Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино). Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. В настоящее время музей-усадьба Репина «Пенаты» — федеральный культурно-исторический памятник, включающий в себя жилой дом, могилу И. Е.
Здесь находится Музей-усадьба художника И. Е. Репина. Парк является неотъемлемой частью музея-усадьбы Ильи Репина Пенаты. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга.
Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств.
1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. И какие только гости не сидели за этим столом.
В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Круг общения Репина заметно сузился.
Оценив такой дар по достоинству, Репина наградили высшей наградой страны – орденом Белой Розы и в 1920 году удостоили звания почетного члена Общества художников Финляндии. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Сама картина в Русском музее. Содержание История усадьбы И. Е. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6.
Сурикова. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Чехова, И. А. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Писатели зачитывали свои новые произведения.
Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Всё это подлинные вещи конца XVIII века.
По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П.
Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II.
Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги.
Лескова, Л. Н. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. В большом пруду у колодца были посажены белые лилии, на воду спущена небольшая лодочка, там же устраивались фейерверки по праздникам.
Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. В трудные 20-е годы в парке был огород. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским». Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Репин дружил и с учеными.
Для маленьких печей в зимней мастерской подошли кафеля, разобранных к тому времени печей Русского музея. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Молас. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием.
Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Стасова, А. К.
Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Гинцбургом. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо.
Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Репину помогали его ученики. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя).
Куинджи, Б. М. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Это, по словам Репина, был мини-народный университет.
Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Художник переживал это с трудом. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Сурикова, В. В. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н.
Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Музей открыт в 1962г. Их автор — скульптор Илья Гинцбург.
Бродский, В. С. Многое изменилось после революции. Так художник стал гражданином Финляндии.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню).
Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. В течение нескольких лет И. Е. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни).
Первый номер становился председателем круглого стола. Толстого начал временами вегетарианствовать. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. В углу самодельные трости и заступ. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). У окна стоит старый деревянный сундук. Куликовым.
Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Рубинштейна, В. В. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице.
Она жила в имении до 1939 года. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Сварог. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Предметы интерьера и личные вещи художника бережно сохранили, чтобы сделать частью постоянной экспозиции музея. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Здесь художник написал много портретов.
На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. до своей кончины в 1930г. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И.
Репин в первые годы семейной жизни был счастлив, но потом их отношения с Верой Алексеевной испортились и в 1887 году супруги развелись. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Из гостиной дверь ведёт в столовую. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
В комнатах можно увидеть не только личные вещи художника, но и более ста работ его самого и его учеников – Кустодиева, Бродского, Куликова, Малявина. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Их и не восстанавливали. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино.
Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым.
Скалона. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Дочь художника переехала в Хельсинки.
На стене, слева от рояля, висит ковёр ручной работы, вышитый крестом по рисунку архитектора А. Л. Гуна— это подарок от певицы А. Н. Молас10, пропагандистки творчества Мусоргского. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел).
Скрябина и С. В. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. В музее создаётся впечатление, словно Илья Ефимович никогда и не покидал свой дом, а сейчас просто вышел на прогулку, но скоро вернется.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Он покорно переносил эту тяготу и час и второй, но стоило войти ко мне в комнату какому-нибудь живописному гостю, стоило мне зажечь керосиновую висячую лампу, которая по-новому освещала присутствующих, — и Репин с тоскою оглядывался, нет ли где карандаша или пера.
Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Толстого, М. П. Бехтеревым.
Картины со стен столовой художник часто менял, некоторые продавал, дарил, а на их месте появлялись новые. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Мусоргского, В. И.
В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать.
Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы.
Правда, участок на момент покупки находился в плачевном состоянии – парк был запущенным и заросшим дикими кустарниками, а усадебный дом был маленьким, одноэтажным и совершенно не приспособленным для работы художника. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).
Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Для тех времен это было прямо-таки революционно. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов.
Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Самопомощь— это девиз репинского дома. В парке строились деревянные домики и беседки. Стасова, В. И. Кони, Д. И. Музей-усадьба «Пенаты» – это дом, в котором прожил без малого 30 лет знаменитый художник-художник Илья Ефимович Репин. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга.
Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Боткиным, И. М. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами».
Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Есть в этом альманахе и рисунки В. В. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Большая часть произведений на историческую тематику, сцены из евангелия, портреты создавались именно в «Пенатах». Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман.
Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. После ее смерти он уже многого не придерживался: заведенные Нордман порядки его уже слишком утомили. В целом экскурсия удалась. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина.
Павловым, В. М. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Много лет являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок и вместе с Крамским, Мясоедовым, Ге, Перовым, Суриковым, Левитаном, Шишкиным вел просветительскую работу, организуя выставки картин товарищества в Москве, Петербурге и других городах. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Глазунов, виолончелисты А. В. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки.
Перед каждым стоял полный прибор. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902).
Многие из этих вещей изображены на картинах. Нам просто повезло, что по дороге нам свой постоянный экскурсовод очень подробно и интересно рассказала о том, что нам предстоит увидеть. Она же провела нас по окрестностям усадьбы, сопровождая очень интересным рассказом. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена.
Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает.
Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ).
Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. Здесь всегда стоял рояль. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Кустодиев, И. В.
Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж.
По соседству с гостиной находится и столовая. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Здесь в зимние вечера устраивали концерты с участием Федора Шаляпина, Александра Глазунова, Бориса Асафьева.
Дом открыт в сторону парка. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Многие были его моделями. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Эта декорированная резьбой ярко раскрашенная беседка служила своеобразной эстрадой для домашних концертов, лекций, кооперативных народных гуляний, танцев и чаепитий. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели.
В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером., ). Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». После этого холст претерпел еще ряд изменений. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина).
Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Неужели сложно предложить бахилы. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. — Скоро тут останутся одни комары».
Художник купил усадьбу в 1899 году для своей жены Натальи Нордман. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314.
В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. В ней по средам собирались гости. «Теперь это пустыня», — писал Репин. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Репин считал её целебной и пил до самой смерти.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Здесь же он и похоронен в возрасте 86-ти лет. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. После смерти она завещала имение своему мужу, а после его кончины – усадьба переходила в собственность. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино.
В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Менделеева, А. Г. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). В ходе работы он также читал труды по истории Запорожья и консультировался с историком и фольклористом Д. И. Кустодиева, написанный И. С.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Сеченовым, Н. И.
В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. На противоположной стене находится портрет Б. М.
В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен.
В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Председатель также следил за соблюдением шутливых правил.
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина.
Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ).
Репино, Приморское шоссе, д. 411. Также в гостиной всегда стоял рояль. В этом помещении Репин работал летом, а также хранил картины, которые считал незаконченными и не желал никому показывать.
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Мусоргского. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем».
Воспоминания о посещении усадьбы великого художника оставили И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, Ю. Анненков, В. Розанов и многие другие. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак».
Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
Серову. Все комнаты с видом на парк имели выходы в парк и он был как бы их пейзажным продолжением. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Также в гостях у Репина бывали композитор А. К.
Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей.
В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Среди учеников И. Е. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Особых высот в живописи достиг Л. И. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками.
23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Швейцара здесь не было. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Это дочери Репина.
Ге и других. Здесь хорошо работалось летом. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Андреева, Д. И.
Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Места за столом определялись по жребию. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены.
Прислуживание считалось недопустимым. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный.
На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. В. Ф.
Он не мог ездить на родину. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. «О, музыка.
Пироговым, И. П. В 1930 году художника не стало. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11.
Отличалась простотой своего убранства. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников.
Междуцарствие 1612 года» (1877-1915).
Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Куликов, И. И. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном.
В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Репину было тогда 76 лет.
В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Мусоргского. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий.
Музей-усадьба И. Е. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Внешний вид её не менялся с момента постройки. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику.
Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Вода в ней отличного качества, проверено лично. В дом мы попадаем через прихожую.
Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е.
Андреевой в Куоккале. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Поленов, А. И. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Репину всегда была близка запорожская тема. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей.
Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Многие посетители становились моделями для художественных работ.
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. 1835 год». Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью.
Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова.
и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. Из летней в зимнюю мастерскую можно попасть через костюмерную: маленькое помещение, где хранились костюмы для натурщиков. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены.
Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Помогал в этом Леви. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу.
Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Здесь проходили обеды по средам. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Первое ее издание вышло только в 1937 году.
Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914).
Менделеева и других). Бунина, Н. С.
У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Проводились такие встречи традиционно по средам. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы.
У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь».
«Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году.