Картина Ильи Репина Портрет писателя И. С. Тургенева: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Позднее, в 1882 году И. Е. Репин напишет портрет А. П. Боголюбова в его деревянном особняке на Казанской улице в селе Сущево. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Писатель сидит в широком кресле, с зеленой обивкой и золотыми узорами.
Портрет Ивана Тургенева. Репин дважды подавал прошения об отставке. Здесь работали молодые художники, стажирующиеся в Париже.
Он читан на всех ее языках, как Байрон, Шиллер. Гениям свойственны странности, то же касалось и автора «Отцов и детей». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Репиным. Жизнь впереди, какой она будет. »203 В последующие годы художник не раз создавал собственные изображения. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.
Америка—Франция—Россия. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. У него были драгоценные перлы искусства.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Здесь можно было обменяться вестями с родины, поговорить о новостях искусства, попросить о помощи и просто посидеть возле уютно пыхтящего самовара. Тургенев нахмурился, но лишь легкие морщины затронули его лоб. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. А отзыв Тургенева сыграл решающую роль в приобретении Третьяковым картин «Туркестанской» серии В. Верещагина.
Портрет был заказан художнику Павлом Михайловичем Третьяковым, мечтавшим собрать портретную галерею передовой русской интеллигенции XIX века – «разума нации»: художников, писателей, ученых.
Тургенев пишет хвалебную статью о молодом ваятеле, где высоко отзывается о его скульптуре «Царь Иоанн Васильевич Грозный». Первый сеанс привел к появлению неплохого с точки зрения художника подмалевка. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Если приглядеться, то в руках Ивана Сергеевича можно учидеть очки, я думаю, что он начал носить их из-за постояной работы и напряжения на глаза, что свидетельствует о его трудолюбии. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Н. Н. Ге. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
На стене висят его портреты и рукописи, а также письма мадам Виардо о даре музею его утвари. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Зильберштейн «развел» эти портреты, доказав, что их было два и они различны. Видел много и в Европе и в России и знал превосходно русский народ и его язык. Третьяков»109.
Портрет И. С. Тургенева. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Глаза были полузакрыты, как и рот.
«Иван Сергеевич, – вспоминал Репин. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
И все-таки от этого в минуту потери нелегче на душе». В этот период над его портретами работают В. Г. Перов, К. Е. Маковский. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Тем более, что в 1909 году на большой выставке, посвященной памяти Тургенева в Императорской Академии наук, экспонировались два портрета писателя, написанные в 1879-м (ныне севастопольский) и 1883 годах, причем первый уже значился в каталоге как собственность Н. Н. Максимовского, другой – кассы взаимопомощи учащихся Академии художеств. Однако затем и И. С. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Репин отнесся к заказу Третьякова написать портрет Тургенева с большим энтузиазмом. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Одна из работ художника – «Портрет Тургенева», картина написана в темных тонах, что делает ее особенной, не похожей на другие, а так же в свою очередь говорит о главном герое холста, о его характере, мудрости и серьёзности.
Подобная страсть к зарисовкам была присуща и Боголюбову. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. И я заметил, что он уже посмотрел на меня, как на психически неблагополучного. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
В 1874 году по заказу П. М. Третьякова портрет Тургенева пишет И. Е. Репин. Прославила его картина «Бурлаки на Волге», растиражированная во всех учебниках истории. Портрет Тургенева, по собственному признанию Репина, так ему и не удался. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. На первый взгляд это неприметная, но на самом деле, очень важная деталь. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Его мягкое лицо, окаймленное густыми серебристыми волосами, его добрый взгляд имели что-то ласкающее, но вместе с тем и что-то необыкновенное: он напоминал дремлющего льва, одним словом Юпитер Я глазам своим не верил, что передо мною стоит – нет, вернее, что я стою перед Иваном Сергеевичем Тургеневым.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Известна драматическая история написания этого портрета.
Я зарыдал и вышел вон. После этого было опять минуты две молчания. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Все эти реликвии я бережно собрал и препроводил в Радищевский музей, где стоит бюст Тургенева работы Антокольского в углу, носящем имя «Тургенева». Впервые Тургенев позировал художнику в 1874 году в Париже в доме Полины Виардо. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. В руках писатель держит очки, ведь вполне логично, что из-за долгой работы у него испортилось зрение. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. «Я заснул бедным – встал богатым, вчера был неизвестным – сегодня стал модным, знаменитым был ничем – и сразу сделался академиком», – писал Антокольский в своей автобиографии. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159.
Перед нами мудрый, начитанный человек, прошедший великий жизненный путь. На все он имел свой оригинальный взгляд. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Остается прощаться с друзьями». Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. По мнению Репина изображение получилось скучным и сухим. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Судьбы детей Репина сложились по-разному. В 1947 году в книге «Репин и Тургенев» он воспроизвел портрет, который с 1950-х годов хранится в Севастополе (композиция и все детали совпадают).
– сказал он тихо. В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. О расхождениях в оценке картины А. А. Иванова «Явление Спасителя народу» мы узнаем от самого Боголюбова: «общее положение Ивана Сергеевича об Иванове абсолютно ложно. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина».
С полминуты я стоял и глядел на него, но тут он меня признал и тихо сказал: «Спасибо, что пришли, Боголюбов, а завтра, пожалуй и не застали бы». Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Однако судьба в лице Полины Виардо не дала наброску превратиться в портрет.
Она была закончена только в 1891 году. Ключeвыe cлoвa cтpaницы: Илья Репин. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Возвращается в Россию летом 1876 года.
В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Репин всегда отличался своим талантом в написании портретов, этому художнику удавалось передать в своих работах все мелочи, всю жизнь человека. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Статья Тургенева в газете «С. -Петербургские ведомости» с ранее здесь же опубликованной статьей В. В. Стасова сыграла ключевую роль в формировании общественного мнения об «Иване Грозном». Художественно одаренный человек, Тургенев всегда серьезно интересовался искусством, в молодости даже учился живописи, писал о нем, приобретал картины, был частым посетителем музеев и выставок, так же, как и А. П. Боголюбов, дружил с братьями Третьяковыми. 21 февраля 1871 года без обычной сложной процедуры (получения золотых, серебряных медалей, пенсионерства, как это было с Боголюбовым) Академия Художеств присвоила Антокольскому звание академика. Но эта картина скорее представляет собой вариации художника на тему современной жизни, нежели традиционную литературную иллюстрацию.
Аристократизм картине передает пенсне в правой руке писателя, оно же объясняет морщины на лбу и прищуренные глаза. Сказать, что молодой повеса ахнул – это ничего не сказать. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Как и Боголюбов, многие месяцы и даже годы жизни Тургенев проводит за границей.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
В другой раз он зашел и говорил много интересного по поводу начатой картины. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Но в рамках данного материала мы не будем углубляться в эту странную карму. Получив благодарственный ответ, мы получили и гражданство.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Как тоненькая ниточка, сильнее любого самого прочного каната, свяжут эти «записки» художника с Родиной и о многом нам поведают. Окружающий фигуру полумрак с едва пробивающимися отблесками заставляет акцентировать все внимание только на ней, то есть Репин не пишет ничего лишнего. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Общение с прежними друзьями было только заочным. Так как я часто и много увлекался этим сюжетом, то у меня первое время шло увлекательно.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Он отличается от остальных мастеров кисти тем, что использует новаторские психологические приемы – Репин передает человеческую мысль и человеческий ум. – Вы любите людей и я их старался любить, сколько мог, так любите их всегда, прощайте».
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161.
Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Мастерская Общества, так называемый «Русский клуб» находилась в доме барона Г. О. Гинцбурга, предоставившего ее русским художникам бесплатно, а позже, в квартире А. П. Боголюбова. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247.
Матери это порядком надоело и она прислала ему последнюю посылку, набитую кирпичами. М-м Виардо забраковала этот портрет и Репин вынужден был начать писать на новом холсте «Началось долгое старательное писание – мое и долгое терпеливое позирование Ивана Сергеевича – уже не увенчавшееся желанным успехом», – вспоминал позднее художник. Так как я жил недалеко, то Ив. Его глаза полны тоски, грусти и усталости. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки.
Однако оттого что Репин вложил столько усилий в это произведение, ничего не изменилось. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Таким образом И. Е.
Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Тёмная одежда, также говорит о серьёзности характера писателя. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. 1887 – Репин. Тургенев с готовностью согласился позировать для портрета, заказанного П. М. Третьяковым.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. 1879 – Репин.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Работа над этой картиной продолжалась довольно долго. Список и описание портретов написанных Репиным.
Алексей Петрович, вынужденный по состоянию здоровья сменить суровый русский климат на более мягкий – французский, остро чувствуя свою разлуку с Россией, начнет писать автобиографические записки, которые назовет кратко и емко – «Записки моряка-художника». Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Это никак не граничит с недовольство – он пытается разглядеть или художника или зрителя. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Своим непосредственным наставником он считал Крамского: Репин был своим человеком в созданной Иваном Николаевичем художественной артели, показывал ему свои ученические эскизы, прислушивался к советам18. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Личный авторитет Тургенева оказывал неоценимую помощь в деятельности «Общества». Лучшие картины Репина становились и вехами русского социального самосознания. По-моему, строгим и глубоким критиком и знатоком искусства Тургенев никогда не был». Иван Сергеевич симпатизировал мне лично и это особенно я заметил по одному случаю. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Такой чести никто еще не доживал из русских людей.
Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Отдала некоторые его книги. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Толчком к его организации послужили события русско-турецкой войны. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Еще одно чувство, которое отражено в глазах писателя – это тоска. Л. Н. Толстого». Он первый понят ею дотла. Чудное чело его с раскинутыми волосами покоилось на высокой подушке.
Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Идея создания Общества родилась на так называемых «Боголюбовских» вторниках, где с начала 1870-х годов в большой и высокой мастерской Алексея Петровича, стали собираться русские художники, как постоянно живущие за границей, так и молодые – пенсионеры от Академии художеств. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80.
Невозможно было представить эти вторники без Ивана Сергеевича Тургенева. Репин очень точно изобразил, характер И. С. И не случайно поленовские пейзажи «Заросший пруд», «Московский дворик», «Бабушкин сад» нам так напоминают «тургеневскую лирику», выплеснутую на холст. В нем сочетается языческая «маститость» Юпитера, о котором напоминают седые волосы, пронизывающий взгляд и борода и некоторые библейские мотивы в спокойном и умиротворенном выражении лица. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Тургенев уважал вкус мосье Виардо и верил ему. Но в третий раз, когда он захотел еще взглянуть на Христа, – его уже не было.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Нужно сказать, что оригинальность была семейной чертой.
Летом 1870 года Репин вместе с братом и друзьями-живописцами Фёдором Васильевым и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Круг общения Тургенева с людьми искусства был весьма обширен. Максимовскому.
И если Тургенева называли «послом от русской интеллигенции», то Боголюбова смело можно было назвать «послом от русского искусства» ибо именно с его именем связана история создания в декабре 1877 г. «Общества взаимного вспоможения и благотворительности русских художников» с целью оказания материальной помощи учащейся русской молодежи в Париже. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99.
По разносторонности своей натуры, он увлекался всем и был всегда независим в своих увлечениях и ценил новизну. М. Бунакову. Репин изобразил И, С Тургенева в основном в тёмных тонах, что свидетельствует о серьёзности характера. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Гете, как Данте, как Шекспир и Диккенс. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Написали Устав, над которым немало потрудился И. С. Тургенев как секретарь. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Но история начинается в Париже в 1874 году. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Известный исследователь И. С.
«Уголок Тургенева» оставался в Радищевском музее до 1919 года, когда личные вещи писателя (стол, кресло, маска, слепок с левой руки, костюм доктора Оксфорда, охотничьи принадлежности, несколько портретов, рукописи, чернильница и перья, книги) были переданы историко-филологическому факультету Саратовского университета, а в 1930-е годы они перешли в музей Тургенева в Орле. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Картина, портрет мужчины, живопись, фото, рисунок – шедевры художника Репина. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Тут Иван Сергеевич опять ко мне обратился: «Прощайте, Боголюбов», – и протянул мне руку, которую я поцеловал. Когда традиционная «русская хандра» посещала Тургенева, то он частенько стоял в углу с колпаком на голове. Художник начнет без предубеждения всматриваться в «дикие» картины Эдуарда Манэ и. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Я записал картину: Стенькой Разиным на лодке. Чтобы полностью охватить идею художника, стоит посмотреть на внешность Тургенева. Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Зильберштейн ошибся. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Я боготворил его, да не я один, а мы все.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Вся деятельность «Общества» носила благотворительный характер: оно устраивало литературно-музыкальные вечера с участием Тургенева, членов семьи Виардо, других музыкантов содействовало получению русскими художниками заказов и стипендий устраивало аукционные распродажи картин в пользу наиболее нуждающихся. И сделано это совсем молодым человеком, бедным, как церковная крыса, болезненным, который начал заниматься ваянием только в двадцать два года, до этого он был рабочим В этом бедном болезненном юноше есть, несомненно, гениальность Зовут его Антокольский вот имя, которое не умрет». Его величественная фигура, полная и красивая.
Но самыми трогательными в «Записках» станут воспоминания, связанные с образами нежно любимой матери – Феклы Александровны, дочери А. Н. Радищева рано ушедшей и горячо оплакиваемой жены – Надежды Павловны Нечаевой и малютки-сына и в одном ряду с самыми близкими ему людьми, напишет Боголюбов об Иване Сергеевиче Тургеневе. Серг. Рисунки Тургенева, сделанные обычно карандашом или пером, очень разнообразны по жанрам. Лежал он на кушетке на балконе, покрытый пледом.
И это случилось несколько лет спустя, на сей раз в Москве в 1879 году. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Впервые картины Верещагина Тургенев увидел в Москве, на выставке «Общества любителей художеств» в 1876 году. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Сначала Третьяков приобрел его, но впоследствии вернул автору (только после революции этот портрет вновь оказался в ГТГ). Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Однако дату под ним поставил «1883 год», хотя, несмотря на ретушь, даже на этой репродукции, а также на дореволюционных открытках и воспроизведении в каталоге XXXVI выставки ТПХВ над головой писателя в боковом свете можно прочесть дату «1878». Вот таким сложным и очень долгим оказался путь к зрителю одного из лучших портретов знаменитого русского писателя И. С. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Он сам – как это (ни) странно, – при абсолютно аристократических данных своей культуры, был очень скромен и до робости деликатен. Встречи с писателем для некоторых из них стали в прямом смысле «судьбоносными». После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. О важности сохранения их как явления исторического и художественного он пишет Третьякову. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека».
Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Уважать авторитеты – это была в нем еще университетская традиция. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Тургенева, созданного в 1879 году великим русским живописцем И. Е. Современники ласково называли Тургенева «послом от русской интеллигенции» ибо «не было русского или русской сколько-нибудь прикосновенных к писательству, живописи или музыке, о которых так или иначе не хлопотал бы Тургенев». Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Как видно, жизнь и труды знаменитых людей всегда окутаны дымкой привлекательности. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Ведь благодаря такой детали, Репин смог подчеркнуть любовь писателя, к своей работе. Тургенев при первом взгляде на начало остановился со вниманием.
Кстати, эта работа вернулась в галерею лишь много лет спустя, уже в советское время. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Дальше сведения об этих портретах были перепутаны. Сама поза писателя кажется одновременно и простой и величавой. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». При продаже, то есть через много лет, Репин ошибочно поставил на нем дату – «1878», чем позднее ввел в заблуждение московских исследователей, позволив им усомниться в авторстве, так как надпись, конечно же, не соответствовала красочному слою всего холста. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Сложна и запутанна история создания Ильей Ефимовичем Репиным (1844 – 1930) портрета великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883). Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Теперь ружье и ягдташ экспонируются в доме Тургенева в музее-усадьбе Спасское-Луговиново. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Этого следует пожелать всем начинающим и не только творческим людям.
Художнику удалось решить задачу отражения в живописном произведении всего разнообразия окружающей жизни, в своём творчестве он сумел охватить все стороны современности, затронуть темы, волнующие общественность, живо реагировал на злобу дня. заходил ко мне частенько, был нараспашку и с ним было очень интересно. Тургенева, через краски, черты лица, одежды и всевозможных мелочей. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Рассмотренные кратко истории о том, как писал портрет Тургенева Репин, показывают нам простую жизненную мораль о том, что следует доверять своему видению ситуации, если уж ты взялся за творческое видение мира. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». «Юпитер. » – было первое мое впечатление.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. «Зачем Вы это делаете. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Репин очень рад, что картина будет в Вашей знаменитой галерее.
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.