Они уже давно были знакомы через Стасова. Я счастлив, что видел эту сцену. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни.
Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. Переписка с П. М. Третьяковым».
Это придает портрету особую глубину и драматичность. Но главным для художника была жизненная правда. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Среди его учеников, .
Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Однако этого всего сразу не замечаешь, не видишь опустившуюся пьяницу, так как взгляд этой пьяницы горит вызывающем пламенем энергичного и смелого новатора, талантливого автора гениальных произведений.
Репин словно и не думает о том, чтобы увековечить образ М. П. Сходство черт лица и выражение поразительны. Мы знаем Мусоргского как гения музыки, повелителя мелодии. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Среди его учеников, .
Ведь он не думал о смерти. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году.
Изобразив больного музыканта в халате с расстегнутой рубашкой, непричесанным, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Репин писал портрет и уже заранее знал, что Мусоргский болен неизлечимо, это обстоятельство накладывало на художника особую ответственность и особую сосредоточенность в работе. Это уже восходит к чему-то божественному, возвышенному. Одежда, формы лица, тела «вылеплены» энергичным, широким мазком. В общей трактовке образа композитора Репин выявляет глубокое понимание художником портретируемого.
По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами.
Его поместили в больницу. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте.
Третьяковым, стало ясно, что русская портретная живопись в лице И. Репина получила блестящее продолжение. Он, в первую очередь, творческий человек, необыкновенно одаренный, а творческие люди всегда существует как-то отдельно от остальных, обособленно им доступен величайший дар — творить, создавать. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро.
В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Портрет написан незадолго до смерти тяжело больного композитора.
Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Репин раскрывает поразительный контраст жизни внутренней и внешней. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь.
Мусоргского. 47). Вдруг пройти молчанием такого слона. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. 154–155).
Мусоргский был одним из членов объединения «Могучая кучка». Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Среди его учеников, .
Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Человечность, гениальная сила и творческий гений Мусоргского видны сквозь внешнюю некрасивость, которую сообщила ему тяжелая болезнь. Поразительно написаны глаза композитора, в них – одновременно сосредоточенное, серьезное и какое-то отсутствующее выражение. Однако для художника нет важнее такого объекта, как глаза. Надо сказать с глубокою благодарностью: всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, который относился к нему не только как к пациенту вообще, но еще как к приятелю, другу, к человеку с историческим значением.
Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. На этом лице живыми остались лишь глаза. И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Репин. Таким образом, Репин писал портрет не просто выдающейся личности и не просто хорошо знакомого человека, а во многом единомышленника в искусстве.
так удавались портреты творческих людей. Во взгляде Мусоргского художнику удалось выразить тот момент, когда вся жизнь проходит в сознании человека, когда человек способен за доли секунды трезво оценить весь пройденный путь, когда он остается один на один с собой без лжи и самообмана. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал.
Колорит полотна – светлый, прозрачный, легкий. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Печально есть. А 28 марта композитор скончался. Как это случилось.
И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Неужели это он. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Галерея выдающихся современников исполненная И. Е. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами.
Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Мусорянин» (3).
Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Гениальный композитор, автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», предстает как глубоко трагическая личность. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Е. Репин и В. В. Стасов. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки.
аль сам надорвешься. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Среди его учеников, . Техника живописи в этом портрете, сложная и замысловатая, сохраняет трепетность этюда.
Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Так-то, коренник. И. Суриков. Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить».
«Искусство», 1946, стр. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение. «Искусство», 1948, стр. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Письма». Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». В живописи подобные поиски осуществлялись, прежде всего, в жанре портрета.
На фотографии слева – офицер лейб-гвардии. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. «Репину удалось писать свой портрет всего четыре дня: 2-го, 3-го, 4-го и 5-го марта, после чего уже начался последний смертельный период болезни. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Цареубийство и казнь народовольцев всколыхнули всех: замкнутый круг насилия перемешал роли жертв и палачей, героев и мучеников.
Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Глядя на этот проникновенный портрет, сразу можно догадаться, что Мусоргский нездоров. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа».
Мусоргского (1839–1881) для потомков. Ему 17 лет. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В задумчивой печали одутловатого от болезни лица заключено богатое содержание и глубокая человечность. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В.
Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А.
Изобразив больного музыканта в халате с расстегнутой рубашкой, непричесанным, Репин показывает нам его таким, какой он стоял перед художником, без всякой предвзятости и лести к известному человеку. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины.
63). Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого».
Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Именно эти признаки придают картине драматичность. С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Среди его учеников, .
Творческие установки композиторов «Могучей кучки» были близки живописцам Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого был Репин. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. В 1881 году И. Репин жил в Москве. Он не разворачивается перед зрителем постепенно, а раскрывается сразу.
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Одутловатое осунувшееся лицо, характерно красный нос, неприметный неухоженный вид говорят о многолетнем пристрастии к алкоголю и создают достаточно жалкую картину. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Оттого-то и портрет вышел у него таков, что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех, у кого есть истинное художественное чувство в душе. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин.
Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Модест Петрович больше не служил. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе.
Это 1856 год. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Впрочем, так ли. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. создает образ большой жизненности и впечатляемости.
Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Репиным, далека от традиционного понимания репрезентативного портрета. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали».
Голенищева-Кутузова. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Действительный член Академии художеств с 1903.
накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Это выражается в немного покрасневшем лице, неестественно блестящих глазах и всклокоченной прическе. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам.
В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. ». Ведь об освобождении узников родных оповещали.