Илья Репин Стрекоза жизнерадостный портрет дочери художника. Заказать репродукцию "Портрет В. И. Репиной, дочери" можно на подрамнике или в багетной раме, а так же без оформления. Картина Ильи Репина Портрет дочери: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Отец смотрит словно бы в удивлении, открыв рот и подняв брови. Жил он с женой Прасковьей и сыновьями Гаем (Георгием) и Дием (Дмитрием) в собственном доме в Куоккале, неподалеку от имения отца «Пенаты». Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Свое, можно сказать, «привилегированное» положение Вера нередко использовала утилитарно и, в частности, применяла в щекотливом вопросе выпрашивания денег. Впрочем и этот союз тоже со временем распался. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. У окна — Ирина Кустодиева. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Первый карандашный портрет дочки Борис Кустодиев написал, когда ей было четыре часа. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Феофилакт Болгарский, отец девицы был неверующий иудей (следовательно, такова и его жена) и «когда Господь сказал, что девица не умерла, но спит и смерть назвал сном Ибо смерть девицы была так явна, что засмеялись над ним, когда сказал, что она не умерла». Лица внешне схожи, общее движение – протянутая рука к руке девочки. В начале 1910-х гг.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Л. Н. Толстого». Само понятие «портрет» для «Стрекозы» уже не актуально, тут прослеживается индивидуальная душевная конкретика, причем состоянии девочки можно расценивать как «здесь и сейчас». Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Репин был человеком горячим и вспыльчивым, увлекающимся всем: искусством, людьми, природой, книгами. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Уже в юном возрасте Юрий знал, что пойдет по стопам отца. Но эти три апостола – ближайшие ученики Христа. Этот сиюминутный образ ребёнка связывает картину с нотками импрессионизма. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Девочка проснулась, но еще не хочет двигаться, она вся во власти детских грез. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Как закончил картину, предложил Аимжамал ехать учиться в Москву, но не пустила мать. Одним из таких портретов является портрет его дочери Веры под названием «Стрекоза». Портрет был написан на любимой даче художника в пенатах, где он отдыхал с семьёй. Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика. Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Среди его учеников, .
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Репин же считал, что все должны знать в лицо одного из самых выдающихся культурных деятелей эпохи и все же уговорил его на портрет. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Это придаёт фигуре некую возвышенность, но в то же время лёгкость.
Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. На первом плане – две Татьяны: Татьяна Ильинична и трехлетняя Тася (Тасенька) на втором, за столом, – Николай Геннадьевич Язев и его мать слева, ближе к двери, стоит няня, на руках у нее малышка – это вторая дочка в семье, Любочка, которая вскоре умерла. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Илья Репин любил писать портреты не только именитых людей, но и своих близких. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Вот таким образом картина воспринимается более открытой, реальной, чем у Репина, где за счет освещения достигается впечатление таинственности, оторванности происходящей сцены от мира. Еще до того, как этот портрет был окончен, его увидел писатель Александр Куприн с супругой: их пригласили в мастерскую на чтение пьесы Горького «Дети солнца». В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
Однако помимо всего этого гениальный художник был еще и любящим отцом для своих детей. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Иаков и Петр у обоих художников оказались на третьем плане и в полутени. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Помогала бедным, открывала воскресные школы, общества попечения о молодых девицах, жертвовала деньги на основание Дарвиновского музея. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Художник изобразил галериста в его привычной позе, поглощенным своими размышлениями. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Многое можно сказать и про характер дочки художника, если внимательно посмотреть на ее манеры. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». После молчаливой и замкнутой Веры он женился на шумной и экстравагантной Наталье Нордман, о которой известный критик Стасов писал без обиняков: «Вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи – ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке».
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию. А девичья жизнь идет и мир для девочки с косичками и бантами, конечно, за окном. Так вот и в лице матери нет надежды на оживление мертвого дитя.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Одни из первых узнали они о его Воскресении.
Картина имеет два плана, гармонично соотносящихся, как бы перетекающих друг в друга. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Актриса Мария Федоровна Андреева Мария Андреева была не только одной из самых известных актрис начала ХХ в., но и одной из самых красивых и пленительных женщин – из тех, кого называют роковыми. К сожалению, семейная идиллия длилась недолго, через какое-то время супруги расстаются. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Она могла принять кого угодно и без стеснения занимала беседой любого именитого гостя.
В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Работая над эскизами к «Воскрешению», Поленов, в отличие от Репина недалеко отошел от первоначальной композиции. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Эта большая шляпа бросает тень на ее лицо и потом он (Репин) придал ее лицу такое отталкивающее выражение, что оно кажется неприятным.
Надежда, которая была младше Веры на два года, окончила Рождественские женские курсы лекарских помощниц в Петербурге, затем работала в земских больницах. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Илья Репин поддерживает сына в его потере, пытаясь возродить в нем утраченные таланты.
В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Художник стремился передать состояние просыпающегося ребенка. Осталась Варвара Львова, впоследствии Бобринская, в истории не только искусства. Изображение исполнено большого, естественного очарования. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Третьяков»109. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
1892Холст, масло, 114 x 67Государственная Третьяковская галерея» (1892). Их брак продлился 15 лет. Иногда же «состояние» портретируемого, его поза, жест, действие приобретают в той или иной мере самостоятельное значение и портрет в конце концов перерастает в жанровое изображение. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158.
Сто шестьдесят семь лет минуло со дня рождения Ильи Репина – срок достаточный для его всесторонней оценки: выдающийся русский художник-жанрист, портретист исторический художник реалистического направления, профессор живописи, действительный член Петербургской академии художеств, обладатель множества почетных наград. Среди его учеников, . Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
О детстве Надежды Ильиничны нам почти ничего не известно. Иных лиц, кроме семерых, здесь представленных, нет, но они присутствуют за рамой картины. Жердочка, на которой сидит Вера, находится достаточно высоко от земли и заберется на нее не каждый мальчишка, не говоря уже о девочках.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Вера – старшая и любимая дочь Репина – была актрисой.
Художник Семен Чуйков родился и вырос в Киргизии. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».
Сомкнутые руки указывают на его обычную замкнутость и отстраненность. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. 1882Холст, масло, 143 x 94Государственная Третьяковская галерея» (1882) или с портретом его дочери, В. И. Репиной, на фоне осеннего пейзажа – «Осенний букетОсенний букет.
Летом 1930 года Татьяна с семьей дочери, в которой на тот момент уже было четверо детей, переезжает в «Пенаты». В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Боголюбову, который был крестным отцом Наденьки.
По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". После окончания этих курсов Надя Репина работала в земских больницах Петербурга. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Что поделать — дворянские корни.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. И останавливаться не собирался. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В красной косынке с книжками в руке — Аимжамал Огобаева.
Как следует реалистическому направлению, Репин тщательно прорабатывает каждую мелочь лица и одежды. Репин внимательно посмотрел на меня и проговорил: «Портрет вам не понравился. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Однако по возвращении в Россию Репины уже никому не казались идеальной парой. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Иудейские одеждывыписаны в условной академической манере, лицам Поленов предал восточный тип лица, но тем не менее они классичны, даже каноничны – являя собой скорее греческую красоту, чем иудейский тип лица. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Контраст теплого тона смуглого личика с холодными тонами подушки делает его особенно нежным и прозрачным. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Она как бы в отчаянии, без надежды на какое-либо может быть случайное оживление ее дочери.
При крещении младенца нарекли греческим именем Георгий. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Репин изобразил и силу воли и мудрость и доброту и спокойное величие писателя – таким, каким он его увидел. воспроизведениях – нет. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Она жила в Петербурге – Петрограде, выступала в труппе Александринского театра. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Они оба были частыми гостями в его усадьбе и позировали художнику для портретов. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Впрочем, Репин сумел устоять перед чарами актрисы – ведь она была женой его товарища. Вот таким образом портрет полон жизни. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. блаж.
Электронное периодическое издание «Э Вести» (E Vesti) зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций 26. 06. 2015. И. Репин. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Поленов напишет позже. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Только в эскизных работах его мазки хаотичны и порывисты. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. А пока «Когда же художник Иван Макаров отпустит погулять. » До светской жизни еще расти и расти.
Только хозяйке едва исполнилось три. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Он был написан с натуры, вот таким образом видно, что мазки наносились поспешно. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств.
Репин подарил картину основателю Радищевского музея А. П. Бескрайние степи, далекие горы, синее небо, целеустремленный взгляд. Но он не похож на любящего ученика, скореепоходит на левита (например, с картины А. А. Иванова), таким холодным и осуждающим написано его лицо. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). И отец ей не отказывал». Она была пламенной революционеркой и гражданского женой Максима Горького, Ленин называл ее «товарищ феномен». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Как пишет свят. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В центре группы – старик-отец в одежде фарисея. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Словно репетиция к приему гостей.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Татьяна Степановна, будучи женщиной грамотной и деятельной, не только занималась образованием детей, читая им вслух произведения Пушкина, Лермонтова, Жуковского, но и организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята и взрослые. Один из первых исследователей репинского творчества – художник и искусствовед И. Э. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Когда художник твой папа — и церемониться не стоит.
Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически». После окончания гимназии Татьяна Ильинична училась на Бестужевских курсах. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Сейчас этот портрет хранится в Харьковском художественном музее. Обычна иконография апостолов – молодой безбородый Иоанн постарше, темноволосый – брат его Иаков и уже старик – Пет. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла.
Чувства старика можно описывать по-разному, многогранно и живо изображает его Репин. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Надежда Ильинична Репина заболевает тяжелым нервным расстройством, с тех пор она постоянно проживает вместе со своим отцом в «Пенатах». Ее внуки и правнуки проживают во Франции, разъехавшись по всей стране. На первом изображено чудо, на втором – его свидетели.
В этой школе преподает Татьяна Ильинична, при этом вместе с семьей занимая часть дома. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Америка—Франция—Россия.
2015-2017 Э Вести. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». Рассматриваемая работа относится к последней категории портретов-жанров.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Она ушла из жизни в 1931 году55.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Молодая семья запечатлена Репиным в 1905 году на полотне, которое названо «Семейный портрет». И пока юная дама научилась принимать светский вид лишь благодаря кисти художника. Интересно построение полотна художника: он использует вид снизу, что придает фигуре объемной монументальности и в то же время вытесняет пафосность образа жизненной убедительностью.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III. В 1922 г., спасаясь от голода и разрухи, она уехала к отцу в усадьбу Пенаты в Куоккале (ныне поселок Репино Ленинградской области). Это слияние удивительного и непонятного чувства надежды с опасением или неверием или он видит будто начавшиеся воскресение и словно внутренне зажигается в нем радость по мере «оживания» его дочери (как отмечалось некоторыми искусствоведами). Противоречивый образ отца удался Репину именно из-за этой неясности чувств, выраженных в его лице.
Работа Репина представляется в этом смысле более застывшей, статичной, действие остановилось в ней и все ушло в ожидание, во внутреннее напряжение. Да и вообще это была любимица семьи. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Репин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе и после первого же сеанса горячо одобрял его живопись, но Юрий Ильич выслушивал его в угрюмом молчании, не глядя ему в лицо и норовил воспользоваться любой возможностью, чтобы ускользнуть из «Пенатов» и скрыться от отцовского глаза». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Портрет дочери Веры (1872 – 1948) относится к периоду творческого расцвета художника. В правой части картины Репина собрались родственники умершей и ученики Христа. Илья Репин был поклонником творчества композитора Модеста Мусоргского и был его приятелем. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Крестным отцом маленькой Веры стал близкий друг Ильи Репина, директор Публичной библиотеки в Петербурге известный критик и искусствовед – Владимир Васильевич Стасов. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Обычное лицо, каких тысячи, простота и сдержанность. Вот как описывает их взаимоотношения Корней Чуковский: «В те краткие периоды, когда у Репина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с «Пенатами» (а их размолвки длились порой годами и вообще отношения у них были тяжелые), Илья Ефимович втягивал в работу и сына и очень радовался, когда тот соглашался прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. здесь привлекает та лирическая тема сна, об интересе к которой художника говорилось выше. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Известно, что он был довольно язвительным и саркастичным по отношению к собеседнику. Это гиперактивный ребенок, робость и послушание для которого – сказочные персонажи. Интересно написаны образы апостолов. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Положение обязывает. Освещение на сцену падает из окон, внутреннихсветильников нет. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Илья Ефимович Репин был довольно компанейским и общительным человеком.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. На международной выставке в Мюнхене в 1910 году он был награжден юбилейной премией принцессы Евгении Ольденбургской за картину «Великий вождь (Петр в Полтавской баталии)», в 1913-м — II премией по исторической живописи Общества поощрения художников за картину «Тюрченский бой», в 1915-м — премией по исторической живописи Общества им.
Общение с прежними друзьями было только заочным. Репин дважды подавал прошения об отставке. Как в эскизах, так и в картине – изображены отрешенные от события люди. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Однажды в письме одному из своих друзей, который недавно женился, художник написал: «Если женщина способна быть преданной вполне интересам своего мужа, она – драгоценный друг, который необходим мужчине, с которым он не расстанется ни на минуту во всю жизнь, которого он будет любить и уважать глубоко в душе». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
Многие знакомые Репина недоумевали: какие женщины на самом деле нравятся художнику. Но художник уловил и другие немаловажные детали, он знал, что писатель болен и сломлен трагическими обстоятельствами его жизни (один сын покончил с собой, второй был неизлечимо болен) и следы боли и тоски он сумел запечатлеть во взгляде писателя. «Дочь советской Киргизии» все же увидела мир — облетев весь свет на почтовой марке. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Среди огромного количества портретов выдающихся ученых, художников, писателей и поэтов, написанных И. Е. Репиным, особое место занимают портреты детей художника, в каждом из которых видна яркая индивидуальность изображаемых.
Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. Она была закончена только в 1891 году. Грабарь писал: «Своей живописью художник передает одни стороны натуры, при помощи рисования – другие это просто два разных подхода к ней, два метода из которых каждый открывает только ему присущие возможности и дает свои результаты».
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. В апреле 1901 года она выходит замуж за молодого военного, поручика Язева. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Молодые покидают Петербург и отправляются к месту службы мужа. В 1922 году старшая дочь художника переезжает в отцовское имение «Пенаты» на берегу финского залива, где становится полноправной хозяйкой в доме своего пожилого отца, взяв при этом на себя все бытовые заботы. 1877Холст, масло, 125. 5 x 97. 5Государственная Третьяковская галерея».
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Впоследствии мальчика будут называть в славянском стиле Юрием.
Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках. Когда художник услышал о том, что Мусоргский госпитализирован в тяжелом состоянии, он написал критику Стасову: «Вот опять прочитал я в газете, что Мусоргский очень болен. И. Репин. Татьяна Ильинична Репина-Язева вместе с дочерью переезжает жить в имение отца «Здравнево», которое ныне находится в Беларуси.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Возможно именно таких ярких эмоций художнику и не хватало в первом браке. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Черно-зеленая штора, почти слившаяся с фоном, написана за спинами апостолов. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Сельская девочка, ставшая лицом целой страны.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Сразу после рождения дочери художник вместе с семьей отправляется в поездку по Европе. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Крепость и ясность композиции подчеркивается плавным ритмом линий тела и складок подушки.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Своеобразная «влюбленность» в образ помогает каждому портретисту проделать кропотливую работу над картиной.
Будучи первым ребенком в семье, девочка всегда считалась всеобщей любимицей. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Через 10 дней после этого композитор скончался. Интересно сравнить фотографии знаменитых современников художника с их портретами. Дети имея озорной характер, весело играли на природе и Репин заметил, как его дочь Верочка сидит на перекладине и качает ножками, как стрекоза, сидящая на стебельке травы.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Однако отношения старшего и младшего Репиных безоблачными не назовешь. Иисус Христос и в картине Репина и у Поленова изображен в профиль.
При этом он старался отвлечься от собственного отношения к позирующему и уловить внутреннюю глубинную сущность личности. Возвращается в Россию летом 1876 года. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Портрет неудачен, он не похож на Марию Федоровну. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Илья Репин был одним из величайших портретистов в мировом искусстве. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. М. Бунакову.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Репин-рисовальщик ни в чем не уступал Репину-живописцу. Отброшена и забыта кукла, недосуг позировать часами. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
После развода с первой женой, Верой Шевцовой, с Репиным остались старшие дети. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Цветы в руках молодой Репины выглядят символично: жизненный расцвет, молодость, красота. Такое поведение для «стрекозы» в порядке вещей – ее не интересует спустились ли у нее чулки, не развязались ли туфельки, самое важное в данный момент – покачивать правой ножкой, словно дразня соседских товарищей по играм.
Она выражает чувства противоположные тем, что испытывает мать у Поленова. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. можно разделить на две категории: собственно портреты и портреты-жанры. В это время появляется нетипичный для художника портрет старшей дочери Веры, написанный на природе – «Осенний букет».
Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Они часто проводили совместно время в усадьбе Здравнево. Я согласен с вами — портрет неудачен»». Но все это позже. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
И. Репин. Нам доподлинно известно, что Любицкие были друзьями семьи Репиных.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Художник восхищался трудоспособностью дочери. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Через 10 дней после этого композитор скончался. А. Куинджи. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Связь с родным городом, Слобожанщиной и Украиной Илья Репин пытался сохранять до конца жизни, а украинские мотивы занимали важное место в творчестве художника5.