Знакомство И. Е. Репина и М. П. Мусоргского состоялось в самом начале 1870-х при содействии В. В. Стасова, до отъезда Репина в качестве пенсионера ИАХ за границу. И. репин посетил Николаевский военный госпиталь, где находился Мусоргский и в течение четырех дней писал знаменитый портрет композитора. Офорт с портрета исполнен И. Е. Репиным в 1886 в связи с установкой надгробного памятника Мусоргскому в Александро-Невской лавре в Санкт Петербурге. Известно, что Репин дружил с Мусоргским и был поклонником его таланта.
Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. В 1881 году у него случился приступ белой горячки. Некоторые критики писали, что в глазах композитора на этом портретезвучит его музыка – неукротимая и мощная.
Полотно выполнено в светлом, легком и прозрачном колорите. Я счастлив, что видел эту сцену. Его второе название родилось из критической статьи Владимира Стасова: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Написал Мусоргского – Мусоргский тотчас же умер.
Действительный член Академии художеств с 1903. Все захохотали. Это придает портрету особую глубину и драматичность.
В Европе с ее удивительными вещами, я чувствую себя таким же Садко. Я пишу его на этом кроваво-огненном фоне. Репин перечитывает их запоем, с удовольствием. Не понимаю — это страшно меня взорвало («И.
«Кавказский пленник» Кюи стал первой русской оперой в Бельгии, за музыку к «Флибустьеру» после парижской премьеры композитора наградили Командорским крестом ордена Почетного легиона Франции. Ни Стасов, ни Мусоргский еще не знали самого для них важного: парижских работ Коренника. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузыкаТематические подборки раздела МузыкаТематические подборки раздела Музыка«Могучая кучка» русских музыкантовКружок Милия Балакирева «Новая русская музыкальная школа» появился в 1862 году.
Премьера первой оперы молодого композитора «Вильям Ратклиф» прошла в 1869 году в Мариинском театре. Столыпин был в то время премьер-министром и мы его ненавидели.
Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Мусоргского (1839–1881) для потомков. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Скончался композитор 6 марта 1881.
За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см.
Он вернулся через три года и под влиянием руководителя «Могучей кучки» начал писать музыку с национальным славянским колоритом. так удавались портреты творческих людей. И. Суриков. А Пирогов. Он счастлив на родине.
На этом лице живыми остались лишь глаза. Цезарь Кюи начал писать музыку в 14 лет. Правда, здесь вряд ли уместно говорить о мистицизме. Репин. Ведь он не думал о смерти. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи.
Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств. Бородин первым ввел в романсы сюжеты русского богатырского эпоса. Репиным, далека от традиционного понимания репрезентативного портрета.
Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. 47). Картину же отреставрировали. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). 154–155). Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства». При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление.
Среди его учеников, . Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. Уже в ту пору в шумном доме Мамонтовых установилась традиция домашних спектаклей для детей и для взрослых, в которых принимал участие как исполнитель, драматург и режиссер сам Мамонтов, члены его семьи и друзья: артисты, певцы, художники. Голенищева-Кутузова.
Богатой колоритностью отмечены песни Калистрат, Колыбельная Еремушки (слова Николая Некрасова), Спи-усни, крестьянский сын (из Воеводы Александра Островского), Гопак (из Гайдамаков Тараса Шевченко), Светик Савишна и Озорник (обе – на слова Мусоргского), Блоха и другие. «Искусство», 1948, стр. Но на этом трагедии не закончились. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". А 28 марта композитор скончался.
По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. В кругу кучкистов любили и исполняли Садко. Это моя задача. Гениальный композитор, автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», предстает как глубоко трагическая личность. Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами.
Репин словно и не думает о том, чтобы увековечить образ М. П. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. По желанию отца он стал военным, но продолжал создавать музыкальные произведения. Так-то, коренник.
Переписка с П. М. Третьяковым». Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя.
Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. — говорил Мусоргский Стасову, сам уже глубоко и проницательно изучивший в работе над Хованщиной XVII век: Если бы она, т. е. Софья из опочивальни вошла в молитвенную келью и, увидев братнины безобразия, как тигрица кинулась бы к окну и отвернулась, а глаза ее сошлись бы у самой переносицы и застыли и она бы застыла сама с зачугуневшими кулаками, — я понял бы художника, я узнал бы Софью.
Именно с этой картиной Репина приключилась жуткая история. Молодой барин Модест, едва покинув родовое гнездо и переселившись встолицу, быстро превратился в опустившегося богемного персонажа, «перекати-поле» без семьи, без постоянного заработка, без дома. Он учился играть на флейте, фортепиано и виолончели. А Мерси дАржанто. В середине июля 1876 г. Репин возвращается в Россию. История всей жизни в одном портрете: какие тайны композитораМусоргского удалось запечатлеть РепинуИ. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Как это случилось.
Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. В живописи подобные поиски осуществлялись, прежде всего, в жанре портрета.
Мусоргский влечет его к себе по-прежнему. Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этогопортрета – так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь внешний облик Мусоргского». И. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого».
Александр Бородин получал домашнее образование. Официоз и торжественность портрету придаёт только темно-красный фон. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда.
Модест Петрович больше не служил. Через несколько лет после этого в Европе вышла его книга «Музыка в России» — первое сочинение о русской музыке. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский.
В «Могучей кучке» Балакирева считали руководителем. создает образ большой жизненности и впечатляемости. Сложно сказать, что стало решающим фактором, сломившим его волю. Кромсая в пьяном кураже пушкинскийтекст, композитор вставлял в либретто реплики вроде «Ай, лихонько» и«Митюх, че орешь. » — само собой, чтобы быть ближе к народу.
Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. Галерея выдающихся современников исполненная И. Е. Среди его учеников, . Написал Писемского – Писемский умер. Портрет написан незадолго до смерти тяжело больного композитора.
И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Он заинтересован новой оперой Кюи Анджело и просит Стасова написать ему о ней. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. Поясняя основную тему своей оперы «Борис Годунов», композитор писал: «Я разумею народ как великую личность, одушевленную единою идеею. Его письма к Стасову в Россию полны живого интереса к деятельности музыкального кружка и к новым музыкальным произведениям.
Творческие установки композиторов «Могучей кучки» были близки живописцам Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого был Репин. В 1871 году Крамской вместе с художником Мясоедовым создают Товарищество передвижных выставок. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Неужели это он. Поселившись в Москве, Репин стал часто бывать у Мамонтовых, наряду с другими русскими художниками.
Здесь поклонники мистики явно путают причину со следствием. Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. накладывает их очень легко жидко разведенной краской.
Несмотря на периодические запои, он продолжал вдохновенно творить: сюита «Картинки с выставки», оперы «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оставшиеся незавершенными, – сколько еще гениальных произведений могли бы появиться, если бы смерть не забрала Мусоргского на 43-м году жизни. С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано.
Писался этот портрет со всякими неудобствами: у живописца не было даже мольберта и он должен был кое-как примоститься у столика, перед которым сидел в больничном кресле Мусоргский. Печально есть. Стасов, теперь уже вопреки Крамскому (последний был тронут картиной), не отрицая талантливой экспрессии, с которой была написана Софья, отказывал Репину в умении правильно разрешить историческую тему. 28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался.
В сказочной опере «Садко» композитор описал с помощью музыкальных приемов и фантастический мир и морскую стихию. Вдруг пройти молчанием такого слона.
Я попытался разрешить ее в опере». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить».
В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». 63). Репин смог не только фотографически точно и реалистично запечатлетьвнешние черты позирующего, но и передать саму суть его характера. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Мусоргского. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". 16 января 1913 года молодой иконописец Абрам Балашов разрезал картину ножом, за что его отправили в «жёлтый» дом, где он и умер. Мусоргский был одним из членов объединения «Могучая кучка». Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя.
Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. Среди его учеников, . Они уже давно были знакомы через Стасова. Но главным для художника была жизненная правда.
«Искусство», 1946, стр. Среди его учеников, .
Сходство черт лица и выражение поразительны. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Репин смог не только фотографически точно и реалистично запечатлеть внешние черты позирующего, но и передать саму суть его характера. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
В 10 лет Бородин написал польку «Hlne», а в 13 — концерт для флейты с фортепиано. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи. «Борис Годунов» называют вершиной творчества композитора, произведением, стоящим в одном ряду с шедеврами мирового оперного искусства. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета.
Среди его учеников, . Репин сказал мне: – А этот ваш Ор оказался пророком. Он был дирижером симфонических оркестров и оперных спектаклей.
Сегодня эта картина известна под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В.
Как и Крамской, Стасов видел в Садко неудачное разрешение сюжетного замысла, а в Кафе отсутствие народной национальной струи, — об этом Стасов сказал художнику. Прошло несколько месяцев. Сходство черт лица и выражение поразительны. Все эти годы он писал музыку. Репин в эти годы учился в Академии, посещал концерты, а еще через три года лично познакомился с Римским-Корсаковым и писал его для картины Славянские композиторы. Вспоминаем биографии кучкистов и их произведения.
Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины. Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни Детская на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием Песни и пляска смерти (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях.
Мусорянин» (3). Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Завершая и оркеструя незаконченный материал, Римский-Корсаков произвел много изменений мелодического и гармонического порядка и в законченных автором сочинениях. «Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3).
Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений. В 1881 году И. Репин жил в Москве. В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали.
Оттого-то и портрет вышел у него таков, что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех, у кого есть истинное художественное чувство в душе. Но в музыке ему удалось достичь небывалых высот. В Париже он устал, его парижские работы не принесли ему настоящего творческого удовлетворения и успеха.
Жду с нетерпением. То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. Так же создавалась и опера «Борис Годунов». «Спасибо Илье Ефимовичу. », – зло шутили Сатириконцы. В 1918 году портрет поступил в Радищевский музей Саратова и с тех пор там и находится. Е. Репин и В. В. Стасов. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо».
Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. В 1858 году Александр Бородин получил степень доктора медицины, через год написал научный труд по бальнеологии, а потом уехал в Германию — изучать химию. Ну, скажите, коренной Илья Ефимович, взаправду ли Европа лучше. В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Стасов возбуждает большой интерес художника к этому искателю музыкальной правды.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Слова Стасова Репин принимает как приговор. Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Он сразу поспешил к нему, чтобы написать прижизненный портрет. Так, во время очередного запоя был задуман и воплощен один из самых значительных циклов в мировой музыке — «Картинки с выставки». За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет.
Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Его поместили в больницу. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. аль сам надорвешься. Репин.
Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Письма». Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку.
Он его представил в халате с малиновыми бархатными отворотами и обшлагами, с наклоненною немного головою, что-то глубоко обдумывающим. Вот такие мистические и не очень истории связаны с картинами Ильи Репина. А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась.