Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров. Одним из таких мест является музей Репина «Пенаты», который наверняка заинтересует поклонников живописи известного художника. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств.
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино). Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга.
Нордман, завещала «Пенаты» Репину в пожизненное владение, а после смерти художника – в собственность Академии художеств для организации музея. В настоящее время музей-усадьба Репина «Пенаты» — федеральный культурно-исторический памятник, включающий в себя жилой дом, могилу И. Е. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш.
В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Менделеева, А. Г.
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу.
Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Писатели зачитывали свои новые произведения.
В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. По соседству с гостиной находится и столовая. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос.
Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников).
По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». В. Ф. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады».
Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Так художник стал гражданином Финляндии. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками.
В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Справа от входа на зимнюю веранду находятся картины живописцев из Чугуева, первых учителей Ильи Ефимовича. Самопомощь— это девиз репинского дома. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца.
Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни.
Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. На втором этаже расположились комнаты с большими окнами из-за чего они становятся еще светлее и уютнее. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь».
Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. до своей кончины в 1930г.
Толстого, М. П. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Чехова, И. А. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Многое изменилось после революции. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н.
Толстого начал временами вегетарианствовать. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Андреева, Д. И. Для тех времен это было прямо-таки революционно. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами.
Здесь всегда стоял рояль. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. После оглашения завещания Репин перевел на счет Академии 40 тысяч рублей на содержание будущего музея. Вдоль стен кабинета на полках стоят книги по искусству и художественная литература, а также работы по физиологии, медицине, естествознанию.
Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Павловым, В. М.
В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Кустодиев, И. В. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Музей открыт в 1962г.
Бродский, В. С. Особых высот в живописи достиг Л. И. Здесь художник написал много портретов. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Многие были его моделями. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой).
Репино, Приморское шоссе, д. 411. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми.
портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Репину было тогда 76 лет. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Кони, Д. И.
В целом экскурсия удалась. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Дом открыт в сторону парка. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году.
Пироговым, И. П. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». «Теперь это пустыня», — писал Репин. Мусоргского.
Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Это дочери Репина. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Куликовым. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам.
За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Она была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, которые Репин лично покрыл смолой. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»).
На репинских «средах» часто выступали известные актеры. — Скоро тут останутся одни комары». Сварог. В трудные 20-е годы в парке был огород.
На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались.
Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. В дом мы попадаем через прихожую. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие.
23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек.
Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. И какие только гости не сидели за этим столом. Мусоргского, В. И. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году.
Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Мусоргского. Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги.
Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск».
Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику. 1835 год». В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым.
Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Рубинштейна, В. В. Места за столом определялись по жребию.
Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Перед каждым стоял полный прибор. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара.
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова.
1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Из гостиной дверь ведёт в столовую.
Скрябина и С. В. Ранее на месте этой мастерской находился большой открытый балкон, на котором в 1903 году Репиным был написан автопортрет с Наталией Нордман. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.
Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя).
Первое ее издание вышло только в 1937 году. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Боткиным, И. М. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу».
После этого холст претерпел еще ряд изменений. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов».
В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки.
Неужели сложно предложить бахилы. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Многие из этих вещей изображены на картинах. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева».
Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен.
Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Многие посетители становились моделями для художественных работ.
Музей-усадьба И. Е. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Стасова, В. И. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Бехтеревым.
Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели.
Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей.
Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Вода в ней отличного качества, проверено лично.
Она жила в имении до 1939 года. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. На противоположной стене находится портрет Б. М. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И.
Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков.
Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник.
Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. В углу самодельные трости и заступ. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены.
Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Из летней в зимнюю мастерскую можно попасть через костюмерную: маленькое помещение, где хранились костюмы для натурщиков. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт».
Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году.
Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Здесь хорошо работалось летом. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей).
Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Дочь художника переехала в Хельсинки. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов».
Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Не раз Корней Иванович навещал его со своими друзьями: Д. Бурлюком, В. Маяковским, Сашей Черным, В. Хлебниковым, И. Пуни. Проводились такие встречи традиционно по средам. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Прислуживание считалось недопустимым.
В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Бунина, Н. С. Ге и других. Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. Номер первый становился председателем, в его обязанности входило снимать крышки с кастрюль с кушаньями.
Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. В 45 километрах от Санкт-Петербурга на берегу Финского залива находится музей великого художника Ильи Ефимовича Репина, усадьба, в которой он жил до самой смерти. Здесь проходили обеды по средам. Репин дружил и с учеными. Менделеева и других).
Репин в первые годы семейной жизни был счастлив, но потом их отношения с Верой Алексеевной испортились и в 1887 году супруги развелись. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Сурикова. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6.
Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Это, по словам Репина, был мини-народный университет. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. В музее создаётся впечатление, словно Илья Ефимович никогда и не покидал свой дом, а сейчас просто вышел на прогулку, но скоро вернется. Стасова, А. К. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо.
В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Художник переживал это с трудом.
Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения.
Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Также в гостиной всегда стоял рояль. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена.
Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Сегодня в столовой представлены работы разных лет, в том числе и ранние картины, созданные в Чугуеве, а также произведения последнего творческого периода. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе).
Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Помогал в этом Леви. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности.
Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Гинцбургом.
Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским». Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Первый номер становился председателем круглого стола.
Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е., ). Куинджи, Б. М. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
Содержание История усадьбы И. Е. В 1930 году художника не стало. «О, музыка.
В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Лескова, Л. Н. Серову. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н.
Андреевой в Куоккале. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Кустодиева, написанный И. С.
Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Репину всегда была близка запорожская тема. Поленов, А. И. Здесь в зимние вечера устраивали концерты с участием Федора Шаляпина, Александра Глазунова, Бориса Асафьева.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Репину помогали его ученики. Репин очень любил музыку и почти ни одно собрание гостей не обходилось без домашнего концерта. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев.
Отличалась простотой своего убранства. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Куликов, И. И. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером.
Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Молас. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград).
В парке строились деревянные домики и беседки. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает».
Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Их накопилось тысячи, несколько книжных шкафов, как правило, никому не показывались и служили материалом для дальнейшей работы. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.
Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Круг общения Репина заметно сузился. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. У окна стоит старый деревянный сундук. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Сурикова, В. В. В ней по средам собирались гости. В комнатах смотрительницы включали магнитофон и по тексту тыкали указкой то в одну, то в другую сторону.
В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Швейцара здесь не было. Скалона. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д.
(Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11.
Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Он не мог ездить на родину.
В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Среди учеников И. Е. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов.
Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Глазунов, виолончелисты А. В. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Их и не восстанавливали.
Мастер с восторгом воспринимал успехи начинающих художников и с гордостью показывал их картины. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман.
Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Сеченовым, Н. И.
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи.
Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Сама картина в Русском музее.
Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино.
У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах».