В частности, тут находятся скульптурные портреты А. Ф. В крылатке Репин изображён советским скульптором М. Г. Манизером. Из многих очерков постепенно собралась книга, редактором которой стал тот же Чуковский. К. Чуковский вспоминал, что Репин не слишком тосковал по покойной Нордман, сразу же заявил гостям, что упраздняет вегетарианство и убрал из прихожей плакат «Самопомощь».
Здесь летом по воскресеньям собирались жители Куоккалы, проходили лекции и танцы А в глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шехерезады». В центре стоит стол особой круглой конструкции на 20 персон, выполненный по заказу Нордман финским столяром Пекко Ханекайненом в 1909 году (с 1962 года новодел). Коллекция музея насчитывает около шестисот произведений живописи и графики. В простенке у трибуны висит портрет Веры Ильиничны (1926 год), выполненный литографическим карандашом. В Пенатах случайно осталось более сотни его рисунков разных лет. Ге и других.
Сначала показываются кадры, снятые в 1915 году, а затем — съемка зимы 1920 года (трудное время, когда Репину пришлось завести в «Пенатах» козу, организовать огород и много работать физически). Бродский, В. С. Справа от буфета висит акварель «Бандурист» (1859 год), слева у изразцовой печи, находится небольшой портрет рыжеволосой девочки, вяжущей на спицах (на обороте надпись «снимал Илья Ефимыч Анюту Петрову 20 л»), рядом пейзаж «Нормандия» без подписи и даты. Сама картина в Русском музее.
Часть мебели из петербургской квартиры художника, подлинность которой бесспорна, сохранилась у дальних родственников Репина: инкрустированный псевдовосточный столик изображённый на картине «Негритянка», нотная этажерка с автографом Репина. Возле рояля на стене помещена фотография молодого А. М. По завещанию Нордман для музея все эти постройки должны быть уничтожены.
Пироговым, И. П. Среди великих певцов, которые бывали в «Пенатах», нельзя не назвать Федора Шаляпина и Ивана Ершова. Были устроены выставки фотографий требуемых предметов.
Под большими часами можно увидеть акварельный автопортрет первой жены Репина, Веры Алексеевны Шевцовой (1855-1917), которая немного занималась живописью. В. Ф. Кони, Д. И. Чистая посуда стояла тут же рядом, а грязная складывалась в выдвижные нижние ящики. Об истории усадьбы «Пенаты» читайте в отдельной заметке.
Кадры кинохроники позволяют вживую увидеть жесты, мимику, походку Ильи Ефимовича. Сын живописца, Юрий и дочь Надежда тоже отличались душевной неуравновешенностью. В 1930 1940 году была составлена опись вещей, сохранившихся в «Пенатах», что облегчало поиски предметов интерьера. Много писал о жизни Репина в «Пенатах» Чуковский, который проживал в соседнем селе Оллила. Мусоргского. «Пенаты» Репин приобрел в 1899 году, уже будучи знаменитым художником: относительная близость к столице позволяла спокойно работать и при этом не чувствовать себя оторванным от «светской жизни», а близкое море и природа окончательно очаровали художника.
Сохранились карточки меню вегетарианских обедов с правилами круглого стола. Круг общения Репина заметно сузился. Название Пенатыозначало богов-хранителей и покровителей домашнего очага. Тут уместно вспомнить, что художник родился в городе Чугуеве, на Украине. Из зимней мастерской поднимаемся в летнюю.
Все работали на равных правах, в том числе и хозяева. Яворницким (ученый с его яркой казацкой внешностью запечатлен на полотне в образе писаря). Парк в «Пенатах» крошечный, по сравнению с парками в других мемориальных усадьбах – зато детально продуманный. Увлекающаяся натура, она вносила в жизненный уклад усадьбы известную долю анекдотичности. 1 июня 2017 года музей отметил свое 55-летие. Среди других вещей можно отметить кожаную флягу и торбан — любимый музыкальный инструмент запорожцев изображенный на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (под аккомпанемент торбана в «Пенатах» исполнялись старинные украинские песни).
Боткиным, И. М. Так в 1919 году Репин подарил 30 картин художественному музею Атенеум (Хельсинки). Художник переживал это с трудом. Например -в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» построена беседка «Храм Озириса и Изиды». Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт». Даже дорожки и уголки парка имели свои названия в честь друзей или родных и под настроение названия менялись.
Самопомощь— это девиз репинского дома. Было много иных построек, дорожек, просто окультуренных мест для работы и отдыха. Вокруг дома были разбиты цветочные клумбы.
Скрябина и С. В. Андреева, Д. И. В столе также были выдвижные ящики для сбора грязной посуды.
Всего в «пенатах» хранится около шестисот произведений живописи и графики. Картины, украшающие стены гостиной, свидетельствуют о широком круге общения Репина. Восстановить убранство этой комнаты после войны не удалось, сохранена лишь ее планировка.
Таким образом, необходимость в прислуге исчезала и реализовывались принципы самообслуживания. Междуцарствие 1612 года» (1876—1915) и другие произведения. Собирать коллекцию оружия, предметов быта и одежды запорожцев художники начал еще в 1878 году, когда возник замысел картины «Запорожцы». Многие характеризуют ее как чудачку, чересчур крикливую идейную женщину с безмерным самолюбием и дурным вкусом, абсолютно не гармонировавшим «с простым безыскусственным репинским стилем». В гостиной находятся работы учеников и друзей Репина.
В столовой – работы самого Репина: портрет дочерей, портрет Нордман, портрет Г. Г. В прихожей у зеркала большая фотография, сделанная 20 июля (2 августа по н. с. ) 1912 года. Вода в ней отличного качества, проверено лично. Горький часто бывал в «Пенатах» в 1904-1905 годах. Прислуживание считалось недопустимым. Также в гостиной всегда стоял рояль.
В гостиной часто звучали произведения композиторов нового поколения, А. Н. Сурикова, В. В. В дом мы попадаем через прихожую.
Из гостиной можно попасть на светлую восьмигранную веранду. Воспоминания о посещении усадьбы великого художника оставили И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев, Ю. Анненков, В. Розанов и многие другие. Вода чистая, питьевая с небольшим привкусом железа. Эта мебель и вещи стали дополнением обстановки в «Пенатах». В красном гетманском жупане (подлинная запорожская одежда XVII века) изображён В. В. Тарновский на портрете 1880 года.
В нижнем ряду помещён небольшой этюд Репина изображающий дом, в котором он жил в Чугуеве. К обеду, в шесть часов вечера, оставались только близкие знакомые (столовая не могла вместить всех, кто приходил к Репину в этот день). Кустодиева, написанный И. С. Постройки в репинских «Пенатах» были разрушены. Стасова, В. И.
От Финляндского вокзала можно доехать на электричке до станции «Репино» примерно за 30 минут (оттуда до усадьбы Репина — около 30 минут пешком по Приморскому шоссе). С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Стол был двухъярусным и использованную посуду просто убирали в нижние выдвижные ящики. Междуцарствие 1612 года» (1877-1915). Сюда редко входили посторонние, вот таким образом летнюю мастерскую иногда называли «секретной».
В «Пенатах» Репина побывали многие известные личности того времени. Репину всегда была близка запорожская тема. В ее центре – круглый стол «с секретом», сконструированный по проекту самого художника: средняя часть свободно вращается, чтобы гости могли без посторонней помощи достать любое понравившееся блюдо. Одна из карточек от 10. 08. 1911 года находится на столе.
В целом экскурсия удалась. Он усаживался на деревянный стул с высокой резной спинкой и снимал крышки с кастрюль, стоявших в центральной части стола (кастрюли вынимались Нордман из «волшебного сундука» — своеобразного термоса для кушаний в виде обитого изнутри подушками ящика). В 1911 году Нордман открыла там летний дневной детский сад для местных детей. После территориального конфликта между Финляндией и Советским Союзом в 1939 г. финское правительство предложило местным жителям переехать вглубь страны. Прислуги по этикету Пенатов не было и весь обед в готовом виде стоял на круглом столе меньшего размера, который наподобие карусели, возвышаясь на четверть, находился посреди основного.
Сценой служила беседка, названная «Храмом Озириса и Изиды». Для альбома часто рисовал Репин, а также позировал для него другим художникам. Меню в «Пенатах» было исключительно вегетарианским, во всяком случае при жизни Наталии Нордман. Репин проживал в посёлке Куоккала (ныне Репино) с 1903г. Также здесь побывал Куприн, Анненков, Бунин, Розанов, Андреев и многие другие. Мемориальный музей открыл свои двери для посетителей в начале лета в далеком 1940-м году.
Андреевой в Куоккале. Сегодня в мастерской находится несколько ранних работ учеников Репина.
Вверху справа висит двойной портрет майора Куприянова с женой, художника И. Н. Шаманова. Сеченовым, Н. И. Возле него на стене висит фотография молодого Горького с дарственной надписью.
Над дверью на зимнюю веранду висит «Пейзаж» исполненный сыном Юрием. Как память о самой знаменитой картине Репина на эту тему, «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», в мастерской хранятся подлинные вещи казаков, собранные художником во время путешествий по Малороссии. Куликовым. Вторая жена художника – Наталия Борисовна Нордман (1863 – 1914), после смерти Ильи Ефимовича хлопотала о передаче имения Академии художеств, понимая, что именно так можно сохранить память о выдающемся человеке и творце.
В 1899 году Илья Ефимович на имя жены купил в поселке Куоккала, что в 44 км от Санкт-Петербурга, дом с участком. Одними из первых посетителей были Андреев, Гинцбург, Горький и Стасов. Среди учеников И. Е. Писатели зачитывали свои новые произведения. Было восстановлено 10 комнат в том числе зимняя веранда. К художнику также приезжали такие иностранные критики, как Оггети, Рош и Бритон. Самая интересная часть экспозиции – мастерская художника (вернее, две мастерские – зимняя и летняя). Младшая дочь Репина Татьяна стала единственной, кто продолжил род художника (после его смерти она с семьей переехала во Францию, где сейчас и живут потомки Репина).
Председатель должен был важничать — это был первый пункт его обязанностей. Это дочери Репина. Не раз в гостях у художника были В. Бехтерев, Н. Морозов, И. Павлов, И. Тарханов. Глазунов, виолончелисты А. В. В возрождённых после войны «Пенатах» можно видеть личные вещи художника, его картины и рисунки, произведения сына – Юрия и работы других русских живописцев. Здесь же стоит обратить внимание на эскиз картины «Какой простор. » (1902). В начале XX века в прихожую попадали прямо с крыльца. В написанных им портретах художников, ученых, писателей, композиторов (Л. Н.
Слева от портрета Нордман— картина (1877 год) изображающая двух девочек, стоящих среди разбросанных игрушек. Он не мог ездить на родину. Здесь художник написал много портретов. В обычные дни эта комната была кабинетом Наталии Нордман.
Первое ее издание вышло только в 1937 году. Он же предоставил в распоряжение Репина свою коллекцию вещей запорожских казаков. Еще в кабинете находится деревянный ларец-подголовник, который был преподнесен Репину после повреждения картины «Иван Грозный и сын его Иван» («Сыноубийца») (1883-1885) в Третьяковской галере в 1913 году (ее изрезал ножом психически больной человек иконописец из старообрядцев Абрам Балашов после этого инцидента лица персонажей Репину пришлось писать заново помогал восстанавливать полотно ученик Репина И. Грабарь).
Все эти строения загораживали вид на Пенаты от Большой дороги. Слева от рояля на стене висит ковер ручной работы, подаренный Репину певицей А. Н. Родина Репина, город Чугуев Харьковской губернии, славился своими художниками. Потомки по этой линии регулярно приезжают в «Пенаты» в памятные даты16.
Справа— старшая дочь Вера (1872—1948), слева— вторая Надежда (1874—1931), затем сын Юрий (1877 1954), младшая дочь Татьяна (1880—1957). Часть кушаний находилась в «волшебном сундуке». Гости на ступеньках лестницы беседки «Башенка Шахерезады». Сегодня в летней мастерской туристам в завершение осмотра репинского дома демонстрируется фильм (продолжительностью 4, 5 минуты), смонтированный из уникальных документальных кадров прижизненной съемки. Стены столовой заполнены произведениями Репина, в основном портретами его близких.
Самое примечательное место тут – уже упоминавшаяся площадь Гомера. 23 картины принадлежали русским художникам – Шишкину, Поленову и другим, а 7 картин были его собственными произведениями, в том числе замечательный двойной автопортрет с Нордман, написанный в «Пенатах» в 1903 году. Под удары гонга и под звуки органчика все входили в столовую. Толстого, М. П.
Строительные работы осуществлял отдел капитального строительства Ленгорисполкома. Друзья считали ее влияние на гражданского мужа пагубным. — Скоро тут останутся одни комары». Они с удовольствием рисовали, часто делали дружеские шаржи. Слева на стене рисунок-портрет Нордман, выполненный Репиным. Здесь, в 45 километрах от Санкт-Петербурга, Репин провел последние 30 лет своей жизни и, по завещанию, был похоронен в центре парка.
до своей кончины в 1930г. Репин еще до знакомства с Нордман под влиянием Л. Н. «Теперь это пустыня», — писал Репин. Сам Репин любил петь (его дочь Вера вспоминала, что даже в день своего 80-летия ее отец спел гостям старинную украинскую песню).
Кустодиев, И. В. Отличалась простотой своего убранства. Из выкопанных в прудах валунов сложили альпийские горки. Горького с надписью «Илье Ефимовичу Репину от Горького на память». Поленов, А. И.
— Но когда спектакль продолжается всю жизнь, он прискучивает». В этой крылатке художника можно увидеть на многих фотографиях. Рядом со статуэткой Сурикова можно увидеть скульптуру пишущего Л. Н.
В центральной части мастерской, около камина, находятся подлинные вещи запорожских казаков из коллекции, принадлежавшей учёному Яворницкому Д. И. (стал образом писаря) и служившие при работе над картинами «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Черноморская вольница», «Гопак». Репина «Пенаты» Художник приобрел небольшой участок с деревянной постройкой в поселке Куоккала 27 мая 1899г. На репинские «среды» часто приезжали художники В. Д. Толстого начал временами вегетарианствовать.
Здесь Репин любил рисовать, пока кто-нибудь из близких читал ему вслух книги. Неужели сложно предложить бахилы. У входных дверей справа стоит старый флаг «Пенатов». В трудные 20-е годы в парке был огород. Всё это подлинные вещи конца XVIII века.
Но в тоже году решением правительства имение Репина попало в список памятников культуры страны, которые подлежат восстановлению. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». Особенно дружеские отношения установились у хозяев с К. И. Чуковским, жившим по соседству. Швейцара здесь не было. Сегодня в гостиной «Пенатов» висит несколько портретов кисти Персанова, созданных в середине XIX века и отличающихся тонкостью колорита. Сварога (Корочкина) (1915) над роялем помещен пейзаж И. И.
По фотографиям интерьеров Академия, стали приобретать несохранившуюся, аналогичную мебель. Вместе с Репиным они придумали для мемуаров название: «Далекое близкое». Репину помогали его ученики. Маяковского, в том числе дружеские шаржи на Репина, которыми громко восхищался художник. Илья Ефимович Репин – знаменитый русский художник, автор картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста», «Заседание Государственного совета» и др. В связи с тем, что хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством, в музее сохранились некоторые рецепты тех блюд, что подавались за знаменитым круглым столом. Рядом на горе были ещё две беседки «Будка Италии» и «Рембрандт».
Справа от входа на зимнюю веранду работа чугуевских живописцев— первых учителей Репина. Он начал работать над картиной в 1926 году и посвятил ее памяти композитора М. П. В углу самодельные трости и заступ. Как уже было сказано, парк «Пенатов» был насыщен разного рода «причудами и сюрпризами». Историческая живопись Репина представлена в комнате эскизом «Встреча войск» (конец русско-турецкой войны) и большой картиной «Клич Минина нижегородцам.
На стенах рисунки Репина его друзей, учеников. Главным её украшением были картины— работы учеников и друзей Репина. Добраться до «Пенатов» можно на рейсовом автобусе 211 (от станции метро «Черная речка», еще есть остановка около метро «Старая Деревня»). В 1902 году эта картина была подарена внучке Тасе (в замужестве Татьяна Николаевна Дьякова), дочери Татьяны Ильиничны Язевой, которая в 20-е годы выехала в Париж. В 1944 г. усадьба оказалась в самом центре боевых действий. Репина «Пенаты» находится в поселке Репино (Куоккала), в 44 км по Приморскому шоссе от Санкт-Петербурга. Бюст его работы установлен в центре посёлка Репино.
Это была «старая дева со многими странностями», привыкшая жить за счет отца. Сейчас эти костюмы помещены в большой шкаф-витрину.
Мы видим Репина в парке, в кабинете, в столовой, в мастерской (где он пишет картину «Финские знаменитости»). (Посёлок Куоккала послеОктябрьской революцииоказался за границей, в составе независимойФинляндии). Репин к тому времени был уже прославленным художником и ректором Академии Художеств в Санкт-Петербурге. Глазунова и многих других) всегда видна точная индивидуальная характеристика модели. Но на этом новшества не заканчивались, а только начинались.
Владелицей рояля оказалась ученица композитора. Летом концерты иногда переносились в парк, на «площадь Гомера» – сценой служила небольшая беседка. Сам Репин не придавал особого значения издевательским статьям в желтой прессе, а к затеям своей жены относился иронически. Над входом в кабинет— портрет его сына Юрия, написанный В. С. Сварогом в 1915 году. В «Пенатах» сохранилось несколько предметов украинской народной одежды, а также старинная турецкая сабля и богато орнаментированное турецкое ружье (таким трофейным оружием пользовались казаки). Жителям Петербурга повезло: всего в полусотне километров от города находится место, где прошли последние 30 лет жизни одного из самых талантливых и успешных русских художников, представителя школы реалистического искусства Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Эту гору назвали «Чугуевой горой», на ней были высажены вишни.
Больше всех отличались Чуковский и Н. Н. Евреинов. К несчастью, во время Великой Отечественной войны усадьба сгорела. Сейчас в столовой есть и ранние работы, созданные в Чугуеве, произведения последних лет. Личность Нордман историки оценивают неоднозначно. Молодой человек изображён полулежащим с книгой в руках. Многие посетители становились моделями для художественных работ. Репин и Нордман сидят слева, напротив Репина— художник М. П. Боткин6.
Вержбилович, А. Ц. Пуни, скрипачки Цецилия Ганзен и Маргарита Берсон. Чем больше нарушений, тем обед получался веселее. Под большими репинскими часами акварельный автопортрет Веры Алексеевны (1855—1917)— первой жены Репина1314. Рядом с автопортретом находится фотография «И. Е. «Бедная Куоккала, — грустно шутил Репин в письмах. Содержание История усадьбы И. Е. После этого холст претерпел еще ряд изменений.
Этот голубой флаг можно увидеть в прихожей справа от дверей. В 1949 году село Куоккала было переименовано в Репино. портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. На фотографии, рядом с автопортретом, Репин с детьми.
Перед каждым стоял полный прибор. При жизни у него в гостях на знаменитых «репинских средах» бывали Корней Чуковский и Максим Горький, Маяковский и Есенин, Давид Бурлюк, Федор Шаляпин и многие другие деятели российской культуры, науки и искусства. Рахманинова, в исполнении Бориса Асафьева. Особых высот в живописи достиг Л. И. В кабинете вдоль стен расположены полки с книгами. Буллы изображающих Репина, Горького и Стасова на аллеях парка и возле дома). «Какими запасами молодости должен был обладать этот семидесятилетний старик, чтобы, наперекор всем привычкам понять, оценить и полюбить Маяковского», — писал К. Чуковский.
В кабинете расположена библиотека и письменный стол, за которым написаны воспоминания художника – «Далекое близкое». Не менее интересна гостиная или «комната Венеры», прозванная так из-за слепка со статуи Венеры Милосской. Из всех композиторов и музыкантов он особенно выделял Мусорянина — М. П. Мусоргского, В. И. Внешний вид её не менялся с момента постройки. В кадрах кинохроники того периода явственно видно, что все дома в «Пенатах» уничтожены. В частности, в 1906 году тут была построена беседка в полуегипетском стиле, названная «Храмом Озириса и Изиды» в честь древнеегипетских богов, символизирующих вечно умирающую и вечно возрождающуюся природу. Некоторые даже уверяли, что из-за ее системы питания талант Репина угасает.
Ещё в усадьбе Репина «Пенаты» имелся «Храм Осириса и Изиды» — деревянный садовый театр-беседка с «площадью Гомера» перед ним, куда в летние воскресенья сходились жители Куоккалы на собрания, лекции, танцы под балалайку и гармонику. Также художник с облегчением сказал, что теперь «каждый сможет сесть где вздумается и есть что вздумается и это уже не преступление — помочь своему соседу». Многое изменилось после революции.
На стенах произведения Репина— портреты близких ему людей: портрет Нордман, выполненный в 1905 году в Италии, портрет дочерей— Веры и Нади (1877) исполненный в технике пастели портрет Г. Г. Ге— актёра Александринского театра, племянника знаменитого художника Н. Н. Ге, картина-эскиз на историческую тему «Клич Минина нижегородцам. Он был очень одинок, отрезан от родины и друзей. Молас. Дом в «Пенатах» довольно необычен: большие окна, стеклянные скаты островерхой крыши интересные резные украшения, многочисленные балконы и веранды – и все это отражается в зеркале пруда. Пушкина, который Репин начал еще в 1897 году. и является единственным художественным музеем на Карельском перешейке. Как память о «Товариществе»— небольшой натюрморт «Ваза с цветами» с подписями Репина, Маковского, Прянишникова И., Поленова В. Ниже висит пейзаж с парусной лодкой, выполненный Васильевым Ф. А. во время поездки с Репиным по Волге в 1870 году.
Вера Ильинична была внешне очень похожа на Репина. Места за столом распределялись заранее по жребию, еще в гостиной. В начале прошлого века сюда стремились друзья и поклонники таланта знаменитого живописца Ильи Ефимовича Репина, чтобы с ним повидаться или заказать портрет. Все они неоднократно бывали в «Пенатах». «Я в отчаянии: мой заколдованный клад — Пушкин более 15 лет не дается мне», — писал Репин в 1910 году, а в 1917 году снова (в письме Леониду Андрееву): «И несмотря на то что я ясно, за 20 лет, привык не надеяться на удачу, я бросаюсь на приступ этого очаровательного араба. ».
Стасова, А. К. Здесь всегда стоял рояль. Тут же помещен этюд самого Репина «Дом Репиных в Чугуеве» (1876-1877) изображающий дом, откуда в возрасте 19 лет будущий художник отправился в Петербург. На репинских «средах» часто выступали известные актеры.
Возле больших стенных часов одна из ранних работ ученика Репина— В. А. Серова, этюд с рыжей охотничьей собакой «Пиратка»11. Репин познакомился с Горьким в 1899 году и их дружба особенно укрепилась после того, как в 1904 году Горький поселился с известной актрисой М. Ф. Дети художника Вера и Юрий остались в Финляндии. Рядом с домом рабочие-латыши пробурили артезианский колодец, который окрестили «абиссинским». Кроме того, путешествуя по Украине, Репин изучал древности этнографических музеев, делал зарисовки старинных запорожских предметов из частных собраний. В витринах, расположенных вдоль стен, — архивные документы, биографические материалы.
Это просторная комната с большим окном, выходящим в сад. Помогал в этом Леви. Вдоль Чугуевой горы аллея Пушкина и Берёзовая аллея соединяются аллеей сосен. Валик из пёстрой ткани изображён в картине «Иван Грозный». Сейчас музей-усадьба вновь открыт и ждет посетителей.
Куинджи, Б. М. Она жила в имении до 1939 года. Около больших стенных часов представлена ранняя работа Валентина Серова (также ученика Репина), «Пиратка» изображающая рыжую охотничью собаку.
Хозяйкой «Пенатов» Ильи Ефимовича Репина стала Вера. По соседству с гостиной находится и столовая. Дочь художника Вера переехала к нему из Петербурга в 1922 году. Так, например, Финляндское княжество по «Декларации прав народов России» стало самостоятельным. Мусоргского. Для тех времен это было прямо-таки революционно.
В гостиной – картины учеников, учителей, друзей Репина. С тех пор в различных журналах стали появляться отдельные главы из воспоминаний художника.
«Пенаты» – небольшая усадьба Репина на берегу Финского залива, в местечке Куоккала (ныне Репино), в 44 километрах в северо-западе от Петербурга. На мольберте стоит этюд «Молящийся запорожец» (к той же картине). На вешалке в прихожей висят крылатка, шляпа и большой «рембрандтовский» берет Репина., ). Эту мастерскую называли «секретной», её редко посещали посторонние. Репина были Кустодиев и Грабарь, также он давал частные уроки В. А. Также в гостях у Репина бывали композитор А. К.
В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева. Но если для него основную роль играли гигиенические аспекты, хорошее здоровье, то для Нордман на первом плане стояли этические и социальные мотивы. Именно в мастерской Репин проводил большую часть своей жизни в Пенатах. Она была украшена символом солнца и капителями в виде лотоса на колонках. Мелкая галька и булыжники использовались для мощения дорожек и укрепления берегов. Небольшие портреты Леонтия Ивановича Персанова12 висят в гостиной.
Бехтеревым. Кроме дома были ещё сараи и дворницкая одноэтажная постройка, располагавшаяся с правой (южной) стороны от основного дома (в 1920-е годы там жил племянник Репина). Здесь организовываются культурно-массовые мероприятия, ведутся исследовательские работы, проводятся интересные экскурсии, знакомящие посетителей с жизнью и деятельностью одного из величайших русских художников.
1835 год». Над столиком Нордман висит работа художника К. К. Первухина «Мостик в Венеции», над входом в столовую висит «Зимний пейзаж» ученика Репина А. В. Скалона, ниже, на двери, — фотография группы художников-передвижников. Артезианский колодец «Посейдон» давал чистую воду с таким большим расходом, что хватало даже для проточности прудов и канав. Менделеева и других).
В этих воспоминаниях Репин ярко и живо рассказывает о своем детстве, учебе в Академии художеств, своих друзьях. Она всегда проникала в меня до костей», — делился Репин в своих мемуарах. Первоначально на этом месте был большой открытый балкон, на котором Репин любил рисовать. Застрявшие в ней отдельные обыватели, большею частью разная мелкота, не шли в счет по сравнению с тем окружением, в котором создались и выросли Пенаты». Здесь он познакомился со Стасовым (сохранилось 16 фотографий К. К. Так художник стал гражданином Финляндии. Одно из центральных мест в этой экспозиции принадлежит портрету Н. Б.
В мастерской в «Пенатах» часто работали ученики Репина. В нижнем ряду эскиз «Встреча войск». Куликов, И. И. Многие из этих вещей изображены на картинах. Это, по словам Репина, был мини-народный университет. Здесь хорошо работалось летом.
Много таких набросков сохранилось у Чуковского в его домашнем альбоме «Чукоккала». У маленького стола с хлеборезкой каждый брал себе хлеб (этот стол не сохранился). В 1964 году телогрея (костюм царевны Софьи для картины «Правительница царевна Софья Алексеевна») вернулась в Пенаты, как подарок чешского художника Фиала В. В 1972 году вернулся воротник. Д. Бурлюк в своих воспоминаниях, относящихся к февралю 1915 года, так описывает обед с «вегетарианской каруселью»: «За большой круглый стол село тринадцать или четырнадцать человек. Вот таким образом сигналом о том, что здесь ждут гостей, в среду был подъем Андреевского флага, который позже заменили голубым полотнищем с надписью «Пенаты».
Вера охотно показывала его комнаты всем желающим. Адрес «Пенатов»: 197738, г. Санкт-Петербург, пос. Здесь же ранняя работа Б. М. Кустодиева— профильный портрет седовласой пожилой женщины, а над маленьким «тюремным» окошком висит портрет самого Кустодиева, написанный И. С. Куликовым. На противоположной стене находится портрет Б. М.
Вкусно приготовленные овощи, фрукты, блюда из различных трав (сена)— супы, котлеты. Так, над входом в кабинет находится портрет его сына, Юрия, кисти В. С. Проводились такие встречи традиционно по средам.
Хозяева «Пенатов» увлекались вегетарианством и в музее можно ознакомиться с некоторыми рецептами блюд, подававшихся за круглым столом (кстати, любимое репинское блюдо – обычная картошка с растительным маслом. ). Кроме произведений последнего, в «Пенатах» часто исполнялись сочинения других композиторов, бывших членами «Могучей кучки». В августе 1930 года в день 86-летия в столовой Репин принимал гостей, — в последний раз. Однако из-за войны и революции при жизни Репина книга напечатана не была. Здесь же небольшой кожаный саквояж Репина.
Он был голубой и поднимался по средам над домом. На аллеях и дорожках для перехода через канавы устроены деревянные мостики. Пейзаж «Пруд в Пенатах» написан в мрачных тонах.
В. Стасов так отзывался о спутнице художника: «Репин ни на шаг от своей Нордманши (вот-то чудеса: уж подлинно, ни рожи, ни кожи, — ни красивости, ни ума, ни дарования, просто ровно ничего, а он словно пришит у ней к юбке)». В 1940-м «Пенаты» стали музеем, но всего четыре года спустя были сожжены отступавшими финскими войсками (благо большая часть экспонатов музея была эвакуирована в Ленинград). Над роялем— пейзаж одного из учеников И. И. Бродского (во время ВОВ пейзаж утрачен, сейчас там висит «Лунная ночь» Бродского). Репину было тогда 76 лет.
На «площади Гомера» устраивались концерты и народные гуляния, сюда по летним воскресным дням собирались жители поселка, чтобы послушать лекции, потанцевать. Нет ни одной фотографии этой комнаты, достоверна только её планировка. В ней по средам собирались гости. В годы войны усадьба сильно пострадала, но после войны была полностью восстановлена. Помещение летней мастерской иногда используется для временных выставок.
Круглый стол, за которым сидели обедающие и стояли приборы, был неподвижен, зато тот, на котором стояли яства (исключительно вегетарианские), был снабжен ручками и каждый из присутствующих мог повернуть его, потянув за ручку и таким образом поставить перед собою любое из кушаний. Здесь же находились телефонные аппараты— местный и междугородный. Летняя мастерская была построена одновременно с зимней, в 1906 году. Здесь же установили «Скамью великого гнева», возле которой авторитетный мастер разносил в пух и прах творения молодых художников или же давал им дельные советы. Музей-усадьба И. Е. На письменном столе в кабинете стоят фотографии матери и отца Репина (военного поселенца города Чугуева), а также десятилетнего сына Юрия.
Бродского над входом в столовую — «Зимний пейзаж» работы ученика Репина А. В. Печи и камины были восстановлены по картинам и рисункам интерьеров. В этой же комнате он умер 29 сентября 1930 года. Построена летняя мастерская в 1906 году, одновременно с зимней, также имеет верхний свет.
Наконец, в глубине мастерской на мольберте можно заметить «многострадальный» портрет А. С. Приезжали в «Пенаты» и известные зарубежные критики: У. Оггети, К. Бритон, Д. Рош. В то же время в Ясной Поляне находился Репин: он сделал рисунок изображающий писателя в такой же позе. При входе— слепок со знаменитой скульптуры Венеры Милосской (гостиную иногда называли «комнатой Венеры»).
Музей был открыт 24 июня 1962 г. Основная экспозиция – это мемориальные комнаты. Первый номер становился председателем круглого стола. Их и не восстанавливали.
Хвалебные отзывы были лучшим стимулом работать в последние его годы жизни. В парке строились деревянные домики и беседки. Если присмотреться, на старых деревьях парка до сих пор можно заметить следы пожара. Особняк построен по проекту самого Репина, вот таким образом особое внимание уделено естественному освещению, при котором он писал свои картины. Гинцбургом.
Рядом – кабинет, застекленный с трех сторон и как бы сливающийся с окружающим пейзажем. Усадьбу он завещал Академии художеств СССР. Хотя картина всем нравилась, автор был недоволен и постоянно переписывал фигуру поэта. Лекторами выступали и сами слушатели Кипятов Василий Николаевич (дворник г. Башмакова) читал лекцию о пчеловодстве ит. д. И еще более десяти лет здание обустраивали, согласно вкусам и пожеланиям хозяев. На вешалке рядом— репинская крылатка, на столике шляпа и берет.
Она помогала отцу вести хозяйство и занималась организацией выставок. Эти материалы также использовались Репиным при работе над картинами «Черноморская вольница» и «Гопак». Была сегодня с экскурсией в "Пенатах". Места за столом определялись по жребию. Наталья Борисовна умерла от туберкулеза в 1914 году в Швейцарской больнице.
Репин считал её целебной и пил до самой смерти. Персанов, которого Репин называет «Рафаэлем Чугуева». Здесь лежат папки, бювары, пресс для бумаг (кусок зеленого стекла, «глыбка», в память о посещении Брянского завода), ящик с увеличительным стеклом для рассматривания фотографий и портфель с монограммой «И. Р»: с этим портфелем художник ездил в Петербург преподавать в Академии художеств (в мастерскую профессора Репина записывалось до ста учеников). У окна на бамбуковой подставке медный гонг— «Там-Там». Необычная 10-комнатная усадьба тоже была спроектирована самим художником, что во многом объясняет ее интересный облик. Нордман, написанному Репиным в 1905 году во время их путешествия по Италии, в Фазано. Репин дружил и с учеными.
Над дверью слева от входа в кабинет висит барельеф работы Гинцбурга изображающий Репина с кистями у мольберта (1914). Павловым, В. М. Она оставила в имении и в комнатах все так, как это было при ее отце. Дочь художника переехала в Хельсинки. Из гостиной дверь ведёт в столовую. В ее центре, на мольберте – последний автопортрет Репина, датированный 1920 годом, кисти и подвесная палитра (в последние годы жизни у художника так болела правая рука, что он был вынужден писать левой). Ранние работы учеников размещены в первой части мастерской. Рядом со столом находится гипсовый слепок со статуи Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (оригинал в Эрмитаже), а слева — бронзовая статуэтка «Нарцисс» (отливка с подлинника, хранящегося в Неаполе, напоминает о путешествии Репина по Италии).
На полках с книгами вдоль окон стоят небольшие статуэтки изображающие деятелей культуры, в том числе друзей Репина, — «великанов в малом виде», как он о них говорил. Есть в этом альманахе и рисунки В. В. В живописном месте на берегу Финского залива, всего в 45 км от Санкт-Петербурга, расположена усадьба с ласковым названием «Пенаты», которая более сотни лет привлекает людей, неравнодушных к русскому изобразительному искусству. Репин и Чуковский очень дружили несмотря на разницу в возрасте.
В комнатах можно увидеть не только личные вещи художника, но и более ста работ его самого и его учеников – Кустодиева, Бродского, Куликова, Малявина. Гости собирались в гостиной, которая в обычные дни являлась кабинетом хозяйки. Сурикова. Тогда было решено создать в «Пенатах» музей. Таким образом, Репин устраивал себе дополнительный отдых по предписанию врачей.
Вся эта корреспонденция была собрана в резную шкатулку и передана хозяину «Пенатов». По словам Чуковского, Репин «даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам». Картина «Гопак» («Пляска запорожцев») стала последней большой работой Репина. В усадьбе все имеет свои имена – беседки, аллеи, пруды.
Начались восстановительные работы, которые велись Академией художеств. Репину было 55 лет, когда он женился во второй раз и приобрел на имя второй жены (Натальи Нордман) землюв посёлке Куоккала в Финляндии, где выстроил усадьбу и провёл последние тридцать лет жизни. Сварог. Картины, украшавшие дом, постоянно менялись их дарили и заменяли новыми. Их автор — скульптор Илья Гинцбург.
В усадьбе бывали многие знаменитости, написаны известные картины. Для экскурсантов в этом помещении демонстрируются документальные кадры из жизни Репина (4 минуты)18. Менделеева, А. Г. Чехова, И. А.
Толстого, выполненную Гинцбургом в Ясной Поляне в 1891 году. Ее еще называли «киоск» и очень любили здесь пить чай, устраивать концерты, чтения. Иногда лекции переносились в летний театр «Прометей», приобретённый Репиным для Нордман на берегу залива в п. Оллила.
В 1930 году художника не стало. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. В этом, очевидно и заключается основная цель этих трех «вводных» экспозиционных залов. У окна стоит старый деревянный сундук.
Бунина, Н. С. Репино, Приморское шоссе, д. 411. К тому времени Финляндия перестала быть частью Российской империи, а Куоккала стала заброшенным поселком с заколоченными или разобранными домами в пограничной полосе.
Репина «Пенаты»Архивные фотографии усадьбы ПенатыМузей ПенатыСхема проезда История усадьбы И. Е. В глубине сада расположилась «Беседка Шахерезад», а фактически смотровая башня. Настолько точно и реалистично воссоздан интерьер и передана атмосфера его усадебного дома. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в «Пенаты» как дар мужа Мине. В 1906 году— в конце аллеи Пушкина у поляны «Гомера» справа построена беседка «Храм Озириса и Изиды»5, которая часто становилась эстрадой. Эскиз-картина «Клич Минина Нижнему Новгороду» (1876—1915) начат был в Чугуеве, но так и не закончен. Около трибуны висит поздний графический портрет работы Репина, реалистично изображающий его дочь Веру (1926).
В редакцию газеты «Русское слово» поступали сочувственные телеграммы и письма соболезнования по поводу повреждения картины. Главным украшением гостиной были картины (работы учеников и друзей Репина). Многие были его моделями.
Лескова, Л. Н. Правдивые картины Репина без прикрас запечатлели русскую жизнь той эпохи, а с его портретов на нас смотрят лучшие люди ушедшего века (почти все они побывали в «Пенатах»). Само же имение в 1944 году попало в эпицентр военных событий. Серову. Здесь растет дуб, посаженный Репиным в 1913 году. Дом открыт в сторону парка.
Председатель также следил за соблюдением шутливых правил. Репин также общался и дружил с такими учеными, как Морозов, Павлов, Бехтеров и Тарханов. Но через несколько лет благодаря стараниям нового владельца Пенаты представляли собой очаровательную усадьбу с прудами, мостиками, аллеями, дорожками, беседками и обновленным домом, в котором художник надстроил второй этаж (там разместились мастерские и балкон под стеклянной крышей). В доме много света, особенно на втором этаже – там, где мастерские.
В этой комнате, которую еще называли «комнатой Венеры» из-за слепка со скульптуры Венеры Милосской, стоял рояль фирмы Беккер, который был выбран для Репиных композитором А. К. Глазуновым. Репродукции картин, фотографии художника и его окружения, газетные вырезки и другие архивные материалы (выписка из метрики, прошение о материальной помощи ученика Академии художеств, отзывы критиков, письма друзей. ) позволяют получить представление о жизни и творчестве Репина. Также можно добраться на маршрутках 305 (от станции метро «Старая Деревня»), 400 (от метро «Площадь Ленина»/Финляндского вокзала), 680 (от метро «Проспект Просвещения»).
В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». В глубине сада возвышается смотровая площадка «Беседка Шахерезады», к ней ведут каменные ступени, на которых гости усадьбы любили фотографироваться. Это неудивительно, ведь Репин был знаком со многими врачами и физиологами: С. П. Он бывал здесь наездами и только завершив монументальное полотно «Заседание Государственного Совета», перебрался из городской квартиры «на природу», оставаясь в «Пенатах» до конца своих дней (скончался 29 сентября 1930 г. ). Репин с детьми», на которой художник изображен со своими 4 детьми от первого брака: Надеждой (1874-1931), Татьяной (1880-1957), Юрием (1877-1931) и Верой (1872-1948). Он был выписан Нордман в 1909 году из Парижа.
Первыми гостями «Пенатов» стали М. Горький, В. Стасов, М. Андреева, И. Гинцбург. После смерти Репина они были проданы его дочерью Верой за границу. «О, музыка. В 20-е годы он был подарен прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. К 1910 году портрет стал называться «Пушкин на набережной Невы.
В римской мифологии боги Пенаты являлись хранителями семейного очага, в XIX веке латинское «Di Penates» прочно ассоциируется с понятием «родной дом». У входа на балкон на мольберте— большое полотно, на котором изображён большой белоколонный зал, ряды кресел и сидящие фигуры— это эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета». Здесь проходили обеды по средам. Скалона. В 1949 г. поселок Куоккала переименовали в Репино.
За поляной «Гомера» аллея Пушкина приводит к лестнице, поднимающейся к «Башне Шехерезады»6— высокая смотровая с подзорной трубой площадка, двухъярусная, с точёными, ажурными, раскрашенными решётками и балясинами. Оценив такой дар по достоинству, Репина наградили высшей наградой страны – орденом Белой Розы и в 1920 году удостоили звания почетного члена Общества художников Финляндии. Прислуги в доме почти не было – подход художника и к быту тоже был прогрессивным.
Рубинштейна, В. В. По его плану и при непосредственном участии была отстроена усадьба. И какие только гости не сидели за этим столом.
Зимой на льду пруда устраивалась карусель, аШаляпиндаже катался на коньках. Над гонгом плакат, сделанный от руки: «Самопомощь Сами снимайте пальто, калоши Бейте весело, крепче в Там-Там Открывайте дверь в столовую сами». Отчасти этому способствовало крайне негативное отношение к большевикам со стороны старшей дочери художника Веры Ильиничны, которая приехала к отцу из Петрограда и вела хозяйство в «Пенатах» после смерти Нордман.
Музей открыт в 1962г. Короткий фильм позволяет получить представление о жизни в «Пенатах» в ту эпоху. Это небольшое, очень светлое помещение, вся южная стена которого занята узорным окном.