Темная блуза стянута ремнем на поясе и чем-то напоминает подрясник. Художник, казалось, в простой жанровой картине сумел воплотить. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Этому живописцу под силу было заметить и запечатлеть скрытые движения души и черты характера изображаемого человека.
Портрет на фоне розового дивана тоже необычайно хорош. Картина написана в 1896 году. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Трубецкого, работы дочери Толстого Т. Л. Картина «Л.
Репин принадлежит к числу выдающихся русских художников второй. И. Е. Репин Пахарь. Она ушла из жизни в 1931 году55. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Я вижу, что я сначала поступил неправильно, – писал Толстой Н. Н. Страхову 10 ноября 1887. Портрет предельно прост. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведения толстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образа Толстого, не скрывая, что это – взгляд «язычника»: «Маститый человек с нависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, как солнцем, освещает все.
Илья Репин. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Выражение победы духа над страстями».
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Среди других выдающихся портретов исполненных с натуры, особое место занимают работы ближайшего друга и единомышленника Толстого Н. Н. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст — первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е. Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Описание картины: Портрет Льва Николаевича Толстого – Илья Ефимович Репин.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Возможно, оно появится позже. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицом художника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлять себя» – позируя, он играет определенную роль. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. С И. Е. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. 1887. Сам же Илья Ефимович Репин, великий мастер портретного жанра, рисовал «великого Льва» не один раз.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. И. Н. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Вот таким образом ей приходится всем – и хозяйством и изданиями – заниматься самой. Описание этой работы пока отсутствует. Известный русский художник Илья Репин за свою жизнь написал множество замечательных портретов («Портрет Льва Толстого», «Портрет.
– это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженным творческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891, Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальных характеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальному групповому портрету «Торжественное заседание Государственного Совета» (выполнен совместно с художником Б. М. Репиным писателя связывала многолетняя прочная дружба. Репин дважды подавал прошения об отставке. Некоторые из них обращались к этому образу неоднократно. Есть фотография Льва Толстого, позирующего Репину. Следите за. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
Светлый фон картины усиливает впечатление значимости Л. Н. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Чем же объясняет художник свою неудачу. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Комментирование недоступно Почему.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Она пишет записки «Моя жизнь», в сущности, биографию Л. Н. Она довела ее уже до 1892 года. Репин, переживая известный творческий кризис, временно порвал с передвижниками. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. История создания такова.
Репин выделяет также и правую руку писателя, большую и сильную, знающую физический труд. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью.
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Или же лесная тропа и на ней – Толстой босиком, в просторной белой блузе со своим очень характерным жестом заложенных за пояс рук – все это увидено и запечатлено художником, программно ищущим значительности пластического образа в естественности, простоте и жизненной полнокровности. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Лев Толстой оказался для Репина идеальной. Следите за.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Среди них – выдающиеся работы И. Н. А 1906 году он нарисовал портрет углем. – писал Репин Стасову.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Иван Есаулков. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Я провел сним несколько дней и, признаюсь, был все время ввозбужденном состоянии даже. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. У него самая большая серия портретов писателя. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229.
что Толстой изображен Репиным стоящим во весь рости непременно на. Описание этой работы пока отсутствует. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Черткова, Ю. И. По воспоминаниям старшей дочери художника Веры Ильиничны, долгое время вся семья жила только запорожцами: Илья Ефимович ежевечерне читал вслух стихи и рассказы о Сечи, дети знали наизусть всех героев играли в Тараса Бульбу, Остапа и Андрия, лепили из глины их фигуры и могли в любой момент процитировать кусок текста из письма казаков султану130.
Весь день поглощена она этим. Репину в полной мере удалось показать величие писателя. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. И тут – «куда, куда девалась ее красота.
К ним относится и картина И. Е. Репина. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39.
Гинцбурга, П. П. 124х88.
Издание вызвало неудовольствие семьи Толстых, считавших нежелательным «распространение рисунка изображающего его (Толстого) в самой интимной, ему одному дорогой жизни». В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. – И хотя он ни одного намека не сказал, но я понял, что он представлял себе абсолютно иначе «Запорожцев» и, конечно, неизмеримо выше моих каракулей.
Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил. Портретной живописью художник занимался на протяжении всей своей жизни, мастерство Репина в портретном жанре постоянно росло и, когда в 80-х годах XIX в. он выполнил серию портретов, заказанных ему П. М. «Крестный ход» ему очень понравился как картина, но он сказал, что удивляется, как мог я взять такой избитый истрепанный сюжет, в котором он не видит ровно ничего и знаете ли, ведь он прав. Но Крамскому удалось убедить писателя.
Нагения смахивает». Именно здесь и был написан портрет Толстого в 1887 году. На сегодняшний день полотно представлено в Московской Третьяковской галерее.
Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Нестерова – две работы, датированные 1907-м и 1918 годами. Репина связывали с ним многолетние дружеские отношения. Л. Н. Толстой на пашне. «Портрет Толстого» Репина уникален, может быть, потому, что художник рисовал не просто писателя, а близкого человека, чье лицо он знал всех деталях и смог так реалистично передать.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Портрет написан в московской квартире классика в тот момент, когда Лев Николаевич трудился над трактатом «В чем моя вера. ». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Но это и была задача, поставленная художником: в простоте передать величие. Так, например, у меня с П. М. а картина как фотография.
Его портрет имел большой успех». –. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Портрет написан позаказу П. Третьякова. Картина Ильи Ефимовича Репина «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу». Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
900 Картин самых известных русских художников. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. Третьяков»109. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. «Не молчать перед правдой царицею». Художнику Л. О. Пастернаку, которому, как и Репину, выпало счастье на протяжении многих лет знать Толстого и писать его, более того — работать с ним над воплощением в графике образов романа «Воскресение», удалось в целом ряде картин выразить свое понимание писателя.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Н. Толстой на пашне», как.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Куликовым, 1901-03, Русский музей).
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
М. Бунакову. Ге, Л. О.
Крамской рисовал два портрета – для галереи Третьякова и семьи писателя. Описание картины Ильи Репина «Портрет Толстого». Толстой на картине одет во все черное, как будто в рясу священнослужителя. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Ге (живописный портрет 1891 г. и бюст – первое изображение писателя в скульптуре, 1891 г. ) и портреты работы И. Е.
Репина, живописные, графические, а также скульптурные. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Лучшие произведения 1890-1900-х гг. Многие художественные произведения были подарены музею старшими детьми Толстого — Сергеем, Ильей и Татьяной. Лицо обрамляет белая с серебром борода, а выражение глаз до боли задумчивое. И. Е. Репин стал почетным членом возникшего в Петербурге Общества Толстовского музея. Толстой, дочерей Татьяны и Марии, сына Льва, друзей писателя В. Г.
Наверное, только что прочитанное в книге вызвало у писателя умственные размышления. Толстого. Л. Н. Толстого». Не смотря на то, что репин очень уважительно. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Об этом С. А. Толстая 28 сентября 1887 писала В. В. Стасову, выражая пожелание семьи «рисунок этот не выставлять на публику, не распространять и не продавать». Толстой не всегда был благосклонен в отношении конкретных картин Репина. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Главный акцент сделан на лице и руках писателя. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Ему же принадлежат портреты ближайшего окружения Толстого, его родных и друзей – С. А. Племянница первой жены Репина Людмила Шевцова-Споре, жившая в петербургской квартире художника в течение трёх лет, рассказывала, что в открытый дом Ильи Ефимовича постоянно наведывались гости: помимо коллег-художников, завсегдатаями просторной квартиры были литераторы Максим Горький и Зинаида Гиппиус, артисты Григорий Ге и Владимир Максимов, учёные Дмитрий Менделеев и Владимир Бехтерев. Энергия воли, физическая сила и чисто скифская беспощадность ко всему отжившему культу.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Описание картины И. Н. Крамского «Портрет Л. Н. Толстого» Среди замечательных портретов И. Н. Крамского есть портрет писателя Л. Н. Толстого. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Салтанова, И. Я. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как, например, «Л. Н.
Толстой на отдыхе в лесу» (обе 1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета. Этот замечательный портрет Толстого Льва Николаевича находится в Третьяковской галерее. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Сухотиной-Толстой. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
и зрители, знавшие писателя по этому портрету (в их числе Репин). Кустодиевым и И. С. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Он часто про себя скромно говорил: «Я совсем не талантлив, я только трудолюбив». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Необыкновенно привлекательны и аристократически благородны были его губы. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Это ролевое поведение раздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем хочет казаться, между лицом и личиной, маской.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Башилова, С. Н. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Репин вернулся на прежние позиции. На нее всегда ссылаются, говоря о простоте графа: ходил босиком, пахал землю.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. В одной его руке – небольшая книжка, другая – удобно лежит на ручке кресла. Ге. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Толстого.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Портреты Толстого можно найти в творческом наследии многих других русских художников той поры. Художник И. Репин оставил нам потрясающую портретную. Очень много зарисовок ко всем картинам.
Величие Льва Николаевича Репин передал иными средствами. Очень известна работа Н. Н. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Портрет Толстого Льва Николаевича :: Репин Илья Ефимович, описание картины.
Черткова, М. А. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Репинскому художественному языку была свойственна пластичность, он воспринимал различные стилистические направления от испанцев и голландцев XVII века до Александра Иванова и современных французских импрессионистов. Очертание всего рта было классически прекрасно. Стаховичей. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Может быть, таким образом, художник не хотел отвлекать внимание зрителя от лица писателя. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Ну да, точно. Полотно отличает лаконичность и простота, ни на йоту не умаляющая его величия. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Толстого, Д. Н. По ночам же – до 3-х час.
Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. После рассекречивания архивов выяснилось, что в 1935 году он был арестован при пересечении границы с СССР и приговорён трибуналом Ленинградского военного округа к расстрелу на основании статей 58-8 и 84 УК РСФСР56. Репин показал не только масштаб личности писателя, но и его добрый и простой характер.
В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Помимо живописного портрета 1907 года и его повторения 1921г., в фондах музея находится десять портретных карандашных изображений писателя, сделанных Нестеровым в Ясной Поляне летом 1906 года. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Толстой босой» или же «Л. Н. Работ очень много. Портрет производит яркое и сильное. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведении толстовского цикла, где Л. Н. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Картины с описанием Изображения произведений искусств. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать. Крамской. Лев Николаевич Толстой, считавший живопись «забавой длябогатых», согласился позировать Крамскому только после его обещания уничтожить портрет, если он непонравится писателю. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Крамского и Н. Н. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Художник не раз. Остен-Сакен, А. А. Литография с картины издана в 1887 Картографическим заведением А. А. Ильина. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Толстой представлен сидящим в кресле с книгой в руках (1887).
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Описание картины. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Выдающийся подбородок. С И. Е. Музей Толстого – обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36. Репина, Н. Н. где описание.
Репин и Н. Н. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. В 1890-е гг. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Как интересно было видеть и следить впервые за работой и скульптурой даровитого художника.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Борец. В творчестве Репина эта проблема решена с большим мастерством. Пастернака, М. С. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Чертков, А. К. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Описание картин Репина Льва Толстого. Есть полотно, где в рабочей комнате (комнате под сводами) за столом изображен пишущий Л. Толстой.
У М. В. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Это барельефы и силуэты Ф. П. Возможно, оно появится позже. Лев Николаевич Толстой на пашне». Холст, масло.
Жена считала такое поведение графа интимной, не подлежащей афишированию стороной жизни. Наиболее известными из них стали работы И. Н. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Он рисовал Толстого пашущим и играющим на рояле одного и вдвоем с дочерью А. Л. Толстой.
Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – величайший русский писатель. Портрет в черной блузе проповедника» 1 – так писал Репин о Льве Толстом и о его портрете.
Леонид Пастернак много рисовал писателя. Америка—Франция—Россия. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Этот портрет принадлежит к лучшим портретам Толстого и пользуется большой популярностью. Репину удалось передать в облике Толстого величие гения.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Нестеров, писавший Толстого в 1907 году для задуманной им грандиозной картины На Руси, признается в том, как трудно дать в искусстве целостный обобщающий образ писателя: Познакомившись (с Толстым – Н. З. ), я увидел еще многое, что ускользнуло от тех, кто писал с него, ускользнуло и от меня, хотя и я успел взять от него то, что мне было нужно для моих целей:. РЕПИН Илья – Портрет Л. Н. Толстого.
Ранее был. Описание картины «Лев Николаевич Толстой босой». В «комитете почина» по организации музея в Петербурге принял деятельное участие скульптор И. Я. Гинцбург, так много работавший над изображением Толстого в скульптуре. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, ее токами. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Художнику Л. О.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Особую группу произведений в изобразительном фонде музея составляют работы представителей рода Толстых, в том числе и детей Льва Николаевича, а также его жены Софьи Андреевны Толстой. Толстого, брата писателя, тетушек А. И. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Этот портрет действительно может рассказать больше, чем долгие словесные описания.
Крамского, И. Е. М. В. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Многие жертвовали свои произведения в дар музею. Игумнова, П. И. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Описание картины. При всем том, что эта характеристика содержала в себе абсолютно определенный полемический смысл («бренные лохмотья» – это религиозно-проповеднические идеи Толстого, которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредо художника. Музей Толстого — обладатель наиболее полной толстовианы Пастернака (более 200 произведений), только портретных работ в музее 36.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Грандиозное многофигурное полотно (35 м2) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. У нее необыкновенно живые, блестящие черные глаза. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. и С. А.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Описание картины Николая Ге «Портрет Л. Н. Толстого».
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Ге. Галерея картин и рисунков художника – Портрет писателя Льва. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Духовная мощь Толстого, особая сила его нравственного авторитета – все это глазу портретиста виделось заключенным в крепкую физическую плоть – «могучее тело» античного Зевса. Последний факт биографии писателя тоже запечатлен великим Репиным, картина так и называется – «Пахарь». Репин часто дискутировал с Толстым, уважал его, ценил философские размышления писателя, а с написанием портрета осторожничал. Писатель изображен сидящим в несколько необычном кресле. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
В 1925 году Репин надеялся, что сумеет выбраться на выставку собственных картин, организованную в Русском музее, с воодушевлением сообщал, что вместе с детьми Верой и Юрием собирается побывать ещё и в Москве, посетить Румянцевский музей и Третьяковскую галерею. Репин об этой работе Крамского написал, что автору удалось «выразить всю суть великого Льва». Все это для того, чтобы передать строгий облик «Великого Льва», по выражению Репина, сосредоточить все внимание зрителя на лице, глубине и силе пронизывающего взгляда, огромном выразительном лбе, на который брошен свет, выявить спокойную сосредоточенность и внутреннее величие Толстого. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Описание картины «Пахарь. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Кроме того – у них 23 внука. Эта мысль до того выворачивала меня, что я решился бросить эту сцену – глупой она мне показалась я буду искать другую у запорожцев надо взять полнее, шире (пока я отложил ее в сторону и занялся малороссийским казачком «На до-свитках»). И. Е. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Пахал на поле Лев Толстой. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. «В «Запорожцах» он мне подсказал много хороших и очень пластических деталей первой важности, живых и характерных подробностей. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Кстати, семье не все рисунки нравились, особенно босой и пашущий классик.
В ней чувствуется что-то властное и энергичное. Бирюков, Н. Л. Холст, масло, 60 50 см. Сходство черт лица и выражение поразительны. Свою лепту в пополнение коллекции внесли также друзья и близкие писателя: В. Г. В нём нет примечательного колорита, нет ничего лишнего и яркого.
По предположениям исследователей, возможно, что книга является Евангелием. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Оболенский и др. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Наша страна богата изображениями великого соотечественника. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.