Рисунки-наброски – драгоценная часть репинской графики.
Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
На других снимках он более виден. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу.
Зарисовки также можно делать тушью, акварелью, авторучкой, цветными карандашами, углем, сангиной (палочки для рисования из каолина или оксидов железа). В композиции этого портрета ярко обнаруживается черта, особенно типичная для всего портретного искусства Репина в дальнейшем: постоянные поиски, «как взять» на холсте данного человека, как дать его в наиболее ему присущем и характерном движении. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко».
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882). Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. Работа над картиной протекала в исключительно трудных условиях. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. Ее игра, отличавшаяся глубокой органичностью, силой переживания, благородной простотой творческой манеры, не могла не увлечь русскую публику.
Это лучше всех ваших академических работ. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Каждый раз, приступая к работе над эскизами, ставьте перед собой определенные задачи. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Самая примечательная часть коллекции – листы портретного характера, среди которых выделяется перовой набросок фигуры Алексея Горького на одном листе с зарисовкой композиции «Среди волн». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Так отнеслись к нему и сановники изображенные на картине. Чрезвычайно важную часть репинского наследия составляют и его портреты.
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации. Но портрету Серова свойственна своя значительность. -Моя закостенелая академичность столкнулась со свободным художественным вкусом. Рядом со сплошным сгущенно-черным пятном штриховки мерцает белизной нетронутая поверхность бумаги.
Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Такие действия должны войти в привычку. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге».
В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Это сделано мастерски. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899).
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. По стилистике и подходу к модели весьма близок абрамцевским работам портрет Т. С. Репиной, матери художника. Верно построенные, слегка по-монгольски поставленные глаза обнаруживают основательное знакомство с теорией и практикой «перспективного строения головы», культивировавшегося в академии со времен Брюллова и развитого впоследствии П. П. Чистяковым в целую систему.
Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх.
Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Можно сделать очень точный набросок, уточнить все детали, просто для этого потребуется больше времени и сделать это можно уже по памяти, чуть позже. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. Завершают экспозицию произведения позднего периода, связанные с работой над картиной «Финские знаменитости» – групповым портретом, который запечатлел торжественный ужин в Хельсинки по случаю принесения Репиным своих полотен и картин русских мастеров в дар Финляндскому Художественному обществу в 1920 году. Интерьером для картины стала одна из комнат дачного домика в селе Мартышкино близ Петербурга, где семья Репина жила летом 1883 года. Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Предполагается, что он исполнен в «Пенатах» в 1904 году во время чтения Горьким поэмы в прозе «Человек». В этот период он нарисовал картину Крестный ход в Курской губернии, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Отдавая многие годы на создание таких значительнейших и сложных по содержанию картин, как «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван», Репин одновременно с этим на протяжении всей своей жизни уделял очень много внимания и времени портрету. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость.
«Протодьякон» является важнейшей вехой в творчестве Репина, тем трамплином, с которого только и можно было совершить пры-Яок к будущим, еще более совершенным его созданиям. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
М. Бунакову. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. Рисуйте их с натуры и по памяти.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия.
Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Удивительно лирически-притягательны портреты Репина.
Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В здоровье Мусоргского наступило некоторое временное улучшение. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура.
Все эти наброски разные по технике выполнения и степени законченности. Не случайно существование живописного варианта работы. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему. Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
Чем же отличается набросок от рисунка. На первом эскизе за священником в двери видны палач и солдаты, что соответствовало тексту «Последней исповеди» Минского. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница). Подчеркнутая экспрессия цвета заставляет вспомнить, что произведение создавалось в то же время, когда художник работал над картиной Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года.
Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Глубоко личная заинтересованность, восхищение огромным талантом своего ученика, понимание сложности его художнической судьбы придают произведению особое проникновенное звучание. Реализм получить требуемый снимок. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией».
От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Тут больше любви к делу, — пояснил он.
В 1891 году актриса была на вершине славы. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью. Третьяков»109.
К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. Делайте зарисовки разного размера, простые и более тщательные. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело».
Также впервые после реставрации демонстрируется картина Александра Литовченко «Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского». Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Тяготение к портрету у художника проявилось в ранние детские годы. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. Но смысловой центр рисунка – лицо.
Много десятилетий большое полотно (225х183, 8 см) не покидало запасников Третьяковской галереи, вот таким образом оно незнакомо как широкому зрителю, так и большинству специалистов. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Девушка взята жизненно, естественно посажена на кушетку. Поступив в Академию художеств, Репин все свои академические рисунки показывал Крамскому, указания которого больше ценил, чем указания академических профессоров. Так была найдена позаизвестного путешественника П. П. Семенова (впоследствии Тяншанского). В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка.
К тому же и погода благоприятствовала работе. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. -— И. Г. ), они много смеялись». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Интересно рассмотреть вместе несколько групповых снимков левой части зала. — И. Г. ) посидеть мне смирно.
Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. На этой основе Репин строит характеристики действующих лиц в своих портретах и картинах. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Чего стбит одна шеренга великокняжеских кукол, с царем в центре или ханжеская фигура «обер-прокурора святейшего синода» Победоносцева, молитвенно скрестившего руки или умная, лукавая голова Витте. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Написан портрет вдохновенно. К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Как же работал Репин. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Звучность и глубина насыщенных красных, голубых, золотистых тонов портрета свойственны скорее масляной живописи, нежели акварели. Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Младшая дочь Репина Татьяна по окончании Бестужевских курсов преподавала в здравнёвской школе после смерти отца она с семьёй уехала во Францию скончалась в 1957 году55. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Это произошло не сразу.
Труд — вот что определяет и украшает человека. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В них доминирует артистическое начало.
В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). Для оценки состояния усадьбы и систематизации экспонатов в Пенаты прибыли представители Академии художеств СССР— искусствовед Иосиф Анатольевич Бродский и художник Шая Ноевич Меламуд234.
Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба.
Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью. Выражение лица Дузе очень сложно. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Его иконографическая ценность очевидна. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. Н. Н. Герарда и И. Л. Го-ремыкина Репин застиг разговаривающими и снял их вдвоем, а потом отдельно, Горе-мыкина без Герарда, то есть старался точнее зафиксировать натуру, чтобы изображение можно было варьировать.
Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. В центре сидит Семенов (Тяншанский) за ним едва виден А. П. Игнатьев. Пластинки проявляла Нордман мой фотограф, как говорил Репин1. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Вы прозорливы. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем».
В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет.
В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях).
Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых). В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Это вы сами.
Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Рисунок уверенный, лепка твердая. И. С. Куликов, вместе с Б. М.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Этим он отличается от набросков последующего десятилетия.
Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. Америка—Франция—Россия.
Репин принес голову старушки, написанную на маленьком картончике. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова).
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Л. Н. Толстого». Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883). Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Живая, трепетная убедительность образа, порой доходящая до натурализма (как в портрете Мусоргского, где великий композитор представлен тяжело больным), достигает особой задушевности в камерных портретах мастера («Графиня Луиза Мерси дАржанто», 1890, Третьяковская галерея) и портретах родных служит для нас некоторым яблоком раздора, – сообщает Нордман. Под этой операцией само собой я не раз поплакала. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Репин Илья Ефимович – великий русский художник. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа. Случайно увиденная Репиным сценка сельского крестного хода явилась отправной точкой для создания монументальнейшего полотна художника «Крестный ход в Курской губернии», картины, запечатлевшей не только лицо всех классов царской России, но и давшей глубокое раскрытие их взаимоотношений как угнетателей и угнетенных.
Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника). Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Общение с прежними друзьями было только заочным. На этой картине, выполненной по официальному заказу изображено 80 человек. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам.
Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Она ушла из жизни в 1931 году55.
Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Начинающим художникам следует зарисовывать буквально все подряд, чтобы развить глазомер, почувствовать разные положения форм в пространстве. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
Однако портрет вышел очень похожий и, когда вернулась маменька с Устей (сестра Репина. В основе сюжета картины «Царь Алексей Михайлович и Никон» – эпизод из истории интронизации митрополита Новгородского Никона (1605–1681) на патриарший престол в 1652 году. Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте. Вскоре Репин сделал первые наброски к картине. Всего было сделано около 130 снимков. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Тонкое соотношение золотистых тонов лица, светло-зеленой шелковистой блузы, чуть сумрачного фона свидетельствует о мастерском владении техникой пастели. Он снял отдельно центр, боковые части, а также отдельные группы.
Чем разнообразнее будут ваши модели – тем лучше. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Постепенно переходите в выборе моделей от простых форм к более сложным. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. В «Протодьяконе», несомненно, сказалось влияние Рембрандта, даже и в композиции портрета Репин шел от известного шедевра Рембрандта «Ян Собесский». Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. И вот, наконец, снимок, где Игнатьев уже в его знаменитой позе, полуобернувшись. В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Он создает замечательные, острохарактерные типажные композиции («Мужичок из робких»), 1877.
По наброску можно определить количество знаний и опыта, приобретенных при изучении натуры. Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках.
Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. Также много внимания уделено выражениям лиц людей. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет.
Ведь со мною был кодак, положим – плохой Чего же еще искать. Однажды Крамской попросил его показать самостоятельные домашние работы. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня.
Цвет для Репина – средство выражения основной идеи. Судьбы детей Репина сложились по-разному. ещё раз снимал этих людей, по группам и в отдельности.
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. А свеча становилась ниже и тени менялись. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Ну, конечно, понемногу она пошатнулась и разрушилась. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
— сказал Крамской. Репин часто и охотно обращался к акварели, но в целом эти произведения по своей значимости в его творчестве уступают рисункам. Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. На листе В мастерской Репина изображен один из рисовальных вечеров, проходивших зимой 1882 года.
Репин дважды подавал прошения об отставке. В портрете Хлобощина художник сделал дальнейший шаг на пути овладения формой. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Зрительные впечатления определенного момента можно зафиксировать на эскизе.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Он дает возможность изобразить первое впечатление от увиденной натуры. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи.
В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Каждый персонаж переживает что-то своё. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью.
Но в «Протодьяконе», кроме влияния Рембрандта, мы видим нечто такое, чего раньше у Репина не было и что отныне явится характерной чертой его живописной манеры, его языка. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. — Да это превосходно. Но это вовсе не значит что набросок это плохо проработанный, не уточненный рисунок.
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Хотя и плохой, неясный. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера.
Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Этюд с него близок фотографическому снимку, хотя общая композиция несколько иная. Все ведомо великой артистке: мудрость, страдание, разочарование и скорбь, ее облик отмечен особой красотой и величественностью. Кроме нескольких ярких характеристик главнейших бюрократов, большинство их, при полном портретном сходстве, дано в виде общей безличной массы украшенных лентами и звездами «Действительных тайных советников».
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Он остается в последние минуты жизни непоколебимым и уверенным в своей правоте. В портрете В. А. Шевцовой Репин сделал опять огромный шаг вперед. В один из дней Репин пришел к Чижову и застал его мертвым, по словам И. Э. Грабаря, в кресле у стола, на котором горели еще две свечи. Доняша сначала снимала пальцем нагар, но скоро ее стал разбирать такой сон, что она клевала носом и никак не могла открыть глаз, так они слипались.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. «Как. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204.
Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными.
12. Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. И его ведущая тема -личность артиста. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).