Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Усадьба великого русского художника Ильи Репина Пенаты расположена на берегу Финского залива, в 45 километрах от Санкт-Петербурга по Приморскому шоссе. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш.
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга. Поскольку юридической хозяйкой усадьбы являлась она, то оглашается её завещание, по которому «Пенаты» становились пожизненной собственностью Репина, а потом переходили к Академии художеств при условии, что там будет открыт домик-музей.
Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств. В настоящее время Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств. Изображения этих божков, пенатов, можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино).
Усадьба Пенаты находится в Курортном районе г. Санкт- Петербурга, в посёлке Репино, на Приморском шоссе, дом 411. И. е. репин в усадьбе «Пенаты» продолжал работать до глубокой старости. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Парк является неотъемлемой частью музея-усадьбы Ильи Репина Пенаты.
Места за столом определялись по жребию. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. В целом экскурсия удалась. Здесь хорошо работалось летом. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу».
Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Малявиным Ф. А. портрет Тхоржевской-Петровой А. И. Здесь же ранняя работа Кустодиева Б. — профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный Куликовым И. С. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Бродский, В. С. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать.
В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Прислуживание считалось недопустимым. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин. Мусоргского.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской.
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. На нём среди личных вещей страницы рукописи воспоминаний. «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Помогал в этом Леви. От дома остались только фундамент и остовы печей. В кабинете Репиным были написаны воспоминания «Далекое близкое».
Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Куликовым.
Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. У шкафа висит рабочий халат Репина. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной.
О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. Художнику 76 лет. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую.
В ней по средам собирались гости. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Дочь художника переехала в Хельсинки.
Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Так появились этюд Серова «Пиратка», портреты работ Кустодиева Б. М., Куликова И. С., Бродского И. И., Петрова Н. Ф., Малявина Ф. А. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Особых высот в живописи достиг Л. И. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Бывали здесь и Сергей Есенин и Владимир Маяковский. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы».
В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
(1876—1915) и другие произведения. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»).
Сурикова. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Считается, что это единственное произведение Васнецова в скульптуре. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина.
Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Гостил в «Пенатах» Александр Куприн, всех радушно и приветливо принимала в усадьбе Наталья Нордман-Северова – верная спутница жизни Ильи Репина. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады».
Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Кони, Д. И. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии).
Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. По соседству с гостиной находится и столовая. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка».
Многие из этих вещей изображены на картинах. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Ге и других.
По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Печь в столовой видна на многих фотографиях. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены.
Но поскольку почти весь архив художника был спасён, то Постановлением правительства усадьба «Пенаты» была включена в список памятников, подлежащих полному восстановлению. Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Это, кстати, очень характерная черта – Репин старался не использовать труд работников, вот таким образом его гости сами обслуживали себя за столом, сами вешали свою одежду на вешалки и т. д., о чем их еще в прихожей предупреждало специальное объявление. Вели себя крайне недоброжелательно и надменно, хотя у нас была очень воспитанная группа, состоявшая из людей в возрасте. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А.
Изображение этих божков, пенатов, можно видеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни.
У окна на, бамбуковой подставке, медный гонг— «Там-Там». Мусоргского. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек.
Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Неужели сложно предложить бахилы. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Скрябина и С. В. Их и не восстанавливали.
В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Под его аккомпанемент пели в Пенатах старинные украинские и русские песни и думки. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился).
В ней по средам собирались гости. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). В годы войны усадьба Репина сгорела практически полностью. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. В глубине мастерской и на лесенке-подставке доспехи римского воина (бутафория), служившие для работы над картинами, здесь же находится кресло для позирующих и большая ваза с кистями.
«Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Со стороны южного фасада был погреб со стеклянной крышей и стеклянной галереей-переходом от дома. Менделеева, А. Г. Все они неоднократно бывали в «Пенатах».
У окна стоит старый деревянный сундук. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга.
В центре кабинета стоит письменный стол. Мастер с восторгом воспринимал успехи начинающих художников и с гордостью показывал их картины. В Пенатах сохранился один этюд к этой картине— «Молящийся запорожец».
На прежних местах три скульптурных портрета и самый ранний из них по времени создания (1981г. )— бюст русского хирурга Пирогова Н. И. Бюст Толстого Л. Н. — вылеплен в 1891 году в Ясной Поляне и скульптурный портрет Нордман Н. Б. от 1902 года. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Вместе с домом сгорели также все беседки в парке. Для футуриста ростом в сажень — это не дело».
Куликов, И. И. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Многие из этих вещей изображены на картинах.
Многие из этих работ не сохранились, но при восстановлении музея специалисты постарались восполнить этот пробел. — Скоро тут останутся одни комары». Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку Площадь Гомера была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, покрытых Репином смолой. По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей).
Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Она знаменита большим медным гонгом – с его помощью гости извещали хозяина о своем приходе. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Кроме того, один из художников (Ю.
Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображён в картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Отличалась простотой своего убранства. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского).
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Отличалась простотой своего убранства. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Бунина, Н. С. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник.
Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи.
В центре мастерской, у окна, «шаляпинский» диван (подлинник не сохранился, экспонат близок по форме и цвету обивки), назван так потому, что на нём позировал Шаляпин (портрет так и не был завершён). В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин.
Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Он был голубой и поднимался по средам над домом. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции— живописный и графический. Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты.
Слева от копии запорожского знамени висит портрет Юрия (возможно автопортрет). После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Бехтеревым. Слева от бюста рисунок-портрет Репина работы Трубецкого, как память о его посещении Пенат 13 мая 1906 года. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II.
Здесь художник написал много портретов. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Гинцбургом.
В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Репину было тогда 76 лет. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь. Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Эти художники помогали Репину в работе над картиной.
Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов». Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Среди учеников И. Е. Проводились такие встречи традиционно по средам.
Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала».
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. В трудные 20-е годы в парке был огород. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек.
Места за столом определялись по жребию. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. Началась Великая Отечественная война. Это самая поздняя пристройка к дому была сделана в 1911 году. Особняк построен по проекту самого Репина, вот таким образом особое внимание уделено естественному освещению, при котором он писал свои картины.
В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. В ходе работы он также читал труды по истории Запорожья и консультировался с историком и фольклористом Д. И. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет.
Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина). Содержание История усадьбы И. Е. Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903).
Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам.
Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Прислуживание считалось недопустимым. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Усадьба воссоздана по фотографиям, воспоминаниям, записям – в 1962 году. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича.
Самопомощь— это девиз репинского дома. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Она жила в имении до 1939 года. В дом мы попадаем через прихожую. Лескова, Л. Н.
К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Рядом на столике в синей вазе, кисти Репина. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
Писатели зачитывали свои новые произведения. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной».
Однако дети воспротивились его намерению и отказались ехать вместе с ним. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Однако музею не суждено было долго просуществовать. Здесь же лежат папки с поздравительными адресами, бювары, портфель с монограммой «И.
Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. На золочёном мольберте картина Репина «Вид на Везувий ночью», написанная в Италии в 1873 году. Справа от большого окна на стене размещены этюды Репина: портрет финского поэта Эйно Лейно— к картине «Финские знаменитости», двух солдат— к картине «В атаку с сестрой», эскиз к неосуществлённой картине «Пётр 1 на верфи». Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году.
Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. С переездом дом начали перестраивать, добавляя к нему различные причудливые пристройки, веранды и балконы. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей.
В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. В углу самодельные трости и заступ. Кустодиева, написанный И. С.
Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Художник лишь сделал небольшой набросок. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др.
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург.
На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Павловым, В. М. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами.
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Отличалась простотой своего убранства. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Швейцара здесь не было. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобняк з видлогою»— верхняя одежда казаков из белого домотканого сукна. Репино, Приморское шоссе, д. 411. За мольбертом он проводил большую часть дня. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником.
У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Владелицей рояля оказалась ученица композитора. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей.
Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин. Пироговым, И. П. У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Молас. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Это дочери Репина.
По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926).
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Круг общения Репина заметно сузился. Первое ее издание вышло только в 1937 году. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника.
Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Также в гостиной всегда стоял рояль. Сама картина в Русском музее.
Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Репину помогали его ученики. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты».
По завещанию Нордман, составленного в 1910 году, в случае смерти хозяйки (это случилось в 1914 году в Швейцарии от открытой формы туберкулёза) дом становился собственностью Репина, а потом переходил к Академии художеств при условии, что там будет музей И. Е. Репина. В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. В крылатке Репин изображён советским скульптором Манизером М. Г. Кабинет пристроен к одной из комнат и как бы выходит в сад. На противоположной стене находится портрет Б. М. Художник переживал это с трудом. Перед каждым стоял полный прибор.
Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. В. Ф.
В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Центральное место в столовой занимает портрет Нордман 1905 года, в 1929 году была попытка продать этот портрет, но из-за высокой цены продажа не состоялась. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
Только в архиве художника находилось около двух тысяч фотографий. Здесь проходили обеды по средам. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж.
В парке строились деревянные домики и беседки. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Все дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных, под настроение названия менялись. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Сурикова, В. В. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314.
В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Здесь проходили обеды по средам. Репин дружил и с учеными.
Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. В углу самодельные трости и заступ.
Сварог. Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Репин считал её целебной и пил до самой смерти.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Самопомощь— это девиз репинского дома. Для тех времен это было прямо-таки революционно. Дом открыт в сторону парка.
Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». У входных дверей, справа стоит старый флаг «Пенатов». 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие.
За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады» — высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться. Поленов, А. И. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. В саду усадьбы находится и его могила. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты).
В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги.
У окна стоит старый деревянный сундук. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. В большом пруду у колодца были посажены белые лилии, на воду спущена небольшая лодочка, там же устраивались фейерверки по праздникам. На кафельной печке, слева бронзовая статуэтка «Нарцисс»— память о путешествии в Неаполь Италии.
Он покорно переносил эту тяготу и час и второй, но стоило войти ко мне в комнату какому-нибудь живописному гостю, стоило мне зажечь керосиновую висячую лампу, которая по-новому освещала присутствующих, — и Репин с тоскою оглядывался, нет ли где карандаша или пера. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага.
В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6.
Рубинштейна, В. В. Мусоргского, В. И. К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, так как тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. В парке строились деревянные домики и беседки.
Сама картина в Русском музее. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. какое хорошее слово вы написали я ваш. ». Самопомощь— это девиз репинского дома. Строительство велось без плана.
Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. В центре стоит стол особой круглой конструкции, на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайнен в 1909 году (с 1962 года новодел).
Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Глазунов, виолончелисты А. В. Репину всегда была близка запорожская тема. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Главная задача работников музея-усадьбы И. Е. Репина — пропаганда, популяризация и изучение творческого наследия художника. А в конце XIX – начале ХХ века «Пенаты» были одним из известнейших культурных центров России.
В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. У окна стоит старый деревянный сундук. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда.
Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Швейцара здесь не было. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных.
Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Репин в первые годы семейной жизни был счастлив, но потом их отношения с Верой Алексеевной испортились и в 1887 году супруги развелись. В 1930 году художника не стало. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Он не мог ездить на родину. Стасова, В. И.
После этого холст претерпел еще ряд изменений. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Серову. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев.
Репин был тогда в зените славы. Здесь всегда стоял рояль. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С.
Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. Толстого начал временами вегетарианствовать. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Из гостиной дверь ведёт в столовую.
И какие только гости не сидели за этим столом. Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там. Ежегодно здесь бывают тысячи посетителей. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году.
В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Это дочери Репина. Стасов писал: «. Все работали на равных правах в том числе и хозяева., ). Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году.
Репину помогали его ученики. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие.
Кустодиев, И. В. Здесь бывали Максим Горький и Корней Чуковский, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Давид Бурлюк и Леонид Андреев, Александр Куприн и Владимир Короленко, Федор Шаляпин и Александр Глазунов. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Там же книги о Ленине и его сочинения, присланные в Пенаты по просьбе Репина в 1926 году. К подставке прислонён любимый музыкальный инструмент запорожцев— торбан.
В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Комната с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда полна света. Прислуги по этикету Пенатов не было и весь обед в готовом виде стоял на круглом столе меньшего размера, который наподобие карусели, возвышаясь на четверть, находился посреди основного.
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Первый номер становился председателем круглого стола. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Здесь всегда стоял рояль. В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград).
Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Скалона. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Андреевой в Куоккале. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни.
Прислуживание считалось недопустимым. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». В углу самодельные трости и заступ. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман). Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки.
В конце 1920-х годов Репин не мог подниматься на второй этаж и столовая служила ему и спальней и мастерской, между трибуной и печью, отгороженный ширмой стоял диванчик, где он спал. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». В 1930 году здесь стоял гроб с телом Репина и отсюда его проводили в последний путь.
Менделеева и других). Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Здесь хорошо работалось летом. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Таким трофейным оружием пользовались запорожцы.
Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга.
Карельский перешеек стал ареной военных действий. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К.
Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Художника привлекали красивейшие места на берегу Финского залива. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой).
Швейцара здесь не было. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году.
Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Открывайте дверь в столовую сами». При входе, слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год) выполненный литографическим карандашом.
Многие были его моделями. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Толстого, М. П. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18.
Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник.
Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины.
Она была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, которые Репин лично покрыл смолой. Многие посетители становились моделями для художественных работ. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911), «Голгофа» (1922—1925), «Гопак» (1927).
Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми.
Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Все комнаты с видом на парк имели выходы в парк и он был как бы их пейзажным продолжением. В ней по средам собирались гости.
Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским. Кроме того, путешествуя по Украине, Репин изучал древности этнографических музеев, делал зарисовки старинных запорожских предметов из частных собраний. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце.
Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Справа на выступе стены помещён небольшой круглый барельеф с «Запорожцев» из обожжённой глины, сделанный украинским мастером гончаром Поросным Василием из местечка Опошня. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос.
Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Р».
«Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». В глубине мастерской у окна находится незаконченная картина «Пушкин на набережной Невы», которую Репин писал и переписывал более 30 лет постоянно меняя композицию. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Здесь всегда стоял рояль. В конце жизни Репин изъявил желание навсгда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.
Их накопилось тысячи, несколько книжных шкафов, как правило, никому не показывались и служили материалом для дальнейшей работы. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Это портрет Юрия Репина.
Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н.
Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. На фотографии, на площадке лестницы, ведущей в летнюю мастерскую, группа гостей Репина запечатлена около этого произведения.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Многое изменилось после революции. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах".
Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Так художник стал гражданином Финляндии. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16.
Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Картина имеет посвящение: на постаменте под бронзовым львом ясно читается надпись «Посвящается Александру Александровичу, Софии Александровне, Михаилу Александровичу Стаховичам»— это были приверженные пушкинисты. На вешалке, рядом, репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Чехова, И. А. Он стоит на мольберте. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда 17 века) изображён Тарновский В. В. на портрете 1880 года. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
Владелица рояля оказалась ученица композитора. Стасова, А. К. Над маленьким окошком, как и при Репине, висит рисунок изображающий мальчика с чубом, завёрнутым за ухо.
После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Музей-усадьба И. Е.
Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Андреева, Д. И.
Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Обеденный стол с вращающейся серединой был вновь сделан благодаря чертежам с объяснением конструкции, сохранившихся в архиве Русского музея. Вернуться на родину Репину хотелось, он даже написал письмо К. Е. Ворошилову.
Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).
Здесь художник жил и работал последние тридцать лет. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Куинджи, Б. М. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Есть в этом альманахе и рисунки В. В.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Это помещение называли и верандой бюстов, вдоль стен стояли скульптурные работы Репина.
В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Сохранилась шапка, в которой Репин себя изобразил, она лежит рядом на табурете, справа от автопортрета. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика).
Его можно отнести к лучшим работам позднего периода творчества художника. Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино.
Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.
«Теперь это пустыня», — писал Репин. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Сеченовым, Н. И.
Проходя по комнатам, посетители видят мастерскую, где художник создавал свои шедевры, веранду, на которой отдыхал Репин после своего плодотворного трудового дня, столовую и рабочий кабинет. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. 1835 год».
Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Справа на стене висит небольшой эскиз картины «Черноморская вольница». Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картиной «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак».
Здесь же этюды к портретам членов Государственного Совета, выполненные учениками Репина— И. Куликовым и Б. Кустодиевым. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений.
Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). В парке строились деревянные домики и беседки. «О, музыка. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым.
Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Боткиным, И. М. Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). Вместо некоторых утраченных произведений, которые были в «Пенатах», главным образом работ учеников Репина, удалось отыскать картины тех же художников, относящихся к тому же времени. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки.
В центральной части на большом мольберте— последний автопортрет Репина 1920 года. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Резной ларец, в котором Репину были переданы 436 сочувственных писем по поводу несчастного случая вокруг картины «Иван Грозный». С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским».
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Репин познакомился с Горьким в 1899 году и их дружба особенно укрепилась после того, как в 1904 году Горький поселился с известной актрисой М. Ф. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Рядом с письменным столом находится гипсовый слепок со статуи «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (оригинал в Эрмитаже). Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения.
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Проект исполнялся архитектурной мастерской Ленпроекта под руководством И. Кацюга, архитектором В. Шерстнёвым.