В 1899 году П. П. Кончаловский (отец художника П. П. Кончаловского) предпринял первое иллюстрированное издание сочинений Пушкина в трех томах, к которому привлек лучших художников своего времени: В. И. Сурикова, И. Е. Репина, И. И. Левитана, М. А. Врубеля, братьев А. М. Васнецова и В. М. Васнецова, К. А. Коровина и С. А. Коровина и многих других. (Сам Пушкин. «С первого взгляда наружность его казалась невзрачною. Вот таким образом дату 13 июля 1813 года можно считать фальшивой.
Илья Ефимович прочел всю литературу, которая содержала любой материал из пушкинских воспоминаний о Царском Селе и лицее. Левитана, М. А. Гравюра была выполнена вскоре после смерти поэта, в марте 1837 года.
Чтобы полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище. Гейтмана, украшающая первое издание «Кавказского пленника» и гравюра Н. И. «Пушкин очень переменился наружностью. 1831.
Кипренский создал обобщённый возвышен-ный образ поэта-гения. Я прочёл мои 3939Воспоминания в Царском Селе3939, стоя в двух шагах от Державина. Отдельный раздел выставки представляют изображения Пушкина в печатных изданиях. Оссовского и других художников из собрания Пушкинского Заповедника. он был невыразимо мил, когда задавал себе тему угощать и развлекать общество. Интересная деталь. Державин был в восхищении он меня требовал.
Кончаловский (отец художника П. П. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И. Е. 7. Среди них чиновники, военные, духовенство, вельможи. (Пушкин.
«Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. В лицее он обрел самых близких друзей. газете объявили, что я собою неблагообразен и что портреты мои слишком льстивы. Но как бы ни рисовали Пушкина художники, в сознании у каждого из нас свой Пушкин.
В несколько рядов сидят и стоят зрители – представители дворянских родов России, что видно по их богатым одеждам (белым манишкам, бальным платьям). Годы, проведенные в лицее, оказали огромное влияние на Пушкина. Вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную и между тем поэтическую, увлекательную речь». Репина «А. С. В нём деликатно обозначена «арапская характерность» черт: широкие ноздри, слегка выдающиеся крупные губы.
Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Портрет Пушкина. Наибольшее количество портретов было выполнено в юбилейные 1937, 1949, 1987 и 1999-е годы. 22.
В характеристике, данной ему лицейским начальством в 1812 году, есть такая фраза: «. А. С. Пушкин на набережной Невы. Арапский профиль, заимствованный от поколения матери, не украшал его лица. Страшные черные бакенбарды придали его лицу какое-то чертовское выражение.
Как вспоминал позднее друг Репина Корней Чуковский, художник изобразил на полотнах столько лиц, что этого количества вполне хватило бы, чтобы наполнить совершенно пустой город. осторожность и боязливость препятствуют ему быть абсолютно откровенным и свободным». В том числе – поэт Г. Державин. Брюллов, по словам Шевченко, критиковал Кипренского изобразившего Пушкина не поэтом, а «каким-то денди».
1945. Среди них – гравюра Е. И. Было множество попыток изобразить поэта: с одного ракурса, с другого, около реки утром или вечером. Сурикова, И. Е.
«Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более привлекательной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов». Было огромное количество возможных вариаций прохождения этого экзамена. Впрочем, он все тот же. (Из воспоминаний историка М. П. Погодина, 12 октября 1826 г. ) Константин Юон Портрет А. С. Пушкина. В собрании Государственного музея А. С. Именно это и обусловило такой ажиотаж, который вызвало полотно художника.
У поэта непринуждённая поза, живые, чуть улыбающиеся губы. «Какая мать могла зачать человека, чей гений так полон мощи, свободы, грации. Уже летом появились первые восторженные отзывы: «Это живой Пушкинувидев его хоть раз живого, вы тотчас признаете его проница- тельные глаза и рот, которому недостаёт только беспрестанного вздрагивания» «Хотя физиономия Пушкина вместе с тем так изменчива, зыбка и трудно предположить, что один портрет Пушкина мог дать о ней истинное понятие». » (Из письма княгини Зинаиды Н. Волконской, 29 октября 1826 г. ) Описания, как и живописный портрет, всегда субъективны.
Гравюра – только сделанная через оттиск на камне (литогравюра) работы Густава Гиппиуса для его авторской серии Современники (гравюры популярных в России людей предлагались на продажу, но серия особенного коммерческого успеха не имела). Он был в мундире и плисовых сапогах. Для фронтисписа издания портрет Пушкина был исполнен В. А. Справа настольная лампа с поддерживающей ее фигуркой и большой кусок зеленого стекла, служивший Репину прессом для бумаг. В год написания портрета Алеши художнику исполнилось семьдесят два года, но живопись картины столь же свежа и темпераментна, как и в годы расцвета. Дом в «Пенатах» был сожжен во время Великой Отечественной войны и восстанавливали его в 60-х годах прошлого столетия. Гравюра – только сделанная через оттиск на камне (литогравюра) работы Густава Гиппиуса для его авторской серии Современники (гравюры популярных в России людей предлагались на продажу, но серия особенного коммерческого успеха не имела). Усадьба располагалась в болотистой местности, поросшей жиденьким леском, назвали ее «Пенаты». Точно не известно, делал ли художник исходный рисунок с натуры или нет.
Булгакова «Последние дни (А. С. Серовым. Наконец вызвали меня. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге).
Об этом портрете И. Е. Пушкин в парке. Попкова, П. П. » (Из воспоминаний Анны П. Керн о встрече с Пушкиным в Тригорском в июне 1825 г. ) Кузьма Петров-Водкин Пушкин в Петербурге 8.
Кравченко, П. Я. Кроме того, оно написано в духе классического стиля. Но, несмотря на сходство, эти портреты отличаются друг от друга. Однокашник Пушкина М. А.
Корф был сыном прусского офицера, перешедшего в русское подданство. Рисовал явно не профессионал, а любитель и видимо из близкого окружения Пушкина. Храни меня, мой талисман. Портрет Пушкина. Репину постоянно не нравилось то, что выходило в итоге.
Тем более ценна документальность «Портрета Алеши Репина». Судьба Алексея Васильевича Репина (1900 – 1935. ) пока не выяснена, он был обвинен в контрреволюционной деятельности, следы его затерялись в Ленинградском НКВД. Человек набожный, педантичный, аккуратный и честолюбивый. «Бог, даровав ему гений единственный, не наградил его привлекательной наружностью. Языкова, что также можно рассматривать как акт своеобразного портретирования. Наконец, вызвали меня.
В произведениях Пушкина издававшихся огромными тиражами, портреты поэта создавались как знаменитыми, так и малоизвестными авторами, работы которых представлены на выставке. За все время учебы в Лицее он ни разу не получил замечания за поведение. Над полотном он работал несколько лет. Тут он оживился, глаза заблистали он преобразился весь.
На том и другом поэт изображён в спокойной благородной позе. «Могу я сказать вместе с покойной няней моей: хорош никогда не был, а молод был». Голова общественного человека, лоб мыслителя, государственный ум. Дельвигом альманаха «Северные цветы на 1828 год». 10.
«Пушкин, писатель, разговаривает очаровательно без претензий, живо, пламенно. Так, например, в «Невском альманахе на 1829 год» появилась гравюра Гейтмана с подготовительного рисунка А. Нотбека – «Пушкин и Онегин», вызвавшая известную эпиграмму автора романа. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина. Между нами как-то это скоро и незаметно устроилось».
Этот уникальный мемориальный предмет получил название «Остафьевская копия», так как происходит из подмосковной усадьбы Вяземского. Фронтисписом для первого посмертного издания сочинений Пушкина (1838) и издания П. В. Анненкова (1855) послужила знаменитая гравюра Н. И. Уткина. Тем, кто увлекается и разбирается в изобразительном искусстве, сразу ясно, что в картине применен такой прием, как «Золотое сечение». Еще на лицейской скамье им было написано шуточное стихотворение «Мой портрет» (1815) на французском языке. Мы позволяем.
Весь облик поэта лишён обыденности, случайности. 11. Фаворской, К. С. Оленина не только отвергла поэта (как потом скаламбурила приятельница Пушкина Екатерина Ушакова: «Поэт остался с «оленьими рогами»), но и написала нелестный его словесный портрет. У Пушкина их было целых три. Композиция картины реалистична.
Хотел меня обнять. Пушкин написал по этому поводу стихотворение «Кипренскому». Врубеля, братьев А. М. Именно там проходит та самая линия золотого сечения. 1899 г. Акварель, карандаш 16.
Самый загадочный портрет, так как на нем печать исхода судьбы поэта. Кроме того, оно написано в духе классического стиля. Образ наполнен внутренней динамикой, которая выражена энергичной «наполеоновской» позой со скрещенными руками на груди. Лактионова, П. Т. На портрете же Ореста Адамовича Кипренского Пушкин предстаёт перед нами другим. Ядро коллекции составляют прижизненные портреты Пушкина.
Здесь написаны все его поздние произведения. 21. Но я не хочу. Анна Алексеевна Оленина Однако эти стихи привели Анет в бешенство, так как они были, во-первых, в письме другому человеку, а во-вторых, Пушкин назвал ее в стихах «моею». В одежде и во всей его наружности была заметна светская заботливость о себе. (Запись случайного, неизвестного человека, 1835 г. )Неизвестный художник.
Из письма к жене, 1835 г. ) 17. Тем, кто увлекается и разбирается в изобразительном искусстве, сразу ясно, что в картине применен такой прием, как «Золотое сечение». (Цензор Никитенко, ориентировочно 1827 г. ) Это 1828 год. г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. «Обратите внимание, – писал о ней Репин, – чтo в наружности Пушкина отметил англичанин.
Не помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. (Сам Пушкин. 13. Когда заказ был принят, художник с энтузиазмом начал работу над ним.
1827 год. «Пушкин был нехорош собою: смугловат, неправильные черты лица, но нельзя было представить себе физиономии более привлекательной, более оживленной, более говорящей и слышать более приятного, более гармоничного голоса, как будто нарочно созданного для его стихов». На эту личность я не ответил, хотя она глубоко тронула». Друзья любили Пушкина за доброту, отзывчивое сердце, легкость, остроумие.
Писал очень быстро, полностью с натуры. Есть разница также в колорите и освещении. «Это человек небольшого роста, на первый взгляд не представляющий ничего особенного. » (Из письма брата поэта Л. С. Пушкина к лицеисту Яковлеву, ноябрь 1826 г. ) В 1826 году – уже по возвращению из ссылки – Пушкин заказал два своих портрета Иосифу-Евстафию Вивьену, преподававшему рисование в Московском Дворцовом архитектурном училище. И. И. Пущин – друг поэта: «. 9.
Кипренского, послужившая фронтисписом для издаваемого А. А. Комашки, который в ту пору жил в «Пенатах»: «Однажды за обедом, вглядываясь в лицо своего внучатого племянника Алеши, Илья Ефимович произнес: «А пожалуй, Алешка, если тебя нарядить в сюртук, дать тебе гусиное перо в руки и вот так показать. На выставке представлены живописные и графические работы В. Н.
Из письма к жене, 1836 г. ) Неизвестный художник. Портрет Кипренского как бы меньше освещён. Пушкин у моря (Прощание Пушкина с Черным морем). Петрова-Водкина, К. Ф.
Обстановка кабинета передана точно. Уткина. Портрет работы К. П. Мазера. Для фронтисписа издания портрет Пушкина был исполнен В. А. Серовым.
Правда, назвал Репин третий вариант картины очень длинно – «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе». 15. Борис Кустодиев. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина.
Павлинова, А. З Иткина из собрания Государственного музея А. С. В 1899 году П. П. Над полотном он работал несколько лет. Кроме того, важно отметить, насколько и левая часть идеально сохраняет свои пропорции.
Золотое сечение ИЛИ БОЖЕСТВЕННАЯ ПРОПОРЦИЯ (лат. Одного из них, Алешу он забрал к себе в «Пенаты». Начиная с романтической картины 1887 года «Пушкин на берегу моря» исполненной Репиным в соавторстве с Айвазовским, он периодически возвращался к Пушкинской теме вплоть до 1920-х годов. В этом ряду свою нишу занял «Портрет Алеши Репина», названный Ильей Ефимовичем «Эпоха Пушкина». Именно это и обусловило такой ажиотаж, который вызвало полотно художника. Некоторые из современников считали, что портрет верно передаёт черты лица поэта, другие критиковали работу Кипренского, который, по их мнению, не смог передать «изменчивое выражение лица», энергию, живость, свойственные Пушкину. Е. К. Воронцова искренне верила в магическую силу перстней -талисманов и их взаимную связь.
Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Тропинин хотел показать Пушкина в обыденной домашней обстановке. Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне. Веневитинова и Н. М.
За спиной Алеши расположены полки с книгами. Он изображал Пушкина с разными выражениями лица, но, по мнению художника, все это было «не тем». 12. Уткина с оригинала О. А.
С этого дня и началась слава Пушкина. Изображения Пушкина в печатных изданиях появились еще при жизни поэта. Находится в Центральном Пушкинском Музее. Оказывается, одна дама узнала Пушкина по портрету его, выставленному в Академии». Нельзя быть безобразнее его – это смесь физиономии обезьяны и тигра.
Так Риму, Дрездену, Парижу Известен впредь мой будет вид. Здесь Репин прожил три десятилетия. Портрет Пушкина 19. Оба портрета, Тропинина и Кипренского, созданы по просьбе друзей Пушкина. Юона, А. И. Об идее создания работы известно из воспоминаний ученика Репина А. М.
Слева стоит стол, покрытый красным сукном, за ним – судьи. Говоря о картине Репина «Пушкин на лицейском экзамене», важно сказать, что полотно написано крайне реалистично. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения.
Лицо поэта мягко выделено светом. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. (Из дневника графини Фикельмон – внучки Кутузова, в оригинале на французском языке. ) А. С. Пушкин. Лучше всего, по-моему, передает его гравюра Уткина с портрета Кипренского.
Этот уникальный мемориальный предмет получил название «Остафьевская копия», так как происходит из Остафьево— подмосковной усадьбы Вяземского. «В. (Цензор Никитенко, ориентировочно 1827 г. )Это 1828 год. г. Это апокрифический портрет поэта, не имеющий в чертах лица никакого сходства с Пушкиным. 1839 18. и С. А.
Точно не известно, делал ли художник исходный рисунок с натуры или нет. » (Из воспоминаний Юзефовича – адъютанта Раевского, увидавшего поэта на Кавказе в действующей армии в 1829 г. ) Считается что это последний прижизненный портрет Пушкина. Грудь и плечи Пушкина изображены фронтально, а голова несколько повёрнута в сторону. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. «Здесь хотят лепить мой бюст. 1887. Пушкин)».
Пушкина, а также произведения С. Мошина, М. В. Коровиных и многих других. Ядро коллекции составляют его прижизненные портреты.
«Это человек, который выигрывает, когда его узнаешь». Репин подметил: Обратите внимание (. ) что в наружности Пушкина отметил англичанин. Пускай же ввек сердечных ран Не растравит воспоминанье Прощай, надежда и желанье., – ты будешь похож на молодого Пушкина».
На переднем плане изображен юный Пушкин в характерной театральной позе – в разгар экзамена, в момент чтения своего знаменитого стихотворения «Воспоминания о Царском Селе». (Один провинциал, случайно встретивший Пушкина в 1836 г., за два месяца до его смерти, у А. Ф. Воейкова. ) Гравюра на стали работы долго жившего в России английского художника Томаса Райта. Холст, масло. Еще на лицейской скамье им было написано шуточное стихотворение «Мой портрет» (1815) на французском языке. Не помню, как я кончил свое чтение, – не помню, куда убежал. Еще до написания картины «Пушкин на лицейском экзамене», Репин очень любил творчество Александра Сергеевича.
Он прочел массу литературы о поэте. (приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Вот таким образом дату 13 июля 1813 года можно считать фальшивой. Если смотреть на его лицо начиная с подбородка, то тщетно будешь искать в нем до самых глаз выражения поэтического дара. Рундальцова, Н. П. Репина, И. И. Облик Пушкина отличается сдержанной простотой, но есть в нём и особое хрупкое изящество и какая-то экзотическая элегантность.
Техника – итальянский карандаш. Покрой одежды и манера письма дают основание датировать портрет 1860-ми годами. Не менее интересен и взгляд поэта на самого себя. Когда заказ был принят, художник с энтузиазмом начал работу над ним. Некоторые из них также представлены на выставке. Это видно по тому, как фигура Пушкина изображена в правой части картины.
Не менее интересен и взгляд поэта на самого себя. Масютина, В. В. Заказчиком портрета был Дельвиг. 14.
Виден государственный ум». Опровержение на критики, 1830 г. ) Валентин Серов. Кроме того, важно отметить, насколько и левая часть идеально сохраняет свои пропорции.
Именно там проходит та самая линия золотого сечения. Фронтисписом для первого посмертного издания сочинений Пушкина (1838) и издания П. В. 6. «Особенная, только ему свойственная улыбка, в которой так странно сочетались язвительная насмешка с безмерным добродушием». Было огромное количество возможных вариаций прохождения этого экзамена.
Ульянова, А. И. » (Из воспоминаний А. А. Олениной, 1828 г. ) Этот романтический образ поэта принадлежит кисти Ореста Кипренского. Во-первых, различен замысел художников. Васнецовых, К. А.
(Софи Дельвиг – жена друга поэта лицеиста Дельвига, письмо к подруге, май 1827 г. ) Иван Айвазовский и Илья Репин. Ценным экспонатом является копия портрета Пушкина с оригинала О. А. Из всех художников, творивших в пушкинское время именно портрет Кипренского наиболее популярен. «Великий Пушкин, малое дитя».
Рядом с ней (имеется в виду жена поэта. 1831. Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава. Кроме того, на протяжении всей жизни на полях рукописей Пушкин набрасывал автопортреты. Делался ли рисунок с натуры неизвестно, но Пушкин и Райт были знакомы. Державин был в восхищении, он меня требовал, хотел меня обнять.
Напротив того, черты лица у него были приятные. (Из воспоминаний И. А. Гончарова, когда он студентом увидел А. С. Пушкина при посещении им Московского университета, 27 сентября 1832 г. ) Автопортреты Пушкина 23. Репину постоянно не нравилось то, что выходило в итоге. Он изображал Пушкина с разными выражениями лица, но, по мнению художника, все это было «не тем».
Фомина, Б. В. Щербакова, В. Е. Датируется 1837 годом.
(Из воспоминаний молодого графа В. А. Сологуба после смерти поэта. ) Александр Кравчук Портрет Пушкина 20. Вьющиеся тёмно-каштановые волосы обрамляют высокий лоб. Таким он знаком нам с детства по хрестоматийным парадным портретам, по карандашным наброскам или по схематичным автопортретам на полях его рукописей. Это видно по тому, как фигура Пушкина изображена в правой части картины. (Дельвиг. ) Первый портрет, заказанный в 1827 году уже классику русской портретной живописи – Василию Тропинину. «Робость видна была во всех его движениях. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица.
Анненкова (1855) послужила гравюра Н. И. Любопытно, что Пушкина современники начали узнавать именно по портрету Кипренского, который впервые выставлялся в Академии художеств в Петербурге 1 сентября 1827 года. Говоря о картине Репина «Пушкин на лицейском экзамене», важно сказать, что полотно написано крайне реалистично. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертию во всей своей мертвой неподвижности». (Запись случайного, неизвестного человека, 1835 г. ) Неизвестный художник. Вяземского. «Наконец, надо себе представить и самую фигуру Пушкина.
и В. М. Голова общественного человека, лоб мыслителя. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года».