Свои натюрморты Репин не выставлял, вероятно, они были написаны им для себя, а не для публики.
Репин дважды подавал прошения об отставке. Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. Затем Кустодиев отправился в Испанию. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Тропинина, О. А. В детстве пережил блокаду Ленинграда. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198.
Ткань рисунка органически составляют объемы изгибы и сложные рефлексы. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
В 1903 году художник уехал в Европу. Там были созданы Цветы и фрукты на рояле (1904, Русский музей), Сирени и незабудки (1904, Русский музей). Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр – интерьер. Однако даже в больничной палате мастер не прекращал работать.
В 1870 – 1880-х годах ведущим жанром в русской живописи оставался бытовой, хотя пейзаж и портрет также занимали важное место. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Переехав в 1900 году в имение Пенаты, Репин вынужден был вести более замкнутый образ жизни.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок.
Сурикова, И. И. Сарьяна и др. Но он мечтает о большем. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. На этих листах изображены предметы, показанные вне среды, а фон не является пространством. О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Не преувеличивая значения «малого» жанра, считавшегося в то время уделом женщин-художниц, Толстой тем не менее не относился к натюрморту с пренебрежением и уделял ему едва ли не больше внимания, чем другим, «высоким», жанрам.
С 1804 года Толстой посещал медальерный класс Академии художеств. Например, в картине И. Н. Кажется, что каждое движение руки художника выдает его страдания и страсти.
Родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. В 1796 году тринадцатилетний Федор выполнил один из первых своих натюрмортов. Любовь к искусству передала Борису мать, прекрасно рисовавшая и увлекавшаяся музыкой. С конца 70-х годов прошлого столетия и до середины 30-х годов текущего столетия можно еще указать лишь на ряд небольших работ, в числе которых необходимо упомянуть книги К. С. Кузьминского «Репин-иллюстратор» (М., 1913), С. Н. Дурылина «Репин и Гаршин» (М., 1926).
Радищева, автора книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Днем он обучался в гимназии, а по утрам и вечерам старательно рисовал. С 1902 года началась роковая полоса в жизни художника. На территории России, Украины и Белоруссии сегодня существуют четыре музея-усадьбы Репина, самой известной из которых является усадьба Пенаты, в которой Репин прожил около трёх десятилетий. Эти произведения, представленные на нескольких выставках (в Петербурге, 1896, 1897, 1900, 1901 Мюнхене, 1901 Вене, 1901), принесли Кустодиеву, тогда еще обучавшемуся в академии известность в среде любителей искусства, критиков и живописцев.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Домой из путешествия Репин привез также полотна «Парижское кафе» (1875, частное собрание) и «Садко» (1875–1876, Русский музей, Санкт-Петербург). Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах.
Серова (1865 – 1911) можно ощутить новые веяния. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
Они лишь интенсифицируются, цвет становится ярким и напряженным. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В конце 1900-х годов известность художника вышла за пределы России. Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185.
Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Не вдаваясь в характеристику каждой из работ, следует только сказать, что они либо касаются отдельных сторон репинского творчества, либо затрагивают относительно частные вопросы, либо же содержат популярный очерк жизни и творчества художника. Таким образом, И. Э. Грабарю принадлежит честь до известной степени быть «первооткрывателем». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. После того как она закрылась, Репин стал посещать иконописную мастерскую города Бунакова.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Общение с прежними друзьями было только заочным. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж.
Иванова и С. Ф. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Это сокрушительный триумф яростной объективности. Глядя на такие натюрморты, можно догадаться об интересах художников, занимавшихся музицированием, чтением, увлекавшихся искусством.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Репин пришел в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. В 1900 году Врубель исполнил еще две работы, принесшие ему исключительную популярность, — «Царевна Лебедь» и «Сирень» (обе — в Третьяковской галерее, Москва).
Художник сменил немало больниц и врачей, в период облегчения жил в деревне. Картины были восторженно встречены зрителями и критиками, а за «Девочку с персиками» Серов получил премию Московского общества любителей художеств. Рокотова, Д. Г.
Не случайно картина «Демон» (1890, Третьяковская галерея, Москва) принесла Врубелю мировую известность: ни один художник не решился показать Демона лишенным жестокости лишь в глубоких глазах врубелевского персонажа застыла не ненависть к отторгающему его миру, где в камни превратились даже облака и столь любимые живописцем цветы, а глубокая тоска. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Подсвечник, графин, стакан».
В работах И. Грабаря можно заметить некоторую декоративность. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Машков, А. В. Маковского, названая в каталоге Nature morte (теперь она находится в Третьяковской галерее под названием В мастерской художника).
Грабаря, М. Ф. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Например, за медный таз с двумя рыбами платят по двадцати тысяч франков, да еще в придачу считают сего медных дел мастера первым живописцем и, пожалуй, не без резону. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Особенно примечателен в этом отношении рисунок «Натюрморт. Выгода от данного коллекционирования очевидна. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты.
Мы можем видеть, что здесь соединились черты портрета интерьера и натюрморта. Профессор кафедры живописи и реставрации. В 1878 году юный художник переехал в Москву и поселился у И. Е. Репина. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII-XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Крамской. Врубель провел в психиатрической лечебнице четыре года. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854—1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
Особенно связь натюрморта с пейзажем прослеживается в творчестве К. А. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Боровиковского. И «мертвая природа» в переводе с французского или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Шишкина, В. И. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Гордость музейного собрания – пейзажи К. Коро, Ш. Добиньи и А. Монтичелли из коллекции А. П.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Левитана. Насыщенная художественная жизнь России рубежа ХIХ–ХХ веков отражена в музейной экспозиции полотнами В. Серова, К. Коровина, М. Врубеля, знаменитых «саратовцев»: В. Борисова-Мусатова, П. Кузнецова, К. Петрова-Водкина и яркими идущими от народного лубка, работами художников «Бубнового валета»: П. Кончаловского, И. Машкова, А. Лентулова, Р. Фалька. В работах Грабаря всегда ощущаешь отражение чьей-то жизни. Боголюбова. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора.
Илья Репин является неотъемлемой частью этого искусства. Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Возвращается в Россию летом 1876 года. – Для утреннего чая стол с самоваром накрывался в примыкавшей к дому аллее из молодых лип на ближнем конце длинного, накрытого скатертью стола стоял пузатый медный самовар в окружении стаканов, чашек, вазочек с вареньем и всякой снедью Весь стол был залит солнечными зайчиками игравшими на самоваре, посуде, скатерти, цветах и песочной дорожки аллеи. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы земной суеты (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. С 1889 года художник проживал в Москве. За границу Репин отправился в 1873 году. В 1874 году Михаил начал обучение на юридическом факультете Петербургского университета. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом.
По-детски наивная акварель «Тюльпан и прожженное пятно», написанная в манере модных в то время «обманок», ныне хранится в Третьяковской галерее. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Интересно то, что эта картина выходит за рамки портретного жанра и не случайно названа она «Девочка с персиками», а не «Портрет Веры Мамонтовой». Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. С. Н.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Л. Н. Толстого». Кузнецова, Н. Н. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В творчестве Кустодиева немного натюрмортов, но в его «Купчихах», «Торговых рядах», «Чаепитиях» можно увидеть необыкновенное разнообразие чудесных вещей. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Во многих листах, выполненных Толстым, действительно есть сходство с гербарием.
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Некоторые произведения настолько иллюзорны, что реальный предмет (например, листок бумаги, на котором изображен цветок) выглядит как нарисованная поверхность.
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Другие работы представляют собой конкретный натюрморт, выполненный в графической технике. Вот она вещь в уровень таланту. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. живописцев круга Голубой розы яркие, пластичные Н. мастеров Бубнового валета (П. П.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. В процессе работы над этой картиной мастер ослеп. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Васнецову: Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Левицкого, В. Л. Например, В. Д.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Лентулов, Р. Р. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31.
Задача здесь ясна и проста: по возможности более убедительно передать неповторимую прелесть выбранной натуры. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. В 1910 году он скончался от воспаления легких. Свой самостоятельный путь в живописи Борис Михайлович начал с портретов современников (художника И. Я. Билибина, скульптора Д. С. Стеллецкого, гравера В. В. Матэ и др. ). Таков натюрморт «Букет цветов, бабочка и птичка» (1820, Третьяковская галерея, Москва), где даже бабочка и птичка не выглядят живыми.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В 1871 году Репин написал программную работу на евангельскую тему — полотно «Воскрешение дочери Иаира» (Русский музей, Санкт-Петербург). "Я родился военным поселянином. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Она ушла из жизни в 1931 году55. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
При разгрузочных работах картину не будет лишним брать за подрамник. С 1948 года по 1953 год учился в средней художественной школе при Академии художеств у Андреева, Барабанщикова, Кузнецова. Щедрина. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Широкоформатные картины желательно перевозить, не подвергая их вибрации. Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Исследователи считают, что только Сезанну удавалось достичь подобной гармонии синих и зеленых оттенков, обладающих невероятной выразительной силой. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Пафос и протест в картинах художника то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879—1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880—1892 все работы — в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета, 1901—1903, Русский музей). С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Как позволяют судить воспроизведения, очень интересна одна из ранних работ этой группы – полотно Утренний чай (1904, Национальная галерея, Рим). Натюрморт, представленный в Кабинете в Островках, хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Врач Бехтерев поставил диагноз: Врубель неизлечимо болен. Авангард представлен самыми известными именами: К. Малевич, А. Экстер, О. Розанова. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. Его способности к рисованию проявились очень рано.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». С 1953 года по 1959 год являлся студентом Института имени Репина (кафедра живописи, педагог — народный художник СССР, профессор Е. Е. Моисеенко). Художник как будто освобождает изображенные вещи от всего случайного, будь то невыгодные условия для освещение и загораживание («Сирень и канарейка», 1819, Третьяковская галерея, Москва). Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издевок над султаном. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств.
Но как самостоятельная тема предметные группы не столь часто привлекали художника. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202.
Из всевозможных подарков наибольшей популярностью у представительниц прекрасной половины человечества пользуются в первую очередь цепочки. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями.
Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Интересно, что мастер «лепит» объемы таким образом, что штрихи представляются лучами идущими прямо на зрителя, а их темный источник сконцентрирован где-то в самой глубине листа. Подробность шекспировского комизма.
В коллекцию произведений передвижников входят полотна И. Е. Левитана (1860 – 1900). С 1959 по 1962 год — аспирант. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. В прозрачных сумерках лимонно-желтые хризантемы кажутся излучающими своеобразное свечение. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. Но есть здесь и исключения. Подобных работ у Коровина много. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Схожая тема развита в картине За самоваром (1905, ГТГ), этой по выражению художника, полунатюрмортной вещи. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Картина была сделана в первые месяцы петербургской жизни и в лице молодого человека, прибывшего в столицу со ста рублями в кармане, читалась гамма чувств— «порыв, беспокойство и в то же время настороженность. Коровина (1861 – 1939) и В. А. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него».
Именно Грабарь сделал впервые широко доступным текст репинских воспоминаний, лишь позднее опубликованных в книге «Далекое близкое». Элемент настоящего натюрморта представляет еще одна историческая композиция художника — картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878–1891, Русский музей, Санкт-Петербург). Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Для Толстого не существовало незначительных мотивов и тем и «малый» жанр был так же важен, как и «большой», а потому милые «пустячки» в виде букетов с бабочками и птицами становились произведениями большого искусства.
Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. В это время он был увлечен иллюстрированием произведений Лермонтова.
"Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное". Порой кажется, что мазки составляют причудливый узор цветов и листьев, но вдруг в следующую минуту соцветия рассыпаются, распадаясь на беспокойный мерцающий узор. Картинное изображение, теряя пространственность, становилось, по сути дела, плоскостным. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Это было тяжелое время в истории России. Он щедро цитирует эти материалы, часть которых и до сего дня не увидела света. И. В 1888 году Серов принял участие в VIII периодической выставке в Москве, где показал две картины: «Девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея, Москва) и «Девушка, освещенная солнцем» (1888, Третьяковская галерея, Москва). Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Пряное сочетание лилового, вишнево-красного и холодно зеленого вторит этому ощущению. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. В этой работе Коровин положил начало дальнейшему развитию натюрморта.
Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. «Сирень» полностью подчинена живописной стихии и ее эффект создается невероятной концентрацией, настоящим холодным пожаром фиолетовых и голубых роскошных оттенков, которые словно освещают черно-изумрудный фон композиции. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Силу воздействия этого полотна ярко передал Крамской: "Прежде всего меня охватило чувство абсолютного удовлетворения за Репина.
При этом максимально допустимая освещённость – 75 люкс. Кончаловский, И. И. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут – как сделано. Большого мастерства в создании натюрмортов-обманок достигли Г. Н.
В большинстве своем они написаны в Крыму, на даче в Гурзуфе. Сирень выглядит сказочной, светящейся ее форма как будто рождается у зрителя на глазах. Стояло дивное лето, – пишет художник. В их числе и степень изученности репинского творчества и тот общественный отклик, который в разные периоды по-разному имели произведения великого художника и степень разработанности искусствоведческого метода и читательские запросы и, наконец, сама эпоха, которая прежде всего определяла задачи исследователя. Вышедшая в 1937 г. двухтомная монография отражала современное ей состояние искусствоведческой науки об Илье Ефимовиче. Следует вспомнить, что в ту пору, когда Грабарь готовил к печати свое исследование, литературное и эпистолярное наследие мастера почти не было опубликовано. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. К ученическому периоду относятся и прекрасные исторические композиции, выполненные в духе произведений С. В. Иванова («Бунт против бояр на старой Руси», 1897 «У кружала стрельцы гуляют», 1901, Русский музей, Санкт-Петербург).
На IX Передвижной выставке 1881 – 1882 годов внимание публики привлекла картина К. Е. Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Так, И. Н. Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927) также много уделял в своем творчестве жанру натюрморта.
Грабарь широко использует эту переписку. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Если Вы покупаете подарок, то исключительно от Вас зависит, чем они будут наполнены. А. Н. Радищева, Саратов).
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Пол устилает ковер с ярким орнаментом.
Скорее всего, при создании этой композиции Толстой воспользовался предметами из своего кабинета, в котором, по словам дочери художника, «между шкапами висели коллекции бабочек и насекомых из-под стеклянных колпаков блестели своими металлическими перьями чучелы колибри». На белой скатерти лежат нежно-желтые персики, кленовые листья и блестящий нож. Также нужно и развешивать картины: их деформация недопустима.
Цветы, пресс-папье и другие предметы» (1885), «Белый ирис» (1886–1887), «Красная азалия (два цветка)» (1886–1887), «Белая азалия» (1886–1887), «Орхидея» (1886–1887). Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Особенно примечателен в этом отношении рисунок Натюрморт.
После поездки в зону эпидемии тифа в 1911 году молодая женщина начала страдать душевным недугом54. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». К этому времени относится ученический натюрморт «Яблоки на листьях», (1879, Музей-усадьба Абрамцево), выполненный под руководством Репина. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей.
Особенно привлекательными будущему художнику казались яркие и шумные ярмарки. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Каким рисунком выскажу я эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа и сердце в минуты, когда, отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы и в самых ничтожных ее произведениях».
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Мещерина, где очень любили цветы и где разнообразнейшие букеты ставились круглый год. Кипренского, К. П. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). Радищева, первый общедоступный музей в русской провинции, был открыт 29 июня 1885 года. Притихшая за чаем девочка, кажется, всем существом ощущает наступившую тишину.
Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Дмитрий Александрович Шувалов (18 декабря 1932 — 4 февраля 2013). Брюллова, в пейзажах А. А. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Редуте, который считался самым прославленным живописцем цветов своего времени. Врубель говорил, что его главной мечтой было каждой своей картиной «иллюзионировать душу, будить ее от мелочей будничного величавыми образами». Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Довольно редкие в творчестве Кустодиева натюрморты тем не менее представляют его необыкновенно талантливым мастером этого жанра, о чем свидетельствует картина «Раковины» (1918, Третьяковская галерея, Москва). Вероятно, здесь сказалось увлечение мастера энтомологией. В 1864 году Репин стал вольнослушателем Петербургской академии художеств.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Его грани отражают холодный свет гаснущего дня.
Некоторые графические натюрморты Толстого ничем не отличаются от «ботанического рисунка». Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В Париже он занимался в частной студии Р. Менара.
У золоченого кресла – шпага в роскошных ножнах. И здесь Коровин отнюдь не ограничивается передачей внешнего вида группы предметов. Проучившись у Репина два года, Серов возвратился на родину. Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, – неизлечимо.
Головин и др. ): романтизированно-приподнятые и остродекоративные образы П. В. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В академические годы художник увлекся лепкой и создал серию восковых портретов (А. А. П. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. Страсть серебрянных украшений иногда натыкается на многие преграды, как чрезмерные цены.
Это сокрушительный триумф яростной объективности. В мадридских музеях он копировал картины известных мастеров, в частности Д. Веласкеса. Фальк, Н. С. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. В свободное от занятий время он посещал художественную Артель, основанную молодыми живописцами (в числе которых был и И. Н. Крамской), оставившими академию в знак протеста против царивших там рутинных методов обучения. Здесь, по-видимому изображена одна из племянниц Мещерина, позднее ставшая женой Грабаря.
Начинающий художник использовал низкую точку зрения, вот таким образом первый и второй планы совмещены, а фон уменьшен. В жанре натюрморта большое внимание уделялось так называемым натюрмортам-обманкам.
Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Натюрморт, сочетавший фрукты и листья, был поставлен для ученика Репина, В. А. Серова. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Однако в эти годы в творчестве К. К.
С 1963 года преподавал в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной, ныне Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864—1871). Жил в Италии и Франции (1873—1876). Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Врубель тонко продумал, гиперболизировал перспективу.
Мальчику пришлось поступить в топографическую школу в Чугуеве. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Спустя десятилетия мнение изменилось: по словам заведующей музеем-усадьбой Татьяны Бородиной, дочь художника содержала мастерскую в том виде, какой она была при жизни Репина вещи и документы Ильи Ефимовича остались в доме234. Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия.
Его любимым преподавателем в Академии художеств был Павел Чистяков, учивший молодого живописца «рисовать формой». Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Ни один из них не показал бы на своем полотне такие простенькие фрукты, «украшенные» червоточинами и царапинами. Флоксы» (1884, Третьяковская галерея, Москва). По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России».
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. М. Бунакову. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников.
В этой типичной исполнены Розы начала 1910-х годов (частное собрание, Киев) изображенные на фоне моря, на столе, рядом с яркими ягодами на тарелке все предметы здесь окутаны воздухом, над ними чувствуется небо. Судьбы детей Репина сложились по-разному. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины — в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Сенсацией стали его Бурлаки на Волге (1870—1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Сапунова, С. Ю. Репина, В. Д. Искусствоведы предполагают, что художник создавал портрет дочери по памяти свидетельством тому— некоторое несовпадение фона и фигуры51.
Поленова, А. К. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Коровина, И. Э. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29.
Один из наиболее значительных натюрмортов Грабаря – Хризантемы (1905, ГТГ). Коровина и Э. Грабаря. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Мы видим, как точно передан объем яблок их блестящая, гладкая поверхность.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Иные эмоции вызывают натюрморты, написанные в Париже: розы и фиалки (1912, ГТГ) или Гвоздики и фиалки в белой вазе (1912, ГТГ). В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло» — глубоко развращенное существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего В последние годы Репин создал ряд картин на религиозные темы.
Поленов, находившийся во Франции, писал И. Н. Музей обладает замечательной коллекцией европейского искусства: от помпейских фресок и античной скульптуры до картин художников «барбизонской школы». Его основатель – талантливый русский художник, профессор Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов (1824–1896) назвал музей в честь своего деда, А. Н. Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Рождественский, А. В. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Красивые вещи придают композициям неповторимое очарование. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Последним его произведением стал портрет Валерия Брюсова (1906). В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Такие художники первой половины XIX века, как, например, И. Хруцкий, тщательно разрабатывали каждую деталь натюрморта, будь то крошечный лепесток цветка или маленький зеленый листочек на стебельке. Куприн, В. В. Одно из превосходных полотен этих лет – Розы и фрукты (Костромская картинная галерея). В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В таком духе выполнен чудесный натюрморт мастера «Шиповник» (1884).
Рядом стоит бело-синий фаянсовый сосуд, возле которого располагается богато украшенное старинное оружие. Кустодиеву удалось показать изысканную красоту, созданную самой природой. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина.
Ф. Дудиной, К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др. ) и прекрасных рельефов на сюжеты из античной истории («Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон», 1809 и др. ). Через шесть лет он поступил в Академию художеств. Например, Натюрморт с книгами, выполненный П. Г. На похоронах художника священник произнес: «Художник Михаил Александрович Врубель, я верю, что Бог простит тебе все грехи, так как ты был работником».
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Каждый предмет натюрморта несет в себе скрытую взрывчатую силу. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Теплов и Т. Ульянов. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. Глядя на картину «Чаепитие в Мытищах» (1918), невозможно не восхищаться ярким великолепием показанных на полотне предметов.
Она была закончена только в 1891 году. Подсвечник, графин, стакан. Репин являл собой пример беззаветной преданности искусству.
Крамского Некрасов в период Последних песен (1877 – 1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. Художник писал: "Искусство я люблю больше добродетели. Судейкина, М. С. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки.
А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В 1879 году художник, увлеченный русской стариной, написал композицию с историческим сюжетом, получившую название «Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичий монастырь, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году» (Третьяковская галерея, Москва). Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. В апреле 1873 года, когда старшая дочь немного подросла, семья Репина имевшего право на заграничную поездку в качестве пенсионера Академии, отправилась в вояж по Европе.
История картины «Яблоки и листья» несколько необычна. Меня занимала главным образом игра хрусталя в вечереющий час, когда всюду играют голубоватые рефлексы, – писал позже художник. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. За картину «На базаре» (не сохранилась), написанную по заданной теме, Кустодиев получил золотую медаль, дававшую ему возможность продолжать обучение за границей. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Саврасова, И. И. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Третьяков»109. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол.
В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 — в Куоккале, в своем имении «Пенаты». В 1876–1878 годах он жил в Киеве, где посещал городскую рисовальную школу. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Умение найти и отобрать огромный материал первоисточников, раскрыть внутреннюю взаимосвязь основных событий в жизни художника с кульминационными моментами творческой истории каждого из его произведений, установить периодизацию творчества мастера, воссоздать ту среду, в которой жил и творил художник — все это сделало труд Грабаря основополагающим в изучении репинского наследия и непревзойденным среди всей литературы об Илье Ефимовиче. Репин Илья Ефимович (Ilya Repin, 1844—1930), русский художник. Первая работа кажется незавершенной, поскольку левая часть картины представляет собой лишь намеки на предметы их контуры. Ягоды смородины кажутся подсвеченными, чтобы зритель мог видеть их прозрачность и свежесть («Ягоды красной и белой смородины», 1818, Третьяковская галерея, Москва). С 1806 года он работал в Эрмитаже. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей.
Но эта декоративность не выходит за пределы импрессионистической манеры его живописи с широким и динамичным мазком и построениями изображения цветными пятнами. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Оно сложилось в течение более чем полувека и содержит статьи и монографии об отдельных русских и зарубежных художниках и архитекторах, главы из двух изданий «Истории русского искусства», возглавлявшихся И. Э. Грабарем, статьи по вопросам реставрации памятников искусства, по вопросам организации музейного дела, воспоминания и, наконец, множество писем к художникам, архитекторам, музыкантам, актерам, ученым. Большая часть статей и монографий, опубликованных в разное время, стала на сегодня библиографической редкостью, некоторые исследования и вся переписка еще не публиковались. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Отец ударил своего сына жезлом в висок.
В центре накрытого стола – большие букеты пушистых желтых цветов. Федор Петрович Толстой родился в Петербурге. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры.
Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Ярким примером подобного является натюрморт-«обманка» «Ягоды красной и белой смородины», где веточки с ягодами «положены» автором на лист, на котором естественно смотрятся тени и упавшие со смородины капельки росы. И тем не менее лаконичный и скромный натюрморт «Яблоки и листья» не менее привлекателен для современного зрителя, чем «Цветы и плоды» И. Хруцкого изображающие роскошные плоды и спелые ягоды. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Он побывал на Всемирной выставке в Вене, посетил Францию, Италию. Весь розово-голубой натюрморт пронизан взрывающимся через открытое окно летним солнцем. Каждый персонаж переживает что-то своё. Репин формирует листья в основном с помощью цвета, а фрукты «лепит» используя блики и светотеневые переходы. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Они не велики по размеру, скромны по замыслу. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Транспортировать картины нужно в сухую погоду, не допускаются резкие перепады температур. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Америка—Франция—Россия. Летом 1874 года художник жил и работал в Нормандии, где написал картины «Девочка-рыбачка» (Художественный музей, Иркутск) и «Лошадь для сбора камней в Вёле» (Государственный художественный музей им. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Репин отрицательно относился к Николаю второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет».
Особенно привлекали мастера темы веселых праздников и гуляний, шумных Маслениц, многолюдных и красочных ярмарок («Ярмарка», 1906, Третьяковская галерея, Москва «Праздник в деревне», 1907, Третьяковская галерея, Москва). Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.