Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман). Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Не раз Корней Иванович навещал его со своими друзьями: Д. Бурлюком, В. Маяковским, Сашей Черным, В. Хлебниковым, И. Пуни. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Мусоргского. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Есть в этом альманахе и рисунки В. В.
Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина.
Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Первое ее издание вышло только в 1937 году. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие.
Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). На репинских «средах» часто выступали известные актеры.
В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках).
В связи с тем, что хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством, в музее сохранились некоторые рецепты тех блюд, что подавались за знаменитым круглым столом. Также в гостиной всегда стоял рояль. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. Такие музеи хороши именно тем, что позволяют познакомиться с великими в домашней обстановке, вроде как зайти к ним в гости, почувствовать атмосферу загородной жизни творческой интеллигенции.
Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Неужели сложно предложить бахилы. В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии.
В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню). Он не мог ездить на родину. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. После этого холст претерпел еще ряд изменений. От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе).
Стасова, А. К. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Молас. Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений. Куликов, И. И. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен.
На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. В конце жизни Репин пожелал навсегда остаться в Пенатах и быть здесь похороненным – что и было осуществлено. Много лет являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок и вместе с Крамским, Мясоедовым, Ге, Перовым, Суриковым, Левитаном, Шишкиным вел просветительскую работу, организуя выставки картин товарищества в Москве, Петербурге и других городах. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом.
Места за столом определялись по жребию. Бунина, Н. С. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Для тех времен это было прямо-таки революционно. Сама картина в Русском музее. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым.
Кустодиева, написанный И. С. От дома остались только фундамент и остовы печей. Сурикова, В. В. Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Репин дружил и с учеными.
По соседству с гостиной находится и столовая. Их и не восстанавливали. — Скоро тут останутся одни комары». В период Великой Отечественной войны личные вещи, рисунки и картины художника находились в Академии в Ленинграде. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки.
Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству.
Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Именно таков был принцип устройства постоянной экспозиции Музея Императорской Академии художеств до 1917 года: на 2-ом этаже в залах «по циркулю», где была развернута Картинная галерея и выставлялась скульптура, помимо лучших «программ» отечественных живописцев (картин на заданные сюжеты, за которые авторы получили золотые медали, звания художника, академика и профессора) показывали и произведения иностранных мастеров. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах.
В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Художник переживал это с трудом. Содержание История усадьбы И. Е. Для маленьких печей в зимней мастерской подошли кафеля, разобранных к тому времени печей Русского музея.
Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»).
Он был голубой и поднимался по средам над домом. Известно, что в угловой была спальня Нордман, затем Надежды Ильиничны, средняя служила малой столовой, а в первой комнате жила прислуга. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера.
На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды».
Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой.
В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты». В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах.
Мусоргского, В. И. Однако музею не суждено было долго просуществовать. Толстого начал временами вегетарианствовать.
Андреева, Д. И. Сварог. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие.
Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». Входя в дом, где все хранит неповторимые черты личности его хозяина, напоминает о его титаническом труде, увлечениях, творческих поисках и открытиях, мы как бы становимся его современниками, глубже постигаем его идеи и дела. Ранее на месте этой мастерской находился большой открытый балкон, на котором в 1903 году Репиным был написан автопортрет с Наталией Нордман. Кроме того, один из художников (Ю.
У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Куликовым. Многие из этих вещей изображены на картинах.
Музей открыт в 1962г. Серову. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков.
Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Самопомощь— это девиз репинского дома. Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. В 1930 году художника не стало. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Андреевой в Куоккале.
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика).
Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С.
Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16. Кустодиев, И. В. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара.
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Менделеева и других). На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей.
Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Музей-усадьба И. Е. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Все они неоднократно бывали в «Пенатах».
Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Кони, Д. И. Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины.
На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. В возрождённых после войны «Пенатах» можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев. На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. В течение нескольких месяцев дом был приведен в порядок и весной 1940 года открыт для посетителей как музей.
Так художник стал гражданином Финляндии. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Здесь проходили обеды по средам.
Особых высот в живописи достиг Л. И. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца.
«О, музыка. Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала».
Мусоргского. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Печь в столовой видна на многих фотографиях.
В дом мы попадаем через прихожую. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Это дочери Репина. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной.
Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы. Скрябина и С. В. Предметы интерьера и личные вещи художника бережно сохранили, чтобы сделать частью постоянной экспозиции музея. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным.
Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск».
В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Репино, Приморское шоссе, д. 411. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких.
Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). «Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. до своей кончины в 1930г.
Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.
Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Писатели зачитывали свои новые произведения.
Рубинштейна, В. В. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни.
Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Стасов писал: «. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург.
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. В 1899 году Илья Ефимович на имя жены купил в поселке Куоккала, что в 44 км от Санкт-Петербурга, дом с участком.
Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). У окна стоит старый деревянный сундук. В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве.
Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. В целом экскурсия удалась. Многое изменилось после революции. Карельский перешеек стал ареной военных действий. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху.
Репину было тогда 76 лет. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П.
Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Вода в ней отличного качества, проверено лично.
Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности., ). Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов». Сурикова. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника.
Со стороны южного фасада был погреб со стеклянной крышей и стеклянной галереей-переходом от дома. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926).
Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками.
В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов».
Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. И какие только гости не сидели за этим столом.
Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. В трудные 20-е годы в парке был огород. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского).
Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Перед каждым стоял полный прибор. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка.
Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Здесь хорошо работалось летом. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года.
и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Парк, дом, внутренний вид комнат воссозданы такими, какими они были в 1905—1912 годах, то есть в наиболее значительный период жизни Репина.
Правда, чтобы найти, например, письменный стол для кабинета, пришлось пересмотреть у разных лиц более двадцати столов, прежде чем подобрать точно такой, какой был у Репина. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. какое хорошее слово вы написали я ваш. ». 1835 год». Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад.
На портрете рыжебородого мужчины в синем халате изображён квартирный хозяин Репина в его первой комнатке на Васильевском острове— архитектора Петрова Александра Дмитриевича. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
Первый номер становился председателем круглого стола. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя).
Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. «Теперь это пустыня», — писал Репин. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь). Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Репину всегда была близка запорожская тема. Многие посетители становились моделями для художественных работ.
Началась Великая Отечественная война. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо.
Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Все работали на равных правах, в том числе и хозяева.
Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Пироговым, И. П. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Прислуживание считалось недопустимым. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Проводились такие встречи традиционно по средам.
У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. В ней по средам собирались гости. Круг общения Репина заметно сузился.
В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений. Репин в первые годы семейной жизни был счастлив, но потом их отношения с Верой Алексеевной испортились и в 1887 году супруги развелись. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады».
Здесь бывали Максим Горький и Корней Чуковский, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Давид Бурлюк и Леонид Андреев, Александр Куприн и Владимир Короленко, Федор Шаляпин и Александр Глазунов. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Место это, станет не только бесконечно родным и любимым домом Репина, но и последним пристанищем – под пологом тенистого парка великий художник покоится с миром.
В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. С историей репинской усадьбы посетителя знакомит выставка, которая размещается в павильоне, находящемся у входа в парк. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. тем, что, очень непритязательный в своем домашнем обиходе, Репин не заказывал мебели, а большей частью покупал ее в магазинах.
Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Главная задача работников музея-усадьбы И. Е. Репина — пропаганда, популяризация и изучение творческого наследия художника. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу.
Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). Многие были его моделями. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина.
Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Стасова, В. И. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников.
Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Гинцбургом.
В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Дом открыт в сторону парка. Хозяева исповедовали вегетарианство и предлагали гостям всевозможные кушанья из продуктов растительного происхождения и виноградное вино, а не водку, как было принято.
«Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. В классическом понимании это — скульптура, живопись, графика и архитектура. Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. За мольбертом он проводил большую часть дня. На противоположной стене находится портрет Б. М.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает.
Дочь художника переехала в Хельсинки. Помогал в этом Леви. Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики.
В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В. Ф. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи.
Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Кроме того, путешествуя по Украине, Репин изучал древности этнографических музеев, делал зарисовки старинных запорожских предметов из частных собраний.
Боткиным, И. М. Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке».
Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ». Скалона.
Здесь художник написал много портретов. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Глазунов, виолончелисты А. В. Лескова, Л. Н. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей.
Толстого, М. П. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Здесь всегда стоял рояль.
Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной.
Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Поленов, А. И. Павловым, В. М.
Репин был тогда в зените славы. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Отличалась простотой своего убранства. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Менделеева, А. Г.
В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Всего в «пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была.
В 1922 году— входные ворота усадьбы были Репиным переделаны, но основа рисунка осталась та же. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Чехова, И. А. Из гостиной дверь ведёт в столовую. Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек.
Куинджи, Б. М. Сеченовым, Н. И. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957).
Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова.
Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Репину помогали его ученики. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Среди учеников И. Е.
Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу.
Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Швейцара здесь не было. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь». Бехтеревым.
Все комнаты с видом на парк имели выходы в парк и он был как бы их пейзажным продолжением. Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт».
Их автор — скульптор Илья Гинцбург. На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. В парке строились деревянные домики и беседки.
Постоянная экспозиция второго этажа, названная «Академический музеум», представляет картины из исторического собрания музея, работы тех знаменитых художников, чьи полотна служили образцами для изучения и копирования многим поколениям русских юношей. По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Она жила в имении до 1939 года. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Бродский, В. С. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами».
В углу самодельные трости и заступ. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз.
В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии).
Ге и других. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников).