«Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 1901г. У третьего ангела колонна, символ Страстей Господних.
Она оживляет мир и дает ему господство разума. И, придя, находит их опять спящими ибо у них глаза отяжелели. Он заимствовал у мужа своей сестры некоторые элементы композиции и символики. Он молится, повернувшись направо и обратив свой взор куда-то вдаль.
«Будда Победитель» перед источником жизни. Великие Учителя человечества в серии Знамена Востока – это так же уединенные образы. Художник неизвестен. Ведь, несмотря на проявление минутной слабости, Христос сказал Богу Отцу: "Не Моя воля, но Твоя да будет".
И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой. Обычно их изображают на переднем плане, чтобы подчеркнуть их безмятежный сон в противопоставление тревожной молитве. В то же время нельзя сказать, что художник принизил происходящее до обыденности.
С ним были Пётр и братья Заведеевы Иоанн и Иаков. На высоком полусухом дереве сидит пеликан символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа. Но пока Иисус читал троекратную молитву, ученики уснули, опечалив тем самым Христа. Низкий горизонт открывает огромное пространство неба. Всем христианам хорошо известны последние часы земной жизни Иисуса. Каждый из них, по словам Н. О.
Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. 8:26). Это четвертый день Страстной недели, последние дни Великого поста. Это одна из немногих тематических картин в творчестве пейзажиста Куинджи.
Куинджи А. И. Это характеризует учеников Христа: они будут верны Его учению, обретут вечную жизнь. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного.
Человеческая же находилась в страхе перед мученической смертью на кресте. И только взор, полный отчаянной мольбы, выдает внутреннее волнение и страх. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. Слева – ни о чём не подозревающие спящие ученики Христа. Картина «Моление о чаше».
Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль Знамена Востока (1924), состоящий из 19 произведений. 393, 395), Эрмитаже, Санкт-Петербург (инв. Душевное смятение читается в идеально прекрасных чертах лица Иисуса Христа на картине «Моление о чаше».
Обычно художники очень точно соблюдают евангельское описание этой сцены. Евангелист пишет о кровавых каплях пота, выступивших на лице Иисуса во время молитвы в Гефсиманском саду. Моление о чаше дает людям надежду на скорую помощь в самых трудных и неразрешимых случаях. Бруни 1830г. 14:33).
476 предположительно Франческо), Галерее Академии, Венеция (инв. Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Воскресение из мёртвых Иисуса Христа стало поворотным событием в судьбах апостолов. Чаша является символом страданий и смерти.
В картине В. Г. «Змий Древний». 11. 26:38).
Но чаще Христос на ней один. ты спишь. Второй молитвой он выразил свою готовность к принятию грядущего, покорность Божией воле. 22:44). Гигантское полотно Бруни «Медный змий» (565 852 см самая большая картина в русской исторической живописи. ) и «Последний день Помпеи» Брюллова называли «колоссами русской живописи».
впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк. "Моление о чаше" Андреа Мантеньи обильно символами.
Ангел несет её Христу, чтобы он добровольно испил из неё. Справа – неумолимо приближаются стражники с мечами и копьями. С неба к Христу спускается ангел с чашей в руках. о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня. 10. У Эль Греко действие картины происходит также ночью, при луне.
Руки, безвольно положенные на камень, говорят о смирении. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. 2. Копия с картины Ф. А. В прозрачном и сияющем облаке к нему спускается чудесный Ангел с чашей в руке. Некоторые из них приписываются Леандро, но чаще – мастерской Бассано. Молитва укрепит дух и веру, даст утешение и покой страждущему.
Трагическое одиночество – главная тема картины «Моление о чаше» Фёдора Антоновича Бруни (1801-1875), одного из крупнейших представителей русской академической школы I половины XIX столетия. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо их осеняет мудрость. впрочем не Моя воля, но Твоя да будет" (Лк.
Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Он просил учеников побыть с ним и бодрствовать, пока он молится. Холст, масло. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
– русский художник итальянского происхождения. 5. «Чаша Христа» — великий Учитель в Гефсиманском саду, среди оливковых деревьев, преклонив колена, возносит моление о Чаше, которая столь необычно мерцает в зелено-фиолетовой дымке темной южной ночи. Его взор обращён к небесам.
12. если возможно, да минует Меня чаша сия впрочем не как Я хочу, но как Ты. Даже в работах христологического цикла, столь многолюдных в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким Сошествие во ад (1933), Христос в пустыне (1933), Чаша Христа (1924), Исса и голова великанова (1932). Иногда на иконе изображают и ангелов рядом с Иисусом.
Мост, соединяющий два берега, символизирует переход из одного мира в другой: от мира смертных и смерти к миру вечной жизни, бессмертия. Возле них три что-то грызущих кролика. «Матерь Мира». Подле молящегося Иисуса спят трое его учеников.
«Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. Совершенные существа выражают то же. Какое-то ослепительное, непостижимое видение» Иероним Ясинский. Другие варианты этой темы находятся в Галерее Эстензе, Модена (инв. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой.
Спящие ученики отделены от Христа спиленным мёртвым деревом. Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. И, отойдя немного, пал на лицо Своё, молился и говорил: Отче Мой. Везде пролегли глубокие, прозрачно написанные тени. Мрачное грозовое небо.
22:42). Он сам сказал – "Я есть Путь, Истинна и Жизнь. Христос сказал им: "Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф. В картине Лахуль (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. Ведь, несмотря на проявление минутной слабости, Христос сказал Богу Отцу: "Не Моя воля, но Твоя да будет". Потом усмирил бурю. 329) в каталоге музея приписывается Леандро (Magagnato, Passamani 1978, p. 36) того же мнения ранее придерживался и Арслан (Arslan 1931, р. 276), позднее принявший авторство Франческо Бассано (Arslan 1960, I, p. 214).
Так было и в случае с бесноватым. 22:44). Разработка может быть использована на уроках МХК, ОРКСЭ, на тематических классных часах, во внеурочной работе (в кружке по Основам православной культуры, для бесед в группе прдленного дня). 8.
18. Молиться нужно прилежно и бодрствовать и тогда Господь обязательно поможет просящему. если возможно, да минует Меня чаша сия впрочем не как Я хочу, но как Ты. " (Мф. Он же сказал им: "Что вы так боязливы, маловерные.
В сравнении с пышным великолепием итальянских полотен здесь всё просто, даже аскетично. 16. Всё это происходит на фоне Гефсиманского сада. «Дозор Гималаев» в ледниках. Его монументальная фигура, выделенная потоком света на фоне темного пейзажа, видится спокойной и величественной.
Данная икона имеет множество версий изображения. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие». На высоком полусухом дереве сидит пеликан — символ Бога Отца и жертвенной смерти Христа. «Падмасамбхава».
Ночной сумрак охватывает и человека. А что из этого сделали люди. Сон символ духовной смерти. Обратиться к молитве во время Великого поста или Страстной недели будет очень символично.
«Знаки Христа». 26:38). Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель. Что надо ещё говорить, о чём спорить.
Вариант из Галереи Палатина в Палаццо Питти во Флоренции (инв. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. Плющ, обвивающий камень справа от учеников, символизирует вечную жизнь и верность. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая.
И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна и начал ужасаться и тосковать. Картина горизонтального формата на холсте из Городского музея в Бассано дель Граппа (инв. если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя.
бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. На ней изображен сам Господь, молящийся Богу и окутанный небесным светом. Тогда говорит им Иисус: «Душа Моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. Но есть и значительные отличия от картины Мантеньи. 17. 19.
И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики — символ робости и плотских похотей. Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878) нет изображения лица Христа. Один из них держит крест, как знак того, что именно на кресте будет распят Спаситель. Аминь. Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. 4. Но Христос освещен ярким светом исходящим с небес. Предатель знал, что Иисус любил этот сад.
По скале от молящегося Богочеловека убегают кролики символ робости и плотских похотей. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте. Они успокаивают и помогают найти духовные силы для выхода из кризиса.
Оно подчёркивает духовный сон учеников. Земное и небесное сосуществуют в нем, вызывая жесточайшие душевные муки. Нет, напротив, он возвел его в ранг космически значимого явления.
15. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). Здесь нет ни крылатых амурчиков, ни блистательных башен и роскошных одежд. В третий раз Иисус повторил вторую молитву, выражая смирение. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
«Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 3.
«Лао-цзы». Однажды к апостолам привели бесноватого мальчика, прося исцелить его, но они не смогли излечить больного, зато это сделал Христос, а ученикам так объяснил их неудачу: "По неверию вашему ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда" и она перейдёт и ничего не будет невозможного для вас" (Мф. Туда, в высшие сферы устремлен и лик Христа. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете.
Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна. Моление о чаше выражает то, что Иисус Христос имел две воли: Божественную и человеческую. «Чаша». ". Но при сравнении, например, картин "Моление о чаше" Андреа Мантеньи, Джованни Беллини, Альтдорфера и Эль Греко (вариант, находящийся в Испании, в церкви Санта Мария города Андухар) видно, как не похожи картины друг на друга, хотя изображено одно и то же событие, случившееся в одном и том же месте и с одними и теми же действующими лицами.
У третьего ангела — колонна, символ Страстей Господних. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. Лунный свет ночи. Тогда, надо полагать, рериховские герои – это вожди человечества, учителя жизни, посланцы от космоса.
«Цзонхапа». Иисус знал о предстоящих испытаниях, о предательстве Иуды. У подножия крепко спят трое Его любимых учеников. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете.
Он опровергает несторианскую мысль монофелитов, что человеческая составляющая воли Иисуса Христа проявляла себя не с момента его воплощения, а только в момент моления о Чаше и была отвергнута Божественной составляющей его единой богочеловеческой воли: «Разве есть противление, когда (Христос) молится и добровольно воспринимает плотскую немощь через тесноту (sustolhv) и абсолютно не противится, но говорит: Если возможно и Не что Я хочу, но если что Ты и присоединяет к стесненности сильный порыв против смерти. В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического. По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею Знамен Востока. Картина из собрания ГМИИ восходит к подписной композиции Франческо Бассано (Художественный музей Ринглинг, Сарасота Arslan 1960, I, p. 222), относящейся к циклу Страстей Христовых, выполненному в середине 1580-х годов для церкви Сант Антонио в Брешии. Возвращается и находит их спящими и говорит Петру: Симон.
17:20). И возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. Христос в Гефсиманском саду. Встаньте, пойдем вот, приблизился предающий Меня. С неба Ему являются ангелы.
Главный герой старинных китайских картин, как правило, уединенный вольный муж. В первую очередь икона Моление о чаше для всех означает стойкость веры и убеждений. "Моление о чаше" Андреа Мантеньи обильно символами. С неба Ему являются ангелы. Это напоминает слова Христа о том, что он дверь и входящий через эту дверь спасётся.
Вся проблема христиан, да и наверное всех людей, в том, что все они, независимо от направлений, определяют Христа как сущность, не важно, как человека ли, как сына Божьего, как Господа или как самого Бога (Я и Отец – одно). 416 предположительно Леандро), Национальной галерее, Парма (инв. всё возможно Тебе пронеси чашу сию мимо Меня но не чего Я хочу, а чего Ты. Популярная икона Моление о чаше передает важный библейский урок.
Христос не был сущностью и это надо осознать, Он – воплощение пути. В иконописи очень часто используют этот сюжет. 14. 1. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. Презентация Моление о чаше предназначена для уроков МХК в 6 классе по программе и учебнику Даниловой Г. И., посвящена одному из самых трагических сюжетов библейской истории.
Но верующие всегда узнают ее по характерной изобразительной композиции. Таково же и свойство исходящей из них совершенной истины. 6. В это время к саду приближался Иуда со стражей, намеревающейся схватить Христа. Душа Его мечется, скорбит и страдает.
Вихревые потоки ветра пригнули к самой земле небольшие деревья и кустарники. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Над апостолами мы видим ветку вечнозелёного мирта. о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня.
Он опровергает несторианскую мысль монофелитов, что человеческая составляющая воли Иисуса Христа проявляла себя не с момента его воплощения, а только в момент моления о Чаше и была отвергнута Божественной составляющей его единой богочеловеческой воли: «Разве есть противление, когда (Христос) молится и добровольно воспринимает плотскую немощь через тесноту (sustolhv) и абсолютно не противится, но говорит: Если возможно и Не что Я хочу, но если что Ты и присоединяет к стесненности сильный порыв против смерти. Придя после Тайной вечери в Гефсиманский сад со Своими учениками, чтобы помолиться там, Иисус отошёл вместе с Петром, Иоанном и Иаковом и «начал ужасаться и тосковать» (Мар. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. Спаситель здесь изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея). Внизу, возле спящих учеников, мы видим птенцов пеликана. Это означает, что в двойственной природе Христа (Бога и человека) побеждает духовное, Божеское начало.
Он — сын и посланец Бога, но он и человек, рожденный земной женщиной. Для воспринятой Христом абсолютной человеческой сущности (естества, у халкидонитов и севериан тождественного природе) не мыслимо сознательное противление Богу. Уже в музее: 13. Скала бесплодна. Почему им так важно изображение такого сна.
(Федор Антовович Бруни 1799-1875 гг. Наряду с «Медным змием» картина последней молитвы Иисуса Христа в Гефсиманском саду были самыми популярными произведениями Бруни в дореволюционное время. Это подтверждается тем, что противление всегда «противоестественно» и как таковое греховно. 7. Цветовые тона (ярко-красное одеяние Христа с синей накидкой и блистающие золотистые одежды Ангела) призваны подчеркнуть основные смысловые акценты картины.
На заднем плане часто можно разглядеть приближающегося со стражей предателя Иуду. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Но используют и другие молитвы, например, молитву Святому Духу или к Пресвятой Троице.
Сюжет моления говорит о двойственной природе Христа. Христос сказал им: "Душа моя скорбит смертельно побудьте здесь и бодрствуйте со Мною" (Мф. В отличие от платоников и неоплатоников вслед за стоиками, Иустином Философом и великими каппадокийцами преподобный Максим всегда очень высоко ставит человеческое естество, в частности и материю и тварную природу в целом ведь природа эта, как творение Божие, необычайно хороша («добра зело»). А энергичный и деятельный брат его Иаков был казнён отсечением головы.
У подножия крепко спят трое Его любимых учеников. Он в красном хитоне (символ крестных мук) стоит на коленях на зелёном холме.
Искушение Христа (1933). Сон — символ духовной смерти. Презентауия содержит большой иллюстративный материал по представленной теме. Возле них три что-то грызущих кролика. Моление о чаше один из наиболее часто используемых иконописцами сюжетов. не мог ты бодрствовать один час.
22:42). С ним были Пётр и братья Заведеевы — Иоанн и Иаков. Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И с неба сошёл к Нему ангел Господень, поднося Ему чашу, чтобы укрепить Его. Он так усердно молится, что по его лицу бежит кровавый пот. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
Серия «Знамена Востока» сложилась. Свой первоначальный замысел Рерих воплотил в карандашном эскизе в экспедиционном блокноте. ХХ век. 2263 Мастерская Бассано). И воскресшаго в третий день по Писанием.
Иногда на иконах изображают Иерусалим, вид на который открывается из сада. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание.
А в человечестве Христа, которое существует «сообразно естеству», как неоднократно подчеркивал Преподобный Максим Исповедник, нет никакого действующего греха. 9.