2 июня 2003 г. российская алмазодобывающая компания АК АЛРОСА преподнесла в дар Эрмитажу портрет Николая II кисти выдающегося русского художника И. Е. Репина.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Фрагмент. (1890). Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Свадьба была предельно скромной. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
(1900). Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. В научной литературе нет никаких сведений об одном из фундаментальных произведений Репина. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. И действительно, оба портрета – и Николая II и его отца, а также Екатерины II, Александра I, Николая I и Александра II – висели в круглом зале петербургского Мариинского дворца (где, собственно, с 1885 года и проходили заседания совета).
Русской православной церковью Николай II, его жена и пятеро детей причислены к лику мучеников, канонизированы и в настоящий момент почитаются как «Царственные страстотерпцы». Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878). На картине царь предстает в парадном образе – в красном военном мундире с орденами. Николай продолжал ценить Серова как живописца. Карикатура на Николая Кровавого. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Все права на картину принадлежат Ларисе Быченковой. Одни говорили о нем как о мягком и добром человеке иные называли Николаем Кровавым.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Но вскоре ее закрыли, а Валентина отправили к матери за границу. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Много раз откладывали, он был не совсем здоров — инфлюенция (все проклятая и их не щадит). Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
В работе художники использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета (в частности, по фотографии и по предыдущим портретам Репина был написан Николай II). Бруни и Т. А. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Псковский художественный музей. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. А когда даришь музею, налогов нет. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Он умер в 1915 году, за два года до Октябрьской революции. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти». Чистяков, который не мог нарадоваться на талантливого ученика. Неффа (1864-1871).
В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. «Вынужденный работать быстро, так быстро, как никогда раньше, он (Репин) постепенно выработал особую манеру односеансного письма. Ибо ни унижение императрицы, ни отказы работать при дворе, ни карикатуры после расстрела демонстрации 1905 года сатирическом журнале Жупел, не повлекли за собой никаких репрессий против Серова.
Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. (1893).
В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Быченковой Ларисы. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Почему нами был выбран Эрмитаж. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Постепенно выяснили, что в этой раме был портрет Николая II кисти Репина. Как написал потом об этой картине Константин Коровин: «Серов первым из художников уловил мягкость интеллигентность и вместе с этим слабость императора и запечатлел их на холсте. » Возможно, успех портрета как раз и заключался в том, что на нем был изображен именно военный, полковник, а не блистательный государь.
Обидевшись императрица ушла, а царь промолчал. Портрет Николая II. (1890). Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Но портрет все равно не получался, о чем Серов и сообщил императору. На это были свои причины политического характера. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Сбылось пророчество выдающегося русского историка В. О. Николай II (1868–1918) – последний российский император, сын Александра III и Марии Федоровны. Портрет Александра III в мундире датской Королевской лейб-гвардии (1899). » Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Небольшое строение, в котором Репин с женой поселились в начале XX века, с годами преобразилось: владельцы усадьбы поставили второй этаж, оборудовали две мастерских— для зимних и летних работ233. Илья Репин писал императора неоднократно и в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». А Петров-Водкин, Кузнецов и Сарьян считали Серова своим главным наставником. Карикатура. (1895).
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Подобных открытий еще не было на московском антикварном рынке. Он-то и подыскал для Ларисы вариант с картиной. Ксения Александровна Романова (1875-1960) – великая княжна, старшая дочь Александра III. Вступил на престол в 1894 году и в первом же публичном выступлении в ответ на слухи об ожидаемой либерализации заявил: «Пусть же все знают, что я, посвящая все силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель».
и перешла в собственность гр. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Весной 1900 года художник начал работать над портретом Николая II, только вступившего на престол, в форме шефа шотландских драгун. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Тем не менее учился Николай II прилежно. Ко всем своим обязанностям относился серьезно и добросовестно.
Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Америка—Франция—Россия. Его царствование совпало с быстрым развитием капитализма. Все свое время она посвящала музыке. Валентин Серов 8-летнем возрасте и в юности. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Лепит в это же время Антокольский и кончает свой медальон Васютинский. Но даже Игорь Грабарь, самый авторитетный знаток творчества Репина, не упоминает об этом портрете в своем перечне работ художника. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Естественно, без права распоряжаться картиной. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Репин Илья Ефимович (1844, Чугуев, Харьковской губ. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. (1905). В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Она ушла из жизни в 1931 году55.
Автор: Валентин Серов. Государь выходит к нам в два часа, его все время сопровождает императрица и все время остается здесь во время работы». На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Картина была написана в 1924 году, сразу после смерти вождя пролетариата. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером.
Государственный Русский музей. Репина. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Третьяковская галерея. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Но одно можно сказать с уверенностью – он не был мстительным человеком. Расстрелян с семьёй и приближенными в Екатеренбурге 17 июля 1918 года. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Принимал участие в выставках общества Мир искусства. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание (именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов), причащение. Картина была похищена, в 1990-е «возвращена». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Третьяков»109.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Где его наставником стал П. П.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Рано лишившись отца, мальчик воспитывался в коммуне и в заграничном пансионе.
Мы приезжаем во дворец в час и раньше. Автор: Валентин Серов. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. М. Бунакову. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Автор: Валентин Серов. Л. Н. Толстого».
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Из заявления Кожевниковой Евгении Сергеевны (вдовы коллекционера Николая Кожевникова):. Наверное, потому, что публика по-прежнему хочет знать.
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Старший сын Александра III. Однако, согласно заказу, ничего подобного художник не должен был выдумывать. Михаил Александрович Романов (1878-1918) – великий князь, младший сын императора Александра III, брат императора Николая II. Сто лет назад был написан этот портрет и только теперь мы наконец сможем увидеть его.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Автор: Валентин Серов. И напоследок. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей.
Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава. Копенгаген. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Что же до сановников, то почти все они даны этюдно. Басина, Ф. А. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139.
Про портрет сына отец сказал: «Мишенька как живой». Портрет великой княжны Ксении Александровны. Дания. Кстати, с портретами вышла детективная история. Портретист, автор картин исторического и бытового жанров.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Вот таким образом ему очень много приходилось работать. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Эта поездка оставила неизгладимое впечатление в сознании начинающего художника. По возвращении, благодаря прошению Репина, 15-летний Серов становится вольнослушателем, а через год учеником Академии художеств. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
И хотя Серов по манере своей живописи совсем не походил на придворного художника, в 1893 году получил заказ – написать портреты членов царского семейства. Портрет императора Александра III. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Автор: Валентин Серов. Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят».
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Маятник качнулся в другую сторону — и классические полотна вновь привлекают внимание. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Автор: Валентин Серов. В ходе Февральской революции 1917 отрекся от престола. Заказ был срочный, персон много, на каждого выделялось не более 34 сеансов. «Церемониальный портрет кисти Ильи Галкина, написанный в 1896 году, был скрыт в течение почти 90 лет на обратной стороне другого портрета – Ленина», – рассказала Поцелуева агентству AFP. Малоизвестный художник Илья Галкин написал несколько портретов царей.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию.
Государственный Русский музей. Оставил большое эпистолярное наследие. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Репин дважды подавал прошения об отставке. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Эта служба как нельзя лучше отвечала складу его характера. Принято считать, что на полотне – 81 фигура.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Автор: Валентин Серов. Ольга Александровна Романова (1882-1960) – великая княжна, младшая дочь царя Александра III. Портрет императора Александра III с рапортом в руках. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Он был командиром эскадрона лейб-гусарского полка. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. К работе подключилась целая команда историков и исследователей. Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Автор: Валентин Серов. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Фрагмент. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Общение с прежними друзьями было только заочным. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Портрет великой княжны Ольги Александровны в детстве. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. К счастью, за 78 лет, с тех пор как портрет исчез из Мариинского дворца, никому не пришло в голову «оживить» краски, чтобы выгоднее продать. Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией».
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Крамского, в Академии художеств у П. В. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Два года прослужил он офицером в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. В 1907 Россия стала членом Антанты, в составе которой вступила в 1-ю мировую войну. Автор: Валентин Серов. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина».
Кто же законный владелец. Автор: Валентин Серов. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. А помочь ей в этом взялся квартирный маклер Рубинштейн. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)Художник, рисовальщик. Академик Императорской Академии художеств (с 1876). С кем-то – например, с теми, кто позировал затылком, – и вовсе за раз управились.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Государственный музей-заповедник «Царское Село». А потому авторская живопись хорошо сохранилась. Но на самом деле, героев 82 – забыли посчитать всех изображенных на портретах.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. (1882). (1893). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Позднее он добавлял: «Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Автор: Валентин Серов.
(1893). Государственный Русский музей. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. А когда окончил, Серов предложил царю написать его домашний портрет для императрицы. Художник вспоминал: «Ездил в Царское 12 раз был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадежен, увыЧто еще хорошо — стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так — «из-за жеста». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. А венчание молодых перенес на холст Илья Репин. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Николай II Александрович (1868-1918), последний российский император (1894-1917). Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Ключевского и предвидение Ф. Энгельса, утверждавших, что наследнику трона цесаревичу Алексею не суждено царствовать. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
После Октябрьской революции был расстрелян вместе с семьей в Екатеринбурге. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Весной 1995 года картина была обменена на квартиру.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. В письмах Репин вспоминал: «На прошлой неделе состоялось три сеанса, т. е. в понедельник, 28-го, — 1-й сеанс, полтора часа во вторник час и вчера — полчаса. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.