Музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво» создан в 1988 на месте бывшей усадьбы Здравнёво (Витебский район), принадлежавшей И. Е. Репину. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» располагается в 45 километрах от Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров.
Возрожденная музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является филиалом Научно-исследовательского музея Русской Академии художеств. Музей-усадьба И. Е. Репина "Здравнево" расположена в 16-ти километрах к северу от Витебска на месте усадьбы Здравнёво, принадлежавшей художнику. Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств.
Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Парк является неотъемлемой частью музея-усадьбы Ильи Репина Пенаты.
Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Коллекция музея насчитывает около шестисот произведений живописи и графики.
Здесь хорошо работалось летом. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г.
Отличалась простотой своего убранства. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
А в конце XIX – начале ХХ века «Пенаты» были одним из известнейших культурных центров России. Швейцара здесь не было. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Прислуживание считалось недопустимым. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Репино, Приморское шоссе, д. 411. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным.
Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Он создавался практически на пустом месте. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930).
Многие посетители становились моделями для художественных работ. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. На противоположной стене находится портрет Б. М. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос.
Поленов, А. И. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. Это дочери Репина. Среди учеников И. Е. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург.
Есть в этом альманахе и рисунки В. В. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. Неужели сложно предложить бахилы. Рубинштейна, В. В.
В ней по средам собирались гости. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова.
Недавно приехали из Белоруссии. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов».
Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Перед каждым стоял полный прибор.
Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Ежегодно здесь бывают тысячи посетителей. После этого холст претерпел еще ряд изменений.
Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Поднявшись из зимней мастерской по одной из лесенок, можно попасть в следующую комнату, окна которой выходят на север. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Скрябина и С. В. Первый номер становился председателем круглого стола.
Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Особых высот в живописи достиг Л. И. Андреева, Д. И.
Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка». Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага.
Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Толстого, М. П. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. В углу самодельные трости и заступ. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.
Бехтеревым. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ».
Там размещена основная мемориальная экспозиция, где хранятся акварели, рисунки и иконы, написанные для Слободской церкви, а также личные вещи Ильи Репина: письма, книги, фотографии. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Летом лекции читались в саду, заканчиваясь пением народных фабричных песен, частушек и танцами. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Художник переживал это с трудом.
В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. Стасова, В. И. Прислуги по этикету Пенатов не было и весь обед в готовом виде стоял на круглом столе меньшего размера, который наподобие карусели, возвышаясь на четверть, находился посреди основного. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Также в гостиной всегда стоял рояль. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский.
У окна стоит старый деревянный сундук. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. В целом экскурсия удалась. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине).
Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Павловым, В. М. В трудные 20-е годы в парке был огород.
Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. В парке строились деревянные домики и беседки. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой.
Хозяева исповедовали вегетарианство и предлагали гостям всевозможные кушанья из продуктов растительного происхождения и виноградное вино, а не водку, как было принято. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей.
Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Мусоргского. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. В дом мы попадаем через прихожую. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать.
Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А.
Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Здесь художник написал много портретов. Дочь художника переехала в Хельсинки. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки).
Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Менделеева, А. Г. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома.
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую.
Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Здесь в зимние вечера устраивали концерты с участием Федора Шаляпина, Александра Глазунова, Бориса Асафьева. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. Доброго времени суток всем хорошим людям. Но рассказать я вам хочу сейчас об одном из красивейших мест, где мы побывали в этот раз и что мне больше всего запало в душу, это музей-усадьба И. Е. Репина «Здравнёво»История посещения этого знакового места такова, что проезжая по трассе Е-95, в деревне Рубы, мы увидели вот такую табличку и решили заехать посмотреть на Музей-усадьбу Ильи Ефимовича Репина. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды», которая часто становилась эстрадой.
Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»).
В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Он не мог ездить на родину.
Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Многое изменилось после революции.
Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми.
Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. По соседству с гостиной находится и столовая.
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Для тех времен это было прямо-таки революционно.
Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Дом открыт в сторону парка. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Так художник стал гражданином Финляндии. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет.
Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Из гостиной дверь ведёт в столовую.
Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы.
Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Боткиным, И. М.
Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г.
Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду.
Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. В ходе работы он также читал труды по истории Запорожья и консультировался с историком и фольклористом Д. И. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. В музее на стенах этих комнат размещены большие фотографии основных произведений художника.
При жизни у него в гостях на знаменитых «репинских средах» бывали Корней Чуковский и Максим Горький, Маяковский и Есенин, Давид Бурлюк, Федор Шаляпин и многие другие деятели российской культуры, науки и искусства. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Сеченовым, Н. И. Их и не восстанавливали. Проводились такие встречи традиционно по средам. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера.
Менделеева и других). Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Были в Мирском и Несвижком замках, там очень красиво, позже наверное напишу об этом. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги.
Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Куликовым. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. В саду усадьбы находится и его могила. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж.
Необычная 10-комнатная усадьба тоже была спроектирована самим художником, что во многом объясняет ее интересный облик. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Глазунов, виолончелисты А. В. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой).
Первое ее издание вышло только в 1937 году. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова висят в гостиной. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды».
От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе., ). В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. 1835 год».
Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Кустодиева, написанный И. С.
В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»).
Проходя по комнатам, посетители видят мастерскую, где художник создавал свои шедевры, веранду, на которой отдыхал Репин после своего плодотворного трудового дня, столовую и рабочий кабинет. Сварог. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Круг общения Репина заметно сузился.
Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Центральное место в столовой занимает портрет Нордман 1905 года, в 1929 году была попытка продать этот портрет, но из-за высокой цены продажа не состоялась. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров.
Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов.
Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Это, кстати, очень характерная черта – Репин старался не использовать труд работников, вот таким образом его гости сами обслуживали себя за столом, сами вешали свою одежду на вешалки и т. д., о чем их еще в прихожей предупреждало специальное объявление. Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Сама картина в Русском музее. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита.
В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Но в тоже году решением правительства имение Репина попало в список памятников культуры страны, которые подлежат восстановлению. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино.
Отличалась простотой своего убранства. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Молас. «О, музыка. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем».
У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей.
И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Он был голубой и поднимался по средам над домом.
Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Скалона. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Здесь всегда стоял рояль. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий.
Та комната из которой сейчас посетители осматривают прихожую, была малой столовой, где хозяева обедали во все дни, кроме среды. Тот, кто нарушал правила самопомощи и ухаживал за своим соседом, должен был подняться на специальную трибуну в углу и экспромтом произнести оттуда короткую остроумную речь на злободневную тему. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Участок земли с небольшой финской дачей и хозяйственными постройками в Куоккале Репин приобрел в 1899 году.
Гинцбургом. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Многие из этих вещей изображены на картинах. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел).
Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Сурикова, В. В. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз.
Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. Усадьба воссоздана по фотографиям, воспоминаниям, записям – в 1962 году.
Ге и других. Мусоргского, В. И. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Она жила в имении до 1939 года. Самопомощь— это девиз репинского дома. Бунина, Н. С.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Чехова, И. А. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады».
Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). По воскресеньям на поляне устраивались кооперативные, а значит дешёвые народные гуляния: читали лекции, пели, танцевали, пили чай с булкой и леденцами. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав.
от Витебска. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки.
Здесь всегда стоял рояль. Известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132, который выбирал для Репина композитор А. К. Глазунов. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»).
Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались.
Писатели зачитывали свои новые произведения. Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Сурикова. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим.
В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Это, по словам Репина, был мини-народный университет.
Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Куинджи, Б. М. А на расписных деревянных воротах усадьбы Репин изобразил римских богов-хранителей домашнего очага – пенатов. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца.
В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Прислуги в доме почти не было – подход художника и к быту тоже был прогрессивным. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Здесь же национальная одежда арабов: абу— распашной плащ и полосатое шёлковое головное покрывало, купленные Репиным в Палестине в 1898 году. Кони, Д. И. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж.
В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Места за столом определялись по жребию. Она неплохо пела, рисовала, занималась драматическим искусством, но никогда не доводила начатое до конца.
К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. После кончины жены в 1914 оду и оглашения завещания, Репин перевел сорок тысяч рублей на счет Санкт-Петербургской Академии художеств для организации будущего музея. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).
На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. У окна стоит старый деревянный сундук. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов».
В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград).
«Теперь это пустыня», — писал Репин. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. Репин дружил и с учеными. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты).
Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Гостил в «Пенатах» Александр Куприн, всех радушно и приветливо принимала в усадьбе Наталья Нордман-Северова – верная спутница жизни Ильи Репина.
Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Застрявшие в ней отдельные обыватели, большею частью разная мелкота, не шли в счет по сравнению с тем окружением, в котором создались и выросли Пенаты». Репину всегда была близка запорожская тема. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16.
Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок.
Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина.
Это дочери Репина. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11.
Серову. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Андреевой в Куоккале. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин. «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. В углу самодельные трости и заступ.
Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек.
Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Многие были его моделями.
Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). В 1930 году художника не стало. Очень жаль, что мы не смогли побывать в самом главном доме. Мусоргского. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957).
Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей.
Находиться он в 16 км. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года.
Репину помогали его ученики. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». В ней по средам собирались гости.
В парке строились деревянные домики и беседки. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный.
Здесь проходили обеды по средам. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф.
Содержание История усадьбы И. Е. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. Куликов, И. И. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак».
Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино.
В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Кустодиев, И. В. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. — Скоро тут останутся одни комары». Внешний вид её не менялся с момента постройки.
По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Лескова, Л. Н. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает».
Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Толстого начал временами вегетарианствовать. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957).
Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). В годы войны усадьба Репина сгорела практически полностью. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Бывали здесь и Сергей Есенин и Владимир Маяковский.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. И какие только гости не сидели за этим столом.
Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Музей-усадьба И. Е.
«Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Художника привлекали красивейшие места на берегу Финского залива. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным.
Помогал в этом Леви. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Здесь хорошо работалось летом. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину.
На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Репину было тогда 76 лет. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей.
Бродский, В. С. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. В. Ф. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Стасова, А. К.
1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
Пироговым, И. П. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Здесь художник жил и работал последние тридцать лет.