На афише – одна из жемчужин экспозиции, работа Ильи Репина «На солнце». Репинский эскиз расстрела демонстрации, где изображен человек с поднятыми ввысь руками подле убитого юноши, — тоже мотив из «Детей солнца».
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Кроме того, незавидная судьба постигла и персонажей картины Репина «Торжественное заседание Государственного совета». В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Дом пророс новыми стенами, а сохраненные вещи заняли привычные места.
Мы, художники, спешим туда, там – толпа, восторги, дружественный суд. Жизнь на картине бьет ключом, солнце сияет, оно залило светом огромную движущуюся толпу. После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. До конца своих дней вела уединенный образ жизни. Картина была готова в 1880 году, а в 1881-м Писемского не стало.
Случилось все это в год столетия со дня рождения И. Е. Репина. Бельгийская пианистка Луиза де Мерси-Аржанто умерла от рака в год написания своего портрета Ильей Репиным. И это в те дни, когда резко отрицательное отношение Толстого к первой революции стало общеизвестным.
Создается ощущение умиротворения и спокойствия. Судьба творца, сама психология художественного творчества всегда занимали его. Кое в чем видны нарочитости, тенденциозность, но ведь это «соль», без которой в те годы нельзя было обойтись. Слышали ли вы когда-нибудь о том, что существует картина Репина «Приплыли». Жил в Италии и Франции (1873–1876). Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега.
Но то был лишь конец повести. Одной из самых значительных полотен на эту тему является Не ждали. Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Наконец в 1908 году художник решился показать на выставке новую работу. Часто и в Пенатах собирались чисто литературные среды.
Именно здесь Илья Ефимович и провел последние годы жизни. Уже к осени первое озерцо наполнилось водой. Одновременно романтика пейзажа чем-то перекликается с безмятежным выражением лица молодого босяка, который, кажется, находит свое счастье в бродяжничестве. Прикрепленная слева табличка оповещала о том, что Пенаты являются дачей Н. Б. Нордман.
Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. В столетнюю годовщину Н. В. Гоголя он написал трагическое полотно изобразив писателя сжигающим второй том Мертвых душ (Самосожжение Гоголя, 1909). Историческое предание о том, как запорожцы – вольные казаки на повеление турецкого султана Махмуда IV добровольно сдаться ответили дерзким письмом, послужило мощным творческим импульсом для Репина, детство и юность проведшего на Украине и хорошо знавшего народную культуру. Пенаты оказались на территории СССР.
В Париже купили новый фотоаппарат Кодак. Вернувшись в Россию, он обнародовал завещание Нордман, по которому становился пожизненным владельцем Пенатов. Так что Серов совершенно не выдаваем, – поясняет Маргарита Чижмак.
Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Рассматриваем картины вместе с Натальей Летниковой.
Как и прежде, в Пенаты приходят почитатели великого художника. Спутнице Репина был отпущен всего 51 год жизни. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871).
Исторических материалов хватало. Использованная посуда складывалась в нижние выдвижные ящики. Вскоре это очень помогло ему в работе над картиной Торжественное заседание Государственного совета (1901-1903). Он смотрится как прямая иллюстрация к пьесе «Дети солнца», — это слесарь Егор, в котором писатель олицетворяет грозную, карающую народную силу. Через 2 года многие из них стали жертвами первой революции. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде.
Для этого над домом возвели стеклянные крыши и потолки. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Кстати, сына Мясоедова звали, как и царевича, Иваном. Пушкин на картине, сначала юный и восторженный, становился постепенно более сосредоточенным.
Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Простите, меня за длинное письмо.
Произведение «На солнце» относится именно к этому периоду жизни живописца. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885 Не ждали, 1884 Арест пропагандиста, 1880–1892 все работы – в Третьяковской галерее 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей). хотелось вспомнить былое. Появление на выставке каждого из этих произведений становилось событием.
Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. Преподавание в Академии художеств также занимало много времени. Реальное присутствие хозяина усадьбы переживают и работники музея. Наши выставочные площади не позволяют показать все произведения, которые хотелось бы. Всем им вечная память. Она знала шесть языков и могла бы переводить. В конце июня 1914-го она умерла от туберкулеза в Швейцарии, в деревне Орселино, недалеко от Локарно (теперь на стене кладбища стараниями Э. А. Фальц-Файна установлена мемориальная доска).
Спустя 10 дней Мусоргский скончался. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Пенаты – это легкое, будто летящее, слово, заимствованное у древних римлян, давно уже вошло в русский язык как обозначение родного дома – места, где человеку хорошо, где его ждут и где он никогда не будет чужим (у древних пенатами назывались боги, хранящие дом).
Это и «На солнце» Репина и «Объяснение» Маковского и «Птицелов» Перова и «Березовая роща» Куинджи. В 1906 году был отстроен второй этаж дома. В то время у него появились боли в правой и художник вынужден был учиться писать другой рукой.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Рискованность этого занятия придавала задор молодежи, а Репина увлекла настолько, что он написал картину, сделал множество эскизов-вариантов (один из них – на стене столовой). Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869 Воскрешение дочери Иаира, 1871 обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.
Судьба же решила иначе. Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года. В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты».
Выставка была в Академии наук в конце зала, направо, виден огромный «Крестовый ход». Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880 Модест Петрович Мусоргский, 1881 Полина Антипьевна Стрепетова, 1882 Павел Михайлович Третьяков, 1883 все – там же и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).
Не было случайным обращение художника к тем эпизодам русской истории, когда народ поднимался до осознания своего достоинства и начинал нелегкий путь к свободе через трагические переживания и смертную муку. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Репин представил запорожских казаков в момент ожидания близкой смерти. Репин нарисовал это с той долей испуга, какую он тогда испытывал перед пробуждающимся народным гневом и вместе с тем с присущей ему справедливостью. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.
Заоснову взяли китайскую версиюIX века дон. Но и дома героине предстояло пережить отчуждение, непонимание окружающих их косые взгляды и слышимое за спиной слово эта (так и назвала она впоследствии переиздание повести отдельной книжкой, а чуть позже напечатала ее снова, назвав К идеалам).
Потом совместный портрет Репин отставил и написал одну Андрееву. Во всей его фигуре, нарядной и элегантной, появились нотки трагизма. Там появились две удобные мастерские, ориентированные на юг и на север, зимняя и летняя. Первый факт. Однако нелепую смерть русского хирурга Пирогова скептики так и не смогли объяснить.
Репин и Нордман пересмотрели множество конструкций, прежде чем заказали построить стол местному столяру-краснодеревцу Пекко Ханикайнену. Но открытый здесь музей уже через год пришлось эвакуировать. Одной из вершин творчества мастера и русской живописи II-й половины ХIХ века стало полотно «Крестный ход в Курской губернии», написанное Репиным по живым наблюдениям с натуры. Ставились лица, характеры, экспрессии — композиция обыкновенно у меня не вытанцовывалась В этой «Черноморской вольнице» я более всего работал над композицией и гармонией Оказалось — это еще мало кому чувствительно никому не требуется — относится к технике дела, технике доброго старого времени: теперь уже иначе глядят иначе работают. Возможно, ведь великий художник творил много жанровых полотен. Сгорели и дом Юрия и все беседки в парке.
Познакомившись с Репиным, Наталия Борисовна не упускала случая запечатлеть его. Мы смотрим на рисунок, сделанный в 1906 году. Только напоминает, может быть, чертами лица, но не характером образа. «Жертв» репинской кисти настолько много, что это действительно ужасает. Работа над государственным заказом (картина писалась в Мариинском дворце, где заседал Государственный совет) задерживала окончательный переезд Репина в загородный дом.
Творческое отношение он ценил и мог распознать в любом виде человеческой деятельности. Воспоминания Куприна относятся к 1905 году.
После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. На сегодняшний день картина «На солнце» находится в собрании Третьяковской галереи. «Портрет писателя Алексея Писемского» является одной из лучших работ Репина. Лицо женщины напоминает лицо «Жены трудовика» на этюде, находящемся в Русском музее».
Считалось, что совместный портрет Репин не закончил. Едва Репин закончил работу, Тютчев серьезно заболел и вскоре умер. Помещения имели не только боковой, но и верхний свет. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на Бурлаках, а пошёл дальше. Впрочем, никто и не знал тогда, что покупка сделана Репиным.
Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Это очень интересное замечание. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Однако это никак не сказалось на качестве его работ. Новая пьеса Горького произвела и на Репина очень большое впечатление. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. Картину продали в Швеции, вот таким образом она оказалась не известной отечествен ному зрителю, равно как и последняя, посвященная тоже запорожцам, – Гопак, проданная в Финляндии. На ближнем плане картины кипит жизнь. Репин вспоминал, как бывали здесь С. Скиталец, И. Рукавишников, А. Куприн.
Она не позировала, а работала, готовя рукопись следующей книги – романа Крест материнства. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, что хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Одета она в куртку, через плечо перекинут ремень. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
В то время Куоккала была финской территорией. Каждый персонаж переживает что-то своё. На одной из картин он изобразил Нордман, сидящую в мастерской за письменным столом. Дата окончания работы – 1919 год.
Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. В доме Ильи Ефимовича жила его дочь, Вера Ильинична. Но неверно говорить, что внимания заслуживают только данные работы. В жизни Нордман было достаточно метаний в поисках приложения сил.
Там он и скончался., давшим современникам то, чего им недоставало и в чем они нуждались. Однако этот успех художника дорого стоил его натурщику. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Репин был членом международного жюри по живописи на Всемирной выставке.
Не можем лишать посетителей возможности увидеть их. Закатное солнце, осветившее лицо поэта, усилило это впечатление. В июне 1944 года война ушла из Куоккалы. В конце 1870-х годов Репин начал работать над картиной из истории Запорожской Сечи середины ХVII века – «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским).
Набросок этот показывает мастерового в жилетке с лицом мстительным и озлобленным. Потянув за ручку, можно было пододвинуть к себе любое блюдо. Так в конце жизни Репин завершил триптих об излюбленных запорожцах. Считалось, что он поселился на даче г-жи Нордман. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Изображая крестный ход – типичное явление старой России, художник в то же время показал широкую и многогранную картину русской жизни его времени со всеми ее противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве народных типов и характеров. Одно время занялась лепкой в училище барона Штиглица.
В мае 1900 года хозяева Пенатов уехали в Париж. Молодой героине пришлось тогда преодолеть витиеватые причуды российской бюрократии, чтобы выправить паспорт, а также набраться смелости порвать со своей средой, преодолеть ее сопротивление и, наконец, оказаться там, где ее никто не ждал. Произведение выполнено в светлых, нежных тонах. Ярким примером тому служит портрет Мусоргского. Волнорезы были гладкими и ровными и при первых заморозках там катались на коньках.
Зимою больше времени проводили в городе. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. На покатом берегу брошена одежда, ведра с коромыслом, раздевается девушка, спиной к ней снимает одежду старушка. Напротив «Крестного хода» не то «Неизвестная», не то «Портрет г-жи Вогау» Крамского.
Репин всегда охотно рисовал и писал портреты артистов, художников, музыкантов, писателей. Репин Илья Ефимович – великий русский художник. На картине изображена его дочь Надежда. На картине видны только спина женщины и мастерски выписанная спинка кресла.
Остроумно и просто решена была задача осушения. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПубликации раздела МузеиПубликации раздела МузеиЗонт на картинах русских художниковПарасоль. В обаянии творческой личности, в необоримости духа творчества и заложено бессмертие. Причем это ощущение оставалось даже тогда, когда мастерская была абсолютно пустой.
На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Примечательно, что полотно написано Репиным левой рукой. Лицо Нордман можно разглядеть на бронзовом бюсте, стоящем в глубине комнаты. Он изрезал картину так, что ту пришлось долго реставрировать.
Ее вскоре сменили резные ворота с калиткой. Стоим, восхищаемся дивным автором, славим его, величаем. Наиболее сырые места углубили, превратив таким образом в живописные пруды. Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Ему хотелось глубины и наполненности.
Усадьбу решено было восстановить. По словам Чуковского, любимым блюдом Репина оставался картофель с подсолнечным маслом. Желание было самое похвальное.
Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. Балашов был признан невменяемым и направлен в лечебницу для душевнобольных. Прихожая, гостиная, столовая, кабинет и мастерская – все носит на себе тот отпечаток вкусов и привычек Репина, о сохранении которого заботилась в своем завещании Наталия Борисовна Нордман.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. В это время имя художника знала уже вся Россия. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Тогда стало известно, что репинского дома больше нет.
В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). И, наконец, еще один этюд назван Репиным «Женщина-трудовик». Есть фотография, она относится к лету 1905 года.
А картина, на которой запечатлена больная пианистка Луиза де Мерси-Аржанто, так и называется «На смертном одре». Нордман проявляла пластины и печатала контактным способом. Освещение получилось прекрасное. Картины вызывали самые разноречивые отклики, но никого не оставляли равнодушным.
Среди них и русский поэт Федор Тютчев. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Картина всем нравилась, но Репину – меньше всего. Инеотъемлемой частью женских портретов разных эпох. В Пенатах стояли два дома.
Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Именно такие настроения были продиктованы уже новым временем.
В среду 18 августа Стасова снова позвали в Пенаты – познакомиться с А. М. Горьким, поселившимся недавно в Куоккале (Репин уже встречался с ним в 1899 году и даже писал портрет Нордман также присутствовала тогда в академической мастерской). На самом рисунке подпись печатными буквами — «Трудовик». Однако вегетарианство было уже довольно распространено в России. Тем памятным летом многие друзья Горького часто приходили в Пенаты.
– На душе тяжело. Третьяков еще до выставки приобрел ее в галлерею. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Во времена Репина камни укрепляли цементом.
После осмотра мастерской и знакомства с новыми картинами художника приглашенные оставались обедать. Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же) на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Репин учился снимать. В марте 1900 года в Ниве опубликованы первые главы. В июне 1962 года состоялось открытие возрожденной репинской усадьбы. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте.
Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». На самом деле все было проще.
Один из портретов был помещен на обложке книги Воспоминания, статьи и письма из заграницы И. Е. Репина (СПб., 1901), вышедшей под редакцией Нордман. Так французы назвали зонтик от солнца. Это настроение во многом отражало время, когда создавалось полотно.
– Безусловно, такие шедевры, как «Девочка с персиками» Серова или, например, «Боярыня Морозова» Сурикова, «Богатыри» Васнецова, не должны покидать основной экспозиции. Успех картины огромный. Общее возбуждение, все разделяют торжество автора, а торжество было полное. Пятый факт.
Может быть, набросок остался, а Андрееву Репин начал писать на новом холсте. Нам, молодым тогда, «Крестный ход» нравился своими красочными откровениями, подлинным солнцем, в коем купается толпа богомольцев. Они встретились в июне 1915 года и Репин сразу оценил талант поэта. Он покончил жизнь самоубийством, прыгнув в лестничный пролет.
После долгой и упорной работы по поиску нужного композиционного и смыслового решения, разработке образов в этюдах Репин написал большую многофигурную композицию, показав торжественное шествие сотен людей всех возрастов и званий, простонародья и «благородных», штатских и военных, мирян и духовенства, проникнутых общим воодушевлением. Одна из самых знаменитых картин Репина «Иван Грозный и его сын Иван», которую со временем все стали называть просто «Иван Грозный убивает своего сына», с начала своего создания приносила натурщикам только несчастья. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, не старый еще и вполне здоровый мужчина, заболел. Мне не хочется говорить сейчас о недостатках репинского искусства, они были.
Так генерал-губернатор Москвы и министр Плеве погибли от рук террористов. Я помню день появления «Крестного хода». А в 1913 году иконописец Балашов пришел на выставку с ножом. В этом нет мистики. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И. М. Бунакова с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Какова его судьба сейчас — неизвестно.
Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. Лицо ее раскраснелось от жары, губы чуть тронула улыбка, а в глазах лучится радость.