На негрунтованной бумаге серебряный штифт (так его называть правильнее, чем карандаш) следов вовсе не оставляет. Спокойная, чуть созерцательная поэзия будней живет в этих листах. Рисунок – это источник и душа всех видов изображения и корень каждой науки.
Любому произведению всегда должен предшествовать рисунок. Чистякова, которому исключительно многим обязаны русские мастера второй половины и конца XIX века. Мало-помалу уголь уступил место минеральным карандашам. Меня часто спрашивают, что меня вдохновляет и где я научился рисовать. Первый альбом Beрейского Русские художники был выпущен в 1922 году. Художник А. Самохвалов (род.
Один из лучших среди них – лист, называющийся Отдых в пути. Едва ли не ведущим жанром в предреволюционной графике оказывается пейзаж. 1886), один из старейших советских художников, большой мастер гравюры на дереве.
Их линии порой тверды и гибки, порой широки и сильны. Никакие опасности и трудности не останавливали его. Не надо забывать того, что многие художники Возрождения рисовали пером и кистью, не тушью и не бистром, а чернилами.
К числу важнейших произведений этих лет относятся пейзажи и портреты армянского мастера М. Абегяна, литографии, посвященные Молдавии, украинца Г. Пустовийта, монументальный офорт грузинского художника Д. Кутателадзе изображающий С. Орджоникидзе и С. М. Кирова. Но они счастливо избегают сухой внешней законченности, сохраняя трепетную живость штрихов, как бы только что положенных художником. В годы Великой Отечественной войны он работал фронтовым художником.
Свет и тень противоборствуют в этом тревожном листе трепетно, сильно вылеплен образ человека, обуреваемого вихрем тягостных дум. Ли Прайс (Lee Price) – художница из Нью-Йорка, окончила университет по специальности живопись, занимается фигуративной живописью.
В его рисунке изображающем некоего легендарного святого около дерева, поставлена та же задача, которую решал и представитель Дунайской школы Альтдорфер: сблизить человеческий образ с миром природы. Недаром, увлекаясь общими видами строительства, цехов заводов и т. д., авторы всех ранних индустриальных работ еще очень скромное место уделяют в них людям. 1897) Козловщица из серии Старые и новые квалификации Донбасса (1936 илл, 10). В последовавших затем циклах рисунков Вот она, Америка. Другие исследователи полагают, что это подготовительная работа к ныне утерянному полотну «Осмеяние Христа». Это одна из самых крупных «гротескных» голов Леонардо. В кругу таких произведений, как листы Дейнеки и рождается публицистическая страстность, политическая непримиримость, свойственная советской графике.
По-новому ставится проблема композиционного рисования. Версий масса, но «Незнакомка» по-прежнему незнакомка. Но и первые заводские листы Соколова сохраняют для нас свое значение в них добросовестная точность первых шагов по неизведанному еще самим автором и другими художниками пути. Ее выразительность и своеобразие он чувствовал очень хорошо. Художник покинул Ханко с последними отрядами моряков.
Еще в русской Академии художеств, в первые годы ее существования, стали собирать в качестве «образцов» или «оригиналов» листы рисунков старых западных художников, от итальянского Возрождения до Франции XVIII века. Но новое, отличающее современный эстамп, чувствуется особенно ясно в вещах молодых.
Только благодаря тщательной любознательности Рубенса, скопировавшего группу сражающихся всадников с картона «Битва при Ангиари», дошла до нас выразительнейшая из батальных композиций Леонардо. Его склонность к рисованию проявилась рано, еще в средней школе. Как бы там ни было, рисунок 8-летнего Пабло «Пикадор» (первый известный его рисунок) еще далек от чего-либо профессионального. Нельзя думать, что какие-то совершенства упадут с неба в готовом виде». Мои картины были показаны в галереях Соединенных Штатов.
Внимательного зрителя графических работ ждет много интересного. Прозрачная чистота воздуха, яркость солнечных бликов и теней, скользящих по оттаявшей земле, – эта исполненная прелести картина ранней весны вносит радость в сложный подтекст сцены. Возвращаясь к ним, мы должны дополнить круг уже знакомых нам портретных работ произведениями Б. М. Кустодиева (1878 – 1927). Напротив этой толпы, за стойкой стоит поглощённая собственными мыслями барменша. По мере роста мастерства молодого художника, отец просил его помощи в написании картин. Его последняя картина — «Бар в Фоли-Бержер» —была завершена в 1882 году, за год до его смерти.
15). Они образуют как бы кульминацию серии. Микеланджело Меризи да Караваджо (29 сентября 1571—18 июля 1610) — великийитальянский художник периода раннего барокко, основатель европейского реалистической живописи XVII века.
Это – нечто иное. Он «избегал изображать сильные страсти», отдавая предпочтение тихому пейзажу и человеку, «живущему внутренней жизнью».
Далее фрески, картины, рисунки, наброски, скульптуры и другие работы великого итальянского художника. Это – натуральный минерал, добываемый открытым способом, готовый сразу для рисования. И все реже находит в пейзаже свой приют пассивная описательность. Это его и погубило. Вместе с тем очень много рисунков старых мастеров не были такими «этапами становления», подготовительными этюдами с натуры, нужными художнику для будущей картины, статуи, гравюры, театральной декорации, не были также и черновыми набросками композиции этого будущего, еще не воплощенного произведения искусства, остававшегося главною целью художника.
И в том и в другом отношениях она, впрочем, отличалась и от пергамента, материала, почти полностью вышедшего из употребления в новое время. Я считаю, что идея композиции всегда заключена в самой действительности. Питер Пауль Рубенс (28 июня 1577—30 мая 1640) — фламандский (южнонидерландский) художник, один из величайших художников эпохи барокко известен своим экстравагантным стилем. Активность авторского мировосприятия – новая черта этих работ. Я всегда отвечаю, что это рисунок цветом.
Особенно много рисунков и гравюр о войне было показано на выставках первых мирных лет. В годы войны он участвовал в боях в Севастополе, Новороссийске, Одессе. В Германии Лука Кранах, один из знаменитейших художников своей эпохи, рисовал еще принципиально близко к XV веку и к Дюреру. В гравюрах этого цикла громоздятся, уходя ввысь, огромные сооружения плотины, около них тесно вздымаются стрелы кранов, клубится облаками высокое небо и солнце посылает ввысь свои ослепительные лучи. Тонкие веточки ивы запекались в тесте до той степени, когда они превращались в равномерно обуглившиеся палочки. Это легко получаемая краска из сажи из продуктов сгорания дерева, особенно дуба.
По существу, это вовсе не минеральный обычный карандаш, а вставленный в особый футляр (типа современных вечных карандашей) кусок металлической серебряной проволоки, оставлявший весьма приятный для глаза след штриха на бумаге, грунтованной мелом или смесью из любых цветных порошков. Разумеется, эта задача нелегка. Свои поиски наиболее лаконичного выражения сущности формы изображаемых предметов их конструкции я обычно упорно веду в многочисленных рисунках-набросках карандашом на бумаге, а затем продолжаю в подмалевке (в нем уточняю форму). Здесь мы вновь находим очень большое разнообразие. Он написал многочисленные портреты, пейзажи и исторические картины с мифологическими, религиозными и аллегорическими сюжетами.
Рисунок чаще достигает объективности, нежели краска. вновь звучит для нас в этой серии советского художника. Его пленяющая жаркой живописностью цветов известная гравюра Кузьминки, Осень, например исполнена на семи досках в девять красок. 1911). 1915).
Вместе с тем на примере опубликованного рисунка можно получить представление о том, как рисовал великий испанский мастер. Назовем из них еще серию линогравюр С. Б. Юдовина (1892 – 1954). Имеются рисунки, в которых художник фиксирует свои наблюдения действительности или ради нее самой или как бы «впрок» накапливая материал. В предреволюционной гравюре, журнальной и книжной иллюстрации более чем в других видах искусства ощущалось влияние общества Мир искусства, быть может, потому, что многие члены его были графиками высокого профессионального уровня.
Все должно быть воспитываемо и образовываемо. Леонардо в будапештском рисунке ставит перед собой проблему экспрессии, передачи эмоции гнева, Дюрер в рисунке Адам и Ева пытается найти приемы или аллегорического или абстрактно-правильного изображения человека. Быт в его листах обретает гневную силу политического разоблачения империализма. Есть и вещи, весь смысл которых исчерпывается их внешней декоративностью.
Его наполненные болью, гневом и страданием листы никого не оставляют равнодушным. Она превращает индустриальные мотивы в величественное, порой феерическое зрелище. Разумеется, не все в эстампе сейчас только успешно. Искусство должно было быть обосновано.
Но и послевоенный период его деятельности плодотворен. Последний часто получал свое высшее воплощение в монументальном искусстве большой фрески или огромной статуи. Этот рисунок на почтовой открытке (если приглядеться, то напечатанные строчки видны сквозь не слишком густо положенный слой краски) типичен для юного Дали испытавшего в детстве влияние друга его отца, художника-импрессиониста Рамона Пико.
И нередко сумма листов, названная художником серией, по существу ею не является. Человечество всегда стремилось освоить природу мира и человеческой жизни. В годы войны Богаткин лишь начинал творческую работу.
Встречается здесь и мелкое бытописательство иллюстративность. Между этими двумя листами, как в рамке, проходят вереницей картины войны. По сравнению с глубоко внутренне-взволнованным лицом в рисунке Микельанджело кричащие лица сражающихся у Леонардо кажутся несколько поверхностными. Тяжелый черный цвет и холодное сияние снега царят в его гравюрах.
Интересен исполненный им в 1921 году в акварели и карандаше портрет Ф. И. Шаляпина. И основные направления работы – портрет и пейзаж (которым Верейский также немало занимался) и строгая красота манеры и вдумчивость в изучении натуры были общими у этих художников. «Все мужественное, твердое, благородное в искусстве выражается рисунком», – это слова знаменитого русского художника-педагога П. П.
Основой для восхождения к профессиональным вершинам послужило художественное образование. Вот, что он сам говорит о своем творчестве и о себе:Меня зовут Брайан Duey. 1916) изображающая морские нефтяные промыслы на Каспии. Медленно движется по лестнице девушка с невыносимо тяжелым ведром. Вопрос построения планов пространства в пейзаже – очень условная вещь.
Но порой в их листах чувствуется и оттенок созерцательности. Вторым широко распространенным жанром в графике 1920-х годов был пейзаж. В 1940-е годы Фаворский создает листы Минин и Пожарский, Кутузов. Некоторые эффекты ее замечательны. Это последнее у Дюрера встретится позднее, когда он перерисовывал фигуры для гравюры.
Недаром художники при этом часто не ограничиваются одним листом, а в целом ряде их запечатлевают виды завода, строительства и т. д. Вторым направлением можно назвать то согретое лирическим чувством, лаконичное, сохраняющее живость наброска, но и недоговоренность его искусство индустриального пейзажа, которое создал в конце 1920 – начале 1930-х годов Н. Н. Купреянов (1894 – 1933), Ученик таких разных художников, как Кардовский, Петров-Водкин, Остроумова-Лебедева, Купреянов прошел в искусстве недолгий, но сложный путь, полный постоянных исканий. 1898) также принадлежит к числу первых художников современной темы в графике. Но пока копирование образцов было в силе, старые мастера создавали немало рисунков для того, чтобы по ним учились младшие (так, например, копировались в течение нескольких поколений головы Грёза в петербургской Академии художеств). Серия же Юдовина исполнена линогравюрой. Кроме того имя каждого автора является еще и ссылкой на персональную онлайн-галерею художника, где вы сможете более подробно и детально изучить карандашные рисунки и биографию каждого из них. Просматривая изображения, вы заметите некоторые интересные особенности в картинах каждого.
В их работах много пленительного мастерства, спокойного восхищения красотой мира. Он интересно работал не только в станковой графике, но и в книжной иллюстрации. Винсент Виллем Ван Гог (30 марта 1853—29 июля 1890) — знаменитый нидерландский художник, приобретший известность лишь после смерти. Ведущими жанрами станковой графики стали пейзаж и портрет.
Тем не менее в нем и чувствуется врожденный талант и прослеживается интерес мальчика к теме корриды, ставшей одной из важнейших в творчестве зрелого Пикассо. Особенно любили изображать в то время Поклонение волхвов, так как самая тема позволяла художникам с традиционно-чеканным сюжетом сочетать изображение неких празднично-торжественных процессий, полных красоты и жизненности.
Так, например, И. И. Нивинский (1881 -1933), крупнейший мастер советского офорта, в альбоме Крым, вышедшем в 1925 году, артистично и легко, хотя и с оттенком созерцательности, передает повседневную праздничность прекрасной южной природы. Тот реализм, который может быть отмечен в готической скульптуре, отсутствовал в средневековой живописи и только частично проявлялся в графике. Так появилась его серия Дагестан (1959 – 1961), которая была для Цигаля большим шагом вперед. В активности, деятельности заключено, может быть,, главное обаяние образов Пименова и в частности, постоянных его героинь – женщин, работающих на стройке, занятых ремонтом квартир, шитьем, домашними делами. Одной из самых знаменитых картин художника считается «Лютнист» (1595), которую Караваджо называл наиболее удавшимся ему фрагментом живописи.
На такой грунтованной поверхности можно было рисовать различными инструментами. Из произведений архитектуры — дизайн купола базилики Святого Петра. Своеобразным центром живописного реализма оказалась Испания. В последние годы Ильина, несколько отойдя от книжной иллюстрации исполняет много станковых вещей и в частности пейзажную серию ксилографии Родные края (1957) и большую серию цветных линогравюр, посвященную женщине своей республики.
Художник-передвижник Иван Крамской, автор картины «Христос в пустыне», создал одну из самых загадочных картин – «Неизвестную», которую также часто называют «Незнакомкой». В 1930-х годах новые моменты в развитии графики ощущаются очень сильно. 21), воспроизведенные им, такова и снискавшая симпатии многих зрителей маленькая колхозница – образ юности, шагающей по прекрасной земле, бесхитростно простой и задорный, ошеломляющий неповторимой цельностью чувств (Буду дояркой, 1960). Славу ему принесли в некоторой степени спорные сюжеты, сюрреалистические композиции.
Исчерпать все, что дают рисунки Рембрандта в немногих словах невозможно. Вспоминаю Евграфа Семеновича Сорокина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, который как-то, раздраженный непонятливостью своего ученика, сказал: «Вы мне хоть сплошь зеленой краской, а нарисуйте. » Рисунок и колорит, форма и правдивость – вот главное в живописи. Гольбейн Младший в раннее время, в Базеле, рисовал также не без условностей (Портрет бургомистра Мейера, 1516 г. ).
Позднее Мане решил сделать сцену более многозначительной. Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (25 октября 1881—8 апреля 1973) — всемирно известный испанский художник и скульптор, основоположник направления в изобразительном искусстве — кубизм. окреп голос Пророкова-публициста. В рисунке XV века мы найдем и фантастику, с примера которой нам припасть начать и чисто ученую естествоиспытательскую работу художника-анималиста, с увлечением рисующего животных (Пизанелло) и портрет (лучшие примеры дают не Италия, где началось самое Возрождение, а Франция и Нидерланды – Я. Ван Эйк и Ж. Фуке).
Ф. Клуэ с этим сочетает также и проблему красивого. Серьезнее и жизненнее оказывается композиция Леонардо. Сирия (илл. С энтузиазмом отнеслись художники к этим новым для них заданиям.
При этом ярко сказалось и различие дарований, склада образного мышления художников. И везде, даже в самых трудных условиях и прямо на передовой художник много рисовал. Энгельс назвал это время эпохой титанов, величайшим в мире прогрессивным переворотом.
И хотя Микеланджело срисовал гравюру «Мучения святого Антония» немецкого художника Мартина Шонгауэра, он внес и свои авторские изменения. Таковы герои поэмы Майрониса (1960 илл. Нередко мастер изображал на своих картинах героев комиксов и признается, что «узнал от Дональда Дака больше, чем во всех школах, в которых учился». Не книжное, но живое знание шедевров мирового искусства наложило свой отпечаток на творческий облик художника большая культура, благородство, простота, за которой стоит взыскательность, отличают его многочисленные произведения.
Рудный. Последняя изготовлялась на меду.
Италия, конечно идет впереди, ее авторитет неоспорим. Это сдержанность сильного человека, не позволяющего себе взрыва чувств, минуты отчаяния.
Его лист ярок, эмоционален, но он остается еще одиноким в графике этих лет. Я сразу же влюбился в рисование и хотел делать это все время. Ее, как и всю семью графических искусств, отличает сравнительная быстрота исполнения вещей, а также хорошие возможности их репродуцирования. Из названных художников в это общество входили Остроумова-Лебедева и Лансере.
Однако вблизи становятся очевидны восхитительные физические свойства масляной краски. 16), в воронке от бомбы расположились матрос и фотограф – нужен снимок для партдокумента. Микеланджело Буонарроти (6 марта 1475—18 февраля 1564) —всемирно известный итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и мыслитель, наложивший неизгладимый отпечаток на всю мировую культуру. В Европу тушь стала проникать из Китая в XVII веке, сначала она появилась в Голландии.
И в книжной и в станковой графике работает и литовский художник В. Юркунас (род. А «профили и контуры», под которыми понимал рисунок на столетие раньше знаменитый итальянский художник Пьеро делла Франческа, находятся «в самой вещи», являются не мнимостью, а особенностью реального бытия, могущей быть проверенною в опыте.
Феодализм был если не уничтожен, то оттеснен на второй план. 22). Завет чешского коммуниста Ю. Фучика Люди, будьте бдительны. В первую очередь это относится, к так называемому серебряному карандашу, которым рисовали и Леонардо и Дюрер и Рембрандт. Рядом с этим – точнейшие и внимательнейшие «штудии» – этюды с натуры изучающие ее избирающие в ней что-либо, почему-либо художнику нужное – поворот головы, жест руки игру мускулов спины, очертания рта или глаза или же рост дерева, узор листвы, построение лепестков цветка, складок одежды. Фотомеханика, однако, вытесняет далее этот способ репродуцирования.
Руины и Возрождение, но в основном содержал лишь горестные картины руин – разрушений, причиненных Петрограду военной разрухой. В них было много добросовестности и труда и меньше творческой окрыленности. Он постоянно работал в области пейзажа, его разнообразные листы фиксируют гармонию, красоту и скромной природы Подмосковья и прославленных городов Европы.
Очевидно, так оперировали и с угольным порошком изготовляя из него с примесью клея так называемый (по-итальянски) Carboncino, угольный карандаш, по своему художественному результату нечто среднее между твердым итальянским карандашом и мягким древесным углем. Четко строя композицию серии, художник обретает в ней новое средство большой выразительности.
Но разными по содержанию являются их задачи. У Альтдорфера человек поглощен пейзажем, у Грюневальда человек и ствол дерева равно выразительны и подвижны. Именно Пико, глядя на каталонские пейзажи, выходившие из-под кисти Сальвадора, уговорил его отца отдать мальчика в художественную школу в Мадриде, чем способствовал началу творческого пути будущего великого сюрреалиста. Вместе с общим прорабатывается и частное (Этюд руки у А. дель Сарто). С понятием композиция мы встречаемся всегда, анализируя отдельное произведение искусства.
Рисунок, выполненный углем, однако было трудно сберечь, несмотря на то, что старые мастера знали средства закрепления рисунка всевозможного рода составами (жидким клеем, снятым молоком). В течение всей своей жизни И. Соколов много работает и в области пейзажа.
Почти все крупнейшие художники прошлого были и большими мастерами рисунка и акварели. В рисунке этого дерева важно найти и передать с наибольшей лаконичностью неповторимые черты его формы, его конструкцию. И не без основания.
Среди его скульптур самыми знаменитыми считаются «Пьета» («Оплакивание Христа») и «Давид». Одни отличаются мягкостью линий, плавными переходами свето-тени и обтекаемыми формами. Я занимаюсь коммерческой работой с 2005 года и за это время обзавелся клиентами по всему миру.
Многие из них продолжали работать над военными темами и после окончания войны. 1918) Северный Вьетнам, созданная в 1957 году. Тишина небольшой уединенной комнаты полна напряжения большого труда. Инструменты, которые мастера своего дела используют для создания своих картин, ограничиваются лишь листом бумаги и простым карандашом.
Пейзажи, зарисовки солдат, жанровые сценки чередуются в его листах. «Композиция должна быть воспитываема в художнике.
Этот рисунок был, бесспорно и выразителен и полон сходства и вместе с тем условен. Такой рисунок вставляли в раму под стекло, хранили и ценили его. С 1918 года в течение ряда лет Верейский работал в отделе гравюр Эрмитажа.
Рисовали черным камнем, вставляя его обточенные брусочки в тот же футляр с зажимкой, каким пользовались для рисунка углем.
Его первая картина из цикла о жизни Сергия Радонежского «Видение отроку Варфоломею», в которой станковая живопись включает в себя элементы иконописи, вызвала у критиков массу вопросов. Золотое сияние вокруг головысхимника породило споры не только среди зрителей, увидевших картину на очередной выставке передвижников, но и среди коллег-художников, некоторые из которых назвали картину «вредной». Одним из крупнейших его мастеров являлась А. П. Остроумова-Лебедева (1871 – 1955). Здесь работают в основном те же мастера, что и в предреволюционные годы и творчество их, в значительной мере уже определившееся, далеко не сразу и не быстро претерпевает сложные, связанные с влияниями новой действительности изменения. Свободная, непринужденная стать отличает и девушку-свекловичницу (1956) и делегаток далекого Тянь-Шаня, внимательно слушающих оратора (1960). В больших масштабах, в панорамности изображения, мне казалось, совсем может пропасть та интимность и композиционная четкость, которых я старался достигнуть, - вспоминал впоследствии художник.
Его подъем начался с середины 1950-х годов, а сейчас можно говорить и о настоящем его расцвете. В них обычно были сценки уличной жизни, пейзажи, отдельные портретные листы. Обычные пригородные пейзажи видим мы в Сюите о проводах А. Ушина (род. Его мастерами являются В. Мироненко, А. Пащенко, Н. Родзин и другие.
Суровый и стремительный лик времени видят художники этих искусств, особая активность мироощущения пронизывает их работы. Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война резко изменила характер и темпы развития всех видов искусства. Красота этого монумента, его величаво эффектного силуэта становится здесь главным слагаемым пейзажного образа. Набросок может быть выполнен с натуры, по памяти или быть плодом воображения художника.
Последнее относится не только к мастерам индустриального, но и обычного пейзажа. Учебный рисунок имел в практике старых мастеров очень большое распространение.
По-прежнему тут было много индустриальных пейзажей. Старые мастера эпохи Возрождения в Италии, во Франции, в Германии были как бы первооткрывателями земной действительности, на что прозорливо указывал еще Ф. Энгельс в проекте предисловия к «Диалектике природы». С кем только её ни соотносили. Энтузиастом офорта был и Шишкин.
За свою жизнь Пикассо создал около 20 тыс. Рисование с натуры, практика, конечно, предшествовала. рисунков и 133 эскизов. Бумага, бывшая в распоряжении старых художников, была весьма не похожа на современную. Но вместе с тем настоящая классичность определяет подробный рассказ рисунка Перуцци.
Но и уже опытные художники также способствовали ему. Некогда – так называется этот лист. Столкновение черного и белого как бы удваивает силу каждого из этих цветов. Иллюстраторы принесли в сферу станкового рисунка психологичность образов и точность исторической обстановки, которые были тогда недавними и яркими завоеваниями их искусства. Другой вопрос – как это им удавалось. обложку).
Одним из наиболее оригинальных мастеров графики XVIII века остается, конечно, Дж. В этом состоянии должны проявиться также своеобразные условия освещения, подчеркивающие характерные особенности этого момента, необычность и типичность колористической гаммы, наиболее полно раскрывающие сюжет. Своеобразная острота, забавность отличают положения изображенные им. Для меня видение предмета неразрывно граничит с видением его формы. Изменился и состав потребителей искусства.
была исполнена Пророковым как иллюстрационная к книге памфлетов и очерков об Америке. Вполне новаторским является и пейзажный рисунок Рубенса. Документальная точность его работ нередко переходит в фотографизм. 1910).
Произнося имя Г. С. Верейского, мы часто тут же вспоминаем произведения М. С. Родионова (1885 – 1956) – художника, чье искусство было во многом внутренне близко Г. С. Верейскому. Думать, что можно скомпоновать лучше природы – это ошибка: надо просто окончательно продумать то, что видишь, чтобы понять, как все устроено великолепно» (6). Акварель – это живопись, которой тайно хотелось бы стать графикой. Любовь и вкус – вот то, что превращает «грубую прозу» в тончайшую поэзию» (7). В искусстве Италии этого времени была и реалистическая струя в лице художников юга страны.
Он проявляется и в благородстве скромной и красивой палитры этой вещи. Школа юга Италии перешла к более внешнему декоративному стилю в лице Ф. Солимены. Приводимый нами единственный пример испанского цветочного натюрморта (X. Арельяно) показывает перерождение многосложных опытов рисунка XVII века в чистую декоративность. Цветная же ксилография была и вовсе забыта.
Женский портрет работы Луки Якобса, более известного под именем Луки Лейденского, выполнен был в том самом году (1521), когда Дюрер рисовал своего 93-летнего старика, виртуозно : использовав линии. Но назвать все искусство итальянского XV века равномерно отображавшим реальную действительность, конечно, нельзя. Гонарова не раз сталкивалась с непониманием и жесткой цензурой, на которую она реагировала философски: «Если у меня и происходят столкновения с обществом, так только из-за непонимания последним основ искусства вообще, а не из-за моих индивидуальных особенностей, понимать которые никто не обязан». 2). С каждым рисунком у меня получалось все лучше и лучше. Встречается упоминание и о бекасиных перьях.
Писали кистями из барсучьей и беличьей шерсти, колонковыми и многими иными. Следующая страница альбома – На Неву за водой (илл. Этот расцвет связан прежде всего с притоком новых молодых сил в станковую гравюру. Таковы портреты сановников католической церкви – работы Я. Ван Эйка и Ж. Фуке.
Это, конечно, далеко не всегда было так на Западе. Коснусь лишь вскользь первых и остановлюсь подробнее на вторых. Новатором выступил Грюневальд (Нитхарт). Облик этой страны, увиденный художником, полон очарования: серо-голубое высокое небо, просторы спокойных вод, рисовые поля и цепочка сиреневых скал на горизонте, то видных отчетливо, то тающих в жемчужном мареве.
Это событие было освещено на MTV и я получил мировую известность. Ее глубокое волнение внешне почти ничем не проявляется. Марсово поле.
1886). Последний был старше и прожил дольше, чем его сотоварищи по венецианской школе. Весь этот материал «служебен» и специалисты кропотливо отыскивают наличие мотивов рисунка в той или иной известной картине, порою отмечая, с какой точностью передал старый художник красками на полотне или на стене наблюденное им в рисунке. Она была несравненно толще, грубее по поверхности, почти никогда не была чисто белой, хотя быстро (в течение одного XV века) достигла хорошей светлости.
Многие художники Прибалтики выступают и как пейзажисты и как авторы тематических вещей и это лишь обогащает их произведения. Главным сортом перьев для писания и рисования были перья гусиные. Позднее, уже зрелым мастером, Соколов вновь приходит на знакомый завод и в 1949 году создает посвященную ему серию гравюр.
Учиться надо было все-таки на живом опыте. На протяжении своей карьеры, он попытался выйти за пределы реализма и экспрессии. Таковы некоторые достижения республиканских граверов и рисовальщиков. Более вдумчиво охарактеризован человек труда в акварели С. М. Шор (род.
Кончаловский строил свои произведения, он не копировал послушно действительность. Важно, что такого рода рисунки старые мастера делали не только для будущих картин, придавая рисунку «служебное» назначение, но и «для себя». Современная акварель изготовляется на гуммиарабике. Исследователя рисунка старых мастеров поражает прежде всего исключительное многообразие всего того материала, какой объединяется в государственных музеях и в частных собраниях под общим понятием «рисунка».
Есть сведения о рисовании и золотой проволокой. Юдовину свойственна обостренность чувств, трагические ноты властно звучат в его листах.
В творчестве Г. Г. Нисского, будь это живопись маслом или акварелью – гуашью, значение рисунка исключительно велико.
Голландские жанристы, прославленные реалисты А. Остаде, Бега, – все заслужили себе место в истории искусств и все же не могут быть поставлены на один уровень с Рембрандтом. Контрасты черного и белого цветов рождают яркую беспокойную гамму гравюр. Когда Дюрер рисует тончайшими кистями своего изумительного «Зайчика», когда Леонардо да Винчи и через двести лет Рембрандт набрасывает пером пейзаж родной страны, мы видим в этом отчетливую и прекрасную жажду человека овладеть путем искусства всею необозримостью природы. Мы считаем Тинторетто одним из самых поражающих новаторов рисунка. И, вместе с тем, добрая половина всех рисунков старых мастеров известных нам (их много десятков тысяч в музеях и собраниях всего света), не может быть прямо отнесена к числу подготовительных.
Историко-революционная тема начала свою жизнь в графике уже в начале 1920-х годов. Картину «Мучения святого Антония» приписали 12–13 летнему Микеланджело только в 2008 году исходя из экспертизы полотна и имеющихся упоминаний станковой работы на этот сюжет у биографов Микеланджело. Это дало право их автору получить путевку в Высший художественно-технический институт (Вхутеин). Сложным было состояние искусства в Италии в XVII столетии.
Б. И. Пророков родился в 1911 году в Иваново-Вознесенске. С 1914 года стали появляться альбомы пейзажных гравюр И. Н. Павлова.
Художнику в прошлом часто заказывали портрет, выполненный именно карандашом или акварелью.
7). Исчезает былая камерность произведений Верейского и вопрос об общественной роли искусства звучит в полную силу в его портретах 1940-1950 годов. Художник начинал свой путь с рисунков углем и черной гуашью, посвященных шахтерам Донбасса (1949-1950). Уровень мастерства достигнут легко и уверенно. Мурильо, как рисовальщик, стоит на позициях вполне живописных. Но Тинторетто – весь в патетике, в движении, в динамике.
Толстые слои краски смешаны так, чтобы издалека подражать стеклу, пару, воде и плоти. У Леонардо было все в искании, у Рафаэля – все уже найдено.
Но Рубенс предстает нам еще в новом обличье, когда он рисует своего маленького сына. Более романтичным чем в картинах является рисунок и у Клода Лоррена.
Рисунок XVI века по-новому разнообразен. Карпаччо оставался традиционным: для него Поклонение было простым зрелищем. Многого достиг в этом жанре эстонский художник Э. Эйнманн (род.
Все эти вопросы я решаю в рисунке». Смотрите на натуру, а не на карандаш». К станковой графике обращается в годы войны и В. А. Фаворский (род. Вьетнамская серия явилась во многом переломной для ее автора.
Монументальность, крупные формы, немногословие – характерные черты ее линогравюр. Уже с середины 1920-х годов появляются его посвященные труду рабочих листы – вначале скованно точные и суховатые, далее более свободные и найденные по композиции.
И все же условия работы художников были сложными. Для обоих – это проверка теории практикой, практики – теорией. Вместе с тем без кистей было нельзя. Широко начинает развиваться новая тематика. Это – подчеркнутая пластичность рисунка, обязательные поиски выразительной силуэтной линии, но также и жесткость цвета, отсутствие ощущения воздушной среды. Он рисовал очень много один из его рисунков изображающий молодого солдата на берегу Тиссы (1945), приобрел значительную известность.
Очевидно потому, что художнику всегда близки были картины труда именно он одним из первых расширяет тесные рамки своей темы и начинает изображать и новый мир индустриального труда – работу на большом металлургическом заводе. Оно объединяет их произведения. Из несравненно более мелких, микроскопических частиц состоит тушь, продукт сгорания масел, а не дерева изготовляемая из копоти, а не из сажи.
Старые мастера, стремясь к использованию цвета в рисунке, прибегали и к гуашевым непрозрачным краскам (особенно часто к белилам) и к акварели, прозрачной. Мы упоминали уже о всякого рода чернилах. и За мир.
Родной сестрой итальянского черного камня была впервые освоенная тоже в Италии в XV веке сангина, красный камень или, красный мел (он мог быть также коричневым и лиловатым) – так же находимый в естественном виде материал, которым работали, вставляя его в тот же футляр с зажимкой (по-итальянски его называли матиттатойо). Одной из таких вещей была серия Н. А. Пономарева (род. Объяснить сразу и полностью трудно, невозможно.
Примерами могут служить «Евангелист Матфей», «Вакх», «Обращение Савла» и др. Изображения семи планет, соответствовавших семи дням недели, были связаны и с карточной игрой и с псевдонаукой – астрологией, пытавшейся узнать судьбу человека по сочетанию звезд.
О том же говорят и портретные рисунки мастеров разных поколений и разных стран. Труд не сгибает женщин сейчас, но лишь придает величавость и значительность осанке. Очень беглые, в буквальном смысле слова «черновые» наброски, будущего живописного решения «стенограммы», сочетания линий и пятен, в которых порою трудно разобраться, но в которых можно все-таки «провидеть» или «предварить» картину. Небольшой «Пейзаж в Фигерасе» (картинка вверху справа) считается первой известной работой Сальвадора Дали, созданной в 6–10 лет.
Зоркие и сурово-правдивые, эти гравюры звучат как настоящая публицистика. Показателен в этой связи творческий путь В. Е. Цигаля (род. Но страстность авторского отношения к жизни здесь уже сказывается в полной мере. Пименов очень цельный художник.
Решающее же значение остается за сопоставлением одного рисунка, подлежащего определению, с другими, уже определенными, опознанными рисунками. Но реально существует и композиция целой графической серии как внутренняя закономерность чередования ее листов, между которыми возникают разнообразные связи. Искусство все чаще должно было откликаться на потребности нового общества.
Вл. Окас является и живописцем и мастером книжной иллюстрации.
Ею увлекаются Кипренский, Орловский, Венецианов, позднее Перов, Шишкин, Вл. К различным гравюрным техникам неоднократно обращался И. Е. Репин. Это было событием, наложившим свой отпечаток на всю дальнейшую деятельность художницы.
Он учился и в Академии художеств в Ленинграде. Бистр, пожалуй, наиболее распространенный и дававший прекрасные примеры в рисунках пером материал для работы мокрой техникой. Наносили на рисунок раствор золота или темперу (краску на яичном желтке). Мы знаем, как он изготовлялся. Представителем пейзажного жанра в графике был также И. Н. Павлов (1872 – 1951).
Ив. На историческом рубеже XV века во всем мире наблюдается новое. Великий французский художник-гражданин, Жак-Луи Давид, один из деятелей революции 1789-1794 годов, писал своему ученику, спрашивавшему совета о том, как ему достичь совершенства в искусстве: «Рисунок, друг мой, рисунок и еще тысячу раз – рисунок». Но и общий уровень военной графики высок.
картинку). Но только ветви, нарисованные В. Губером, окажутся полными нервной выразительности. В технику черной акварели и угля художник также вносит большую живописность.
Зритель словно со стороны наблюдает за женщинами, которые в тайне едят что-то вкусное, но вредное. Вот, например, пишешь уходящую вдаль дорогу. Изучение их, по существу говоря, начато недавно. Наиболее характерны в этом отношении его листы В жаркие дни августа (1955).
События революции 1905 года с особенной силой захватывают журнальную графику, но находят отклики и в станковых вещах – офортах С. Иванова, в пастели В. Серова, потрясенного свидетеля расправы царизма с рабочими. Она уходит в пространстве не ровной, одинаковой на всем своем протяжении лентой и то подымается, то опускается. В изобразительном искусстве она была непосредственно связана с изображением действительности (портрет, сцены быта). Обращение к Маяковскому было глубоко логическим в творчестве Пророкова. Недолгий период заграничного пенсионерства был прерван первой мировой войной.
В графике все это в первую очередь относится к эстампу. Работы Верейского и Родионова увели нас далеко от первых послереволюционных лет.
В школах очень часто сознательно копировали старые рисунки. Во Франции его назвали итальянским камнем (pierre dltalie), в Германии – черным мелом, в России – значительно позже, с XVIII века – итальянским карандашом. Их фигуры, которые обычно видны как бы сверху, резко выделяются на фоне снежных улиц. В первые годы после революции облик станковой графики меняется мало.
При этом всегда сохраняется и силуэтная декоративность листа (илл. В акварели особенно нужен верный взгляд и быстрая точная рука. Одна из моих целей на будущее это публикация обучающей книги по рисованию. Они часто приобретают черты высокого художественного совершенства.
Напрасно упрекать художника за суровую их правдивость, за недостаток оптимизма. Автор более 2100 произведений искусства, в том числе 870 картин, 1 тыс. Лист В. И. Ленин в подполье (илл. Уголь или черный камень можно было пропитывать маслами, делать его жирным. По процессу изготовления она была ручной, не машинной и делалась в особых мануфактурах (бумажных мельницах) из тряпичной массы, просушиваемой и прессуемой в проволочных сетках, оставлявших в бумаге видимые на просвет следы.
Шмаринов (род. Угловатый рисунок, беспощадный свет, выхватывающий сиены из тьмы быт, который стал рамкой трагедии, – таковы гравюры Юдовина. Что же нового появляется в портрете и пейзаже 1930-х годов.
В рисунках обычно находишь и строишь пространство. Тициан в Этюде падающего всадника достигает изумительной динамической экспрессии. Необычайной для Остроумовой бурной эмоциональностью пронизана ксилография Смольный. В средние века, когда гуммиарабика не знали, водяную краску изготовляли, примешивая к воде растворы растительного (вишневого) или животного клея или смешивая с порошком красителя сухой порошкообразный клей. 24). Все это время было пронизано борьбой разнородных течений и противоречивых тенденций. Вынужденная беглость отличала большинство таких работ.
Рисунку можно и нужно было учиться. В Прибалтийских республиках пейзажная графика очень разнообразна. 1916).
1927), воспитанника Ленинградского художественно-педагогического училища (илл. Учительница рисунок нещадно раскритиковала, чем почти довела ОКиф до слез. Многое в этой манере идет от скульптурного видения формы художником.
1890). В годы войны Шмаринов создает плакаты и станковые рисунки. Он создал в книжной иллюстрации причудливый мир образов, сочетающих фантастику и гротеск, трепетное волшебство чувств и энергию одержимости. «Рисунок для меня, – говорит художник, – становление видимой формы того, что я изображаю.
К произведениям Остроумовой-Лебедевой во многом близко по мироощущению и стилистически творчество В. Д. Фалилеева (1879 – 1948). Массовый поворот художников к современности дает свои результаты. С большой силой эти качества проявились и в Испанской серии рисунков ленинградца Ю. Н. Петрова (1904 – 1944).
Графит мог быть добываем разной сортности и мягкости. Прежде всего, надо нарисовать, скомпоновать, а затем уже писать. Многие, которые сызмальства не потянулись к эскизам, утратили эту способность. Сложный, «зигзагообразный» путь отражения действительности в акте познания наглядно показан в ряде случаев становления картины из подготовительных к ней этюдов и эскизов. Этот набросок, согласно Джорджо Вазари, у которого хранился рисунок изображает «Скарамучча, короля цыган» — одного из персонажей комедии dellArte.
Иногда эта сущность не сразу ложится под карандаш художника и тогда появляется несколько рисунков – вариантов художественного замысла, но один из них непременно побеждает все и с него-то и начинается создание каждого живописного произведения» (4). В серии Железнодорожные пути (1927) его быстрая кисть лист за листом наполняет гулким движением поездов и в торопливом ритме его слышится отзвук деловой жизни страны. Рубенс был счастливым зачинателем художественного золотого века искусства своей страны.
Иные чернила имели, возможно, не растительное, а минеральное (железистое) происхождение, другие – животное (бычья желчь). Экспертами, был признан лучшим художником среди живших за последние 100 лет, а также самым «дорогим» в мире. Рисунки старых мастеров имеются в большом числе в музеях и в собраниях всего мира.
Б. Пиранези, архитектор и офортист, по происхождению венецианец, но работавший в Риме. Я родился и вырос в Гранд-Рапидс, штат Мичиган. Но главным здесь было то положительное, что дало скульптурное дарование Андреева – умение видеть модель в целом, основное в абрисе головы, видеть характерность облика, очищенную от случайных линий и поворотов. Большие изменения вызвала она и в станковой графике.
В верхней Италии, как сообщают многие источники, была целая гора черного камня, которую за четыре века художники всего мира изрисовали, уничтожили до основания. Крупный художник, Кустодиев немало работал и в графике. работ (по другим данным 80 тысяч).
Выбор их образцов необычайно труден их качество, наоборот, бросается в глаза немедленно. Создается образ исполненный порыва, движения, романтической взволнованности. Часто изображал простых римлян, людей с улиц и рынков в образах святых и мадонн.
Я один сидел в своем доме и от скуки решил взять в руки карандаш и начать рисовать. В новом столетии, конечно, живопись сделала самые смелые шаги вперед и мы знаем где – в Венеции. Окраина, созданный 78-летним мастером в 1949 году. «Рисовать – это рассуждать», - говорил Чистяков и выставлял требование: «Надо любить натуру больше своего рисунка.
Я разработал свою собственную технику и оригинальные трюки во время работы. 1915), например, можно встретить и пейзажные листы и портрет и тематические вещи. Несколько позднее к этому добавится и анатомия.
Маковский, Левитан и другие художники. Но и здесь специалисты постоянно спорят, принадлежит ли данный рисунок руке определенного изучаемого мастера или является он произведением ученика, тщательно подражавшего своему учителю (такие рисунки встречаются в кругу Микельанджело и Рембрандта), – является ли он копией, добросовестно выполненной чужой рукой в целях обучения (этим занимались по существу говоря все школы искусств, начиная от XVI века), – повторением, сделанным самим художником (Юдифь Мантеньи, например, существует в нескольких вариантах) или же подделкой. Очень большое значение придавал рисунку в живописи П. П. Кончаловский. Напоследок, чтобы твои тени и света были объединены без черты или края, как дым. Однако для того, чтобы подчас сознательно нарушать пропорции, надо прежде всего отлично их знать» (5).
12). Примешивая к саже известное количество клея растительного или животного (получаемого после варки рогов и копыт), старые мастера приобрели чудесную темно-коричневую краску, позволяющую достичь эффекта почти настоящей черноты и отличающуюся характерным блеском штрихов и пятен. 17).
Это был первый опыт создания цветной литографии в русском искусстве. На такие портреты бывала мода. – А я не мыслю себе стойкой борьбы матросов Гангута ( Гангутом полуостров Ханко назывался во времена Петра I) в сорок первом году без пророковского смеха и сатиры, без его ежедневных изобразительных фельетонов, гравюр, портретов, вырезанных из-за отсутствия цинка для клише на линолеуме, содранном с полов в разрушенных войной домах. Видное место в графике военного времени принадлежит произведениям Л. В. Сойфертиса (род.
И тяга к новым, не испытанным еще художественным формам также оказывается общей для них.
Радостным, светлым на-строением покоряет и лист Звенигород. Его изучать было трудно и вместе с тем увлекательно. Но основной областью его творчества стал пейзаж. Основной сюжет работ Ли – непростое отношении женщин к еде.
1915). Так, А В. Кокорин (род. Пейзажи Фалилеева, как изображающие родную страну, так и зарубежные, привлекают нас той же полнотой чувств, умением видеть прекрасное в обычных мотивах природы, что и работы Остроумовой-Лебедевой, но гармония и классическая чистота линий реже встречаются в его гравюрах, манера его рисунка свободнее и как-то беспокойнее, колорит горячее и живописнее. Наиболее известной работой Винсента Ван Гога, пожалуй, считается серия картин под названием «Подсолнухи».
Хорошо переданы в литографии снежный простор реки, стынущий прозрачный зимний воздух.
Облик нарисованной Гирландайо девушки, льющей воду из кувшина в таз, безусловно взят из жизни. Каждый предмет имеет свое выражение, свою, только для него характерную форму, ее силуэт.
1922). Первоклассным рисовальщиком должен быть признан Сурбаран. Серия Вот она, Америка.
Рейндорф родился в 1889 году в Петербурге. Как представлял себе сам художник сюжет этого рисунка. Комбинируя во всех своих портретных рисунках черный материал (уголь, карандаш) с сангиной, Рубенс достигает изумительных результатов.
По-другому ставится в XVI веке и проблема портретного рисования. Свои полотна, хотя на них и был спрос, Филонов никогда не продавал. В разностороннем творчестве эстонского художника Э. К. Окаса (род. Организованная по инициативе Серго Орджоникидзе и открытая в дни XVIII съезда партии, выставка широко охватывала жизнь Советской Страны.
Неподдельное изящество отличает рисунки Сойфертиса. Многие из них принадлежали мастерам книжной графики. Уважение к человеку – характерная черта его работ.
8). Ее применение в рисунках старых мастеров было более ограниченно, чем употребление бистра, но тушь сохранилась в практике искусства, тогда как самодельные краски в том числе бистр, встречаются в рисунках все реже и реже.
Для этого надо очень много видеть, много знать иметь к тому же особую зоркость, развиваемую долгим опытом изучения произведений определенного мастера. Создателями его являются эстонские художники, мастера гравюры Р. Кальо, А. Кээренд, Л. Энносаар, акварелист К. Бурман (младший), графики Латвии – А. Юнкер, Литвы – Н. Кузминскис и другие.
Природа дарования Юдовина позволила ему с особенной чуткостью выразить трагические стороны борьбы ленинградцев с врагом.
Вспомним, например, ее акварель 1918 года Петроград. Много труда было вложено им и в создание серии рисунков В. И. Ленин. Вдумчиво и бережно отношение художника к внутреннему миру его моделей. 1913).
20). Художник оперирует обобщенными формами, смелыми сочетаниями нескольких чистых тонов. Совершеннейший рисунок будет тот, в котором плоскости и уклонения форм верно поставлены друг к другу и величайший рисовальщик будет тот, кто особенность всякой формы передает столь полно, что знакомый предмет узнается весь по одной части.
Серия Не забудем, не простим. 3). Но главным достижением Верейского в этот период и далее стали портреты деятелей культуры. Во многом графика последних лет перекликается с живописью. Порыв возмущения расковал силы, сплотил монолитную группу людей, сбрасывающих в воду танк. В. И. Касиян (род.
Современных, вставленных в деревянную оболочку, карандашей старые мастера не знали вовсе. Считался самым универсальным художником своего времени. Талант психолога и большая внутренняя культура отличают его книжные работы.
13). Однако постепенно количество их растет. У меня есть новые идеи и планы.
Результатом этого явились поиски замены натурального графита искусственным так возникли французские карандаши Конте изготовлявшиеся из порошка угольного или иного, со всевозможного рода примесями (белая глина, клей), благодаря чему удалось получить превосходный рисуночный материал самой различной степени твердости. Ноты активного отношения к жизни впервые отчетливо зазвучали в графическом пейзаже. Течение, сменившее классику, в истории искусства порою называется маньеризмом.
Михаил Нестеров – выдающийся русский художник. Его искусство предвещает и Рубенса и Рембрандта. К 1925 году относятся первые его листы изображающие московский завод Серп и молот.
Творчество Брейгеля во всей его сложности указывало искусству путь вперед. Эти заложенные в графике возможности, как мы увидим далее, были не раз прекрасно использованы ее мастерами. Рисовали также и сепией. Рисунки Рембрандта – целый мир. Я не собираюсь останавливаться на достигнутом и продолжаю работать.
Казалось бы, образ этой девушки бу дет воплощением усталости и страдания. Французская школа была в этом столетии одной из ведущих и наиболее оригинальных. Что же нового, так непохожего на предыдущее, появилось в ней. Под огнями салюта люди радуются-по-разному: и шумно, до конца отдаваясь светлому торжеству этой минуты и задумчиво, чуть отдаляясь в воспоминания и глубоко, всем сердцем ощущая безопасность своих детей. 6). Следующим шагом немецкого рисунка будет уже появление пейзажа вовсе без образа человека.
1908). Немало и вполне завершенных рисунков с древних статуй, бюстов или голов создано такими художниками, как Тинторетто и Ван-Дейк в поисках выразительности или просто в силу профессионального интереса. Лоренцо Лотто очень уверенно рисует одно только лицо (у Тициана и Сарто портрет был полуфигурным). 19), ожидающие переправы у залива. Чаще всего набросок выполняется карандашом и по своему исполнению приближается к эскизу. Наброски помогают развивать наблюдательность, умение остро и точно схватывать самое главное в натуре и отбрасывать второстепенное, несущественное. В его гравюрах люди кажутся особенно тесно связанными с родной природой, родным краем.
Перо можно было перевернуть и положить на бумагу пятно самим оперением. Считается одним из величайших художников повлиявшим на развитие изобразительного искусства в XX веке. Самым сложным временем в развитии западноевропейского искусства является XVII столетие.
Дормидонтов (род. Когда мне было 12 лет, я рисовал как Рафаэль».
Кравченко работал очень много. Пути их не расходятся в этом выражен их интерес к изучению натуры. Пахомову всегда особенно близки образы детей. 14) выводит нас из быстрого ритма этих эпизодов.
Одним из лучших рисунков этого цикла является лист Возвращение (илл. Это не так просто, но крайне важно и необходимо для меня.
Однако учеба там мало что давала Пророкову и продолжалась она менее двух лет. Американская художница Джорджия ОКиф, возглавляющая мировой ценовой рейтинг женщин-художниц со своей картиной «Дурман» за 44, 4 млн, свои художественные опыты начала в возрасте 14 лет в стенах католической школы в Мэдисоне, Висконсин.
Портреты Эйнманна пленяют тонкостью графической манеры, чуждой внешних эффектов. Со станковой живописью станковая графика имеет много общего. Готфрид Хельнвайн (Gottfried Helnwein) – австрийский художник, автор гиперреалистичных картин на социальные, политические и исторические темы, «мастер неожиданного узнавания», как назвал его писатель У. Берроуз.
Материалы рисунка, графического искусства, добавляют к этому еще много интересного. А те платили им сыновней любовью и писали их портреты. Последняя наиболее характерна для книжной миниатюры.
Это – Рубенс интимный, полный сил и увлечения жизнью. Первые уроки рисунка Пабло Пикассо брал у своего отца — учителя рисования в местной школе. В своих работах Рубенс подчёркивал и воплощал жизненную силу и чувственность цвета. Рисунки таких различных мастеров, как Рафаэль и Микельанджело как бы овеяны другой атмосферой.
Именно в сочетании удивительного покоя, тишины с ощущением жизни большого города, текущей где-то совсем рядом и рождается особое очарование этой гравюры. Вот список статей, где вы сможете увидеть не менее привлекательные карандашные рисунки.
Не сразу определился творческий профиль Остроумовой. Но искусство Купреянова рано выходит и на просторы огромной страны. Мастерами акварели и сейчас, как и в 1930-е годы, у нас являются прежде всего пейзажисты.
Семнадцатый век более резко, чем раньше противопоставил национальные школы в искусстве. Свыше 1000 произведений экспонировалось здесь из них около 340 составляли отдел графики (кроме сатирической).
Впоследствии Жуков не оставлял своей работы над этой ответственной темой. Рисунки Пуссена часто более динамичны и контрастны, более подвижны, чем его картины. 28). Самой знаменитой работой Рубенса является триптих «Снятие с креста» написанный в период с 1610 по 1614 год и принёсший художнику всемирную известность.
Пейзаж становится областью блестящего применения акварельной техники. Мои наброски-рисунки – это поиски наиболее ясного и глубоко продуманного, с большим чувством найденного выражения формы. Все это хорошие образцы старинного пейзажа. Графика сегодняшнего дня сильно отличается от графики первого послевоенного десятилетия.
Грандиозно и внушительно зрелище строительства у Кравченко.
Характерной чертой графики стало появление большого количества зарисовок. И действительно, среди них нередки значительные и очень красивые по исполнению вещи. Все разнообразие жанров – бытовые исторические сцены, портрет и пейзаж – развивается в литографии, офорте и рисунке прошлого столетия. Если прибавить к этому, что техника исполнения графических работ очень разнообразна, станет очевидным идейное и эстетическое богатство этого вида искусства.
Военному Ленинграду посвящено много работ и других художников. Его учителями были знаменитые русские художники С. Иванов, В. Серов, К. Коровин, А. Архипов. Большой материал, накопленный в годы войны, не укладывался спокойно в архивы художников.
Рекомендовались кисти из щетины новорожденного поросенка. 5). Сейчас в длинном ряде его работ отчетливо видны особенности его дарования. А как много говорит здесь зрителю пейзаж. Во-вторых, так как графический лист исполняется в целом быстрее, чем картина или скульптура (хотя от художника-графика требуется не менее душевных сил, таланта и мастерства), в нем сохраняется особая непосредственность общения с натурой, возможность живой фиксации ее. В рисунке Танки агрессора на дно художник в волнующем патетическом образе показывает волю рабочих к миру, силу их солидарности. Этот лист, как и следующий рисунок В стационар – наиболее сильные, наполненные чувством.
Но уже в конце 1920-х годов Фаворский создал и прекрасный портрет Ф. М. Достоевского – вполне самостоятельную, хотя, разумеется и тесно связанную с книгами писателя вещь. Одним из первых Купреянов посвятил свои вещи революции и его ксилографии Броневик (1918) и Крейсер Аврора (1923), несколько нарочитые в своей подчеркнутой угловатости или быстром движении линий, несли в себе частицу подлинного душевного подъема, живой отклик на события Октября. Он красив по цвету и лаконизмом композиции, но главное обаяние его в образе женщины. Художники изображают природу средней полосы России, Севера, Крыма, Кавказа, Среднюю Азию. Нежный и тонкий колорит придает выразительность рисункам. Веронезе и Пальма Младший.
Но, кроме того, молодежь и очень индивидуальна в своем творчестве.