Монахи приплыли именно туда куда хотели.
Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море».
Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Конечно известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию. Его основные работы: «Транспарант в память 200-летия Петра I», «Альбом иллюстраций к произведениям Н. А. Некрасова», «Кустарь-сапожник», «Воронежская Гретхен», «Тряпичник-меняла», «Сельский базар», «Гибель Викулиной рощи». Он писал лики святых и расписывал храмы по заказу Воронежской епархии, преподавал иконопись в семинарии. В воде целая толпа деревенских женщин, большей частью обнажённых.
Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием. Это человек не XIX, а XX века, постоянно работающий для будущего». На ближнем плане картины кипит жизнь. Несколько этюдов Соловьёва находятся в Государственном Русском музее, одна жанровая картина представлена в Третьяковской галерее («Кустарь-сапожник»). К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже.
Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Он был дружен с Соловьёвым, посещал его дом и даже посвятил хозяину удивительного особнячка на улице Консисторской (ныне – Фрунзе) статью, в которой есть такие слова: «Созидатель этого музея поставил себе целью «спасать от смерти, что можно» Он как бы всех желает сделать рисующими, живописующими, как бы оживляющими, спасающими от смерти. Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Ещё один интересный момент в картине – двое смеющихся мальчуганов, глядящих прямо на зрителя. В своё время Лев Григорьевич был очень известным в Воронеже человеком.
Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории. На первом плане перед нами предстают два бездомных человека.
А пожилой пастырь добродушно улыбается, дескать: «Ну вот, приплыли. ». Воронежская бесплатная рисовальная школа, основанная Соловьёвым и такими же подвижниками – супругами Пономарёвыми, должна была, по мысли создателей, стать центром просвещения и «нравственного братского сотрудничества» учеников. Сумерки, довольно плотный туман, видны лишь края двух берегов и часть реки между ними. Кроме того, художник сотрудничал с газетой «Дон» и другими изданиями: писал статьи о живописи, выступал с обзорами выставок. Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. И что это вы там делаете, позвольте спросить.
Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Небольшая, шириной с десяток метров речка за деревенской околицей. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Написал её Соловьёв Лев Григорьевич.
Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде.
А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников. На время Репин перестал творить и впал в депрессию.