Монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» было заказано Репину правительством. По слухам здоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», тоже преждевременно отдали Богу душу. «бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» — всемирно известные шедевры Репина и этапные полотна в развитии художественной мысли в России. В этом же году появляются и другие известные картины Репина с названиями, это «Портрет Елизаветы Мамонтовой», «Портрет Ивана Сергеевича Тургенева», «Украинка у плетня», а также небольшое полотно «Дорога через узкий проход» и другие полотна.
Кстати, по слухамздоровенные мужики, позировавшие Репину для полотна «Бурлаки на Волге», тоже преждевременно отдали Богу душу. Более точный способ определить, сколько стоят картины Репина, заключается в экспертной оценке конкретного полотна. Первое полотно Репина на историческую тему.
В 1918-м Илья Репин написал полотно «Большевики», сюжет которого называют антисоветским. Илья Репин создавал поистине реалистичные полотна, которые до сих пор являются золотым фондом картинных галерей. Три года Илья Репин трудился над полотном «Крестный ход в Курской губернии». Известно, что в создании полотна Репину помогали его ученики: фигуры правой части, по репинским этюдам, писал Борис Кустодиев, левой – Иван Куликов. Творчество Репина отличается необыкновенной плодотворностью, причем многие полотна он писал одновременно.
Репин создал полотна с невероятным драматическим содержанием. Монументальное полотно «Торжественное заседание Государственного совета» было заказано Репину Правительством. Уже в 30-х годах ХХ века картина Соловьева висела на музейной выставке в Сумском художественном музее рядом с работами Репина, а потому народная молва ничтоже сумняшеся приписала это полотно самому Репину, да к тому же присвоило ему столь говорящее название – «Приплыли».
Как и другие полотна великого Репина, она очень реалистично и правдиво передает все происходящее.
В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Эта история получила название «бунт 14». Но что-то гнало меня к этой картине и я опять работал над ней».
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. За некоторое время до поступления Репина в академию претенденты на золотую медаль (их было 14 человек) обратились в Совет профессоров с предложением изменить правила, согласно которым они должны были писать картину на одну и ту же (религиозную или мифологическую) тему. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Газета «Русские ведомости» писала, что у Репина Тургенев «явился с таким цветом лица, какой бывает у человека после долгого перепоя вместо же роскошных седых волос и бороды Репин украсил г. Тургенева белыми мазками, напоминающими скорее взбитое мыло, чем человеческие волосы».
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Через 2 года многие из них стали жертвами первой революции. Она недоступна женской слабости. Ярким примером тому служит портрет Мусоргского. М. Бунакову.
По данным исследователей, несмотря на активную деятельность репинской мастерской, между художниками и его питомцами постепенно нарастало отчуждение. Замысел ее зародился у художника еще в 1868 году — именно тогда появился первый акварельный эскиз, посвященный теме бурлаков. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников». Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Не доносчик ли. Первый факт. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Так ли это – судить зрителям.
По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Стасов присылает ему все, что он просит.
В то время на всех выставках Европы в большом количестве выставлялись кровавые картины. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
В московском журнале «Свет и тени» говорилось: «Какого-то старческого селадона представил нам Репин вместо Тургенева». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Тот заведомо знал о диагнозах некоторых знаменитостей, потому и торопился увековечить их образы на полотнах.
Он создал эскизы костюмов обоих персонажей. Среди них и русский поэт Федор Тютчев. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Историчен лишь мастерски написанный антураж.
«Иван Грозный» был показан на XIII Передвижной художественной выставке. И нападением на картину «первого безумца» : в наиблагополучнейшем 1913 году полотно изрезал ножом старообрядец иконописец Абрам Балашов. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Репин имел сложный характер. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже.
1 марта 1881 года в Петербурге представители «Народной воли» убили АлександраII. Исторический эпизод взят Репиным как повод для изображения безудержного хохота. Судьба картины Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» драматична. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Америка—Франция—Россия. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин.
До Великой Отечественной войны его росписи украшали несколько храмов на Украине (к сожалению, эти церкви были разрушены фашистами). Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. В любом случае – более тревожное полотно в музеях России поди сыщи. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Он владел большим количеством техник и раскрыл себя в самых разных жанрах. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Брифинг – вещь правильная. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Свет наступающих сумерек скрадывает рефлексы и переливы красок. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Менее известен другой факт, связанный с идеей создания картины. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
А картина, на которой запечатлена больная пианистка Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре». Музыка переносила его в мастерскую, к картине. Реакционные круги сочли полотно «крамольным» и запретили его показ.
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Поленовым и В. М. Васнецовым. Л. Н. Толстого». За что картина Репина, как известно, не раз уже поплатилась.
Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года). Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Кстати, сына Мясоедова звали, как и царевича, Иваном. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали.
Спустя 10 дней Мусоргский скончался. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Пишет писарь, человек умный и на Сечи уважаемый, а сочиняют все – каждому хочется сказать свое слово. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге». Кажется, что Софья играет перед зрителями. С осязаемой реалистичностью передана фактура тканей одежды казаков.
Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет и дочка немножко подросла. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.
Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Трагические события побудили мастера написать полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея, Москва). Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Вот таким образом так ярко предстают перед нами «бурлаки на Волге», лицезрение которых произвело на молодого Репина неизгладимое впечатление. Репин никуда не делся.
Позднее полотно было отреставрировано специалистами. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) гасит болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Страшно было подходить – не сдобровать. Балашов был признан невменяемым и направлен в лечебницу для душевнобольных. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Жил в Италии и Франции (1873–1876).
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Мы перечислили лишь некоторые репинские портреты, выполненные им в Москве. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). На моих друзей она производила то же впечатление.
Там – жизнь, борьба здесь – смерть, увядание. Чтобы придать картине лиричность и не отвлекать внимание зрителя от разнообразия ярких человеческих типов, художник умышленно выбрал именно вечернее освещение. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. От крупной фигуры Софьи веет недюжинной силой и энергией.
Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. В 1877 году Репин оставил Чугуев и поселился в Москве. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Смерть уже наложила свою печать на лицо юноши. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Ирония иронией, но вопрос в другом – что делать с проблемой вандализма в принципе.
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». В лице Репина русский реализм вступал в пору зрелости и высокого расцвета. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Уже в пятнадцатилетнем возрасте Илья принимал участие в расписывании сельских церквей.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Репин трактует историческое событие как драму человеческой личности. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Смирение в его стекленеющих глазах, в противовес неистовости отца, подчеркивает всю жестокость действительности, погубившей молодую жизнь. Илья Ефимович Репин – самый влиятельный художник России на рубеже XIX – XX веков. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Репин считал сам эту картину красивой. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди.
В 1879 году он написал полотно «Царевна Софья» (Третьяковская галерея, Москва). У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Совет отказал молодым художникам и тогда они написали прошение об отчислении их из учебного заведения. Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Обер-прокурор Святейшего синода К. П. Победоносцев в письме к царю отозвался о произведении знаменитого художника так: «Сегодня я видел эту картину и не мог смотреть на нее без отвращения Удивительное ныне художество: без малейших идеалов, только с чувством голого реализма и с тенденцией критики и обличения».
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве, в 1879 году. Он покончил жизнь самоубийством, прыгнув в лестничный пролет. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Казалось, она спит. «Царевна Софья» вызвала в обществе жаркие споры. «Жертв» репинской кисти настолько много, что это действительно ужасает.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Там он и скончался.
Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Мне минутами становилось страшно. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
Одной из наиболее интересных и значительных работ Репина стала композиция «Не ждали». Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Бельгийская пианистка Луиза де Мерси-Аржанто умерла от рака в год написания своего портрета Ильей Репиным. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Не исторический, а психологический аспект события занимает Репина.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
«Портрет писателя Алексея Писемского» является одной из лучших работ Репина. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Известность мастеру принесли картины на исторические сюжеты, в которых с большой доскональностью показана русские черты характера. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Когда школа закрылась, Репин поступил в иконописную мастерскую Бунакова.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Однако этот успех художника дорого стоил его натурщику. Художник создал множество изображений своих выдающихся современников. Берег Волги.
На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Вот его главное наследие, на самом-то деле. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. И картина крови имела большой успех. О чем эта история.
В центре — вернувшийся из ссылки революционер, осторожно и неловко входящий в комнату. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине.
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. И вот Репин безжалостно стер все, что было на холсте за четыре месяца и начал все сначала. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Она ушла из жизни в 1931 году55. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства».
Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. После Бурлаков это наиболее значительное произведение. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Он только начинает свою бурлацкую жизнь, но сколько в нем огня, задора, как сердито смотрят его глаза, как высоко поднял он голову, – такой ничего не боится, хоть и самый молодой из всех. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Он идет прямо к матери. Осознав непоправимость случившегося, он обезумел от ужаса.
Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира – эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи.
Царевна стоит у окна, откинувшись назад, с распущенными волосами, скрестив руки на груди, побежденная, но непокоренная. При мне он работал не раз то с Еленой Киселёвой, то с Кустодиевым, то с Бродским, то с Паоло Трубецким. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. И первым запретом «на открытый показ» в истории русского искусства: П. М.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак. В живописи его таланты проявились также широко. Совсем скоро художник отправится на Украину, чтобы зарисовать старинные укрепления, сохранившиеся на месте Запорожской Сечи и найти прототипы среди реальных казаков для будущих персонажей. К обоим Репин относился сочувственно. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Кроме того, незавидная судьба постигла и персонажей картины Репина «Торжественное заседание Государственного совета». Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Мусоргский был изображен художником уже во время болезни, о чем свидетельствует больничный халат, в который и облачен композитор. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Так, уже будучи в Петербурге, в 1883 году, после торжественных похорон Ивана Сергеевича, на которых Репин присутствовал (похороны состоялись 27 сентября), он начал писать новый портрет знаменитого писателя и снова, в который уже раз, его постигла неудача.
Судьбы детей Репина сложились по-разному. Даже больше — я думаю, что эта картина еще лучше. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878 -- 1891, ГРМ) Репин работал более 12 лет. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Изображая толпу, Репин создал целую галерею ярких образов представителей разных социальных сословий и классов пореформенной России.
Он, дескать, счел исторический сюжет убиения сына неправдоподобным. Обладатели этой награды получали возможность совершить поездку за границу. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Публика восприняла работу Репина как протест против самодержавного деспотизма. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Все заняты. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому.
За окном летний день. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Третьяков»109. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Пока вандальные выходки носят, по счастью, разовый, «сумасшедший» характер, статистику здесь подводить сложно, но это точно не чаще одного случая на пять-десять-двадцать лет.
Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни. В итоге: порезы на картине в трех местах, повреждена рама.
Еще в начале 1870-х годов Илья Ефимович написал работу «Бурлаки на Волге», которая известна сегодня на весь мир и принесла ему первую славу. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке. Тургенев не был удовлетворен этим портретом, да и самому Репину портрет не нравился, о чем художник откровенно сказал Третьякову, принял на себя этот «грех» и утешался надеждой, что когда-нибудь поправит эту, «почти непроизвольную» ошибку. Лишь И. Н. Крамской поддержал мастера. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми.
Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Это, по определению Игоря Грабаря, своего рода физиология смеха. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Репин стал очевидцем казни народовольцев.
Публике картина понравилась. Эта встреча оказала огромное влияние на дальнейшую судьбу Репина. Во-первых, непорядочный эксперт может легко занизить истинную ценность картины неопытного продавца. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Третьякову, купившему полотно в 1885-м, было предписано двором не экспонировать его и лишь через несколько месяцев (идиллическими все же временами была «реакция Александра III». ) запрет сняли. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной.
Критик, как и многие другие современники художника (В. И. Суриков, П. М. Третьяков, М. П. Мусоргский), считал, что Софья на картине слишком стара, некрасива, ей не хватает одухотворенности. Одутловатое лицо, круги под глазами, такие же взъерошенные волосы. Пятый факт. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Репина хвалили, Репина осуждали, но никто не остался равнодушным к картине.
Он писал Репину: «Я очень был тронут Вашей картиной. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств.
Наиболее крупным и значительным из них является «Крестный ход в Курской губернии» (1880--1883). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине.
И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Одна из самых знаменитых картин Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которую со временем все стали называть просто «Иван Грозный убивает своего сына», с начала своего создания приносила натурщикам только несчастья. Вечером в пятницу, перед самым закрытием основной экспозиции Третьяковки что в Лаврушинском, вандал (37-летний приезжий из Воронежа) начал металлической стойкой ограждения бить по известной картине «Иван Грозный и сын его Иван».
Анненков, коренной обитатель Куоккалы, примостился у него за спиной и стал зарисовывать Репина. Репин Илья Ефимович – великий русский художник.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Картина была готова в 1880 году, а в 1881-м Писемского не стало. Вегетарианцем стал и сам Репин.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Он оказал значительное влияние не только на живопись, но и всю русскую культуру. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Каждая фигура прописана четко и динамично, вероятно именно вот таким образом картина так напоминает стоп-кадр хорошего фильма.
В названии картины дата 1581 очевидно рифмуется с 1881 годом. Может быть доносчиком и тот человек, который стоит у окна и, заложив руки за спину, смотрит на пропагандиста, – это, вероятно, хозяин избы. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово.
Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Репин встречал их по средам. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».
А вот другой портрет, написанный Репиным в Москве. В этом сюжете Репина привлекал образ самой царевны. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). влекущую к себе силу.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Экспрессию безудержного веселья несколько умеряет освещение. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры.
Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Репин был очень дружен с Мамонтовым.
Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Даже Стасов вынужден был отметить, что между многими портретами, написанными Репиным, «неудачен только один именно – портрет Тургенева». Но, ни приведи бог, еще не вечер.
В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Красноречивые подробности – опрокинутое кресло, покатившийся посох, лужа крови на ковре – комментируют происшедшее.
Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
С первого раза Илье не удалось попасть в академию и он стал учиться в Рисовальной школе при Обществе поощрения художников, где познакомился с преподававшим там молодым живописцем И. Н. Крамским. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. естественно было искать выхода наболевшему трагизму в истории.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Отзывы прессы были весьма резки, если не сказать больше. Если известный русский художник И. И.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Общение с прежними друзьями было только заочным. Я отворачивался от этой картины, прятал ее. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Работал весь день, не замечая времени. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился.
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. В «Запорожцах» живописная манера Репина отличается особой сочностью, фигуры людей пластичны, лица экспрессивны, красочные одежды написаны ярко и звучно. В понедельник директор созывает всех на брифинг для СМИ.
А в 1913 году иконописец Балашов пришел на выставку с ножом. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Облик Ивана Грозного настолько страшен, что зритель забывает о причине разыгравшейся трагедии — об убийстве. Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. По данному факту отделом дознания ОМВД России по району Якиманка города Москвы (УВД по ЦАО) возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 243 УК РФ (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства или культурных ценностей), добавила она. Едва Репин закончил работу, Тютчев серьезно заболел и вскоре умер. Это сделано мастерски. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Евреинов и художник Ю. Анненков. Однако нелепую смерть русского хирурга Пирогова скептики так и не смогли объяснить. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Он изрезал картину так, что ту пришлось долго реставрировать.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В эту минуту в комнату вошел Христос. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Образ Пророка у Репина получился непривычным: уже немолодой, длинноволосый, бородатый интеллигент в рубище вместо одежды— таким его представил художник, находившийся под влиянием толстовских взглядов. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались. Так генерал-губернатор Москвы и министр Плеве погибли от рук террористов.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Полное название первой исторической картины Репина — «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году».
Репин забыл о конкурсе, об Академии. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Он не всегда мог договориться с покупателями о цене картин. Убийство свершилось. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками.
В. В. Стасов обвинил Репина в непонимании истории. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Постараемся разобраться в ситуации. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Этот период был самым плодотворным в творчестве художника.
Здесь также изображен очень больной человек – писатель Алексей Феофилактович Писемский. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника.
Много учился на написании портретов близких и друзей. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. Позже он поражал ценителей искусства своими блестящими портретами известных людей (писателя Толстого, композитора Мусоргского, ученого Пирогова, художника Шишкина и пр. ) и сюжетами на историческую тему («Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья»). В летние месяцы, когда художник уезжал на этюды в Здравнёво, ученики следовали за ним227228. С 1882 года художник вновь живет в Петербурге, где в 1884 году примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Они жили в Пенатах в течение двух недель. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Он рисовал картины используя самые разные сюжеты и полотна неизменно ему удавались.
Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Картина теперь писалась легко, вдохновенно. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Прекрасно написано и подводное царство – морские растения, чудища, рыбы, зеленоватая вода, вся пронизана солнечным светом. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Первой самостоятельной работой Репина стала композиция «Бурлаки на Волге» (1870–1873, Русский музей, Санкт-Петербург). Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
В основе композиции лежит реальное событие XVII столетия. Перед окном ее кельи, в назидание непокорной сестре, Петр приказал повесить стрельцов. И вот уже перед нами не царь, а отец. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Он отказывался пояснять что-либо по поводу созданных им произведений. Когда поймем и будем взахлеб обсуждать в соцсетях: «Стрекоза» – портрет двенадцатилетней дочери в мятом голубом платье, оседлавшей изгородь выгона, «Осенний букет» с мягким переливом зеленого, паутинно-серого, терракотового, маки в разнотравье и белые ампирные скамьи в усадебной зелени, детские и женские портреты Репина – не уступают написанным в те же десятилетия шедеврам импрессионистов ни в маэстрии, ни в глубоком чувстве радости и любви к жизни (а пожалуй – и в благодарности Творцу за творение). Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Горе отца затмевает страдания умирающего сына.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Множество зарисовок казачьих типов мастер создал во время поездок по Украине. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Репин был в восторге от смелого и дерзкого ответа запорожцев и сразу же сделал карандашный набросок. Для него важно показать всю сложную гамму чувств, владеющих заточенной в монастырь царевны, ее гнев и неистовое желание отомстить. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171.
Это стремление художника особенно заметно в «Запорожцах». Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». В своих композициях он создал живописную эпопею русской жизни конца XIX столетия. Каждая картина Репина--прекрасная глава этой эпопеи: «Бурлаки», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии», «Сходка», «Проводы новобранца», «Арест пропагандиста», «Протодьякон», «Вечерницы» и многие другие. Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Что позволило Репину достоверно изобразить костюмы и реквизит того времени.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Чувства были перегружены ужасами современности. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки. Комната небогатой интеллигентной семьи.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Каждый персонаж переживает что-то своё. Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Этюд получился превосходный. Репин попытался самостоятельно отреставрировать «Ивана Грозного», но стареющему мастеру не удалось вернуть картине прежние краски. В 1901-1903 годах он написал картину изображающее заседание Государственного совета.
Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.