Круг общения Репина заметно сузился. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Есть в этом альманахе и рисунки В. В.
Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Однако музею не суждено было долго просуществовать. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Бунина, Н. С.
Репин был тогда в зените славы. В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка.
В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Кроме того, один из художников (Ю.
В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей).
Репино также является прекрасным курортным посёлком с отличным пляжем и видами на Финский залив. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Толстого, М. П. Прислуги по этикету Пенатов не было и весь обед в готовом виде стоял на круглом столе меньшего размера, который наподобие карусели, возвышаясь на четверть, находился посреди основного. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи. Репину было тогда 76 лет.
Здесь хорошо работалось летом. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Куликовым. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году.
В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Это дочери Репина.
Лескова, Л. Н. Швейцара здесь не было. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Скалона.
Многие посетители становились моделями для художественных работ. Художник переживал это с трудом. В музее на стенах этих комнат размещены большие фотографии основных произведений художника. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине.
Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Многое изменилось после революции. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. Сама картина в Русском музее.
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж.
Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Рубинштейна, В. В. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Началась Великая Отечественная война.
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. Он был голубой и поднимался по средам над домом.
Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Карельский перешеек стал ареной военных действий. Всё это подлинные вещи конца XVIII века. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)».
В 1930 году художника не стало. Многие были его моделями. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Особых высот в живописи достиг Л. И. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Помогал в этом Леви.
Неужели сложно предложить бахилы. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Вода в ней отличного качества, проверено лично. Их и не восстанавливали.
Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Из гостиной дверь ведёт в столовую. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин.
Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Также в гостиной всегда стоял рояль. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный».
И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Она жила в имении до 1939 года. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Входя в дом, где все хранит неповторимые черты личности его хозяина, напоминает о его титаническом труде, увлечениях, творческих поисках и открытиях, мы как бы становимся его современниками, глубже постигаем его идеи и дела. На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил.
Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Здесь всегда стоял рояль. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь).
Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Владелицей рояля оказалась ученица композитора.
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. В углу самодельные трости и заступ. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом».
Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. И какие только гости не сидели за этим столом. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков.
От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Илье Ефимовичу Репину было пятьдесят шесть лет, когда он поселился в небольшом домике на берегу Финского залива. Мусоргского.
Здесь проходили обеды по средам. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Репину всегда была близка запорожская тема. Поленов, А. И. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Музей открыт в 1962г.
Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Здесь организовываются культурно-массовые мероприятия, ведутся исследовательские работы, проводятся интересные экскурсии, знакомящие посетителей с жизнью и деятельностью одного из величайших русских художников. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни.
В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник.
К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Застрявшие в ней отдельные обыватели, большею частью разная мелкота, не шли в счет по сравнению с тем окружением, в котором создались и выросли Пенаты».
Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Музей-усадьба И. Е. Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман). Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
«Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Особняк построен по проекту самого Репина, вот таким образом особое внимание уделено естественному освещению, при котором он писал свои картины.
Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. «О, музыка. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов». Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений. Глазунов, виолончелисты А. В.
Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. На репинских «средах» часто выступали известные актеры.
В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Первое ее издание вышло только в 1937 году. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Куинджи, Б. М. Чехова, И. А.
Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Репину помогали его ученики. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Гинцбургом.
Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины.
В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет.
По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Мусоргского, В. И. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. От дома остались только фундамент и остовы печей. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной.
Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Он не мог ездить на родину. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей.
Прислуживание считалось недопустимым. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Ге и других. Сварог.
На противоположной стене находится портрет Б. М. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов.
В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Сеченовым, Н. И.
Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Самопомощь— это девиз репинского дома. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Кони, Д. И.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской.
Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. какое хорошее слово вы написали я ваш. ». Многие из этих вещей изображены на картинах. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902).
За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». В трудные 20-е годы в парке был огород.
Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским».
Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми.
Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
Содержание История усадьбы И. Е. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов.
Толстого начал временами вегетарианствовать. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Мусоргского. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца.
Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года.
Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Когда мы бываем там, где протекала жизнь выдающихся людей, чьи имена навсегда связаны с развитием русской и мировой культуры, нас охватывает невольное волнение. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Бехтеревым. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. У окна стоит старый деревянный сундук.
В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». до своей кончины в 1930г. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке».
В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Менделеева и других). Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. 1835 год».
Первый номер становился председателем круглого стола. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте.
Даже самые обыденные вещи приобретают особый смысл, если мы знаем, что они принадлежали знаменитым деятелям прошлого. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад.
В ней по средам собирались гости. Пироговым, И. П. Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Писатели зачитывали свои новые произведения.
Проводились такие встречи традиционно по средам. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина.
В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была.
Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами, без помощи прислуги и даже без помощи соседа. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии.
Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Практически все дома комплекса «Мои Пенаты», представляющие единый архитектурный образ, выполнены из высококачественного кирпича. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957).
Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. Стасов писал: «. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Дом открыт в сторону парка.
Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Печь в столовой видна на многих фотографиях.
Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева.
Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. В течение нескольких месяцев дом был приведен в порядок и весной 1940 года открыт для посетителей как музей. Менделеева, А. Г.
Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. — Скоро тут останутся одни комары». Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках.
Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Места за столом определялись по жребию. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Андреевой в Куоккале. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).
Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Сурикова, В. В. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18.
К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. Художественные произведения, мемориальные вещи и часть обстановки дома были вывезены в Ленинград, в Академию художеств.
Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника.
Дочь художника переехала в Хельсинки. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах.
Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Кустодиева, написанный И. С. По соседству с гостиной находится и столовая. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
В дом мы попадаем через прихожую. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон.
Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Здесь художник написал много портретов. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей.
Отличалась простотой своего убранства. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт».
Стасова, В. И. По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. «Теперь это пустыня», — писал Репин. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной».
Сурикова. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое».
В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Боткиным, И. М. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола.
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Она ратовала за опрощение, безоговорочную любовь к животным, отказывалась от яиц, масла, молока и даже мёда, а в последние годы жизни проповедовала сыроедение (см., ). В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов».
В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Вера охотно показывала его комнаты всем желающим.
Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Бродский, В. С.
Андреева, Д. И. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Для тех времен это было прямо-таки революционно. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика).
В парке строились деревянные домики и беседки. Стасова, А. К. Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке.
Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина).
Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Репин дружил и с учеными. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам».
Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. В. Ф. Скрябина и С. В. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей.
В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета».
Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Кустодиев, И. В. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным.
По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. В целом экскурсия удалась. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Внешний вид её не менялся с момента постройки. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. За мольбертом он проводил большую часть дня.
Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. После этого холст претерпел еще ряд изменений. Молас. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош.
Куликов, И. И. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. На портрете рыжебородого мужчины в синем халате изображён квартирный хозяин Репина в его первой комнатке на Васильевском острове— архитектора Петрова Александра Дмитриевича. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически).
На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). Так художник стал гражданином Финляндии. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни.
Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Репино, Приморское шоссе, д. 411. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный.
Павловым, В. М. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. Перед каждым стоял полный прибор.