас в фондах хельсинского художественного музея «Атенеум», в Санкт-Петербурге увидели только один раз. Силуэт элегантной и по-превосходному пластичной фигуры предельно обобщён, сама она изображена в фас в три четверти во весь рост, а голова повёрнута влево, чуть ли не в профиль. Далее были портреты Шаляпина в роли Демона (1906 г. ) в одноименной опере, Олоферна (1908 г. ) в «Юдифи». А ведь пролетарий, казанский сапожник. Сразу же после написания портрет был приобретён Шаляпиным34. На одном из спектаклей в зале присутствовал король Англии.
Тем же образом Шаляпин и отвозил Кустодиева домой, а затем прощался. (Он живет в Куоккале. ) Пробуду у него несколько дней. Огромная фигура в шапке и меховой шубе нараспашку возвышается над праздничным гуляньем «над горами».
Эта картина находилась в коллекции музея чешского города Злина и перед продажей была исследована при помощи рентгеновских лучей в Национальной галерее в Праге. Он бы в ней совсем задыхался, если бы не двери в сад. Цикл портретов, созданный А. Я. Головиным, является повествованием о творчестве артиста. Он провозгласил здоровье присутствующих и поднял тост за Репина – «папашу художников». Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправляется в Москву, а затем в Петербург.
Но если я когда-либо видел в человеке действительно великий дух, так это в Кустодиеве. В гостинице «Княжий двор» собралось много почитателей его таланта, здесь были И. А. Бунин, К. И. Чуковский, артисты, писатели, художники. Композиционное построение портрета является любимым для Кустодиева— центральная фигура, укрупнённый первый план, за которым далеко и внизу развёрстывается большое пространство, прямо как на картине «Купчиха»24749. Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало.
В Русском музее хранится один из первых графических портретов, выполненный В. Серовым в 1897 г., где Шаляпин в роли Грозного из оперы «Псковитянка». Он всю жизнь с того момента зорко следил за креслами на сцене. Антон Комашка, три года проживший в «Пенатах», вспоминал: «Портрет Шаляпина был вдруг, на моих глазах, записан обнаженной женской фигурой» Вернее сказать, что Комашка лишь утром увидел записанный холст, над которым Репин работал накануне. Не совсем только, не хватает заурядности, он слишком «Шаляпин», слишком «Мефистофель» вообще местами, а не заурядный русский дьявол»27.
Считалось, что художник уничтожил его, но в 2009 году картину обнаружился в Чехии. При воспоминании об исчезнувшем из обихода чубуке мысли и чувства великого художника уходили в прошлое, в старину.
Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Но в Куоккалу мы еще вернемся, как недавно сделал это знаменитый Тонино Гуэрра.
Таков в его изображении Федор Шаляпин. Цепенеет весь театр, так глубока убийственно могучая хандра неограниченного владыки». Юбилеев в нынешнем году даже два, если считать и 110-летие усадьбы «Пенаты», в некогда финском местечке Куоккала под Санкт-Петербургом А потому и многочисленные выставки и почти одновременное возвращение в Россию сразу нескольких репинских шедевров. В октябре того же года состоялось чествование Репина. В 1924 году полотно экспонировалось на выставке русского искусства в Гранд-Сентрал-Паласе в Нью-Йорке, для которой Кустодиев написал картину-плакат «Извозчик-лихач» и несколько других работ, охотно раскупавшиеся посетителями, как и репродукции.
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы. Об этом говорит праздничный фон народных гуляний, в круговороте веселья которого Шаляпин, артист яркой и темпераментной натуры, чувствует себя будто в родной стихии, стихии русского народа. После революции Репин больше ни разу не был в России. Получив в Москве музыкальное образование, он продолжил его у Зимина. Шаляпин приехал прямо из театра после утреннего спектакля «Борис Годунов». На домах и лавках виднеются живописные вывески «Трактир», «Пряники» с изображением калачей или баранок, запрещённые приказом петербургского градоначальника Драчевского в 1914 году как «аляповатые» и оттого сохранившиеся лишь в провинции.
В этом году для Кустодиева единственной заказной работой оказался именно этот «светский» портрет, на котором он изобразил Шаляпину, с её милости, на фоне парка — романтического пейзажа, эффектно оттенявшего черты заказчицы23. Работы А. Головина, посвященные Ф. И. Шаляпину, хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Музее-квартире И. Бродского (Санкт-Петербург), Театральном музее. Спасибо, спасибо, спасибо. Глубоко я был поражен известием о смерти, скажу – бессмертного Кустодиева.
Репин и сам был недоволен результатом работы. Оригинал хранился в семье Шаляпина, но в 1968 году был передан его дочерьми в дар Ленинградскому театральному музею и с 1985 года выставляется в Большой гостиной в доме-музее Ф. И. Шаляпина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). В 1914 году его видел И. Э. Грабарь, картина показалась ему несколько вычурной. Парадный вход украшен узорчатым чугунным навесом.
Хотел послать телеграмму, да — по русскому разгильдяйству — не знаю его адреса. Спектакль был представлен всеми нами старательно и публике понравился»30. Но самый известный из театральных портретов кисти Головина конечно же «Борис Годунов», написанный в 1912 году. Неоднократно они вместе пели дуэтом, вспоминая песнями родную Волгу, рядом с которой оба выросли, благо, что у Кустодиева был неплохой тенор. Но так же как и репинский «Протодьякон», шаляпинский Варлаам — противоречивый характер: в его юморе «чувствуется глубокая драма», а в беспробудном разгуле — стремление растратить силу, не приложенную к настоящему делу. Можно сказать, отец очень чутко отнесся к ее натуре, работая над портретом дочери.
Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. В. Калмыкова (М., 2010) и другие. Композиция важна, но ее во главу угла ставили передвижники, так как у них она несла идею. Мне, действительно, было жаль, что мой портрет, который так удался, попал не ко мне.
Чудеса. В свою очередь и Федор Шаляпин высоко ценил искусство Б. Кустодиева, которого называл «замечательным» и «бессмертным». Вот Вы лежите на софе в халате.
Только неимоверная любовь к России могла одарить художника. Много огорчений доставляло ему непонимание публики, критиков.
Терещенко, чем огорчил Шаляпина. На портрете на высоком снежном пригорке, как на пьедестале, возвышается величественная, статная фигура артиста.
Ольга Михайловна была дочерью художника. Но в купеческом быте, долгое время только осмеиваемом, Б Кустодиев открыл глубокие национальные черты, характерные не только для их сословия.
Коровин по-своему выявляет в человеке духовное начало. Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по контракту. На первом плане, на заснеженном пригорке величественно возвышается, высится, стоит в эффектной, нарочно театральной позе статная исполинская фигура солидного, богатырского сложения мужчины— седовласого Шаляпина в бобровой шапке, роскошной, богатой и дорогой шубе, не только подбитой, но и сшитой из бобрового меха, да вместе с воротником. Он не поднимается до яркой психологической заостренности отличающей Серова. «Пенаты» стали его малой родиной.
У Шаляпина складываются дружеские отношения со многими музыкантами зиминской оперы. Как писал тогда организатор экспозиции Игорь Грабарь, «ходчее всех идет русский товар, все, что по представлению американцев очень русское Больше всех покупают Шаляпина кустодиевского, его же Лихача». Писал, писал так долго и без натуры, по памяти, что, наконец, совсем записал, уничтожил. Создавал скульптуры из дерева. Это фон постепенно становился все ярче, обрастал цветовой плотью -отливал розовым снег испещренный голубыми тенями, желтели наскоро сбитые временные дощатые павильоны балаганов и высоких ледяных гор лоснилась, вздымаясь к верху, густая гроздь надувных шаров «мигали», вспыхивая то синими, то алыми, то желтыми, то коричневыми бликами, многочисленные снующие фигуры.
Художник восхищался Досифеем, Борисом Годуновым, Олоферном. «Этюдник – вечный его спутник во всех прогулках и путешествиях, неотъемлемая принадлежность его существования» Коровин всегда и везде писал с натуры.
Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Когда художник уже приобрел участок, выяснилось, что земля в прибрежной зоне сильно заболочена. Родители волновались: как бы не покинул этот свет некрещеным. Первоначальное название картины «Новый город» также говорит о том, что Кустодиев изобразил Шаляпина прибывшим на гастроли в незнакомый городок.
По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста». На руках у Марины обезьянка. По свидетельству Всеволода Воинова, Петров-Водкин раздосадовал Кустодиева бесцеремонностью нападения на «Мир искусства» и своим отношением к нему «как бы покровительственно, с сожалением»: «Конечно, мол, ты бедненький, сидишь в своем кресле, ничего не видишь: отстал от века.
Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Работа подходила к концу, однако вместе с тем, загруженный Шаляпин никак не мог выделить время на позирование Кустодиеву, обещая приехать «как-нибудь после премьеры», но художник всё же успел сделать несколько беглых зарисовок певца для будущего портрета. Чувствуется, что он наслаждается жизнью, светлым днём, солнцем, своей силой и здоровьем. Пастернак, К. А.
Ко времени создания портрета Шаляпина в Виши Коровин уже написал портреты Морозова, Любатович, Чигарова и другие был написан портрет Шаляпина совместно с Серовым (1904 г. ), портрет Шаляпина 1905 года. Таким образом, Б. Кустодиев работал, глядя вверх, как при росписи плафонов. Вот был сюрприз. Шаляпин был очень доволен портретом, ценил его особенно и чрезвычайно высоко, ставя выше других работ о себе — за широту, размах и «русский дух». Позднее художник сам с трудом верил, что картина будет удачно завершена. По оценке художника Евгения Климова, в повторном портрете Шаляпина «из-за уменьшения формата почти в два раза потерялась величественность и значительность фигуры знаменитого артиста»63. Я увидел его Грозного с сыном в Третьяковской галерее.
«Я хотел в этом портрете дать один из самых лучших театральных образов Шаляпина», – говорил художник. Плотниковы жили на Покровке, в большом доходном доме. Естественно, что такая личность привлекала внимание многих художников. Выставляется в зале 70 Корпуса Бенуа77. Стосковался по людям, по театру, по музыке — всего этого я лишен»1920. А на самом переднем плане высится величественная фигура Ф. И.
Впечатления от них и от молодого Шаляпина не потускнели у него и через тридцать лет. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. Не курят их теперь».
Сложно коротко рассказать о всех известных и малоизвестных портретах Ф. И. Шаляпина. Она была такой маленькой, что картину приходилось писать по частям. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Который, правда, тогда еще не пел по-итальянски. Альбом «Александр Головин», авт. -сост.
Борис Кустодиев любил этого гениального артиста с юных лет.