На данном портрете изображена мать художника, Татьяна Степановна Репина, урожденная Бочарова. За границей он написал ряд портретов: И. С. Тургенева, двух дам — Бове и Франкенштейн, художника А. П. Боголюбова, С. Г. Овденко, «Еврея на молитве», этюд девочки Веруни Репиной и др. Такой потрясающей портретной галле-реи, какую нам оставил Репин, не было создано никем из русских художников. Портрет Сурикова кисти Репина – несомненная удача художника.
Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского, А. Г. Рубинштейна, Н. И. Пирогова, В. В. Стасова, П. М. Третьякова, С. И. Мамонтова и многих других великих людей русской культуры. Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную галерею. Многие художники искусствоведы утверждают, что, написав эту картину, Репин впервые состоялся как величайший портретист.
В портретах И. С. Панова (1867), Васи Репина, младшего брата художника (1867), архитектора Ф. Д. Хлобощина (1868) и В. А. Шевцовой, невесты Репина (1869), можно проследить, как быстро из года в год росло мастерство художника. Илья Ефимович Репин – русский художник-портретист, мастер бытовых и исторических сцен. Этот написанный в столь необычной для Репина, но такой естественной здесь манере портрет – одно из самых сильных и художественно совершенных произведении Репина, завершающих период творческого расцвета художника.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Сходство черт лица и выражение поразительны. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Эта простота его посадки в кресле хорошо отвечает всему его облику и душевному состоянию.
Увиденные молодым Репиным (1844-1930) в 1869 бурлаки, которые тащили неподъемную грузовую баржу, взволновали его душу. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Силуэт фигуры обобщен и отчетливо рисуется на светлом фоне. Внимание художника тяготит их.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Л. Н. Толстого». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков.
Третьяков»109. Писатель изображен в нем сидящим в кресле, с книгой в руке. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Кажется, что он лишь на минуту оторвался от своего занятия и вот-вот снова погрузится в чтение. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). В его глазах читается печаль, тоска. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.
Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Комаринская» Глинки и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады». Выдающийся портретист, мастер исторического и бытового жанров, И. Е. Репин представил масштабное полотно «Крестный ход в Курской губернии» – произведение, далеко выходящее за рамки бытового жанра, – на Одиннадцатой передвижной выставке.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. В те времена доля солдатской жены была нелегкой. Мистики связывают эти два факта из биографии художника с тем, что написанная им картина была проклята.
В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Любителям творчества И. Е. Репина хорошо известно, что в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива, находится Музей-усадьба «Пенаты», место, где И. Е. Репин прожил последние 30 лет жизни и где он пожелал быть похороненным. Он идет прямо к матери.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую. Портрет Третьякова поразительно прост и глубок. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Деньги на поездку – двести рублей – получил от богатых покровителей Васильев. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Она была закончена только в 1891 году.
Поначалу он отказался позировать с затылка. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву.
Репин отлично сумел передать глубокий и сложный характер своего героя. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Все заняты. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры – не хватало лишь «большого декоративного пятна». «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.
Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Для создания группового портрета Репин привлек учеников – Б. М. Кустодиева (исполнившего преимущественно всю правую часть полотна) и И. С. Куликова (соответственно работавшего над левой). Над фигурой писаря навис казак с трубкой в руках. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Перед нами очевидно серьезно больной человек: нездоровая краснота лица, блестящие глаза. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). И только лицо (и частично руки) Толстого вырываются из этого общего тона. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
-— И. Г. ), они много смеялись». По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
И это не только благодаря глубокой психологической характеристике. Художником руководила только одна мысль, одно желание — передать на холсте черты любимого друга и гениального композитора. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху. Но за всем этим очень явственно проступает иное. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Иллюзию усиливает свободно распахнутая на груди Мусоргского расшитая украинская сорочка.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Не доносчик ли. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Годы учёбы принесли Репину несколько наград, включая серебряную медаль за эскиз «Ангел смерти избивает всех перворожденных египтян» (1865), малую золотую медаль за работу «Иов и его братья» (1869) и большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Высокий лоб, печальные темные глаза идеально ровный нос, ухоженная борода.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Этот момент расширяет характеристику образа -- глядя на лицо Толстого, на его тяжелые натруженные руки, невольно представляешь его себе не только за письменным столом, с книгой в руках, но и в поле, за сохой, в тяжелом труде пытающемся приобщиться к жизни народа (кстати сказать, Репиным была написана и такая картина изображающая Толстого на пашне идущего за сохой по борозде). В центре пожилая пара (родители жены Репина) и девушка с рукоделием (сестра жены Репина).
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. М. Бунакову. Одним из лучших портретов Репина справедливо считается портрет М. П. Мусоргского, автора всемирно известных опер «Борис Годунов» и «Хованщина». Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811-1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Репин забыл о конкурсе, об Академии. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Берег Волги. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Возвращается в Россию летом 1876 года. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Илья Ефимович и Вера Алексеевна обвенчались в 1872 году. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Эту тему, уезжая на Волгу, художник разрабатывал в течение ряда лет.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Запорожец с повязкой словно представляет себе грядущие бои с турками, грядущие потери. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северного Донца. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Поздней осенью того же 1872 года на свет появилась дочь, которую тоже назвали Верой. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека. Жалко и одновременно страшно в своей потерянности и отчаянии старческое лицо царя с застывшими, обострившимися чертами. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Центральная группа словно недовольна своей ролью.
Портрет производит яркое и сильное впечатление. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Написан портрет вдохновенно.
Рассмотрим "ближний круг". Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. А вот дидок широко открыл рот, сморщился от смеха молодой бурсак протиснулся сквозь толпу, ухмыляется, заглядывает в письмо за ним богатырь в черной бурке с повязкой на голове. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название – «Речь Александра III к волостным старшинам»).
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. В его взгляде осуждение и тревога.
К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. При внимательном рассмотрении, далеко не все казаки поддались радости и веселью.
Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Высокий лоб, окладистая борода, грубоватые черты лица. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Репин встречал их по средам. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Глаза ясные и добрые. «Как.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Толстого Репин писал не один раз. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Спустя годы, вспоминая историю «Воскрешения. », Репин рассказывал в кругу художников, что подготовка к её написанию осложнялась отсутствием денег. Репин дважды подавал прошения об отставке. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Я согласен с вами — портрет неудачен»». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
Лишь парочка играющих на траве детей (Вера и Надя – дочки Репина) ведет себя естественно и органично. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В 1880 году Репин, по заказу Третьякова исполнил портрет популярнейшего в то время писателя А. Ф. Писемского. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет он представляет готовое полотно «Государственный совет». Его внимание привлекли две работы – портреты сторожа и продавца. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Работал весь день, не замечая времени. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Еще секунда и новая строка послания будет придумана.
В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной – в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). На парадном портрете изображено более восьмидесяти человек — сановников Государственного Совета, во главе с царём и членами царствующего дома. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Не менее значителен и портрет Л. Н. Толстого (1887). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. За окном летний день. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Вегетарианцем стал и сам Репин. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Первый факт. К тому же и погода благоприятствовала работе. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Но предметом самого пристального его внимания всегда оставался человек. Рисунок уверенный, лепка твердая.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Перед нами скорее философ-мыслитель, нежели предприниматель. Татьяна Степановна разбиралась в живописи и воспитала в сыне любовь к искусству.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Русский боярин, уверенно сидящий в старинном кресле. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой -- все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его «сильным, непосредственным и искренним протестом против общественной лжи и фальши», с его «трезвым реализмом», срывающим все и всяческие маски (Ленин). Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Так ли это – судить зрителям. Случайно ему удалось у приехавшей купчихи достать шубу с лисьим воротником, боярскую шапку.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. «Пенаты» – филиал научно-исследовательского музея Российской Академии художеств, один из первых мемориальных музеев России. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Однако, тревога и скепсис в явном меньшинстве здесь.
Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Каждый персонаж переживает что-то своё. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Поставленная перед художником задача была очень трудной.
Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Вот таким образом-то Репин и был первоклассным портретистом. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко.
Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Из глубины прямо на зрителя движется разнородный людской поток и словно врывается в реальное пространство. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Кроме того, в описываемый период в доме Ильи Ефимовича жили трое питомцев его живописной мастерской, в том числе один из любимых учеников— Константин Вещилов.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Первый сеанс прошёл успешно, однако на следующий день посыльный принёс записку о том, что начатый вариант был забракован Полиной Виардо82. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. — И. Г. ) посидеть мне смирно. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Они чуть тронуты красноватым загаром, как будто обветренны. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Весь облик Толстого, манера держаться подчеркнуто просты, обыкновенны, будничны и в то же время глубоко содержательны индивидуальны. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». — Да это превосходно.
В своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной». Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Его внимание привлекли две работы— портреты сторожа и продавца назначенную Репиным цену предприниматель снизил вдвое и ушёл, пообещав прислать за этюдами посыльного108. Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово.
Кроме того, портрет Толстого работы Репина более совершенен в живописном отношении. Судя по всему, это один из главных вдохновителей запорожцев. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. Они охраняют процессию от простого народа, той голодной и нищей толпы, которая с искренней верой ждет милости и чуда от «явленной иконы».
А свеча становилась ниже и тени менялись. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Тут больше любви к делу, — пояснил он. Вместо свадебного путешествия Репин предложил молодой жене деловые поездки – сначала в Москву, на открытие «Славянского базара», а затем на этюды в Нижний Новгород, где художник продолжал искать мотивы и типажи для «Бурлаков». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Он изображен в минуту обдумывания очередного изысканного бранного слова в адрес Мохаммеда. Много учился на написании портретов близких и друзей. Убийство свершилось. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на «Донщину» и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Жил в Италии и Франции (1873–1876).
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина – «энциклопедия пореформенной России». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он не написал. Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном.
Благодаря введенному Репиным контрасту вереницы невольников и раскинувшемуся простору широкой, полнокровной Волги с белым парусником на заднем плане (бессознательно ассоциирующимся у зрителя со свободой) мастеру удалось вынести приговор современному обществу, жестоко порабощающему бесправных. Расцвет творчества Репина пришелся на 1880-е годы.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Пришлось пойти на хитрость. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
У изголовья горят светильники, желтоватое их мерцание освещает и девочку и Христа, который уже дотронулся до ее руки. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. 1887 год стал для И. Е. Репина переломным. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака» — человека по фамилии Канин (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»). Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Илья Ефимович отнёс свою работу в магазин Тренти, отдал на комиссию и был удивлён, когда вскоре ему вручили немалую сумму: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь. ». В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. — сказал Крамской.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Она была закончена только в 1891 году. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. И вот уже перед нами не царь, а отец.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Казалось, она спит. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Сюжет первой из значительных картин Репина – «Бурлаки на Волге» – был подсказан жизнью.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Этюд получился превосходный. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра. Уже на пороге XX века Репиным было создано замечательное, единственное в своем роде полотно – грандиозный групповой портрет «Заседание Государственного совета», написанный по официальному правительственному заказу. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Оно во многом вобрало в себя проблемы второй половины XIX века. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея.
В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. Америка—Франция—Россия. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Мужчина справа (муж сестры жены Репина) – принял картинную позу, его отношение к процессу снисходительно-несерьезное. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Не имея мольберта, Репин примостился кое-как у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Они словно противопоставлены друг другу.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Так началась коллекция Репина Атенеум. «Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Тоже можно сказать и о позе, в которой изображен Третьяков. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Серебристый рефлекс рассеянного света, падающий на лицо, выявляет бугристую выпуклость этого большого лба, подчеркивает затененность глубоко посаженных глаз, которые от этого становятся суровее, строже. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В дверях все еще стоит горничная, впустившая человека – ссыльного, о котором помнили, но которого не ждали в семье.
Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Композиционно группу можно разделить на центр и две крайние фигуры. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Скромный человек, старающийся занимать как можно меньше места, уступая его картинам.
Писатель изображен почти фронтально по отношению к плоскости холста. Вся центральная часть написана самим Репиным. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Репин был художником широких творческих интересов, многогранного таланта.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Они жили в Пенатах в течение двух недель. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. При всей простоте и кажущейся будничности облика и манеры поведения Толстого, что так хорошо удается передать в портрете Репину изображение великого писателя нисколько не снижено, не замельчено, лишено жанровости. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. То тут, то там изображены тревожные, серьезные испуганные лица.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин считал сам эту картину красивой. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты».
Перед нами несомненно потомок древнего дворянского рода, даже двух родов. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. А вот женщина (Вера Алексеевна Репина – жена художника), сидящая слева, от позирования получает удовольствие.
Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Он был написан в течение трех дней -- с 13 по 15 августа.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном. Она ушла из жизни в 1931 году55. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет".
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Это лучше всех ваших академических работ. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В эту минуту в комнату вошел Христос.
Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Все теневые части головы, согласно академической традиции, жидко протерты жженой сиенной, света нанесены густыми кроющими красками. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы».
В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. Вспоминаются портреты тех потомков запорожских казаков, которых писал Репин, путешествуя в 1880 году по местам бывшей Запорожской Сечи в поисках материала для своей картины «Запорожцы». Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики».
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. Труд — вот что определяет и украшает человека. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Стасов присылает ему все, что он просит. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко». Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Публике картина понравилась. В первом ряду бурлаки-коренники: мудрец и философ, по словам Репина, Канин и в паре с ним такой же могучий богатырь, весь заросший волосами. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Полученных денег хватило на краски и холст, но их приобретение не избавило от творческих мук: сюжет «Дочери Иаира» не складывался. Общение с прежними друзьями было только заочным. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
На крестинах девочки присутствовали Стасов и композитор Модест Мусоргский, который «много импровизировал, пел и играл». Это вы сами. Пятый факт. В результате Репин создал большое значительное произведение, в котором с исключительной экспрессией была раскрыта идея свободы народа, его независимости, гордого казацкого характера и его отчаянного духа.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.