Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Зановоотстроенный дом с мастерской был назван им "Пенаты". На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35.
Он окончательно утверждает себя как художникогромного диапазона. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Критическое отношение к существующим порядкам, так остро ощущаемое Репиным, не находило в то время поддержки у его московских друзей 150 художников Сурикова, Васнецова, Поленова. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Нордман несколько раз сбегала и возвращалась. Мы горячо поздравили его и, выполняя высказанное им пожелание, я взял Пушкина и начал читать.
Репинмечтал вернуться на родину. – 2 – В мае 1873 года он отправляется в путешествие по Австрии и Италии. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Последние тридцать лет жизни художник прожил в Куоккале.
Они жили в Пенатах в течение двух недель. 1879-1885». Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Боголюбову, который был крестным отцом Наденьки. Что за страшный размах кисти, какая благодатная ширь. »«Мужичок из робких» и «Протодьякон» были выставлены Репиным на Шестой передвижной выставке в 1878 году. Летом 1878 года Репин проводит в Абрамцеве у Мамонтовых.
Художник принимал ее назад все холоднее – любовь заканчивалась. О картине появилось много статей в периодической печати. Во второй половине70-х годов в характере репинских портретов происходят значительные изменения. Прежде всего изменяется сам круг моделей. Картина написана так, чтобы зритель внимательно и подробно рассматривал ее, разглядывал детали, отдельные типы, выражения лиц, отдельные эпизоды, сцены и другие подробности. «Крестный ход в Курской губернии»1880-1883Холст, масло 175 х 280Государственная Третьяковская галереяМоскваТакже в Чугуеве Репин написал свою первую картину на революционную тему – «Под жандармским конвоем» (1876). Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Только в 1913 году шедевр увидели зрители. Не менее известно полотно «Запорожцы, сочиняющие письмо к турецкому султану» (1878–1891).
Уже приближаясь к завершению своего труда, он писал в ноябре 1890 года: «Запорожцев я еще не кончил. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Этот период был самым плодотворным в творчестве художника. Критическое отношение к существующим порядкам, так остроощущаемое Репиным, не находило в то время поддержки у его московских друзей –художников Сурикова, Васнецова, Поленова. Свобода и лёгкость сменяют прежнююскованность академической манеры. Вот она вещь в уровень таланту. Рисунок датирован 25 декабря 1878 года. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания. Забелина, писателя И. С. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Можно предложить, что замысел, композиция, «колорит» рисунка целиком подсказаны Репину опытом его работы над живописными произведениями. О картине появилось многостатей в периодической печати. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Так же, как в «Чижове», штрихи, обозначающие складки, наносятся поверх растушки. Они неразрывно связаны со всеми произведениями, точнее, замыслами на крестьянскую тему, которые в большом количестве создал Репин в течение своего «чугуевского года».
В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Перед нами было Убиение Грозным сына. Позже он писал о себе: Я человек 60-х годов я стремлюсь олицетворить мои идеи в правде, окружающая жизнь меня слишком волнует. – 6 – «Автопортрет И. Е. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче ему долга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представлений о назначении искусства, роли художника. И к прошлому Репин обращается для того, чтобы глубже понять современность истоки национального характера, причины исторических коллизий, глубину психологических переживаний.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Она ушла из жизни в 1931 году55. Он значительно расширяется.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. Чаще всего он писал собственных детей. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». На свой страх и риск в 1863 году Репин приехал в Петербург, как раз в то время, когда группа учеников, возглавляемых И. Н. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Репин следит за всеми процессами. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В 1901 году художник получает правительственный заказ: написать торжественное заседание Государственного Совета в день столетнего юбилея. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Оставаясь членом этого общества, Репин создает полотна «Крестный ход в Курской губернии» (работа 1883 года), «Не ждали» (работа 1884) и «Иван Грозные и его сын Иван» (работа 1885 года).
Л. Н. Толстого». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Далее художник не раз обращается к образу революционера. В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына.
Приусадебная территория изначально была заболоченной, вот таким образом хозяева провели благоустроительные работы, построили пруды и каналы. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Линия совершенно утрачивает строгую жёсткость ранних рисунков. В том же году Илья Ефимович уходит от передвижников, обвиняя Товарищество в бюрократизме. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Девочка проснулась, но еще не хочет двигаться, она вся во власти детских грез.
Имя Репина стало широко известным после написания картины «Бурлаки на Волге» в 1873 г. Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Сколько жертв надо принести в пользу общей гармонии. Америка—Франция—Россия.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Часть работы проходила на даче в Белогорке отсюда Репин периодически выезжал в Петергоф и Александрию, чтобы сделать зарисовки царской одежды165. Еслимы посмотрим на «Автопортрет И. Е. Репину это понравилось: он всегда любил работать в компании с другими художниками.
Они предстают в полотнах "Под конвоем" (1876, ГТГ), "Арестпропагандиста" (18801889, ГТГ), "Отказ от исповеди" (18791885, ГТГ) и "Не ждали" (1884, ГТГ). – 3 – В стране нарастала революционная ситуация.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Эту точку зрения выразил прокурор святейшего синода Победоносцев, который в докладе царю Александру III сообщил, что это картина, «оскорбляющая у многих правительственное чувство». Картину купил П. М.
Государственного Совета, во главе с царем и членами царствующего дома. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». 18791885».
Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче емудолга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представленийо назначении искусства, роли художника. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В «Аресте пропагандиста» (1880–1889) главный герой – молодой революционер, схваченный полицией. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Фальшивому благочестию сытой публики противопоставлена глубоко искренняя, но слепая надежда обездоленных прорваться к своей правде в мире угнетения и несправедливости. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В его дом каждую среду съезжались гости. Илья Репин был замечательным мастером детского портрета. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Чтобы как-то найти выход своимэмоциям Репин активно и продуктивно работает.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В этих произведениях ясно читается горячее сочувствие художника революционной борьбе, утверждение красоты подвига и своего рода призыв к коренному изменению жизни. Композитор старался не пропускать выставок Ильи Ефимовича тот, в свою очередь, бывал на премьерах его музыкальных произведений. Преобладание того, что мы называли живописнымначалом в графике, несомненно.
Забелина, писателя И. С. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Крестьяне в избе с осуждением смотрят на арестованного.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Это графический лист, выполненный так, как если бы художник работал красками. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умение выразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самой фактуры, особенностях мазка («Протодьякон»).
Ну или, в лучшем случае, какими-нибудь корешками да овощами – Нордман увлекалась вегетарианством. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Они устремлены как будто на каждого, кто смотрит на данное полотно.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Никогда еще горькая судьба вьючного людского скота не представала перед зрителем на холсте в такой страшной массе, в таком громадном пронзительном аккорде. Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет.
Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умение выразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самой фактуры, особенностях мазка («Протодьякон»). В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Отец ударил своего сына жезлом в висок.
Думаешь умрешь и все останется недомалеванным». Сильная усталость Репина тянула его на лоно природы, а обладание большой суммой денег после «Запорожцев» дает ему возможность приобрести благоустроенное имение Здравнево в Витебской губернии, на берегу Западной Двины. Усадьба получила своё название в честь древнеримских богов, отвечавших за охрану дома и семьи. Из земли извлечённой во время этих работ, была возведена искусственная Чугуевская гора231.
До 1907 года Илья Ефимович иногда бывает в своей мастерской под Петербургом, а затем безвыездно живет в «Пенатах». Рисунок датирован 25 декабря 1878 года. Помимо обаяния задушевности интимности, которыми дышит этот сугубо личный, «домашний» рисунок, он привлекает и своеобразной яркостью, чуть ли некрасочностью графического решения. На нёмвидны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время. Стасов (друг Репина).
Репина. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63.
На свой «страх ириск» в 1863 году Репин приехал в Петербург, как раз в то время, когдагруппа учеников, возглавляемых И. Н. Горделивая уверенность в своих силах присуща участникам изображенной сцены. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов ихарактеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются всвоеобразную художественную летопись эпохи. Илья Ефимович Репин был первым художником, который изобразил революционеровнародников.
Чтобы как-то найти выход своим эмоциям Репин активно и продуктивно работает. Репин скончался. Что за людская мозаика со всех концов России – писал В. В. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
В результате появляется картина «Ратник XVII века» (1879), а вскоре и более значительная картина «Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре» (1879). «Царевна Софья Алексеевна»1879Холст, масло 201, 8 х 145, 3Государственная Третьяковская галереяМоскваУчитель и друг Репина Крамской отнесся к новому творению художника весьма одобрительно. Если мы посмотрим на «Автопортрет И. Е. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Если мы посмотрим на «Автопортрет И. Е. Репина 1887 года», то увидим, что в более позднее, но более спокойное время Репин выглядит даже моложе, всё это говорит о высокой гражданственности И. Е. Репина. Он пишет 7 марта 1889 года Н. В.
Глубокий и верныйанализ – не только психологический, но и социальный – в соединении с ощущениемжизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самойдействительности и составляет главную отличительную особенность крестьянскихпортретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»). Изобразительной форме этих произведений свойственна живописная мощь, умениевыразить определённые свойства характера именно в цвете, в разнообразии самойфактуры, особенностях мазка («Протодьякон»). Он тяжело переживаетгибель людей, которые стали ему всем этим близки и дороги Прекрасные образыАндрея Желябова, Софьи Перовской стоят перед его глазами Но поделиться ему вМоскве не с кем. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Он значительно расширяется. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники.
Но для него, как и для народников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство» и «народ» были синонимами. Линия совершенно утрачивает строгую жёсткостьранних рисунков. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр.
Всё больше обострялась борьба правительства с революционерами. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Судьбы детей Репина сложились по-разному. По грязной дороге. «Отказ от исповеди» – 9 – Многообразные явления современной художнику жизни, богатство народных типов и характеров находят яркое отражение в творчестве Репина и воплощаются в своеобразную художественную летопись эпохи. Можно привести ещё несколько примеров «живописной графики» такого рода.
Возвращается в Россию летом 1876 года. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Глубокий и верный анализ 150 не только психологический, но и социальный 150 в соединении с ощущением жизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самой действительности и составляет главную отличительную особенность крестьянских портретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»). После проведения нескольких терактов народовольцами (Засулич, Соловьёв), преследования властей усилились. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Илья Ефимович Репин был первым художником, который изобразил революционеров-народников.
У меня в это время сидели режиссёр Н. Н. В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Репин не слишком горевал о ней – в то время он уже почти ее не помнил.
М. Бунакову. 34. 8 x 54. 6 смГосударственная Третьяковская галереяВ 1885 году Репин завершает одну из самых известных картин «Иван Грозный и сын его Иван». 1876«Арест пропагандиста»1880-1889, 1892Дерево, масло. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. На нём видны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Через год он переехал жить к ней на дачу «Пенаты» в местечке Куоккала на Карельском перешейке, в двух часах езды от Петербурга. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. В первую очередь, взгляд останавливается на выразительных глазах живописца. Глубокий и верный анализ – не только психологический, но и социальный – в соединении с ощущением жизненной достоверности, непосредственной выхваченности героев из самой действительности и составляет главную отличительную особенность крестьянских портретов Репина 70-х годов («Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом»). Помимо обаяния задушевности интимности, которыми дышит этот сугубо личный, «домашний» рисунок, он привлекает и своеобразной яркостью, чуть ли не красочностью графического решения.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Третьяков, но по распоряжению Александра III был вынужден держать ее в закрытом хранении. В. А. Репина с детьми идет по меже. Первыми учителями, направившими его талант, были чугуевские художники. Евреинов и художник Ю. Анненков.
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. С ним остаются две старшие дочери Вера и Надя, а младшую, Таню и сына Юрия берет мать. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Стасов (друг Репина). Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Осветив закрытую картину, он отдернул занавес.
Да ведь это целая огнедышащая гора. Репина увлекала идея благородной миссии, которую приняли на себя запорожцы, создавшие народный рыцарский орден, поставивший целью защитить свободную жизнь своих братьев и сестер. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»1880-1891гг. Холст, масло 217 x 361Государственный Русский музейСанкт-ПетербургСоздание такого сложного, многофигурного произведения потребовало от художника больших усилий. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Можно привести ещё несколько примеров «живописной графики»такого рода. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
В декабре прошение было удовлетворено, но уже в апреле 1906 года Репин по просьбе коллег вернулся обратно142. К обоим Репин относился сочувственно. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении.
Гоголь принадлежал к числу любимых писателей Репина, Репин неоднократно обращался к образу самого писателя и к иллюстрациям его произведений. 1880С переездом в Москву у Ильи Ефимовича проявляется интерес к русской старине. Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира. Но для него, как и длянародников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство»и «народ» были синонимами.
Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Преобладание того, что мы называли живописным началом в графике, несомненно. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником.
После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». То обстоятельство, что портрет сделан кистью, само по себе вносит в него мягкость и своеобразную «красочность». Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Этот автопортрет является отражением его внутреннего мира. показаться утомительной. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Она напоминала блеклое растение, которое всегда в тени.
Стасов (друг Репина). В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. В этом проявилось общее увлечение живописностью, свойственное в те годы искусству Репина. Кроме «Смерти Чижова», «Веры с куклой на диване» о том же свидетельствует иавтопортрет 1878 года исполненный тушью, при помощи кисти и пера. Уехав лечиться за границу, она в 1914 году умерла. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
Картина имела успех и была приобретена за очень высокую цену – 35000 рублей. Всё активнее начинают выступать приверженцы методов террора. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. В этом проявилось общее увлечение живописностью, свойственное в те годы искусству Репина. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Крамским, выступила с протестом против методов академического преподавания. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Каждый персонаж переживает что-то своё. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Силучеловеческого духа увидели в картине современники. Что за людскаямозаика со всех концов России» – писал В. В. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Он писал, что образ царевны «соответствует истории». Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича.
Куинджи и И. И. Она была закончена только в 1891 году. Одет Илья Ефимович в строгий темный костюм, который практически сливается с задним фоном. 1903Основополагающие художественные позиции Репина формировались в шестидесятые годы.
В 1876 году Репин возвращается в родной город, а затем переезжает в Москву. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Меняется их тактика. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25.
Здоровье шло наубыль. На нём видны противоречия разрывающие Репина в это не спокойное для России время. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. В Париже Репин много работает, пишет этюды, а также картины Парижское кафе (1875, частное собрание, Стокгольм) и Негритянка (1875, ГРМ), создает на былинный сюжет полотно Садко (1876, ГРМ). Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Картину приобрел Александр III. Конец восьмидесятых – тяжелые годы для Репина. Мысль о служении интеллигенции народу, «отдаче ему долга» были для Репина естественным и закономерным следствием его представлений о назначении искусства, роли художника. Совсем на время картину закрыл». 12 лет работал Репин над историческим полотном, запечатлевшим свободолюбивых людей, воплотившим возвышенный дух запорожской вольницы.
Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. В течение десяти лет он работает еще над одним своим шедевром – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». 1879Абрамцево. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. По всему дому были развешаны предупреждения: "Не ждите прислугу, ее нет". Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Дед художника по материнской линии— Степан Васильевич Бочаров— также много лет отдал военной службе. Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще.
О картине появилось много статей в периодической печати. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Репин присел к столу и тотчас принялся за рисование. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237.
А вот Стасов утверждал, что данная тема «не в характере дарования Репина, ему свойственно писать лишь то, что он видит в действительности Он не драматик, он не историк». Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину «Крестный ход в Курской губернии». Они предстают в полотнах – Под конвоем (1876, ГТГ), Арест пропагандиста (1880-1889, ГТГ), Отказ от исповеди (1879-1885, ГТГ) и Не ждали (1884, ГТГ). Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников. В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: брата художника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой.
За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. 70-е годы для Росси были временем бурного роста новых общественных отношений, сложного и противоречивого процесса, когда в борьбе с остатками прежнего крепостнического уклада формировались основы буржуазно-капиталистического строя. Обычно данный автопортрет сравнивают с автопортретом, созданным Репиным через девять лет. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141.
Через год в Куоккалу прибыла делегация советских художников, возглавляемая учеником Репина— Исааком Бродским. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Прекрасна сама композиция, легкий изгиб лежащей на подушке детской фигурки.
Отдохнувший, он создает в 1892 году прекрасный портрет дочери Веры – «Осенний букет» и дочери Нади в охотничьем костюме с ружьем. «Осенний букет»1892Холст, масло. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Репина 1887г» – 8 – На Автопортрете И. Е. Репин дважды подавал прошения об отставке. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Долго все стояли молча, потом заговорили, бросились, поздравляли Илью Ефимовича, жали руку, обнимали». «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»1885 г. Холст, масло.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. В "Пенатах" стала хозяйкой старшая дочь Репина Вера. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Тообстоятельство, что портрет сделан кистью, само по себе вносит в него мягкость исвоеобразную «красочность».
Открытый, обаятельный Илья Ефимович распахнул перед гостями двери своего дома – всякий вечер в его гостиной было шумно. Репин начал часто принимать гостей – знаменитых писателей, ученых, художников. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Запорожцы посылают вызов врагу и смеются над ним. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Репин был далеко от того, чтобы исповедать политическую доктрину народников. Художник стремился передать состояние просыпающегося ребенка. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Кроме «Смерти Чижова», «Веры с куклой на диване» о том же свидетельствует и автопортрет 1878 года исполненный тушью, при помощи кисти и пера. Какая трудная вещь – кончить картину.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Крамским, выступила с протестом противметодов академического преподавания.
Чтобы как-то найти выход своим эмоциям Репин активно и продуктивно работает. Впервые в творчестве художника появились портреты крестьян исполненные значительности и психологической сложности изображённые с присущей Репину непосредственностью, жизненной убедительностью. Однако сил оставалось все меньше. Эту сумму за Репина внёс покровитель— руководитель почтового департамента Фёдор Прянишников, к которому Илья Ефимович обратился за помощью14. Силу человеческого духа увидели в картине современники. Так же, как в «Чижове», штрихи, обозначающие складки, наносятся поверх растушки. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта.
По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, в мировом масштабе Репин сопоставим с французским живописцем Гюставом Курбе и немецким художником Адольфом фон Менцелем. Но для него, как и для народников, как и для подавляющего большинства русской интеллигенции, понятия «крестьянство» и «народ» были синонимами. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Что за людская мозаика со всех концов России 150 писал В. В.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. а глаза Варлаамища так и следят за зрителем. Он окончательно утверждает себя как художник огромного диапазона. Третьяков»109.
Ибо в доме Репина потчевать друзей было принято сеном. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Конец 1877 года ознаменовался «процессом 193-х», участники которого обвинялись в революционной пропаганде. Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В 1887 году он расходится с женой.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. Репин подарил картину основателю Радищевского музея А. П. Художник вновь проявил себя мастером передавать экспрессию человеческих чувств. «Запорожцы» впервые были экспонированы на юбилейной выставке художника в 1891 году.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
В 70-е годы Репиным написаны известные портреты: братахудожника В. Е. Репина (1867, ГРМ), архитектора Ф. Д. Хлобощина невесты Репина, впоследствии его жены, В. А. Шевцовой. Достоинство репинской конкурсной программы – умение переосмыслить традиционные академические законы коренным образом. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. К картинеРепин написал пятьдесят этюдовпортретов и эскизы. Репина 1878г» – 7 – «Автопортрет И. Е. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Конца не предвижу: туго идет. Прежде всего изменяется сам круг моделей.
.