В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Ми-бемоль минор. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Его поместили в больницу. Мусоргский так и не смог закончить произведение при жизни и над его завершением работали несколько композиторов «Могучей кучки». Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». В итоге первое публичное исполнение оперы было отрывочным.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Goldenberg— золотая гора), в другом— простое, местечковое имя Шмуйле.
За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. А 28 марта композитор скончался. Си-бемоль минор. Все словно застыло, безысходность и боль главенствуют в данном сочинении. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Еще одной народной музыкальной драмой стала опера «Хованщина». Как обычно, энергично лепя формы широким мазком, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами.
Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Модест Петрович Мусоргский особенно восхищался двумя картинками на выставке. Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть из них. (Подобное же строение имеют мелодии, например, в пьесах Чайковского «Июль» и «Ноябрь» из цикла «Времена года». ) У пьесы переменный размер— 5/4 и 6/4 через такт, свободный ритм распева «не вписывается» в схему ритмических рисунков западной классической музыки— но и переменный размер весьма приблизительно отражает чередование сильных и слабых долей: начала мелодических фраз попадают каждый раз на разные доли такта. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Избушка на курьих ножках или Баба-Яга.
Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок.
Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается. Медленный ритм придают пьесе величие и торжественность. Самуэль Голдберг и Шмуйле или Два еврея – богатый и бедный. Богатырские ворота. Соль-диез минор. На несохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках.
Великий архитектор. Samuel Goldenberg und Schmule (Самуэль Гольденберг и Шмуйле).
За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. так удавались портреты творческих людей. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Работа над «Борисом Годуновым» продолжалась почти 10 лет. Голенищева-Кутузова.
В случае с «Борисом Годуновым» Мусоргскому пришлось переписывать свое творение несколько раз. Дополнительно Мусоргский придал ей условно-ориентальный колорит с помощью так называемой цыганской (или венгерской) гаммы. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад ещё более «осветлён» повышенной 4-й ступенью, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. «Хованщину» Мусоргский писал с большими перерывами и так и не смог закончить при жизни, за него это сделали его коллеги по «Могучей кучке», прежде всего Николай Римский-Корсаков. Художник написал его всего за 4 сеанса, за 10 дней до смерти композитора, в то время, когда тот находился в лечебнице. Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка— «Сандомирский» и «Еврей в меховой шапке. 1870 году он получил звание академика.
Герой зашел в выставочный зал. Глядя на этот проникновенный портрет, сразу можно догадаться, что Мусоргский нездоров. Джаз-альбом «Прогулка с Мусоргским»Вышел 1 номер 2009 года. Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман. Единственное, что останется неизменным, это народный склад и величавость.
был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. Древняя столица России произвела на него неизгладимое впечатления. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка).
Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Динамичный номер завершается взлетом. Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П. А. Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе».
Цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года. В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана. Мусоргский вошел в историю музыкального искусства как мастер драматической музыки. Тональность до мажор обогащена альтерированными ступенями, что добавляет мрачности. Что он видит: старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур.
Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. Среди его учеников, . В основу положена тема прогулки, которая звучит медленно и трагично.
Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 – в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 – в Лесном департаменте и Государственном контроле). Стасов при публикации изменил название пьесы на «Два польских еврея, богатый и бедный»13. Затем происходит точный повтор первой части (с пометкой «Da capo»), достаточно редкий для Мусоргского, но типичный для такой формы. Его первое обращение к драме – работа над музыкой к трагедии Софокла «Царь Эдип».
Первый номер словно рисует шаги. Далее первая тема вступает с новой силой, с добавлением ещё одного голоса— ниспадающие и восходящие «восьмушки» в октаву— и снова переходит, уже громко, во вторую «хоральную» тему. Вторая тема наполнена жалобными интонациями. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А.
Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, «эмпирическая» гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова. Глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника.
После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». В обработке В. Горовица аккорды изображающие движение телеги играются в виде арпеджио, что создаёт впечатление еле ковыляющих волов и скрипящих колёс. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Ссора детей после игры»).
Интонации жалобы передают ужас от увиденного. Последнее слово оказывается за богачом. Promenade (сфр. —«Прогулка»). В каталоге выставки такое произведение не значилось.
Сюжет оперы был взят автором из одноименной повести Николая Гоголя. Образная выразительность проявилась в данном музыкальном номере. Однако для художника нет важнее такого объекта, как глаза.
Старый замок. Выбранная тональность ми-бемоль минор— достаточно мрачная, но неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фраз придают музыке «игрушечный» оттенок, отодвигая трагическое в сферу сказочности. В зависимости от отношения автора к увиденному изменяется. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли.
Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор вскоре Мусоргский познакомился с М. А. Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки») и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). Репин. Родился 9 (21) марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Среди его учеников, .
Однако инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Ну да, сударыня, корова бродила по соседству.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этогопортрета – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь внешний облик Мусоргского». И. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Репин.
28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. В 1859 году Модест Мусоргский впервые приехал в Москву. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Все композиторы «Могучей кучки» изучали русский фольклор, творчество отечественных поэтов и писателей, церковное пение и воплощали все это в своих музыкальных творениях. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга).
Больничный халат, растрепанные волосы и борода не отвлекают нас от лица абсолютно больного человека. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Ми-бемоль мажор. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Репин и написал известный портрет композитора).
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. В стольном городе во Киеве. Крамской Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи.
Выставка имела успех. Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги.
В советских изданиях эта пьеса печаталась под названием «Два еврея, богатый и бедный». На фоне этих звуков «взлетает» играемая полными аккордами простая и яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути. С 1876 (а по некоторым данным – раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Именно эти признаки придают картине драматичность.
Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Ну нет, сударыня, корова вовсе не бродила ит. д. Знакомство с известными к тому времени композиторами – Александром Даргомыжским, Александром Бородиным и Милием Балакиревым – привело его в творческое объединение Петербурга «Могучая кучка». Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал. В дальнейшем темы будут соединены и звучать вместе. Tuileries. Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву (очевидно, последнее слово сказал богатый).
В письме Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydo» (польск. Чередование номеров проводится по контрастному принципу. В 1881 году у него случился приступ белой горячки.
Медленно он приближается, звучность нарастает, подводя к кульминации. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». 4 (16)апреля1866 года на Александра II было совершено неудачное покушение, в дальнейшем официально называвшееся как «событие 4 апреля». Среди его учеников, . Мусоргского.
Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Среди его учеников, . Прогулка. Il vecchio castello (ситал. —«Старый замок»). Ее действие происходит в конце XVII века в Москве в период царствования царевны Софьи. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В названии оба персонажа носят одно и то же имя, в одном случае солидно звучащее европеизированное Самуэль, с добавкой «дорогой» фамилии (нем.
Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни Детская на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием Песни и пляска смерти (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. создает образ большой жизненности и впечатляемости. Тема отношений царя и народа изображение народа в качестве великой личности и созидательной силы, была очень популярной в эпоху либеральных преобразований и общественного движения в России. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора.
Премьера прошла с большим успехом. Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям.
«Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Мелодическая линия построением фраз напоминает живое пение, остинатный бас передаёт однозвучный аккомпанемент на лютне, волынке или другом старинном инструменте.
Эти зарисовки польских евреев и послужили прототипами пьесы. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Соль-диез минор. Среди его учеников, . Именно в Москве, поразившей его своей красотой, величием исторических памятников, развернутся основные действия его будущих оперных произведений – «Борис Годунов» и «Хованщина». Bydo (спольск. —«Скот»). Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие.
Сандомир», сделанных в 1868году в Польше. Вершиной творчества Мусоргского 1860-х годов стала опера Борис Годунов на сюжет Александра Пушкина, поставленная на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 году. Это моя задача. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874.
Тональная неустойчивость определяет драматичность номера сюиты. Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает.
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867 более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе) сцены из двух опер – «большой» романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863 – 1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868).
Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта. Средняя часть наполнена светом, который вновь сменяется мрачными оттенками. Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Катакомбы. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году.
После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы— трио). Для данного номера характерна политональность. «Картинки с выставки» – это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Я попытался разрешить ее в опере». Портрет был выполнен за четыре дня — 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя.
Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. Затем в неё снова вплетается первая тема, будто дети не слушаются и продолжают спорить. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором».
Затем— третья часть— резко врывается повтор первой темы и завершается пьеса фортепианной каденцией из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении, которые в конце концов без перерыва «врезаются» в первый аккорд финальной пьесы— «Богатырских ворот». Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Таким образом прослеживается сквозная форма произведения, оно непрерывно развивается. Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858 исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859 исполнен в 1861). В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868 – 1872) позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875 – 1877.
У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия— пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль. «Сандомирский скот»). В обоих вариантах музыка к концу затихает изображая удаляющуюся телегу. Это придает портрету особую глубину и драматичность. Резко проявляются аккорды финала. Свет, чистота и простор – это ощущения, которые дарит музыка. Си мажор.
Gnomus (слат. —«Гном»). С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю и единственным – кроме вокальных циклов – крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874 широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В. А. Гартмана. Богатой колоритностью отмечены песни Калистрат, Колыбельная Еремушки (слова Николая Некрасова), Спи-усни, крестьянский сын (из Воеводы Александра Островского), Гопак (из Гайдамаков Тараса Шевченко), Светик Савишна и Озорник (обе – на слова Мусоргского), Блоха и другие. накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Тремоло в высоких регистрах создает атмосферу напряженности.
Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи.
Все постепенно стихает, лишь последняя фраза на фортиссимо, разрушает тишину. Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта. Ощущение скорби передается диссонирующими гармониями.
Эта короткая пьеса абсолютно отличается по характеру от предыдущей. В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Владимир Стасов посвятил этому портрету целую статью, где, помимо собственных похвал, привел слова Ивана Крамского: «Этот портрет писан Бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Пьеса резко контрастирует по настроению с предыдущим «Быдлом»: это лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы.
Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Один из лучших джазовых музыкантов современной России, А. Ростоцкий записал альбом «Прогулки с Мусоргским», где знаменитые темы «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского звучат в исполнении джазового трио. Интересы Мусоргского одной музыкой не ограничивались – он увлекался философией историей, литературой. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни.
Звучит продолжение данного номера «С мертвыми на мертвом языке». Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Достаточно плавным переходом к праздничному финалу можно считать номер «Избушка на курьих ножках». Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза.
Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины.
Dispute denfants aprs jeux (сфр. —«Тюильрийский сад. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой – Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). Затем, в третьей части, звучит развёрнутая вариация на тему первой части и «Картинки» завершаются грандиозной кодой.
Однако фантазия Мусоргского изобразила абсолютно другое— мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими» диссонансами (уже в самом первом такте— резкий прыжок на большую септиму). Си-бемоль мажор. Указание «maestoso», медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность. Оперное мышление проникло и в «Картинки» и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра».
Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает. Зловещая атмосфера передается при помощи ломанных аккордов, все в образе колдуньи угловатое и фантастическое. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Сказочность и мифологичность отчётливо проявляются в пьесе. Тема Самуила звучит в си-бемоль миноре c указанными модализмами, а тема Шмуле — в fis-moll (или cis-moll гармонические трактовки этой темы различаются ввиду того, что октавный звукоряд полностью не разворачивается). Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Модест Петрович больше не служил.
Неужели это он. В средней части, выражающей более глубинную характеристику персонажа, гном, по одной из трактовок, будто останавливается и начинает размышлять (напряжённая «раскачка» басов) или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность (повторение ломаных фраз из первой части). Ведь он не думал о смерти. Все Мусоргские, хоть и были музыкальны, посвящали свою жизнь военной службе. Действительный член Академии художеств с 1903. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа».
Тональность си минор всегда была символом трагического предопределения. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. В оригинальной рукописи Мусоргского пьеса начинается с фортиссимо— по выражению автора, «прямо в лоб» (резкий контраст после «Тюильри»), — а Римский-Корсаков и вслед за ним Равель начинают её тихо, создавая эффект приближающейся повозки и лишь на кульминации достигают максимальной громкости.
Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. К медленному большому колоколу присоединяются на триолях колокола поменьше, затем— на ещё более мелких восьмых и в самом верхнем регистре— маленькие колокольцы и в разгар перезвона в их мелодию вплетается тема «Прогулки»— тема автора, с которой начинался цикл— обнаруживая своё единство с основной темой этой пьесы. Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). Сами музыканты называли свой кружок «Новая русская музыкальная школа». Особенный колорит создается при помощи цыганской гаммы.
«Верхней» первой теме противопоставляется более спокойная тема в среднем регистре и с разговорным ритмом, передающая интонацию нянь, пытающихся успокоить детей. Картины меняются одна за другой, объединяет весь цикл «Прогулка».