Рисунки-наброски – драгоценная часть репинской графики.
К 1880-1890-м годам относится наибольшее количество репинских натурных зарисовок. Особенно разнообразны рисунки и акварели этюдного характера. Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Но и он вошел в картину не без изменений – в другой позе, одежде. Бережно и тщательно воссоздал Репин облик близкого человека. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96.
Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Все изображенное Репиным предельно достоверно и несет в себе документальную точность. Несмотря на объём проделанной работы, новая картина Репина, показанная на передвижной выставке в 1879 году, восторга у друзей художника не вызвала. Несмотря на импровизационную легкость, свободу этих рисунков, как бы сотканных из хаоса штрихов, пятен, линий им свойственны крепкая внутренняя структура, безупречная точность в передаче перспективных сокращений при изображении самых сложных ракурсов человеческой фигуры (Отдых).
Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Художник работал над ними, как и над живописными портретами, в течение нескольких сеансов и предназначал их (в отличие от графических портретов предшествующих лет, например абрамцевского цикла) для показа на выставках. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
К шедеврам репинского творчества принадлежит портрет Элеоноры Дузе. Рисунок исполнен так, как если бы художник работал красками. Подготовительных рисунков к портретам было гораздо меньше. И не удивительно: он приехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которого охотно пользовалась вся чугуевская округа. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны».
Репин считал сам эту картину красивой. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества». Казалось, она спит. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. Рисунок За роялем нельзя назвать портретом без известной оговорки (женщина изображена спиной к зрителю). Репина привлекала тема революционно-настроенной России.
В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225.
После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. В героине картины нет полного сходства с обликом Серовой. Такие как: «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883).
Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце. По творческой концепции, глубине образа к нему ближе всего портрет В. А. Серова 1901 года. Не случайно существование живописного варианта работы.
Таков один из лучших листов яснополянского цикла Шах королю. В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. В 1882 году начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика.
Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Композиция, колористический строй листа целиком вытекают из опыта работы Репина-живописца.
«Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Спокойное, сосредоточенное, оно как бы излучает особую силу.
Полностью погрузиться в новую работу ему не давали академические обязательства, связанные с конкурсом на малую золотую медаль, однако, по признанию художника, ни во время игр с товарищами в городки, ни во время общения со знакомыми барышнями он не мог освободиться от зреющего замысла26. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Работал весь день, не замечая времени. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми.
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Л. Н. Толстого». Часто дополнительно указывается, где сделан рисунок, – Москва, Абрамцево, Хотьково. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157.
Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Другой упрёк прозвучал от Николая Верхотурова, заметившего, что иные профессора живут в огромных квартирах, тогда как у их питомцев порой не хватает денег даже на обед162. Цвет для Репина – средство выражения основной идеи. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.
Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Тонкость тональных переходов черного и белого, бархатистость и глубина темных пятен, выразительность белых частей холста – таков изобразительный язык этого выдающегося произведения. В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Очевидно именно эти свойства характера Серовой привлекли внимание художника во время поисков подходящей натуры для образа мятежной царевны. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Тонкие касания карандаша, нанесенные поверх растушки, усиливают разнообразие фактуры рисунка, в котором торжествует не линейное, а живописное начало. Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью.
В эту минуту в комнату вошел Христос. После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Первый факт. Связь с живописью наиболее очевидна в работах Репина, выполненных акварелью.
Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. К началу 1880-х годов стиль и метод Репина-рисовальщика сформировались полностью.
Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США).
В сюжетном мотиве портрета нет ничего подчеркнуто театрального. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Портрет Боткиной (дочери основателя галереи П. М. Третьякова, жены врача и коллекционера С. С. Боткина) – один из лучших поэтичнейших женских портретов Репина, ему свойственны известная эффектность, нарядность и вместе с тем искренность интонации и содержательность художественного образа. Тонкое соотношение золотистых тонов лица, светло-зеленой шелковистой блузы, чуть сумрачного фона свидетельствует о мастерском владении техникой пастели.
Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Его иконографическая ценность очевидна.
Это сделано мастерски. Отдых, Идущий мужчина (этюдный рисунок к картине Не ждали), превосходный лист 1882 года Девочка Ада – классические образцы рисуночного стиля Репина этих лет. Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Хотя и плохой, неясный.
Этот мужчина слыл в городе колдуном. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной.
В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. По стилистике и подходу к модели весьма близок абрамцевским работам портрет Т. С. Репиной, матери художника. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213.
Здесь можно увидеть личные вещи художника, его картины и рисунки. Они жили в Пенатах в течение двух недель. При этом рисункам свойственны точность и образная глубина, на которую способны только глаз и рука большого мастера.
А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской. Композиция портрета такова, что зритель смотрит на Дузе снизу вверх. Вера Ильинична, прослужив некоторое время в Александринском театре, перебралась к отцу в Пенаты. М. Бунакову. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом.
На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Вскоре Репин сделал первые наброски к картине. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий.
В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой. Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Его облик, пылающий взор на измождённом лице, противопоставлены облику другого персонажа— человека грубого и приземлённого.
Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году.
Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же). Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Этюд получился превосходный.
Америка—Франция—Россия. В нем отсутствует та приподнятость, которая возвеличивала и облагораживала скорбь Дузе. Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»).
Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Перед нами – вереница персонажей, каждый из которых – самостоятельная портретная индивидуальность. Вегетарианцем стал и сам Репин. В хронологическом отношении портрет Дузе открывает собой ряд больших угольных портретов. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать.
Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами. Живописное происхождение портрета Дузе несомненно. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104.
Наброски и зарисовки могут выполняться с учебно-познавательной целью. Многие снимки публиковались и стали уже хрестоматийными. Тем больший интерес представляет собой карандашный набросок, сделанный с жены художника для портрета-картины известного под названием Отдых (1882). В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина.
Все заняты. Каждый персонаж переживает что-то своё. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Приемы, свойственные живописи, сочетаются в портрете с принципами чисто графическими.
Быть может, позируя художнику, В. А. Репина задремала в кресле. Стасов присылает ему все, что он просит. Но смысловой центр рисунка – лицо.
У него не бывает ни пустых фонов, ни приблизительных росчерков. По сравнению с образом Дузе образ Серова будничнее, проще.
Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве». Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии.
Его дед по отцовской линии— неслуживый казак Василий Ефимович Репин— вёл торговлю и владел постоялым двором.
В этом смысле очень характерен портрет доктора П. И. Якуба. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Он воспринимается как классический образ интеллигента тех лет. Однако Репин не имеет соперников в изображении толпы, шествия.
Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Но, наметив эскиз, остановился на технике рисунка углем на холсте. Пятый факт. Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
Публике картина понравилась. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды». В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Это произошло не сразу.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». Свободно и несколько небрежно, широкими резковатыми штрихами угля намечена фигура. В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница.
Третьяков»109. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Крамской внимательно следил за успехами молодого художника, беседовал с ним об искусстве, о жизни, советовал больше писать с натуры. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Своей самоуверенностью он решительно отличается от портретов Дузе и Серова.
Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична.
Пятна, нанесенные растушкой, легкие отрывистые линии создают ощущение воздуха и тем самым объединяют фигуру с окружающим пейзажем (Девочка Ада). Вместо непрерывного контура, типичного для более раннего периода (портрет Чистякова, Канин в лямке), появляется короткий зигзагообразный, как бы вьющийся штрих. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Репин дважды подавал прошения об отставке. Репин встречал их по средам. В Отдыхе, Идущем, Девочке Аде Репин охотно пользуется растушкой. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71.
По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Тем самым она приобрела все права гражданства, стала равноценной большой живописи. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены.
Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Обычно живописные портреты Репин писал с натуры прямо на холсте. Конец 1870 – начало 1880-х годов было временем самой активной деятельности Репина. Чисто пейзажных рисунков, как и живописных пейзажей, у Репина немного. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. И вот уже перед нами не царь, а отец. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Он остается в последние минуты жизни непоколебимым и уверенным в своей правоте.
Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. Убийство свершилось.
Возможно, приступая к работе над портретом, художник предполагал написать его маслом. Эти черты усилены ощущением некой дистанции между героиней и зрителем. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена.
Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Потребность в рисовании была, очевидно, столь же естественной для него, как дыхание, еда, сон. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243.
В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Много учился на написании портретов близких и друзей.
В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. Никакие искания не заменят такого материала и я благодарю Бога за это счастье. Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свой первый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873 года картины «Бурлаки на Волге». Как известно, в детстве Серов был учеником Репина, жил в его семье.
Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. В портрете Павла Петровича Чистякова, художника и педагога, учебная система которого была воплощением наиболее ценного и жизнеспособного в академической школе, Репин как бы демонстрировал приемы и методы традиционного рисования. Это он, вероятно, под общий хохот сказал крепкое словечко, подбоченился, закурил трубку, а в глазах смех и задор человека, готового к действию. Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253. Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Не доносчик ли. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Испуганно смотрит на незнакомого мужчину девочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своего отца) изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля.
А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») Самое значительное произведение на революционную тематику. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. Музыка переносила его в мастерскую, к картине. В рисунке нет обычно столь свойственной Репину психологической экспрессии. Комната небогатой интеллигентной семьи. В «Крестном ходе» толпа показана как единый массив. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. И в этом, казалось бы, утилитарном подходе нет ничего кощунственного. Запорожцы, коллективно сочиняющие ответ турецкому султану, представлены Репиным крепким единодушным братством во всей своей силе и сплоченности.
Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды. Узнал его и мальчик, весь потянулся к нему, а маленькая девочка смотрит испуганно исподлобья – она не помнит отца. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным.
Но в этом мерцании сам облик человека не растворился. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. 12. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Но ведь суть, суть дорога: ведь это летопись.
Так ли это – судить зрителям. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы. И его ведущая тема -личность артиста.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Но портрету Серова свойственна своя значительность. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Художник изобразил революционера, возвратившегося в родной дом из ссылки. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней.
В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди.
На этом фоне облик Третьякова выделяется значительностью, близкой к монументальности. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Однако работа без живой натуры всегда обескураживала Репина.
Необычная тема рисунка – почти неуловимая грань между сном и смертью – была обусловлена обстоятельствами его создания. Краем листа срезана фигура сидящего справа (оставлена лишь очень выразительная кисть руки с карандашом), бегло очерчен силуэт другого человека. Он любил называть себя «посредственным тружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. За окном летний день.
В 1891 году актриса была на вершине славы. Об этом свидетельствуют две работы допарижского периода – П. П. Чистяков и Голова лежащей женщины (портрет В. А. Репиной, жены художника).
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. В подготовительном эскизе (быть может, с еще большей эмоциональной силой, нежели в окончательном, живописном варианте) проступают особенности, так выделявшие репинскую работу из числа других ученических программ на ту же тему.
А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь. В доме сохранен мемориальный облик комнат, которые несут отпечаток вкусов и привычек хозяина: мастерская, столовая, кабинет, веранда.
Рисунки подобного типа можно назвать пространственными, световоздушными. Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Такова, например, пожилая барыня с постным надменным лицом, поджатыми губами (Благородная просительница).
Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Судьбы детей Репина сложились по-разному. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75.
Долго и мучительно работал Репин над этой картиной. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Так, одновременно с Государственным Советом он написал еще отдельно портрет В. К. Плеве, найдя композицию портрета также в снимках (имеется 10 вариантов композиции в фотографиях). Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Совсем в ином ключе исполнен портрет И. С. Остроухова (художника, коллекционера, основателя Музея иконописи и живописи в Москве). Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова.
Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Почти сплошной сеткой штрихов изображены тени. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Вместе с тем Смерть Ф. В. Чижова – интереснейший пример специфических возможностей графики, основывающихся на выразительности пятна, богатстве оттенков черного и белого. Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий.
Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Строгие, проницательные глаза, лохматые, сердито насупленные брови, высокий лоб с резко прочерченной складкой – все обличает в Толстом глубокого мыслителя и наблюдателя жизни с его искренним протестом против всякой лжи и фальши. Реализм получить требуемый снимок. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос».
В его взгляде выражение задумчивости, почти отрешенности. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. На первом эскизе за священником в двери видны палач и солдаты, что соответствовало тексту «Последней исповеди» Минского. В мягкой моделировке лица почти не заметны следы карандаша – главенствует растушка. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос.
Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи.
В связи с работой над картиной Царевна Софья Репин исполнил портрет В. С. Серовой (композитора, педагога, жены композитора А. Н. Серова, матери художника В. А. Серова). Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Этим он отличается от набросков последующего десятилетия.
И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. Именно оно – средоточие всей композиции, многоплановой, развернутой широко и свободно. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали.
Берег Волги. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое».
Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. 1890-е годы – время подлинного расцвета Репина-рисовальщика.
Выражение лица Дузе очень сложно. Присущий Репину дар психолога сообщал и наброскам убедительность подлинных портретов. Он идет прямо к матери. Линия высокого лба, характерного носа проведена тонко, деликатно и уверенно. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Жил в Италии и Франции (1873–1876). Тогдашние сотрудники музея собрали остававшиеся в доме бумаги, обрывки рукописей, письма и фотографии из которых составился внушительный фонд И. Е. Репина, вошедший в архив Академии художеств (теперь Научно-библиографический архив Российской Академии художеств). Среди собранных документов значительное место занимает изобразительный материал, представленный примерно двумя с половиной тысячами различных фотографий. Художник не разделял философского, религиозно-нравственного учения Толстого, но неизменно оставался самым ревностным и восторженным почитателем Толстого, человека и писателя. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана.
Образ художника здесь излучает энергию и бодрость. Мамонтов, сыграл большую и плодотворную роль в развитии русской культуры 1870-1890-х годов. С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб.
Она ушла из жизни в 1931 году55. Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли.
В них доминирует артистическое начало. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Тема крестного хода – одна из популярнейших в русской живописи. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Благожелательностью и добротой дышит облик Мамонтовой на репинском рисунке.
Напротив – образ Толстого поражает своей значительностью. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Его женой стала Пелагея Минаевна, девичью фамилию которой исследователям установить не удалось6. Среди портретов 1879 года выделяются изображения Е. Г. Мамонтовой (жены С. И. Мамонтова). К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку».