Юнеско музей Репина внес в списки всемирного наследия. Конечно же, мечта Нордман создать в усадьбе «Пенаты» музей И. Е Репина осуществилась, но случилось это не сразу и путь был совсем непростым. Программа представляет картину И. Е. Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения» из собрания Русского музея. Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940 году, но во время ВОВ здание сгорело дотла.
Музей-усадьба Репина «Пенаты» расположен в 45 минутах от Санкт-Петербурга. Пенаты— музей-усадьба художника И. Е. Репина, расположенная в посёлке Репино (бывш. Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940году, но во время ВОВ здание сгорело дотла. После советско-финской войны территории Репино вновь отошла к СССР и здесь был организован мемориальный дом-музей Репина.
Сотрудники музея Академии художеств СССР застали дом Репина в страшнейшем беспорядке: все было брошено, ценнейший архив художника валялся на полу вместе сеголичными вещами и оставшимися произведениями. Здесь находится Музей-усадьба художника И. Е. Репина. Музей Репина – это уникальный комплекс, который достаточно популярен не только в России, но и за границей.
За несколько месяцев до открытия музея выяснилось, что у дальних свойственников Репина находится часть мебели из петербургской квартиры художника, семейные альбомы фотографий и ряд других предметов. Одним из таких мест является музей Репина «Пенаты», который наверняка заинтересует поклонников живописи известного художника. Фотографировать внутри дома-музея Репина запрещено видеосъемка также не допускается. Музей-усадьба И. Е. Репина Пенаты – популярный музей и парк в пригороде Санкт-Петербурга (Репино).
В музее хранится 1099 экспонатов, в том числе 309 живописных работ (включая более сотни подлинных произведений самого Репина), 217 рисунков, 579 мемориальных предметов. Жена художника, Нордман Н. Б., завещала после смерти Репина имение Императорской Академии художеств для того, чтобы в нем в дальнейшем был обустроен музей. В настоящее время музей является филиалом Научно-исследовательского музея Российской академии художеств, профессором которой Репин являлся. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» является одним из филиалов Научно-исследовательского музея Российской академии художеств. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» хранит в себе коллекцию около 600 произведений знаменитых художественных мастеров.
Фонды музея включают в себя кроме репинских оригиналов работы известных художников репинского окружения таких как В. Серов, В. Маковский, П. Верещагин, М. Пимоненко, И. Пелевин. Нордман, завещала «Пенаты» Репину в пожизненное владение, а после смерти художника – в собственность Академии художеств для организации музея. Посещение дома-музея Репина — только с экскурсией. Парк является неотъемлемой частью музея-усадьбы Ильи Репина Пенаты.
Лескова, Л. Н. Сварог. Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Есть в этом альманахе и рисунки В. В.
Так художник стал гражданином Финляндии. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает.
Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Швейцара здесь не было.
Тут же приводится ответ Крамского: «Знаете ли вы. Неоднократно путешествовал по странам Европы (1883, 1889, 1894, 1900 и др. ). От дома остались только фундамент и остовы печей. У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета».
Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Кустодиева, написанный И. С. Также в гостиной всегда стоял рояль. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми. Репин был тогда в зените славы.
Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926). В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. — Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»). В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы. Проходя по комнатам, посетители видят мастерскую, где художник создавал свои шедевры, веранду, на которой отдыхал Репин после своего плодотворного трудового дня, столовую и рабочий кабинет.
Правда, участок на момент покупки находился в плачевном состоянии – парк был запущенным и заросшим дикими кустарниками, а усадебный дом был маленьким, одноэтажным и совершенно не приспособленным для работы художника. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина. Здесь проходили обеды по средам.
Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ».
«Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский. Дочь художника переехала в Хельсинки. Первое ее издание вышло только в 1937 году. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной. Внешний вид её не менялся с момента постройки.
По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей.
В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П.
В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И. Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Принимал участие в выставках общества Мир искусства.
В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Художник, уже создавший такие картины, как «Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и многие другие, в эти годы приступил к работе над грандиозным полотном «Заседание Государственного совета», ставшим, вместе с гениальными этюдами к нему, одним из самых высоких достижений русской живописи. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Скалона.
Андреевой в Куоккале. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. Куликовым. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился).
От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). Публика была самая разнообразная: сидельцы, приказчики, дворники, кухарки, горничные, фермеры и пр., от 10 лет до 60-летних. Он был голубой и поднимался по средам над домом.
В. Ф. Печь в столовой видна на многих фотографиях. нельзя ли Вам снять фотографией маленькиеобразчикиархитектурыРепина:Ворота Ваши с орнаментами (с улицы), необыкновенное окно на фасаде, которое мне так нравится и что Вы еще найдете сами». В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н.
Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце. Кавалер ордена Почетного Легиона (1901). Член-корреспондент Венского Сецессиона, почетный член Финляндского художественного общества (с 1920).
Павловым, В. М. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Стасова, В. И. Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем».
Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н.
Музей-усадьба И. Е. Сама картина в Русском музее. Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном. Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга.
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Репин дружил и с учеными. Куликов, И. И. Но постепенно был восстановлен и в 1962 году музей снова открыт. Мусоргского, В. И.
В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь».
В целом экскурсия удалась. За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню).
Места за столом определялись по жребию. По составленной в 1939—1940 годах описи вещей, сохранившихся в «Пенатах», было известно, что в гостиной стоял рояль фирмы Беккер 34132. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках.
Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Кроме того, один из художников (Ю. «Теперь это пустыня», — писал Репин.
Музей был основан в предвоенном 1940 году. Кони, Д. И. Такие полотна, как «Иван Грозный и сын его Иван», «Царевна Софья», воспринимались как своеобразное преломление в исторических сюжетах современных драматических событий. Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками.
В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. В ней по средам собирались гости. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни). Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Фильм знакомит зрителей с коллекцией рисунка и акварели второй половины XIX века из собрания Русского музея. В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Проводились такие встречи традиционно по средам.
Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Поленов, А. И. Он не мог ездить на родину.
В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Здесь хранил Репин те картины, которые не считал законченными и не хотел никому показывать. Однако музею не суждено было долго просуществовать. Для тех времен это было прямо-таки революционно. В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». Содержание История усадьбы И. Е.
Здесь художник написал много портретов. Сеченовым, Н. И. На репинских «средах» часто выступали известные актеры. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П.
Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года.
Куинджи, Б. М. В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Она жила в имении до 1939 года. Среди них парные портреты супругов Нечитайловых, профиль Логвинова Якова, портрет мальчика на берегу реки, написанные в середине XIX века.
Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). И какие только гости не сидели за этим столом.
Кустодиев, И. В. Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». Все эти материалы напоминают о людях, которым был идейно близок Илья Ефимович Репин. Ге и других. В трудные 20-е годы в парке был огород.
К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы. Это дочери Репина. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева».
Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. Серову. Стасова, А. К. Мусоргского. Вращающийся центральный круглый элемент стола с ручкой не требовал присутствия посторонней обслуги, гости могли обслужить себя сами, без помощи прислуги и даже без помощи соседа. По соседству с гостиной находится и столовая. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах.
Когда мы бываем там, где протекала жизнь выдающихся людей, чьи имена навсегда связаны с развитием русской и мировой культуры, нас охватывает невольное волнение. Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». С 1918 – в вынужденной эмиграции в Финляндии. Из гостиной дверь ведёт в столовую.
Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. На противоположной стене находится портрет Б. М. Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Нас волнует сознание того, что это перо держал в своей руке Пушкин, что пальцы Чайковского касались клавишей этого рояля, что за этим столом написана «Анна Каренина», что именно этой кистью работал Репин. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина.
Многое изменилось после революции. Та комната из которой сейчас посетители осматривают прихожую, была малой столовой, где хозяева обедали во все дни, кроме среды. Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку Площадь Гомера была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, покрытых Репином смолой. Все они неоднократно бывали в «Пенатах».
Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами».
В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). Родился в Чугуеве Харьковской губернии. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома).
Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Написал ряд критических статей, воспоминания о современниках, о своем творческом пути. Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе.
На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Отличалась простотой своего убранства. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты.
Пенсионер Академии в Италии и Париже (1873-1876). Репино, Приморское шоссе, д. 411. Создается собрание (в виде микрофильмов) рукописей Репина, хранящихся в архивах и частных коллекциях и фотографий его произведений. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Самопомощь— это девиз репинского дома.
Здесь всегда стоял рояль. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18.
Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка. Толстого начал временами вегетарианствовать. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С.
В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Круг общения Репина заметно сузился. Их автор — скульптор Илья Гинцбург. Купленный Репиным участок (около двух гектаров), запущенный, заросший кустарником и деревьями, через несколько лет превратился в парк с аллеями, беседками, прудами, которые наполнялись водою из вырытого около дома артезианского колодца. В 1930 году художника не стало. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др.
Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. В разнообразии своих художественных замыслов Репин не имел себе равных. Кабинет художника, его гостиная и необычная столовая — предмет гордости хозяина.
Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. Директор музея В. А. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Оставил большое эпистолярное наследие.
Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина). За мольбертом он проводил большую часть дня. Помогал в этом Леви. Многие посетители становились моделями для художественных работ.
Глазунов, виолончелисты А. В. Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Наконец, в исторических картинах «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак» художник прославил свободолюбие и братство своих земляков — украинских казаков. Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Великий русский художник и рисовальщик эпохи демократического реализма.
Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»). Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. С 1900 года художник проводил здесь большую часть времени. Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Кроме того, городским экскурсионным бюро проводятся автобусные экскурсии по репинским памятным местам в Ленинграде и в музей-усадьбу «Пенаты».
1835 год». От дома, огибая справа небольшой пруд, шла «Аллея Пушкина». Онапересекалаобрамленнуюсоснамизеленую лужайку, названную «Площадью Гомера», а стоящая здесь же, на пригорке, деревянная беседка с колоннами стала именоваться «Храмом Озириса и Изиды». Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки.
Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Началась Великая Отечественная война. Преподавал в Тенишевском училище прикладного искусства в Петербурге (1895-1899), профессор-руководитель мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств (1894-1907), с 1898 – ректор.
Академик Императорской Академии художеств (с 1876). Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник.
Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. Так, например, портрет Репина исполненный Бродским, был написан на фоне большого желтого камина в мастерской «Пенатов». Портретист, автор картин исторического и бытового жанров. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). Каждая дорожка, холмик, беседка, рощица получили свои названия (порою несколько претенциозные, что было в духе Нордман).
Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16.
В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н.
Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. Бунина, Н. С. Бродский, В. С. В парке строились деревянные домики и беседки. Перед каждым стоял полный прибор. Репину было тогда 76 лет.
На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами».
Тот, кто нарушал правила самопомощи и ухаживал за своим соседом, должен был подняться на специальную трибуну в углу и экспромтом произнести оттуда короткую остроумную речь на злободневную тему. Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Карельский перешеек стал ареной военных действий.
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. Репину всегда была близка запорожская тема. Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием.
По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены. После этого холст претерпел еще ряд изменений. Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках.
В углу самодельные трости и заступ. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. С 1900 жил в имении Пенаты (в Куоккале, ныне Репино, Ленинградской обл. ), где с послевоенного времени работает музей-усадьба художника.
Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку.
Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. Кроме того, сохранились сведения, что рояль для Репина выбирал композитор А. К. Глазунов.
какое хорошее слово вы написали я ваш. ». Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке. Обеденный стол с вращающейся серединой был вновь сделан благодаря чертежам с объяснением конструкции, сохранившихся в архиве Русского музея. Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью.
Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Боткиным, И. М. Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером.
Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. — Скоро тут останутся одни комары».
В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Особых высот в живописи достиг Л. И. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Художественные произведения, мемориальные вещи и часть обстановки дома были вывезены в Ленинград, в Академию художеств. Владелицей рояля оказалась ученица композитора.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Здесь хорошо работалось летом. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь).
И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. Многие были его моделями. Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Стасов писал: «. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный.
Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Андреева, Д. И. Художник переживал это с трудом. Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878).
Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). Работал в этих мастерских и Репин и его увлечение народным искусством впоследствии сказалось на облике «Пенатов». Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Скрябина и С. В.
Пироговым, И. П. Дом открыт в сторону парка. Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика).
Там же можно прослушать беседу о творчестве Репина и рассказ о мемориальных местах в парке «Пенатов». «О, музыка. Здесь бывали Максим Горький и Корней Чуковский, Владимир Маяковский и Сергей Есенин, Давид Бурлюк и Леонид Андреев, Александр Куприн и Владимир Короленко, Федор Шаляпин и Александр Глазунов. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Неужели сложно предложить бахилы.
Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. За ним гости могли общаться без помощи прислуги. Сурикова, В. В.
Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. Первый номер становился председателем круглого стола. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман.
На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила. По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель.
Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Коллектив сотрудников «Пенатов» ведет научно-исследовательскую работу по составлению летописи жизни художника с наиболее полным каталогом его произведений. Прислуживание считалось недопустимым.
Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии). Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году.
Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую.
Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Не раз Корней Иванович навещал его со своими друзьями: Д. Бурлюком, В. Маяковским, Сашей Черным, В. Хлебниковым, И. Пуни. В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца.
Были устроены выставки фотографий требуемых предметов. Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск».
В этом произведении Репин как бы подвел итог своей многолетней творческой деятельности. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж.
На втором этаже расположились комнаты с большими окнами из-за чего они становятся еще светлее и уютнее. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких. Мусоргского. Менделеева, А. Г. Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника.
Его привлекала красота северной природы, тишина, которая иногда нарушалась только шумом моря. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос.
Многие из этих вещей изображены на картинах. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок. Обслуживание посетителей организовано здесь таким образом, что каждый пришедший в музей может ознакомиться с ним, прослушав объяснения, записанные на магнитофонную ленту причем имеется несколько вариантов этих объяснений, рассчитанных па различные группы экскурсантов (в том числе, тексты для школьников, на языках народов СССР и на иностранных языках). Репину помогали его ученики. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак».
Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Гинцбургом. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Менделеева и других).
Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. В дом мы попадаем через прихожую. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах.
Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей).
Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной». На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино. Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е.
Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». Также в гостях у Репина бывали композитор А. К. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у И. Н. Крамского, в Академии художеств у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа (1864-1871). На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д.
Всё это подлинные вещи конца XVIII века. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты». Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино.
В дальнейшем в «Пенатах» художник уже не создал произведений, равных «Государственному совету», однако творчество по-прежнему оставалось главным смыслом его жизни. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам.
Их и не восстанавливали. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР.
Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах. В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские. Толстого, М. П.
«Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Сурикова. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году.
Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Парк поредел, пруды высохли и заросли кустарником. Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника. Среди учеников И. Е.
Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». Молас. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью. В результате военных действий в 1944 он выгорел дотла. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П.
Бехтеревым. Рубинштейна, В. В. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным.
В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман. Писатели зачитывали свои новые произведения. В его творчестве есть произведения, раскрывающие социальные противоречия пореформенной России, где Репин показал себя защитником угнетенного народа («Бурлаки», «Крестный ход в Курской губернии», «Проводы новобранца») в ряде творений художник воспевал самоотверженную борьбу русских революционеров («Не ждали», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»). Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела.
В одной из витрин — печатный отзыв о картине «Бурлаки на Волге», принадлежащий перу известного критика В. В. Стасова, не только первого пропагандиста произведений И. Е. Репина, но и его духовного руководителя и друга. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков., ). Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. У окна стоит старый деревянный сундук. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника. Чехова, И. А. А когда в 1910-х годах Репин подружился с жившим по соседству К. Чуковским, то его работа над мемуарами приобрела более упорядоченный, систематический вид. В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.