Самое замечательное и самое законченное произведение Перова на гоголевскую тему — его большой рисунок 1864 г. — «Погребение Гоголя героями его произведений» (Третьяковская галлерея). 839). В мае 1842 г. вышел из печати первый том поэмы. Иллюстрации Агина подчинены единой цели — воссоздать основные события и образы поэмы. О судьбе соколовских иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» и к «Портрету» ничего неизвестно изданы они не были. «Бюрократический катехизис» — одно из лучших произведений Боклевского.
Первое слово в заглавии (играющее роль заставки) составлено из разнообразных человеческих фигурок, образующих своими очертаниями буквы. Наиболее ранние рисунки Боклевского к «Мертвым душам» относятся еще к пятидесятым годам.
В оценке «Мертвых душ» Белинский и весь передовой демократический лагерь подчеркивали в первую очередь обличительный смысл поэмы, направленной против самодержавно-крепостнического строя. Так, в сцене разговора «автора» с Афанасием Ивановичем, в оригинальном рисунке на заднем плане, сквозь приоткрытую дверь, виднеется фигура спящего казачка, что придает характеристике всей обстановки определенный социальный оттенок. В своем «Обеде Хлестакова» Грибков провел достаточно тонкую параллель с федотовским «Завтраком аристократа», у которого, как и у Хлестакова, «на брюхе — шелк, а в брюхе — щелк». Сатирического смысла поэмы и иллюстраций Майков почти не касался. Рисунки выполнены карандашом, с мастерским использованием растушки.
Спектакль великолепный. Это была необыкновенная минута. Заметка Тургенева подчеркивала сложность задач, стоявших перед иллюстратором «Мертвых душ»: «Браться за типы, созданные этим великим мастером, страшно», — писал Тургенев. У художников есть специальный прием, которые делает незаметным карандашные штрихи.
Лесков касался главным образом истории создания иллюстраций и их дальнейшей судьбы. По горизонтальной линии будут рисоваться глаза, а по вертикальной – нос. Целую серию иллюстраций к первому и ко второму тому «Мертвых душ» сделал художник в 1866 г. Большинству рисунков этой серии, хранящейся ныне в Русском музее, свойственна глубокая, сатирически-заостренная социальная характеристика и в этом художник продолжает традиции Агина.
Художник вводит нас в знакомую по повести обстановку. Изданы они также не были. Однако общий замысел Боклевского достаточно резко расходился с идейным содержанием комедии. Для этого нужно будет только сделать прямые линии чуть выпуклыми.
Больше подлинного драматизма в иллюстрации изображающей смерть Тараса. В 1892 г. по поводу выхода в свет полного альбома агинских иллюстраций выступил в печати со статьей, называвшейся «Об иллюстрациях к Мертвым душам», Н. С. Лесков. Многие из них никогда не были опубликованы. Словно перед каменным бесстрастным изваянием стоит Копейкин перед швейцаром вельможи. Вспомним хотя бы скорбный образ матери Марии, склонившейся над спящей дочерью в упомянутой иллюстрации Шевченко к «Полтаве» Пушкина.
Но вот отклик из других художественных кругов. Как выразителен, например, Собакевич. А уже следующим этапом обучения будет рисунок человеческого лица вполоборота. Превосходен Хлестаков, этот никчемный светский щеголь с развязными манерами, «без царя в голове». Преждевременно умирает Федотов.
Обличительная сила «Ревизора» была значительно снижена. На нем карандашом проводится две линии – вертикальная и горизонтальная. К теме «Ревизора» Боклевский вновь возвращается в 1863 г. В этом году он выпускает свой известный альбом литографий — «Бюрократический катехизис. Вот тут и пригодится в полной мере мягкий карандаш, которым был нарисован весь портрет.
Выбор сюжетов в альбоме специфичен. Теперь вы знаете, как правильно рисовать портретсо всеми тонкостями. Н. А. Рамазанов вскользь рассказал, как в 1845 г. русские художники в Риме читали Гоголя: «Собралось много и читали вслух Шинель Гоголя». Воспроизводились определенные сцены из «Ревизора», но заголовки придавали иллюстрациям более широкое значение, выходящее за пределы толкования определенного литературного текста. Соколов создал в 1861—1869 гг. Так называемый Бутурлинский комитет установил жесточайший цензурный террор. Есть много общего с Федотовым и в изображении самой фигуры Хлестакова (отметим такую «федотовскую» деталь, как отдувшаяся щека поспешно уплетающего обед Хлестакова) и в общих приемах композиции и в тонкой выписанности аксессуаров: накрытого к обеду стола, лежащих невдалеке цилиндра, трости и перчаток, ширмы на втором плане и т. д. Мало характерна, к сожалению, фигура Осипа, с сокрушенным видом стоящего в дверях но зато полна своеобразия и конкретной выразительности фигура полового, писанного, вероятно, с натуры.
В этой гнетущей обстановке передовые литературные деятели вынуждены были прибегать иногда к своеобразным приемам. Нет никаких указаний на то, что Шевченко предполагал дать в это время серию иллюстраций к «Тарасу Бульбе». Преждевременная смерть помешала, можно думать, Штернбергу творчески отозваться на «Шинель» Гоголя. Соколов не остановился на тетради Старосветских помещиков, — свидетельствует Н. А. Рамазанов, — и вновь иллюстрировал чрезвычайно выразительно и мило и вообще с большим успехом, еще два произведения Гоголя: Портрет и Записки сумасшедшего.
Таков, например, рисунок неизвестного художника — «Городничий», по преданию, весьма достоверному, подаренный Гоголю Пушкиным (см. Не мог продолжать свою работу и Агин. Слабее исполнена и излишне шаржирована баба Горпина, призванная барином на помощь. Гнет царизма испытывали на себе все лучшие люди эпохи. Да и сам текст комедии, приводимый под рисунками, порой был слегка изменен художником. Это также роднит его с Федотовым.
Первым побуждением было снять небольшую комнату и работать, совершенствуя картины. В 1858 г. в Москве вышел в свет литографированный альбом, воспроизводивший четырнадцать рисунков Боклевского к «Ревизору», под названием: «Галлерея гоголевских типов.
Теперь вы очень хорошо знаете, как рисовать портрет. На другом листе сам вельможа, выслушивающий Копейкина. Агин подчеркнул в Чичикове изворотливость и хитрость, Боклевский — хищность и коварство.
«Г. Трудно представить себе историю русской реалистической графики без агинских рисунков к «Мертвым душам», без галлереи гоголевских типов Боклевского, без иллюстраций на гоголевские темы художников-передвижников, без замечательного цикла рисунков к «Мертвым душам» Петра Соколова. Это замечание, повидимому, оказало воздействие на художника и было им в дальнейшем учтено. В 1864 г. вышло и второе издание альбома «Бюрократический катехизис», но, по требованию цензуры, под измененным заглавием — «Сцены из Ревизора».
Это и отметила прогрессивная печать. С более развернутым отзывом об агинском альбоме выступил в «Отечественных записках» молодой критик Вал. Нет никаких указаний на то, что Федотов иллюстрировал Гоголя.
Это были рисунки карандашом и соусом, в старинной манере, с необыкновенно тонкой отделкой Лучших иллюстраций к Гоголю после рисунков Боклевского (в оригинале) я не встречал, а Павла Ивановича Чичикова я уже иначе и не представляю, как в образе, данном Боклевским». Несмотря на то, что Боклевский приступил к иллюстрированию поэмы Гоголя еще в конце пятидесятых — начале шестидесятых годов, рисунки художника к «Мертвым душам» впервые появились в печати только в 1875 г. С иллюстрациями Боклевского к «Ревизору» публика ознакомилась значительно ранее. В ней присутствуют все четыре действующих лица, названные Гоголем. Именно этот момент и воплотил Берестов в своей картине. Выразительно и остро характеризовано его лицо. Уже начальный лист рукописи обнаруживает в художнике остроумного и изобретательного рисовальщика. Ночью ему снится долгий сон о том, как ростовщик выходит из рамы и пересчитывает золотые червонцы. Чтобы разоблачить до конца преступный мир продажного чиновничества, Боклевский воспроизводил те места «Ревизора», где городничий и окружающие его люди с наибольшей откровенностью высказывают свои затаенные мысли, обнаруживают свое истинное лицо.
ряд иллюстраций к «Тарасу Бульбе», которых мы коснемся в дальнейшем Микешин, молодой, только что окончивший Академию художник, попытался еще в 1859 г. в карандашном наброске представить себе облик Тараса, но, повидимому, только как тип, вне прямой связи с определенным эпизодом повести. Большинство образованных людей знали, как рисовать портрет человека. Думая о том, как нарисовать портрет человека, следует учесть, что лицо редко рисуется анфас. Не случайно художник ввел образ матери в свой рисунок (его нет у некоторых позднейших иллюстраторов). В своем первоначальном варианте эти сцены были помещены Боклевским в 10 журнала «Иллюстрация» за 1862 г. В альбом 1863 г. они вошли после существенной переработки. И в девяностых годах Боклевский продолжает работать над иллюстрациями к «Ревизору».
Сюжеты гоголевских произведений не могли не привлечь в это время внимания живописцев. В Третьяковской галлерее, в Историческом музее, в Литературном музее хранится значительное количество превосходных рисунков Боклевского (1870—1880) изображающих героев «Мертвых душ». Особенно выделяется силой характеристики серия больших листов исполненных пастелью (Исторический музей). Оба портрета имеющие незначительные различия в деталях одежды Гоголя, воспроизведены на открытках: экземпляр Русского музея — на открытках издания этого музея (121, 762), экземпляр Румянцевского музея — на открытках Евгениинской общины ( 3289) и Комиссии по устройству учительского дома.
Акакий Акакиевич Башмачкин, наряду с персонажами «Ревизора», также поразил воображение современников и в том числе, конечно, художников. Эта зарисовка созвучна Гоголю изображенный Зеленцовым «копиист» несомненно близок к образу Акакия Акакиевича и трудно допустить, чтобы рисунок этот возник вне связи с гоголевской «Шинелью». Это еще в большей мере подчеркивает курьезный патетический жест оскорбленного Ивана Ивановича изображенного с поднятой рукой, — «как изображались римские трибуны».
Последователь А. Г. Венецианова, жанрист К. А. Зеленцов (1790—1845), явился автором очень скромного, но выразительного рисунка изображающего жалкого, забитого чиновника. Кроме того иллюстрации подверглись и своеобразной «корректуре». Дальнейшая судьба портрета и местонахождение его неизвестны. Бытовая живопись вступает в полосу расцвета.
Рисунок прост, непритязателен, но очень выразителен. Рецензент «Отечественных записок» писал: «У Гоголя пьеса замыкается появлением жандарма, возвещающего о прибытии настоящего ревизора. В пятидесятых годах Павел Соколов исполнил также иллюстрации к «Запискам сумасшедшего» и к «Портрету». Плюшкин в рисунке Агина действительно «прореха на человечестве», как охарактеризовал своего героя Гоголь. Шевченко увлек прежде всего драматизм события и яркие образы действующих лиц.
Дальнейшее поведение Чарткова – результат его собственного выбора. Алчность помещика-крепостника выражена здесь в неприкрытом виде. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет. Композиция «Петр Петрович Петух со своим поваром» (1871, Киевский музей русского искусства) так и осталась незавершенной, в стадии эскиза. Лесков приходил к выводу, что «любителю литературы агинский альбом рисунков к Мертвым душам, несомненно, будет интереснее и драгоценнее других двух альбомов, тоже очень хороших, но не представляющих собой всей той полноты, какую мы находим в альбоме рисунков Агина». Следовательно, альбом был готов за два года до выхода в свет.
Основной упрек сводился к тому, что гоголевские типы якобы «невполне дались» художнику. Наконец, Берестов старается как можно ближе следовать за Гоголем. Так, рисунок Агина к «Повести о капитане Копейкине» из числа тех, которые предназначались ранее для «Иллюстрированного альманаха», был помещен в 1849 г. в некрасовском «Литературном сборнике» как иллюстрация к «Трактату о физиогномике».
Таков, например, лист: «Общественные отношения бюрократов», с изображением городничего, распекающего купцов за жалобы мнимому ревизору. Вместе с тем он отмечал некоторые, с его точки зрения, недостатки иллюстраций, сожалея, что «художники оставили без воспроизведения те дивные места поэмы, в которых Гоголь явился исключительно живописцем, абсолютно независимым от самого себя как от рассказчика». В первой части читатель видит молодого, подающего надежды художника Чарткова. И тем не менее Боклевский сумел создать тип человека, неприглядного даже в своем внешнем благообразии. Он, видимо изобразил в 1842 г. всего лишь одну, но зато наиболее полюбившуюся ему сцену, так же как двумя годами раньше, в 1840 г. исполнил только одну сцену из «Полтавы» Пушкина. Вот и все, портрет полностью готов.
Реакционная критика во главе с Сенковским и Булгариным обвиняла писателя в клевете на русскую действительность. Разоблачая эти реакционные нападки, Белинский в течение одного только 1842 года четырежды выступал на страницах «Отечественных записок» в защиту Гоголя и «Мертвых душ».
За внешней, показной учтивостью сквозит черствость и тупое бездушие. Не менее значима сквозная тема, объединяющая все «Петербургские повести» – вопрос настоящих и мнимых ценностей, обманчивой привлекательности столичной жизни, за которой скрывается пошлость, посредственность, ненужная суета и призрачная красота. В сопоставлении с медвежьей осанкой и угловатыми движениями грубого Собакевича еще отчетливее выступает суетливая подвижность изворотливого покупателя мертвых душ.
Перед зрителем в живой сцене, нарисованной Шевченко, — коренастый, длинноусый насмешник Тарас, «здоровенный детина» Остап, девически-застенчивый Андрий, мать, пытающаяся примирить спорщиков. Они отмечаются вертикальными штрихами на этих линиях. Хотя взгляд их неприятен, но в них видится притягательное зло. Благодаря анализу повести «Портрет» ясно, что внешне повествование укладывается в рамки традиционного мотива продажи души дьяволу: сатана, явившийся в образе ростовщика искушает героя деньгами и тот поддаётся соблазну. Так, после получения денег молодой человек размышляет, на что их потратить. Получается крест. В смене остро схваченных выразительных жестов и мимики, от рисунка к рисунку, открывает он все новые и новые неприглядные черты их характера.
Дело в том, что в первом номере «Современника» за 1847 г., где был напечатан очередной годовой обзор русской литературы Белинского, была помещена и специальная заметка об агинских иллюстрациях к «Мертвым душам», написанная молодым И. С. Тургеневым. Вместо фигур в рост, как в альбоме 1858 г., художник дает здесь поясные изображения. Такова, к примеру, толстая барыня в чепце, колоколообразный наряд которой воспроизводит букву «А». и между тем только один был зрителем: это был мальчик в неизмеримом сюртуке, который стоял довольно покойно и чистил пальцем свой нос».
Выход в свет «Ста рисунков из сочинения Н. В. Гоголя Мертвые души» вызвал немногочисленные, но любопытные отклики. Чрезвычайно наглядно сказалось это в книжной иллюстрации. Баба, разинувшая рот и выразившая на лице самую бессмысленную и исполненную страха мину. Говоря о необходимости сатиры «умной», «благородной», уже Шевченко ставил в качестве примера в один ряд «Ревизора» Гоголя и «Сватовство майора» Федотова.
И вы нарисовали его сами, пользуясь этой несложной инструкцией. Возможно, Белинский именно вот таким образом не счел нужным говорить о них в своей статье. Правда, вождь передового демократического искусства этих лет — В. Г. Перов — не развил и не воплотил в законченном живописном решении ни одного из своих «гоголевских замыслов».
Недаром самым выдающимся произведением русской реалистической иллюстрации сороковых годов явились «сто рисунков» к поэме Гоголя «Мертвые души» Александра Алексеевича Агина (1817—1875). Они просто размазываются по бумаге подушечкой пальца или клочком бумаги. Портет, принадлежавший Жуковскому, в 1898 году поступил в Русский музей, а принадлежавший Погодину — в Румянцевский музей (впоследствии передан в Пушкинский дом). Вторая авторская копия с портрета, принадлежавшего семье Гоголей, хранится в Институте русской литературы (Пушкинском доме) в Санкт-Петербурге. С особой внимательностью следила цензура за всем, что было так или иначе граничит с Гоголем. Ряд рисунков к «Мертвым душам» даровитого карикатуриста, сотрудника «Искры» и «Гудка» Н. В. Иевлева был напечатан в различных журналах шестидесятых годов в крайне искаженном (граверами) виде, как, например: «Чичиков у Бетрищева» («Иллюстрация», 1861, 185).
Правда, Белинский, пристально следивший за развитием русской реалистической иллюстрации и, в частности, горячо одобривший рисунки Агина к «Помещику» Тургенева (в «Петербургском сборнике» 1846 г. ), не высказал своего мнения об этой новой важнейшей работе художника. Художник удачно обыгрывает здесь значение буквы «Я» как личного местоимения, подразумевающего по смыслу повести самого автора. Но случайность вмешивается в судьбу художника. Часть рисунков носит характер виньеток. стр.
Некоторые из этих фигурок представляют интересные социальные типы. Пять сцен из Ревизора». Агин замечательно использует метод подробного графического рассказа для глубокой социальной характеристики основных героев «Мертвых душ», для того чтобы как можно острее подчеркнуть обличительную сатирическую тенденцию книги. «Он сидел, как теперь помню, на диване, — пишет Рамазанов о Штернберге, — слушал и смеялся и восхищался произведением Гоголя». Микешин изобразил Тараса за столом, глубоко задумавшимся. При гравировании эта фигура устранена.
Проснувшись, юноша находит деньги, спрятанные в раме портрета. Художник пишет свои произведения кистью икрасками, оживляя ихоригинальными колерами, аписатель пользуется пером исловами, «раскрашивая» свое произведение неординарными оборотами или характерным почерком мастера. Но не в передаче художником деталей украинского быта главное. Она воспроизведена в 1952 году на открытке издания «Ленфотохудожник».
Тургенев утверждал, что Агин не смог полностью преодолеть трудностей, связанных с работой над иллюстрированием «Мертвых душ». Работу над иллюстрированием комедии Боклевский не приостанавливал и в последующие годы. — Ревизор».
Характерно, что оригиналы этих иллюстраций подверглись цензурной правке. Значительный интерес представляют иллюстрации Агина к «Повести о капитане Копейкине». Социальная направленность изображенных «сцен» ясна с первого взгляда, но назвать их в полном смысле слова иллюстрациями нельзя. Звучит в повести«Портрет», анализ которой мы проводим, тема утраченных иллюзий, которая в этот период активно разрабатывалась многими европейскими писателями, например, французскими романистами О. де Бальзаком, Ф. Стендалем. Рисунки озаглавлены: «Философия бюрократов», «Религия бюрократов», «Политика бюрократов», «Поэзия бюрократов», «Общественные отношения бюрократов».
Публикуемый в настоящем томе «Литературного наследства» рисунок Иевлева «Манилов с семейством» из собрания Литературного музея впервые дает возможность правильно судить о качестве иевлевских иллюстраций к «Мертвым душам» и той графической манере, в которой были выполнены оригиналы. В высшей степени существенно, что зачинатель социально-бытового жанра в живописи — П. А. Федотов был не только живописцем, но и превосходным графиком и даже иллюстратором (участником некрасовских альманахов сороковых годов). Не менее характерен и другой лист — «Поэзия бюрократов» изображающий городничего, размечтавшегося о генеральском чине. Майков.
В целом он дал весьма положительную оценку иллюстрациям Агина, приветствуя «опыт художника бойким карандашом начертить ряд разнообразнейших сцен из похождений Павла Ивановича и ознакомить публику посредством этих рисунков с разными явлениями действительной жизни». В позе городничего, в злобном оскале его лица художник раскрывает весь отвратительный облик чиновника-самодура, «притеснителя» (говоря словами Гоголя) и грабителя. Обычно его первыми изобразителями считаются художники Павел Соколов и М. О. Микешин. Иван Иванович, с поднятой вверх рукою, как изображались римские трибуны. Эти герои привлекли общее внимание и получили отражение в изобразительном искусстве.