В своих этюдных рисунках и набросках студенты мастерской пейзажа ориентируются на блестящих рисовальщиков-пейзажистов Федора Васильева, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Алексея Саврасова, Аполлинария Васнецова и других представителей пейзажа. Приступая к наброску пейзажа, необходимо прежде всего позаботиться о выборе точки зрения, с которой он смотрится наиболее цельно и интересно. Если рисовальщик предполагает использование в наброске светотени, то ему следует определить основные тональные отношения крупных частей пейзажа.
Студенты выполняют наброски простых и сложных пейзажных сюжетов, отдельных деревьев, растений, цветов. Выдающиеся мастера пейзажа часто использовали наброски в качестве исходного материала для своих больших произведений. Работа над рисунком пейзажа может состоять из набросков различных мотивов городского или сельского пейзажа и из зарисовок отдельных его элементов, например, деревьев, домов, земли, облаков и т. п. Рисунок пейзажа, даже самый кратковременный, требует знаний правил линейной и воздушной перспективы, умения находить пропорции, определять масштабы и выявлять в изображаемом наиболее существенное.
Рассматривая известные рисунки И. Е. Репина «На Невском проспекте» и «Набережная большого города», мы видим, что в первом рисунке художник стремился передать жизнь Невского проспекта. И в верхней части как раз линию горизонта и рисуем. Обобщенно, но в то же время разнообразно, при помощи тональных отношений светлых и темных масс переданы им группы движущихся людей.
Это у нас будет основа часть пейзажа. Смотрите сами, как рисовать. По наброску можно определить количество знаний и опыта, приобретенных при изучении натуры. Его можно нарисовать очень простым способом. Силуэты становятся как бы более мутными.
Ограниченное время, которое отводится для таких набросков (5-10 минут), требует собранности внимания рисующего. Здесь же можно обозначить травку, кусты.
А за основу куполов можно взять форму шара. Но, учитывая то обстоятельство, что вы «не волшебник, а только учитесь», стоит остановиться на размерах более привычных. Дальше, где линия горизонта, рисуем солнце. Всего Вам самого доброго в жизни исполнения всех желаний и БОЛЬШИХ успехов творчестве. Кроме природы в пейзаже может присутствовать и архитектура.
Она меняет внешний вид объекта. Между зрителем и удаленным предметом находится воздушная масса.
Необходимым этапом в учебной работе является изучение рисунка драпировки, зависимости формы складок от определенного расположения материала. Очень определенные по форме складки дает обыкновенный холст. Постепенно переходите в выборе моделей от простых форм к более сложным.
Ну и, конечно, в различную погоду это явление проявляется по-разному. Как мы уже выяснили, размер предметов по мере их удаленности уменьшается. Дальше проводим прямую линию, которая будет основой для горизонта. Одно из самых важных правил в нем – это соблюдение законов перспективы.
При работе над пейзажем мы сталкиваемся с проблемой неограниченного пространства. В некоторых случаях полезно ставить задачу передать определенное состояние природы. А главное СПАСИБО Вам за всё, чему Вы нас учите.
Берем лист бумаги и делаем прямую линию в левом углу, например. Зрительные впечатления определенного момента можно зафиксировать на эскизе. Какая Вы умница, добрый, талантливый человек.
Просто плавными линиями рисуем камни. Но ведь каждую сложную конструкцию можно «разбить» на несколько простых. Пространство в пейзаже можно разделить на отдельные планы: первый (ближний), второй (средний), третий (дальний). Характер складок на одежде определяет то или иное движение фигуры человека.
На берегу можно нарисовать камыш. В наброске животного нужно стараться быстро схватить общую форму, присущие ей характерные особенности. Чем же отличается набросок от рисунка. Теперь прорисовываем. Можно выполнить миниатюру или замахнуться на монументальное произведение.
При этом каждый раз надо ставить определенную задачу. В ясный солнечный день и в сырое пасмурное время — вид будет разным. А вот в центральной части рисунка можно нарисовать часть реки или даже небольшое озерцо. Данную закономерность лучше запомнить, так как в работе над пейзажами с этим приходится постоянно сталкиваться. Чтобы уголок превратился в горку, рисуем валуны.
Чем разнообразнее будут ваши модели – тем лучше. Воздушная перспектива делает темные силуэты чуть светлее, а светлые силуэты чуть темнее. Все эти наброски разные по технике выполнения и степени законченности. Есть и определение – «архитектурный пейзаж». А вот выбор пропорций листа – дело индивидуальное и зависит от творческого замысла. Придумайте сами свой пейзаж. Леонардо да Винчи разделил учение о зрительных линиях (перспективе) на три части: «Первая из них содержит только очертание тел вторая – об уменьшении (ослаблении) цветов на различных расстояниях третья – об утрате отчетливости тел на разных расстояниях».
Он дает возможность изобразить первое впечатление от увиденной натуры. По мере удаления от зрителя, объекты пейзажа не только уменьшаются в размере, но и становятся менее четкими, менее контрастными. Я буду писать березки на берегу озера.
В вопросе организации пространства нам поможет перспектива. Такие наброски знакомят рисующего с характерными формами животного мира, развивают способность целостного видения. Рисуйте их с натуры и по памяти. Выделяют несколько видов складок одежды: прямые, диагональные, параллельные, ромбовидные.
Только, конечно не полностью, а лишь его часть. Эта линию должна располагаться так – лист делим примерно на три равных части. Это называется воздушной перспективой. Сейчас после операций зрение почти 100, но нет времени и здоровья серьёзно поучиться у Вас.
Второй рисунок решен очень скупыми средствами, без введения тона. Однако масштабные соотношения крупных и мелких предметов могут стать самостоятельным средством. Делайте зарисовки разного размера, простые и более тщательные.
Смотрите, что у нас получилось – горизонт, земля и небольшая горка. Если посмотреть на наброски знаменитых художников, можно заметить, что хоть они и были выполнены быстро, на них все равно присутствуют основные характерные черты людей, детали и характер их одежды, окружающие их предметы, верно соблюдены все пропорции, хорошо переданы силуэты и общий облик, освещение, направления. Облачка так же прекрасно впишутся в рисунок.
На примере этой работы Вы можете проследить какими приемами пользуются художники, чтобы передать пространство. Итак начнем. Также много внимания уделено выражениям лиц людей.
Техника исполнения — маслянная живопись. Такие действия должны войти в привычку. Очевидно, здесь автор хотел передать лишь самое общее впечатление от увиденного мотива. Я очень люблю Ваши уроки и Вадима Ладанова. Если вы никогда не рисовали пейзаж, то пугаться не стоит.
Но это вовсе не значит что набросок это плохо проработанный, не уточненный рисунок. Но пространство картины не исчерпывается схемой линейной перспективы. На расстоянии 30 метров это заметно не сильно. Зарисовки также можно делать тушью, акварелью, авторучкой, цветными карандашами, углем, сангиной (палочки для рисования из каолина или оксидов железа).
Иными словами идет речь о линейной, цветотональной и воздушной перспективе. Дарите людям красоту. Каждый раз, приступая к работе над эскизами, ставьте перед собой определенные задачи. Но воздушная перспектива будет заметна в обоих случаях, просто с разной силой.