Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Илье Ефимовичу удалось получить специальное разрешение правительства Финляндии на создание захоронения вне официального кладбища. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ».
На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. И что это вы там делаете, позвольте спросить. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием.
Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего».
Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман.
Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи».
В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых. Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. На ближнем плане картины кипит жизнь.
А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком.
Но чуть поодаль в центре полотна изображены четыре оторопевших монаха в лодке, которую принесло к купальщицам коварное течение. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию.