Фото не могут отобразить невероятную обстановку Пенаты. Фотографии Пенаты были сделаны в коттеджном поселке, являются настоящими. Усадьба «Пенаты» в фотографиях, 1899-2011 / Науч. -исслед.
Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой. Во времена Репина камни укрепляли цементом. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Кроме того, он внес на счет Академии художеств около 40 тысяч рублей на будущее содержание усадьбы (поскольку иначе Совет Академии просто не желал принимать этот дар).
Горку, которая отделяла участок от соседнего поля, Репин назвал Чугуевской (Чугуевой) горой, в память о своей родине. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок.
Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Перебравшись в «Пенаты», Репин жил здесь до конца жизни и не прекращал работать. При входе у порога гостей встречала надпись – «Самообслуживание – снимайте пальто, калоши, вытирайте обувь сами». Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Картина имеет посвящение: на постаменте под бронзовым львом ясно читается надпись «Посвящается Александру Александровичу, Софии Александровне, Михаилу Александровичу Стаховичам»— это были приверженные пушкинисты.
Многие посетители становились моделями для художественных работ. В начале 1903 года Репин показал на Передвижной выставке картину «Какой простор. », построенную исключительно на впечатлениях от пребывания в Куоккале. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Кустодиева и И. С.
Справа на выступе стены помещён небольшой круглый барельеф с «Запорожцев» из обожжённой глины, сделанный украинским мастером гончаром Поросным Василием из местечка Опошня. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Но и дома героине предстояло пережить отчуждение, непонимание окружающих их косые взгляды и слышимое за спиной слово эта (так и назвала она впоследствии переиздание повести отдельной книжкой, а чуть позже напечатала ее снова, назвав К идеалам). В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
Репин дружил и с учеными. Еще левее находилась беседка «Рембрандт», от которой сохранились лишь две-три булыжные ступени и будка для этюдов «Италия». Он был очень знаменит по множеству портретов и таким картинам, как «Бурлаки на Волге», «Иван Грозный», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы».
После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным.
В том, что вблизи дороги, жил со своей семьей Юрий Ильич Репин, сын художника и сам художник. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Для футуриста ростом в сажень — это не дело».
Она пересекала лужайку, названную «Площадью Гомера» со стоящей здесь деревянной беседкой именовавшейся «Храмом Озириса и Изиды». Но на фотографии 1938 года на могиле Репина уже стоит крест. В парке строились деревянные домики и беседки.
Эта декорированная резьбой ярко раскрашенная беседка в «египетском» стиле служила своеобразной эстрадой для домашних концертов, лекций, кооперативных народных гуляний, танцев и чаепитий. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Репин учился снимать.
Самопомощь— это девиз репинского дома. Ни перед кем не запиралась большая комната, всегда битком набитая и поражавшая лекторов необычным вниманием. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». В центральной части на большом мольберте— последний автопортрет Репина 1920 года. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады» — высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Вернувшись, он обнародовал завещание Нордман, составленное в 1910 г. Согласно последней воле Нордман Репин становился пожизненным владельцем «Пенатов», после чего усадьба переходила в ведение Императорской Академии художеств, которая должна была сохранить все комнаты и создать здесь музей. В марте 1900 года в Ниве опубликованы первые главы. В это время имя художника знала уже вся Россия. К башенке мимо беседки «Храм Озириса и Изиды» и площади Гомера пролегла аллея Пушкина.
Швейцара здесь не было. Это самая поздняя пристройка к дому была сделана в 1911 году. Зимой 1900 г. они переехали в свою новую усадьбу на время, жили там каждое лето, а с лета 1903 г. остались здесь и на постоянное жительство, но в Петербург Репин часто ездил на занятия с учениками. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя.
У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Эти многочисленные обязанности и заставили Репина искать дом в окрестностях Санкт-Петербурга: с одной стороны из Куоккалы было удобно добираться до города, с другой— место на берегу Финского залива было достаточно уединённым и Репин мог работать спокойно и без помех.
Считалось, что он поселился на даче г-жи Нордман. Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным. «Пенаты» стали его малой родиной.
В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном.
О визитах в «Пенаты» поэт писал: «Ем репинские травки. (1876—1915) и другие произведения. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной. Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской.
Куликова) Репин писал огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета», ставшее одним из высочайших достижений русской живописи. В ней по средам собирались гости. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Березовая аллея соединяются аллеей сосен. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Но то был лишь конец повести. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей.
Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Малявиным Ф. А. портрет Тхоржевской-Петровой А. И. Здесь же ранняя работа Кустодиева Б. — профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный Куликовым И. С. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна— это подарок от певицы А. Н. Молас, пропагандистки творчества Мусоргского. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Напротив входных дверей простое зеркало, вместо подзеркальника— ящик, сбитый из дощечек, покрытый домотканой шерстяной скатертью. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина.
Наиболее сырые места углубили, превратив таким образом в живописные пруды. В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно изобразив писателя сжигающим второй том Мертвых душ (Самосожжение Гоголя, 1909). Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Источник назвали «Колодец Посейдона». В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы.
На верхней площадке стояла подзорная труба для обозрения Финского залива. И хозяин и хозяйка были очень гостеприимны, каждую среду усадьба была открыта для всех желающих, для этого на доме рано утром вывешивали флаг с надписью «Пенаты», как знак того, что дом для гостей уже открыт. Однако в середине 1880-х у супругов наступило охлаждение в отношениях. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день).
Он стоит на мольберте. Они встретились в июне 1915 года и Репин сразу оценил талант поэта. Своих детей у них с Репиным не было (в год знакомства (1898), когда Репину было уже за 50, а Нордман — за 30, Наталья Борисовна забеременела, но родившаяся девочка скончалась в младенческом возрасте впоследствии Нордман утверждала, что материнство — это крест и отстаивала право женщин на самореализацию помимо материнства).
Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Здесь хорошо работалось летом. Каждая дорожка, горка или беседка получила свое название в духе хозяйки усадьбы.
Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Зимою больше времени проводили в городе. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников.
Случилось все это в год столетия со дня рождения И. Е. Репина. Стоящую рядом на пригорке деревянную беседку стали именовать «Храмом Озириса и Изиды». Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Так, от дома шла засаженная елями «Аллея Пушкина», пересекавшая лужайку, получившую название «Площадь Гомера». Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет.
Когда художник уже приобрел участок, выяснилось, что земля в прибрежной зоне сильно заболочена. Причем отношение к ним было достаточно враждебное. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов.
Пруды соединялись с протекающим рядом с усадьбой ручьем, названным «Марьина канава». Рискованность этого занятия придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них – на стене столовой).
Когда о покинутой усадьбе сообщили в Ленинград, правительством было принято решение о том, чтобы возложить заботу о «Пенатах» и задачи учета и сохранения художественных ценностей на Всероссийскую академию художеств. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Картина всем нравилась, но Репину – меньше всего.
«Пенаты» – по верованию древних римлян – боги-хранители домашнего очага, семейного благополучия. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Поступив в Академию со второго раза, Илья Репин провел в её стенах долгих восемь лет. Подробнее об усадебном парке «Пенатов» читайте тут.
Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Картина побывала на передвижной выставке, потом вернулась в мастерскую, откуда в послереволюционные годы попала в Прагу.
Справа на стене висит небольшой эскиз картины «Черноморская вольница». В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Комната с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда полна света. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном.
В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. На картине видны только спина женщины и мастерски выписанная спинка кресла.
Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Пенаты – это легкое, будто летящее, слово, заимствованное у древних римлян, давно уже вошло в русский язык как обозначение родного дома – места, где человеку хорошо, где его ждут и где он никогда не будет чужим (у древних пенатами назывались боги, хранящие дом). Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Волнорезы были гладкими и ровными и при первых заморозках там катались на коньках. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты.
Один из портретов был помещен на обложке книги Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Швейцара здесь не было. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Чтобы осушить и привести в порядок заброшенный участок, самые сырые места решено было углубить и превратить в пруды (всего было вырыто пять соединенных протоками прудов).
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. В кабинете Репиным были написаны воспоминания «Далекое близкое». Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя. Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что Пенаты являются дачей Н. Б. Нордман.
Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности. Бродского, на котором изображен большой желтый камин в мастерской усадьбы). На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду.
Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Репин всегда охотно рисовал и писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. Она знала шесть языков и могла бы переводить. Неужели сложно предложить бахилы.
Каждую среду в «Пенатах» проходил «день открытых дверей» — к Илье Репину и его жене приезжали гости. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены.
В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
В усадьбе, ставшей в 1940 году мемориальным музеем, великий художник прожил три десятилетия. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там. В конце июня 1914 г. на 51-м году жизни ее не стало, похоронена она была в Швейцарии в деревне Орселино, где она проходила курс лечения. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила.
Однако картины не получилось: накануне визита Маяковский сбрил свою «львиную гриву», которой восхищался Илья Репин. Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина. Была сделана опись имущества (основные художественные ценности были найдены в доме сына художника, Юрия: это была его часть наследства). По завещанию Нордман, составленного в 1910 году, в случае смерти хозяйки (это случилось в 1914 году в Швейцарии от открытой формы туберкулёза) дом становился собственностью Репина, а потом переходил к Академии художеств при условии, что там будет музей И. Е. Репина. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке».
Илья Ефимович собственноручно копал канавы и насыпал холмы. Вода хлынула с напором 400 ведер в час. При воссоздании знаменитого обеденного стола с вращающейся серединой помогло то, что в архиве Русского музея обнаружили чертеж с описанием его конструкции. Гинцбургом.
Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. На прежних местах три скульптурных портрета и самый ранний из них по времени создания (1981г. )— бюст русского хирурга Пирогова Н. И. Бюст Толстого Л. Н. — вылеплен в 1891 году в Ясной Поляне и скульптурный портрет Нордман Н. Б. от 1902 года. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах».
Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Многие знали вышедшую в 1870-е годы статью А. Н. Бекетова Питание человека в его настоящем и будущем, в которой излагались основы питания безубойными продуктами. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска).
В глубине мастерской и на лесенке-подставке доспехи римского воина (бутафория), служившие для работы над картинами, здесь же находится кресло для позирующих и большая ваза с кистями. Когда о покинутой усадьбе сообщили в Ленинград, правительством было принято решение о том, чтобы возложить заботу о «Пенатах» и задачи учета и сохранения художественных ценностей на Всероссийскую академию художеств. Здесь проходили обеды по средам. Добровольные посланцы повезли в Куоккалу деньги и продукты. Литературные произведения Нордман (в основном посвященные теме судьбы свободных женщин) отличались умеренными достоинствами, однако ее воспоминания, письма и статьи представляют немалый исторический интерес. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах.
Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Рядом с корнями громоздились гранитные валуны. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка». Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Ему хотелось глубины и наполненности.
Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Рядом на столике в синей вазе, кисти Репина. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики.
В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Среди многочисленных фотографий, запечатлевших репинских гостей в его доме, можно увидеть молодого В. В. Маяковского.
В июне 1944 года война ушла из Куоккалы. Тогда стало известно, что репинского дома больше нет. Это портрет Юрия Репина. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобняк з видлогою»— верхняя одежда казаков из белого домотканого сукна. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Чтобы осушить и привести в порядок заброшенный участок, самые сырые места решено было углубить и превратить в пруды (всего было вырыто пять соединенных протоками прудов). Считается, что это единственное произведение Васнецова в скульптуре.
В конце жизни Репин изъявил желание навсгда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Но это уже потом, а тогда у дачного забора на Большой дороге прибили небольшую дощечку с надписью: Vi a Penates. В Париже купили новый фотоаппарат Кодак. На «Площади Гомера» по воскресеньям проходили народные гулянья-пикники.
Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Многие смеялись над этой непривлекательной и фанатичной женщиной, называя ее чудачкой, писали о неблаготворном влиянии Натальи Борисовны на Репина, упрекали, что ей было не по нраву «служить славе» гениального художника, припоминали ей пресловутые «котлеты из сена» (подробнее о ритуале вегетарианских обедов в «Пенатах» читайте тут). Вместо некоторых утраченных произведений, которые были в «Пенатах», главным образом работ учеников Репина, удалось отыскать картины тех же художников, относящихся к тому же времени. Во всей его фигуре, нарядной и элегантной, появились нотки трагизма.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома.
Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Реальное присутствие хозяина усадьбы переживают и работники музея. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты.
Из гостиной дверь ведёт в столовую. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. В дальнейшем охрану усадьбы обеспечивала местная военная часть, а в Академии художеств приняли решение об открытии в «Пенатах» музея. В целом экскурсия удалась. В центре кабинета стоит письменный стол.
Он не мог ездить на родину. Сгорели и дом Юрия и все беседки в парке. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
Сама картина в Русском музее. Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.
Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в Пенаты. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага.
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Вели себя крайне недоброжелательно и надменно, хотя у нас была очень воспитанная группа, состоявшая из людей в возрасте. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». В обаянии творческой личности, в необоримости духа творчества и заложено бессмертие.
Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник.
Художнику 76 лет. Старшие дочери остались с отцом, а Юра и Таня – с матерью. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Последние 12 лет своей жизни Илья Ефимович провел очень скромно (все его сбережение были национализированы) и практически в одиночестве: супруга Наталья умерла еще в 1914 году, близкие друзья не могли получить разрешение навестить художника из-за плохих отношений между СССР и Финляндией. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
Репину помогали его ученики. Первое время Репин часто приезжал в «Пенаты», но жить оставался в Петербурге (в профессорской квартире Академии художеств). Изобразить работу мысли, неуловимые приметы вдохновения, чуда, которое предшествует созданию художественного образа, – та синяя птица, которую стремился поймать художник. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображён в картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом.
Сама картина в Русском музее. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Часто в «Пенатах» устраивались «литературные среды», когда все гости собирались на просторной лужайке, названной площадью «Гомера» и читали стихи и прозу. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Открывайте дверь в столовую сами». В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
В итоге вокруг усадьбы получился небольшой, но насыщенный «затеями» парк с живописными группами дикого камня, цветущими клумбами, мощеными дорожками, прудами, деревянными мостиками, скамейками, беседками, березами, елями и яблонями. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Картины и архив упаковали и сложили в отдельной комнате, дом опечатали. Остроумно и просто решена была задача осушения. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Была сделана опись имущества (основные художественные ценности были найдены в доме сына художника, Юрия: это была его часть наследства).
В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Появление на выставке каждого из этих произведений становилось событием. В углу самодельные трости и заступ.
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. По воскресеньям на поляне устраивались кооперативные, а значит дешёвые народные гуляния: читали лекции, пели, танцевали, пили чай с булкой и леденцами. Их и не восстанавливали. Летом того же 1903 года Репин, закончивший работу над полотном «Торжественное заседание Государственного совета», окончательно переехал жить в Куоккалу из Петербурга, а картины переместились из мастерской в Академии художеств в маленький дом усадьбы (в Академии Репин еще продолжал профессорствовать до 1907 года). Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема.
Часто и в Пенатах собирались чисто литературные среды. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции— живописный и графический.
Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. В усадьбу направили сотрудников из Академии художеств, которые ознакомились с тем, в каком состоянии находится усадьба. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
В конце «Аллеи Пушкина» была выстроена двенадцатиметровая «Башенка Шехерезады». Самопомощь— это девиз репинского дома. На вешалке, рядом, репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Работа над государственным заказом (картина писалась в Мариинском дворце, где заседал Государственный совет) задерживала окончательный переезд Репина в загородный дом. Номер первый становился председателем, в его обязанности входило снимать крышки с кастрюль с кушаньями. Нордман издала также открытку с изображением картины, а картина попала в Русский музей, правда, значительно позже.
Лицо Нордман можно разглядеть на бронзовом бюсте, стоящем в глубине комнаты. Дочь художника переехала в Хельсинки. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы.
Там же книги о Ленине и его сочинения, присланные в Пенаты по просьбе Репина в 1926 году. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь. Говорили, что некоторые гости привозили с собой запасы продуктов и ужинали на станции или прямо в доме Репиных — закрывшись в какой-нибудь комнате. В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Судьба его родного поместья сложилась печально. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
Его можно отнести к лучшим работам позднего периода творчества художника. За лопату нередко брался и сам Репин. Освещение получилось прекрасное.
Картины и архив упаковали и сложили в отдельной комнате, дом опечатали. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Места за столом определялись по жребию. В браке у супругов родилось четверо детей: Вера (1872-1942), Надежда (1874-1931), Юрий (1877-1954) и Татьяна (1880-1957). Рядом с письменным столом находится гипсовый слепок со статуи «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (оригинал в Эрмитаже).
Больше всех отличался Чуковский и Евреинов Н. Н. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Здесь проходили обеды по средам. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картиной «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак».
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. За лопату нередко брался и сам Репин. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Резной ларец, в котором Репину были переданы 436 сочувственных писем по поводу несчастного случая вокруг картины «Иван Грозный».
Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Многое изменилось после революции. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка.
Репину помогали его ученики. Здесь же лежат папки с поздравительными адресами, бювары, портфель с монограммой «И. Преподавание в Академии художеств также занимало много времени. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова.
На кафельной печке, слева бронзовая статуэтка «Нарцисс»— память о путешествии в Неаполь Италии. По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом. В парке строились деревянные домики и беседки. В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911), «Голгофа» (1922—1925), «Гопак» (1927). В глубине мастерской у окна находится незаконченная картина «Пушкин на набережной Невы», которую Репин писал и переписывал более 30 лет постоянно меняя композицию. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
В 1906 году был отстроен второй этаж дома. Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11.
К тому времени художник уже приближался к шестидесятилетию и находился в зените славы. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Зато Маяковский рисовал его неоднократно — и одного и с другом Корнеем Чуковским. Художник лишь сделал небольшой набросок. Закатное солнце, осветившее лицо поэта, усилило это впечатление.
В трудные 20-е годы в парке был огород. Те же порядки были заведены у Репиных за столом. Обеденный стол с вращающейся серединой был вновь сделан благодаря чертежам с объяснением конструкции, сохранившихся в архиве Русского музея. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером.
После революции Репин больше ни разу не был в России. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Больше они уже не увиделись. Ге и других. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Отличалась простотой своего убранства.
На среднюю, поворотную, часть до начала обеда составлялась вся снедь, служащие в доме садились вместе с гостями. У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников.
Так родилась Чугуева гора, на которой построили беседку «Башенка Шехерезады», с нее можно было любоваться видом на залив. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым.
Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. На самом деле все было проще. Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Воспоминания Куприна относятся к 1905 году.
описание и план парка). Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Уже к осени первое озерцо наполнилось водой. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. В комнатах смотрительницы включали магнитофон и по тексту тыкали указкой то в одну, то в другую сторону. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным.
Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Участок был обнесен деревянным забором. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами.
Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. На одной из картин он изобразил Нордман, сидящую в мастерской за письменным столом. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
Внешний вид её не менялся с момента постройки. Справа от большого окна на стене размещены этюды Репина: портрет финского поэта Эйно Лейно— к картине «Финские знаменитости», двух солдат— к картине «В атаку с сестрой», эскиз к неосуществлённой картине «Пётр 1 на верфи». На его деревянных воротах появилась дощечка с надписью «Villa Penates», а другая табличка извещала, что это «Дача Н. Б. Нордман». Прислуживание считалось недопустимым.
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Это настроение во многом отражало время, когда создавалось полотно. Гостям она раздавала самодельные брошюрки с надписью «Я никого не ем». Места за столом определялись по жребию. Помещения имели не только боковой, но и верхний свет. У подножия башенки слева растет большой дуб, посаженный Репиным в 1913 году.
В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Места за столом определялись по жребию. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. В центре стоит стол особой круглой конструкции, на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайнен в 1909 году (с 1962 года новодел). (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Не всё однозначно в вопросе с могилой великого художника.
В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. У окна стоит старый деревянный сундук. Здесь художник написал много портретов. Дом открыт в сторону парка.
У входных дверей, справа стоит старый флаг «Пенатов». После смерти художника это наследство было поделено между его детьми, которые их продавали. В итоге вокруг усадьбы получился небольшой, но насыщенный «затеями» парк с живописными группами дикого камня, цветущими клумбами, мощеными дорожками, прудами, деревянными мостиками, скамейками, беседками, березами, елями и яблонями. Здесь проходили обеды по средам. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). В центре мастерской, у окна, «шаляпинский» диван (подлинник не сохранился, экспонат близок по форме и цвету обивки), назван так потому, что на нём позировал Шаляпин (портрет так и не был завершён).
Здесь хорошо работалось летом. Здесь всегда стоял рояль. Здесь провел он остаток дней и здесь же осенью 1930 года был похоронен на холме, который сам определил как место будущей могилы.
Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Пенаты оказались на территории СССР. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Когда семейные отношения совсем разладились, Вера Алексеевна потребовала разрыва. Дата окончания работы – 1919 год. Нордман умерла от туберкулеза значительно раньше Репина.
Таким трофейным оружием пользовались запорожцы. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Под его аккомпанемент пели в Пенатах старинные украинские и русские песни и думки. Р». Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Все работали на равных правах в том числе и хозяева. На золочёном мольберте картина Репина «Вид на Везувий ночью», написанная в Италии в 1873 году. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием.
В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн. Отличалась простотой своего убранства. Его талант признал сам Федор Михайлович Достоевский – в своем «Дневнике писателя» он назвал картину торжеством правды в искусстве. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
И теперь, когда посетители, осмотрев комнаты первого этажа, поднимаются на второй и распахивают дверь в мастерскую, у многих вырывается невольный возглас восхищения, будто они попали в богато украшенный дворец. В то время Куоккала была финской территорией. На нём среди личных вещей страницы рукописи воспоминаний. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. В мае 1900 года хозяева Пенатов уехали в Париж. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад.
Слева от копии запорожского знамени висит портрет Юрия (возможно автопортрет). Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. В этом нет мистики. В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II.
Эти художники помогали Репину в работе над картиной. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Помогал в этом Леви. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила.
Потом рассказывали, что на границе их обыскивали до трусов. Многие потом вспоминали в мемуарах «еду из сена», овощные котлеты и бифштексы из клюквы. Многие из этих вещей изображены на картинах. Изначально на могиле, как предполагают, стоял деревянный крест.
Строительство велось без плана. Илья Ефимович Репин (24 июля (5 августа) 1844, Чугуев – 29 сентября 1930, Куоккала) с 1872 г. был женат на Вере Алексеевне Шевцовой (1855-1917), дочери академика архитектуры, преподавателя рисования и черчения Императорской Петергофской гранильной фабрики А. И. Шевцова. Только ранняя кончина Наталии Борисовны остановила полный разрыв между ними.
Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. К подставке прислонён любимый музыкальный инструмент запорожцев— торбан. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках.
Репин не успел застать ее в живых, а только смог посетить и зарисовать могилу. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актера Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам.
Многие были его моделями. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Но открытый здесь музей уже через год пришлось эвакуировать.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. В музее на стенах этих комнат размещены большие фотографии основных произведений художника. Владелица рояля оказалась ученица композитора. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
Несмотря на очевидное изображение социального неравенства в России, картина получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Вене, была куплена великим князем Владимиром Александровичем Романовым (братом императора АлександраIII) и провисела в его Владимирском дворце вплоть до революции 1917 года. Она не позировала, а работала, готовя рукопись следующей книги – романа Крест материнства. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Репин и Нордман пересмотрели множество конструкций, прежде чем заказали построить стол местному столяру-краснодеревцу Пекко Ханикайнену. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки.
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. В феврале 1914 года Репин посадил гражданскую жену на поезд: она уезжала лечиться в Швейцарию. Горка, отделявшая репинский участок, назвали «Чугуевой (Чугуевской) горой» в память о родине художника, на ней были высажены вишни. У окна стоит старый деревянный сундук. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
В ней по средам собирались гости. Это помещение называли и верандой бюстов, вдоль стен стояли скульптурные работы Репина. К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, так как тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году.
Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. На репинских «средах» бывали Сергей Есенин и Максим Горький, композиторы Александр Глазунов и Анатолий Лядов, певец Федор Шаляпин и критик Владимир Стасов, а также многие художники. «Уж вы на меня не сердитесь, но, честное слово, какой же вы, к чертям, футурист. » — говорил ему Репин. Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его. Усадьбу решено было восстановить. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены.
Картины вызывали самые разноречивые отклики, но никого не оставляли равнодушным. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда 17 века) изображён Тарновский В. В. на портрете 1880 года. К ним супруги подавали вино: водку в «Пенатах» не пили. Отличалась простотой своего убранства.
У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. С 1946 года на могиле стоял бюст художника работы известного российского скульптора Николая Андреевича Андреева (1873-1932), созданный им в «Пенатах» в 1910 г. В 1994 году, когда отмечалось 150-летие со дня рождения Репина, бюст заменили простым деревянным восьмиконечным православным крестом.
Это дочери Репина. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. Картины на стенах, мольберты, палитра и кисти чудесным образом хранят в себе как тепло рук, так и свежесть ощущений их создателя и хозяина.
Прессом для бумаг служил большой кусок зелёного стекла— память о посещении Брянского завода. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). Летом 1899 года Репин и Нордман принялись за благоустройство территории. В углу самодельные трости и заступ.
Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903). Наконец в 1908 году художник решился показать на выставке новую работу. В 1930 году художника не стало. В этой книге спутница Репина высказала ряд здоровых идей, выступив против ленивой барской жизни, общественных условностей и навязчивого гостеприимства с непременным перееданием и сопутствующим ему ожирением и вообще ущербом здоровью. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год) выполненный литографическим карандашом. Так художник стал гражданином Финляндии.
Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Сама картина в Русском музее. Судьба же решила иначе.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина. Про Наталью Нордман Владимир Стасов говорил: «Она «парень» недурной, даже интересный». Так появились этюд Серова «Пиратка», портреты работ Кустодиева Б. М., Куликова И. С., Бродского И. И., Петрова Н. Ф., Малявина Ф. А. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. У «Храма Озириса и Изиды» Репин установил своеобразный природный декор: покрытые смолой корни вывороченных бурей деревьев, которые особенно красиво смотрелись зимой, на фоне белого снега. В мастерской находится бюст Шаляпина, выполненный Трубецким П. П. в импрессионистской манере в конце 1890 года и подаренный в 1906 году Репину.
Дом пророс новыми стенами, а сохраненные вещи заняли привычные места. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. В 1944 году во время Великой Отечественной войны дом Репина был почти полностью сожжен.
По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Это был обыкновенный низенький финский домик, срубленный из бревен и обшитый тесом. У шкафа висит рабочий халат Репина.
Футуристы стали частыми гостями на репинских «средах» после того, как Илья Репин познакомился с Владимиром Маяковским. Прямо от ворот вела «Березовая аллея» вглубь усадьбы. В парке строились деревянные домики и беседки. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). В дальнейшем охрану усадьбы обеспечивала местная военная часть, а в Академии художеств приняли решение об открытии в «Пенатах» музея.
Многие из этих вещей изображены на картинах. Так в конце жизни Репин завершил триптих об излюбленных запорожцах. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета».
В 1914 году эскиз был продан, после 1917 года попал в Русский музей, в 1940 году передан в Пенаты. Она жила в имении до 1939 года.
В конце «Аллеи Пушкина» выстроили 12-метровую ажурную «Башенку Шехерезады», располагавшую смотровой площадкой с видом на залив. Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом. В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил. Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики.
Владелицей рояля оказалась ученица композитора. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Восторг перед красотой и силой природы передавал ощущения самого художника в ту пору. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским».
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра.
В Академии художником была написана знаменитая картина «Бурлаки на Волге», сюжет которой он воочию увидел в 1868 году, работая на этюдах на берегу Невы. На фотографии, на площадке лестницы, ведущей в летнюю мастерскую, группа гостей Репина запечатлена около этого произведения. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной Торжественное заседание Государственного совета (1901-1903).
В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Прислуживание считалось недопустимым. Сюда приезжали с друзьями и знакомыми, необязательно по приглашению. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты). Как и прежде, в Пенаты приходят почитатели великого художника.
Однако судьба распорядилась иначе. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни.
На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. В 1930 году здесь стоял гроб с телом Репина и отсюда его проводили в последний путь. В ней по средам собирались гости. Художник Мунтян Ю., делавший эскизы для восстановления печей, на развалинах дома в 1944 году подобрал обломки кафеля для образцов.
Он пригласил Маяковского в «Пенаты», чтобы написать его портрет. На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна— это подарок от певицы А. Н. Молас10, пропагандистки творчества Мусоргского. Исторических материалов хватало.
На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. В Пенатах сохранился один этюд к этой картине— «Молящийся запорожец». За 30 лет жизни в нем Репиных, в усадьбе «Пенаты» побывали многие близкие друзья художника – Максим Горький, живший по соседству Корней Чуковский, Александр Куприн, Владимир Маяковский. Их 15-летний брак, точнее «дружеское сожитие» (эмансипе Нордман всегда подчеркивала, что не является женой Репина), не был безоблачным. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова.
Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была абсолютно пустой. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим.
Общественность начала сбор пожертвований., давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). В этой картине автор впервые показал себя как критический реалист.
У окна на, бамбуковой подставке, медный гонг— «Там-Там». Судьба творца, сама психология художественного творчества всегда занимали его. К концу работы художник держал в руках, помимо знаменитых портретных этюдов и документально запечатленную сцену, где зафиксированы детали одежды, ордена и прочие аксессуары. В 1903 году у входа в усадьбу появились яркие расписные деревянные воротас резной надписью «Пенаты». Из гостиной дверь ведёт в столовую.
Репину помогали его ученики. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Большинство ее творений выходили весьма скромными тиражами и лишь «Поваренная книга для голодающих» шла нарасхват и выдержала четыре издания. При входе, слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. В музее создаётся впечатление, словно Илья Ефимович никогда и не покидал свой дом, а сейчас просто вышел на прогулку, но скоро вернется. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Здесь всегда стоял рояль. При восстановлении печей и каминов «Пенатов» были использованы фотографии, а также рисунки и картины Репина и других художников (например известен портрет Репина кисти И. И.
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола.
Это дочери Репина. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты.
Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». В Пенатах стояли два дома.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Нордман ввела в усадьбе экстравагантные по тем временам порядки. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Традицию официальных приемов ввела вторая жена художника, Наталья Нордман, чтобы в остальное время художник мог не отвлекаться от работы (прибытие в неурочный день могло вызвать вспышку нешуточного гнева хозяина).
В среду 18 августа Стасова снова позвали в Пенаты – познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале (Репин уже встречался с ним в 1899 году и даже писал портрет Нордман также присутствовала тогда в академической мастерской). Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки.
Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Здесь всегда стоял рояль.