Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось и он решил «родные Пенаты» не покидать. Бурлаки на Волз (1870-73, там же) також пишуться як академчне замовлення. Стасов присылает ему все, что он просит.
Георгий Петрович узнал себя уже в Третьяковке и обиделся. Выдвигая лозунги «чистого» искусства и «преображения» жизни искусством, представители «Мира искусства» отвергали как академизм, так и тенденциозность передвижников опираясь на поэтику символизма, они уходили часто в мир прошлого и гротескных полусказочных образов. В результате большая часть предложенных произведений оказалась в Третьяковской галерее. У творчост вн продуктом укрансько-росйського культурного симбозу.
Вскоре тот заметил талантливого юношу, пригласил его к себе в гости. Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Рядом – сотский (в царской деревне России крестьянин, назначавшийся в помощь деревенской полиции). Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62.
Майже три роки смя Рпних прожила в Париж. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Работал он над картиной долго, все ему не нравилось, все хотелось чего-то другого. Перш роки учення були для Рпна дуже важкими. Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150.
Комната небогатой интеллигентной семьи. Рассеянный свет на голубовато-зеленоватых обоях, на сиреневом платье горничной, на полу. Репин забыл о конкурсе, об Академии. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Репин изобразил грозного царя Ивана IV в момент страшного душевного потрясения. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. порождение и понимание текстов. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Уже с самого начала своего творческого пути, с 1870-х годов, Репин стал одной из ключевых фигур русского реализма. О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226.
Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. Америка—Франция—Россия. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. В последние годы он обратился к библейским сюжетам.
Поначалу он отказался позировать с затылка. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Импрессионизм зародился в 1860-х годах, во французской живописи: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в искусство свежесть и непосредственность восприятия жизни изображение мгновенных, как бы случайных движений и ситуаций, кажущуюся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур. и символизмаСимволизм — направление в европейском и русском искусстве 1870-1910-х годов сосредоточено преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений.
Он подошел к ложу, на котором покоится девочка. Пришлось пойти на хитрость. Непримиримо, зло горят ее глаза на бледном лице, губы сжаты, разлохматились волосы.
Этюд получился превосходный. Мж учнями були М. Пимоненко, О. Мурашко, . Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых». Общение с прежними друзьями было только заочным. Этот круг одинокого фанатизма экспрессивно очерчен светотеневыми контрастами и (в особенности в «Не ждали») — психологической пластикой персонажей и «говорящих» деталей.
В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина». На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Раскрывая характер писателя, подчеркивая его значимость в обществе, тем не менее, Репин не идеализирует Толстого, не пытается окружить его ореолом исключительности. Бродський К. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего». Макушенко, Ф. Красицький, С. Прохоров, . И вот уже перед нами не царь, а отец.
В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Однако он остается и блестящим мастером формы, этих самых «узоров», чутко воспринимая веяния и импрессионизмаИмпрессионизм (от французского impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети 19 — начале 20 веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124. Однак, вдокремлений вд Радянсько Рос (коли Фнляндя отримала незалежнсть) в свох Пенатах, вн потм неодноразово виражав неприйняття нового режиму у великому, в малому, ршуче засуджуючи як червоний терор, так нову орфографю. Ответ запорожцев был смел, дерзок, полон издёвок над султаном.
Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Однако, отъединенный от Советской России (когда Финляндия обрела независимость) в своих «Пенатах», он затем неоднократно выражал неприятие нового режима и в большом и в малом, решительно осуждая как красный террор, так и новую орфографию. Народився в см вйськового поселенця. Як педагог критик вн написав книгу «Далеке близьке» (1953). Живописи и графике «Мира искусства» (Л.
Так началась коллекция Репина Атенеум. На первых порах Репины жили под одной крышей с родителями мужа3 позже, скопив денег на торговле лошадьми, глава семьи сумел поставить просторный дом на берегу Северского Донца. А вокруг стола собралась запорожская казачья вольница писать ответ турецкому султану. Бросаясь, схватываясь и за голову, отец выпачкал половину (верхнюю) лица в крови.
В то же время, как отмечал Чуковский, в своих новаторских идеях Наталья Борисовна порой заходила слишком далеко. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Репин пришёл в восторг от этого послания и сразу сделал карандашный эскиз. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125.
Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140. На смену безудержному, слепому гневу, в припадке которого царевичу был нанесен смертельный удар жезлом, пришло сознание непоправимости содеянного, безумный, почти животный страх и раскаяние. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. Странная картина «Какой простор. » (1903, Русский музей) — с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Финского залива, — удивляет своим загадочным аллегоризмом.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Н. Крамський — тод ще зовсм молодий художник а в счн 1864 року був прийнятий в Академю. Музей отклонил предложение, объяснив, что произведений Репина уже достаточно. С. Кулковим, – Росйський музей).
Он вспомнил, как умирала его сестра Устя и как это потрясло всю его семью. Картина теперь писалась легко, вдохновенно.
Художник зобразив революцонера, вернувся в рдний дм з заслання. "Я родился военным поселянином. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122. А может, забыть про то, что сюжет евангельский, как говорил Крамской.
сторичн образи персонаж стали героями багатьох картин Рпна: «Запорожц пишуть листа турецькому султану» (1891), «ван Грозний син його ван» (1885 рк). Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов. Воно зрозумло. Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Когда он увидел полотно Репина «Иоанн Грозный и его сын Иван», он накинулся на картину и порезал ее ножом. И вдруг открывается дверь и в комнату входит человек. Рпн член групи "передвижникв", товариства молодих художникв, як порвали з академчними канонами стали прибчниками реалстичного напряму (реалзм) в росйському живопис. Коли ж йому подарували фарби, то нчим ншим, окрм малювання, вн бльше вже не мг займатися.
В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242. Долго и мучительно работал Репин над этой картиной.
На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Як був переконаний сам лля, походив вн з козацького роду, що носив зросйщене прзвище Рпа. Публике картина понравилась. В картинах «Отказ от исповеди» (1879-85), «Не ждали» (1884), «Арест пропагандиста», 1880-92 все — Третьяковская галерея) тема эта воплощена с невиданной масштабностью и смелостью. Наприклад, революц художник присвятив цлий ряд свох робт: «Вдмова вд сповд» (картина закнчена в 1883 роц), «Арешт пропагандиста» (приблизно 12 рокв художник писав цю картину, 1880-1892 рр. ), «17 жовтня 1905 року» (1907 рк), «Прийом волосних старшин Олександром III» (1885), «Урочисте засдання Державно ради» (1903 рк).
В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52. Перед нами – низка персонажв, кожен з яких – самостйна портретна ндивдуальнсть.
Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. До друзв лл Рпна належали укранськ дяч: М. Кропивницький, М. Мурашко, Д. Яворницький, . лля Юхимович називав Шевченка «апостолом свободи» власноруч виконав клька ескзв для проекту памятника. В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235.
Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890). Його дружиною стала Пелагея Минавна, двоче прзвище яко дослдникам встановити не вдалось. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»). Ддусь художника по материнськй лн— Степан Васильович Бочаров— також багато рокв вддав вйськовй служб.
Незважаючи на запрошення на самому високому офцйному рвн (лист К. Е. Ворошилова, 1926) Рпн в результат так не повертаться на Батьквщину, хоч дару в радянськ музе сво картини, пдтриму звязки з учнями друзями (такими, як. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188. Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. У мемуарних начерках, присвячених дитинству, лля Юхимович згадував про батька як про «блетного солдата», який разом з братом щороку здив на «Донщину», долаючи вдстань трьохсот верст, приганяв звдтля табуни коней на продаж.
» В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». Знакомство Репина и Всеволода Гаршина произошло в зале Павловой на Троицкой улице, куда писатель пришёл в сопровождении студентов и курсисток.
Она ушла из жизни в 1931 году55. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194. Вн продовжував працювати, хоча вже не так нтенсивно, як колись.
Улыбается стройный красивый юноша в богатой одежде – не Андрий ли это, Тарасов сын.
Стихией художника была современность и, даже создавая картины на темы легендарного прошлого, он оставался мастером животрепещущего настоящего, сокращая дистанцию между зрителем и героями своих произведений. У 1863 роц Рпн змг похати до Петербургу.
Так ли это – судить зрителям. Летом 1863 года артельщики работали в Воронежской губернии неподалёку от Острогожска— городка, в котором родился художник Иван Крамской. Як педагог критик вн написав книгу «Далеке близьке» (1953). Для цього. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133. В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58.
Тронька подарил краски Илье и с тех пор он не расставался с ними, рисовал постоянно, даже во время болезни. Проте з Украною лля Рпн був повязаний не тльки походженням, але й чуттво. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. Все заняты.
Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. Вчився в Петербурз в Малювальнй школ Суспльства заохочення художникв. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890).
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала. лля Юхимович Рпн народився в мст Чугув Харквсько губерн. А в глазах нестерпимая мука, жалость, любовь.
В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения. Как вспоминал впоследствии художник, вечерами, закончив работу, он нередко отправлялся на встречи с Толстым, стараясь приурочить их ко времени его вечерних прогулок. «Тургенев»Кисть Ильи Репина с беспрецедентной энергией воплощает Человека в истории, реально показывая, как эта история делается, слагаясь из человеческих чувств и мыслей.
овернення з пенсонерського вдрядження. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Картина «Хресний хд в Курськй губерн» була сприйнята прогресивною громадськстю як «одне з кращих торжеств сучасного мистецтва» (Стасов). По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97.
Крамськой дав юнаков рекомендацю, ллю прийняли в академю мистецтв вльним слухачем. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор., — эта последовательная смена стилистических ориентиров в живописных портретах еще более четко прослеживается в графике мастера, — от иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (1870, там же) до больших графических портретов рубежа веков (Э. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. Догорает день, вьется дымок костров, далеко-далеко раскинулась широкая степь.
У картинах Вдмова вд сповд (1879-85), Не чекали (1884), Арешт пропагандиста, 1880-92 все Третьяковська галерея) тема ця втлена з небаченою масштабнстю смливстю. Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140. Репин считал сам эту картину красивой. Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». Отец ударил своего сына жезлом в висок.
Первый Репин подарил другу историку Дмитрию Яворницкому, а тот— Павлу Третьякову. Убийство свершилось. 2 факт.
Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу (Хенри ван де Велде в Бельгии, Йозеф Мария Ольбрих в Австрии, Антонио Гауди в Испании, Чарлз Ренни Макинтош в Шотландии, Федор Осипович Шехтель в России). Третьяков»109. Поступил не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Рпн створив портретну галерею свох сучасникв: портрети В. В. Стасова (1873 р. ), М. П. Мусоргського (1881 р. ), ЛН.
Дружнми стосунками був повязаний з М. Ге, М. Кропивницьким, М. Мурашком, А. Праховим, Д. Яворницьким, який, зокрема, надав велику допомогу художников у збиранн матералу для картини»Запорожц пишуть листа турецькому султанов» (1878—1891, варант збергаться у Харквському музе образотворчого мистецтва, 1880—1891). Растущий социальный разлад, волна антимонархического террораТерроризм (террор) (от французского terreur — страх, ужас) — термин вошел в употребление в конце 18 века для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых.
Осучаснюя мотиви втчизняно стор, майстер перетворю картини в могутн згустки почуттв емоцй – гнву ненавист старого до нового (Царвна Софья через рк псля висновку в Новодевичьем монастир, 1879, там же), насилля страху (ван Грозний син його ван, 1885, там же), нищвних, переможних веселощв (Запорожц пишуть лист турецькому султану, 1878-91, Росйський музей). Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Они жили в Пенатах в течение двух недель.
Вот сейчас бросится к нему растерянная и обрадованная жена. Вот она вещь в уровень таланту. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185.
Рпн-демократ був творцем нового мистецтва, службовця нтересам народу. Добре вдом картини "ван Грозний син його ван" (1885 р. ) "Запоржц пишуть лист турецькому султанов" (1891 р. )., "Не чекали", 1884-1888 рр. ). Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости».
Издавало одноименный ежемесячный иллюстрированный литературно-художественный журнал (1898/99-1904, Санкт-Петербург), в котором печатались произведения писателей-символистов, статьи религиозно-философского характера», но в итоге оставаясь самим собой, всегда беспартийным и в то же время всегда политически пристрастным творцом. действительность слишком возмутительна, чтобы со спокойной совестью вышивать узоры». Однако, после революции, в 1918 году, он пишет картину «Быдло империализма», своеобразное продолжение темы бурлаков, где они выглядят грязными, тупыми и уродливыми. Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Макушенко, Ф. Красицький, С. Прохоров, .
По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Рпн намалював аквареллю «Прометея» з поеми Шевченка «Кавказ». В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. Лучше, чем кто-либо из его художников-современников показав взрывоопасную изнанку империи, Репин красочно живописует и ее парадный фасад («Прием волостных старшин Александром III», 1885, там же несколько портретов Николая II, 1890-е годы). Силу этого человека я сам испытал, притом, дважды».
Народився у Чугув (нин Харквсько област), у родин вйськового поселянина-колонста Юхима Рпна. Он судорожно обнимает сына, зажимает рану, пытается остановить кровь. Тогда Репин решает поступить в частную рисовальную школу, где преподавал И. Н. Прогов, М. П. Мусоргський, 1881 П. А. Стрепетова, 1882 все – там же портрети Л. Н. Толстого, написан пд час перебування художника в Яснй полян в 1891 пзнше), рацозн свтськ однофгурн (Баронесса В. И. кськуль фон Гильдебрандт, 1889, там же) ефектн багатофгурн портрети (Словянськ композитори, 1871-72, Московська консерваторя Урочисте засдання Державно Ради, 1901-03, спльно з Б. М. Кустодвим.
У Куоккал Рпн написав мемуари, низка його нарисв увйшла до книги спогадв «Далеке близьке». Це вдбилося в його творчост. Как и многие дети военных поселян, Репин поступил в военную школу, на отделение топографии. 1 факт.
5 факт. Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. За окном летний день. Його батько, рядовий Чугувського уланського полку, займався торгвлею кньми. На деяких творах Рпна помтний вплив мпресонзму й символзму.
Он просто писал человеческое горе и вместе с родителями переживал смерть их дочери. Направо у дверей стоит пристав, читает бумаги, только что вынутые из чемодана. На початку 1830-х рокв дочка Бочарових Тетяна Степанвна (1811—1880) вийшла замж за Юхима Васильовича. Так, ученик Репина Гавриил Горелов утверждал, что накануне отставки в академической чайной, где любили собираться мастер и его воспитанники, прозошёл неприятный диалог между Ильёй Ефимовичем и Константином Лепиловым, выразившим недовольство тем, что многие начинающие художники, придя в Академию, разочаровываются в своём выборе161. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Официальный статус с 16 века (впервые в Оксфордском университете).
Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. Портрет Ивана СеченоваРеализм передвижнического толка, а затем импрессионизм (достигающий особой, бравурной свободы мазка в «Государственном Совете») и модернМодерн (французское moderne — новейший, современный) («ар нуво», «югендстиль») — стилевое направление в европейском и американском искусстве конце 19 — начале 20 веков. Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. Однако мальчику не повезло, так как отделение было вскоре закрыто. Не дивлячись на вс труднощ, Рпн наполегливо вчився. Но он мечтает о большем.
Шульга, Ф. Чуприненко та нш. И только последний старик обессилел, опустил голову, повис на лямке.
Творчсть Рпна зробило значний вплив на сучасних художникв. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана. Знакомство было продолжено через год, когда Лев Николаевич, прибыв в Москву, остановился у Волконских. Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Це, по сут, портрет-картина. Несмотря на все трудности, Репин упорно учился. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились.
Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение». На вдомй картин в образ писаря зображено Яворницького. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. для меня еще не умерли идеалыИдеал (французское ideal) — образец, нечто абсолютное, высшая цель стремлений.
М. Бунакова. Минута и отец в ужасе закричал, бросился к сыну, схватил его, присел на пол, приподнял его к себе на колени и зажал крепко, крепко одною рукою рану на виске (а кровь так и хлещет между щелей пальцев), а другою, поперек талии, прижимает к себе и крепко, крепко целует в голову своего бедного (необыкновенно симпатичного) сына, а сам орет (положительно орет) от ужаса, в беспомощном положении. Родился Репин в 1844 году в г. Чугуеве (Украина), в семье военного поселянина. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. Бабушка что-то шьет или вяжет, мать играет на рояле, дети готовят уроки.
У картинах «Вдмова вд сповд» (1879-85), «Не чекали» (1884), «Арешт пропагандиста», 1880-92 тема ця втлена з небаченою масштабнстю смливстю. Художник не скрыл следов тяжелого недуга, наложившего неизгладимую печать на весь облик Мусоргского. Этот мужчина слыл в городе колдуном. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. Тут же, в Чугув Рпн задумав велике полотно «Хресний хд у Курськй губерн».
Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Согласно метрическим книгам, он умер в 1830-х годах, после чего все хозяйственные заботы легли на плечи его жены Натальи Титовны Репиной.
О том, что ученик созрел для дальнейшего роста, Репин понял во время летних этюдов в деревне близ Абрамцева. Псля революц лля Рпн не бажав жити в радянськй Рос й залишився у свому матку «Пенати» у Куоккала (Фнляндя), де й помер. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44. Исследователи не раз обращали внимание на то, что на фоне своих полотен Репин не выглядел великаном.
После этой беседы Репин написал второе прошение, сдал квартиру, полученную от Академии и уехал к Толстому в Ясную Поляну163. Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Вн випробовував крайню нужду згодом так згадував про цей час: «Аби не загинути з голоду, я кидався на всяку роботу — фарбував на будинках залзн дахи, фарбував екпаж навть залзн вдра».
Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира («от реального к реальнейшему») и его «нетленную» или трансцендентную, красоту, символисты выразили неприятие буржуазности и позитивизма, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие мировых социально-исторических сдвигов. В эту минуту в комнату вошел Христос. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы.
Репин отрицательно относился к Николаю Второму, называл его «гнусным варваром», «высокодержимордием», мечтал «что эта мерзость рухнет». Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. В 1867 та 1876—1877 pp.
Це зроблено майстерно. Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. Грандиозное многофигурное полотно (35 м) «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года» (1901—1903, ГРМ), в исполнении которого принимали участие Б. М. Кустодиев и И. С. Куликов, было написано в течение двух лет. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Рпн в дитинств дуже захоплювався вирзуванням з паперу конячок, яких приклеював до шибки, викликаючи простодушн захвати глядачв. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4.
Запряженные в кожаные лямки, тянут они тяжелую баржу. Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112. Прежде чем приступить к тому или иному очерку, Илья Ефимович несколько раз рассказывал его гостям, появлявшимся в Пенатах. Батько художника Юхим Васильович (1804—1894) був у родин старшим з дтей. Мж учнями були М. Пимоненко, О. Мурашко, . Надзвичайно важливу частину репнсько спадщини складають його портрети.
Чуковський). В истории эстетики сущность искусства истолковывалась как подражание (мимезис), чувственное выражение сверхчувственного и т. п. («Далекое близкое»), неоднократно затем переиздававшийся.
Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Пзнше звертаться до сторично тематики.
Комната полна света, воздуха, живопись картины свежая, ясная. За ними угрюмо пригнулся к земле, натянул свою лямку Илька-матрос. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255. Рпна повязан з Украною, Художник з великою любовю та повагою ставився до укранського народу, вивчав його сторю та культуру.
И дома вечером он никак не мог успокоиться и все просил брата играть Бетховена. Образ Соф не вльний вд театрально афектац душевних рухв. Рпн лля Юхимович (1844-1930 рр. ), росйський художникь. Тут вн поступив в Малювальну школу Суспльства заохочення художникв, де викладав. Вот стоят они в стороне, в полумраке комнаты, покорные, скорбные. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83.
Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Но Репин создал на базе многочисленных натурных этюдовЭтюд (французское etude, буквально — изучение) — в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное) исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Н. Крамськой. не утверждают, а развенчивают привычные историко-бытовые стереотипы: вместо благостной «соборности» мы видим массовую инерцию толпы, которая, двигаясь по иссохшему, выжженному солнцем оврагу, среди мертвых вырубок, в буквальном смысле прет в «никуда», в некий незримый, но явственно ощутимый тупик. Руки его крепко связаны, а его самого держит понятой.
Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. Картина имеет 3 списка (не считая этюда). Над этой картиной Репин работает долго, тщательно отбирая типажи.
В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254).
К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. Вегетарианцем стал и сам Репин. Работал весь день, не замечая времени.
После этого он постоянно возвращался к этой теме, работая над картиной более десяти лет. Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет. «Вся Русь» как бы сведена тут воедино в многолюдной церковной процессии при этом удивительная характерность типов, натурная правда пейзажаПейзаж (французское paysage, от pays местность) — вид изображение какой-либо местности в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при котором основной предмет изображения — природа. Несмотря на приглашения на самом высоком официальном уровне (письмо Климента Ефремовича Ворошилова, 1926) Репин в итоге так и не возвращается на родину, хотя подарил в советские музеи свои картины, поддерживал связи с учениками и друзьями (такими, как Исаак Израилевич Бродский и Корней Иванович Чуковский).
В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». «Я человек 60-х годов, . идеалистов», — свидетельствует сам мастер (в письме украинскому живописцу Николаю Ивановичу Мурашко, 1880) и добавляет: «окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холстХолст в изобразительном искусстве — ткань, на которой пишут картины.
Не доносчик ли. Чикаленко й багато нших. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Н. Крамський, «Софя справля враження замкнутого в залзну клтку тигра, що совершенно вдповда стор». В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153.
С великолепной пластичностью написано лицо Толстого, в особенности его лоб. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. Але мря про високе мистецтво вабила його в Академю витвок. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3.
Як врно вдзначив. Над писарем склонился атаман всего запорожского войска – Иван Серко. Репин изучает материалы, делает эскизы, пишет этюды.
Морское дно Репин писал с натуры в знаменитом парижском аквариуме. Але перш нж в 1873 роц художник виде з Рос, вн випробу свй перший справжнй успх, повязаний з появою на виставц в березн 1873 року картини «Бурлаки на Волз». вн проживав у Чугув, двч вдвдував Кив (1880, 1882). В 1917 году Илья Репин написал новый вариант «Бурлаков» под названием «Быдло империализма» (Азербайджанский музей искусств имени Р. Мустафаева, Баку), тем самым как бы приветствуя революцию. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году.
Даже кровь, которой на холсте нарисовано очень много, воспринимается настоящей. Илья Ефимович создавал исторические полотна, жанровые картины, портреты237, пейзажи оставил немало иллюстраций к произведениям русской классической литературы в его творческом наследии сохранились графические и скульптурные работы31. Л. Н. Толстого». У 1922-25 вн пише навряд чи не кращу з свох релгйних картин, Голгофу (Музей мистецтв, Прнстон, США), що проймм безпросвтним трагзмом. Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27.
Рпну вдалося поднати умовнсть картинно форми з дивовижною натурно переконливстю. — «Крестный ход в Курской губернии» (1880-83, там же). Наталья Борисовна с момента сближения с Репиным начала собирать и систематизировать всю выходящую в прессе информацию об Илье Ефимовиче.
Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245. — руководителем мастерской (1894-1907) и ректором (1898-1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой среди его учеников — Борис Михайлович Кустодиев и Игорь Эммануилович Грабарь. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33. Бесконечный волжский простор, бездонное небо, знойное солнце.
Народився Рпн в 1844 роц в Чугув (на Укран) в см вйськового поселянина. Толстого (1887 р. ).
Осовременивая мотивы отечественной истории, Илья Репин превращал картины в мощные сгустки чувств и эмоций — гнева и ненависти старого к новому («Царевна Софья через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре», 1879, там же), насилия и страха («Иван Грозный и сын его Иван», 1885, там же), сокрушительного, победного веселья («Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 1878-91, Русский музей). В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму». Проте з Украною лля Рпн був повязаний не тльки походженням, але й чуттво. Всякий текст является (материальным) объектом, передающим (нематериальный) смысл. Угрюмо, в упор смотрит прямо на зрителя этот крепкий, решительный, видавший виды матрос.
Когда в Париж приехал художник В. Васнецов, Репин уговаривает его позировать для Садко. Там он написал картину «Мужик с дурным глазом». Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156.
В некоторых странах существуют должности ординарного (штатного) и экстраординарного (внештатного) профессора. В ряде стран (в Австрии, Бельгии, Германии и др. ) профессорами называют не только преподавателей университетов и других вузов, но и учителей средней школы, в США — преподавателей колледжей. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать». В останн роки вн перейшов на бблйн сюжети.
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман. Скептики связывают эти факты с тем, что картина очень реалистично написана. При цьому опрацьован були совершенно вс детал.
Краще, нж будь-хто з його художникв-сучасникв показавши вибухонебезпечний виворт мпер, Репн барвисто живопису парадний фасад (Прийом волостних старшин Олександром III, 1885, там же деклька портретв Миколи II, 1890-е гг). Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра. Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Язык как раз и является средством «материализации» мыслей: превращаясь в тексты, получая материальную «оболочку» (или языковую субстанцию), мысли становятся доступны для восприятия и могут быть поняты другим человеком., — производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг. В 1922-1925 И. Е. На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. С тех пор и началась их дружба, сыгравшая огромную роль в жизни Репина. Вскоре весть о талантливом ученике Бунакова распространилась далеко за пределами Чугуева юного мастера стали приглашать приезжавшие в город подрядчики, которым нужны были художники и позолотчики10.
Вже релгйн картини, виконан по академчних програмах (ов його друз, 1869 Воскреснню дочки ара, 1871 обидв – Росйський музей) виявляють дивний дар художньо-психологчно концентрац, умння пдкорити вс компоненти образу – уроки старих майстрв, малюнок, колр, композицю – загальнй драматичнй задач. После этого иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Так и закончил, с мыслью, что картина не удалась. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Далеко-далеко стелется дым парохода, налево, поближе, замер парус маленького суденышка.
Берег Волги. Много учился на написании портретов близких и друзей. Уже религиозные картины исполненные по академическим программам («Иов и его друзья», 1869 «Воскрешение дочери Иаира», 1871 обе — Русский музей) являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа — уроки старых мастеров, рисунок, цветЦвет — свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. «Я подцепил в селе проклятую лихорадку», – жаловался Репин друзьям, – «Возможно, моя болезнь связана с этим колдуном.
Это самая феноменальная черта, чрезвычайно трудная и решенная только двумя фигурами. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185. До ц теми Рпн звернеться ще не раз практично завжди, так само, як в «Арешт пропагандиста», герой буде самотнй серед людей, заради яких вн вдда свою свободу. Тогда по настоятельной просьбе мальчика отец отдал его в ученики к иконописцу Бунакову. Для цього. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой.
Зрителей впечатляет и яркая выразительность натурыНатура в изобразительном искусстве — реальные объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т. п. ), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении. Тим не менш, вн дуже багато працю, малюючи вуличн сцени, безлч етюдв в паризьких передмстях, пише портрети викону картину великого формату «Паризьке кафе». Она была закончена только в 1891 году. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17. Шульга, Ф. Чуприненко та нш. Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. Навчальних предметв у нй було небагато: чистописання, арифметика та Закон Божий. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». Гаршин также отзывался о художнике с симпатией.
Вкраплен в загальний чорно-коричневий фон процес, вони створюють враження строкатост барвистост, не порушуючи дност, в той же час допомагають художников акцентувати увагу глядача на вузлових моментах композиц, видлити провдн образи (помщика, диякона, урядника з нагайкою, мандрвникв нших). Клька разв приздив в Украну. Для создания фона художник специально ездил в Москву, чтобы во дворе Петровского дворца подготовить этюды с обязательным присутствием солнца, свет которого служил важнейшим элементом композиции3151. Еще в 1876 году в Чугуеве художник задумал картину "Крестный ход в Курской губернии". Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году. Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости».
На батьквщин Рпн написав першу картину, присвячену революцйно тематики – «Пд конвом». Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда». Рпн намалював аквареллю «Прометея» з поеми Шевченко «Кавказ». Чикаленко й багато нших.
Казалось, он вновь переживал глубокое потрясение детства – смерть сестры. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале. "Иван Грозный" – явление в русской живописи необычайное".
По сырой отмели медленно, тяжело идут бурлаки. Зритель воочию ощущает эту больную человеческую плоть, видит, что дни композитора сочтены. Репин написал едва ли не лучшую из своих религиозных картин, «Голгофу» (Музей искусств, Принстон, США), проникнутую беспросветным трагизмом. Заслугой «Мира искусства» было также создание высокохудожественной книжной графики, эстампа, театральной декорации. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252.
Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Злякано дивиться на незнайомого чоловка двчинка (коли його забрали, вона була занадто мала бо забула свого батька), сповнен подивом оч дружини, що сидить бля рояля. Скопив 100 рублей от церковных заказов, в 1863 году молодой художник едет в Петербург. Горестно, недоуменно смотрит на Софью молоденькая черница – прислужница. И Репин пробовал, приходил в отчаяние и снова писал.
Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения. Вероятно, вот таким образом образ протодиакона получился таким убедительным. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года) и учеником не последний. В пейзажах часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина). У 1880-х рр.
Одна з останнх робт Рпна в Париж – поясний портрет його дружини, Ври Олексвни. В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Репин дважды подавал прошения об отставке. «Бурлаки на Волге» (1870-73, там же) тоже были написаны как академический заказ. У 1982 роц «Пенати» вдбудовано й вдкрито як «Музей-маток. Ю. Рпна». С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В дверях девушка она одна сочувствует пропагандисту и с тревогой смотрит на сыщика. Всю жизнь он задорно вмешивается в эстетические споры, принимая то сторону историка искусств и музыкального критика Владимира Васильевича Стасова, то «Мира искусства«Мир искусства» — российское художественное объединение (1898-1924), создано в Санкт-Петербурге А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Трогательное, нежное лицо, худенькие руки сложены на груди. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Однак хотлося йому зовсм ншого. Сам Репин об этой картине говорил: «Быдло— глубоко развращённое существо: постоянно соприкасаясь с полицией, он усваивает её способности хищничать по-волчьи, подхалимствовать, но быстро приходить к расправе над своими господами, если они ослабевают» Попытки Советского правительства вернуть Репина в СССР не удались, уговоры друзей не возымели действия в частных письмах он утверждал, что пока у власти большевики, не желает иметь с Россией ничего общего. Софья производит впечатление запертой в железную клетку тигрицы.
Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей. Крамской. Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны.
Псля революц лля Рпн не бажав жити в радянськй Рос й залишився у свому матку «Пенати» у Куоккала (Фнляндя), де й помер. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет.
Життя творчсть. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. Выражено и выпукло выдвинута на первый план – нечаянность убийства.
Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники. Софья цкавила Рпна як людина сильного, неприборкного характеру. Полуголый казак смакует крепкое атаманово словцо, а другой, черноусый, в шапке с красным верхом, от восторга грохнул его кулаком по спине. Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. И вдруг однажды Репина осенило: начать совсем по-новому. Рпна.
А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. У полотн «Хресний хд в Курськй губерн» художник створив справжню енциклопедю росйського життя псляреформено епохи. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт. Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко.
В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Вн створю чудов, гострохарактерн типажн композиц (Мужичок з боязких, 1877, Нжегородський художнй музей Мужик з поганим оком Протодакон, – обидва 1877, Третьяковська галерея), образи видатних дячв культури (Н. Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Це коло самотнього фанатизму експресивно окреслене свтотньовими контрастами (особливо в Не чекали) – психологчною пластикою персонажв говорячих деталей. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. Знакомство писателя и художника произошло ещё в Петербурге81 позже они встретились в Париже.
Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
На деяких творах Рпна помтний вплив мпресонзму й символзму. У творчост вн продуктом укрансько-росйського культурного симбозу. Подробность шекспировского комизма.
На церковних замовленнях вн збрав сто рублв в 1863 роц вдправився в Петербург. Как иллюстрация этому, в недавнее время появилась ранее нигде не фигурировавшая картина, приписываемая Репину под условным названием «Большевики». Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Был профессоромПрофессор (от латинского professor — преподаватель) — ученое звание и должность преподавателя вуза или научного сотрудника научно-исследовательского учреждения.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. У 1982 роц «Пенати» вдбудовано й вдкрито як «Музей-маток. Ю. Рпна». Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). лля Юхимович називав Шевченка «апостолом свободи» власноруч виконав клька ескзв для проекту памятника. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. Казалось, она спит.
Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50. Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. Рядом, за решеткой окна, голова повешенного стрельца. Давал также частные уроки В. А. Серову.
Евангельский сюжет наполнился для него жизненным, реальным содержанием. Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. Невдовз встка про талановитого учня Бунакова розповсюдилась далеко за меж Чугува юного майстра почали запрошувати приждж в мсто пдрядники, яким були потрбн живописц та позолотники. На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Музыка переносила его в мастерскую, к картине.
Именно там впервые проявилась его страсть к рисованию. «До 1859 року мр мо про Петербург, — пише Рпн, — ставали вс невдступнше аби добратися побачити Академю витвок». Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. Це коло самотнього фанатизму експресивно окреслене светотеневыми контрастами (особливо в «Не чекали») найзначнше твр на революцйну тематику. Судя по отчётам финских надзорных служб, коллеги должны были уговорить Репина переехать на родину.
О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Вн був закоханий в укранську природу, людину, фольклор та висував проблему укранського стилю в мистецтв. Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. У нй поднувалися владолюбство, державний розум, культура в той же час «мужицька» грубсть.
Виртуоз разных техник (наиболее известные его графические работы исполнены графитным карандашом или углем), Репин проявил себя и как высокоодаренный педагог. До друзв лл Рпна належали укранськ дяч: М. Кропивницький, М. Мурашко, Д. Яворницький, . М. Бунакову. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157.
Его отец, рядовой Чугуевского уланского полка, занимался торговлей лошадьми. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона». Репин восхищался Финляндией, называя Гельсингфорс кусочком Парижа. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ.
Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами. Репин встречал их по средам. Изнывая от смеха, привалился к столу дед с чубом на лбу.
Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств. Он идет прямо к матери. Батьки не могли допомогти синов, оскльки дуже мали потребу сам. Але драматизм в картин «Царвна Софя» носить до певно мри зовншнй характер.
В середине XX века советские искусствоведы считали эту работу утраченной: так, Илья Зильберштейн писал, что следы картины затерялись в Киеве в начале 1920-х годов128. Над нею Рпн впритул працював три роки, наполегливо шукаючи найбльш виразну композицю вражаючий типаж.