«картинки с выставки» были изданы 5 лет спустя после смерти Мусоргского. И ещё одна общая черта: на каждую из этих картинок русский композитор ХIХ века М. П. Мусоргский сочинил пьесу. И хотя «Картинки с выставки» единственное из значительных фортепианных произведений Мусоргского, в нём отражена индивидуальность автора, неповторимая образность его мышления. «картинки с выставки» были изданы 5 лет спустя после смерти Мусоргского. Интересно, что сам Мусоргский в письмах к друзьям называл пьесы «Картинок» словом intermezzo, считая, по-видимому, «Прогулку» ведущей темой и трактуя всю форму как рондо12.
Быдло – в музыке Мусоргского чувствуется непросто тяжесть огромной телеги-двуколки запряженной волами изображенной на картине, но и тяжесть подневольной жизни крестьян, её однообразие. Мусоргского «Картинки с выставки» – оригинальное, не имеющее аналогов музыкальное произведение, которое входит в репертуар самых известных пианистов всего мира. Тема «Прогулки» 1) Мусоргский говорил, что тема «Прогулки» – это его портрет 2) Объединяет в одно целое контрастные пьесы 3) Тема варьируется под впечатлением от увиденной картины 4) Изображает переход от одной картины к другой 5) Между некоторыми пьесами тема «Прогулки» отсутствует. Фортепианная сюита «Картинки с выставки» создана Мусоргским под впечатлением от посмертной выставки произведений его друга, архитектора и художника В. Гартмана.
Картинка 4 «Быдло» («Сандомирский скот», по определению самого Мусоргского). Модест Петрович Мусоргский Презентация Данилова Василия Руководитель Погодина И. П. Школа искусств СОШ 54 г. Чебоксары, 2009 г. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 48» города Курска Тема урока М. Мусоргский сюита «Картинки с выставки» (2 класс, III четверть) Критская Е. Д., Сергеева. В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине: «Моя физиономия в интермедах видна», — писал он Стасову.
«картинки с выставки»— цикл фортепианных пьес русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. «картинки с выставки» широко известная сюита Модеста Мусоргского из 10 пьес с интермедиями, созданная в 1874 году в память о друге Мусоргского художнике. Мусоргский Модест Петрович «Картинки с выставки» Ученица 5-го класса Детской музыкальной школы 2 Мария Хлонина г. Нижний Новгород 2011 год. В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.
Впечатление было настолько ярким, что я долгие годы буквально мечтала хоть одним глазком взглянуть на те картинки, которые вдохновили Мусоргского на создание этого чуда. Название точно соответствует содержанию «Картинки» написаны Мусоргским под впечатлением посмертной выставки художника и архитектора В. К. Гартмана. Модест Петрович Мусоргский 16. 03. 1839 – 28. 03. 1881 Виктор Гартман Первое издание сборника Картинка с выставки Гартмана (1874 изд. Фантазия Мусоргского изобразила мощный динамичный образБабы-Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими» диссонансами (уже в самом первом такте— резкий прыжок на большуюсептиму).
Сюита Картинки с выставки была написана Мусоргским в 1874 году как дань дружбе с художником и архитектором Виктором Гартманом (умер не достигнув сорока лет). Познакомить одноклассников с жизнью и творчеством Модеста Петровича Мусоргского на примере цикла фортепианных пьес «Картинки с выставки». В этом же году «Картинки» получили авторский подзаголовок «Воспоминания о Викторе Гартмане» и были подготовлены к печати, но опубликованы только в 1876 г., после смерти Мусоргского. В этой теме Мусоргский одновременно изобразил и самого себя, переходящего от картины к картине.
Именно посмертная выставка картин друга и дала Мусоргскому идею создать композицию.
Сделанную Гартманом живописную зарисовку аллеи Тю-ильрийского сада с пестрой толпой детей и нянек Мусоргский претворил в скерцозной музыке игровой сценки (H-dur), с ласковым юмором передав в ней и веселый гомон озорной ребячьей возни («ссора детей после игры») и добродушную воркотню озабоченных нянюшек (средний эпизод). У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия. Один из них говорит властно, важно, держится неприступно. Tuileries.
Сравнение музыки Мусоргского с художественными прообразами Гартмана (некоторые дошли до нас в репродукциях, некоторые известны по описаниям) говорит о том, что сюжеты художника значительно преобразованы творческой фантазией композитора. Goldenberg— золотая гора), в другом— простое, местечковое имя Шмуйле. Всё в этой пьесе— мелодия, тональность, ритм, темп— работает на создание ощущения света, простора и душевной чистоты. Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. Прогулка.
Вот эпизод под названием «Гном». Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы. Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии. Доля истины в этом есть. В. Стасов, представляя публике «Картинки» и давая пояснения к пьесам этой сюиты, уточнил, что быдло — это польская телега на огромных колесах, запряженная волами.
Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения. — А. М. ) сначала изображено мрачное подземелье (длинными тянутыми аккордами, часто оркестровыми, с большими ферматами). Неожиданно – начинаются «Катакомбы (Римская гробница)».
Глава со звонницей в виде богатырского шлема, украшение над воротами в форме кокошника. Сколько свежих, не тронутых искусством сторон кишит в русской натуре, ох, сколько. Сходство заключается в заметном нарушении диатоники в «Катакомбах», аналогичном такому же явлению в «Бабе-Яге».
В конце в исполнении этой пьесы движение еще большее ускорение и на гребне этого вихря мы «влетаем» в римскую гробницу. Фортепианный цикл был создан очень быстро — за три недели июня 1874 года. Чередование номеров проводится по контрастному принципу.
Таким образом прослеживается сквозная форма произведения, оно непрерывно развивается. У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Умственные силы, однако, не оставляли его до последней минуты. Динамичный номер завершается взлетом.
Другое всё: вместо moderato, pesante — vivo leggiero (итал. Лицо номера: Алекс Ростоцкий и его новый альбом "Картинки с выставки или Прогулка с Мусоргским Новый музыкальный проект Алекса Ростоцкого является своего рода музыкальным подарком как для любителей классического музыки, так и для поклонников джазовой импровизации. Все постепенно стихает, лишь последняя фраза на фортиссимо, разрушает тишину. Гартмана».
Два последние дня жизни Мусоргского собственно были для него продолжительной агонией. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги». Стремление Гартмана вводить в проекты русские народные мотивы было близко участникам «Могучей кучки», в частности, В. В. Стасову, который пропагандировал идеи Гартмана в печати и знакомил его с друзьями.
В последней на длительном протяжении, на звучании fortissimo при оживленном ритмическом движении бушуют силы, пытающиеся «взорвать» диатонику рефрена, диатонику основного интонационного фона «Картинок с выставки». Модест Петрович больше не служил. Неравномерно расставленные акценты имитируют хромую походку «костяной ноги».
Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Эта короткая пьеса абсолютно отличается по характеру от предыдущей. Кусевицкий загорелся этой идеей и Равель выполнил работу летом 1922 года в Лион-ла-Форе (Lyons-la-Fort). В пределах этого номера выделяется пьеса «С мёртвыми на мёртвом языке».
Мрачная застылость «Катакомб» рассеивается бурливым движением следующей, девятой картинки, уносящей воображение композитора в волшебный мир русской народной сказки. Существенно важную роль в общей «атмосфере» пьесы играет тремоло верхнего голоса. Премьера прошла успешно, но не была принята царской фамилией. Слышны приближающийся скрип повозки, выкрики крестьянина, понукающего волов.
У Мусоргского звучит красивая протяжная меланхоличная мелодия— пометка гласит «очень певуче, скорбно», передающая тоску и тихую печаль. Надо отдать должное изобретательности Гартмана, сумевшего найти форму для невылупившихся птенцов этот его рисунок — эскиз костюмов для персонажей балета Г. Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 г. Работа настолько увлекла Мусоргского, что весь цикл был написан всего за три недели. Стасову композитор сообщал: «Гартман кипит, как кипел «Борис», — звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успеваю царапать на бумаге.
— Затем следует самый веселый и жизнерадостный из номеров сюиты — «Лимож. Избушка на курьих ножках (Баба-Яга). Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Во время работы над сюитой композитор упоминал ее под названием «Гартман», но в конечном итоге она получила заглавие «Картинки с выставки».
Эти рисунки и послужили прототипами пьесы. Сложная Скерцо. Доля истины в этом есть. В это время он жил бок о бок с Римским-Корсаковым. К медленному большому колоколу присоединяются на триолях колокола поменьше, затем— на ещё более мелких восьмых и в самом верхнем регистре— маленькие колокольцы и в разгар перезвона в их мелодию вплетается тема «Прогулки»— тема автора, с которой начинался цикл— обнаруживая своё единство с основной темой этой пьесы. Москва: УРСС, 2003.
После усиления и яркой кульминации с задержкой певучей ноты в верхнем регистре первая часть повторяется сначала и затем (после повтора кульминации) наступает более сдержанная по ритму вторая часть (в терминологии этой формы— трио). Мусоргский усложнил или переосмыслил многие работы Гартмана: подчеркнул социальный конфликт в «Двух евреях», «Быдле» создал философские размышления о жизни и уходящем времени в «Старом замке» образ смерти в «Катакомбах», а в «Богатырских воротах» – воплощение мечты о свободной России. Завершая круг необычайного повествования, «конец с началом сопрягая», здесь вновь является преображенная тема вступительной прелюдии («Promenade»). И нигде настроение не повторяется в точности.
Как будто возникает диалог. Ссора детей после игры»). Интонации жалобы передают ужас от увиденного. Гном кажется злым, жалким испуганным, обиженным.
«Картинки с выставки» – это уникальная сюита, сотканная из фортепианных миниатюр. В музыке изображены быстрые, но неуклюжие движения птенцов – прыжки, бег их нежный щебет. У Мусоргского же предписано allegretto. Его фразу «Моя физиономия в интермедах (то есть в возвращениях Прогулки) видна» не следует понимать слишком буквально. Он уже мечтал поехать в Крым, в Константинополь.
Си мажор. Медленно, на тремоло, скорбно и таинственно звучит преображенная, оминоренная «Прогулка». Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета Юлия Гербера «Трильби» в постановке Петипа в Большом театре в 1871 году. Моя физиономия в интермедиях видна.
Богатырские ворота. Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Вначале звучит широкая русская песенная мелодия, основанная на мотивах «Прогулки», затем она контрастно сменяется тихой и отстранённой второй темой, напоминающей церковное пение. Картины меняются одна за другой, объединяет весь цикл «Прогулка». «Прогулка» возвращается в таком же виде, в каком излагалась первоначально, но тема продлена. — Но вот раздается веселый гомон: это детишки веселятся в одном из парков Парижа («Тюильри»).
Из упомянутых в цикле рисунков ныне можно восстановить шесть. — За этим следует полуфантастическое, полушуточное легкое, грациозное скерцо «Балет невылупившихся птенцов» (он навеян эскизами балетных костюмов). Но вместе с тем Мусоргский придал теме обобщенный характер. В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона читаем: «Укажем еще на ряд музыкальных эскизов под заглавием «Картинки с выставки», написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А.
В этой пьесе Мусоргский едва ли не балансирует на грани шаржирования. Вот эпизод под названием «Гном». Что касается оркестровой версии, то в средней части пьесы в сознании возникает образ нянюшек, то есть кого-то взрослого, кто старается мягко уладить ссору детей (увещевательные интонации струнных). Четвертое проведение рефрена в гармоническом миноре -- начало «возмущений» -- первое проявление влияния хроматических нарушений диатоники и минора пьес-картин на чистую диатонику и мажор рефрена.
Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал. Пьеса основана на эскизеГартманак архитектурному проекту киевских городских ворот. 4 (по старому стилю) апреля1866г. Тональная неустойчивость определяет драматичность номера сюиты.
Оркестровка М. Равеля, сделанная в 1922 году, самая известная, к тому же именно в этой оркестровке «Картинки с выставки» получили признание на Западе. Динамичная пьеса передаёт изломанными ритмом и поворотами мелодии ужимки крадущегося гнома, слушатель «наблюдает», как он перебегает с места на место и замирает. Дети играют в парке, вдруг возникает маленькая ссора. Ладовая природа пьесы -- натуральный минор (gis-moll) с некоторым усложнением в процессе развития в направлении фригийского лада (II пониженная ступень). Мелодическая линия построением фраз напоминает живое пение, остинатный бас (тонический органный пункт) передаёт однозвучный аккомпанемент на лютне, волынке или другом старинном инструменте. Рихтер) и в оркестровке М. Равеля, что дает возможность их сравнить.
С фортепино и рок-составом (где все же преобладали клавишные) кажется все понятно, но в 1981г другой японец Кадзухито Ямасита сделал переложение «Картинок» для классической гитары. Данная пьеса изображающая «базарных баб» и их спор, звучит более энергично, чем детская ссора. Он создал несколько архитектурных проектов (например, Народного театра в Петербурге), сделал рисунки декораций и костюмов для оперы М. Глинки «Руслан и Людмила», участвовал в устройстве Московской политехнической выставки в 1872 г. Вот таким образом рефрен связан с воплощением субъекта переживаний (напомним стасовское его толкование), пьесы-картины -- с объектами переживаний.
Первая грамзапись вышла в 1930 в исполнении Бостонского симфонического оркестра под управлением Кусевицкого. Далее обратим внимание на нисходящий хроматизм в коде пьесы. — живо и легко), вместо массивных аккордов fortissimo в нижнем регистре — игривые форшлаги (мелкие нотки, как бы щелкающие вместе с основными аккордами) в верхнем регистре на piano. В воскресенье ему сделалось лучше. Это — сценка «Два еврея, богатый и бедный».
Эти музыкальные «картинки» Мусоргский связал своей «прогулкой», степенно и неспешно переходя из одного зала в другой, от одной «картинки» к следующей. Рынок» (Лимож — город во Франции. ). Ведь он не думал о смерти.
Можно даже указать на конкретный прототип — хор «Славься», которым завершается «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. Глинки. Одним из лучших друзей композитора был талантливый художник и архитектор Виктор Гартман. Заключительная пьеса цикла Мусоргского «Богатырские ворота» («В стольном городе во Киеве»)- интонационная, динамическая, фактурная кульминация всего произведения. Пьеса «Два еврея, богатый и бедный» изображает разговор богача с бедняком.
Прототипом пьесы послужили эскизы Гартмана к костюмам для балета. Взгляд на нотные страницы невольно наводит на мысль, что «французское» в этом цикле — сад Тюильри и рынок в Лиможе — Гартману–Мусоргскому виделись в одном эмоциональном ключе. было совершено неудачное покушение наАлександра II, которое в дальнейшем стали официально называть «событие 4 апреля». Буквально за три недели он создал эту сюиту для фортепиано. Эта программка – конечно, не ее сюжетными подробностями, а общим характером – вполне соответствует гротескной музыкальной картинке, представляющей толпу лиможских кумушек, азартно обсуждающих «большую новость». Единственное, что останется неизменным, это народный склад и величавость.
Пьеса созданы на основе подаренных Мусоргскому Гартманом двух его рисунков: «Еврей в меховой шапке. Сандомир» и «Сандомирский», созданных в1868г. в Польше. Цикл состоит из десяти характерных пьес, объединенных связками – интермедиями («прогулками», как назвал их Мусоргский). Рисунок Гартмана — один из немногих сохранившихся. Изначально неподвижная фигурка гнома у Мусоргского оживает. У Гартмана был эскиз изящных бронзовых часов в виде избушки на курьих ножках. Грустно и проникновенно звучит в высоком регистре тема «Прогулки». Великий архитектор.
Однако фантазия Мусоргского изобразила абсолютно другое — полет Бабы-Яги в ступе. Его звучание в течение долгого времени создавало настроение некой застылости. Истоки В «Картинках с выставки» Мусоргский опирается на шумановскую традицию программных фортепианных циклов.
Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». Движение довольно медленное и тяжелое. Именно за эту работу он в 1872 г. «Верхней» первой теме противопоставляется более спокойная тема в среднем регистре и с разговорным ритмом, передающая интонацию нянь, пытающихся успокоить детей. Оркестровка «Картинок с выставки» выполнена не только с исключительной изобретательностью, но и верностью характеру подлинника. Еврейской музыке особый колорит придает, наряду с характерной ритмикой (что передано в этой пьесе), наличие двух увеличенных секунд (так называется интервал между соседними звуками звукоряда), что делает более острыми тяготения одних звуков в другие и тем самым придает музыке более экспрессивный характер. Долгие выдержанные аккорды создают обстановку мрачного подземелья. — все время умеренно, тяжело).
В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот вКиеве. — Тяжкие раздумья сменяются контрастной картинкой в народно-фантастическом духе. Рынок» (Лимож — город во Франции. ). Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Джаз-альбом «Прогулка с Мусоргским»Вышел 1 номер 2009 года. Печаль об умершем выражена здесь еще сильнее. Оставить его, больного и одного, в меблированных комнатах было немыслимо.
Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Здесь представлены были жанровые сцены и типы, нарисованные Гартманом в годы его путешествий по Италии, Франции и Польше, а также заимствованные из русской национальной поэзии и жизни. Особенно большую выразительную роль играет форшлаг и дробление сильной доли в трио пьесы. Единство любого циклического произведения (назовем его циклическим единством) зиждется в основном на идейно-образной основе и в гораздо меньшей степени на структурно-тематической.
В «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона читаем: «Укажем еще на ряд музыкальных эскизов под заглавием «Картинки с выставки», написанных для фортепиано в 1874 году, в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В. А. Однако фантазия Мусоргского изобразила абсолютно другое— мощный динамичный образ Бабы-Яги, картину «нечистой силы», наполненную «бесовскими» диссонансами (уже в самом первом такте— резкий прыжок на большую септиму). Звучит продолжение данного номера «С мертвыми на мертвом языке». замок» Куплетная форма. 5. Рынок (Большая новость)» – оживленная болтовня передана изменчивыми интонациями излагаемыми шестнадцатыми в быстром темпе.
Моя физиономия в интермедиях видна». Ми-бемоль минор. Она сродни его невеселым думам. В дополнение отметим симметрию abc c1b1a1 первого цельного мелодического оборота этой пьесы: При этом «а1» представляет собой развитие «b». В основу положена тема прогулки, которая звучит медленно и трагично.
Смерть столь близкого по духу человека привела в ужас музыканта. Однако при жизни Мусоргского «Картинки» не были опубликованы и никем не исполнялись и лишь через пять лет после его смерти вышла первая публикация под редакцией Римского-Корсакова. Образная выразительность проявилась в данном музыкальном номере. В стольном городе во Киеве.
— торжественно, величественно). С тех пор возникало множество своих прочтений этого симфонического шедевра. Мусоргского. Си-бемоль минор. Сюжеты пьес разнообразны и характерны: «Гном», «Избушка на курьих ножках», «Баба-Яга» – сказочные картинки «Ссора детей во время игры», «Быдло», «Два еврея», «Рынок в Лиможе» – бытовые «Старый замок», «Катакомбы» – романтические. Крайние и центральный номера (1-й, 5-й, 9-й) содержат в себе значительные контрастные формы с очень четкими и определенными гранями разделов.
Разумеется, Модест Петрович не мог пропустить данное мероприятие. В первый раз музыкальный материал этого вступления излагается полностью в дальнейшем мотив «Прогулки» в разных вариантах: то спокойном, то более взволнованном — используется в качестве интерлюдий между пьесами, что замечательно выражает психологическое состояние зрителя на выставке, когда он переходит от одной картины к другой. Направника состоялось первое представление "Бориса Годунова". Гартмана». Если не знать авторского названия этой пьесы, то в оркестровке М. Равеля — чрезвычайно изобретательной — она предстает скорее портретом сказочного великана и уж во всяком случае никак не музыкальным воплощением образа елочной игрушки (как это у Гартмана).
К концу пьесы музыка становится все импульсивнее, радостный звон нарастает и в конце концов из недр темных регистров фортепиано рождается огромная звуковая волна, окончательно растворяющая всякие мрачные импульсы и самозабвенно готовящая пришествие самого победного, самого ликующего образа цикла — гимна «Богатырские ворота». Другой -- «принцип множественного и концентрированного действия», означающий, что «существенный художественный результат, важный выразительный эффект. (Слайд 10) Он был одним из немногих друзей Мусоргского. Затем неоднократно возникают интонации скорбного вопроса.
У него оказалось расстройство печени, ожирение сердца, воспаление спинного мозга. Эта картинка — «Катакомбы.
После четвертого проведения рефрена начинает действовать тенденция к большей слитности. в Вене».
Позднее ученик Римского-Корсакова М. Тушмалов сделал оркестровку, но она осталась неисполненной. 1870 году он получил звание академика. Фа мажор. Следующая картинка – «Избушка на курьих ножках» («Баба-яга»). и вдруг, влекомый волшебным порывом исчезает. Его отличали стремление к русской самобытности и богатство воображения.
Особенный колорит создается при помощи цыганской гаммы. Но вот «Прогулка» закончилась и перед нами предстает первая «картинка»- «Гном». Вновь контраст: волов сменяют птенцы. Другой — лебезит, упрашивает, молит.
Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар. Внезапно веселый говор кумушек («Лиможский рынок») обрывается. Важна и симметрия начального периода пьесы. В самом конце противопоставлены две короткие фразы: возглас отчаяния бедняка и грозный окрик богача. Для данного номера характерна политональность.
В самом конце противопоставлены две короткие фразы: возглас отчаяния бедняка и грозный окрик богача. И это не просто технический эксперимент Мусоргского — композитор создал подлинный шедевр. Резко проявляются аккорды финала.
В советских изданиях эта пьеса печаталась под названием «Два еврея, богатый и бедный». Широкая русская мелодия сменяется тихой темой, напоминающей церковное пение. В первой части мелодическая линия в высоком («птичьем») регистре остроумно сочетается с птичьим щебетом и с изображением лёгких и неуклюжих подпрыгиваний и взмахов. Сами аккорды помещены в нижний регистр, звучат fortissimo. Дополнительно Мусоргский придал ей условно-ориентальный колорит с помощью так называемой цыганской (или венгерской) гаммы.
Многие современники находили авторскую – фортепианную – версию «Картинок» произведением нефортепианным, не удобным для исполнения. И так на протяжении всей пьесы. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Речь бедного еврея контрастна первому: на верхних нотах с дребезжащим оттенком (форшлаги), с жалобными и просительными интонациями. В самом же расположении пьес обнаруживается симметрия. Средняя часть пьесы, тихая и тревожная изображает ночной лес. Затем происходит точный повтор первой части (с пометкой «Da capo»).
«Il vecchio castello» «Старый gis-moll. И каких сочных, славных". Con grandezza (итал. По словам композитора, он изобразил этой темой самого себя прохаживающимся по выставке работ Гартмана (отсюда и название «Прогулка», присвоенное вступлению и связующим эпизодам). Надеждам его друзей, однако, не суждено было оправдаться.
В каталоге выставки такое произведение не значилось. — Внезапно веселый говор обрывается. Так что эта пьеса, строго говоря, является не картинкой «с выставки», а скорее из личного собрания Мусоргского. Известно, что при жизни Гартман подарил композитору два своих рисунка, сделанных, когда художник был в Польше: «Еврей в меховой шапке» и «Бедный еврей. Она сродни его невеселым думам. Он писал В. Стасову: «Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких случаях мудрые: «его» не существует, но то, что он успел сделать, существует и будет существовать а, мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю — не быть забытыми. Интерпретирует их композитор по-своему. Весело рассказывал он разные анекдоты, припоминая события своей жизни.
Богатырские ворота (В стольном городе во Киеве)Эта часть сюиты основана на эскизе Гартмана к его архитектурному проекту киевских городских ворот. Все пьесы этой группы (кроме «Гнома») отличают яркая характеристичность образов, общие черты, свойственные жанру скерцо и (за исключением «Гнома») преобладание мажорного лада. Напомним о glissando струнных («Гном»), великолепном соло альтового саксофона («Старый замок»), фантастическом колорите «Балета невылупившихся птенцов», грандиозном звучании финала. Псков: Псковская областная типография, 2008. При этом Мусоргский создает ощущение единства всего произведения при максимальном контрасте музыкального — и мы ясно ощущаем, что и зрительного тоже (картины Гартмана) — содержания пьес. Так, эскиз к балету «Трильби» изображающий крошечных птенцов в скорлупках, превращается в «Балет невылупившихся птенцов», щипцы для орехов в виде кривоногого гнома становятся основой портрета этого сказочного существа, а часы-избушка вдохновляют музыканта на пьесу, рисующую полет Бабы-Яги на помеле. Весь цикл «Картинок с выставки» можно разбить на ряд крупных разделов.
Если «он» не попусту жил, а создавал, так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением «утешения» примиряться с тем, что «он» перестал создавать. 3. Samuel Goldenberg und Schmule (Самуэль Гольденберг и Шмуйле). Как-то, говоря о своей «Детской», Мусоргский подчеркнул: «дети-то в ней россияне, с сильным местным запашком».
Большая комната с выштукатуренными стенами смотрела неприветливо, несмотря на свою опрятность. Руки и ноги его были парализованы. Музыка всех этих пьес настолько «В. А. Гартманобразна», что, слушая ее, мы почти зримо представляем работы художника, хотя и не видели их.
Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Катакомбы. Биография М. П. Мусоргского. В письме Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydo».
В конце 1870 года, в доме Стасова, Мусоргский впервые увиделся с 36-летним художником. Она все больше ширится, заполняет все звуковое пространство, перемежаясь со старинным церковным знаменным распевом «Елицы во Христа креститеся», поданным более камерно, в строгом четырехголосии деревянных инструментов. Не случайно существует много оркестровок этого сочинения. У Мусорянина (так Стасов ласково называл Мусоргского. Балет невылупившихся птенцов. Мусоргский идет по другому пути.
«Избушка на курьих ножках» C-dur. Задумчивость, взволнованность и печаль пронизывают музыкальный номер. Стасов при публикации изменил название пьесы на «Два польских еврея, богатый и бедный»13. Пьеса резко контрастирует по настроению с предыдущим «Быдлом»: это лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы.
Когда пришли туда рисунки Гартмана и их распаковали перед комиссией архитекторов, то эти последние с первого взгляда пришли в настоящий восторг и от мастерства рисовальщика (Гартман был одним из превосходнейших акварелистов, каких мне только случалось встречать) и от новизны и богатства фантазии его». Последний считал, что «Картинки с выставки» – произведение великолепное, но Мусоргский допустил в нем немало ошибок, которые Римский-Корсаков постарался «исправить». Каждая попытка спокойной остановки завершается пугано-тревожным пассажем. Под «физиономией», видной в интермедиях, композитор подразумевал связки между номерами — образами Гартмана. Вспомним авторскую ремарку на рукописи: «черепа тихо засветились. ». Оба работали с увлечением, как бы дополняя друг друга. Сначала звон слышен в миноре, а затем переходит вмажор.
— А. М. ) есть несколько строк необыкновенно поэтических. Но нет-нет да и прорываются интонации жалобы, стона они заставляют нас тепло и сочувственно отнестись к затаенному горю этого обездоленного существа. -капризно). обычно достигается с помощью не какого-либо одного средства, а нескольких средств, направленных к той же цели» – воплотился в композиции «Картинок с выставки» особенно наглядно. Римская гробница». Два противоположно направленных сдвига играют решающую роль в композиции «Картинок с выставки».
В 1971г клавишник Кейт Эмерсон со товарищи по трио Эмерсон, Лэйк и Палмер исполнил «живьем» рок-переложение «Картинок» с вкраплениями своих композиций и даже песен. Коротенькая связка (модулирующая тема прелюдии) соединяет вторую картинку с третьей – «Tuile-ries» («Тюильрийский сад»), тоже нежной по тону и колориту, однако совсем иной по содержанию. На рисунке Гартмана изображены будущие «звезды балета» – ученики балетной школы.
Интонационная основа при сходстве с предыдущим примером во многом нова.
Сделалось ясно, что рассчитывать на выздоровление более уже было невозможно. — Непосредственным продолжением «Катакомб» является эпизод «С мертвыми на мертвом языке». Речь первого звучит уверенно, с повелительными и нравоучительными интонациями. Трогательно комичные жалобы бедняка и высокомерно напыщенные фразы богатого сливаются своеобразным контрапунктом в политональном движении музыки этого необыкновенного дуэта (реприза: сочетание двух контрастных тем в двух тональностях – des-moll и b-moll).
Каждая из «Картин» содержит определенную сцену или пьесу, предстающую автору на полотнах своего друга. Так же можно сказать и о данной сценке – хоть и называется она «Тюильри», а дети и нянюшки в ней россияне. Один из его друзей, музыкальный критик Михаил Иванов, писал в некрологе: ". Стасову. Сюжеты их сходны. Позже, произведение, сумевшее снискать огромную популярность, вышло и в оригинальном авторском варианте, а лучшее воплощение «Картинок» сумел, как признают критики, создать французский композитор Морис Равель, правда, его версия была оркестровой, в отличие от оригинала. Стасов вспоминал: «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок».
Перед болезнью он занимал комнатку в chambres garnies, где-то на Офицерской. Герой зашел в выставочный зал. Слушая живописную музыку фортепианной фантазии «Баба-Яга», с ее острохарактерным, угловатым тематизмом, с ее волшебным колоритом, невольно вспоминаешь причудливую игру «бесовщины» в симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе».
Как хорошо работается». Задумчивая, плавная мелодия звучит на фоне размеренного, однообразного аккомпанемента. «Прогулка» -- рефрен совсем особого рода. Dispute denfants aprs jeux (сфр. —«Тюильрийский сад. Уже это одно сближает данную пьесу с «Гномом».
Так возникает единая волнообразная линия восходящего композиционного и связанного с ним ладово-интонационного развития от «Прогулки» к «Богатырским воротам». Осознание этого, в общем, простого факта важно не само по себе, а из-за тех выводов, которые из него проистекают: сравнение фортепианной версии (в исполнении С. Рихтера) с оркестровой (инструментовка М. Равеля) наводит на мысль, что у Рихтера, который этот контраст скорее сглаживает, нежели подчеркивает, участниками сцены являются только дети, быть может, мальчики (их коллективный портрет нарисован в крайних частях) и девочки (средняя часть, более грациозная по ритму и мелодическому рисунку). Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии (эскиз не сохранился, так как выставленные работы продавались, вот таким образом на сегодня местонахождение большинства из них неизвестно, в том числе и «Старый замок»). Старый замок. Она ширится в мощном звучании богатырской славы, перемежаясь с суровым знаменным распевом («Елицы во Христа креститеся» as-moll, затем es-moll) и возносится ввысь, сливаясь с праздничным колокольным перезвоном (великолепный Es-dur – «тональность городов и крепостей»). Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы.
Вариант Гартмана создавал образ Киева как древнерусской столицы. Сказочность и мифологичность отчётливо проявляются в пьесе. Слышна неумолчная болтовня кумушек, передающих друг другу городские сплетни. Ну да, сударыня, корова бродила по соседству.
Возникающее сквозное развитие, в свою очередь, сливает отдельные этапы формы, так как две предфинальные кульминации-каденции (в пределах возникшей контрастно-составной формы) образуют зону композиционной подготовки последней высшей финальной кульминации. Спокойный ритм дополняет картину, образуя художественно оправданную статику. Поводом для создания «Картинок с выставки» послужила выставка картин и рисунков известного русского художника и архитектора В. А. Заканчивается все произведение празднично и радостно, мощным перезвоном колоколов.
Хочу скорее и надежнее сделать. Оркестровка «Картинок с выставки», как и всегда у Равеля, основана на точном расчете и знании каждого инструмента и возможных тембровых сочетаний. Граница первых двух проходит между пьесой «Быдло» и четвертым проведением рефрена. Друзья композитора, разумеется, тоже не оставляли его одного.
А нищий Шмуйле вертится перед богачом и горько жалуется, всхлипывая своим пронзительно скулящим фальцетом (неповторима выразительность «вздрагивающих» триолек в интонационной щит и его скороговорки). Только где все это происходит. На фоне аккордов звучит заунывная мелодия изображающая возницу. В честь спасения императора был организован конкурс проектов ворот в Киеве. Вначале звучит несколько редких аккордов-толчков, затем они учащаются имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе».
Е сли в пьесе «Лес» А. Н. Мусоргский в этом цикле (как, впрочем и в других своих произведениях, например в вокальных циклах «Детская», «Без солнца», «Песни и пляски смерти», не говоря уж об операх) предстает на редкость тонким психологом. Указание «maestoso», медленный ритм с крупными длительностями придают пьесе величие и торжественность. — Эпизод «Быдло» вызывает представление о сельской природе. 4.
Сюжет пьесы комичен и простоват. Широко, вольно звучит музыка «Прогулки», мелодия нетороплива и размеренна, как шаги человека, который медленно идет по залам выставки. Так борьба диатонической основы цикла с «враждебными» силами превращает последние в творческое начало, способствующее воссозданию исходного тезиса на более крепкой основе. Вот он затянул заунывную песенку. Затем— третья часть— резко врывается повтор первой темы и завершается пьеса фортепианной каденцией из быстрых попеременных звуков через октаву во «взлетающем» направлении, которые в конце концов без перерыва «врезаются» в первый аккорд финальной пьесы— «Богатырских ворот».
Далее первая тема вступает с новой силой, с добавлением ещё одного голоса— ниспадающие и восходящие «восьмушки» в октаву— и снова переходит, уже громко, во вторую «хоральную» тему. Что он видит: старый средневековый замок, перед которым поет влюбленный трубадур. Но вместе с тем это сказочный, фантастический образ. Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Но вот «Прогулка» закончилась. Ну, как же из Киева не вспомнить о завершающих цикл «Богатырских воротах (В стольном городе во Киеве)».
Нет и не может быть покоя, нет и не должно быть утешений -- это дрябло». Первый номер словно рисует шаги. Тональность си минор всегда была символом трагического предопределения. За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Если «он» не попусту жил, а создавал, так каким же негодяем надо быть, чтобы с наслаждением «утешения» примиряться с тем, что «он» перестал создавать. Пьеса, созданная воображением Мусоргского, рисует развёрнутую картину народного торжества и воспринимается как мощный оперный финал.
Это — «Избушка на курьих ножках». Il vecchio castello (ситал. —«Старый замок»). В мелодии слышны эти спотыкания и сердитое ворчание гнома. Здесь образуется, как было сказано выше, резкий тональный скачок (gis-moll -- d-moll), начало второго раздела образует заполнение этого скачка. «С мертвыми на мертвом языке» К тому, что было сказано по поводу этой пьесы как варианта рефрена, следует добавить следующее. Неподвижные картины и макеты ожили в звуках. «Лимож.
Он требовал непременно, чтобы его посадили в кресло. (Большая новость)» — название следующего номера. Блестящее каприччио живописует шумную суету рыночной площади. Цикл «Картинки с выставки», состоящий из 10 музыкальных зарисовок и интермедии «Прогулка», был создан русским композитором Модестом Петровичем Мусоргским в период с 2 по 22 июня 1874, однако идея его создания возникла раньше – весной того же года. В этот период композитор посетил выставку работ, посвященную творчеству талантливого архитектора и дизайнера Виктора Александровича Гартмана.
Краски сгущаются. Свет, чистота и простор – это ощущения, которые дарит музыка. Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Доктор Бертенсон заботился о нем самым тщательным образом. И все это при единстве тематического материала «Прогулки».
В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. Творческая фантазия композитора преобразовала отдельные разрозненные впечатления от картин Гартмана. Это подчёркивает холодная мрачная тональность ми бемоль минор. Художественные заметки о всемирной выставке 1873 г.
Это не обычная главная мысль в рондо, а скорее род фона, на котором разворачиваются пьесы-картины, своего рода воплощение авторского «угла зрения» при восприятии всех картин. Картина Гартмана изображала этот сад со множеством детей и нянек. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. С пением проходят странники, пришедшие из дальних краев в стольный град Киев. В этом месте находится грань между субдоминантовой и доминантовой тональными сферами.
Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. Музыка рисует нам старинный средневековый замок и богатырские ворота. Объединено все это проведениями ведущей темы, которая открывает сюиту, появляется затем в ряде связок между «картинками» и вводит наконец в финал. Прочтение же исполнителями высвечивает эти пьесы по-разному. 6. Все словно застыло, безысходность и боль главенствуют в данном сочинении. Его поместили в больницу.
Болезнь его была весьма сложная. Беседуют двое. Стасов так описал эту пьесу в письме к Римскому-Корсакову: «В этой же второй части («Картинок с выставки».
— Тяжкие раздумья сменяются контрастной картинкой в народно-фантастическом духе. Медленно он приближается, звучность нарастает, подводя к кульминации. Авторская ремарка: sempre moderato, pesante (итал. Мусоргский был потрясён и взволнован. А 28 марта композитор скончался. На многие годы оно стало визитной карточкой группы. У японца Исао Томиты (1975) синтезаторный вариант «Картинок» несмотря на необычное, титаническое звучание тем не менее весьма приближен к оригиналу. Это подтверждает его неизменный успех у публики начиная с первого исполнения, состоявшегося в Париже 3 мая 1923 года под управлением С. Кусевицкого (Эта дата приводится Н. Слонимским в его книге «Music since 1900».
Стасов вспоминал, что на рисунке была изображена аллея сада парижского дворца Тюильри «со множеством детей и нянек». Мы возле другой картины, мрачной и таинственной. Gnomus (слат. —«Гном»). За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П.
«Балет невылупившихся птенцов» 3 -хчастная репризная форма. «Избушка на курьих ножках» в акварели Гартмана – изящное обрамление бронзовых часов в восприятии Мусоргского – вместилище фантастического образа Бабы-Яги. Его первая тема, величавая, похожая на былинный напев, в мощном звучании медных и фаготов с контрафаготом, напоминает тему «Прогулки». На фотографии слева – офицер лейб-гвардии. Но сам он не хотел верить в близость своей кончины.
Она напоминает русские народные распевы: мелодия начинается одним голосом («запевалой») и подхватывается «хором». Заключает номер, как и весь цикл, торжественный и праздничный колокольный звон, переданный полнозвучием оркестра. Это ощущение усиливает гармония неустойчивая, застывшая и неопределенная в 1-ой теме, опирающаяся на уменьшенный септаккорд и синкопированный «хромающий» ритм во 2-ой теме. Краски сгущаются. Произведение «Картинки с выставки» долгое время оставалось недоступным для публики, оно вышло уже после смерти Мусоргского и было издано в первой своей версии под редакцией другого гениального русского композитора – Н. А. Римского-Корсакова. В начале 60-х Мусоргский совершил несколько поездок, обогативших его яркими воспоминаниями и впечатлениями.
Видно, что здесь, в самом деле, умирал человек богемы. Это характеризует и трактовку музыкального материала «Прогулки»: слушатель (он же зритель) то остается под впечатлением от услышанного (увиденного), то, наоборот, как бы стряхивает с себя мысли и ощущения от увиденной картины. Однако композитор, показав бабу-ягу с этой стороны (ремарка в начале пьесы: feroce — свирепо), повел повествование и в иную плоскость, противопоставив идее разрушения идею роста и победы добрых начал. Затем, в третьей части, звучит развёрнутая вариация на тему первой части и «Картинки» завершаются грандиозной кодой.
Опять биток (с хреном для слезы) из человеческого самолюбьица. Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. «В старом замке». 2. 2. Композитор закончил работу 22 июня и посвятил ее В. В. Эти впечатления Мусоргский выразил в романсах 60-х годов: "Светик Савишна" – являющаяся, по свидетельству Стасова, зарисовкой с натуры, "Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Гопак" (слова Шевченко), "Семинарист" (слова Мусоргского). По отношению к «Картинкам с выставки» такие высказывания невозможны, но высокое достоинство оркестровки гениального произведения Мусоргского несомненно.
Впрочем, как уже отмечалось, в фортепианной фактуре «Картинок» есть черты оркестральности, это создавало благоприятные предпосылки для работы вдумчивого и вдохновенного художника, каким и был Равель. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. За ними – бытовые зарисовки из Польши «Быдло» (кстати, сам Мусоргский назвал ее "Сандомирский скот" (т. е. "быдло" по-польски) и «Два еврея», а в центре оказывается шутка – «Балет невылупившихся птенцов». Грустно и проникновенно звучит в высоком регистре тема «Прогулки». Его придумал Мусоргский, оживив пейзаж.
Для Мусоргского, как впрочем и для всех членов будущей "Могучей кучки", Балакирев стал учителем и другом. Выставка имела успех. На несохранившемся эскизе Гартмана была нарисована ёлочная игрушка изображающая щипцы для колки орехов («щелкунчик») в виде карлика на кривых ножках. Мы слышим поток скороговорной речи, резкие нарастания звучности (crescendi), острые акценты (sforzandi).
Талантливые зарисовки так понравились Мусоргскому, что Гартман тогда же подарил их ему. Ему 17 лет. Абсолютно удивительное и невероятное. В 1881 году у него случился приступ белой горячки.
10. Архитектор и, говоря современным языком, дизайнер Виктор Александрович Гартман (1834—1873) вошёл в историю искусства XIX века как один из основоположников «русского стиля» в архитектуре. Он простирается приблизительно на один километр от площади Карусель до площади Согласия. На фоне аккордов звучит заунывная мелодия изображающая возницу.
И уже удаляется повозка и песня затихает вдали. Рисунок Гартмана изображал щипцы для орехов в виде неуклюжего гнома. Одиннадцать программных пьес – это не «музыкальные иллюстрации» к творениям Гартмана, а результат свободного полета фантазии, для которой картины послужили лишь исходной точкой.
И так на протяжении всей пьесы. Это — «Избушка на курьих ножках». От пьесы веет былинным размахом, русской удалью. Эта картинка — «Катакомбы. За грациозным скерцино птенцов следует – опять резким контрастом – бытовая сценка в музыкальной прозе: «Два еврея, богатый и бедный» (картинка шестая, b-moll).
Во-вторых, после максимального отхода от диатоники («Катакомбы») происходит некоторое уменьшение роли хроматизма (возвращение к позиции пьесы «Два еврея»), что в результате создает подобие незамкнутой волны. Автор помогает слушателю ощутить себя посетителем выставки Гартмана. Но есть и отличия: во-первых, начальные медленные пьесы соответственно их лирическому и лирико-драматическому характеру («В старом замке» и «Быдло») в большей степени диатоничны, чем быстрые пьесы. Они пытаются «летать» – танцевать, но до «звезд» им еще далеко. По существу они свелись к перемене нюансов, варьированности повторов, купюре одной «Прогулки», повторяющейся дважды и добавлению одного такта в аккомпанементе к мелодии «Старинного замка» большая длительность, чем в подлиннике, органного пункта в «Богатырских воротах» и введение нового ритма в партии медных исчерпывают перечень изменений, внесенных в партитуру.
Это выставка ему настолько понравилась, что вернувшись домой он превратил свои впечатления от увиденных картин, экспонатов, рисунков в живые музыкальные картинки, которые он назвал «Картинки с выставки». На языке музыкальных звуков он рассказал и о избушке в чаще леса, в которой жила коварная Баба Яга и озорные невылупившие-ся птенцы. Трехчастная репризная форма. В целом же сюита представляет пеструю вереницу картинок. Через год после смерти была организованна выставка работ талантливого художника.
Модест Петрович Мусоргский особенно восхищался двумя картинками на выставке. На фоне этих звуков «взлетает» играемая полными аккордами простая и яростная мелодия, словно сметающая всё на своём пути. Они много времени проводили за разговорами, часто встречались, обсуждая искусство. По всей вероятности, тремоло непосредственно и отражает «свечение» -- ведь это излюбленный прием Мусоргского, как, например, в соответствующей строфе песни Марфы в «Хованщине» Васильева А. Русский лабиринт.
В образе сказочной Бабы-Яги страшное, зловещее начало причудливо слилось с юмором. Это, по существу, не столько автопортрет, сколько воплощение русского народного духа. Моторная ритмика непрерывного движения остро акцентируется капризной переменчивостью дразнящих интонаций, возбужденная болтовня переходит в шумную возню и тут – на кульминации (великолепное martellato) – вся эта веселая буффонада внезапно обрывается. (Это особенно ярко передано в оркестровой версии «Картинок с выставки» в инструментовке М. Равеля. ) Сам композитор обозначил характер музыки словами: Maestoso. Третья картинка – «Тюильрийский сад» («Ссора детей после игры») резко контрастирует предыдущим пьесам.
При этом центральная пьеса -- «Балет невылупившихся птенцов» -- написана в самой четкой форме с классическим трио. Си-бемоль мажор. По сюжету бедный еврей просит помощи у богатого, но тот не соглашается. Стасова в связи со скоропостижной кончиной художника. Медленно тащится по дороге убогая колымага бедняка.
Благодаря оркестровке Равеля, а также частому и блестящему их исполнению оркестрами под управлением Кусевицкого, «Картинки» стали неотъемлемой частью оркестрового репертуара. Картина здесь близка той, что мы наблюдали в быстрых пьесах. Это чудесное русское скерцо в народном духе, блистающее яркостью сочных красок, динамикой образного развития музыки, картинно воспроизводящей и сердитое постукивание «костяной ноги» и лихой полет злой волшебницы в ступе с помелом и загадочное колдование в лесной глуши (средняя часть) и снова стремительность буйного полета. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А.
Достаточно плавным переходом к праздничному финалу можно считать номер «Избушка на курьих ножках». Краски сгущаются. Bydo (спольск. —«Скот»). Тема Самуила звучит в си-бемоль миноре c указанными модализмами, а тема Шмуле — в fis-moll (или cis-moll гармонические трактовки этой темы различаются ввиду того, что октавный звукоряд полностью не разворачивается).
F-dur. Поход Мусоргского на выставку стало толчком к созданию этакой музыкальной «прогулки» по воображаемой выставочной галерее. Смерть Мусоргского явилась неожиданною для всех, как и смерть Н. Рубинштейна. В рукописи композитор написал: «Латинский текст: с мертвыми на мертвом языке.
Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию. Постепенно все нарастает ощущение праздничности. Она повествует о давно прошедшем, невозвратном.
Одна группа интонаций как бы угнетает, вторая, наоборот, воодушевляет, активизирует. Затем неоднократно возникают интонации скорбного вопроса. Два еврея, богатый и бедный b-moll Тональный план Лиможский рынок Es-dur Катакомбы Избушка на курьих ножках Богатырские ворота h-moll Прогулка B-dur Гном es-moll Старый замок gis-moll Тюильрийский сад Быдло H-dur gis-moll С-dur Es-dur Для тонального плана «Картинок» характерны две закономерности: параллельные и плагальные соотношения соседних пьес. Заключение полно яркого, мужественного жизнеутверждения. Вся пьеса, в которой каждый такт украшен форшлагами и трелями от первой до последней ноты, очень тихо и нежно «щебечет».
Забавную пьесу «Балет невылупившихся птенцов» Мусоргский назвал скерцино – маленькое скерцо (сравните: шутка – шуточка). Кроме того, начальный мелодический оборот заключает в себе тот же упор в терцию тоники, который знаком нам по «Гному». — Но вот раздается веселый гомон: это детишки веселятся в одном из парков Парижа («Тюильри»). «Быдло». Цикл «Картинки с выставки» – новое оригинальное явление в мировой фортепианной литературе, новый тип программной сюиты.
К сожалению он умер, когда ему было всего 39 лет. 1870 году он получил звание академика. 5. И уже удаляется повозка и песня затихает вдали. Партитура была впервые издана Российским музыкальным издательством в Париже в 1927 году.
Нет и не может быть покоя, нет и не должно быть утешений — это дрябло». Его передали на попечение доктора Л. Бертенсона. Льется проникновенная печальная мелодия — одна из лучших среди инструментальных тем Мусоргского. Повторяясь на протяжении сюиты, тема «Прогулки» постоянно меняет свой облик.
Этим условиям полностью отвечает сюита «Картинки с выставки». — Но что это.
«Штурм» достигает наибольшей силы в пьесах «Катакомбы», «С мертвыми» и «Баба-Яга». Теперь они воплотились в музыке социально заостренной жанровой сценки. Мусоргский использует здесь (по сообщению Стасова) мелодию Елицы во Христе креститеся. Без перерыва, attacca, резким контрастом вступает следующий номер — «Катакомбы (Римская гробница)». «Картинки с выставки» оркестровались много раз, но наиболее удачно эту деликатную задачу удалось решить Морису Равелю. Римская гробница». Сандомир», сделанных в 1868году в Польше. Соль-диез минор.
Le marche», Es-dur) она отделена от предыдущей «прогулкой» – интерлюдией в первоначальном, несколько расширенном изложении. «Bydo» «Быдло» gis-moll. — Внезапно веселый говор обрывается.
Именно эту безысходность — безнадежность мольбы трубадура — нарисовал звуками Мусоргский. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней.
(Подобное же строение имеют мелодии, например, в пьесах Чайковского «Июль» и «Ноябрь» из цикла «Времена года». ) У пьесы переменный размер— 5/4 и 6/4 через такт, свободный ритм распева «не вписывается» в схему ритмических рисунков западной классической музыки— но и переменный размер весьма приблизительно отражает чередование сильных и слабых долей: начала мелодических фраз попадают каждый раз на разные доли такта. Затем происходит точный повтор первой части (с пометкой «Da capo»), достаточно редкий для Мусоргского, но типичный для такой формы. Единство, придаваемое «Картинкам с выставки» развитием рефрена, далеко не исчерпывает средств объединения, примененных в этом произведении. В названии оба персонажа носят одно и то же имя, в одном случае солидно звучащее европеизированное Самуэль, с добавкой «дорогой» фамилии (нем. Характер пьесы величаво спокойный и торжественный. В обоих вариантах музыка к концу затихает изображая удаляющуюся телегу. Пьеса заканчивается несколькими громкими нотами в октаву (очевидно, последнее слово сказал богатый).
Да черт с твоею мудростью. Печальная мелодия льётся из уст молодого музыканта. «Тюильри» (так называется парк в Париже) или, уточняется в подзаголовке, «Ссора детей после игры». Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям.
Его организм был так крепок, что о серьезной опасности вряд ли можно было думать. Он простирается приблизительно на один километр от площади Карусель до площади Согласия. Балакирев помогал Мусоргскому в изучении композиции.
И волы — это лишь «аллегорическая фигура»: мы, слушатели, явственно ощущаем опустошающее воздействие на душу всякого тупого изнуряющего, бессмысленного труда. А в финале сюиты, названном «Богатырские ворота», уже открыто и прямо воспевается могучая сила народа. Рынок. Этот прием в музыке называется «органный пункт» и используется весьма часто как правило, он предваряет наступление репризы, то есть того раздела произведения, в котором после определенного развития возвращается первоначальный музыкальный материал. Опять биток (с хреном для слезы) из человеческого самолюбьица. Строение Некоторые исследователи отмечают архитектурно-симметричное построение сюжетов пьес: «по краям» стоят главные темы («Прогулка» и «Богатырские ворота»), за ними ближе к центру идут сказочные образы (Гном и Баба-Яга), далее — «французские» бытовые сценки, за ними — бытовые зарисовки из Польши («Быдло» и «Два еврея»), а в центре оказывается шутка — «Балет невылупившихся птенцов». — Эпизод «Быдло» вызывает представление о сельской природе. Движение довольно медленное и тяжелое.
За основу «выставки» Мусоргский взял «заграничные» рисунки Гартмана, а также два его эскиза на русскую тематику. Этот сад- излюбленное место прогулок парижан с детьми.
Голенищева-Кутузова. В скорбном си миноре звучит измененная тема «Прогулки» в обрамлении тихих тремоло и аккордов духовых, напоминающих хорал. Эти зарисовки польских евреев и послужили прототипами пьесы. Мельком звучащее «хроматическое опевание» усиливает этот процесс. Некоторые исследователи усмотрели архитектурно-симметричное (еще один поклон Гартману. ) построение сюжетов цикла: «по краям» стоят главные темы («Прогулка» и «Богатырские ворота»), за ними ближе к центру идут сказочные образы (Гном и Баба-Яга), далее – «французские» сюжеты («Лиможский рынок», «»). Это музыка на картинку Гартмана «Катакомбы парижские», все состоящие из черепов.
"Надо же быть вежливым, - говорил он, - меня навещают дамы что же подумают обо мне. Пьеса резко контрастирует по настроению с предыдущим «Быдлом»: это лёгкое и весёлое скерцино, комичный и чуть беспорядочный танец птенчиков, построенный по классическим правилам трёхчастной формы. Последнее слово оказывается за богачом. Сандомир».
Друзья решились поместить его в такое место, где бы за ним присматривали тщательно. В музыке чувствуются мощь, размах. Создается яркая, живописная картина.
Гартман подарил Мусоргскому два своих рисунка— «Сандомирский» и «Еврей в меховой шапке. В данной работе «Картинки с выставки» ра ссматриваются в двух версиях – оригинальной фортепианной (С. 27 января 1874 года на сцене Мариинского театра под управлением Э. Ф. В архиве Римского-Корсакова сохранилась страница оркестровки одной из частей цикла — «Старого замка». Сад Тюильри — это место в центре Парижа.
В 1922 году Равель рассказал Сергею Кусевицкому о малоизвестных тогда «Картинках с выставки» и попросил его заказать ему оркестровку цикла. Тема пьесы — не что иное, как ликующий вариант мелодии «Прогулки». Но дальше музыка изменяется: композитор хочет показать нам больше, чем художник. Позже были и другие, но широкой популярности «Картинки» все же не получила, хотя существовали даже оркестровые переложения, а некоторые фрагменты исполнялись как отдельные произведения. И лишь когда в 1922г Морис Равель создал наиболее известную сегодня оркестровку «Картинок с выставки», а в1930г была сделана грамзапись всей сюиты, она стала неотъемлемой частью репертуара многих пианистов и оркестров. В стольном городе во Киеве» (Es-dur).
Это произведение несет в себе в какой-то мере весь мир музыки композитора. Пьеса воспринимается именно как такого рода оперный финал. Эта короткая пьеса – живая жанровая сценка. Финальная пьеса «Богатырские ворота в Киеве» – музыкальная картина древнерусской жизни. Гартмана, которая была организована в Академии художеств по инициативе В. В. Необычные краски придают особый оттенок колдовства, волшбы.
Однако впоследствии конкурс был отменён и удачный проект так и не был реализован. Этот бушующий поток с огромной силой вторгается (цезура между пьесами отсутствует) в финал цикла и тут же превращается в свою противоположность -- в динамизированную и окончательную репризу изначальной чистой диатоники и трихордности. Медленный ритм придают пьесе величие и торжественность.
А. Прюньер указывает другую — 8 мая 1922 года. ). Вначале звучит несколько резких аккордовтолчков, затем они учащаются имитируя «разбег», с которого начинается «полёт в ступе». Звуковые «кляксы» изображают небрежность и «грязь» в образе Бабы-Яги. Один из лучших джазовых музыкантов современной России, А. Ростоцкий записал альбом «Прогулки с Мусоргским», где знаменитые темы «Картинок с выставки» Модеста Мусоргского звучат в исполнении джазового трио. Картина Гартмана изображала этот сад со множеством детей и нянек. Но величавый и народный характер в ней неизменно сохраняется.
Иные были вставлены в яйца, словно в латы». Мусоргский ставит задачу создания психологического портрета, проникновения в глубину своих персонажей, что принципиально отличает его работу от простых зарисовок Гартмана. И снова стремительный полет. Средняя часть наполнена светом, который вновь сменяется мрачными оттенками.
Этот сад (сейчас его скорее следовало бы называть сквером) — излюбленное место прогулок парижан с детьми. Она повествует о давно прошедшем, невозвратном. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. Именно к его интерпретации обращаются сегодня многие гитаристы. Да черт с твоею мудростью. Название пьесы Тональность Средства объединения Балет невылупившихся птенцов F-dur Для объединения пьес, помимо «Прогулки», Мусоргский использовал и другие средства: непрерывность чередования – прием attacca с резкими образными переключениями тонально-гармонические связи усиление внутренних контрастов к концу.
Соль-диез минор. Выбранная тональность ми-бемоль минор— достаточно мрачная, но неустойчивая гармония и короткие форшлаги в окончаниях фраз придают музыке «игрушечный» оттенок, отодвигая трагическое в сферу сказочности. Тональность до мажор обогащена альтерированными ступенями, что добавляет мрачности. Кругом стеллажи с черепами. Она и является героиней музыкальной пьесы. Слышны приближающийся скрип повозки, выкрики крестьянина, понукающего волов.
Пьеса Мусоргского рисует картину народного торжества. 1. Когда зашла речь, каким образом оформить передачу г. Т. Филиппову (одному из людей, близких к Мусоргскому) права собственности на сочинения Мусоргского, то друзья его, ввиду его мнительности, даже затруднялись устроить дело так, чтобы оно не повлияло на больного. По поводу своей находки (как соединить пьесы) Мусоргский высказался (в цитированном выше письме к Стасову): «Связки хороши (на promenade ). Возница на своих волах уезжает: звучание стихает, аккорды прорежаются, «усыхая» до интервалов (то есть двуходновременно звучащих звуков) и в конце концов до одного — того же, что в начале пьесы — звука движение тоже замедляется — два (вместо четырех) удара в такте.
Внедрение принципа нециклической формы в циклическую, рондовости и рондообразности (двойная трехчастность) в сюиту -- первое звено в цепи этих средств. В этой обстановке были закончены: Мусоргским – "Борис Годунов", а Римским-Корсаковым – "Псковитянка". В оригинальной рукописи Мусоргского пьеса начинается с фортиссимо— по выражению автора, «прямо в лоб» (резкий контраст после «Тюильри»), — а Римский-Корсаков и вслед за ним Равель начинают её тихо, создавая эффект приближающейся повозки и лишь на кульминации достигают максимальной громкости. «Избушка на курьих ножках» — снова подчеркнутый контраст.
— Глубокопоэтична картинка «Старый замок». Яркость образов их живописность, фортепианная колористика подталкивали к оркестровому воплощению «Картинок». Мусоргский заболел, приблизительно, около месяца назад. Его блестящее оркестровое воплощение «Картинок с выставки» быстро завоевало концертную эстраду и стало столь же популярным, как и подлинная фортепианная версия произведения. Медленный ритм придаёт пьесе величие и торжественность.
Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. В пьесе мы найдем сочетание зловещих красок, с одной стороны и светлых- с другой. Перед. нами седьмая картинка – «Лиможский рынок» («Limoges.
Вот таким образом сквозное развитие в пьесах изучаемой группы более стремительно, более интенсивно. Здесь Мусоргский перекликается с Глинкой, особенно — с могучим гимном «Славься» из «Ивана Сусанина». Мусоргский положил начало традиции подобных колокольных звонов.
Воображению рисуется средневековый замок и поющий перед ним странствующий рыцарь-трубадур. Самоуверенная, степенная речь Самуэля («солидным баском»), сопровождаемая властными, энергическими жестами, звучит в торжественно нравоучительном тоне.
Тема из этой пьесы повторяется на протяжении цикла несколько раз. Ощущение скорби передается диссонирующими гармониями. Неизменно монотонное звучание передает безысходность. 5. Стасов откликнулся на смерть В. Гартмана статьей «Нынешнее искусство в Европе. Звучность рояля приобретает почти оркестровую красочность и грандиозность.
Быдло — это польская телега на огромных колесах, запряженная волами. Затем обе темы звучат одновременно в двух разных тональностях (ре-бемоль миноре и си-бемоль миноре). Следующая, четвертая картинка, «Быдло» («Byd1о», gis-moll), дана без соединительной интерлюдии – «прямо в лоб», как выразился Мусоргский, т. е. резким контрастом.
Ми-бемоль мажор. Сад Тюильри – это место в центре Парижа. «Прогулка» «Гном» «Старый замок» «Тюильрийский сад» «Быдло» «Балет невылупившихся птенцов» «Два еврея – богатый и бедный» «Лиможский рынок» «Катакомбы» «Избушка на курьих ножках» «Богатырские ворота». Врагом Мусоргского была несчастная склонность (к употреблению спиртных напитков), погубившая стольких даровитых русских людей.
Во всяком случае, гном Мусоргского ожесточеннее гномов Листа или Грига. Этот прием в высшей степени уместен в пьесе с данным сюжетом, то есть для музыкального воплощения образа средневекового трубадура: инструменты, на которых аккомпанировали себе музыканты того времени, обладали басовой струной (если речь идет о струнном инструменте, например фиделе) или трубкой (если о духовом, например волынке), которые издавали только один звук — густой глубокий бас. Глубоко контрастна ей речь бедняка – тихая, трепетная, прерывистая, в высоком регистре. Выставка произвела огромное впечатление на Мусоргского.
В письме Стасову Мусоргский назвал эту пьесу «Sandomirzsko bydo» (польск. Если рассматривать «Картинки с выставки» не только как отдельное произведение, но в контексте всего творчества Мусоргского, то можно заметить, что разрушительные и созидательные силы в его музыке существуют в неразрывности, хотя в каждый момент превалирует одна из них. Обыденная жизнь и мифология «Картинок с выставки», переплетенные в живом инструментальном звучании именно потому и стали считаться вкладом Мусоргского как детского композитора, что они одновременно интересны и поучительны.
Грань между вторым и третьим разделами -- пятое проведение рефрена в его начальной тональности B-dur с идущей вслед за ним пьесой-картиной «Лимож» в основной тональности цикла Es-dur играющей роль тональной репризы. 9. Создается ощущение стремительного движения куда-то.
Москва: Молодая гвардия, 2009. Тема пьесы — не что иное, как ликующий вариант мелодии «Прогулки». В следующем номере – «Лимож.
Оркестровка М. Равеля, сделанная в 1922 г., самая известная, к тому же именно в этой оркестровке «Картинки с выставки» получили признание на Западе. В 1868 году Гартман вернулся из почти четырёхлетнего путешествия по Европе, куда ездил для совершенствования своего мастерства как стипендиат («пенсионер») Императорской Академии художеств. У Мусоргского эта пьеса производит впечатление чего-то более зловещего, чем просто елочная игрушка: аналогия с нибелунгами (порода карликов, живущих глубоко в горных пещерах — персонажи «Кольца нибелунга» Р. Вагнера) не кажется такой уж нелепой.
Мусоргский, хорошо знавший художника, был потрясен его кончиной. Он стал передвижником (так называемая коммуна образованная молодыми живописцами), одним из тех кто с презрением относился к жизни большинства молодых людей, полной пустоты, сибаритства, ничегонеделанья. В зависимости от отношения автора к увиденному изменяется. Крамской писал о нём: «Гартман был человек незаурядный Когда нужно построить обыкновенные вещи, Гартман плох, ему нужны постройки сказочные, волшебные замки, ему подавай дворцы, сооружения, для которых нет и не могло быть образцов, тут он создаёт изумительные вещи». Борьба двух сфер приводит к усилению натиска хроматизма, к «штурму» изначальной чистой диатоники и трихордности рефрена. Виктор Александрович Гартман (1834–1873) был выдающимся русским архитектором и художником. 7.
— Затем следует самый веселый и жизнерадостный из номеров сюиты — «Лимож. При нем не было никого, кроме двух фельдшеров. Отдельные пьесы контрастируют между собой по содержанию и выразительным средствам. Затем в неё снова вплетается первая тема, будто дети не слушаются и продолжают спорить.
В каталоге выставки такое произведение не значилось. «Сандомирский скот»). Картинка воспроизводит сердитое постукивание «костяной ноги», лихой полёт в ступе с помелом и загадочное колдовство в лесной глуши (средняя часть) и снова стремительность буйного полёта.
В «Картинках с выставки» Мусоргский показал, как богаты выразительные средства музыки, как много разных образов, картин, настроений можно передать в музыкальных произведениях. Композитор заменил юмористическое сравнение художника прямым подражанием. Избушка на курьих ножках или Баба-Яга. Кроме самого необходимого – ровно ничего. Непосредственно за этим номером следует резко контрастирующая ему бытовая сценка «Самуэль Гольденберг и Шмуйле», обычно называемая «Два еврея — богатый и бедный». Так художник изобразил щипцы для орехов. Не случайно существует много оркестровок этого сочинения.
Печаль об умершем выражена здесь еще сильнее. Она вызывает созерцательное лирическое настроение. Шумановское заключено в способности найти каждый раз нестандартный индивидуализированный тип движения (особенно важны ритм, темп и фактура), через который раскрывается характер или психологическое состояние. Пьеса основана на акварели Гартмана, нарисованной, когда он изучал архитектуру в Италии.
Он писал В. Стасову (2 августа 1873 года): «Нас, дураков, обыкновенно утешают в таких случаях мудрые: «его» не существует, но то, что он успел сделать, существует и будет существовать а мол, многие ли люди имеют такую счастливую долю -- не быть забытыми. Он мечется, жалобно стонет, трепещет и злобно ярится. Вдруг оба умолкают, неожиданно осознав, что не слушают друг друга. И этот контраст вносит данная пьеса. Самуэль Голдберг и Шмуйле или Два еврея – богатый и бедный. " Это оживление ободрило отчасти и друзей, но оно было последней вспышкой умирающего организма: ночь на понедельник он провел по обыкновению – ни худо, ни хорошо в пять часов утра жизнь его отлетела. Появление народно-плясовых ритмов становится, как и в сцене под Кромами из «Бориса Годунова», выражением разгулявшейся силы.
Захваченный творчеством Мусоргский бросает службу в полку и выходит в отставку. Его постоянно навещали. Одна за другой проходят перед нами разнообразные звуковые картины. Неведомая сила вытащила его из родных пещер на потеху людям.
Лечение пошло успешно. «Богатырские ворота» Es-dur. Сюита увенчана величавым эпическим финалом «Богатырские ворота. Большое значение имеет нисходящий хроматизм верхнего голоса, «подтачивающий» и без того нарушенную диатонику нижнего слоя.
В сопроводительной программке к сюите Мусоргского Стасов написал, что в этой пьесе изображен «средневековый замок, перед которым трубадур поет свою песню». Опыт и изобретательность подсказали композитору множество характерных деталей партитуры. 3.
Оперное мышление проникло и в «Картинки» и они воспринимаются как музыкальный «театр одного актёра». Вторая тема наполнена жалобными интонациями. Это 1856 год.
4 (16)апреля1866 года на Александра II было совершено неудачное покушение, в дальнейшем официально называвшееся как «событие 4 апреля». был удостоен звания академика. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. В средней части, выражающей более глубинную характеристику персонажа, гном, по одной из трактовок, будто останавливается и начинает размышлять (напряжённая «раскачка» басов) или просто пытается отдохнуть, время от времени будто пугаясь, заподозрив опасность (повторение ломаных фраз из первой части).
Этот номер — как бы вступление к следующему, наступающему без перерыва — «С мертвыми на мертвом языке». Для некоторых национальных музыкальных культур характерен свой особый звукоряд. Пьесы-«картины» связываются между собой темой-интермедией «Прогулка» изображающей проход Мусоргского («моя физиономия в интермедах видна») по галерее и переход от картины к картине.
В этих связках, названных «Прогулка», Мусоргский нарисовал себя, прогуливающегося по выставке, переходящего от одного экспоната к другому. Но все резко обрывается фортиссимо тромбонов и тубы интонирующих один звук — си. Интонационная основа пьесы -- напевная мелодика не без участия трихордных попевок с большой ролью начальной «призывной» восходящей кварты и последующими «плотными» секундовыми ходами. В музыке — резкие контрасты: fortissimo сменяется piano, оживленные (в исполнении С. Рихтера — стремительные) фразы чередуются с остановками движения, мелодии в унисон противопоставляются эпизодам изложенным аккордово. Равель обратился к оркестровке «Картинок с выставки», уже имея опыт работы над партитурой «Хованщины».
Однако инструментальной музыки он сочинял сравнительно мало, более всего его привлекала опера. По воспоминаниям Стасова, «Мусоргский сильно восхищался выразительностью этих картинок». Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить. Таким образом, последняя картинка символизирует мощь родного народа и завершает весь цикл. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо».
В дальнейшем темы будут соединены и звучать вместе. В субботу положение его было безнадежно. 8. Думаю, что даже плохое VHS-качество выступления Кадзухито дает представление о том, как «Картинки» звучит на гитаре (уникальная запись 1984г. ). Четвёртая картинка называется «Быдло». Воображению рисуется средневековый замок и поющий перед ним странствующий рыцарь-трубадур. В трио щебетанье изображается переливающимися трелями в верхнем регистре. Приглашенный затем к участию в устройстве всероссийской мануфактурной выставки 1870 г.
Но впоследствии конкурс был отменён и проекты не были реализованы. — За этим следует полуфантастическое, полушуточное легкое, грациозное скерцо «Балет невылупившихся птенцов» (он навеян эскизами балетных костюмов). Рисунок Гартмана изображающий нескладную польскую крестьянскую телегу на огромных колесах, запряженную волами («Sandomirzsko bydlo»), послужил поводом для создания сурово-печальной картинки из народной жизни. По воспоминаниям Стасова, рисунок изображал старинный замок, на фоне которого был нарисован трубадур c лютней (возможно, для показа размеров замка). Без перерыва, attacca, вступает финал — «Богатырские ворота (в стольном городе во Киеве)».
1. Тремоло в высоких регистрах создает атмосферу напряженности. Прообразом этой заключительной музыкальной картины («картиной» ее не назовешь) послужил рисунок Гартмана, представлявший его архитектурный проект Киевских городских ворот в древнерусском стиле – с массивной аркой, украшенной славянским шлемом и сторожевой башней с уходящим ввысь куполом-колокольней. Многие современники находили авторскую — фортепианную — версию «Картинок» произведением не фортепианным, неудобным для исполнения. Оперное мышление делает «Картинки» похожими на «театр одного актёра», создает психологический портрет. Ворота создавали образ Киева как древнерусской столицы.
Вот он затянул заунывную песенку. Фортепианная сюита «Картинки с выставки» была написана на работы художника и архитектора В. А. Гартмана. Рихтер) и в оркестровке М. Равеля, что дает возможность их сравнить. Римская гробница». — Глубокопоэтична картинка «Старый замок».
В «Трильби» был эпизод, в котором выступала, как писал Стасов, «группа маленьких воспитанников и воспитанниц театрального училища, наряжённых канареечками и живо бегавших по сцене. Он звуками живописует оживленную сцену, происходящую на одном месте в окружении «броунова движения» толпы, как это можно наблюдать на всяком многолюдном и оживленном рынке. Это «Катакомбы. Лишь временами оцепенение прерывают горестные возгласы. Внимание Мориса Равеля к «Картинкам с выставки» привлёк его друг М. Д. Кальвокоресси.
Пьеса изображает польскую телегу на огромных колёсах, запряжённую волами. Это придает портрету особую глубину и драматичность. Тюильрийский сад, запечатленный Гартманом–Мусоргским, это примерно то же самое, что Невский проспект, запечатленный Гоголем: «В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернеры всех наций с своими питомцами в батистовых воротничках. — Непосредственным продолжением «Катакомб» является эпизод «С мертвыми на мертвом языке». Создавая свои «Картинки», Мусоргский объединяет образы реальной жизни, поучительные, будто у Баха, с элементами воспоминаний о прошлом и сказочными мотивами, которые вдохновляли Чайковского, встречались у Штрауса. Гудят колокола.
Ну нет, сударыня, корова вовсе не бродила ит. д. Звучит солнечная мелодия в высоком регистре, мажорный лад ещё более «осветлён» повышенной 4-й ступенью, ритм напоминает детские считалки и дразнилки.