Жанр женского и мужского романтического портрета, который стал очень популярным в 19 веке в Англии иллюстрируется картинами сэра Эдвина Ландсира – его работы одни из наиболее ярких шедевров изобразительного искусства викторианской эпохи. 2) Лицо из фотографии вставляется в мужской портрет 19 века, который вы выбрали из каталога.
Карл Брюллов конструировал собственный образ по лекалам «старого мастера» и вместе с тем воссоздавал на русской почве великолепие вандейковского парадного портрета с его симфонической роскошью колорита («Всадница», 1831 портрет сестер Шишмарёвых, 1839). Сегодня мы больше ценим те произведения русского портрета XVIII века, в которых условный образ кажется утратившим цельность, а декорум (баланс идеального и реального в портрете) нарушен в пользу правдоподобия. С именами Рокотова и Левицкого впервые в России Нового времени связывается представление о строго индивидуальной манере, которая словно подчиняет себе модели: теперь можно смело говорить о даме, «сошедшей с полотна Рокотова», о кавалере «с потрета Левицкого». Учившийся в Италии петровский пенсионер Иван Никитин – первый русский мастер, «забывший» про парсуну. Портрет Натальи Николаевны Гончаровой- Пушкиной.
Портреты занимают ведущее положение в музеях мира. Мужчин же легко обвести вокруг пальца: они верят почти всему, что им говорят. Представителями американской реалистической школы 20-30-хх гг.
Портреты занимали важное место на академических выставках и позволяли художнику сделать полноценную карьеру – стать «назначенным» (то есть членом-корреспондентом) или даже академиком. Дополнением костюма были белые или светлые перчатки.
Смех и слезы светской красавицы должны быть красивы и изящны. Идеалом красоты считались «осиные талии», бледные лица изнеженность и утонченность. Королева Виктория как-то вывихнула лодыжку, наступив себе на подол. Искусство не может существовать без положительного героя, образца для подражания. Это один из первых признаков нового для России процесса: изобразительное искусство перестает обслуживать утилитарные потребности элиты (репрезентация политических и личных амбиций, украшение жизни, визуализация знания и т. п. ) и постепенно становится важным элементом национальной культуры, организуя диалог между различными частями общества. Форму погрудного профильного портрета, существовавшего в Италии на протяжении всего XV века, обычно связывают с влиянием античных медалей. Это аналитические образы живописца Мориса Латура (например, «Портрет аббата Юбера»), картины Аведа, Лиотара, скульпторов Ж. А. Гудона и Ж. Б. Пигаля, поздние работы Антуана Ватто, простые и искренние «жанровые» портреты Шардена, пастели Ж. Б. Перронно, портреты Фрагонара в Великобритании— остросоциальные произведения У. Хогарта. Т. н.
В монументальных росписях среди других персонажей художник также нередко изображает себя»17. Хорошими примерами эстетики ар-деко являются работы Тамары Лемпицка. Феррара была центром, откуда «пизанелловская» традиция пришла в североитальянскую живопись.
Коллективным героем произведений Кипренского стало поколение 1812 года. Фаюмские портреты создавались в технике темперы или энкаустики, что особенно характерно для более ранних изображений. По причине усиления буржуазии увеличивается количество заказчиков портретов. А к 50 годам индекс интеллекта мужчин снижается в среднем на добрые 10.
Существовала необходимость «дублирования» модели (то есть портрет был двойником умершего в загробной жизни). Чинить швейную машинку и рассуждать о том, что он прочел в газете. Пьеро, согласно документам того времени, помогал брату при создании некоторых картин. Итальянская школа портрета на протяжении XVIII века сохраняет высокое качество, но за некоторыми исключениями (Розальба Каррьера) не пользуется широкой славой. Также живописные и медальерные портреты Пизанелло сыграли исключительно важную роль в развитии портретного искусства XV века.
к примеру портрет императора Вителлия). Портрет отражает и транслирует стандарты социального поведения. Чёрные атласные галстуки с бриллиантовой булавкой появятся только в XIX веке.
Подобные портреты обычно сопровождались посвятительной надписью, рассказывающей о заслугах (cursus honorum). Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело стали признаками низкого происхождения. Яркие запоминающиеся образы героев своего времени оставила нам русская живопись.
были Роберт Генри и Джордж Беллоуз. Во времена Республики стало принято воздвигать в публичных местах статуи (уже в полный рост) политических должностных лиц или военных командиров.
Соответствующее место этот жанр занимает и в академической иерархии. Помимо просветительской идеи верховенства закона, здесь возможны и иные политические обертоны. Не случайно ещё со времён античности в женских образах подчеркивалась, прежде всего, физическая красота, а в мужских интеллект и сила. Все это, конечно, уносит много мужских жизней. При всей узнаваемости персонажей перед зрителем прежде всего «благородный вельможа» и «любезная красавица», положение которых раз и навсегда зафиксировано форменным мундиром, горностаевой мантией и платьем с серебряным шитьем. Жанр существовал в виде скульптурного изображения, фресок.
В той же Третьяковской галерее имеется картина «Портрет сына» Тропинина. Во все времена главным предметом искусства был человек. Оказалось, что сердечно-сосудистые заболевания гораздо сильнее свирепствуют в северных широтах, чем на юге. Мы легко узнаем членов элиты, священников, воинов и даже ремесленников.
Кот и кошка тоже соображают по-разному. Все изображения сегодня условно можно разделить на несколько категорий: это информационные (политико-социальный контекст), рекламные, культовые (субкультурные), художественные и частные зритель, реципиент сейчас воспринимает любое изображение как симулякр, знак товара, власти, политики, моды, поп-культуры и так далее. Он созвучен появившейся в том же 1783 году оде Державина «Фелица». Женских портретов до сих пор не найдено ни одного.
Это позволило художнику приобрести участок земли за 14 000 рублей, построить на нем двухэтажный каменный дом, стать членом Английского клуба и заслужить раздраженное замечание современника: «Рокотов за славою стал спесив и важен». В XX веке портрет, как и все фигуративное искусство, переживает упадок. «Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. Перуанская культура индейцев мочика (I—VIIIвв. ) была одной из немногих древних цивилизаций Нового Света, где существовали портреты.
(Китайский портрет, вероятно, восходит к 1000г. Вместо башмаков можно было надеть и лакированные или из тонкой кожи невысокие сапоги.
Женщина включает для решения задачи обе половины мозга. Последний портрет выполнен на холсте с помощью кисти и жидкой темперы. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). Поза Давыдова не просто демонстрирует отрешенную непринужденность, она иконографически облагораживает персонажа, поскольку восходит к знаменитому «Отдыхающему сатиру» Праксителя: совершенство классической статуи гарантирует достоинство героя полотна. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников.
В такой же манере исполнены и две другие картины — «Портрет нубийца» и прекрасное женское изображение, т. н. Также художники начинают создавать портреты-типы людей из народа (Диего Веласкес, Хальс). Или портреты Русского музея.
Личностное начало в его понимании растворялось в религиозной соборности. Наконец, чрезмерное увлечение алкоголем. В авторитетном британском журнале «Ланцет» в 1820-е годы было высказано мнение, что в мышечной слабости, заболеваниях нервной системы и других недугах женщинам стоит винить вес своих платьев, составлявший около 20 килограммов.
Застёжками служили мелкие пуговицы из жемчуга, драгоценных камней. Левой рукой художник церемонно берет руку спутницы правой, покровительственно приобняв, направляет ее к зрителю. За любыми, самыми льстивыми или лестными словами женщина почувствует истинные чувства говорящего. Владимир Иванович Гау.
В этом ряду стоят и портреты четы Хрипуновых кисти Аргунова (1757). Скажем, Настасья Филипповна у Достоевского тоже обладает выдающимися плечами и грудью.
Возникает и утверждается новый реалистический портрет, во многом связанный с гуманистическими идеалами эпохи Просвещения. В XVII веке мастера Оружейной палаты и другие изографы создали гибрид иконы и портрета – парсуну (от слова «персона», которое в первой половине XVIII заменяло в России слово «портрет»). «Долгий путь к реалистическому портрету начинается с изображений патрона», пишут исследователи. 14 Одна из первых таких работ— портрет Энрико Скровеньи работы Джотто на стенах капеллы Скровеньи в Падуе, 1304—1306гг. Особенно это заметно в виртуозно исполненных женских портретах, следующих идеалу юной «природной» красоты и калькирующих позы и атрибуты модели.
Посетитель Русского музея, переходящий из экспозиции иконописи в зал Петра I испытывает ощущения, похожие на те, что в фильме «Матрица» пережил Нео, принявший из рук Морфеуса красную таблетку. Мозг имеет различия по половому признаку не только у людей, но и у животных. В период Средневековья реалистический, натуралистический портрет встречается очень редко. Мужчины прежде всего ценили в женщине ну назовем это верхней частью. Или портреты картин Серова – возле них посетители останавливаются чаще всего.
И действительно, данные эти долго вызывали резкое отрицание специалистов. Вобщем, мужчины нахрестоматийных портретах, как правило, немолоды ипорой весьма упитанны. На территориях Востока, (где не было Тёмных веков), ситуация с портретным жанром в это время была более благоприятной. Портрет становится скорее отражением состояния души художника, чем модели. На его примере мы можем составить представление о положении востребованного живописца. Портрет человека творческой профессии сам по себе мог символически повышать его статус.
Портретное искусство было публичным, предназначены для украшения в общественных местах, отражало нравы и религиозные ценности. Девушки танцуют исполняют театральные роли, но два замыкающих серию изображения «старшекурсниц» Глафиры Алымовой и Екатерины Молчановой словно подводят итог, воплощая две ипостаси просвещенной женщины. С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды. У древних греков долгое время портрета в строгом смысле слова не существовало.
Возросшая тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует разработке форм автопортрета (Рембрандт, его ученик Карел Фабрициус, Антонис ван Дейк, Николя Пуссен). История русского портрета XVIII века – это картина визуального самосознания нации, развернутый во времени процесс обретения русским человеком «лица».
Смех должен быть не громкий, но рассыпчатый. В моду вошел корсет. (Это являлось рудиментом культа предков)12. Под фрак непременно подбирали жилет, обычно в полоску или крапинку.
Пропорции тела удлиняются, увеличивается красивая линия силуэта. Эти работы точно представляют анатомические особенности людей. Примером группового портрета этого времени является картина Макса Эрнста «Все друзья вместе».
В России существовали два типа фраков: английский и французский. Но полным господином мужской моды в XIX веке стал цилиндр. От портрета пришла задача – облик человека в его социальной роли. В Голландии становится необычайно популярным групповой портрет. Очевидно, отсюда проистекает обаяние, которым наделено для современного зрителя изображение десятилетней Сарры Фермор (1749).
н. э. ) исполнявшие функцию погребальных масок. Талия должна быть неестественной по объему – около 55 см. Одним из корней подобного реализма стала техника: римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов11.
Характерный пример – супруги Лобановы-Ростовские кисти Ивана Аргунова (1750 и 1754). Только искусство в состоянии наглядно показать, каким может быть и должен быть человек. Каждый из карандашных портретов молодых «ветеранов» также в некоторой степени подчинен какому-либо портретному клише, но вместе они демонстрируют небывалую графическую свободу и разнообразие формальных решений: поворотов тела, наклонов головы, жестов, взглядов. дон. э.
Статуи раскрашивались (на некоторых памятниках остатки краски сохранились). Значит, дело в причинах внутренних. Среди модных мужских мелочей бытовали различные трости, видоизменяющиеся согласно требованиям моды, часы на цепочке или шелковом (бисерном) шнурке, лорнет, а позже очки. В скульптуре устанавливаются строгие каноны определенных типов композиции— тип идущей фигуры с выдвинутой вперед ногой (всегда левой), тип коленопреклоненной фигуры, фигуры, сидящей на корточках или на троне, с симметрично положенными на колени руками. Первый историограф русского искусства XVIII века Якоб Штелин свидетельствует, что еще в Петербурге художник был «столь искусен и знаменит, что не мог один справиться со всеми заказанными ему работами Он имел у себя в своей квартире около 50 портретов, очень похожих, на них ничего не было закончено, кроме головы».
Английский фрак – для дневных дел, с короткими фалдами, панталонами и сапогами. Аналогичные данные были получены на группе из 1, 6 тыс. Но европеизация изобразительных форм началась раньше.
Через четыре года художник буквально воспроизведет эту схему в портрете вице-канцлера князя Голицына. Короткие панталоны теперь надевали при дворе на пышных балах. Федор Рокотов происходил, скорее всего из крепостных, но выслужил дворянство по военному ведомству.
В следующее тысячелетие Европа не дает качественных образцов портрета. Классическая теория искусства невысоко ценит портрет. Портретисты Ренессанса во многом идеализировали модель, но при этом непременно старались постигнуть её сущность. Искусство чеканки было так развито, что по профилям на монетах (сопровождаемых надписями) современные исследователи опознают безымянные мраморные головы. С этого времени и на весь наступающий век портрет станет синонимом русской живописи. Развитие древнеримского портрета было граничит с усилением интереса к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции), с расширением круга портретируемых.
В 20-х годах XIX века фигура женщины напоминает песочные часы: округлые «вздутые» рукава, осиная талия, широкая юбка. С конца Vв. Портрет не понравился Екатерине, но, скорее всего, подсказал Пушкину мизансцену встречи Маши Мироновой с императрицей в «Капитанской дочке». Портретный класс в Академии был основан в 1767 году. Частные заказы выполнялись для королевских семей Месопотамии, Египта, Греции. Корни подобного погребального культа были восприняты римлянами у этрусков, у которых портрет также был чрезвычайно развит13.
Его портреты довольно просты по композиции, он использует лишь несколько иконографических типов, редко пишет руки и предпочитает темную цветовую гамму. Тем не менее, ближе к последней трети XVIII века ситуация начинает исправляться. Апрославиться человеку обычно удается кзрелости.
В портретном творчестве крупнейших западноевропейских мастеров XX века (Пикассо, Матисс, Андрэ Дерен, Жорж Руо, Модильяни во Франции, Жорж Грос, Отто Дикс, Эрнст Барлах в Германии, Оскар Кокошка в Австрии) сосуществуют, порой сталкиваясь, противоречивые идейно-художественные тенденции. Нередко дамы путались в собственных юбках. Так искусство проецирует будущее в настоящее. Мастера занимались созданием скульптур, ювелирными работами и живописью.
Достижениям итальянских живописцев Ренессанса предшествовали успехи представителей Северного Возрождения, особенно мастеров ранней нидерландской живописи, в том числе Ян ван Эйки и Ганс Мемлинг, Робер Кампен. Встречаются люди разных возрастов. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым— калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. «Мерлин Монро» Уорхола стала иконой.
Во второй половине XV века «портретирование» во фреске было очень распространено. На постаменте скульптуры вырезан профиль Солона – афинского законодателя. Характерный для «эпохи чувствительности» гибрид представляет собой изображение Екатерины II в Царском Селе (см.
Таковы, например, «Лизынька и Дашинька» (1794) – дворовые девушки покровительствовавшего живописцу Львова, почти неотличимые внешне от молодых дворянок.
Эта непринужденность героев вместе с демонстративной легкостью исполнения выступают зримым воплощением внутреннего «самостояния» поколения – небывалого до той поры в русской истории ощущения свободы. Техника живописи находится на весьма высоком уровне, происходит эволюция выразительных средств: «убедительная передача световоздушной среды посредством светотеневых контрастов, новые приёмы письма плотными короткими, подчас раздельными мазками, что сообщает изображению неведомую дотоле жизненность, реально осязаемую подвижность»17. Чем более портрет походил на модель, тем гарантированней была связь между каменным изображением и собственно усопшим: его жизненная сила («ка») и его душа («ба») оставляли человека при его смерти, но ка могла найти дорогу обратно в тело, для чего его необходимо было сохранять максимально целым и похожим— так возник принцип мумифицирования и портретирования.
наблюдалось некоторое оживление портрета. Аргунов учился у Гроота и по повелению императрицы сам наставлял живописи «спавших с голоса» певчих, среди которых был будущий исторический художник Антон Лосенко. Становление его манеры граничит с воздействием итальянца Ротари, чьи девичьи «головки» принято считать пикантными безделушками рококо. Чтобы с новыми силами оттолкнуться от земли и взмыть к небывалымвысотам. В этот период ключевые позиции в портрете переходят к жанру станковой живописи. Чтобы «развернуть» позируемого анфас и в три четверти, (написав их также, как ранее Христа и святых в сакральных картинах), потребовалось определённое время и умственное усилие.
Новая идеология требовала новой структуры портрета. Для бала непременно надевали чёрную шелковую складную шляпу. В это время особенно интенсивно начинает развиваться изолированный портрет. Правда, во многих произведениях Боровиковского «причастность природе» персонажа приобретает характер клише, свидетельствующего о том, что чувствительность и естественность превратились в моду. Чёрный галстук при фраке не существовал, а был белый, атласный или батистовый.
«Госпожа Алина» (II век н. э. ). Происходит полный упадок жанра. От темного фона предшественников Рокотов уходит к фону неопределенному, подобному дымке, не столько приближающему фигуру к зрителю, сколько впитывающему ее. Стремление к «идеальной» талии нередко приводило к трагическим последствием.
В 1960-70-х гг. В последнее время прибавилась еще одна загадка. В них – как, например, в портрете врача Леруа работы Жака Луи Давида (1783) – важен не статус, а деятельность героя, не благообразие облика, а честно предъявляемый характер.
В самом цветущем возрасте, когда еще полно сил и энергии. Оно порвало с антропоцентризмом, который был присущ Возрождению. При мужчине всегда была табакерка и перстень с камнем. Первый варьирует характерный для Европы XVIII и начала XIX века тип дворянского портрета.
Больше всего, примерно одна четверть или одна пятая мужчин умирает в 42 года. Эти портреты отличаются беспрецедентной в русском искусстве раскованностью «поведения» персонажей. За ремонт машинки у него отвечает одно полушарие, за отвлеченные разговоры – другое. Портреты Третьяковской галереи – тому пример. Наиболее прославленным мужским портретом этого времени был «Портрет Бальдассаре Кастильоне» Рафаэля (согласно своей значимости висел в Лувре напротив «Моны Лизы»).
дон. э., хотя сохранившиеся памятники относятся только к 1000 н. э. ). Нарочитой роскошью блещет изображение «бриллиантового князя» Куракина (1801 – 1802), прозванного так за любовь к драгоценностям и показной пышности. Императрица в лавровом венке и гражданской короне, жертвуя своим покоем, сжигает маки на стоящем под статуей Фемиды алтаре с надписью «для общего блага». Такие английские мастера, как Люсьен Фрейд и Френсис Бэкон создавали мощные произведения.
Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Его молодая супруга держит в руках раскрытую книгу и со спокойным достоинством глядит на нас (по данным исповедных книг, Феодосии Хрипуновой вряд ли больше двадцати лет: персонажи портретов XVIII века часто выглядят старше своего возраста).
Молчанова репрезентирует интеллектуальное начало. Художники использовали расплавленные восковые краски (на многих дощечках с портретными изображениями сохранились следы стекания таких красок). На почве модернизма возникают другие художественные направления (экспрессионизм, кубизм, фовизм, супрематизм и т. д. ) и вместе с ними – произведения, номинальноназываемыепортретом, но напрочь лишенные его специфики – с демонстративным и бунтарским уходом от реального облика человека, который превращается в некую отвлеченную, условную схему – из углов.
Теперь портрет отчетливо расслаивается на парадный и приватный. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова). Семь полотен серии «Смолянки», написанные в 1772 – 1776 годах изображают девятерых воспитанниц Смольного института благородных девиц разных «возрастов» (периодов обучения). Несмотря на, казалось бы, невысокий статус жанра из девяти окончивших Академию учеников первого приема пятеро выпустились как портретисты и лишь двое специализировались на исторической живописи.
Показательно сопоставление «формального» портрета полковника Евграфа Давыдова (1809) и серии графических портретов участников Отечественной войны 1812 – 1814 годов (Алексея Ланского, Михаила Ланского, Алексея Томилова, Ефима Чаплица, Петра Оленина и других, все – 1813). Есть эксперты, которые считают, что это работа Доменико Венециано. Жанр портрета рассматривался, как государственное или частное искусство для избранных. Подобная техника требовала особых приемов. Предметом спора исследователей является авторство женских портретов, созданных братьями.
Женские же полушария находятся в полной гармонии и неустанно сплетничают. Мужчина и женщина по-разному мыслят. Особенно похвалам.
Он словно говорит: «Перед тобой благородный человек. английских мужчин. Но пока они ещё не привлекают внимание основного заказчика. Мужчина способен делать два дела одновременно.
Самый известный портрет в мире— «Мона Лиза» кисти да Винчи был написан именно в эту эпоху. Психологически заострены некоторые портреты средневековых японских живописцев и скульпторов (например, «Портрет Минамото но ритомо»). Среди самых известных портретов исполненных в технике энкаустики, — «Мужской портрет» (вторая половина I века н. э. ) и «Портрет пожилого мужчины» (конец I века н. э. ), являющиеся прижизненными изображениями.
Если мастера классического времени в портретах представителей одной и той же общественной группы подчеркивали прежде всего черты общности (так возникли типы портретов стратегов, философов, поэтов), то эллинистические мастера, в сходных случаях сохраняя типические основы образа, выявляют характерные особенности данного конкретного человека»10. Немецкие ученые установили, что самое лучшее средство от возрастного отупения мужчин – умная жена, служащая своеобразным стимулятором, способствующим лучшему кровоснабжению мужского мозга. Художник всегда смотрит вперёд и видит дальше, чем его современности. Энкаустика — это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. фигур, граней или жецветовых пятен. Значительно внимание уделялось графическим работам.
Портрет середины столетия – это по большей части изображение не личности, а статуса. В XX веке после головокружительного взлета портрет вновь переживает упадок. С основанием Академии художеств в 1757 году ситуация стала меняться.
У молодых мужчин в возрасте 25-30 лет мозг весит на 10-15 больше, чем у женщин. Портрет, в котором соблюдены и согласованы необходимые условности изображения (поза, костюм, антураж и атрибуты), автоматически удостоверит высокий социальный статус своего персонажа.
Тут представлен как мужские портреты – живопись, необычайно популярная в середине 19 века, а именно тогда выставила свои первые портреты галерея, так и живопись – портреты женщин, например, портрет М. И. Лопухиной художника Боровиковского, «Кружевница» Тропинина или «Аленушка» Васнецова – ведь эта картина тоже относится к портрету, вернее, портрету-картине. Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто ещё в большей мере углубляют содержание портретных образов, наделяют их силой интеллекта, чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана). Таким образом, поп-арт является одним из немногих направлений искусства XX века использующим человеческое лицо без относительных искажений. Большой конкретностью отличается средневековый китайский портрет (особенно периода Сун, X—XIIIвв. ). Они изготавливались из воска и назывались imagines. О портрете Пушкина вообще нужно говорить отдельно. Высокие образцы портретной миниатюры были созданы мастерами Средней Азии, Азербайджана, Афганистана (Кемаледдин Бехзад), Ирана (Реза Аббаси), Индии (Мир Хашим).
Это дает преимущество в проницательности. К такому выводу пришли английские медики в двух независимых исследованиях. Происходит глубокая демократизация портрета, что особенно заметно в Голландии.
Холостые британцы были на 2, 1 сантиметра ниже, правда весили чуть больше женатых. Рокотов – первый в России мастер эмоционального портрета. Она передавалась, в частности, литературными произведениями, которые описывали воображаемую коммуникацию с портретом: поэтические «собеседования» с ним истории о влюбленности в портреты, а в эпоху романтизма – страшные рассказы об оживающих изображениях. Мастера использовали для портретов тонкие дощечки из сикоморы (тутовой смоковницы) и ливанского кедра. Добродетель и красота связаны неразрывно.
Джейми Уайет (Wyeth) продолжает работать в реалистических традициях своего отца Эндрю, создавая знаменитые портреты всех подряд, от президентов до свиней. Употреблялись инкрустированные вставные глаза в статуи из полудрагоценных камней9.
Но чувственный телесный покой сатира – лишь оборотная сторона его животной натуры и Кипренский великолепно пользуется этой памятью прототипа (одновременно знаковой и пластической), создавая образ героя, пребывающего в расслабленном покое, но способного распрямиться, подобно пружине. В них обязательно говорится, что портрет «как живой», он «дышит», ему не хватает только дара речи и т. п. Как правило, описываемые поэтами картины были плодом их воображения.
В конце XVIII века, например, считалось, что «в портретном роде всегда делается только одна фигура и по большей части в одинаковом положении Не можно сей род сравнять с историческим». Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании. выше). И модель всё чаще выступала не на условном ирреальном фоне, как это было в искусстве Средневековья, а в единстве с реалистически трактованными интерьером или пейзажем, часто— в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. Отсюда и притягательность таких изображений, где лишенное внешней красивости лицо словно бы выступает залогом правдивой передачи характера: таковы антроповские портреты статс-дамы Анастасии Измайловой (1759) или Анны Бутурлиной (1763).
Говоря о портрете, нужно напомнить несколько вещей. Само профильное положение фигуры рождает впечатление асимметрии, сдвинутости композиции. Во второй половине 19 века возродилась тяга к искусственности. Также включала русская портретная живопись портреты детей. Все мужские шляпы подбивались белым атласом.
Вот таким образом на канонический тип изображения (воплощающий нечто неизменное) проецировались собственно индивидуальные черты модели. Стоит присмотреться к тому, как Рокотов пишет глаза: в таких вещах, как знаменитый портрет Александры Струйской (1772), зрачок написан сплавленными мазками близких цветов с ярким бликом, – взор теряет ясность, но приобретает глубину.