В ноябре 1870 года Академия художеств за картину «Мечты о будущем» присудила Максимову звание классного художника первой степени.
Эта выставка позволяет воссоздать и понять прошлое, насладиться красотой картин. Такие сюжеты были тогда новостью для русской публики. В этом плане важной является работа 1869 г. «Сборы на гулянье». Накануне столетнего юбилея Пушкина, в июне 1898 года, вместе со своим другом В. П. Из Петербурга до Старой Ладоги останки сопровождала только семья.
Сознание собственного достоинства поддерживают воспоминания. Не успев еще сделать необходимые поправки в «Колдуне», он принимается за картину «Семейный раздел». Об этом свидетельствуют откинутый полог занавески, затухание света к краям, уравновешенность каждой фигуры и даже каждого движения встречным. Семья росла, у Максимова было четверо детей: две дочери и два сына.
Слева в шитом жемчугом головном уборе тихая и трогательная сестра новобрачной напоминает мягкую, напевную женственность образов картины «Сборы на гулянье». Отец рано стал учить сына читать. Как художник-передвижник второй половины ХIХ века Максимов создает на холсте психологически острое взаимодействие персонажей. Максимов повторил свою самую покупаемую картину «Всё в прошлом» 42 раза.
Художник внимательно изучал крестьянский костюм (существует рисунок с тщательным воспроизведением формы сарафана). Затем, в продолжение всего обучения, среди талантливых соучеников (Савицкий, Поленов, Репин) Максимов был одним из самых первых. Надежды на доходы с Любши не оправдались и Максимов совсем разорился. Эти сценки Максимов пишет умело, являя неплохую подготовку в области рисунка и композиции. По величине таланта его сравнивали с Ф. А.
Самую значительную картину из своей серии городско жанра Максимов написал в 1868 г. — «Мечта о будущем». Конкретность тягостной жизни крестьянства, подсмотренная в волжских избах и личный опыт художника, детские воспоминания о смерти отца соединились в картине, дав произведение большой искренности и глубины. С каким почтением писал он много позже в своих воспоминаниях о дорогих ему людях.
От конкурса на большую золотую медаль художник отказывается. Своим творчеством он наметил пути развития крестьянской темы в русской живописи. Столь же рано мальчик начал рисовать. И о том, как трудно будет Максимову преодолеть нормы академической эстетики, свидетельствуют и «Крестьянская девочка» (1865) и в чем-то даже «Бабушкины сказки» (1867).
В этот период Максимов окончательно определяется с тематикой своих произведений: жизнь и быт простого народа. В мальчике рано проснулась поэтическая чуткость, умение видеть красоту обыденного.
Максимов постигал жизнь русского крестьянина непосредственным родством, совместной жизнью и кровной любовью. Интерьер избы, предметы крестьянского быта, лица крестьян — все написано с натуры. За три-четыре года после «Семейного раздела» появились небольшие картины — «Примерка ризы» (1878), «Кто там. » (1879), «Торговка» (1881), «Утром» (1881). Таких я лично не знаю.
Но главное — купил П. М. Третьяков для своей галереи. Наступило новое время, требовавшее сложных образов и неоднозначных тем. Постоянная бедность осложняла жизнь семьи. В 1899 г. вышел юбилейный альбом «Пушкинский уголок» с воспроизведением этюдов маслом поэтичных пушкинских мест. Успокоился он только через год, когда взял картину с выставки и переписал её.
Нужда преследовала художника всю жизнь. Он не смог подняться в своей живописи до проблем нового времени. Художник остается мастером глубокого психологического характера. Автор картины передает самобытную поэзию крестьянской жизни. Бревенчатые избы с их скромным и бедным бытом на первый взгляд кажутся зрителю убогими. В этой картине художник впервые передал зримую красоту народного быта.
Одно из свидетельств этого — небольшая работа «Опять на Родине», где художник изобразил себя перед могилами предков у церкви Васильевского погоста. Мастерству художника обучался в иконописной мастерской, куда был отдан в ученики. В своих «Автобиографических записках» Максимов вспоминал, какой был чудесный вид на противоположный берег Волхова с Георгиевской крепостью в Старой Ладоге, Успенским девичьим монастырем, садами усадьбы помещика А. Г. Томилова. Только летом 1888 г. в новой мастерской Максимов начал писать «Всё в прошлом». Звал уже звонарьКрасивым колокольным перезвономВсю паству в деревенский Божий храм. Стояли пред иконами с поклономВсе жители деревни по утрам. Мальчишка заворОжен красотою, Одетых в серебро, святых икон. Святые все – становятся мечтою. Как их изобразить – не знает он. И он, немедля выйдя из церквушки, Старается кусок стены найти, Чтоб здесь нарисовать святые души, Украсить храм и славу обрести. Он очень увлечен своей работой. Забыл, что даже хочется поесть. Закончив, ставит подпись беззаботно, Забыв: за это наказанье есть. Но стоит всмотреться и приходит понимание того, как сложен и глубок мир их обитателей.
Революционная ситуация и затем выступление первомартовцев сменяется жестокой реакцией. Эти работы отбрасывают Максимова назад, к тому, что было пройдено в начале пути, к жанру середины 60-х гг., но уже более заземленному. На возу с сеном брат Алексей привез Василия в Петербург. Колдовские обряды веками пронизывали крестьянскую жизнь.
Картина шла нелегко. Ее освещает поток ничем не перебитого света, обозначая в ней, может быть, чуть прямолинейно, самый светлый образ этой жестокой сцены. На вопрос, что ценнее, отвечу кратко: "Бабушкины сказки" и "Пейзаж с хаткой" (Кондратенко) мне дороже пейзажей Шилова. Какой контраст с произведениями последнего десятилетия. В год написания картины «Все в прошлом» Максимову было всего сорок пять лет.
Решения эти созревали давно. Последние два десятилетия жизни Максимова оказались полны горькой нужды и лишений. Удрученность облика старой няньки говорит о не столь весело прожитых годах. Художник также иллюстрировал стихотворения А. С. Пушкина, в том числе «Роняет лес багряный свой убор». Стало быть, ему претили такие грехи и недочёты. Сколько трогательной простоты и величия было в этом прощании.
Вообще мне по жизни везло и я был знаком со многими большими артистами, писателями. С 10 по 22 мая Василий Максимович сделал 40 восхитительных бытовых зарисовок крестьян нескольких населённых пунктов Покровской волости Малоархангельского уезда: села Покровское-Липовица, села Перехожая Липовица, сельца Хорошее и деревни Волковой (они располагались в радиусе десяти верст от места, где гостил Максимов, в настоящее время это посёлок городского типа Покровское и соседние с ним село Липовец и деревня Крутое). За выставленную в начале 1868 г. в Обществе поощрения художников картину «Бабушкины сказки» Максимов получил премию, а Академия художеств продлила ему стипендию.
Нужда преследовали его всю жизнь. Максимов вступает в кружок любителей хорового пения. Лица, выделенные им в центре толпы, трогают до глубины души. К сожалению, художник «сгорел» от чахотки после простудного воспаления лёгких. В марте 1875 г. картину купил Третьяков.
А вот невеста напугана: к добру ли пришел колдун. Марков, Т. А. Но он уже работал с трудом – сказался тяжёлый жизненный путь. Решение этих важных задач еще предстоит. В работах Максимова проявляются отголоски поэтического реализма 30-40-х годов.
Несомненный талант рисовальщика позволял А. Н. После обедни было сердечное прощание. В год написания картины «Всё в прошлом» Максимову было всего сорок пять лет.
Но взыскательный художник чувствовал себя, как он сам говорил, преступником. Тихая сосредоточенность в лицах приостановивших работу мужчин.
Максимов посещает «среды» у Менделеева и «субботы» у Ярошенко, где бывали писатели и художники. Если бы не эти картины, можно было бы думать, что творчество Максимова скатывается на мелкотемье, ведь одновременно создаются «Утром» (молодая женщина потягивается со сна), «Сегодня — кисель» (изображена девочка, которая толчет овес) и т. п. В центре деревенской избы, освещаемой лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки. По этой же причине он успешно сотрудничал с иллюстрированными изданиями. Но состарились они по-одинаковому. Он решает отправиться в Тверскую губернию, где планирует изучать русский быт.
18-20 декабря 1863 года Максимов пишет автопортрет, на котором мы не можем не остановиться: в нем видна вера художника в свои силы, самоутверждение наперекор пережитым и уже отброшенным унижениям (автопортрет был показан на выставке 1877 г. ). Этот процесс будет идти неразрывно с гражданственным мужанием художника-шестидесятника.
Артель Крестоносцева просуществовала немногим более года и не имела большого значения как идейное и организационное объединение. С воспоминаниями о Максимове выступили А. М. Васнецов, А. П. Брюллов, Е. Е. Волков, И. Е. Репин. Итак, «многолетний труд» Максимова, стоивший ему огромного напряжения, принес заслуженную славу. Но художнику трудно быть в этом бездушном мире, он не может без красоты и он создает «отрадный» образ младшей невестки.
Далеко, ещё в 8 классе я попал к художнику и скульптору Ивану Семёновичу Козловскому (полному тёзке знаменитого тенора), который мне давал уроки рисования и направлял в художественное училище за руки и глаза, но я пошёл по музыкантскому пути. В восьмидесятых годах во время очередной поездки на родину художник провалился в промоину на Волхове и долго находился в холодной воде, опираясь, как на перекладину, на охотничье ружьё. Надежды на доходы с «Любши» также не оправдались и Максимов совсем разорился. Горестная сила — в белокуром мужике.
Невесте — вся яркость света и цвета: красный с желтыми кисточками свадебный костюм, шитый жемчугом кокошник, «красный» угол избы, убранный полотенцами. И тогда художник снова удивлял потенциалом своего лирического дарования. «Семейный раздел», а затем и картина «Больной муж» говорят о большем акценте теперь на социальной теме Иным становится и характер повествования: эпичность рассказа уступает место прозаически конкретному показу. Пушкина.
И Максимов какое-то время «выпрямляется» — с десятой передвижной выставки его картину «Больной муж» (1881 г. ) купил Третьяков для своей галереи. Я, во всяком случае, очень ценю. Художник участвовал в выставках передвижников до 1910 года. Нефф, Ф. А. Удивительны эти картины. Перед нами скромная горница, украшенная вышитыми полотенцами, развешанными по стенам и обрамляющими иконы. Но «довести картину» не удалось, в марте 1880 года должна была состояться очередная VIII Передвижная выставка и картину забрали, буквально не дав ей просохнуть.
Я и сам, за мастеровитость и тщательную отделку могу простить многое и даже очень многое. В ноябре 1870 г. Академия художеств за картину «Мечта о будущем» присуждает Максимову звание классного художника первой степени. Васильевым, хотя художники работали в различных жанрах. И. Е. Репин в некрологе Максимову писал: «Судьба всю жизнь колотила его, как злая мачеха, – точно так же, как она беспощадна к исключительно даровитому народу русскому и с какой-то тайной завистью не даёт ему ни отдыху, ни сроку».
Здесь на помощь явился тот народ, которому покойный посвятил свою жизнь. В картине нет действия, персонажи не смотрят друг на друга но их объединяет состояние раздумья, воспоминания об одном и том же. Художник вынужден хоть что-то писать — семья требует средств.
Мужские персонажи ни в коей мере не статисты. Художник любуется молодой парой, видимо, влюбленной друг в друга. Заслушались деревенские ребятишки.
Максимову были известны вопросы духовной жизни России этого времени. В это время Максимов состоит учителем рисования в имении Голенищевых-Кутузовых.
Собрались гости, местные крестьяне, дьячок. Одним из моментов сложной духовной жизни России этого времени была утрата старых народнических идеалов с их верой в «мужицкий социализм». Причем, слабые, на мой взгляд, работы встречаются и в поздний период творчества.
Иногда Максимов поднимается до новых работ — это небольшие картинки типа «После обедни» (1891), «Лихая свекровь» (2893), «Пережил старуху» (1896), «Опять буянит» (1898). Поистине, чтобы выстоять в таких условиях, не затеряться на трудных дорогах жизни, нужно было обладать упорством, внутренней устремленностью, жизненной силой. Чувствуя это, он теперь уделяет больше времени резьбе по дереву. С этого времени между ними устанавливаются близкие дружеские отношения.
Художник, ряд картин которого выполнены на высоком уровне как по выбору сюжета и композиции, так и по исполнительскому мастерству. Постоянная бедность по-прежнему осложняла жизнь семьи.
С другой стороны, у художника уже не было сил для его осуществления. Наряжаются на праздник две крестьянские девушки, что-то тихо обсуждая между собой. Начатая Максимовым картина «Беседа» оказалась ненаписанной. Еще в 1879 г. Максимов начал в Чернавине писать этюды для композиции «Аукцион за недоимки».
Правда, картина Бедный ужин (1879) была снова тепло принята зрителями. Eduard, мы (ни я ни Вы) не можем за это осуждать Третьякова: у каждого человека своё мерИло. Он принимал активное участие в передвижничестве. Переехал в Петербург. Пленяет ее юное, но уже женственно очаровательное лицо.
Крестьяне охотно позировали ему, его альбомы полны натурных зарисовок, художник снова с народом. Альбом получил название «Орловский», поскольку на всех рисунках Максимова были записи-пометки имевшие отношение к Малоархангельскому уезду. С автопортрета на нас смотрит человек, осознающий свою внутреннюю незаурядность. В центре деревенской избы, освещенной лучиной, сидит старушка и рассказывает сказки.
Через год он представил на выставке Общества поощрения художеств работу "Бабушкины сказки", получившую премию и купленную Третьяковым для картинной галереи. Но картина осталась незаконченной. Максимовы часто останавливались в волжской деревне Варвариха. Милый человек. Сбежав от этого хозяина, он оказался у другого.
О пленэрных достижениях Максимова в последний период творчества говорит также пейзаж 1893 г. «Город Макарьев на Унже». В ней забавный бытовой рассказ картин периода артели перерос в мягкое поэтическое переживание повседневности. Некоторые из них запечатлены Максимовым в групповом портрете 1864 года (не закончен), написанном в близкой манере к рассмотренному выше автопортрету. Василий рано лишился родителей.
В 1863 году Максимов поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге. По нескольку месяцев он теперь не берется за кисть. Все свое творчество он посвятил теме крестьянской жизни. Максимов показал несколько пейзажей из поездок по старым русским городам.
Проклятое безденежье заставляло торопиться. Его картины отличаются созерцательной искренностью, теплотой.
Художники артели потянулись к жанровым сюжетам. В 1885 году жена художника Лидия Александровна стала наследницей усадьбы Любша. Шурыгину свободно обращаться в своих произведениях к любым композиционным построениям. Здесь мальчик читал книги Н. В. Заслушались деревенские ребятишки.
Такому тернистому и безденежному, в общем, если ты не Шилов или не Мацуев (друг-друга стОят: блинецы в искусстве). Здесь стоят ряды икон, горит лампада, озаряя стены бедного жилища золотым светом. Сюжеты — несвойственные, содержание — незначительное.
Из темы естественно вытекает и любование «вещной» красоты, сказавшееся в трактовке формы и фактуры предметов быта. Последний всплеск энергии позволил больному художнику взяться за картину «Прощеное воскресенье». В их действиях нет суеты, сценка наполнена светлым лиризмом.
Мать поощряла эту его склонность. В картине есть вторая сюжетная линия — женщина с ребенком на руках. 1 декабря 1911 года художник умер. Максимов же не желал следовать быстротечной моде.
Картина «Все в прошлом» приносит художнику последний успех. Кстати, я не писал, что мне у Максимова нравится ВС. «Все в прошлом» строится на сопоставлении только двух психологических мотивов — старая барыня и ее старая нянька. В 1864 году Максимов стал членом художественной артели Петра Крестоносцева. Сюжетом для картины Максимов выбирает деревенскую свадьбу. 7 января 1863 г. Максимов в качестве вольнослушателя (поскольку нет отпускной от сельского общества) начинает занятия в Академии. Но в то же время нельзя не признать, что мастерство – не самоцель.
Создание автопортрета совпало с неслыханным событием — «бунт четырнадцати». В дальнейшем когда позволяют силы, художник все чаще обращается к пейзажу.
Семья росла, было уже четверо детей: две дочери и два сына. Нельзя не залюбоваться невестой, чувствуется ее поэтическая натура. В самом конце свадебного стола слева свет выхватил таинственный женский профиль в платке. В 1855 году он переехал в Санкт-Петербург. Жаль, что нет репродукций этих замечательных картин более высокого качества и уровня разрешения.
Теперь художник подолгу живет в Петербурге. Художник раскрывает самые корни народной жизни — при всей бедности и несложности обихода русского крестьянина художник увидел в нем потенциальную возможность духовной силы. Острогорским он предпринял поездку в Святогорье. И весной1871 г. Максимов с В. М. Васнецовым отправляются в Киев.
Двенадцать пейзажных этюдов маслом были воспроизведены в юбилейном альбоме «Пушкинский уголок», составленном Острогорским и вышедшем в издательстве К. Фишера. В этот день родной погост принял его тело. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим. Он делал наброски с графских крестьян, рабочих, дворовых, карандашом или сепией он создавал жанровые сценки (Зимний вечер в деревне В людской Три детские головки и Баба-сплетница, подслушивающая в сенях), все они были проданы на постоянной выставке Общества поощрения художников.
Душевное состояние художника — очень часто упадническое, он подолгу не может превозмочь депрессию. Всего доброго, успеха и вдохновения на будущее. Этот мотив поддержан уведенными на второй план женскими лицами. Eduard, а у кого из тех, кто писал много, всё равнозначно хорошо. И потому не удивительна стремительность его успехов. В картине «Бабушкины сказки» присутствует и предметный натюрморт в том, как добросовестно художником перечисляются полка с посудой, хомут с седелком, жердь для зыбки, связки сушеных грибов, одеяло у печи и шаль, ощущается не поэтическая, а скорее прозаическая тенденция грядущего аналитического искусства передвижников, когда предметы быта выступали как знак конкретной социальной среды.
С тех пор болезнь подтачивала его организм. Переживший свои темы (на смену передвижникам пришли художники новых направлений), он почти не находил покупателей и заказчиков по-прежнему писал сюжеты из крестьянского быта, а незадолго до смерти начал картину "Прощеное воскресенье", но не закончил ее. Он всё чаще впадал в депрессию и пытался избавиться от неё в частых застольях с друзьями. Здесь он гостил две недели у местного помещика Николая Петровича Покатилова в его имении в сельце Хорошее (ныне – составная часть райцентра Покровское одноимённого района).
В доме иеромонаха Антония Бочкова протекала вся его «монастырская духовная жизнь». У него лицо с внимательным, все понимающим взглядом. Само по себе великолепная техника мастера цЕнна.
Родители его — из государственных крестьян. Обязательный акцент делает художник на изображении красного угла русской избы. Ее также приобрел Третьяков, она и поныне в Государственной Третьяковской галерее рядом с холстами «Бабушкины сказки», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Семейный раздел» и «Больной муж». Петербургский жанр расширяет тематику, осваивает сюжеты обыденности.
Основным источником существования в этот период было копирование картин: «Все в прошлом» художник повторил сорок два раза, «Семейный раздел» и «Приход колдуна» — по пять-семь раз. На передвижных выставках 1901 и 1902 гг. Его родители были государственными крестьянами и до десяти лет Максимов рос в деревне. А вот вдумчиво переживают мальчик с девочкой, что рядом с бабушкой.
Шамшин, А. Т. Но он уже работал с трудом — сказался тяжелый жизненный путь. На Васильевском погосте, находившемся в версте от Лопина, родной деревни Максимова, должна была начаться в это время праздничная обедня (21 ноября – праздник Введения во Храм Пресвятыя Богородицы).
В шесть лет первое горе — смерть отца, в десять — смерть матери. Официальная дата написания картины «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу» 1871-1875 гг., но работа фактически начата была уже в 1868 г. С весны этого года, поселившись в деревне Чернавино, Максимов напряженно работает над этюдами, накапливает материал и творчески преображает его. Как и другие артельщики, Максимов писал сценки из быта людей среднего достатка: «Маленькая кокетка» (1864 г. ), «По примеру старших» (1864 г. ), «Семейный чай», «Дед-судья» (обе 1865 г. ).
И в своей картине «Семейный раздел» он правдиво представил эту реальную, жестокую сторону крестьянской жизни. Василий Максимович посвятил всю свою жизнь работе художника, служению своему великому народу, пронеся любовь к родной земле и населяющим её людям и они ответили ему взаимностью. После картины «Всё в прошлом» Максимов прожил ещё двадцать лет, но это были годы постепенного угасания с редкими творческими просветлениями. С тех пор болезнь подтачивала его организм. Максимов — очень близкий и непосредственный свидетель всех этих событий.
Образ ее более идеален, в лице почти классическая чистота линий. Но иногда приходили счастливые часы.
Он сделал несколько этюдов. Увлекается хоровым пением, вступает в кружок любителей музыки. Но надежды на благополучную будущность не оправдались. Здесь зародились темы всех его значительных картин. Луч света делает различимыми во тьме лицо и фигуру сидящего.
Скончался В. М. Отныне свое творчество Максимов отдает русскому крестьянству. Eduard, да, я Вас понимаю.
В картине меньше элементов инсценировки, которая еще просматривается в «Семейном разделе», действие выражено просто и непосредственно, как в жизни. И в новой картине столь же глубоко постигает другую сторону жизни русского крестьянства — процесса «раскрестьянивания». Все это воскрешало образ жизни старого барства. Мальчик живет большой мечтой — учиться в Академии художеств. Сначала за рисунок в головном классе он получает последний 69 номер, но уже в ноябре 1963 г. первым номером за рисунок «Бойцы» переводится из класса гипсовых фигур в натурный. Несколько лет назад Новоладожский историко-краеведческий музей (это родные места художника Максимова) стал готовить к 170-летнему юбилею Василия Максимовича выпуск иллюстрированного каталога его произведений.
Как художник Максимов потерял цель, утратил перспективы. Репину же принадлежит некролог Максимову. Его преподавателями были П. М. Художник ведет конкретный бытовой рассказ легко, без заострения на отрицательном. Лица девушек — русские художник уходит, наконец, от идеализации, постепенно постигая национальный тип лица, поэтизируя крестьянский быт со сложившимися представлениями о нравственном поведении, о нормах красоты, с передававшимися из поколения в поколение формами костюма, орнамента. Он жил в избе, носил русскую рубаху и шаровары брат-портной сшил ему дубленый полушубок с вышивкой. Он постоянно счищает одни фигуры и вписывает другие.
В 1865 году Максимов пишет картину «Больное дитя», за которую получает золотую медаль и статус художника третьей степени. В мальчике рано проснулась поэтическая чуткость. Но, главное, здесь был получен толчок к нравственному мужанию. Крестьяне приняли Максимова, он стал для них своим. При подготовке выяснилось, что в запасниках Русского музея Санкт-Петербурга хранится альбом под номером А-100/Р37758-37797, в котором представлено 40 рисунков Максимова, никогда и нигде не публиковавшихся и не выставлявшихся (размер каждого – 10, 3 на 17, 8 сантиметра). Увы, почти все уже покинули нас, живущих.
Крылова, Плутарха, узнал стихи А. С. Сложны состояния братьев. Увлеченный домашними спектаклями, он с успехом исполняет роли в пьесах Островского знаменитый актер Самойлов даже уговаривал его бросить живопись и «идти в актеры». Максимов заводит знакомства среди дворовых и земледельцев, присматривается, раздумывает. Женские характеристики крайне противоположны.
Ему позируют племянники, деревенские ребятишки, брат Алексей, невестка Варвара, рассказчицу сказок он пишет со старушки Юдишны. Цель этой организации состояла в «совместной работе и жизни». В первой своей картине «Больное дитя», написанной через полтора года пребывания в Академии и удостоенной золотой медали, Максимов использовал взволновавший его подлинный факт. Художник писал автопортрет сразу после «бунта четырнадцати». В доме иеромонаха Антония (Бочкова) протекала вся его «монастырская духовная жизнь».
Художники наблюдают собравшийся со всех сторон на богомолье люд, ездят по деревням изучая типы и характеры, заслушиваются пением, смотрят танцы, зарисовывают костюмы. За три-четыре года после «Колдуна» и «Семейного раздела» художник не создает ни одной большой картины, за что не раз пенял ему Репин. Но встречаются и слабые работы. Послушников, кроме пения, ничему не учили.
Нет, конечно, дело в том, что я слышу кухню и мне там порой не нравится многое. Шубино — заметная веха в творческом становлении художника. Для этой картины было сделано более 15 портретных этюдов с натуры. Бедность истощение, болезни свели художника в могилу.
Тяжело смотреть на эту сцену семейной вражды. Знаменитая картина Максимова. Гоголя, И. А. Она просуществовала чуть больше года.
В Петербурге он переехал в более дешевую квартиру с тесными и сырыми комнатами. После картины «Все в прошлом» Максимов прожил двадцать лет, но это были годы постепенного угасания с редкими творческими просветлениями. Но это уже не знак общности, а знак раскола семьи. Однако творчество его оказалось вне большой проблематики искусства 80-90-х гг.
Пейзажи просты искренни и необычайно поэтичны. Максимов в ночь на 1 декабря (18 ноября по старому стилю) 1911 года, в Александровской мужской больнице Петербурга, на 15-й линии Васильевского острова. В эту артель входил юный Максимов.
А картины его все меньше интересовали зрителей и критиков их все реже покупали. Как в лучших работах художника — все на обращении к внутреннему чувству зрителя. Что же до творческой пассивности. «Больной, муж», «Заем хлеба» (1883 г. ), «Слепой хозяин» (1884 г. ) — последние лучшие работы крестьянской темы Максимова, говорящие о том, что и в 80-е годы он находит в себе силы продолжать свою повесть о крестьянской жизни на уже знакомой, но по-прежнему дорогой для него ноте подлинно человеческого сострадания, правда, без больших художественных открытий. В самом монастыре Максимов превосходно написал лестницу, поднимающуюся к могилам предков поэта.
В деревне бывает редко, почти все время живет в Петербурге. Знаменитая картина Василия Максимовича «Бабушкины сказки» была закончена в ноябре 1867 г., эскиз же ее был сделан еще в Шубине по воспоминаниям детства — когда-то в их избе долгими вечерами собирались соседи послушать сказки матери Максимова. Бруни.
Но Василий вскоре покинул монастырь, чтобы учиться рисовальному делу. Этот молчаливый «разговор» идет после того, как все уже свершилось и поправить ничего нельзя. Наряду с романтической приподнятостью в портрете присутствует интимность.