Прошло всего пять лет и в царя Александра II, «благословенного», стрелял революционер Д. Каракозов. Сюжет картины был подсказан стихотворной поэмой «Отказ от исповеди», прочитанной Репиным в 1879 году в нелегальной «Народной воле» (впоследствии, когда картина была уже написана, Репин узнал, что автором поэмы был Н. М. Виленкин – литературный псевдоним Н. Миленский – и подарил эту картину ему, а позднее ее приобрел у Виленкина П. М. Третьяков). Картина исполнена мутными цветами. Среди его учеников, . На переднем плане – девушка и парень увлеченно отплясывают гопак.
Мог читать объявления: «Продается хорошо обученная девка, годная для вышивки, шитья и плетения кружев». Репин никуда не делся. Перед ним тюремный священник с крестом в руках. Только на ширину телеги дорога охранялась полицией и на этом пространстве ясно было видно, как качался из стороны в сторону «преступник» на мостовой булыжника. Поверь, что мне палач стократ милее, Чем лживый поп.
Вот он приближается, вот проезжает мимо нас. Уже через несколько месяцев художник представил публике отдельные портреты позировавших ему чиновников: на зрителя смотрели напыщенные, надменные, порой, не блещущие умом «герои» торжественного заседания. Но картина Репина -- не живописная иллюстрация к поэме. Оно выступало против отмены телесных наказаний. Революционер является непримиримым борцом со старым миром, а священник этот мир олицетворяет. Полотно Репина «Отказ от исповеди» – лучшая во всем народовольческом цикле художника. Именно в этом он особенно близок великим писателям-современникам. Значению и богатству образа соответствует способ его основной пластической характеристики.
В отличие от самой картины, на эскизе и священник и узник повернуты лицом к зрителю. Лицо осужденного в картине написано с художника К. К. Он выглядит усталым и жаркие речи ему сейчас ни к чему. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». Но и это дает волю фантазии разгуляться и сделать выводы. Картина вызвала живейший интерес у Достоевского и Перова, а между тем некоторые называли ее «величайшей профанацией искусства». — Бог его величество спас. Свет в камере практически отсутствует.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И снова эти две большие темы сплелись в одной небольшой картине «Отказ от исповеди». С. 225). Скорее всего, скуку изображает и поза и наклон головы священника.
О, бедный край мой. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. к сюжету. (Государственная Третьяковская галерея. Зачем меня учить теперь прощеньюЯвился ты.
Надо сказать, это не было для него случайностью. Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. О, вспомни годы детства, И чистый пыл младенческой молитвы, И мир души и слезы умиленья.
создает полную социального, философского смысла жизненную сцену, где действующие лица, являясь живыми реальными людьми именно в силу этого становятся не олицетворениями, а типическими выражениями двух миров, между которыми, собственно и спор-то невозможен, не нужен. В Нижнем Тагиле хранится рисунок карандашом с акварелью И. Е. Репина. Койка выявляет глубину камеры и дает ту трехмерность пространству фона, которая необходима для рельефа фигур. Осенью 1879 года Илья Ефимович из Москвы, где он тогда жил, приехал по делам в Петербург и, конечно, зашёл на «огонёк» к своему другу известному критику и искусствоведу Владимиру Васильевичу Стасову. Здесь темно, видны лишь две фигуры и койка арестанта. Я — слабый, бедный узник, Что через час заснет могильным сном.
Репин не забыл того впечатления, которое произвела на него «Последняя исповедь».
Но главное – само состояние Юродивого стало иным. Делая что-то одно, художник одновременно должен видеть все ибо каждая мелочь связана тончайшими и крепчайшими узами со всей картиной. Даже здесь, на картине его образ горд, несмотря на внутреннюю усталость. Что к свету я стремился. Священник озлобленно призывает его покаяться, сжигая пламенем самого себя.
Получалось, что народ – лишь фон столкновения между Морозовой и царем. О, вспомни, сын, то золотое время, Когда враждой еще не распаляласьТвоя душа. Здесь было напечатано стихотворение поэта Н. Минского «Последняя исповедь».
Через годы Стасов вспоминал, как читали они эти строки: «Я помню, как мы с Вами вместе, лет десяток тому назад, читали «Исповедь» и как мы метались словно ужаленные и чуть не смертельно пораженные. О, умились, дитя мое, пред смертьюИ богу вздох последний посвяти, А не земле. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Он милостив. Среди его учеников, . Среди его учеников, . Шесть лет она стояла на мольберте художника.
На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку». Например, в первых эскизах художник изобразил Морозову, которая жестом протянутой руки с двуперстием как бы обращается к царю (его палаты были изображены справа). Особенно же остро оно проявилось в Отказе от исповеди.
Теперь крестьян «освободили», но при этом ограбили. Но, придя домой, взял лист белой бумаги, быстрыми и четкими штрихами набросал портрет приговоренного и подписал его: «Каракозов (по впечатлению), 1866 год». Живопись второй половина XIX века.
Но священник встречает не смирение, а гордость, не сломленную жажду борьбы, а высочайший подъем духа, перед которым даже собственная судьба кажется мелкой, а великим – одно народное дело. Прости, господь, что бедных и голодныхЯ горячо, как братьев, полюбилЧто я, рабом родившись меж рабами, Среди рабов – свободным умираю. написал акварельный вариант «Отказа от исповеди», вновь вернувшись к этой теме, как это было со многими другими сюжетами. Среди его учеников, . Время, когда появилось первое предчувствие картины известно абсолютно точно.
Арестант не желает вступать с ним в переговоры. В итоге все три этюда послужили Сурикову для создания образа Юродивого. На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. Что касается революционера, то и он не пытается спорить. Человека везли на казнь. И не за то ль, что громкие словаНа языке всегда у вас, — друзьямиВас должно счесть. Это был 1879 год.
Каждый – со своим характером, своей историей, додумать, «дорисовать» которую может зритель. Работа над картиной начата под впечатлением от стихотворения Н. М. Что нам в словах возвышенных и добрых. От их сочетания возникает впечатление как бы зеленоватой старой бронзы, особенно в свету. В частности, жена возвратившегося мужчины была написана с Веры Алексеевны, жены Репина и ВарварыДмитриевныСтасовой, мать— с ЕвгенииДмитриевныШевцовой, тёщи художника, мальчик— с Серёжи Костычева, сына соседей по даче (в будущем — известного биохимика, профессора и академика), девочка— с Веры Репиной, дочери художника, а горничная— с прислуги Репиных51213. Можно было хорошо рассмотреть лицо и всё положение тела. Образ арестанта также несколько отличается от других вариантов его трактовки художником.
Мусоргского на всемирно известные Картинки с выставки. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Картина написана в 1879 – 1885 годах. Книга вторая.
Его измождение достигло апогея. Что касается революционера, то и он не пытается спорить. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом.
Так ли. Я получил сию секунду Вашу «Исповедь». И, наконец, знаменитая картина «Не ждали», где изображен человек, вернувшийся из ссылки. Работа над картиной началась в том же 1879 году, закончена в 1886-м.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Позой, жестом скрещенных рук, выражением лица отвергает он последнюю исповедь. О чем эта история. Кому служил он.
Посмел написать русского царя, убившего собственного сына. Репин писал людей, превращенных в тягловый скот, – бурлаков, тянущих по реке баржи. В самого царя стрелял. Священник уговаривает исповедоваться перед смертью, но встречает гордый отказ.
Среди его учеников, . прибегает, решая тему в психологическом плане. Сейчас «Последняя исповедь» известна лишь немногим, полузабыт и Минский, а картина Репина осталась жить как одно из самых волнующих произведений художника. От эскиза к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов – вправо), менял положение фигуры Морозовой. Здесь, в толпе, он зарисовать Каракозова не догадался или не посмел.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В письме к В. В. Стасову Репин писал о своем новом увлечении: «Мы теперь керамикой занимаемся, пишем на лаве и на блюдах занятно очень, красиво может выходить, а главное, ведь какая прочность после обжига в огне керамический способ скор и легок, как фреска и потому он не будет дорого стоить да притом же это будут оригиналы, а не копии». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Ты враг народа.
Он написал эскиз картины «Явленная икона», где мужики дрались за право нести икону и прямо над «святым» ликом для яростного удара была поднята палка. Все остальное без такого «ужаления» – ложь, вздор и притворство в искусстве». Среди его учеников, . С одного написана голова, с другого – почти вся фигура, с третьего – цепь и форма шеи.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Холст «Отказ от исповеди» появился при прочтении Репиным изданного одним из подпольных журналов стихотворений под названием «Последняя исповедь».
Работа является одним из эскизов к известной картине «Отказ от исповеди», хранящейся в Третьяковской галерее. Рассказывая о картине «Утро стрелецкой казни», Суриков говорил о стрельцах: «Когда я их задумал, у меня все лица так и возникли», то есть возникли в воображении. Среди его учеников, . В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17. В подтверждение приведу строки из письма Владимира Васильевича знаменитому коллекционеру живописи: «дело состоит в том, что я вёл предварительные переговоры с кем следует и, если бы Вы пожелали, Вы могли бы приобрести картинку Репина (находящуюся в частных руках) «Исповедь», о которой мы с Вами не раз говорили и которая мне всегда казалась самым высшим произведением Репина по выражению». И расписался – И. Репин. Илье Репину было 17 лет, когда отменили крепостное право. И. Е. Егорова.
В создании образа народной толпы художник считал Странника очень важным звеном и работал над ним несколько лет. Время, когда появилось первое предчувствие картины известно абсолютно точно. К ней он создал множество эскизов.
избегает их равноправного показа, что противоречило бы смыслу картины. В картине «Крестный ход в Курской губернии» он остался верен этой теме: разжиревшую барыню, несущую икону, охраняет сотский с тупым лицом. Спиной к лошади он сидел, не меняя ничего в своей омертвелой посадке. Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В его работе над картиной наиболее ярко выразился натурный метод. Божий храмКто осквернит кощунственною ложью. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Это был 1879 год. В инвентарной книге ГТГ записана под тем же названием. Он не старается уговорить заключенного или поспорить с ним.
Недаром московского митрополита Филарета называли «розголюбом» и «кнутофилом». Стасова «Отказ от исповеди» спустя некоторое время оказался в картинной галерее Павла Михайловича Третьякова. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Конечно и в стихотворении можно было избежать риторики и достичь того, чтобы действующие лица были живыми людьми.
В 1879 году в Петербурге вышел первый номер «Народной воли» -- нелегального органа русского революционного народничества. А началом такой трактовки события послужила исторически достоверная деталь. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России. Зачем с такой же речью о прощеньеТы не пошел к моим всесильным судьям.
Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Среди его учеников, . Среди его учеников, . Ряд рисунков 1879 года показывает сложность поисков решения сюжета. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". О чем эта история.
Эта картина стала одной из работ на так называемую казенную тему. Богачам. Иногда быстро находил нужную натуру, чаще на поиски уходило много времени. По ярко-желтому берегу безмятежной Волги бредут те, кто не понаслышке знает, что значит «тянуть лямку».
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Здесь арестант скорее демонстрирует непреклонность своих взглядов. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. В искусстве нередко случается так, что какое-либо произведение, даже не самого высокого уровня, становится стимулом для создания шедевра.
Каталог собрания. Еще один момент народной жизни Репин «подсмотрел» в крестьянской избе, где собрались разгоряченные всеобщим празднованием люди. Посещал Школу военных топографов, затем был учеником иконописца и портретиста И. М.
В 1913 году написал акварельный вариант «Отказа от исповеди», вновь вернувшись к этой теме, как это было со многими другими сюжетами. Первый свет зари, зари его последнего дня, высвечивает лицо. Прикреплённый к дощатой стенке-лавочке, он казался манекеном без движения. Последняя возможность прощения перед ужасной и неотвратимой насильственной смертью.
Задумана под влиянием стихотворения Н. М. Минского (Виленкина) «Последняя исповедь», которое Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Священнослужитель просто ждет решения подопечного. Так вы всегда: когда бедняк без хлебаВ виду безумных пиршеств издыхает, Вы к бедняку подходите с крестомИ учите умеренности скромной. – писал художник. Его поза говорит о том, что он не заинтересован в исходе проповеди.
В эскиз Репин еще находится в поиске и достаточно точно иллюстрирует фрагмент поэмы «Последняя исповедь» Н. М. Минского в лицах и образах. «Отказ от исповеди» он подарил поэту Н. Минскому, написавшему поэму.
А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий». Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. понимает, что их надо зрительно дать в некотором соотношении друг с другом. Обладатель первого развернут к зрителю лицом, обладатель второго – стоит спиной. Одни зрители ругали ее, другие – восторгались. Именно в это время и было расписано блюдо «Персиянка в шлеме».
Позже у Сурикова появилась мысль связать Морозову не с царем, а с народом. Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, который в процессе создания картины не только стремился к изобразительному совершенству, но и уточнял свое понимание события, а главное – выстраивал идейно-смысловое содержание произведения. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Закаменев, он держался, повернув голову влево.
Наконец-то, наконец-то я увидел эту картину. Все это создает неряшливый образ. Задумана под влиянием стихотворения Н. М. Минского (Виленкина) «Последняя исповедь», которое прочел вместе со Стасовым в ноябре 1879 года в нелегальном журнале «Народная воля». Художника влекут образы тех, кто борется против «возмутительной действительности».
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . Сильным.
Здесь темно, видны лишь две фигуры и койка арестанта. Решение приобретает преимущественно психологический характер, при котором внешняя жестикуляция и движение фигур заменяются их внутренней психологической выразительностью. На то ль дал крест, чтобы исподтишкаЕго крестом вы слабых убивали. Шесть лет он думал о ней. В. Стасов принес Репину первый номер нелегального журнала «Народная воля».
Он не старается уговорить заключенного или поспорить с ним. На 25–летнего «преступника» с особым вниманием смотрел из толпы 22–летний художник.
О, если б ты и убедил меня, Скажи, кому нужна моя пощада. Например, видно, что этот человек в годах имеющий опыт в подобных ситуациях. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Холст «Отказ от исповеди» появился при прочтении Репиным изданного одним из подпольных журналов стихотворений под названием «Последняя исповедь». Поэма Минского была не причиной, но лишь поводом к созданию «Отказа от исповеди». Художник всегда называл себя сторонником Добролюбова и Чернышевского, никогда не скрывал своих взглядов.
Среди его учеников, .
Кроме эскизов, Суриков исполнил десятки этюдов маслом, акварелью и карандашом. прочел вместе со Стасовым в ноябре 1879 года в нелегальном журнале «Народная воля». Художник не выдумал своего героя. Но до последних мгновений своей жизни, революционер свято верил в свою правоту.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Он считает себя правым, но преступник не поддается его уговорам. Среди его учеников, .
подойти к сюжету со стороны возможности его изобразительного решения. Художник заменил спор на молчание. А вот «Сходка» – лампа освещает кружок собравшейся молодежи, оратор в красной рубахе только что закончил говорить. Его образ возвышен и вот таким образом внутренне прекрасен, несмотря на неприглядность внешнего вида — изнуренность, растрепанные волосы, арестантский халат. Художник заменил спор на молчание.
Таковы картины Арест пропагандиста, Под конвоем и другие. Именно это восхитило В. В. Стасова, когда он впервые увидел картину в мастерской Репина. Но его знали по фотографиям. Группа художников организовала в Париже русскую керамическую мастерскую или «Общество пишущих на лаве», куда входил и Илья Репин, увлекшийся тогда живописью на керамике. Тут же Репин набросал карандашный эскиз, который позже стал основой для знаменитой картины. Свет в камере практически отсутствует.
Здесь было напечатано стихотворение поэта Н. Минского «Последняя исповедь». Рвущегося в центр шествия горбуна палкой отгоняет деревенский староста. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Последняя возможность прощения перед ужасной и неотвратимой насильственной смертью. Этот человек попросту не видит смысла противостоять целой системе. И, наконец, знаменитая картина «Не ждали», где изображен человек, вернувшийся из ссылки. Перед нами умирающий и остающийся жить. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Так, рисунки забытого архитектора В. А. Среди его учеников, . Среди его учеников, . решает в картине трудную задачу сочетания двух вертикально ориентированных фигур с горизонтально протяженным пространством изображения и форматом картины.
Или картина «Арест пропагандиста». Священнослужитель просто ждет решения подопечного. Этой тональностью, по всей вероятности, хотел передать атмосферу тюремной камеры и придать изображению некий «эмоциональный тон». Вы — слуги божьи., по всей вероятности, хотел передать атмосферу тюремной камеры и придать изображению некий «эмоциональный тон».
Через годы Стасов вспоминал, как читали они эти строки: «Я помню, как мы с Вами вместе, лет десяток тому назад, читали «Исповедь» и как мы метались словно ужаленные и чуть не смертельно пораженные. Гартмана вдохновили М. П. В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Однако все эти черты стали для художника только материалом. Арестованных в то время возили в санях на специальном возвышении («стуле») и боярыня изобразительно оказывалась как бы в отрыве от стоявшего внизу народа.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Но для кого ваш бог страдал и умер. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5. Даже священник на картине почти нейтральная фигура, показанная со спины. В 1913 году Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Шесть лет он думал о ней. И именно стараниями В. В.
Представить отношение Репина к духовенству нетрудно, для этого достаточно вспомнить такие его картины, как «Протодиакон», «Крестный ход в Курской губернии». Его поза говорит о том, что он не заинтересован в исходе проповеди. Бунакова исполнял заказы на иконы и росписи церквей. вот «Сходка» – лампа освещает кружок собравшейся молодежи, оратор в красной рубахе только что закончил говорить.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Пройдёт десять с лишним лет и трагическая судьба Каракозова снова напомнит Репину о себе. Последнюю молитвуЯ, Не так творят. Ряд рисунков 1879 года показывает сложность поисков решения сюжета. Из всех врагов презреннейшие — вы. Их убедив, ты тотчас спас бы жизнь.
Том 4. О работе молодого Репина «Бурлаки на Волге» упоенно писали газетчики.
Этот человек попросту не видит смысла противостоять целой системе. Именно вот таким образом он узнается сразу и приобретает необыкновенную убедительность. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Автор решил толковать сюжет на свой лад. Перед нами умирающий и остающийся жить. Среди его учеников, . Шесть лет она стояла на мольберте художника. Вот этюд «По грязной дороге» – революционера в арестантском халате везут два жандарма с саблями наголо. Трусливые, со сладкими словами, Изменники, лжецы и лицемеры. Он считает себя правым, но преступник не поддается его уговорам.
Вокруг рокотала толпа. — Злодей, безумный. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В нем выразилось активное, хотя и несколько отрешенное, переживание трагедии. Человек, к которому он пришел не хочет каяться, а ему все равно. А, может, это рассказ о человеке, не готовом признать свою вину, не желающем раскаяться, несмотря на нарушенную христианскую мораль «не убий».
Здесь нет даже противостояния, настолько безлична эта фигура. Глаза понуры, голова закинута назад, словно ее тяжело держать, но белый ворот рубашки говорит о принадлежности к одному из высших сословий общества. Картина написана в монохромной гамме темных тонов, тонко нюансированных от коричнево-серых к черно-серебристым. Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16.
После нескольких месяцев заключения он был бледен. Молчи, молчи. Название Отказ от исповеди впервые появляется в каталоге выставки Репин 1936 Москва, 142. В нем не осталось трепета перед важным для его веры событием. Значению и богатству образа соответствует способ его основной пластической характеристики. Автор решил толковать сюжет на свой лад.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Картине возвращено первоначальное название». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". И снова эти две большие темы сплелись в одной небольшой картине «Отказ от исповеди». Славу Илье Ефимовичу Репину принесло множество живописных произведений.
Среди его учеников, . Оно оставалось нелегальным. Члены совета оценили «момент из своей жизни» благосклонно, друзья же живописца искренне недоумевали: куда подевался «их» Репин. Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. А тот приберёг для художника ценнейшую реликвию – первый номер газеты «Народная воля», напечатанный в подпольной типографии революционерами-народниками. Все это создает неряшливый образ. Он никого не удивлял, для него всегда находился и кров и хлеб.
От их сочетания возникает впечатление как бы зеленоватой старой бронзы, особенно в свету. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В конечном итоге Репин должен был написать ее, как написал «Арест пропагандиста», «Не ждали», «Сходку» и другие свои картины, посвященные революционно-освободительному движению 1870 -- 1880-х годов. Священник озлобленно призывает его покаяться, сжигая пламенем самого себя. Происходит последняя исповедь. И, собственно говоря, его лицо и есть картина.
Картина написана в 1879—1885 годах. В понимании этого революционером объективно выражается то, что он стал непримиримым борцом со старым миром, а не просто протестующим оратором, любящим разглагольствовать на революционные и свободолюбивые темы. Его измождение достигло апогея. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Зачем же вы с сильнейшими в союзе. Образ в картине заметно отличается в деталях, например, рука с двуперстием, в эскизе опиравшаяся на колено, в картине поднята. Все остальное без такого «ужаления» – ложь, вздор и притворство в искусстве».
Репин был очень дружен с Мамонтовым. И когда после реформы 1861 года церковь, чтобы отвлечь внимание бунтующего народа, «открыла» новые мощи и канонизировала нового святого, Герцен, обращаясь к русскому духовенству, в гневе писал: «Какие вы все черные люди, какие вы все злодеи народа. ». Нет, не два человека столкнулись в тюремной камере в утро перед казнью: перед нами два мировоззрения. Это достигается как хорошей композиционной связью двух фигур, обращенных лицом друг к другу, так и диагональным расположением койки, на которой сидит революционер. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Размышляя об истории своей страны, он изобразил запорожцев, которые «во всю жизнь» остались свободны. Султан предлагал всей Сечи стать турецкими подданными.
В нем был напечатан отрывок из стихотворной драмы под названием «Последняя исповедь» с подзаголовком «Посвящается казненным». Есть тихие слова, Слова любви, покорности, прощенья. На лицах грязных и оборванных бурлаков, впряженных в кожаные лямки, нет отчаяния или горя. Звание академика Репину было присуждено за картину «Садко», которую он писал, будучи в заграничной поездке во Франции в 1873-1876 годах. Он ждет, чтобы его поскорей оставили в покое и, наконец, казнили. Происходит последняя исповедь.
В. Стасов принесРепину первый номер нелегального журнала «Народная воля». Он выглядит усталым и жаркие речи ему сейчас ни к чему. Ты раны растравляешь, И без того зияющие в сердцеТвоем больном. М., 2006.