И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Говорит портретом Репин любителям музыки Мусоргского, зависимость тоже не забудьте. Офорт с портрета исполнен И. Е. Репиным в 1886 в связи с установкой надгробного памятника Мусоргскому в Александро-Невской лавре в Санкт Петербурге.
Как это случилось. 154–155). Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Бестрепетность, с которой Репин фиксирует черты больного лица, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни.
За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Пирогова (1881). «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3).
Мусоргского. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Е. Репин и В. В. Стасов. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre.
Печально есть. Я попытался разрешить ее в опере». Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами. Холст, масло. Я попытался разрешить ее в опере».
Тонкие длинные пальцы говорят о его тонкой натуре. аль сам надорвешься. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. 89 x 68 см.
Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить». Мусорянин» (3).
Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. 154–155). Портрет Антона Григорьевича Рубинштейна (1909-1915). Государственный Русский музей (Петербург)Репина с Толстым связывали многолетние дружеские отношения. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот.
И. Репин. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский по виду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Толстой несколько раз позировал ему в саду. Характер портрета – отражение духовных исканий писателя: в то время он стремился к «опрощению», часто занимался крестьянским трудом. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. накладывает их очень легко жидко разведенной краской. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881.
Всё это выдаёт в нём целеустремленность ученого и борца, его ум, крутой нрав. Репин. 63). Третьякова (1883).
«Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Кажется, такая колоритная фигура должна удаваться легко, но этого почему-то не случалось. Репин. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта.
Все же Репин показал портрет Тургенева на VII Передвижной выставке в Москве в 1879 году. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Ф. Шаляпин в роли Бориса Годунова. Я счастлив, что видел эту сцену.
Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. И вот счастье поблагоприятствовало портрету: в начале поста для Мусоргского наступил такой период болезни, когда он посвежел, приободрился, повеселел, веровал в скорое исцеление и мечтал о новых музыкальных работах, даже в стенах своего военного госпиталя. Он восторженно отзывался о нём в своих мемуарах.
В этом человеке виден ум, большой жизненный опыт и грусть. Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами. Рядом справа его фотография с братом в 1858 году.
Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. И замысел удался – и премьера оперы и все последующие спектакли проходили в переполненных залах. И замысел удался – и премьера оперы и все последующие спектакли проходили в переполненных залах. так удавались портреты творческих людей. Письма».
Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. В 1881 году И. Репин жил в Москве. Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям.
Среди его учеников, . Севастопольский художественный музей им. Неужели это он.
«Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Это моя задача. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Судя по письмам Третьякова, этот портрет значительно больше нравился коллекционеру, но по каким-то причинам он его не приобрел. На этот раз Репин пытался «схватить» писателя, но, сам признавался, что «все это были неудачные потуги и из этого ничего особенного не вышло».
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Многие портреты он создал по заказу П. М. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. И этот портрет сталсвоеобразным подведением итогов, словно на нем запечатлена история всей жизниМусоргского.
Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Е. Репин и В. В. Стасов. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар.
Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). Его поместили в больницу. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. «Искусство», 1946, стр.
Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. «Искусство», 1948, стр. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство.
В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Холст, масло. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Холст, масло, 101 x 77 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин долгие годы дружил со Стасовым. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова.
Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Когда художник узнал о тяжёлой болезни Мусоргского, он посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Это уже восходит к чему-то божественному, возвышенному.
Он являлся и величайшим пианистом, положил начало мировой славе русского пианистического искусства. Рубинштейн изображён на этом портрете в процессе своей работы, в момент творческого вдохновения. Письма». Левый плохо видящий глаз чуть прищурен.
Ведь он не думал о смерти. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. И. Репин. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. И. Репин.
Одетый, бывало, с иголочки, шаркун, безукоризненный человек общества, раздушенный изысканный, брезгливый. » — так описывал Репин несчастливую долю великого композитора. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро.
Находясь под большим впечатлением от общения с Толстым, Репин писал его дочери: «Как бы ни унижал себя этот гигант, какими бы бренными лохмотьями не прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виден Зевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». Художник работал над этим портретом почти 10 лет. Вдруг пройти молчанием такого слона. Полотно выполнено в светлом, легком и прозрачном колорите. И. Репин. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю.
И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Композитору довелось пережить и разгромные рецензии на опережающую свое время музыку, смерть матери и смерть любимой женщины имя которой он никогда никому не называл и постоянную нужду в деньгах. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. На лице мягкая и какая-то чуть виноватая детская улыбка. Стасова называли «идейным вождём» русского реализма, но он бы бескомпромиссным противником «искусства для искусства». И. Репин.
В задумчивой печали одутловатого от болезни лица заключено богатое содержание и глубокая человечность. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Репин изобразил Третьякова в его обычной позе: когда он внимательно кого-то слушал, он скрещивал на груди руки.
После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо». Среди его учеников, . Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3).
Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета. Среди его учеников, . Но этот портрет всё-таки был создан.
Глаза его светились умом и не лишены были юмористического оттенка, а манеры отличались. Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе.
Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. Это моя задача. В такую-то пору увиделся с Мусоргским Репин.
1884 – 1888Холст, масло, 160, 5x167, 5Государственная Третьяковская галерея», к которой близок и по своему светлому легкому и прозрачному колориту. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Приветливый добрый взгляд обращён к зрителю. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Николай Иванович Пирогов (1810-1881) – русский хирург и учёный-анатом, основоположник русской военно-полевой хирургии, основатель русской школы анестезии. Портрет хирурга Н. И.
Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. А. Г. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см.
Среди его учеников, . И. Репин. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. Надо сказать с глубокою благодарностью: всем этим он был обязан доктору Л. Б. Бертенсону, который относился к нему не только как к пациенту вообще, но еще как к приятелю, другу, к человеку с историческим значением.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Холст, масло 251 х 160 см. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". П. А.
«Искусство», 1948, стр. Кропоткин так описывал внешность писателя: «Внешность Тургенева хорошо известна. По свидетельству Репина, Стасов был «грозою многих критиков, его боялись».
И. Суриков. Все, знавшие Мусоргского, «были в восторге от этого портрета, – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь характер, весь внешний облик Мусоргского». Через 11 дней после окончания работы Мусоргский умер. В. В. 47). И. Репин. И. Суриков.
Сходство черт лица и выражение поразительны. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. По всем признакам судя, Репину в нынешний приезд надо было торопиться с портретом любимого человека: ясно было, что они уже более никогда не увидятся.
Ему 17 лет. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Портрет П. М. Государственный Русский музей (Петербург)На протяжении всей своей жизни художник занимался портретной живописью. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. Мы знаем Мусоргского как гения музыки, повелителя мелодии. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи.
Они уже давно были знакомы через Стасова. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями.
Как это случилось. Холст, масло. Портрет И. С. Тургенева (1879).
Вдруг пройти молчанием такого слона. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Портрет В. В. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. 78 х 63 см. 63). И. Репин. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого».
Портрет Николая II (1896). Среди его учеников, . Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза. Только ковырни – напляшешься – если истинный художник.
47). Холст, масло. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. КрошицкогоЭто второй портрет Тургенева кисти Репина.
Действительный член Академии художеств с 1903. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Голенищева-Кутузова.
Рубинштейна писал он несколько раз, он дружил с этим известным композитором и пианистом. Антон Григорьевич Рубинштейн основал Русское музыкальное общество и первую русскую консерваторию в Петербурге, был её директором и профессором. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. 71, 8 x 58, 5 см. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Это придает портрету особую глубину и драматичность.
Переписка с П. М. Третьяковым». Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. П. М. Решив создать большое полотно, художник начал работать над произведением в Ясной Поляне. Я попытался разрешить ее в опере».
А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. 207 х 73 см.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте.
Стасова (1873). И. Е. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Я счастлив, что видел эту сцену.
Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». И. Репин. В 1881 году у него случился приступ белой горячки.
Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Портрет композитора М. П.
Репин раскрывает поразительный контраст жизни внутренней и внешней. «Искусство», 1946, стр. Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. создает образ большой жизненности и впечатляемости.
Переписка с П. М. Третьяковым». Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. Модест Петрович больше не служил. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. А 28 марта композитор скончался. Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро.
Лев Николаевич Толстой босой (1901). Сходство черт лица и выражение поразительны. Холст, масло, 64, 5 x 53, 4 см. Так-то, коренник.
Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Мусоргского (1881). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Это моя задача. В нём он передал состояние сосредоточенности, самоуглубленности писателя. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни.
По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. 216 x 136 см.