Знакомство И. Е. Репина и М. П. Мусоргского состоялось в самом начале 1870-х при содействии В. В. Стасова, до отъезда Репина в качестве пенсионера ИАХ за границу. Репин был большим поклонником таланта Модеста Петровича Мусоргского (1839–1881).
Ведь он не думал о смерти. Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881. был поражен: «Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем непробованные», – передавал Стасов слова Крамского Крамской Иван Николаевич Великий русский художник и рисовальщик, мастер жанровой исторической и портретной живописи.
В исторических сюжетах искал ответы на современные вопросы и М. Мусоргский. Гениальный композитор, автор опер «Хованщина» и «Борис Годунов», предстает как глубоко трагическая личность. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. Письма».
И этот портрет сталсвоеобразным подведением итогов, словно на нем запечатлена история всей жизниМусоргского. Он сам сочинил сюжет «Хованщины» и начал писать ее, а также «Сорочинскую ярмарку» по мотивам Гоголя. Репиным, далека от традиционного понимания репрезентативного портрета. Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира — эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи. Но в либретто Мусоргского смешаны события1682и1689 гг.
Внутренняя свобода, строгий взгляд, как будто будущий композитор что-то решает для себя. Вон посмотрите его портрет Писемского — какой chef doeuvre. Неужели это он. Его красота и духовное величие, его творческий гений живут и проявляются даже в болезни и сквозь кору всего «слишком человеческого». Переписка», т. II, «Искуство», 1949, стр. Члены кружка были разными по возрасту и по роду деятельности (самым старшим был А. Бородин, к тому времени уже выдающийся учёный-химик). 47). Он весь в свету и писан без земель, одними хроматическими, светлыми цветами.
В нем чувствуется готовность служить, следовать долгу, самоконтроль и сила воли. так удавались портреты творческих людей. Они уже давно были знакомы через Стасова. Вот в Ваших «Бурлаках», например (они передо мною воочию) и вол и козел и баран и кляча и, прах их знает, каких только домашних там нет, а мусиканты только разнообразием гармонии пробавляются, да техническими особенностями промышляют, «мня типы творить». При работе над большими полотнами он систематически обращался к портретным этюдам для выяснения облика и характеристики персонажей. Мусорянин» (3). На этом лице живыми остались лишь глаза.
Голенищева-Кутузова. Первая выставка проходит в Петербурге, после чего её перевозят. В событиях 1682 г. Пётр участия принимать не мог ввиду своего малолетства. 28 (16 по старому стилю) марта 1881 года в Николаевском госпитале Модест Мусоргский скончался. Жду с нетерпением.
Среди его учеников, . Краткость обзора выставки, которую Стасов оценивает очень положительно, а особенно умолчание о картине Сурикова, возможно, вызваны тем обстоятельством, что в день открытия выставки 1 марта 1881 года народовольцами был убит Александр II и под живым впечатлением происшедшего события «Утро стрелецкой казни», по ряду ассоциаций, воспринималось очень остро. В сюжете оперы отражены события 1682г. Он не скрывает человеческих слабостей, недостатков великого человека, «этой гениальной силы, так глупо с собой распорядившейся физически», но и в таком его больном и неприглядном состоянии показывает богатство его духовной жизни. В кругу кучкистов любили и исполняли Садко.
Как это случилось. Они стремились к одному: изобразить жизнь во всей полноте, перенесённой в искусство. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, .
Особенно большое место в творчестве «кучкистов» занял восточный элемент («Тамара», «Исламей» М. А. Балакирева «Князь Игорь» А. П. Бородина «Шехерезада», «Антар», «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова «Хованщина» М. П. Мусоргского). «Что этот Репин нынче делает, — сказал он, — просто непостижимо. Инонациональная тема встречается и в творчестве композиторов «Могучей кучки». Богатой колоритностью отмечены песни Калистрат, Колыбельная Еремушки (слова Николая Некрасова), Спи-усни, крестьянский сын (из Воеводы Александра Островского), Гопак (из Гайдамаков Тараса Шевченко), Светик Савишна и Озорник (обе – на слова Мусоргского), Блоха и другие.
Именно в это время были написаны «Картинки с выставки», фортепьянная сюита на память друга-художника Гартмана. Мусоргского (1839–1881) для потомков. Над этой оперой композитор работал одновременно с переделкой оперы «Борис Годунов». Даже и руки не прикладывая, везет: смотрит и видит, а не только смотрит. Соответственно и живопись, тонкая и сложная, сохраняет трепетность и свежесть этюда. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
В образной трактовке простых людей, нищих, странников Репин остается гуманистом и реалистом, видящим и нравственное превосходство народа и его заблуждения. За четыре сеанса с 14 по 17 марта И. Репин создал портрет М. П. Сходство черт лица и выражение поразительны.
Вдруг пройти молчанием такого слона. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. По замыслу И. Е. Репина, они олицетворяют разные страны и народы. Она была начата в 1872 г. Либретто также написал он сам.
Его поместили в больницу. Наоборот замечают, что некоторые художественные приёмы: широта и свобода письма, осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне: форма смоделирована градациями цвета имеют прогрессивный характер, предвосхищая стиль письма художников Валентина Серова и Константина Коровина. Композитор был похоронен в Некрополе мастеров искусств.
В лучших своих портретах — В. В. Стасова, Л. Н. Толстого, М. П. Мусоргского Репин достигает жизненной полноты и многогранности характеристики благодаря удивительной композиционной изобретательности и активности изобразительных средств, чуждых пристрастия к какой-либо одной манере: она всегда сообразуется с «манерой» — повадкой, осанкой, темпераментом — портретируемого лица. Творческие установки композиторов «Могучей кучки» были близки живописцам Товарищества передвижных художественных выставок, членом которого был Репин. Крамской, отмечая, что девятая выставка «особенно велика и, решительно можно сказать, особенно интересна», заявил, что Товарищество обогатилось новым и не известным до сих пор талантом «первого разряда (т. е. Создания его займут великую страницу в истории русской музыки. Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано. Сразу после знакомства они очень сблизились друг с другом, почувствовали некое родство.
Я счастлив, что видел эту сцену. Он выступает как портретист, мастер бытовой и исторической картины. Мусоргского.
«Искусство», 1946, стр. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . В картине «Бурлаки на Волге» (1873) художник обличает эксплуатацию народа, утверждает скрытую в нем могучую силу, зреющий протест. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Умерла любимая женщина и композитор безмерно страдал.
Ни Стасов, ни Мусоргский еще не знали самого для них важного: парижских работ Коренника. Он уже задумывался об опере на тему о Пугачевском восстании. Портрет написан незадолго до смерти тяжело больного композитора. Среди его учеников, . С 1894 года член Товарищества передвижных художественных выставок. Дочь В. Стасова вспоминала: «Светский повиду, такой элегантный и как будто поверхностный, Мусоргский стал своей музыкой, своим незабвенным глубоким исполнением вызывать такие глубокие размышления, такие глубокие чувства».
Как и в «Бурлаках на Волге», но в более масштабной форме, здесь проявилось великое умение Репина чувствовать и передавать стихийную жизнь массы, толпы людей, не теряя при этом индивидуального, портретного своеобразия каждого лица. К теме раскола обратился В. И. Суриков в картине «Боярыня Морозова» (1887). Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Изобразив больного музыканта в халате с расстегнутой рубашкой, непричесанным, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист.
И, всё-таки, возникает вопрос, как же возникла идея написания этого портрета. Упреки Стасову в недооценке Сурикова были правильны (см. Посмотрите на эти глаза: они глядят, как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, — а много ли на свете портретов с подобным выражением. » Крамской, правда, тоже умел передавать «задумчиво глядящие» глаза.
Портрет Мусоргского был выполнен всего за 4 дня (4 сеанса) – со 2 по 5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин. Оттого-то и портрет вышел у него таков, что без волнения и радости не взглянет на него никто из тех, у кого есть истинное художественное чувство в душе. А «яз» в качестве пристяжной, кое-где подтягиваю, чтоб зазору не было, – кнута боюсь. Но дальнейшие разногласия между Софьей и Хованским привели к их вражде.
Репин словно и не думает о том, чтобы увековечить образ М. П. Писанный в интерьере, портрет решается в рассеянном свете пленэрной живописи. То, что их объединяло можно назвать «правдой» в искусстве. Хованскийпользовался популярностью стрельцов, они даже называли его «батей».
«Выставка передвижников», «Заметки о 24-й выставке передвижников» и комментарии к ним, т. 3). Развитое воображение позволяло вкупе с вином избегать горестной реальности и творить. Мусоргский был одним из членов объединения «Могучая кучка». Сходство черт лица и выражение поразительны.
Об этом обстоятельстве писал Сурикову Репин 3 марта: «Картина ваша почти на всех производит большое впечатление нападают, ярее всех паршивая академическая партия Ну, а потом случилось событие, после которого уже не до картин пока» («В. С глубоким чувством и пониманием народной души сцены из русского быта изображены в картинах И. Е. Репина, которого В. В. Стасов назвал «богатырем русской живописи». Но главным для художника была жизненная правда. По силе, глубине, оригинальности и народности таланта он близко к ним примыкал. Переписка с П. М. Третьяковым». Друзья сложились и выплачивали ему небольшую пенсию.
Своей целью участники кружка ставили воплощение русской национальной идеи в музыке. В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося «перед лицом вечности», наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое «сословное амплуа». В отраженной художником в картине «Не ждали» гамме психологических реакций на событие — изумления, недоверия, радости — безусловно доминирует немой диалог взглядов матери и возвратившегося из ссылки сына. Галерея выдающихся современников исполненная И. Е. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
И радости и горести – радости до счастья, горести до смерти – все в этих часах, которые лучами освещают или омрачают все прочие эпизоды моей жизни» (5). Музыкальным руководителем фактически являлся М. Балакирев. Он заинтересован новой оперой Кюи Анджело и просит Стасова написать ему о ней. Среди его учеников, . Их ведущим художественным методом отражения действительности был критический реализм. «Могучую кучку» и «передвижников» связывало много общих черт, в частности, демократизм, просветительская направленность творчества. накладывает их очень легко жидко разведенной краской.
Так-то, коренник. Какое счастье, что есть теперь этот портрет на свете. Репин перечитывает их запоем, с удовольствием.
аль сам надорвешься. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В дальнейшем власть перешла к Петру (Петр Великий).
Репин сразу же заявил критику:. Я сердит на Вас за пропуск Сурикова. Это начало самого мрачного периода в жизни композитора. Особенно это касалось опер, где использовались многие фольклорные традиции. Портрет Мусоргского открывает в творчестве Репина-портретиста новую манеру, которая проявится в ряде работ самого разного характера, таких, как портрет В. В. Стасова 1883 года (так называемый «дрезденский»), портрет В. И. Икскуль (1889) и др., вплоть до портретов членов Государственного совета, писавшихся в начале 900-х годов для известной картины.
Действительный член Академии художеств с 1903. создает образ большой жизненности и впечатляемости. После ее смерти он написал горький романс «Надгробное письмо».
«Искусство», 1948, стр.
Стасов, теперь уже вопреки Крамскому (последний был тронут картиной), не отрицая талантливой экспрессии, с которой была написана Софья, отказывал Репину в умении правильно разрешить историческую тему. Картина И. Е. Репина «Бурлаки на Волге» оказалась близка по духу операм М. П. Мусоргского.
Что-то такое и Рембрандт и Веласкес вместе. Этот портрет писан бог знает как быстро, огненно — всякий это видит. В живописи подобные поиски осуществлялись, прежде всего, в жанре портрета.
Репин. В этом отношении он родствен картине «Не ждалиНе ждали. Вопреки всему, ему хотелось творить и радоваться жизни. 154–155). Она расправилась с ним, казнив его и его сына.
Е. Репин и В. В. Стасов. Часы утра, которые я посвящаю ему, – лучшие часы моей жизни. В 1881 году И. Репин жил в Москве. Рассудочность, самоуглубленность присутствует в каждой его черте. Применение новых приемов ярко выразилось в вокальных картинах из детской жизни Детская на текст самого композитора, в четырех романсах под общим заглавием Песни и пляска смерти (1875-1877) на слова графа Арсения Голенищева-Кутузова и других произведениях. В Европе с ее удивительными вещами, я чувствую себя таким же Садко.
В них он показал сцены народных бунтов («Борис Годунов» — у «Василия Блаженного» и «Под Кромами», в «Хованщине» — хоры стрельцов). Рядом справа его фотография с братом в 1858 году. Стасов возбуждает большой интерес художника к этому искателю музыкальной правды. Но для него, конечно, в портрете Мусоргского особенно поразительны были недостижимая широта и свобода письма, пленэристическая осветленность пространства — светлое лицо на светлом же фоне (у Крамского — всегда освещенные лица на темных фонах): форма моделируется не светотенью, а градациями цвета. Под тяжелыми душевными переживаниями она вновь пробудилась. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Он счастлив на родине. В середине июля 1876 г. Репин возвращается в Россию.
Еще в военном училище пробудилась тяга к возлияниям. И. Суриков. Музыкальный кружок «Могучая кучка» возник в то время, когда в России наблюдался повышенный интерес ко всему народному в связи с революционным настроением, которое охватило к тому времени умы русской интеллигенции и которое закончилось цареубийством в 1881 г. Участники «Могучей кучки» записывали и изучали русское народное творчество (фольклор)и русское церковное пение, а затем в своих произведениях реализовывали свои изыскания. В 1881 году у него случился приступ белой горячки.
Сублимируя внутреннюю силу индивидуалист Модест Петрович с головой уходил в музыку. Он сам приехал сюда из Москвы для передвижной выставки Мусоргского он застал уже в Николаевском военном госпитале. Он жил только творчеством, создавая романсы на стихи нового друга, графа А. А. Портрет, представленный ниже, показывает, что Модест Мусоргский держится несмотря на удары, которые наносит ему судьба: распалась «Могучая кучка», пресса злобно нападала на его сочинения, спектакль «Борис Годунов» почти перестали ставить.
Изображённый Репиным человек всегда как бы сам говорит о себе. При своем появлении этот портрет произвел большое впечатление. Печально есть.
Стасов справедливо считал его «одним из величайших созданий всего русского искусства». Только ковырни – напляшешься – если истинный художник. Вот отрывок из письма (1873 года) Мусоргского Репину: «Так вот как, славный коренник. В такую-то пору увиделся с Мусоргским и Репин.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Характеристики привилегированной части толпы — помещицы, купца, священника отмечены духом социально-критической иронии. Но тот женился и нанес дружбе и сотрудничеству непоправимый для Мусоргского удар.
А 28 марта композитор скончался. Тройка хотя и в разброде, а все везет, что везти надо. «Прошедшее в настоящем – вот моя задача», - писал он.
Мусоргский влечет его к себе по-прежнему. Ну, скажите, коренной Илья Ефимович, взаправду ли Европа лучше. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Портрет был не только ведущим жанром, но и подосновой творчества Репина вообще. Н. Г. Чернышевскому вторил М. П. Мусоргский, который говорил «Жизнь, где бы ни сказалась правда, как бы ни была солона». 63). Это придает портрету особую глубину и драматичность.
Таковы «Протодьякон» (1877) и «Горбун» (1881, ГРМ), портреты, связанные с картиной «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883, ГТГ2). В своих письмах из Парижа к Стасову Репин никогда не забывает послать сердечный привет Модесту Петровичу или просто Мусорянину. Слова Стасова Репин принимает как приговор. Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) «гасит» болезненную красноту лица яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок. Но этот, этот портрет будет, пожалуй, еще изумительнее.
Не понимаю — это страшно меня взорвало («И. За работу возьмется – уж о другой промышляет, что дальше тянет. Идейным вдохновителем кружка был художественный критик и литератор В. Стасов. Когда художник обращается к изображению выдающейся личности, он, естественно, создает исторический портрет, преследуя цель передать реальный облик модели и в тоже время акцентировать род занятий, раскрыть глубинную суть талантливой личности. Помещение, вся обстановка, бесконечное попечение, заботливость — все это было в госпитале в отношении к Мусоргскому таково, что он многим из друзей и приближенных, навещавших его (в том числе и мне), много раз повторял, что ему тут так хорошо, как будто он находится у себя, дома, среди самых близких родных и сердечнейших попечений.
Модест Петрович больше не служил. И. Е. Репину привелось увидать Мусоргского в последний раз в начале поста. Старообрядцы при помощиХованского и Софьи надеялись вернуть Русь к «старой вере».