Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива.
Парк является неотъемлемой частью музея-усадьбы Ильи Репина Пенаты. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга. В настоящее время Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Российской Академии художеств.
Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино). Открывайте расписания, поездки, часы работы и узнайте, сколько займет дорога до Музей-Усадьба Репина Пенаты с учетом данных Реального Времени. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым.
Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш.
И какие только гости не сидели за этим столом. Внешний вид её не менялся с момента постройки. Серову. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться.
Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Из гостиной дверь ведёт в столовую. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.
При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Самопомощь— это девиз репинского дома. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Прислуживание считалось недопустимым.
Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина).
В кабинете Репиным были написаны воспоминания «Далекое близкое». В углу самодельные трости и заступ. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там».
Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. 1835 год».
— Скоро тут останутся одни комары». В Пенатах сохранился один этюд к этой картине— «Молящийся запорожец». Здесь художник написал много портретов. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский.
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах.
После окончания военных действий Карельский перешеек перешел СССР и дом художника с сохранившимися в нем вещами и документами оказался пустующим. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Швейцара здесь не было. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми., ). Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
Сама картина в Русском музее. Дочь художника переехала в Хельсинки. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись.
При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Многие из этих вещей изображены на картинах. Прислуживание считалось недопустимым. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Все работали на равных правах в том числе и хозяева.
Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен.
Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка». Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. В глубине мастерской у окна находится незаконченная картина «Пушкин на набережной Невы», которую Репин писал и переписывал более 30 лет постоянно меняя композицию. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М.
Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной. Неужели сложно предложить бахилы. Он был голубой и поднимался по средам над домом. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Для маленьких печей в зимней мастерской подошли кафеля, разобранных к тому времени печей Русского музея. Ге и других.
Для начала в 1904 году со стороны парка была пристроена зимняя веранда наподобие стеклянной пирамиды. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни.
Коллекция музея насчитывает около шестисот произведений живописи и графики. Проходя по комнатам, посетители видят мастерскую, где художник создавал свои шедевры, веранду, на которой отдыхал Репин после своего плодотворного трудового дня, столовую и рабочий кабинет. Так художник стал гражданином Финляндии. В. Ф.
Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. Павловым, В. М. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов».
Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь. Открывайте дверь в столовую сами».
Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Дом принял несколько причудливый вид сказочного терема. Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Справа на низкой табуретке находится его знаменитая подвесная палитра. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II.
В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Скалона. При жизни у него в гостях на знаменитых «репинских средах» бывали Корней Чуковский и Максим Горький, Маяковский и Есенин, Давид Бурлюк, Федор Шаляпин и многие другие деятели российской культуры, науки и искусства. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках.
Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Репину всегда была близка запорожская тема.
Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Справа от большого окна на стене размещены этюды Репина: портрет финского поэта Эйно Лейно— к картине «Финские знаменитости», двух солдат— к картине «В атаку с сестрой», эскиз к неосуществлённой картине «Пётр 1 на верфи». Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние.
На противоположной стене находится портрет Б. М. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Здесь бывали Максим Горький и Корней Чуковский, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Давид Бурлюк и Леонид Андреев, Александр Куприн и Владимир Короленко, Федор Шаляпин и Александр Глазунов. Мусоргского, В. И. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения.
В 1930 году художника не стало. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). В парке строились деревянные домики и беседки.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Она знаменита большим медным гонгом – с его помощью гости извещали хозяина о своем приходе. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз.
В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Сама картина в Русском музее. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки.
Многие из этих работ не сохранились, но при восстановлении музея специалисты постарались восполнить этот пробел. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Многие из этих вещей изображены на картинах.
Из летней в зимнюю мастерскую можно попасть через костюмерную: маленькое помещение, где хранились костюмы для натурщиков. В углу, над запорожскими вещами, висит турецкий флаг из зелёной материи с цветными аппликациями. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Есть в этом альманахе и рисунки В. В.
Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю.
В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Дом открыт в сторону парка.
Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н.
Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаков» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II.
На прежних местах три скульптурных портрета и самый ранний из них по времени создания (1981г. )— бюст русского хирурга Пирогова Н. И. Бюст Толстого Л. Н. — вылеплен в 1891 году в Ясной Поляне и скульптурный портрет Нордман Н. Б. от 1902 года. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. В доме два этажа и на первом из них находится скульптурная мастерская, а также жилые комнаты: кабинет хозяина, гостиная и столовая.
Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. За нарушение правил самопомощи полагалось произнести идейную речь экспромтом с трибуны, расположенной в углу столовой на возвышении, тосты не разрешались. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Самопомощь— это девиз репинского дома. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный.
Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Эти художники помогали Репину в работе над картиной. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку Площадь Гомера была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, покрытых Репином смолой.
Стасова, В. И. Здесь проходили обеды по средам. В центре стоит стол особой круглой конструкции, на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайнен в 1909 году (с 1962 года новодел).
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Художнику 76 лет. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. Сегодня в музее на всеобщее обозрение выставлены личные вещи, картины и рисунки Репина, работы его сына Юрия и других русских живописцев.
Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Здесь всегда стоял рояль.
Музей-усадьба И. Е. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний.
Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картиной «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве.
В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н.
Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Кустодиев, И. В. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Сурикова. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Толстого начал временами вегетарианствовать.
Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Репину помогали его ученики.
В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Репину помогали его ученики.
Бродский, В. С. Она была выполнена в Петербурге, а в «Пенатах» оказались эскизы композиции— живописный и графический. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине).
Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики.
Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Здесь всегда стоял рояль. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Пироговым, И. П. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты.
Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображён в картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству.
В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актера Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Первое ее издание вышло только в 1937 году. Так как обмеров дома ранее не делалось, то восстановление шло по сохранившемуся фундаменту и многочисленным фотографиям. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда 17 века) изображён Тарновский В. В. на портрете 1880 года. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Картина имеет посвящение: на постаменте под бронзовым львом ясно читается надпись «Посвящается Александру Александровичу, Софии Александровне, Михаилу Александровичу Стаховичам»— это были приверженные пушкинисты. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Дом продолжал разрастаться и благоустраиваться.
Она жила в имении до 1939 года. Российская Академия художеств взяла под своё крыло Пенаты и это поместье стало первым в России из мемориальных музеев. Это портрет Юрия Репина. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
Репину было тогда 76 лет. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Многие посетители становились моделями для художественных работ. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина.
Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). В мастерской «Пенатов» были написаны картины «Пушкин на акте в лицее 8 января 1915 года» (1911), «Какой простор» (1903), «Манифестация 17 октября 1905 года» (1907—1911), «Голгофа» (1922—1925), «Гопак» (1927). С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. К подставке прислонён любимый музыкальный инструмент запорожцев— торбан. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный».
Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. При входе, слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки).
Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Сеченовым, Н. И. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Интересны работы, связанные с написанием картины «Торжественное Заседание государственного Совета» (1903). Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Здесь проходили обеды по средам. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Гинцбургом. Мастер с восторгом воспринимал успехи начинающих художников и с гордостью показывал их картины. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном.
Куликовым. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Проводились такие встречи традиционно по средам. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда.
На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Он был голубой и поднимался по средам над домом.
К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине.
На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. В центре мастерской, у окна, «шаляпинский» диван (подлинник не сохранился, экспонат близок по форме и цвету обивки), назван так потому, что на нём позировал Шаляпин (портрет так и не был завершён). В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Репино, Приморское шоссе, д. 411. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. В центре кабинета стоит письменный стол. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Их и не восстанавливали.
«Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Это дочери Репина. По словам художника, в мастерской он проводил лучшие часы своей жизни. Бехтеревым. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах".
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Молас.
Репин дружил и с учеными. Помогал в этом Леви. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е.
В дом мы попадаем через прихожую. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Именно вот таким образом после революции и закрытия границ с Финляндией в 1918 году художник оказался отрезанным от России и только в 1939 году, после военной кампании за Карельский перешеек и спустя девять лет после смерти Репина, Пенаты снова оказались на территории СССР. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»).
Это дочери Репина. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Сурикова, В. В. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Многое изменилось после революции. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. У шкафа висит рабочий халат Репина.
Таким трофейным оружием пользовались запорожцы. Комната с выступающей полукругом стеклянной стеной всегда полна света. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Музей-усадьба «Пенаты» – это дом, в котором прожил без малого 30 лет знаменитый художник-художник Илья Ефимович Репин.
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Первый номер становился председателем круглого стола. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ).
Большая часть произведений на историческую тематику, сцены из евангелия, портреты создавались именно в «Пенатах». На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. На золочёном мольберте картина Репина «Вид на Везувий ночью», написанная в Италии в 1873 году. На нём среди личных вещей страницы рукописи воспоминаний. Здесь хорошо работалось летом. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. Это помещение называли и верандой бюстов, вдоль стен стояли скульптурные работы Репина.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты. Сама картина в Русском музее. Куинджи, Б. М. На письменном столе в простых рамках стоят фотографии близких: портрет отца, матери и десятилетнего сына Юрия. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов».
Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Лескова, Л. Н. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы».
В глубине мастерской и на лесенке-подставке доспехи римского воина (бутафория), служившие для работы над картинами, здесь же находится кресло для позирующих и большая ваза с кистями. Среди учеников И. Е. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Здесь, в 45 километрах от Санкт-Петербурга, Репин провел последние 30 лет своей жизни и, по завещанию, был похоронен в центре парка.
Художник переживал это с трудом. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Перед каждым стоял полный прибор.
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Стасова, А. К. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Менделеева и других). Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек.
В парке строились деревянные домики и беседки. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Репин плодотворно работал в жанре исторических и бытовых сцен, а также проявил себя великолепным портретистом. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены.
Здесь проходили обеды по средам. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой.
Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. По соседству с гостиной находится и столовая. Мусоргского. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады».
Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. После этого холст претерпел еще ряд изменений.
Так появились этюд Серова «Пиратка», портреты работ Кустодиева Б. М., Куликова И. С., Бродского И. И., Петрова Н. Ф., Малявина Ф. А. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Писатели зачитывали свои новые произведения. «О, музыка.
Куликов, И. И. К. Чуковский вспоминал, как Репин «утром, едва проснувшись, бежал в мастерскую и там истязал себя творчеством, так как тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской». Строительство велось без плана. Владелица рояля оказалась ученица композитора.
В ней по средам собирались гости. Глазунов, виолончелисты А. В. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Вера охотно показывала его комнаты всем желающим.
Он не мог ездить на родину. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой.
Сварог. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. У окна стоит старый деревянный сундук. Кони, Д. И.
Здесь всегда стоял рояль. Он стоит на мольберте. Здесь же он и похоронен в возрасте 86-ти лет. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Справа на стене висит небольшой эскиз картины «Черноморская вольница». Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды».
Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год) выполненный литографическим карандашом. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. По завещанию Нордман, составленного в 1910 году, в случае смерти хозяйки (это случилось в 1914 году в Швейцарии от открытой формы туберкулёза) дом становился собственностью Репина, а потом переходил к Академии художеств при условии, что там будет музей И. Е. Репина. Толстого, М. П.
Места за столом определялись по жребию. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок.
На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Места за столом определялись по жребию. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий.
Внешний вид её не менялся с момента постройки. Строительство в «Пенатах» велось без предварительного плана, все помещения создавались по рабочей необходимости. Здесь организовываются культурно-массовые мероприятия, ведутся исследовательские работы, проводятся интересные экскурсии, знакомящие посетителей с жизнью и деятельностью одного из величайших русских художников.
Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. На вешалке, рядом, репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек.
«Теперь это пустыня», — писал Репин. Скрябина и С. В. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Вместо некоторых утраченных произведений, которые были в «Пенатах», главным образом работ учеников Репина, удалось отыскать картины тех же художников, относящихся к тому же времени.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. У окна стоит старый деревянный сундук. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады».
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина. Это самая поздняя пристройка к дому была сделана в 1911 году. В центральной части на большом мольберте— последний автопортрет Репина 1920 года.
Боткиным, И. М. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Здесь же лежат папки с поздравительными адресами, бювары, портфель с монограммой «И. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет.
Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты). Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Здесь хорошо работалось летом.
Кустодиева, написанный И. С. Считается, что это единственное произведение Васнецова в скульптуре. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Слева в углу, у самого камина, на манекене «кобняк з видлогою»— верхняя одежда казаков из белого домотканого сукна. В конце жизни Репин изъявил желание навсгда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.
У входных дверей, справа стоит старый флаг «Пенатов». Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д.
Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Под его аккомпанемент пели в Пенатах старинные украинские и русские песни и думки. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Рядом на столике в синей вазе, кисти Репина. В ней по средам собирались гости.
Р». У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Репину помогали его ученики. Резной ларец, в котором Репину были переданы 436 сочувственных писем по поводу несчастного случая вокруг картины «Иван Грозный». Отличалась простотой своего убранства.
Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Ф. А. Малявиным портрет А. И. Тхоржевской-Петровой. Места за столом определялись по жребию. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова.
Андреевой в Куоккале. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает.
Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Чехова, И. А. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве.
Круг общения Репина заметно сузился. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Бунина, Н. С. Его можно отнести к лучшим работам позднего периода творчества художника. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. В трудные 20-е годы в парке был огород. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое».
Над лесенкой, ведущей в костюмерную, находится большой портрет девушки в полный рост— это написанный Малявиным Ф. А. портрет Тхоржевской-Петровой А. И. Здесь же ранняя работа Кустодиева Б. — профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный Куликовым И. С. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми.
Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года.
Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Та комната из которой сейчас посетители осматривают прихожую, была малой столовой, где хозяева обедали во все дни, кроме среды. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). У окна на, бамбуковой подставке, медный гонг— «Там-Там».
Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Справа на выступе стены помещён небольшой круглый барельеф с «Запорожцев» из обожжённой глины, сделанный украинским мастером гончаром Поросным Василием из местечка Опошня. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз.
Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). На кафельной печке, слева бронзовая статуэтка «Нарцисс»— память о путешествии в Неаполь Италии. Впоследствии художник украсил наружные стены веранды резными узорами в виде грифонов. Также в гостиной всегда стоял рояль. В 1930 году здесь стоял гроб с телом Репина и отсюда его проводили в последний путь. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный».
Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»).
Мусоргского. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Летом лекции читались в саду, заканчиваясь пением народных фабричных песен, частушек и танцами. Предметы интерьера и личные вещи художника бережно сохранили, чтобы сделать частью постоянной экспозиции музея. Отличалась простотой своего убранства.
Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. В углу самодельные трости и заступ. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Особых высот в живописи достиг Л. И. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Андреева, Д. И. Поленов, А. И. В целом экскурсия удалась. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. В ней по средам собирались гости.
Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина.
За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады» — высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Из гостиной дверь ведёт в столовую. На столике с подлинной шелковой скатертью, когда-то купленной в Палестине, стоят фотографии Репина и Нордман, а на стене слева — портрет Наталии Борисовны, нарисованный художником во время их поездки в Париж на Всемирную выставку в 1900 году, в пору начала романтических отношений. Этот сундук, выписанный Нордман из Дрездена, выполнял функции термоса и стоял у окна в столовой. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года.
Менделеева, А. Г. В парке строились деревянные домики и беседки. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены.
По воспоминаниям ученика Репина и старого друга по академии, Комашко А. М., прожившего в Пенатах около трёх лет, кабинетом художник пользовался часто как мастерской, так как там было много света. Прихожая, рабочий кабинет Ильи Репина, гостиная комната, небольшая кухня, летняя и зимняя художественные мастерские в которых работал и создавал свои шедевры Илья Репин, всё это было восстановлено и сегодня мы можем всё это лицезреть сами. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. Прислуги в доме почти не было – подход художника и к быту тоже был прогрессивным. Отличалась простотой своего убранства. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина.
Это, по словам Репина, был мини-народный университет. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина.
Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Публика была самая разнообразная: сидельцы, приказчики, дворники, кухарки, горничные, фермеры и пр., от 10 лет до 60-летних. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды.
У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. В течение нескольких лет И. Е. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. (1876—1915) и другие произведения. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце.
Рядом с письменным столом находится гипсовый слепок со статуи «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (оригинал в Эрмитаже). Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Многие были его моделями. В 1907 г. Репин уволился из академии, получив чин действительного статского советника и обосновался в «Пенатах», работая над картинами, практически без отдыха.
Швейцара здесь не было. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Больше всех отличался Чуковский и Евреинов Н. Н. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Изображение этих божков, пенатов, можно видеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году.
Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Слева от копии запорожского знамени висит портрет Юрия (возможно автопортрет). Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Там же книги о Ленине и его сочинения, присланные в Пенаты по просьбе Репина в 1926 году. Художник купил усадьбу в 1899 году для своей жены Натальи Нордман.
Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии).
У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Напротив входных дверей простое зеркало, вместо подзеркальника— ящик, сбитый из дощечек, покрытый домотканой шерстяной скатертью. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Здесь же находится бюст Репина, вылепленный живописцем Васнецовым Виктором в 1880 году в Абрамцеве. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Место это, станет не только бесконечно родным и любимым домом Репина, но и последним пристанищем – под пологом тенистого парка великий художник покоится с миром. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Рубинштейна, В. В.
Содержание История усадьбы И. Е. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. Для тех времен это было прямо-таки революционно. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Это светлое помещение использовалось Репиным в качестве мастерской.