При этом он активно вмешивался в авторские тексты, корректируя их гармонические и прочие «ошибки» и шероховатости в обеих операх Римский-Корсаков сделал ряд больших и малых купюр и произвольно изменил порядок сцен. По существу они свелись к перемене нюансов, варьированности повторов, купюре одной «Прогулки», повторяющейся дважды и добавлению одного такта в аккомпанементе к мелодии «Старинного замка» большая длительность, чем в подлиннике, органного пункта в «Богатырских воротах» и введение нового ритма в партии медных исчерпывают перечень изменений, внесенных в партитуру. Так возникает «Раёк» — уникальное сатирическое вокальное сочинение, по словам Стасова, шедевр «талантливости, едкости, комизма, насмешки, блеска, пластичности. Он создал несколько архитектурных проектов (например, Народного театра в Петербурге), сделал рисунки декораций и костюмов для оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», участвовал в устройстве Московской политехнической выставки в 1872 г. Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие. 1879.
занимал пост младшего столоначальника), он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. В «Могучую кучку» входили: М. А. Балакирев (руководитель), А. П. Бородин, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский и Н. А. Римский-Корсаков. На данном склоне имеется красивый фруктовый сад. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки», мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет по залам выставки. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда.
Вскоре Мусоргский стал участником «Могучей кучки». Опера «Борис Годунов» была поставлена в 1888 г. на сцене московского Большого театра. Неизменно монотонное звучание передает безысходность. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги.
Ми-бемоль мажор. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. Напомним о glissando струнных («Гном»), великолепном соло альтового саксофона («Старый замок»), фантастическом колорите «Балета невылупившихся птенцов», грандиозном звучании финала. Вариант Гартмана создавал образ Киева как древнерусской столицы.
На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох, которыми он не желал пользоваться (например, у него почти полностью отсутствует имитационно-полифоническая разработка музыкального материала, которая была присуща многим его западным коллегам, особенно в Германии). Знак Зодиака — Овен. В 1873 году выходит из печати «Детская» в оформлении Репина и получает широкое признание как публики, так и музыкантов, в том числе Листа, высоко оценившего новизну и необычность этого сочинения. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Что касается оркестровой версии, то в средней части пьесы в сознании возникает образ нянюшек, то есть кого-то взрослого, кто старается мягко уладить ссору детей (увещевательные интонации струнных). Мы слышим поток скороговорной речи, резкие нарастания звучности (crescendi), острые акценты (sforzandi).
«Избушка на курьих ножках» — снова подчеркнутый контраст. Но вот «Прогулка» закончилась. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Все они горячо отстаивали передовые (в понимании российской интеллигенции 1860-х годов) воззрения на искусствоИскусство — художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
Среди его учеников, . Другой оснащен островом и находится в восточной стороне парка. Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта. Далее первая тема вступает с новой силой, с добавлением ещё одного голоса— ниспадающие и восходящие «восьмушки» в октаву— и снова переходит, уже громко, во вторую «хоральную» тему. Разорение семьи, вызванное реформой 1861, заставило Мусоргского поступить на гражданскую службу (с 1863 по 1867 – в Инженерном управлении, с 1869 по 1880 – в Лесном департаменте и Государственном контроле). Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Обычно состоит из 3-х частей (сонатный цикл). Некоторые из композиторских редакций театральной, фортепианной, вокальной музыки (Д. Д. Шостаковича, М. Равеля, В. Я. Шебалина, И. Маркевича, Э. В. Денисова и многих др. ) стали вполне репертуарными.
Интонации жалобы передают ужас от увиденного. Ссора детей после игры). Именно за эту работу он в 1872 г. Через знакомого врача Л. Бертенсона, работавшего в Николаевском военном госпитале, Мусоргского удается устроить туда, записав «вольнонаемным денщиком ординатора Бертенсона».
Он писал В. Стасову: «Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких случаях мудрые: «его» не существует, но то, что он успел сделать, существует и будет существовать а, мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю — не быть забытыми. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. В дальнейшем темы будут соединены и звучать вместе.
Ритм поэтической речи создается отчетливым делением на стихи. Свет, чистота и простор – это ощущения, которые дарит музыка. Так, эскиз к балету «Трильби» изображающий крошечных птенцов в скорлупках, превращается в «Балет невылупившихся птенцов», щипцы для орехов в виде кривоногого гнома становятся основой портрета этого сказочного существа, а часы-избушка вдохновляют музыканта на пьесу, рисующую полет Бабы-Яги на помеле. Стремлением углубить и развить находки Даргомыжского был продиктован следующий оперный замысел Мусоргского — «Женитьба» на полный прозаический текст комедии Николая Васильевича Гоголя (написав первый акт, Модест Петрович оставил работу над оперой). В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. На фоне этих звуков «взлетает» играемая полными аккордами простая и яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути. Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре.
14 февраля 1881 года композитора без сознания доставляют в госпиталь. «Сорочинская ярмарка» (по Гоголю этот замысел не был доведен до конца). Это подтверждает его неизменный успех у публики начиная с первого исполнения, состоявшегося в Париже 3 мая 1923 года под управлением С. Кусевицкого (Эта дата приводится Н. Слонимским в его книге «Music since 1900».
3) 3) Изложение содержания оперы, балета. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Непосредственно за этим номером следует резко контрастирующая ему бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея — богатый и бедный». – 27 XI.
Ему 17 лет. Концертная поездка с Леоновой (Полтава, Елизаветград, Херсон, Одесса, Севастополь, Ялта, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Воронеж, Тамбов, Тверь). Samuel Goldenberg und Schmule (Самуэль Гольденберг и Шмуйле). Медленно он приближается, звучность нарастает, подводя к кульминации. «Сандомирский скот»).
Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. Этот номер — как бы вступление к следующему, наступающему без перерыва — «С мертвыми на мертвом языке». Стасов так описал эту пьесу в письме к Римскому-Корсакову: «В этой же второй части («Картинок с выставки». Обе авторские редакции «Бориса Годунова» (1869 и 1872гг. ), значительно отличаясь друг от друга по драматургии, являются, по сути, двумя равноценными авторскими решениями одной и той же трагической коллизии19. В то время Мусоргский служил чиновником одного из министерств и жил в «коммуне» вместе с пятью молодыми людьми. И снова стремительный полет.
Его поместили в больницу. За ними – бытовые зарисовки из Польши «Быдло» (кстати, сам Мусоргский назвал ее "Сандомирский скот" (т. е. "быдло" по-польски) и «Два еврея», а в центре оказывается шутка – «Балет невылупившихся птенцов». В начале 1869 года он вернулся на государственную службу и в относительно спокойной обстановке смог завершить первоначальный вариант оперы «Борис Годунов» на собственное либретто по Александру Сергеевичу Пушкину и Николаю Михайловичу Карамзину. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Репин и написал известный портрет композитора).
Ведущие жанры драмы: трагедия, комедия, драма (как жанр), трагикомедия. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Мусоргский поступает на службу: с декабря он становится чиновником Инженерного управления. — «Ночь на Лысой горе». Краски сгущаются. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо».
Мусоргский высоко ценил) и фортепианный цикл «Картинки с выставки», вдохновленный рисунками рано умершего архитектора Виктора Александровича Гартмана. Литературная драма, реализуемая актером и режиссером, должна обладать сценичностью. Это единственная радость композитора, не избалованного судьбой.
2) Один из ведущих жанров драматургии начиная с эпохи Просвещения (Д. Но мизерное жалованье еле позволяет сводить концы с концами. Вскоре скоропостижно умирает друг композитора художник Виктор Гартман. Тональность до мажор обогащена альтерированными ступенями, что добавляет мрачности.
Поводом для создания «Картинок с выставки» послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора В. А. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Кусевицкий загорелся этой идеей и Равель выполнил работу летом 1922 года в Лион-ла-Форе (Lyons-la-Fort).
Новатор искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка). Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре.
Данная пьеса изображающая «базарных баб» и их спор, звучит более энергично, чем детская ссора. Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. К концу пьесы музыка становится все импульсивнее, радостный звон нарастает и в конце концов из недр темных регистров фортепиано рождается огромная звуковая волна, окончательно растворяющая всякие мрачные импульсы и самозабвенно готовящая пришествие самого победного, самого ликующего образа цикла — гимна «Богатырские ворота». Усадьба имеет два пруда, одни из которых овальной формы. Эти музыкальные «картинки» Мусоргский связал своей «прогулкой», степенно и неспешно переходя из одного зала в другой, от одной «картинки» к следующей. Con grandezza (итал.
В 1856 году, несмотря на отсутствие соответствующей подготовки, начал писать оперу на сюжет произведения французского писателя-романтика Виктора Гюго. Рихтер) и в оркестровке М. Равеля, что дает возможность их сравнить. Гартмана». В рукописи композитор написал: «Латинский текст: с мертвыми на мертвом языке.
– 3 IV. Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Старый замок). Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно. Тональность си минор всегда была символом трагического предопределения. так удавались портреты творческих людей.
На рукописи «Картинок» есть надпись «К печати. Зато появляется вдохновенная вокальная баллада «Забытый» по картине Верещагина, увиденной им на выставке в том же 1874 году. В 1865 году у него случился первый серьезный запой (возможно, это была реакция на смерть матери), в 1867 году он был отчислен со службы.
Но вскоре наступает резкое ухудшение состояния. Для некоторых национальных музыкальных культур характерен свой особый звукоряд. Самуэль Голдберг и Шмуйле или Два еврея – богатый и бедный. По сравнению с «Борисом Годуновым» «Хованщина» является не просто драмой одного исторического лица (через которую раскрывается тема власти, преступления, совести и возмездия), а уже своего рода «безличной» историософской драмой, в которой, в отсутствие ярко выраженного «центрального» персонажа (характерного для стандартной оперной драматургии того времени), раскрываются целые пласты народной жизни и поднимается тема духовной трагедии всего народа, совершающейся при сломе русского традиционного уклада. Под влиянием царящей там обстановки он начинает сочинять. Моя физиономия в интермедиях видна. (Подобное же строение имеют мелодии, например, в пьесах Чайковского «Июль» и «Ноябрь» из цикла «Времена года». ) У пьесы переменный размер— 5/4 и 6/4 через такт, свободный ритм распева «не вписывается» в схему ритмических рисунков западной классической музыки— но и переменный размер весьма приблизительно отражает чередование сильных и слабых долей: начала мелодических фраз попадают каждый раз на разные доли такта.
28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. В обоих вариантах музыка к концу затихает изображая удаляющуюся телегу. По поводу своей находки (как соединить пьесы) Мусоргский высказался (в цитированном выше письме к Стасову): «Связки хороши (на promenade ). Благодаря оркестровке Равеля, а также частому и блестящему их исполнению оркестрами под управлением Кусевицкого, «Картинки» стали неотъемлемой частью оркестрового репертуара. Приглашенный затем к участию в устройстве всероссийской мануфактурной выставки 1870 г. Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. В течение первого же года появляются несколько романсов, сонаты для фортепиано.
При том, что сюита имеет программу, музыка рисует достаточно свободные образы и сюжеты, связанные между собой музыкальным материалом первого номера. В оригинальной рукописи Мусоргского пьеса начинается с фортиссимо— по выражению автора, «прямо в лоб» (резкий контраст после «Тюильри»), — а Римский-Корсаков и вслед за ним Равель начинают её тихо, создавая эффект приближающейся повозки и лишь на кульминации достигают максимальной громкости. Соль-диез минор. Глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника.
Однако фантазия Мусоргского изобразила абсолютно другое— мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими» диссонансами (уже в самом первом такте— резкий прыжок на большую септиму). Так что эта пьеса, строго говоря, является не картинкой «с выставки», а скорее из личного собрания Мусоргского. Дополнительно Мусоргский придал ей условно-ориентальный колорит с помощью так называемой цыганской (или венгерской) гаммы — октавного звукоряда с малой терцией и двумя увеличенными секундами. Лето 1867 года Модест Мусоргский провел в Минкино имении своего старшего брата. Именно эту безысходность — безнадежность мольбы трубадура — нарисовал звуками Мусоргский. Историческое развитие Наумовской усадьбы берет свое начало в 17 столетии. У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия— пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль.
В сопроводительной программке к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесе изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню». Доля истины в этом есть. Трагическое начало присуще исторической драме. «Картинки с выставки» – это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора.
Выразительная декламация отличает песню «Сиротка» и балладу «Забытый» (на сюжет известной картины В. В. Верещагина). Образная выразительность проявилась в данном музыкальном номере. Особенный колорит создается при помощи цыганской гаммы.
После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы— трио). Динамичный номер завершается взлетом. Но это знакомство еще не привело к дружбе: слишком разными были и возраст и интересы и окружающая каждого из них среда. Одна за другой проходят перед нами разнообразные звуковые картины. Вэтот период Мусоргский неоставлял своих занятий музыкой, которой увлекался сдетских лет. Поэзия преимущественно монологична: слово персонажа однотипно с авторским.
Это «Катакомбы. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. И так на протяжении всей пьесы. 10 февраля 1871г. Гартмана, которая была организована в Академии художеств по инициативе В. В.
Однако впоследствии конкурс был отменён и удачный проект так и не был реализован. В течение двух лет после освобождения крестьян (1861) он вынужденно участвовал в управлении семейным имением. Стасов откликнулся на смерть В. Гартмана статьей «Нынешнее искусство в Европе. С комической оперой отчасти сближается мюзикл, оперетта, музыкальная кинокомедия и др.
И волы — это лишь «аллегорическая фигура»: мы, слушатели, явственно ощущаем опустошающее воздействие на душу всякого тупого изнуряющего, бессмысленного труда. Модест Петрович Мусоргский родился 9 (21) марта 1839 года в имении Карево недалеко от городка Торопца Псковской губерний в старинной дворянской семье, ведущей свою родословную от Рюриковичей — потомков легендарного Рюрика, призванного княжить на русь из варягов. Партитура была впервые издана Российским музыкальным издательством в Париже в 1927 году. Яркость образов их живописность, фортепианная колористика подталкивали к оркестровому воплощению «Картинок». В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона читаем: «Укажем еще на ряд музыкальных эскизов под заглавием «Картинки с выставки», написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. В течение 1870-х композитор сочинил вокальные циклы «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» (оба — на стихи поэта Арсения Аркадьевича Голенищева-Кутузова, чью поэзиюПоэзия (греческое poiesis): 1) до середины 19 века вся художественная литература в отличие от нехудожественной. К середине 70-х годов «Могучая кучка» как сплоченная группа перестала существовать.
Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. В средней части, выражающей более глубинную характеристику персонажа, гном, по одной из трактовок, будто останавливается и начинает размышлять (напряжённая «раскачка» басов) или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность (повторение ломаных фраз из первой части). Авторская ремарка: sempre moderato, pesante (итал.
Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Петербурге, в зале Кононова24, силами любительского Музыкально-драматического кружка. Ведь он не думал о смерти. Необычен и замысел этого произведения и его масштаб. В этих связках, названных «Прогулка», Мусоргский нарисовал себя, прогуливающегося по выставке, переходящего от одного экспоната к другому. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Il vecchio castello (итал. Выразительная декламация отличает песни Сиротка и Забытый на сюжет известной одноименной картины Василия Верещагина. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского. Идет работа и над новой оперой — «Хованщиной» — снова на сюжет из русской истории. В зависимости от отношения автора к увиденному изменяется.
Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. Балакирев, бывший некоторое время директором Русского музыкального общества (РМО), в 1869 году от своей должности отставлен. Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер.
Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Модест Мусоргский родился 21 марта (9 марта старому стилю) 1839 года в cеле Карево, Псковской губернии, в семье помещика, представителя рода Рюриковичей. Хотя музыка Мусоргского начала появляться в программах публичных концертовКонцерт (немецкое Konzert, от итальянского concerto, буквально — согласие, от латинского concerto — состязаюсь): 1) Музыкальное произведение для одного или (реже) нескольких солирующих инструментов и оркестра. «Создать живого человека в живой музыке», «Создать жизненное явление или тип в форме им присущей, не бывшей до того ни у кого из художников», — так сам композитор определял свою цель.
Си-бемоль мажор. Речитативные интонации встречаются и в песнях инструментальной музыке., который он назвал «осмысленной/оправданной мелодией» средствами этой «мелодии» Мусоргский психологически достоверно воплотил как нюансы повседневных взаимоотношений персонажей, так и их переживания перед лицом тяжелейших испытаний. Медленный ритм придают пьесе величие и торжественность. Тем не менее уже в течение 1860-х годов появился ряд его выдающихся произведений – замечательные песни и романсы для голоса с фортепиано оркестровые пьесы, в том числе Иванова ночь на Лысой Горе (1867 более известна в редакции и инструментовке Римского-Корсакова под названием Ночь на Лысой Горе) сцены из двух опер – «большой» романтической оперы Саламбо по Флоберу (1863 – 1864) и реалистической экспериментальной камерной оперы Женитьба по Гоголю (1868). — А. М. ) есть несколько строк необыкновенно поэтических. А 28 марта композитор скончался.
Большое влияние вокально-декламационного стиля Мусоргского испытал Ф. Пуленк26. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Звучит продолжение данного номера «С мертвыми на мертвом языке». Кромсая в пьяном кураже пушкинскийтекст, композитор вставлял в либретто реплики вроде «Ай, лихонько» и«Митюх, че орешь. » — само собой, чтобы быть ближе к народу. Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Сандомир».
В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Герой зашел в выставочный зал. На фотографии слева – офицер лейб-гвардии. В октябре 1870г.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В конце ноября 1896 г. она же была поставлена в Петербурге на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Среди его учеников, .
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Сандомир» и «Сандомирский», сделанных Гартманом в 1868году в Польше. Этот прием в музыке называется «органный пункт» и используется весьма часто как правило, он предваряет наступление репризы, то есть того раздела произведения, в котором после определенного развития возвращается первоначальный музыкальный материал.
Голенищева-Кутузова. Этот сад (сейчас его скорее следовало бы называть сквером) — излюбленное место прогулок парижан с детьми. Премьера «Бориса» состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге лишь в 1874 г. на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. С тех пор возникало множество своих прочтений этого симфонического шедевра.
Gnomus (лат. Это песни «Калистрат» на стихи Некрасова о тяжелой крестьянской доле (композитор назвал «Калистрата» этюдом в народном стиле), «Спи, усни, крестьянский сын» в духе народных песен на текст из драмы А. Островского «Воевода», бытовая картинка «Светик Саввишна» на собственные слова. Другое всё: вместо moderato, pesante — vivo leggiero (итал.
— живо и легко), вместо массивных аккордов fortissimo в нижнем регистре — игривые форшлаги (мелкие нотки, как бы щелкающие вместе с основными аккордами) в верхнем регистре на piano. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Но теперь подобное намерение представляется по меньшей мере спорным, поскольку, например, «эмпирическая» гармония Мусоргского гораздо выразительнее, чем более академичный вариант Римского-Корсакова. Его блестящее оркестровое воплощение «Картинок с выставки» быстро завоевало концертную эстраду и стало столь же популярным, как и подлинная фортепианная версия произведения.
Избушка на курьих ножках или Баба-Яга. Пьеса резко контрастирует по настроению с предыдущим «Быдлом»: это лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы. В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Молодой барин Модест, едва покинув родовое гнездо и переселившись встолицу, быстро превратился в опустившегося богемного персонажа, «перекати-поле» без семьи, без постоянного заработка, без дома.
Быдло). При этом в эпистолярии (сохранилось около 270 писем) он проявляет себя как незаурядный и изобретательный литератор (показательны многочисленные неологизмы, в том числе с использованием славянизмов), отлично владеющий риторическими приёмами40. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней и церковной музыкой (в том числе, древнерусской монодией), в мелодике, гармонии (модализмы, линеарность, нестандартная аккордика, в том числе, квартаккорды), ритмике (сложные, «неквадратные» метры, оригинальные ритмоформулы), форме наконец, в разработке сюжетов, главным образом из русской жизни. Это Шекспир в музыке». Модест Петрович Мусоргский особенно восхищался двумя картинками на выставке.
В 1900 появилось переложение для фортепиано в четыре руки, в феврале 1903 цикл впервые исполнил в Москве молодой пианист Г. Н. Беклемишев, в 1905 «Картинки» прозвучали в Париже на лекции М. Кальвокоресси о Мусоргском. Однако инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера.
Затем— третья часть— резко врывается повтор первой темы и завершается пьеса фортепианной каденцией из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении, которые в конце концов без перерыва «врезаются» в первый аккорд финальной пьесы— «Богатырских ворот». Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку.
Опыт и изобретательность подсказали композитору множество характерных деталей партитуры.
Когда пришли туда рисунки Гартмана и их распаковали перед комиссией архитекторов, то эти последние с первого взгляда пришли в настоящий восторг и от мастерства рисовальщика (Гартман был одним из превосходнейших акварелистов, каких мне только случалось встречать) и от новизны и богатства фантазии его». Отталкиваясь от находок Даргомыжского, М. Мусоргский разработал новый для русской музыки тип вокального речитативаРечитатив (итальянское recitativo, от recitare — декламировать) — род вокальной музыки, приближающийся к естественной речи при сохранении фиксированного музыкального строя и регулярной ритмики. И хотя он пока сочиняет в малых формах, его больше всего влечет к опере, в частности, на сюжет «Эдипа». Это музыка на картинку Гартмана «Катакомбы парижские», все состоящие из черепов. — 16 I. Исполнение сцены в келье из Бориса Годунова в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Римского-Корсакова (в постановке Мариинского театра была выпущена). Одна из причин отказа — отсутствие крупной женской роли.
В 1863-1865 годах он работал над либреттоЛибретто — (итальянское libretto, буквально — книжечка): 1) Литературный текст оперы, оперетты, реже оратории. 1868-1869 годы отданы композитором работе над «Борисом Годуновым» и в 1870 году он представляет партитуру в Мариинский театр. И. Репин. окончательные материалы были представлены композитором в дирекцию Императорских театров. Под «физиономией», видной в интермедиях, композитор подразумевал связки между номерами — образами Гартмана. В 1870 году Модест Петрович Мусоргский завершил вокальный цикл «Детская» на собственные слова, а два года спустя начал работать над своей второй оперойОпера (итальянское opera, буквалькно — сочинение) — музыкально-театральное произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
Камерный оркестр отличается небольшим числом исполнителей. Вместе с тем, возродился интерес и к «оригинальному» Мусоргскому, появились издания, основанные на тщательном изучении первоисточников. Прогулка. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни.
Картина Гартмана изображала этот сад со множеством детей и нянек. Джаз-альбом «Прогулка с Мусоргским»Вышел 1 номер 2009 года. В XIX веке полномасштабные постановки опер Мусоргского были чрезвычайно редки. Среди его учеников, . Следующий крупный замысел— оперу «Борис Годунов» по одноимённой трагедии А. С. Пушкина— Мусоргский довёл до конца. Можно даже указать на конкретный прототип — хор «Славься», которым завершается «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. Глинки. 1870 году он получил звание академика.
Promenade (фр. Во время этой поездки Мусоргский сочинил «Песню Мефистофеля о блохе». Следует признать, что сначала российскую, а потом и мировую славу эта опера завоевала в редакции Римского-Корсакова и только в середине 1920-х годов крупный русский текстолог П. А. Ламм опубликовал авторскую партитуру Бориса и приступил к изданию собрания сочинений Мусоргского в подлинных редакциях (оно осталось незавершенным). На фоне аккордов звучит заунывная мелодия изображающая возницу. (Большая новость)» — название следующего номера. Там он написал свое первое значительное произведение для оркестраОркестр (от орхестра) — коллектив музыкантов (12 человек и более) играющих на различных инструментах и совместно исполняющих музыкальные произведения. Появление современного типа фортепьяно — с так называемой.
И нигде настроение не повторяется в точности. Мусоргский сумел найти совсем новые, оригинальные задачи, применить новые своеобразные приёмы для их выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской жизни, в небольшом цикле под заглавием «Детская» (текст принадлежит композитору)1718. Текст драмы ориентирован на зрелищную выразительность (мимика, жест, движение) и на звучание он согласуется также с возможностями сценического времени, пространства и театральной техники (с построением мизансцен). Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) — русский композитор, член «Могучей кучкиМогучая кучка — творческое содружество российских композиторов, сложившееся в конце 1850-х — начале 1860-х годов известно также под названием Балакиревский кружок, Новая русская музыкальная школа.
В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п., религию, философию и политику. Это 1856 год. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» (слова Н. А. Некрасова), «Спи-усни, крестьянский сын» (из «Воеводы» А. Н. Островского), «Гопак» (из «Гайдамаков» Т. Шевченко), «Светик Савишна» (на стихи самого Мусоргского искусно стилизовавшего народный пятисложник) и мн. Этот прием в высшей степени уместен в пьесе с данным сюжетом, то есть для музыкального воплощения образа средневекового трубадура: инструменты, на которых аккомпанировали себе музыканты того времени, обладали басовой струной (если речь идет о струнном инструменте, например фиделе) или трубкой (если о духовом, например волынке), которые издавали только один звук — густой глубокий бас. «Тюильри» (так называется парк в Париже) или, уточняется в подзаголовке, «Ссора детей после игры».
Тираж разошёлся и через год вышло второе издание, уже с предисловием Стасова. С середины 1870-х годов все более разрушительное влияние оказывало на композитора его пристрастие к алкоголю и единственным – кроме вокальных циклов – крупным произведением, которое ему удалось закончить в этот период, явилась фортепианная сюита Картинки с выставки (1874 широко известна также в оркестровке Равеля), вдохновленная рисунками и акварелями друга Мусоргского, художника В. А. Гартмана. В центральной части парка имеется жилой флигель и оранжерея. — все время умеренно, тяжело).
Но и этот вариант не удовлетворяет комитет, ведающий приемом опер к постановке. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Римская гробница». 26 июля 74 г. Петроград», однако при жизни композитора «Картинки» не издавались и не исполнялись, хоть и получили одобрение в среде «Могучей кучки». Родился 9 (21) марта 1839 в селе Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Когда в январе 1880 года Модест Мусоргский вынужденно покинул государственную службу, Леонова предоставила ему кров и работу в своей школе пенияПение — вокальное искусство различается по видам (сольное, ансамблевое, хоровое), жанрам (оперное камерное — концертное исполнение арий, романсов, песен), стилям (певучее — кантилена декламационное — речитатив колоратурное).
Эта короткая пьеса абсолютно отличается по характеру от предыдущей. «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-1880, завершена Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, 1883). Фильда, но, разумеется, о профессиональных занятиях музыкой речи не было. «Верхней» первой теме противопоставляется более спокойная тема в среднем регистре и с разговорным ритмом, передающая интонацию нянь, пытающихся успокоить детей. Цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года. В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана.
К медленному большому колоколу присоединяются на триолях колокола поменьше, затем— на ещё более мелких восьмых и в самом верхнем регистре— маленькие колокольцы и в разгар перезвона в их мелодию вплетается тема «Прогулки»— тема автора, с которой начинался цикл— обнаруживая своё единство с основной темой этой пьесы. Следующим крупным сочинением Мусоргского, законченным в 1869, стали семь сцен по трагедии Пушкина Борис Годунов, в которых переплетаются и взаимодействуют две тенденции: условно говоря, лирико-романтическая и натуралистическая (от «натуральной» школы, доминировавшей в литературе того времени). Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Именно в версиях Римского-Корсакова долгое время были известны многие сочинения Мусоргского, в том числе оперы «Борис Годунов» и «Хованщина». Мусоргский в этом цикле (как, впрочем и в других своих произведениях, например в вокальных циклах «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти», не говоря уж об операх) предстает на редкость тонким психологом. И это не просто технический эксперимент Мусоргского — композитор создал подлинный шедевр. Эти зарисовки польских евреев и послужили прототипами пьесы.
Наконец, Мариинский театр принял оперу к постановке. Модест Петрович больше не служил. В поэзии взаимодействие стиховой формы со словами (сопоставление слов в условиях ритма и рифм, отчетливое выявление звуковой стороны речи, взаимоотношение ритмических и синтаксических строений) создает тончайшие оттенки и сдвиги художественного смысла, не воплотимые иным способом.
У Мусоргского же предписано allegretto. В 1872 году опера была отвергнута вновь тем не менее отрывки из нее стали исполняться публично, а ее клавирКлавир — (немецкое Klavier): 1) Общее наименование струнных клавишных музыкальных инструментов в 17-18 веках. Все постепенно стихает, лишь последняя фраза на фортиссимо, разрушает тишину. Кругом стеллажи с черепами. Взгляд на нотные страницы невольно наводит на мысль, что «французское» в этом цикле — сад Тюильри и рынок в Лиможе — Гартману–Мусоргскому виделись в одном эмоциональном ключе. Летом 1874 года работа над оперой прерывается ради «Сорочинской ярмарки» по Гоголю. Выставка имела успех.
Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Изображает преимущественно частную жизнь человека в его остроконфликтных, но, в отличие от трагедии, не безысходных отношениях с обществом или с собой («Бесприданница» Александра Островского, «На дне» Максима Горького). Си мажор.
Стасову. В архиве Римского-Корсакова сохранилась страница оркестровки одной из частей цикла — «Старого замка». В каталоге выставки такое произведение не значилось. 2) Публичное исполнение музыкальных произведений по заранее объявленной программе. Рисунок Гартмана — один из немногих сохранившихся.
в Русской частной опере Мамонтова (на сцене Театра Солодовникова, с участием Ф. И. Шаляпина). Вся пьеса, в которой каждый такт украшен форшлагами и трелями от первой до последней ноты, очень тихо и нежно «щебечет». Соль-диез минор.
Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Оркестровка «Картинок с выставки», как и всегда у Равеля, основана на точном расчете и знании каждого инструмента и возможных тембровых сочетаний. Позже были и другие, но широкой популярности «Картинки» все же не получила, хотя существовали даже оркестровые переложения, а некоторые фрагменты исполнялись как отдельные произведения. И лишь когда в 1922г Морис Равель создал наиболее известную сегодня оркестровку «Картинок с выставки», а в1930г была сделана грамзапись всей сюиты, она стала неотъемлемой частью репертуара многих пианистов и оркестров. Создал монументальные народные музыкальные драмыДрама (греческое drama, буквально — действие): 1) Род литературный, принадлежащий одновременно двум искусствам: театру и литературе его специфику составляют сюжетность, конфликтность действия и его членение на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.
В январе следующего года Мусоргский окончательно покидает государственную службу. И все это при единстве тематического материала «Прогулки». В письме Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydo» (польск. Создается ощущение стремительного движения куда-то. Он работает над оперой «Саламбо» около трех лет и создает много интересных фрагментов, но постепенно осознает, что не Восток, а Русь влечет его. Иногда опера включает балетные сцены, разговорный диалог, мелодраму.
На протяжении 1975 года был проведен капитальный ремонт в молочной, в которой также была открыта экспозиция под названием «Народный быт 19 столетия». И «Саламбо» также остается незаконченной. Осенью того же года Мусоргский общался в Санкт-Петербурге с Даргомыжским, чьи опыты по обновлению вокальной декламации вызвали активный интерес «Могучей кучки». Все словно застыло, безысходность и боль главенствуют в данном сочинении. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. После смерти композитора его друг Н. А. Римский-Корсаков предпринял работу по завершению и оркестровке «Хованщины» и редактированию «Бориса Годунова», романсовРоманс (испанское romance) — музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным (главным образом фортепианным) сопровождением, важнейший жанр камерной вокальной музыки.
Среди его учеников, . В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана. Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта.
Мусоргский, хорошо знавший художника, был потрясен его кончиной. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Без перерыва, attacca, вступает финал — «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)».
Мусоргский— ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. Тема пьесы — не что иное, как ликующий вариант мелодии «Прогулки». Премьера «Бориса Годунова» состоялась в начале 1874 года и прошла с большим успехом.
Ещё в большей степени скептическое отношение коллег и современников коснулось следующей оперы Мусоргского (жанр её обозначен самим автором как «народная музыкальная драма») «Хованщина»— на тему исторических событий в России конца XVII века (раскола и стрелецкого бунта).
Музыкальный язык и драматургия «Бориса» означали полный разрыв с рутиной тогдашнего оперного театра, действие «музыкальной драмы» совершалось отныне специфически музыкальными средствами. Затем в неё снова вплетается первая тема, будто дети не слушаются и продолжают спорить. В 1868 году Гартман вернулся из почти четырёхлетнего путешествия по Европе, куда ездил для совершенствования своего мастерства как стипендиат («пенсионер») Императорской Академии художеств. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. вышел в издательстве В. Бесселя. При этом Мусоргский создает ощущение единства всего произведения при максимальном контрасте музыкального — и мы ясно ощущаем, что и зрительного тоже (картины Гартмана) — содержания пьес.
На многие годы оно стало визитной карточкой группы. У японца Исао Томиты (1975) синтезаторный вариант «Картинок» несмотря на необычное, титаническое звучание тем не менее весьма приближен к оригиналу.
Сюжет пьесы комичен и простоват. Он звуками живописует оживленную сцену, происходящую на одном месте в окружении «броунова движения» толпы, как это можно наблюдать на всяком многолюдном и оживленном рынке. Возникла в Италии на рубеже 16 и 17 веков.
Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Затем, в третьей части, звучит развёрнутая вариация на тему первой части и «Картинки» завершаются грандиозной кодой. Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка— «Еврей в меховой шапке. Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. Появляются знаменитая песня «Блоха», фортепианные пьесы, замысел большой сюиты для оркестра.
В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое и драматичное музыкальное выражение для безысходности и скорби, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Ну нет, сударыня, корова вовсе не бродила ит. д. С раннего детства он, как все дворянские дети, занимался французским и немецким языками, а также музыкой, проявив большие успехи, особенно в импровизации. Резко проявляются аккорды финала. — торжественно, величественно). Применяется в опере, оратории, кантате.
Он простирается приблизительно на один километр от площади Карусель до площади Согласия. В этой пьесе Мусоргский едва ли не балансирует на грани шаржирования. Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы».
Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. (в редакциях Римского-Корсакова подчеркнут именно их декоративно-монументальный аспект), но и глубокие, многозначные историко-философские концепции. Одна группа интонаций как бы угнетает, вторая, наоборот, воодушевляет, активизирует. Несколько позднее появляется «Семинарист», также на собственный текст.
Внимание Мориса Равеля к «Картинкам с выставки» привлёк его друг М. Д. Кальвокоресси. Пьеса воспринимается именно как такого рода оперный финал. Работа настолько увлекла Мусоргского, что весь цикл был написан всего за три недели. В 1875 году его выселяют за неуплату.
По отношению к «Картинкам с выставки» такие высказывания невозможны, но высокое достоинство оркестровки гениального произведения Мусоргского несомненно. Си-бемоль минор. Пионером такой деятельности стал русский источниковед П. А. Ламм, в 1930-х годах издавший клавиры «Бориса Годунова», «Хованщины», а также вокальные и фортепианные сочинения композитора— все в авторской редакции. Затем после перехода наступает абсолютно другая средняя часть пьесы, тихая и тревожная, полная неустойчивых звуков— то ли полёт, то ли ночной лес. Так, во время очередного запоя был задуман и воплощен один из самых значительных циклов в мировой музыке — «Картинки с выставки».
Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни Детская на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием Песни и пляска смерти (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях. Bydlo (польск. «Борис Годунов», написанный по одноимённой драме Пушкина (а также под большим влиянием трактовки этого сюжета Карамзиным), — одно из лучших произведений мирового музыкального театра. Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Оркестровка М. Равеля, сделанная в 1922 г., самая известная, к тому же именно в этой оркестровке «Картинки с выставки» получили признание на Западе.
Старый замок. В стольном городе во Киеве. Специальность Мусоргского— музыка вокальная. Выбранная тональность ми-бемоль минор— достаточно мрачная, но неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фраз придают музыке «игрушечный» оттенок, отодвигая трагическое в сферу сказочности. Ощущение скорби передается диссонирующими гармониями. Богатырские ворота.
Однако, завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. Мусоргский аккомпанирует певице, выступает и с сольными номерами — транскрипциями из «Руслана и Людмилы» и собственных опер. Картины меняются одна за другой, объединяет весь цикл «Прогулка».
Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Как уже говорилось ранее, тема прогулки будет пронизывать сюиту от начала до конца, постоянно изменяясь. Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке»11, усилившейся во 2-й половине 1870-х годов и как следствие— в пристрастии к алкоголю. В музыке — резкие контрасты: fortissimo сменяется piano, оживленные (в исполнении С. Рихтера — стремительные) фразы чередуются с остановками движения, мелодии в унисон противопоставляются эпизодам изложенным аккордово. Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». В XX веке композиторы продолжали обрабатывать музыку Мусоргского, в большей или меньшей степени внося в неё элементы собственного стиля, своё «индивидуальное прочтение».
На ней было представлено более 400 произведений, среди которых были как знаменитые творения автора, так и небольшие зарисовки, часть из которых и вдохновила композитора на создание цикла. Еще до премьеры Бориса он начал работу над второй исторической музыкальной драмой – Хованщиной, которую продолжал сочинять вплоть до 1880 (с перерывами). Прогулка). Моя физиономия в интермедиях видна». С 1876 (а по некоторым данным – раньше) он принялся также за комическую оперу Сорочинская ярмарка по Гоголю, которую писал урывками. В. Стасов, представляя публике «Картинки» и давая пояснения к пьесам этой сюиты, уточнил, что быдло — это польская телега на огромных колесах, запряженная волами.
Композитор закончил работу 22 июня и посвятил ее В. В. создает образ большой жизненности и впечатляемости. Самые масштабные творческие достижения Мусоргского сосредоточены в области оперы, собственную разновидность которой он назвал (в том числе и для того, чтобы его творения в этом жанре не вызвали ассоциацию с господствовавшей в России концертно-романтической оперной эстетикой) «музыкальной драмой». Но все резко обрывается фортиссимо тромбонов и тубы интонирующих один звук — си. Вторая тема наполнена жалобными интонациями. Именно этим объясняется первоначальная резкая критика «Бориса», увидевшая в новациях драматургии «неудачное либретто», а в музыке— «многие шероховатости и промахи».
Любовная лирика как таковая привлекала его мало15. Термин «оркестр» в 17-18 веках заменил распространенный в странах Европы термин «капелла». Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает.
В 1858 Мусоргский вышел в отставку, чтобы полностью посвятить себя музыке. Тюильрийский сад. Затем обе темы звучат в контрапункте, с сохранением контраста между ними, одновременно в двух разных тональностях (ре-бемоль миноре и си-бемоль миноре). двойной репетицией — относится к 1820-м годам. Для данного номера характерна политональность. Указание «maestoso», медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность.
Однако при жизни Мусоргского «Картинки» не были опубликованы и никем не исполнялись и лишь через пять лет после его смерти вышла первая публикация под редакцией Римского-Корсакова. Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. Но оперу отвергают: она слишком нетрадиционна.
В 1856 году Мусоргский окончил школу и был определен на службу в лейб-гвардии Преображенский полк. Однако широкой известности произведение тогда не получило, пианисты долго от него отмахивались, не находя в нем «привычной» виртуозности и считая его неконцертным и нефортепианным. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Действительный член Академии художеств с 1903. Не случайно существует много оркестровок этого сочинения.
Мусоргский так выстраивает весь цикл, что абсолютно избегает какой бы то ни было симметричности и предсказуемости. Зато в следующем году его захватывает сюжет «Саламбо» по роману Флобера, только что вышедшему в русском переводе. В 1878 году жизнь Мусоргского на некоторое время вошла в относительно нормальную колею. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. 2) Сокращение слова клавираусцуг (от немецкого Klavier — фортепьяно и Auszug — извлечение), переложение партитуры оперы, оратории и других произведений для пения с фортепьяно, а также для одного фортепьяно.
По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается. Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. В конце в исполнении этой пьесы движение еще большее ускорение и на гребне этого вихря мы «влетаем» в римскую гробницу.
музыкально-драматические жанры. Фортепианный цикл был создан очень быстро — за три недели июня 1874 года. Продолжается работа над «Сорочинской ярмаркой» и «Хованщиной». «живой беседе с людьми» и считал своим долгом говорить людям правду, которую он противопоставлял самодовлеющей красоте чистого искусства. Первые опыты — романс «Где ты, звездочка», замысел оперы «Ган-исландец».
Во всяком случае, гном Мусоргского ожесточеннее гномов Листа или Грига. «Картинки с выставки» оркестровались много раз, но наиболее удачно эту деликатную задачу удалось решить Морису Равелю. Эта короткая пьеса – живая жанровая сценка. Многие современники находили авторскую — фортепианную — версию «Картинок» произведением не фортепианным, неудобным для исполнения. Между тем у Модеста Петровича развивалась алкогольная эпилепсия в феврале года 1881 он был помещен в Николаевский солдатский госпиталь, где умер месяц спустя. Фортепьяно было изобретено в начале 18 века.
Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Богатой колоритностью отмечены песни Калистрат, Колыбельная Еремушки (слова Николая Некрасова), Спи-усни, крестьянский сын (из Воеводы Александра Островского), Гопак (из Гайдамаков Тараса Шевченко), Светик Савишна и Озорник (обе – на слова Мусоргского), Блоха и другие. Рынок. Прочтение же исполнителями высвечивает эти пьесы по-разному.
Название «романс» носят и некоторые инструментальные пьесы напевного характера., «Ночи на Лысой горе», «Картинок с выставки». Если не знать авторского названия этой пьесы, то в оркестровке М. Равеля — чрезвычайно изобретательной — она предстает скорее портретом сказочного великана и уж во всяком случае никак не музыкальным воплощением образа елочной игрушки (как это у Гартмана). Эта первая редакция Бориса Годунова была отвергнута императорской сценой, что побудило Мусоргского радикально переделать оперу, введя в нее целый «польский» акт и новый финал – народный бунт («Под Кромами»), а также во многом изменить и другие сцены. Необычные краски придают особый оттенок колдовства, волшбы. И этот контраст вносит данная пьеса.
Пение без слов — вокализ. Тональная неустойчивость определяет драматичность номера сюиты. «Лимож. Балакирев заставил Мусоргского обратить внимание на музыкальные занятия. А. Прюньер указывает другую — 8 мая 1922 года. ).
В это время создается мрачный исполненный тоски цикл «Без солнца» на стихи Голенищева-Кутузова. Если «он» не попусту жил, а создавал, так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением «утешения» примиряться с тем, что «он» перестал создавать. Ну, как же из Киева не вспомнить о завершающих цикл «Богатырских воротах (В стольном городе во Киеве)». Наименование «Могучая кучка» дал кружку его идеолог — критик В. В. Стасов. На профессиональной оперной сцене «Хованщина» была поставлена впервые в 1897г. В 1976 году был отремонтирован амбар, а реставрационные работы в людской комнате были завершены к 1984 году. Первый номер словно рисует шаги.
Ещё до премьеры, в январе того же года петербургский нотоиздатель В. В. Бессель опубликовал оперу (в клавире). Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Некоторые исследователи усмотрели архитектурно-симметричное (еще один поклон Гартману. ) построение сюжетов цикла: «по краям» стоят главные темы («Прогулка» и «Богатырские ворота»), за ними ближе к центру идут сказочные образы (Гном и Баба-Яга), далее – «французские» сюжеты («Лиможский рынок», «»). Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Ми-бемоль минор. Поездка благотворно действует на музыканта. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. На не сохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление.
Великий архитектор. Без перерыва, attacca, резким контрастом вступает следующий номер — «Катакомбы (Римская гробница)». Мусоргский — гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено.
Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Абсолютно удивительное и невероятное. Затем происходит точный повтор первой части (с пометкой «Da capo»), достаточно редкий для Мусоргского, но типичный для такой формы.
Интерпретирует их композитор по-своему. осталась ненаписанной, а Стасов и Балакирев сошлись во мнении, что Мусоргский — «почти идиот». Граница, проходящая со стороны сада и отделяющая его от усадьбы, достаточно четко размечена несколькими посадками из нескольких рядов елей. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Стасов надолго едет за границу.
Впрочем, как уже отмечалось, в фортепианной фактуре «Картинок» есть черты оркестральности, это создавало благоприятные предпосылки для работы вдумчивого и вдохновенного художника, каким и был Равель. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». репертуарный комитет, состоявший преимущественно из иностранцев, забраковал оперу без объяснения причин9 по сообщению Э. Направника (который был членом комитета), причиной отказа от постановки стало отсутствие в опере «женского элемента»10. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Нет и не может быть покоя, нет и не должно быть утешений — это дрябло». Архитектура дома строго выдержана в стиле позднего классицизма.
У Мусоргского своя логика: богатый говорит низко и весомо, бедный – в высоком регистре и суетливо. Друзья — В. Жемчужников, Т. Филиппов, В. Стасов и М. Островский (брат драматурга) — складываются на ежемесячную стипендию в 100 рублей, чтобы он смог закончить «Хованщину». В 9 лет он уже играл концерт Дж. В советских изданиях эта пьеса печаталась под названием «Два еврея, богатый и бедный».
Последнее слово оказывается за богачом. Сад Тюильри — это место в центре Парижа. Это последнее знакомство оказывает решающее воздействие на всю его дальнейшую жизнь.
Чередование номеров проводится по контрастному принципу. Комическая опера продвигается с трудом: слишком мало вокруг поводов для веселья. Мусоргский.
Думаю, что даже плохое VHS-качество выступления Кадзухито дает представление о том, как «Картинки» звучит на гитаре (уникальная запись 1984г. ). 2) Стихотворные произведения в отличие от художественной прозы (например, лирика, драма или роман в стихах, поэма, народный эпос древности и средневековья). Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. И интонации здесь двух типов: злобно-залихватские, пугающие, пронзительно-резкие и бодрые, весело призывные.
Уволившись из «лесного ведомства» (где с 1872г. Другая группа друзей выплачивает по 80 рублей в месяц под обязательство окончить «Сорочинскую ярмарку». Это придает портрету особую глубину и драматичность. Руководство департамента, где он служил, предоставило ему отпуск для концертной поездки на юг России в качестве аккомпаниатора певицы (контральто) Дарьи Михайловны Леоновой (1829-1896). Письма пестрят яркими (иногда с использованием обсценной лексики) стилистическими характеристиками современных музыкантов, критическими замечаниями по поводу музыкальных сочинений разных эпох и стилей. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». Goldenberg— золотая гора), в другом— простое, местечковое имя Шмуйле. На стихи Голенищева-Кутузова он создает вокальный цикл «Песни и пляски смерти».
Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад ещё более «осветлён» повышенной 4-й ступенью, ритм напоминает детские считалки и дразнилки. Мусоргский загорается идеей воплотить в музыке противников Могучей кучки. Один из лучших джазовых музыкантов современной России, А. Ростоцкий записал альбом «Прогулки с Мусоргским», где знаменитые темы «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского звучат в исполнении джазового трио. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман. Оригинальное либретто «Хованщины» посвящено событиям раннего периода царствования Петра I. Монументальное по замыслу произведение (Мусоргский назвал его «народной музыкальной драмой») осталось неоконченным. Запечатлел живые человеческие образы также в песнях — драматических сценках, в которых обращался к социально заостренным темам из народной жизни («Калистрат», «Сиротка»). Эпистолярия Мусоргского была издана в советское время неоднократно, неизменно с купюрами. др.
В 17-18 веках возникли «сухой речитатив» (в сопровождении аккордов клавесина) и «аккомпанированный речитатив» (с развитым оркестровым сопровождением). и музыкой оперы «Саламбо» по одноименной повести французского писателя Гюстава Флобера. В период между созданием первой и второй редакций Бориса Мусоргский написал свой первый вокальный цикл Детская (1868 – 1872) позднее появились два других цикла: Без солнца в 1874 и Песни и пляски смерти в 1875 – 1877. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Благодаря этой помощи летом 1880 года «Хованщина» почти дописана в клавире. У Мусоргского эта пьеса производит впечатление чего-то более зловещего, чем просто елочная игрушка: аналогия с нибелунгами (порода карликов, живущих глубоко в горных пещерах — персонажи «Кольца нибелунга» Р. Вагнера) не кажется такой уж нелепой. Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж. В 1971г клавишник Кейт Эмерсон со товарищи по трио Эмерсон, Лэйк и Палмер исполнил «живьем» рок-переложение «Картинок» с вкраплениями своих композиций и даже песен. Средняя часть наполнена светом, который вновь сменяется мрачными оттенками. Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе».
Это характеризует и трактовку музыкального материала «Прогулки»: слушатель (он же зритель) то остается под впечатлением от услышанного (увиденного), то, наоборот, как бы стряхивает с себя мысли и ощущения от увиденной картины. К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать, как он сам выражался, «музыкусом». Деятельность «Могучей кучки» стала эпохой в развитии русского и мирового музыкального искусства». В основу положена тема прогулки, которая звучит медленно и трагично.
В ходе исторической эволюции выработаны разнообразные оперные формы: ария, речитатив, вокальный ансамбль, хоры, оркестровые номера (увертюра, антракты). Известно, что при жизни Гартман подарил композитору два своих рисунка, сделанных, когда художник был в Польше: «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Равель обратился к оркестровке «Картинок с выставки», уже имея опыт работы над партитурой «Хованщины». Усадебный дом представлен одноэтажным и оснащенным мезонином. Юмор ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому (в сказке про «Козла», в долбящем латынь «Семинаристе», влюблённом в поповскую дочь, в музыкальном памфлете «Раёк», в песне «Спесь»16 и др. ). Поскольку последний был уверен, что ноты Мусоргского содержат ошибки и упущения, которые необходимо исправить, то эта публикация не вполне точно соответствовала авторской рукописи, в ней было определённое количество редакторского «блеска».
Е сли в пьесе «Лес» А. Н. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга) У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Сказочность и мифологичность отчётливо проявляются в пьесе. Мусоргский не занимался музыкальной критикой (как Кюи) и музыковедением (как Одоевский). Движение довольно медленное и тяжелое. Среди его учеников, .
Расцвет фортепьянного исполнительства — 19-20 века. Это вызывает душевный подъем, новую творческую активность. Еврейской музыке особый колорит придает, наряду с характерной ритмикой (что передано в этой пьесе), наличие двух увеличенных секунд (так называется интервал между соседними звуками звукоряда), что делает более острыми тяготения одних звуков в другие и тем самым придает музыке более экспрессивный характер. Забавную пьесу «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский назвал скерцино – маленькое скерцо (сравните: шутка – шуточка). Виктор Александрович Гартман (1834–1873) был выдающимся русским архитектором и художником. Единственное, что останется неизменным, это народный склад и величавость.
Посещение Мусоргским выставки послужило толчком к созданию музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Однако композитор, показав бабу-ягу с этой стороны (ремарка в начале пьесы: feroce — свирепо), повел повествование и в иную плоскость, противопоставив идее разрушения идею роста и победы добрых начал. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. Да черт с твоею мудростью.
Оркестровка «Картинок с выставки» выполнена не только с исключительной изобретательностью, но и верностью характеру подлинника. Необходима срочная госпитализация. Достаточно плавным переходом к праздничному финалу можно считать номер «Избушка на курьих ножках».
Ну да, сударыня, корова бродила по соседству. Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, вот таким образом на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Старый замок»). Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело абсолютно готовую музыку. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи».
Окончив еев1856году, Мусоргский стал служить влейб-гвардейском Преображенском полку, азатем вразличных государственных учреждениях. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский по виду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть из них. на сюжет из российской истории. В первый раз музыкальный материал этого вступления излагается полностью в дальнейшем мотив «Прогулки» в разных вариантах: то спокойном, то более взволнованном — используется в качестве интерлюдий между пьесами, что замечательно выражает психологическое состояние зрителя на выставке, когда он переходит от одной картины к другой.
В честь спасения императора Александра II от неудачного покушения был организован конкурс проектов ворот в Киеве. В 1857 году Модест познакомился с композитором Александром Сергеевичем Даргомыжским и Ц. Кюи, а через них — с композитором, пианистом и дирижером Милием Алексеевичем Балакиревым (которого уговорил преподавать ему основы композиции) и с художественным и музыкальным критиком Владимиром Васильевичем Стасовым. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов – прыжки, бег их нежный щебет. Став офицером гвардии, приобрел известность и как талантливый музыкант-любитель – пианист и композитор вскоре Мусоргский познакомился с М. А. Балакиревым, впоследствии главой Новой русской музыкальной школы («Могучей кучки») и начал брать у него уроки композиции (занятия эти, однако, не были систематическими). Осознание этого, в общем, простого факта важно не само по себе, а из-за тех выводов, которые из него проистекают: сравнение фортепианной версии (в исполнении С. Рихтера) с оркестровой (инструментовка М. Равеля) наводит на мысль, что у Рихтера, который этот контраст скорее сглаживает, нежели подчеркивает, участниками сцены являются только дети, быть может, мальчики (их коллективный портрет нарисован в крайних частях) и девочки (средняя часть, более грациозная по ритму и мелодическому рисунку). Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». Но дальше музыка изменяется: композитор хочет показать нам больше, чем художник.
Как хорошо работается». Dispute denfants aprs jeux (фр. Редакции Римского-Корсакова способствовали популяризации музыки Мусоргского в России и за границей, однако заметно помешали более глубокому пониманию подлинного, «неотшлифованного» Мусоргского.
Дидро, Г. Э. Лессинг). Критического издания писем Мусоргского нет. Лишь настойчивость певицы Ю. Платоновой избравшей оперу Мусоргского для своего бенефиса, помогает «Борису Годунову» увидеть свет рампы. Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Так же создавалась и опера «Борис Годунов». Его высочайшие достижения — оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».
Они пытаются «летать» – танцевать, но до «звезд» им еще далеко. Вскоре в Петербурге были публично исполнены его первые сочинения: скерцо си-бемоль мажор (сочинено в 1858 исполнено под управлением Антона Рубинштейна в 1860) и хор из трагедии Царь Эдип Софокла (сочинен в 1859 исполнен в 1861). Музыка Мусоргского оказала огромное влияние на все последующие поколения композиторов. С фортепино и рок-составом (где все же преобладали клавишные) кажется все понятно, но в 1981г другой японец Кадзухито Ямасита сделал переложение «Картинок» для классической гитары.
Tuileries. был удостоен звания академика. В 1922 году Равель рассказал Сергею Кусевицкому о малоизвестных тогда «Картинках с выставки» и попросил его заказать ему оркестровку цикла. Следующий год приносит как большую творческую удачу — фортепианный цикл «Картинки с выставки», созданный под непосредственным впечатлением от посмертной выставки Гартмана, так и новое большое горе.
Ряд жанров комической оперы часто содержит разговорные диалоги. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Надо отдать должное изобретательности Гартмана, сумевшего найти форму для невылупившихся птенцов этот его рисунок — эскиз костюмов для персонажей балета Г. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 г. Внезапно веселый говор кумушек («Лиможский рынок») обрывается.
в Вене». Катакомбы. В скорбном си миноре звучит измененная тема «Прогулки» в обрамлении тихих тремоло и аккордов духовых, напоминающих хорал. Обе большие оперы Модеста Петровича — не просто яркие, величественные и до известной степени «экзотические» произведения для музыкального театраТеатр (от греческого theatron — место для зрелищ, зрелище) — род искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.
Типичны виртуозная сольная партия, состязание солиста с оркестром. В названии оба персонажа носят одно и то же имя, в одном случае солидно звучащее европеизированное Самуэль, с добавкой «дорогой» фамилии (нем. У Мусорянина (так Стасов ласково называл Мусоргского. Занимался игрой на фортепьяноФортепьяно (итальянское fortepiano, от forte — громко и piano — тихо) — общее название клавишных музыкальных инструментов с молоточковой механикой (рояль, пианино). Гном). В том же году поступил в гвардейский Преображенский полк.
На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» – ученики балетной школы. Больничный халат, растрепанные волосы и борода не отвлекают нас от лица абсолютно больного человека. Вскоре, однако, Мусоргский вернулся к творчеству.
– VII-X. Хочу скорее и надежнее сделать. У Даргомыжского он знакомится с Кюи и Балакиревым.
— А. М. ) сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами). Оперное мышление проникло и в «Картинки» и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». Вновь контраст: волов сменяют птенцы. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Опять биток (с хреном для слезы) из человеческого самолюбьица. Стасову композитор сообщал: «Гартман кипит, как кипел «Борис», — звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге.
Таким образом прослеживается сквозная форма произведения, оно непрерывно развивается. Стасов при публикации изменил название пьесы на «Два польских еврея, богатый и бедный». Его звучание в течение долгого времени создавало настроение некой застылости. Среди сочинений: опера «Сорочинская ярмарка» (1874-1880, окончена Цезарем Антоновичем Кюи, 1916), фортепианный цикл «Картинки с выставки» (1874), вокальные циклы «Детская» (1872), «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (1877).
Тремоло в высоких регистрах создает атмосферу напряженности. Вторая редакция Бориса Годунова (1872) была поставлена в Мариинском театре 8 февраля 1874. Отсюда — характерный для музыки М. П. Жизнь композитора становится все более трудной и беспросветной. Художественные заметки о всемирной выставке 1873 г.
Их международному признанию способствовало восхищённое отношение Дебюсси, Равеля, Стравинского, членов так называемой «Шестёрки», а также антрепренёрская деятельность Сергея Дягилева, который впервые за границей поставил оперы в начале XX века в рамках своих «Русских сезонов» (в Париже). Они по-дружески делят время за роялем, оба пишут оперы на сюжет из русской истории (Римский-Корсаков создает «Псковитянку») и, очень разные по характерам и творческим принципам, прекрасно дополняют один другого. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Поход Мусоргского на выставку стало толчком к созданию этакой музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее.
Именно к его интерпретации обращаются сегодня многие гитаристы. Мусоргского. Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститеся», поданным более камерно, в строгом четырехголосии деревянных инструментов. Его угнетают бесконечные хлопоты, связанные с постановкой «Бориса Годунова», утомляет необходимость служить, теперь в Лесном департаменте. Приехавшие Стасов, Римский-Корсаков и Бородин застают его в бреду. (Это особенно ярко передано в оркестровой версии «Картинок с выставки» в инструментовке М. Равеля. ) Сам композитор обозначил характер музыки словами: Maestoso.
Первоначально публиковался в виде отдельной книжечки (отсюда название). С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Что он видит: старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур. Исключительной драматической силой отличается вокальный цикл «Песни и пляски смерти» (1875—1877 слова Голенищева-Кутузова «Трепак»— картина замерзающего в лесу подвыпившего крестьянина «Колыбельная» звучит от лица матери у постели её умирающего ребёнка ит. д. ). Вскоре М. М. Тушмалов (1861—1896) при участии Римского-Корсакова оркестровал главные части «Картинок», оркестровый вариант был издан, премьера состоялась 30 ноября 1891года и в таком виде они довольно часто исполнялись в Петербурге и Павловске, причём финал исполнялся оркестром и как отдельная пьеса.
4 (16)апреля1866 года на Александра II было совершено неудачное покушение, в дальнейшем официально называвшееся как «событие 4 апреля».